КонсультантПлюс: Федеральное законодательство ежедневно Выпуск от 15.01.2014
Новое в закупках - актуальный обзор на сайте КонсультантПлюс
1 января вступил в силу новый закон о контрактной системе N 44-ФЗ. Подпишитесь на наш новый обзор "Новое в закупках" на сайте КонсультантПлюс и вы будете первыми узнавать о важном в этой сфере: новых подзаконных актах, ведомственных разъяснениях и правоприменительной практике. См. обзор
Новое в федеральном законодательстве от 15.01.2014
Установлен порядок осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства федеральной собственности или в приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность за счет средств федерального бюджета
Определено, что при осуществлении капитальных вложений в объекты не допускается предоставление субсидий в отношении объектов, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или решение о предоставлении субсидий.
Объем предоставляемых бюджетных инвестиций и субсидий должен соответствовать объему бюджетных ассигнований, предусмотренному на соответствующие цели федеральной адресной инвестиционной программой.
Созданные или приобретенные в результате осуществления бюджетных инвестиций объекты закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за организациями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих организаций, или увеличением уставного фонда федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной казны РФ.
Осуществление капитальных вложений в объекты за счет субсидий влечет увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у организаций. Осуществление капитальных вложений за счет субсидий в объекты федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, влечет увеличение их уставного фонда.
Информация о сроках и об объемах оплаты по государственным контрактам, заключенным в целях строительства (реконструкции) или приобретения объектов, а также о сроках и об объемах перечисления субсидий организациям учитывается при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.
Установлен порядок принятия решений о предоставлении федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, а также федеральным государственным унитарным предприятиям федеральных субсидий на осуществление ими вложений в строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства федеральной собственности
Определено, что такие субсидии, предоставляемые предприятию, не направляются на финансовое обеспечение следующих работ:
- разработка проектной документации на объекты капитального строительства или приобретение прав на использование типовой проектной документации, информация о которой включена в реестр типовой проектной документации (в отношении жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и бытового назначения), и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации;
- проведение технологического и ценового аудита инвестиционных проектов в отношении объектов капитального строительства;
- проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
- проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) которых планируется осуществлять с использованием субсидии.
Инициатором подготовки проекта вышеуказанного решения может выступать предполагаемый главный распорядитель средств федерального бюджета, ответственный за реализацию мероприятий государственной программы, в рамках которых планируется предоставление субсидии.
Проект решения подготавливается в отношении объекта капитального строительства либо объекта недвижимого имущества учреждения сметной или предполагаемой (предельной) стоимостью либо стоимостью приобретения (рассчитанной в ценах соответствующих лет) 1,5 млрд. рублей и более - в форме проекта нормативного правового акта Правительства РФ; в отношении объекта меньшей суммы - в форме проекта акта главного распорядителя.
Определен порядок принятия Правительством РФ решений о предоставлении получателю средств федерального бюджета права заключать соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты федеральной собственности на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на предоставление таких субсидий
Определено, что инициатором подготовки проекта решения о предоставлении такого права может выступать федеральный орган государственной власти, федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное в соответствии с Бюджетным кодексом РФ полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета, а также госкорпорация "Росатом".
Проектом могут предусматриваться несколько объектов капитального строительства или недвижимого имущества, указанных в решении о предоставлении субсидий, в отношении каждого из которых должно быть отражено, в частности, распределение субсидии по годам строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, а также срок действия соглашения, не превышающий срока, установленного решением о предоставлении субсидий.
Проект решения подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в форме проекта распоряжения Правительства РФ и согласовывается с организацией и субъектом бюджетного планирования, в ведении которого этот главный распорядитель средств федерального бюджета находится, а при предоставлении субсидии в рамках государственной программы проект также согласовывается с ответственным исполнителем такой программы (в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно
ее ответственным исполнителем).
Проект, согласованный с указанными органами и организациями, и пояснительная записка к нему направляются главным распорядителем на согласование в Минфин России и Минэкономразвития России. Данные ведомства рассматривают проект решения о предоставлении права в срок, не превышающий 15 рабочих дней. После согласования главный распорядитель средств федерального бюджета вносит проект решения о предоставлении права в установленном порядке в Правительство РФ.
Уточнены правила проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения
Определено, что при исполнении федерального бюджета не допускается предоставление инвестиций на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объекта капитального строительства или приобретение объекта недвижимого имущества, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидий на капитальные вложения. Предоставление инвестиций возможно только после признания утратившим силу такого решения либо путем внесения в него изменений, связанных с изменением
формы предоставления бюджетных средств (с субсидий на бюджетные инвестиции).
Установлено также, что необходимым условием согласования Минфином России проекта решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства федеральной собственности, не включенные в долгосрочные целевые программы, является обоснованность расчета объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта капитального строительства после его ввода в эксплуатацию или объекта недвижимого имущества после его приобретения, представленного инициатором подготовки проекта
решения. Документы и материалы, необходимые для проведения проверки обоснованности такого расчета, представляются в Минфин России одновременно с проектом решения.
Регламентирован порядок осуществления Росалкогольрегулированием пломбирования автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции, а также концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции
Регламент также определяет порядок пломбирования технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пломбированию оборудования для учета объема перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием
этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.
Государственная услуга по пломбировке предоставляется организациям, осуществляющим или планирующим осуществлять деятельность по производству и обороту алкогольной продукции на основании соответствующего заявления. Срок рассмотрения заявления не может превышать пяти рабочих дней.
Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц Росалкогольрегулирования при выполнении данной функции.
Регламентирован порядок ведения единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота алкогольной продукции
В Административном регламенте определены:
круг заявителей (организации, осуществляющие производство и оборот, в том числе импорт алкогольной и спиртосодержащей продукции);
требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, срок предоставления государственной услуги;
результат предоставления государственной услуги (в том числе выдача программных средств ЕГАИС заявителю, подключение технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции, принадлежащих заявителю, к техническим средствам ЕГАИС);
перечень административных процедур, формы контроля за предоставлением государственной услуги, а также порядок внесудебного обжалования действий должностных лиц Росалкогольрегулирования.
В приложениях к регламенту приводятся сведения о местонахождении, контактных телефонах, адресе официального сайта Росалкогольрегулирования, а также образцы необходимых документов.
Утверждены требования к организации повышения уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих
Установлено, что саморегулируемые организации арбитражных управляющих утверждают для своих членов Программы, по которым осуществляется повышение уровня их профессиональной подготовки.
Стандартом определены, в частности:
компетенция саморегулируемых организаций и национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
минимальная продолжительность ежегодного повышения уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих;
формы повышения уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих;
основания освобождения арбитражного управляющего от обязанности подтверждения повышения уровня профессиональной подготовки.
ВАС РФ подготовил рекомендации по применению норм о недействительности сделок, совершенных под влиянием существенного заблуждения, обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств
В частности, арбитражным судам рекомендовано руководствоваться следующим:
перечень обстоятельств, заблуждение в отношении которых имеет существенное значение и может являться основанием для признания сделки недействительной, содержащийся в статье 178 ГК РФ, носит примерный характер;
заблуждение относительно правовых последствий сделки не является основанием для признания ее недействительной по статье 178 ГК РФ;
наличие каких-либо иных возможностей защиты нарушенного права истца не исключает признание сделки недействительной при наличии оснований, предусмотренных статьями 178 и 179 ГК РФ;
сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана недействительной только если обстоятельства, относительно которых потерпевший был обманут, находятся в причинной связи с его решением о заключении сделки;
сделка, совершенная органом юридического лица от имени последнего, может быть признана недействительной как совершенная под влиянием злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной;
применение насилия, являющегося одним из оснований для признания сделки недействительной по статье 179 ГК РФ, может подтверждаться не только фактом наличия уголовного производства по соответствующему делу;
угроза осуществить право является основанием для признания сделки недействительной, если под влиянием этой угрозы сторона совершила сделку, не связанную с указанным правом.
Разработаны Методические рекомендации для реализации мер по повышению удельного веса численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников
Методические рекомендации содержат основные подходы к разработке и реализации мер, направленных на достижение показателя "удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников", который входит в перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших органов государственной власти) субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года), а также определяют
порядок оценки достижения указанного показателя и источники получения данных.
Расчет показателя производится в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Росстата от 21.02.2013 N 70.
Основной задачей повышения численности высококвалифицированных работников является кадровое обеспечение создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, развития высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
В региональных планах мероприятий (комплексах мер, региональных программах), утверждаемых в субъектах РФ, рекомендуется предусматривать следующие мероприятия:
мотивация граждан к трудовой деятельности и обучению по перспективным профессиям (специальностям);
повышение качества и развитие современных форм профессионального образования и обучения;
обеспечение соответствия профессиональной подготовки и обучения кадров требованиям рынка труда, содействие развитию профессиональных сообществ, объединений работодателей;
увеличение в структуре привлекаемой иностранной рабочей силы высококвалифицированных работников.
ФНС России сообщается о недопустимости отказа в регистрации ККТ на основании распространяемой информации о нелегитимности применения в составе ККТ электронных кассовых лент защищенных (ЭКЛЗ) конкретного производителя
Соответствующая информация содержится в письмах ЦЗИ ФСБ России. По результатам анализа содержащихся в них положений, проведенного ФАС России, сообщается об отсутствии правовых оснований для формирования соответствующих выводов и противоречии их действующему законодательству.
Сообщается о неправомерности применения указанных писем в работе налоговых органов.
Обращено также внимание на то, что оказание государственных услуг по регистрации ККТ отнесено к ведению ФНС России и регламентировано Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н. Данный документ не содержит каких-либо оснований для отказа в регистрации ККТ в зависимости от производителя ЭКЛЗ или в случае представления модели ККТ, оснащенной устройством ЭКЛЗ, не имеющим сертификата ФСБ России.
ФНС России разработана форма расчета утилизационного сбора, уплачиваемого в отношении ТС, произведенных (приобретенных) на территории РФ
На Федеральную налоговую службу возложена обязанность по взиманию утилизационного сбора в отношении плательщиков, которые осуществляют производство, изготовление ТС (шасси) на территории РФ; приобрели ТС (шасси) на территории РФ у лиц, не уплачивающих (или не уплативших в нарушение установленного порядка) утилизационного сбора.
До утверждения в установленном порядке формы и формата представления расчета в электронном виде рекомендовано использовать форму (формат), предусмотренные приложением к данному письму ФНС России. Также сообщено, что для формирования расчета можно воспользоваться программным обеспечением, размещенным на сайте ведомства по адресу: http://www.nalog.ru/el_usl/no_software/
Производителям табачной продукции рекомендована к применению форма нового уведомления о розничных ценах на табачные изделия
С 1 января 2014 года введена обязанность представления в налоговые органы уведомления, содержащего сведения не только о максимальных розничных ценах на табачные изделия, но и минимальных розничных ценах, исчисленных в соответствии с законодательством РФ в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.
До утверждения формы Уведомления в установленном порядке рекомендовано использовать форму и формат представления Уведомления в электронном виде, которые размещены на сайте ФНС России в разделе "Юридическим лицам"/"Акцизы".
ФНС России разъяснен порядок отражения в налоговых декларациях корректировок налоговой базы и сумм налогов, занижение которых произошло по причине применения в сделке между взаимозависимыми лицами цен, не соответствующих рыночным
Налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов, представив уточненные налоговые декларации.
Сообщается, что до внесения в установленном порядке необходимых изменений в формы налоговых деклараций для отражения самостоятельных корректировок следует руководствоваться письмами ФНС России от 11.02.2013 N ЕД-4-3/2113@, от 14.03.2013 N ЕД-4-3/4303@, от 03.04.2013 N ЕД-4-3/5938@, от 15.04.2013 N ЕД-4-3/6824@.
Подать налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2013 год необходимо до 30 апреля 2014 года
ФНС России сообщает о начале проведения декларационной кампании.
Представить налоговую декларацию обязаны лица, получившие доходы:
- от продажи имущества, находившегося в их собственности менее 3-х лет, ценных бумаг, долей в уставном капитале;
- от сдачи квартир, комнат и иного имущества в аренду;
- в виде выигрышей в лотереи и тотализаторы;
- в порядке дарения;
- с которых не был удержан налог и т.д.
При этом налогоплательщик, заявивший в налоговой декларации за 2013 год как доходы, подлежащие декларированию, так и право на налоговые вычеты, обязан представить такую декларацию в установленный срок - не позднее 30 апреля 2014 года.
Сообщается, что на граждан, представляющих налоговую декларацию за 2013 год исключительно с целью получения налоговых вычетов по НДФЛ, установленный срок подачи декларации - 30 апреля 2014 года - не распространяется. Такие декларации можно представить в любое время в течение всего года, без каких-либо налоговых санкций.
Для заполнения налоговой декларации по доходам 2013 года рекомендуем использовать специальную компьютерную программу "Декларация 2013", которая находится в свободном доступе на сайте ФНС России.
Налоговые декларации необходимо представлять в налоговый орган по месту своего учета (месту жительства).
Представление налоговой декларации лицом, обязанным ее представить в отношении полученных в 2013 году доходов, после установленного срока (после 30 апреля 2014 года) является основанием для привлечения такого лица к налоговой ответственности в виде штрафа в размере не менее 1 000 рублей.
Минфином России до сведения плательщиков доведены реквизиты платежного документа для перечисления в федеральный бюджет задолженности по бюджетным кредитам
В частности, приведены счета:
4010181050000000901 - для уплаты, в том числе, процентов за пользование бюджетными кредитами, штрафов (пеней) за несвоевременный возврат средств;
4010581070000000901 - для перечисления, в том числе, средств в погашение задолженности по бюджетным кредитам.
С 15 января 2014 года национальная валюта Латвии исключена из перечня иностранных валют, официальные курсы которых по отношению к рублю устанавливаются Банком России
Данное решение принято Банком России в связи с введением с 1 января 2014 года евро в качестве национальной валюты Латвии и выводом из обращения латвийского лата с 15 января 2014 года.
Минфином России приведен перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год
Требование обязательного проведения аудита установлено статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Перечень содержит ссылки на нормативные акты, устанавливающие обязанность проведения аудита в конкретном случае, вид отчетности, подлежащей аудиту, а также указание на лиц, имеющих право проводить аудиторскую проверку.