Мобильное приложение КонсультантПлюс для Windows Phone
Выпущено новое приложение "КонсультантПлюс: основные документы" для Windows Phone 7.5. Содержит кодексы РФ, основные правовые акты федерального законодательства, а также обзоры новых документов и справочную информацию.
Минтруд России подготовил поправки к Закону об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Минтруд России подготовил проект федерального закона ''О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации'' (далее - Проект). Данным документом предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). В частности, поправки коснутся страхователей - организаций и физлиц, заключивших с гражданами трудовой
или гражданско-правовой договор. Например, предлагается закрепить на законодательном уровне положения о порядке и сроке снятия с учета страхователей. В отношении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета страхователей, будут введены новые обязанности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых предлагается установить меры ответственности.
Постановка и снятие с учета страхователей
В соответствии с действующей редакцией Закона N 125-ФЗ страхователями являются три категории лиц:
- организации (в том числе и иностранные, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ и нанимают на работу российских граждан);
- организации по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения физлицам (далее - обособленные подразделения);
- физлица, заключившие трудовой договор с работником;
- физлица, обязанные уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора.
Организации регистрируются в качестве страхователей органами ФСС РФ в течение пяти дней с момента представления налоговыми органами сведений из ЕГРЮЛ. Для остальных категорий лиц законодательством определен срок, в течение которого они должны подать в территориальный орган ФСС РФ заявление о регистрации в качестве страхователя. Для обособленных подразделений такой срок составляет 30 дней с момента создания обособленного подразделения, для физлиц, заключивших трудовой договор или гражданско-правовой договор,
- 10 дней с момента заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников или с момента заключения гражданско-правового договора.
На практике возникают сложности с исчислением срока представления заявления о регистрации в качестве страхователя. Неясным остается вопрос, в календарных или в рабочих днях следует исчислять названный срок. Проект разрешает эту проблему указанием на исчисление срока в календарных днях. Помимо этого, для всех категорий страхователей (за исключением организаций) срок обращения с заявлением в органы ФСС РФ составит 30 календарных дней.
Также Проектом предлагается закрепить на законодательном уровне положения о снятии с учета страхователей. В настоящее время порядок снятия с учета определен Постановлением ФСС РФ [1]. В соответствии с Проектом в Законе N 125-ФЗ будет установлен срок снятия с учета страхователей, который составит 14 дней со дня подачи страхователем заявления о снятии с учета. Исключение составят организации: для них такой срок составит пять дней со дня представления налоговыми органами в территориальный
орган ФСС РФ сведений из ЕГРЮЛ.
Кроме того, новый порядок регистрации и снятия с учета страхователей (за исключением организаций) установит Минтруд России.
Обязанности банков (иных кредитных организаций), связанные с учетом страхователей и исполнением их поручений
Проектом предлагается ввести для банков и иных кредитных организаций обязанность исполнять поручение страхователя о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет ФСС РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (далее - поручение страхователя). В случае взыскания страховых взносов, пеней и штрафов со страхователей банки будут обязаны исполнять поручение страховщика о перечислении указанных сумм в бюджет ФСС РФ за счет денежных средств страхователя в очередности, установленной гражданским
законодательством РФ.
Срок исполнения поручения страхователя или страховщика останется прежним - один операционный день, следующий за днем получения банком соответствующего поручения. Проектом предусмотрена возможность увеличения этого срока до пяти операционных дней, если физлицо предъявит поручение о перечислении страховых взносов в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета). Срок продлевается за счет времени, необходимого на доставку такого поручения организацией федеральной почтовой связи
в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет). За нарушение срока исполнения поручения страхователя или страховщика с банка будет взыскиваться штраф, размер которого составит, как и в настоящее время, одну стопятидесятую ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.
В соответствии с Проектом при наличии денежных средств на счете страхователя банки не должны будут задерживать исполнение поручения страхователя или страховщика. Если банк совершит действия, создающие ситуацию отсутствия на счете страхователя денежных средств, в отношении которых в банке находится поручение страховщика, это повлечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы, не поступившей в результате таких действий.
Также в Проекте особо указывается, что применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в ФСС РФ сумму страховых взносов. В противном случае к банку будут применены меры по взысканию неперечисленных сумм страховых взносов за счет денежных средств и иного имущества банка в порядке, аналогичном для взыскания недоимки по страховым взносам со страхователя.
Проектом предлагается аннулировать лицензию банка за неоднократное нарушение им обязанностей, предусмотренных Проектом, в течение одного календарного года. С ходатайством в ЦБ РФ об аннулировании у данного банка лицензии на осуществление банковской деятельности сможет обратиться страховщик.
Кроме всего прочего, Проектом предлагается установить обязанность банков информировать страхователя и страховщика о невозможности исполнения их поручений в срок в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении ЦБ РФ. В таком случае банк будет обязан в течение дня, следующего за днем истечения срока исполнения поручения, сообщить об этом:
- территориальному органу ФСС РФ по месту нахождения банка и страхователю - в случае неисполнения (частичного исполнения) поручения страхователя;
- территориальному органу ФСС РФ, который направил это поручение, и территориальному органу ФСС РФ по месту нахождения банка (его обособленных подразделений) - в случае неисполнения (частичного исполнения) поручения страховщика.
Списание безнадежных долгов по страховым взносам
Проектом предлагается дополнить Закон N 125-ФЗ положениями о возможности списания безнадежных долгов по страховым взносам. В настоящее время такая норма установлена в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Так, недоимка, числящаяся за отдельными страхователями, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, будет признаваться безнадежной и списываться в порядке, который установлен Правительством РФ [2].
Суммы страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов страхователей в банках, но не перечисленные в бюджет страховщика, будут признаваться безнадежными к взысканию и списываться, если на день принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки будут ликвидированы.