ЭФФЕКТИВНОЕ ВЕДЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ: актуальные правовые вопросы и судебная практика (Москва, 05-07 декабря 2005г.)
Семинар проводят: Никонов А.А. - адвокат Адвокатской фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"; Карпова Г.А. - судья Арбитражного суда г. Москвы; Бациев В.В. - гл. консультант ВАС РФ и другие.
Решение Верховного Суда РФ от 08.07.2005 N ГКПИ2005-634, которым в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 в части исключения из перечня населенных пунктов, отнесенных к территориям
радиоактивного загрязнения (зона проживания с льготным социально-экономическим статусом), деревни Нижняя Зароща Мценского района Орловской области, оставлено без изменения.
Верховный Суд РФ пришел к выводу, что права заявителей этим Постановлением Правительства не нарушены, поскольку уровень загрязнения почвы в указанном населенном пункте ниже уровня, установленного Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Предметом рассмотрения явилось положение подпункта "а" пункта 2 Разъяснения Минтруда РФ от 16.05.1994 N 7 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к
заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия", утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 16.05.1994 N 37.
Оспоренной нормой предусмотрено, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок, не суммируется при поступлении на работу после прекращения трудового договора в случае осуждения
работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.
Верховный Суд РФ признал данное положение недействующим, поскольку оно не соответствует нормам Трудового кодекса РФ об особенностях труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из анализа которых следует, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к
стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов работы, а к гарантиям и компенсациям.
Указано, что ни Трудовой кодекс РФ, ни специальное законодательство о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора.
Также Верховный Суд РФ признал, что применение оспоренного положения означает
привлечение работника к не предусмотренной законом ответственности и ограничивает его право на вознаграждение за труд.
Подпункт "а" пункта 2 Разъяснения Минтруда РФ от 16.05.1994 N 7 признан недействующим с 23 декабря 2004 года, то есть с даты вступления в законную силу Определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23.12.2004 N КАС04-596, которым были признаны недействующими правовые предписания, сходные с оспариваемым по настоящему делу.
Региональным отделениям Фонда социального страхования РФ направлено для использования в практической работе письмо Минздравсоцразвития РФ от 26.10.2005 N 5142-ВС, содержащее рекомендацию по оплате в пределах средств ФСС РФ, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2004 N 202-ФЗ, счетов учреждений
здравоохранения федерального подчинения, оказывающих услуги по эндопротезированию льготным категориям граждан при наличии соответствующих заключений федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы в индивидуальных программах реабилитации инвалидов.
Внесены изменения в часть первую Налогового кодекса РФ.
В частности, в новой редакции изложены статьи, касающиеся взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках; за счет иного имущества налогоплательщика - организации, индивидуального предпринимателя; за
счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Так, на индивидуальных предпринимателей распространен порядок взыскания недоимок и пеней, а также таможенных пошлин, налогов, который в настоящее время действует в отношении организаций.
Часть первая НК РФ дополнена новой статьей 103-1, в которой закрепляется право налоговых органов самостоятельно, без обращения в суд, взыскивать налоговые санкции с организаций и
индивидуальных предпринимателей в случаях, если размер штрафа не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей 5 000 рублей по каждому налогу за налоговый период, а в отношении организаций - 50 000 рублей по каждому налогу за налоговый период.
При обжаловании решения о взыскании в вышестоящий налоговый орган исполнение решения автоматически приостанавливается. В случае обжалования решения о взыскании в арбитражный суд его исполнение может быть приостановлено в соответствии с
порядком, установленным арбитражным процессуальным законодательством.
Также внесены изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В частности, право взыскивать недоимку по страховым взносам в случае, если размер причитающейся к уплате суммы страховых взносов не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, а в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч
рублей, предоставлено территориальным органам Пенсионного фонда на основании решения этих органов. В случае если размер причитающейся к уплате суммы превышает указанные размеры, взыскание недоимки осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.
Внесен ряд изменений в Федеральный закон от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год".
В частности, изменены общие размеры доходов и расходов федерального
бюджета на 2005 год, исходя из большего прогнозируемого объема валового внутреннего продукта и более высокого уровня инфляции.
Существенно увеличено превышение доходов над расходами федерального бюджета.
Установлено, что за направление доходов, поступающих в федеральный бюджет в виде безвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов, на увеличение расходов бюджета отвечает Минфин
РФ.
Министерству финансов РФ также поручено осуществлять погашение задолженности перед ЦБ РФ в сумме, образовавшейся в результате перечисления Украиной, Республикой Молдова и Республикой Армения в 1996 - 1998 годах средств на счета Минфина РФ по учету доходов федерального бюджета, предназначенных для погашения задолженности этих государств перед Центральным банком Российской Федерации по техническим кредитам.
Уточнены:
- перечень Главных
распорядителей средств федерального бюджета - администраторов доходов федерального бюджета;
- размеры дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
- размеры дотаций на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления по субъектам Российской Федерации.
К облигациям субъектов Российской Федерации, выпускаемым в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" и входящим в Ломбардный список Банка России в соответствии с Указанием
ЦБ РФ от 28.07.2004 N 1482-У "О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России", отнесены облигации Самарской области, имеющие государственный регистрационный номер выпуска RU25002SAMO.
Данный документ применяется со дня опубликования в "Вестнике Банка России", но не ранее дня, начиная с которого указанные выше облигации допущены к обращению на Организованном рынке ценных бумаг и иных финансовых активов в Секторе ОРЦБ для расчетов по государственным
федеральным ценным бумагам.
Указано, что для учета средств в валюте Российской Федерации, поступающих во временное
распоряжение федеральных учреждений, территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России или кредитных организациях (филиалах) открываются в установленном порядке при заключении договора банковского счета отдельные лицевые счета с отличительным признаком "1" в четырнадцатом разряде номера лицевого счета на балансовом счете N 40302.
Банк России разъясняет, что при составлении кредитными организациями расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, можно уменьшать сумму обязательств кредитных организаций по
выпущенным ценным бумагам на сумму вложений кредитных организаций в облигации Банка России.
При этом остатки отдельных лицевых счетов балансовых счетов N 50107, 50208, 50308 "Прочие долговые обязательства" по учету облигаций Банка России рекомендуется указывать в строке 2 таблицы приложения 5 к Положению ЦБ РФ от 29.03.2004 N 255-П "Об обязательных резервах кредитных организаций" отдельной строкой.
В соответствии с абзацем 2 пункта 17 Правил регистрационные действия с
транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершаются на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение.
Заявитель оспаривает указанную норму, ссылаясь на ограничение категорий собственников автомобилей, имеющих право на
возобновление регистрационных действий с принадлежащими им транспортными средствами после отказа в возбуждении уголовного дела.
Верховный Суд в удовлетворении заявления отказал, указав, в частности, что оспариваемое предписание Правил не только не ограничивает права собственников транспортных средств, а, напротив, позволяет допускать к участию в дорожном движении транспортные средства, которые хотя и имеют признаки изменения нанесенной на них маркировки, но эти изменения не являются
результатом чьих-либо неправомерных действий.
Повторное лицензирование научных организаций, имеющих лицензии Минобразования России на право осуществления образовательной деятельности, будет осуществляться в период с января по март 2006 года, если
срок действия лицензии заканчивается до 31 марта 2006 года.
Приведен перечень документов, представляемых для повторного лицензирования, и сообщено, что они будут приниматься централизованно от представителей российских академий наук.
Установлено, что Генеральный прокурор России ежегодно лично на заседании палаты представляет Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной
работе по их укреплению.
Ратифицирована Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, подписанная в Вене 27 января 1999 года.
Ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о составе и
организационно-штатной структуре российской военной базы на территории Республики Таджикистан, подписанное в городе Душанбе 16 октября 2004 года.
Если вы не знаете как настроить ваш браузер для работы с онлайн-версией системы КонсультантПлюс, пожалуйста, прочитайте инструкцию на нашем сервере. Перейти к инструкции
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком
одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения
правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных
центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации
пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru
можно получить бесплатный доступ к большому массиву
актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о
программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и
деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.