Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 20.01.2012


КонсультантПлюс Правовые новости. Коротко о важном
Выпуск от 20.01.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

Правовые новости. Специальный выпуск
"Обзор предполагаемых изменений системы государственной аккредитации в связи с разработкой проекта федерального закона"

 

Проект федерального закона "Об аккредитации в Российской Федерации"

На официальном сайте Минэкономразвития России размещен проект федерального закона "Об аккредитации в Российской Федерации" (далее - законопроект). Законопроект был разработан в рамках создания в России единой национальной системы аккредитации. Ее формирование началось с издания Распоряжения Правительства РФ от 12.10.2010 N 1760-р <О Концепции формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации>, в котором впервые была упомянута необходимость разработки единого закона об аккредитации.

После данного Распоряжения был принят Указ Президента РФ от 24.01.2011 N 86 "О единой национальной системе аккредитации", закрепивший принципы создания такой системы. В его исполнение была создана Федеральная служба по аккредитации (далее - Росаккредитация), которой были переданы полномочия по проведению аккредитации в различных сферах деятельности. Ранее аккредитацию в этих сферах осуществляли восемь федеральных органов исполнительной власти.

Законопроект продолжает политику государства по созданию единой национальной системы аккредитации: предлагается установить единые требования к порядку аккредитации, к правилам контроля за деятельностью аккредитованных лиц, а также критерии аккредитации.

В законопроекте содержатся правила создания и ведения государственной информационной системы в области аккредитации, в которую предлагается включить информацию о нормативном регулировании аккредитации, аккредитованных лицах, экспертах по аккредитации, ежегодных планах проведения проверок и др. (ст. 23 законопроекта).

Сфера действия законопроекта

Напомним, что термин "аккредитация" встречается во многих федеральных законах, регулирующих различные сферы деятельности: в частности, в законах, регулирующих образование (аккредитация образовательных учреждений), охрану труда (аккредитация организаций, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда), содержащих нормы технического регулирования (аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий) и т.д. Всего таких федеральных законов больше двух десятков.

Например, только аккредитованные образовательные учреждения могут выдавать документы об образовании государственного образца (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"). В соответствии со ст. 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе может осуществлять определенные виды деятельности только после прохождения государственной аккредитации. Однако единое для многочисленных нормативных правовых актов определение понятия "аккредитация" в настоящее время в российском законодательстве отсутствует; нет и единого органа, который проводил бы все виды аккредитаций.

Законопроект также не предполагает создание единой системы аккредитации для всех видов аккредитаций, существующих в РФ. В ст. 1 законопроекта содержится широкий перечень отношений по аккредитации, которые исключаются из сферы его действия. Всего таких исключений 16, к ним, в частности, относятся оба представленных выше примера.

При этом понятие аккредитации в законопроекте трактуется достаточно широко: аккредитация понимается как подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица либо индивидуального предпринимателя установленным критериям аккредитации, служащее официальным свидетельством его компетенции. Таким образом, в случае принятия законопроекта возможно постепенное расширение сферы его действия.

При принятии федерального закона в том виде, в котором он представлен в качестве законопроекта, действие данного документа будет распространяться на широкий круг отношений по аккредитации. В частности, это будут отношения, урегулированные:

- Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в части аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

 - Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в части аккредитации юрлиц и индивидуальных предпринимателей в целях официального признания их компетентности в области выполнения работ и (или) оказания услуг по обеспечению единства измерений;

- Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ в части аккредитации организаций, проводящих негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий;

- Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" в части аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), проводящих сертификационные испытания, и др.

Порядок проведения аккредитации

Законопроект предполагает разделение функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации, которые будет осуществлять один федеральный орган исполнительной власти (скорее всего, Минэкономразвития России), и функций непосредственно по аккредитации, которые будут выполняться национальным органом по аккредитации (предположительно, Росаккредитацией). Также национальный орган по аккредитации (далее - орган по аккредитации) будет контролировать деятельность аккредитованных лиц.

Одним из важнейших принципов проведения аккредитации, предлагаемых законопроектом, будет принцип недопустимости совмещения органом по аккредитации полномочий по аккредитации и по оценке соответствия.

Чтобы пройти аккредитацию, заявитель (российское юрлицо или индивидуальный предприниматель) должен соответствовать определенным критериям аккредитации - требованиям к персоналу, оборудованию, документообороту. Законопроектом устанавливаются только общие критерии аккредитации: специальные критерии будет разрабатывать федеральный орган исполнительной власти на основании международных стандартов. Кроме того, специальные критерии могут быть установлены градостроительным законодательством для соответствующей сферы деятельности (ч. 2 ст. 12 законопроекта).

Для получения аттестата аккредитации заявитель должен будет подать заявление и другие документы (подтверждающие компетенцию работников заявителя, содержащие правила учета и документирования результатов его деятельности, подтверждающие права на имущество, необходимое для осуществления деятельности в области аккредитации, и др.) в орган по аккредитации, который будет обязан провести процедуру аккредитации в течение 90 дней с момента получения указанных документов.

Согласно законопроекту в течение отведенных для принятия решения 90 дней орган по аккредитации проводит проверку в отношении заявителя. Ее предполагается проводить в два этапа:

1) экспертиза представленных документов и сведений (не более 30 дней);

2) выездная проверка по месту осуществления деятельности в заявленной области аккредитации (при положительном заключении экспертизы).

Для проведения аккредитации орган по аккредитации обязан будет привлекать экспертов по аккредитации, а в некоторых случаях, когда требуются специальные знания, - технических экспертов. В качестве экспертов по аккредитации будут выступать физические лица, прошедшие соответствующую аттестацию. При этом эксперты по аккредитации не будут являться работниками органа по аккредитации, но наравне с его сотрудниками будут входить в экспертную группу, проводящую проверку соответствия заявителя критериям аккредитации.

Эксперты по аккредитации должны быть компетентны и независимы от любого коммерческого, финансового или административного воздействия, которое оказывает или может оказать влияние на принимаемые органом по аккредитации решения. Они обязаны будут обеспечивать конфиденциальность сведений, составляющих охраняемую законом тайну. При нарушении данных требований эксперты будут нести ответственность, однако законопроект не содержит указаний на конкретные меры такой ответственности.

Аттестат аккредитации

По результатам экспертизы документов и выездной проверки принимается решение о выдаче аттестата аккредитации (далее - аттестат) или об отказе в аккредитации. Аттестат подтверждает аккредитацию заявителя в определенной области, и неотъемлемой его частью является приложение с указанием области аккредитации. Аттестат выдается в бумажном виде и является бланком строгой отчетности. Срок действия аттестата составляет пять лет.

Если юридическое лицо, получившее аттестат, прошло реорганизацию, то в зависимости от ее формы либо такой аттестат переоформляется, либо его действие прекращается. Так, при реорганизации юрлица в форме слияния, присоединения или преобразования аттестат аккредитации подлежит переоформлению, а в случае разделения или выделения - прекращает свое действие. Переоформить аттестат также обязаны юридическое лицо при смене своего места нахождения и индивидуальный предприниматель при смене места жительства (а также имени, фамилии, отчества или реквизитов документов, удостоверяющих личность).

Переоформление аттестата проводится в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления и прилагаемых к нему документов. За это время орган по аккредитации проводит проверку достоверности сведений, содержащихся в заявлении и приложенных документах.

Государственный контроль деятельности аккредитованных лиц

В течение срока действия аттестата орган по аккредитации проводит плановые и внеплановые проверки аккредитованных лиц. Первая плановая проверка проводится в течение года с момента принятия решения об аккредитации, а последующие - по истечении двух лет с даты окончания предыдущей плановой проверки. Внеплановые проверки проводятся при поступлении в орган по аккредитации сообщений и заявлений о фактах нарушения аккредитованным лицом критериев аккредитации, по истечении срока исполнения аккредитованным лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения критериев аккредитации и в некоторых других случаях. Для проведения плановых и внеплановых проверок не требуется согласования с органами прокуратуры.

Если орган по аккредитации выявит какие-либо несоответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, то он может принять решение о приостановлении действия аттестата в определенной области аккредитации, о полном приостановлении его действия либо о выдаче предписания об устранении нарушений. При этом неисполнение указанного предписания в срок может повлечь приостановление действия аттестата на период до трех месяцев. Если после этого нарушения не будут устранены, орган по аккредитации сможет потребовать аннулирования аттестата в судебном порядке либо сокращения области аккредитации.

К отношениям, связанным с осуществлением контроля за аккредитованными лицами, будут применяться также положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных законопроектом.

Документ:
Проект федерального закона "Об аккредитации в Российской Федерации"



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное