Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 08.06.2012


КонсультантПлюс Правовые новости. Коротко о важном
Выпуск от 08.06.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Проект Федерального закона "О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года"


∙ ФИНАНСЫ

Приказ ФСФР России от 02.02.2012 N 12-6/пз-н
"Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2012 N 24341)

Изменены процедуры подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров

28 мая в Минюсте России был зарегистрирован Приказ ФСФР России от 02.02.2012 N 12-6/пз-н "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров" (далее - Приказ, а утвержденный им документ - Положение). Он заменит Постановление ФКЦБ России от 31.05.2002 N 17/пс "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров" (далее - старый Приказ).

Большая часть норм Положения повторяет содержание документа, утвержденного старым Приказом, однако в него включены и новые правила подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров. Наиболее существенные поправки коснутся процедуры избрания органов управления и ревизионной комиссии общества, правил определения кворума общего собрания и требований к учету голосов по акциям, обращающимся за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг.

Приказ вступит в силу через шесть месяцев после официального опубликования (на момент подготовки материала он опубликован не был).

Порядок избрания органов управления и ревизионной комиссии

Положением устанавливаются особенности процедуры избрания органов управления и ревизионной комиссии (ревизора) общества. Так, если в повестку общего собрания одновременно включены вопросы о досрочном прекращении полномочий ранее избранных членов совета директоров и назначении новых, решение принимается в два этапа. Сначала подводятся итоги голосования по первому вопросу. Если по нему собрание принимает положительное решение, подводятся итоги голосования по второму вопросу. В случае отрицательного решения подведения итогов по второму вопросу не происходит (п. 4.26 Положения).

Предполагается установить дополнительные правила учета голосов на выборах членов совета директоров. Если совет директоров избирается кумулятивным голосованием, то участник собрания согласно Положению вправе проголосовать за большее количество кандидатур, чем требуется для избрания совета директоров. Напротив каждой кандидатуры он указывает число своих голосов, отданных за этого кандидата (п. 2.21 Положения).

На выборах членов ревизионной комиссии (ревизора) члены совета директоров, коллегиального исполнительного органа или единоличный исполнительный орган голосовать не смогут - их голоса по акциям не учитываются. Однако Положение установило исключение для случая, когда одновременно с избранием ревизионной комиссии на голосование выносится - и решается положительно - вопрос об изменении состава органов управления общества. В такой ситуации голоса лиц, выведенных из состава органов управления общества, учитываются, а голоса участников органов управления, назначенных в рамках текущего собрания, - нет (п. 4.27 Положения).

При избрании членов ревизионной комиссии, счетной комиссии, коллегиального исполнительного органа бюллетень для голосования не должен содержать больше голосов "за", чем предполагается для избрания членов органов управления общества. Иначе бюллетень будет признан недействительным. Однако если в одном бюллетене за кандидата одновременно стоят голоса "за" и "против", недействительной признается только строчка с данным кандидатом (п. 4.22 Положения).

В соответствии с Положением предложение о выдвижении кандидатуры гендиректора, члена совета директоров или ревизионной комиссии должно содержать согласие самого кандидата, если такое требование установлено уставом общества. Кроме того, устав может требовать включения в предложение о выдвижении дополнительных сведений о кандидате (п. 2.8 Положения).

Правила определения кворума общего собрания

Положение содержит подробный перечень критериев определения кворума с указанием того, какие акции при этом учитываются, а какие - нет.

Так, кворум общего собрания (кворум по вопросам, включенным в повестку дня общего собрания) определяется исходя из количества размещенных (находящихся в обращении и не являющихся погашенными) голосующих акций общества на дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании (п. 4.20 Положения).

Кроме того, перечислены акции, которые не будут учитываться при определении кворума. Это акции, не оплаченные при учреждении общества в полном объеме (если иное не предусмотрено уставом общества), а также акции, право собственности на которые перешло к обществу.

В Положении была продублирована норма ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон "Об акционерных обществах") о правилах определения кворума в случае, когда лицом приобретено более 30 (50 или 75) процентов общего количества размещенных обыкновенных акций (абз. 4 п. 4.20 Положения). В соответствии с данной статьей указанное лицо должно направлять в общество обязательное предложение иным участникам о выкупе остальных акций общества. Если такое предложение не направлено до даты проведения общего собрания, то акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими не считаются и при определении кворума не учитываются.

Также, при определении кворума не учитываются акции:

- погашенные после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, и до даты проведения общего собрания;

- принадлежащие одному лицу и превышающие ограничения, установленные уставом общества. В соответствии с ч. 3 ст.11 Закона "Об акционерных обществах" в уставе общества может быть определено максимальное количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру;

- принадлежащие лицам, признаваемым в соответствии со статьей 81 Закона "Об акционерных обществах" заинтересованными в совершении обществом сделки (нескольких взаимосвязанных сделок), в случае определения кворума по вопросу об одобрении сделки (нескольких взаимосвязанных сделок) общества, в совершении которой (которых) имеется заинтересованность;

- принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, в случае определения кворума по вопросу об избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Если общее собрание проводится в форме заочного голосования, тогда при определении его кворума не учитываются голоса по бюллетеню для голосования, в котором отсутствует подпись лица (представителя лица), имеющего право на участие в общем собрании. Если же оно проводится в форме собрания, то аналогичная норма будет применяться в случае голосования бюллетенем путем его направления обществу (п. 4.24 Положения).

Голоса по бюллетеню для голосования, в котором отсутствует подпись лица (представителя лица), имеющего право на участие в общем собрании, не учитываются при подведении итогов голосования.

При определении кворума общего собрания, в котором принимает участие лицо, осуществляющее голосование по акциям, обращающимся за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг, учитывается только то количество подобных акций, в отношении которых названым лицом получены указания от владельцев депозитарных ценных бумаг (п. 4.11 Положения).

Требования к учету голосов по акциям, обращающимся за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг

Положением определено, как на общем собрании акционеров должно действовать лицо, осуществляющее голосование по акциям, обращающимся за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг.

Такое лицо при регистрации для участия в общем собрании обязано в письменной форме сообщить счетной комиссии информацию о количестве подобных акций, в отношении которых им получены указания от владельцев депозитарных ценных бумаг (п. 4.12 Положения).

Если по разным вопросам, включенным в повестку дня общего собрания, количество акций, в отношении которых названным лицом получены указания от владельцев депозитарных ценных бумаг, различается (не совпадает), оно обязано сообщить счетной комиссии информацию о соответствующем количестве таких акций по каждому такому вопросу, включенному в повестку дня общего собрания.

Если по акциям, обращающимся за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг, вышеупомянутое лицо проголосовало числом голосов, не соответствующим количеству таких акций, сообщенному счетной комиссии, то указанные голоса не учитываются при подведении итогов голосования на общем собрании.

В старом Приказе также содержалось требование к голосованию по акциям, обращающимся за пределами Российской Федерации в форме ценных бумаг иностранного эмитента, выпущенных в соответствии с иностранным правом и удостоверяющих права на такие акции. Голосование по этим акциям должно было осуществляться только в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных бумаг, однако детального требования к порядку такого голосования в старом Приказе не было.

Иные изменения правил проведения общего собрания акционеров

В соответствии с Положением общее собрание должно проводиться в поселении (городе, поселке, селе), являющемся местом нахождения общества, если иное место его проведения не установлено уставом общества (п. 2.9 Положения). Таким образом, будет исключена норма, допускающая установление иного места проведения общего собрания во внутреннем документе общества, регулирующем порядок деятельности общего собрания. Отметим, что при выборе места проведения общего собрания акционеров целесообразно учитывать п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 127. В нем сообщалось, что указание в уставе (внутреннем документе общества) в качестве места проведения общего собрания акционеров городов дальнего зарубежья в определенных случаях может рассматриваться арбитражными судами как злоупотребление правом.

Положением установлено, как следует определять дату внесения предложения в повестку дня общего собрания и дату поступления этого предложения, если оно передано через курьерскую службу. Такими датами будут: для отправки - дата передачи курьерской службе, для поступления - дата вручения курьером (п. п. 2.4 и 2.5 Положения).

Положение содержит указания на дополнительные сведения, которые должны в определенных случаях включаться в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров:

- если акции общества учитываются на лицевом счете (счете депо) "ценные бумаги неустановленных лиц", то в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, включаются сведения о количестве таких акций с указанием на то, что они принадлежат неустановленным лицам (п. 2.14 Положения);

- если акции общества учитываются на счете номинального держателя, не предоставившего данные о лицах, в интересах которых он владеет акциями, то в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, включаются сведения о количестве таких акций с указанием на то, что указанный номинальный держатель не предоставил соответствующие данные (п. 2.15 Положения).

Кроме того, Положением установлен перечень документов, которые должны быть предоставлены для ознакомления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, если в повестку дня его включен вопрос о реорганизации общества. По сравнению с прежним, данный перечень был дополнен следующими документами (п. 3.5 Положения):

- проект решения о разделении, выделении или преобразовании либо договор (проект договора) о слиянии или присоединении, заключаемый между обществами, участвующими в слиянии или присоединении;

- проект передаточного акта (разделительного баланса).

В Положении определено, что общее собрание, проводимое в форме собрания, открывается, если ко времени начала его проведения имеется кворум хотя бы по одному из вопросов, включенных в повестку дня. Лица, имеющие право на участие в общем собрании, могут регистрироваться до завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня, по которому имеется кворум. По завершении обсуждения до присутствующих должна быть доведена информация о числе голосов, которыми обладают лица, зарегистрировавшиеся (принявшие участие) в общем собрании. Далее будет проходить голосование лиц, не проголосовавших до этого момента (п. п. 4.10 и 4.16 Положения).

Секретарь общего собрания в соответствии с Положением будет назначаться председательствующим на общем собрании, если уставом или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, не установлен иной порядок его назначения (избрания) (п. 4.14 Положения).

В Положении определено, кто должен быть председателем внеочередного общего собрания, которое проводится во исполнение решения суда. Если на таком собрании отсутствуют лица, председательствующие на общем собрании в соответствии с Законом об акционерных обществах, председателем является орган (председатель органа) общества или лицо, которое в соответствии с решением суда проводит такое внеочередное общее собрание (п. 4.19 Положения).

В соответствии с Положением расширен перечень сведений, которые должны указываться в протоколе общего собрания и в протоколе об итогах голосования на общем собрании. Теперь в эти документы необходимо будет включать дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании (п. п. 4.29 и 4.31 Положения). Отметим, что Законом "Об акционерных обществах" установлены требования к срокам составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании (абз. 2 и абз. 3 п. 1 ст. 51 Закона "Об акционерных обществах").

Положение не содержит требований к годовому отчету общества, которые в настоящее время закреплены в двух нормативных актах: в старом Приказе и в Приказе ФСФР РФ от 04.10.2011 N 11-46/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг". Это сделано для того, чтобы исключить дублирование практически идентичных норм в двух разных нормативных актах.

∙ ЭКОНОМИКА

Решение Суда Евразийского экономического сообщества от 22.05.2012 N 12
"О Регламенте Суда Евразийского экономического сообщества по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов"

Утвержден регламент Суда ЕврАзЭС по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов

22 мая 2012 г. решением Суда ЕврАзЭС N 12 утвержден Регламент Суда ЕврАзЭС по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов. Регламент регулирует все основные вопросы судопроизводства в данном суде, связанные с рассмотрением обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На официальном сайте Суда ЕврАзЭС (далее - Суд) опубликован Регламент Суда Евразийского экономического сообщества по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов (далее - Регламент). Напомним, что возможность обращения в Суд хозяйствующих субъектов закреплена Статутом Суда ЕврАзЭС от 05.07.2010 и получила свое развитие в Договоре об обращении в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 09.12.2010. (далее - Договор).

Рассмотрим основные положения Регламента.

Согласно ст. 5 Регламента Суд рассматривает дела:

- об оспаривании актов Комиссии (1) или их отдельных положений;

- об оспаривании действий (бездействия) Комиссии;

- по запросам высших органов судебной власти государств - членов Таможенного союза (далее - ТС) и Единого экономического пространства (далее - ЕЭП);

- иные дела, разрешение которых предусмотрено международными договорами в рамках ТС и ЕЭП.

Суд рассматривает дела в составе Большой коллегии, Коллегии и Апелляционной палаты.

В Большую коллегию входят все судьи Суда от государств ТС и ЕЭП. В случае отсутствия хотя бы одного из судей рассмотрение дела откладывается или объявляется перерыв в судебном заседании. Большая Коллегия выносит решения по запросу высшего органа судебной власти государства ТС и ЕЭП. Решения выносятся по вопросам применения международных договоров, заключаемых в рамках ТС и ЕЭП, актов Комиссии, затрагивающих права и законные интересы хозяйствующих субъектов, если эти вопросы существенно влияют на разрешение дела по существу.

В состав Коллегии для рассмотрения дел с участием хозяйствующих субъектов включается по одному судье от каждого государства ТС и ЕЭП.

В состав Апелляционной палаты для рассмотрения жалобы на не вступившее в силу решение Коллегии Суда включаются судьи от государств ТС и ЕЭП, не принимавшие участия в рассмотрении дела, решение по которому обжалуется.

Судопроизводство

Судопроизводство состоит из двух стадий:

- письменной (подача заявления, запросов, других документов и пр.);

- устной (доклад судьи, советника судьи, заслушивание лиц, участвующих в деле, заключений экспертов и специалистов, а также оглашение документов, материалов и решений).

К лицам, участвующим в деле относятся:

- стороны, заявитель запроса, их представители;

- эксперты, специалисты, свидетели и переводчики.

Заявление принимается к рассмотрению только после предварительного обращения хозяйствующего субъекта в Комиссию. Если в течение двух месяцев по обращению не принимаются меры, то хозяйствующий субъект может обратиться в Суд. Заявление в Суд должно содержать сведения, указанные в ст. 18 Регламента, с приложением документов, перечисленных в ч. 2 упомянутой статьи. Одним из них является документ, подтверждающий уплату пошлины. Пошлина уплачивается хозяйствующим субъектом до подачи заявления и составляет 30 000 руб. (Решение Межгоссовета от 19.12.2011 N 588). В случае удовлетворения требований Судом пошлина возвращается хозяйствующему субъекту. Остальные судебные издержки каждая сторона несет самостоятельно.

Отметим, что Суд может отказать в принятии заявления в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 28 Регламента.

Что касается запроса высшего органа судебной власти, то в нем указываются:

- наименование Суда;

- конкретные нормы международного договора или акта Комиссии, затрагивающие права и законные интересы хозяйствующих субъектов, с точным изложением вопроса, по которому требуется заключение, и приложением относящихся к вопросу документов. К запросу следует приложить документы, подтверждающие полномочия на его подписание.

Стороны и иные лица, участвующие в деле, должны быть уведомлены в разумный срок о принятии заявления или запроса к производству, времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия. Сообщения об этом размещаются на сайте Суда не позднее чем за 15 дней до начала заседания или совершения отдельного процессуального действия. В срочном порядке суд может известить или вызвать лиц, участвующих в деле, телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.

Для рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта предусмотрен трехмесячный срок с даты получения Судом заявления. Однако для рассмотрения запроса какого-либо срока не предусмотрено, указано лишь, что он должен быть разумным. Приостановление производства по делу приостанавливает течение процессуальных сроков. При выделении требований в отдельное производство или их объединении течение процессуальные сроков начинается сначала. В период судебных каникул процессуальные сроки не применяются.

Суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе принимать разумные временные меры, в том числе обеспечительного характера.

Помимо этого, на любой стадии процесса стороны могут заключить мировое соглашение. Соответствующее ходатайство необходимо направить в Суд.

Дело слушается в открытом судебном заседании. Секретарь судебного заседания ведет протокол, кроме того, может осуществляться аудио- и видеозапись.

Судебные акты и их опубликование

Решения Суда

Судебные акты по делам о разрешении споров и по запросам о вынесении заключений принимаются в форме решений. Решение выносится в совещательной комнате и принимается большинством голосов открытым голосованием путем поименного опроса судей. Отказаться от голосования нельзя. Датой вынесения решения Суда считается дата его оглашения. Структура решения выглядит достаточно привычно: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.

Если судья не согласен с решением или его отдельным положением, он вправе заявить особое мнение до вынесения судебного акта. Особое мнение в письменной форме он обязан представить в пятидневный срок со дня оглашения решения.

Что касается решения Суда по запросу, то оно не должно содержать выводы, предрешающие, какой судебный акт должен быть вынесен по результатам рассмотрения дела высшим органом судебной власти государства - члена ТС и ЕЭП.

По результатам рассмотрения дел об оспаривании актов Комиссии или их отдельных положений Коллегия принимает решение о признании оспариваемого акта либо его отдельных положений соответствующими или не соответствующими международным договорам. Аналогичным образом выносится решение и по оспариванию действий (бездействия) Комиссии. Действие акта или его отдельных положений, признанных коллегией не соответствующими международным договорам, заключенным в рамках ТС и ЕЭП, приостанавливается с даты вступления в силу решения. Все несоответствия должны быть устранены Комиссией в течение 60 календарных дней.

Решение Коллегии вступает в силу через 15 дней с даты его вынесения и считается решением Суда, если оно не обжаловано в Апелляционную палату. Жалоба может быть подана в Суд в течение указанного срока в порядке, установленном для подачи заявления. В ней должны быть указаны сведения, перечисленные в ч. 3 ст. 47 Регламента. Решение Апелляционной палаты является решением Суда, вступает в силу с даты его вынесения. Такое решение окончательно и обжалованию не подлежит.

Постановления Суда

Постановление выносится в случаях, предусмотренных Регламентом. В частности, к ним относится соединение требований в одно производство или их выделение в отдельное производство. Постановление выносится в виде отдельного судебного акта или протокольного постановления. Постановление в виде отдельного судебного акта выносится в совещательной комнате, а протокольное постановление объявляется устно без удаления из зала и заносится в протокол.

Судебные акты должны публиковаться в печатном издании Суда, на сайте Суда, а также в национальных источниках официального опубликования государств - членов ЕврАзЭС, официальных источниках опубликования решений и материалов органов ТС и ЕЭП, соответствующих реестрах правовой информации.

Пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам

По заявлению стороны решение Суда может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам. Это возможно, если такие обстоятельства могут оказать решающее влияние на исход дела и при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, которая просит о пересмотре, при условии, что данная неосведомленность не была следствием небрежности.

Заявление о пересмотре подается в Суд до истечения одного года с момента открытия новых обстоятельств, но не позднее 10 лет с даты вынесения решения. Требования к такому заявлению перечислены в ст. 53 Регламента. Вопрос о принятии заявления к производству решается в десятидневный срок со дня его поступления в Суд. О принятии заявления или его возвращении суд выносит постановление, копии которого направляются сторонам. Если Суд примет заявление о пересмотре, то дело должно быть рассмотрено в течение одного месяца со дня поступления заявления.

В случае отмены решения по вновь открывшимся обстоятельствам дело повторно рассматривается Судом в общем порядке.

В завершении отметим, что 29 мая 2012 г. Суд принял к рассмотрению первое дело по заявлению хозяйствующего субъекта об оспаривании отдельных положений Решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 335 "О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза".

-----
(1) Под Комиссией понимается как Комиссия Таможенного союза, так и Евразийская экономическая комиссия.



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное