Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 16.01.2012


КонсультантПлюс Правовые новости. Коротко о важном
Выпуск от 16.01.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"


Правовые новости. Специальный выпуск
"Обзор арбитражной практики"

 

1. Трехлетний срок для возврата излишне уплаченного налога может отсчитываться со дня признания сделки недействительной в судебном порядке

2. Суммы излишне возмещенного НДС не являются недоимкой и взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке

3. Если у инспекции нет доказательств извещения налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки, то принятое в его отсутствие решение может быть отменено

4. Суд должен рассмотреть по существу заявление об обязании инспекции возместить НДС, даже если решение об отказе не было обжаловано в досудебном порядке

 

1. Трехлетний срок для возврата излишне уплаченного налога может отсчитываться со дня признания сделки недействительной в судебном порядке

В Налоговом кодексе РФ не разъясняется, с какого момента налогоплательщик должен узнать о наличии у него переплаты и, следовательно, с какого момента начинается течение трехлетнего срока, до окончания которого налогоплательщик вправе обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. В частности, может ли таким моментом являться дата принятия (вступления в силу) судебного акта в отношении налогоплательщика.

ФАС Поволжского округа пришел к выводу, что трехлетний срок может исчисляться с даты признания соответствующей сделки недействительной в судебном порядке.

Предприятие обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного им налога на имущество за 2004 - 2006 гг. Налоговый орган возвратил только суммы налога, уплаченные за последние три квартала 2006 г., а в возврате оставшейся части налога отказал, ссылаясь на пропуск налогоплательщиком трехлетнего срока с момента уплаты налога. Предприятие обратилось в суд с заявлением об обязании инспекции выплатить спорные суммы.

Налогоплательщик ссылался на следующие обстоятельства. Право собственности на объекты, по которым уплачен налог, предприятие получило в соответствии с договором о совместной деятельности. В 2011 г. данный договор был признан недействительным в судебном порядке, а объекты были возвращены их первоначальному владельцу, после чего налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о возврате налога.

Суды всех трех инстанций встали на сторону налогоплательщика. Они отклонили довод инспекции о том, что признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не может изменять налоговых правоотношений.

Суды отметили, что в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.) заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Судебное решение, которым договор о совместной деятельности был признан недействительным, имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела. Согласно п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и считается недействительной с момента ее совершения. Таким образом, предприятие не признавалось стороной договоров о совместной деятельности и не приобретало каких-либо прав и обязанностей, связанных с исполнением данных договоров. Следовательно, у предприятия не было обязанности по уплате налога на имущество, о чем оно узнало в момент признания договора недействительным, то есть в день принятия соответствующего судебного решения.

Исходя из изложенного, суды пришли к выводу о соблюдении предприятием трехлетнего срока и обязали инспекцию возвратить излишне уплаченный налог.

Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13.03.2009 N А43-26439/2008-32-826, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2011 N А81-4526/2010, ФАС Московского округа от 24.08.2011 N КА-А40/8845-11-П и др.

В практике встречаются и противоположные решения: например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.04.2009 N А43-27545/2008-32-882.

Документ:
Постановление ФАС Поволжского округа от 06.12.2011 N А49-759/2011

 

2. Суммы излишне возмещенного НДС не являются недоимкой и взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке

В Налоговом кодексе РФ не указано, должен ли налогоплательщик уплачивать в бюджет ранее возмещенный НДС, если возмещение признано неправомерным. Более того, остается неясным, являются ли такие суммы недоимкой в том значении, которое придается этому термину в ст. 11 НК РФ.

Большинство судов разрешали споры о том, должен ли налогоплательщик в такой ситуации уплачивать налог. ФАС Поволжского округа рассмотрел данную проблему шире, определив, какова суть спорной суммы и в каком порядке ее следует взыскивать с налогоплательщика.

Налоговый орган направил организации требование о возврате излишне возмещенного НДС, суммы которого были перечислены на ее расчетный счет. По итогам проведенной проверки инспекция вынесла решение о привлечении компании к ответственности и предложила ей уплатить недоимку, образовавшуюся из-за излишнего возмещения, пени и штраф. Организация оспорила данное решение в судебном порядке.

Суды всех трех инстанций указали, что излишне возмещенные из бюджета суммы НДС не являются недоимкой в том смысле, который придает им налоговое законодательство, независимо от факта их перечисления налогоплательщику на его расчетный счет, поскольку не соответствуют понятию недоимки. По своей сути суммы излишне возмещенного и перечисленного на расчетный счет налога являются бюджетными средствами, которыми без законных оснований пользовался налогоплательщик. Исходя из изложенного, суды пришли к следующему выводу. Спорные суммы подлежат взысканию с налогоплательщика не в составе недоимки, а в силу п. 2 ст. 45 НК РФ в судебном порядке, поскольку обязанность по уплате налога основана с учетом результатов налоговой проверки на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок налогоплательщика.

Аналогичной судебной практики нет. Суды, ранее принимавшие решения по схожим спорам, либо приходили к выводу, что налогоплательщик обязан перечислить сумму недоимки в бюджет (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.08.2011 N А74-3284/2010), либо указывали, что он не должен уплачивать в бюджет ранее возмещенный по результатам камеральной проверки НДС, если его возмещение по итогам выездной проверки признано неправомерным (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.05.2011 N А33-10298/2010, от 09.06.2011 N А33-13813/2010).

Документ
Постановление ФАС Поволжского округа от 06.12.2011 N А49-1862/2011

 

3. Если у инспекции нет доказательств извещения налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки, то принятое в его отсутствие решение может быть отменено

Согласно подп. 2 п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов проверки руководитель инспекции должен выяснить, извещен ли налогоплательщик в установленном порядке о времени и месте рассмотрения. Однако в Налоговом кодексе РФ не указано, считается ли налогоплательщик извещенным, если уведомление было отправлено по почте, но инспекция приняла решение при отсутствии информации о его получении.

ФАС Восточно-Сибирского округа пришел к выводу, что в таком случае налогоплательщик не считается извещенным, а решение налогового органа подлежит отмене.

Инспекция провела выездную проверку, по итогам которой налогоплательщик был привлечен к ответственности за неуплату НДС. Уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки было направлено компании по почте, однако доказательств его получения у инспекции не было. Организация потребовала отмены решения налогового органа, обосновав это тем, что не была извещена о рассмотрении материалов проверки.

Суды всех трех инстанций сочли, что рассмотрение материалов проверки в отсутствие налогоплательщика при таких обстоятельствах является основанием для отмены решения инспекции. Налоговый орган ссылался на то, что неточности и ошибки, допущенные работником почты при оформлении почтового уведомления, и ненадлежащее исполнение обязанностей этим работником не могут привести к признанию решения инспекции недействительным.

Однако суды отклонили указанный довод в силу следующего. Согласно подп. 2 п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов проверки по существу руководитель налогового органа должен установить, явились ли лица, приглашенные для участия в рассмотрении. В случае их неявки он выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение рассмотреть материалы налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо отложить рассмотрение.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки является основанием для отмены решения налогового органа (п. 14 ст. 101 НК РФ). К существенным условиям относится в том числе обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в рассмотрении ее материалов. Таким образом, решение инспекции было принято с существенными процедурными нарушениями, в силу которых суды пришли к выводу о его неправомерности.

Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Уральского округа от 21.09.2011 N Ф09-5718/11 N А60-45032/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 14.02.2011 N А29-2860/2010 и др.

Документ:
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.12.2011 N А33-449/2011

 

4. Суд должен рассмотреть по существу заявление об обязании инспекции возместить НДС, даже если решение об отказе не было обжаловано в досудебном порядке

Из ч. 1 ст. 191, ч. 1 ст. 148 АПК РФ следует, что арбитражный суд оставляет заявление налогоплательщика без рассмотрения, если заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора в случаях, когда это предусмотрено федеральным законом. При этом Налоговый кодекс РФ не содержит норм, прямо обязывающих налогоплательщика перед обращением в суд обжаловать в вышестоящем налоговом органе решение об отказе в возмещении. Таким образом, остается открытым вопрос о том, вправе ли суд оставить без рассмотрения заявление налогоплательщика о признании незаконным решения об отказе в возмещении, если налогоплательщик не обжаловал это решение в вышестоящий налоговый орган? И должен ли суд рассмотреть требование об обязании инспекции возместить налог, если решение об отказе не было обжаловано в досудебном порядке? ФАС Волго-Вятского округа рассмотрел спор, в котором налогоплательщик заявил оба эти требования.

Налогоплательщик обратился в суд с двумя требованиями: о признании недействительным решения инспекции об отказе в возмещении НДС и об обязании ее возместить налог из бюджета. По мнению инспекции, поскольку налогоплательщиком не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, его требования должны быть оставлены без рассмотрения.

Суды всех трех инстанций согласились с тем, что досудебный порядок соблюден не был, однако требование о возмещении инспекцией НДС удовлетворили в силу следующего. В судебном порядке было установлено, что налогоплательщик имел право на возмещение НДС, в связи с чем отказ инспекции возместить из бюджета необходимую сумму был признан незаконным. Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 18.12.2007 N 65, если налогоплательщик предъявил требование о возмещении НДС, суд проверяет законность и обоснованность мотивов отказа, изложенных в решении налогового органа, а также возражений против возмещения, представленных налоговым органом непосредственно в суд, и по результатам исследования принимает решение об удовлетворении требования налогоплательщика либо об отказе в удовлетворении. Следовательно, тот факт, что требование о признании недействительным оспариваемого решения инспекции было оставлено без рассмотрения, не может являться основанием для! отказа в удовлетворении обоснованно заявленного требования имущественного характера о возмещении налога.

Аналогичные выводы касательно оспаривания решения об отказе в возмещении содержатся в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2011 N А56-14929/2010, от 29.07.2010 N А56-59126/2009, ФАС Поволжского округа от 25.05.2010 N А55-34141/2009 и др. Однако в практике встречаются и противоположные решения (например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 03.08.2011 N А45-3176/2010, ФАС Поволжского округа от 29.09.2011 N А57-15955/2010), подкрепленные позицией ВАС РФ (Постановление Президиума от 24.05.2011 N 18421/10).

Документ:
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.12.2011 N А82-636/2011



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное