===========На=правах=рекламы===========================================
Юридические семинары в Москве:
"ЭФФЕКТИВНОЕ ВЕДЕНИЕ СУДЕБНЫХ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ГРАЖДАНСКИХ И ПУБЛИЧНЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ" (Москва, 04-07 октября 2004г.)
с участием Витрянского В.В. - засл. юриста РФ, д.ю.н., зам. Председателя ВАС
РФ;
Большовой А.К. - засл. юриста РФ, Председателя Арбитражного суда г.Москвы;
Андреевой Т.К. - к.ю.н., засл. юриста РФ, судьи ВАС РФ; Щекина Д.М. - к.ю.н.,
адвоката фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" и др.
Тел.(095)244-77-88, 244-76-56 info@m-logos.ru Http://www.m-logos.ru
=======================================================================
НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск 2 августа 2004 года
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 09.06.2004 N 215-О
"ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ПАРТИИ "НАРОДНАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТОВ 1 И 2
СТАТЬИ 71 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
Оспаривалась конституционность пунктов 1 и 2 статьи 71 Федерального закона от
20.12.2002 N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации", в соответствии с которыми политическая партия, избирательный
блок, получившие менее 2 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей,
принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, обязаны
возместить в полном объеме государственным организациям телерадиовещания и редакциям
государственных периодических печатных изданий стоимость предоставленных бесплатных
эфирного времени и печатной площади.
Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы, поскольку она
не отвечает требованиям, в соответствии с которыми жалоба признается допустимой,
указав при этом, что законодатель, регулируя участие политических партий и избирательных
блоков в выборах депутатов Государственной Думы, вправе в интересах избирателей
предусматривать специальные условия, позволяющие исключить из избирательного
процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 212-О
"ПО ХОДАТАЙСТВУ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ
РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 АПРЕЛЯ 2002 ГОДА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 13 И 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.04.2002 N 9-П были признаны не
соответствующими Конституции РФ положения статей 13 и 14 Федерального закона
от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
устанавливающие запрет на привлечение депутата к уголовной и административной
ответственности и осуществление обусловленных этим мер уголовно-процессуального
и административно-процессуального характера без согласия законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом Конституционный
Суд признал право федерального законодателя устанавливать особые условия привлечения
этих лиц к ответственности, согласуя их с законодательными актами по данному
вопросу, в том числе с Уголовно-процессуальным кодексом РФ, закрепившим в качестве
условия возбуждения уголовного дела в отношении депутата законодательного (предст!
авительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или
привлечения его к ответственности получение по ходатайству прокурора субъекта
Российской Федерации заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного
суда республики, краевого или областного суда, суда федерального значения, суда
автономной области и суда автономного округа, о наличии в действиях депутата
признаков преступления.
Ходатайство об официальном разъяснении данного Постановления содержало вопрос
о том, суд какого именно субъекта Российской Федерации - по месту деятельности
законодательного органа, в состав которого входит соответствующий депутат, или
по месту осуществления производства по уголовному делу - управомочен давать заключение
о наличии в действиях депутата признаков преступления и, соответственно, прокурор
какого субъекта Российской Федерации вправе вносить представление о подготовке
такого заключения.
Производство по данному ходатайству прекращено с связи с тем, что Уголовно-процессуальный
кодекс РФ не был предметом проверки в рассмотренном Конституционном Суде деле
и упоминался в Постановлении лишь как свидетельство одного из возможных вариантов
законодательного решения вопроса об особых условиях осуществления уголовного
преследования в отношении депутата законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта Российской Федерации.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
УКАЗ Президента РФ от 28.07.2004 N 976
"ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ"
Вступил в силу с 28.07.2004.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ переименована в Федеральную службу Российской
Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСН России). Утверждено соответствующее
Положение, которым установлено, что ФСН России является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому
регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Руководство деятельностью ФСН России осуществляет Президент Российской Федерации.
Определены задачи и полномочия Федеральной службы, а также порядок организации
ее деятельности.
Соответствующие изменения внесены в структуру федеральных органов исполнительной
власти, утвержденную Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649.
Признан утратившим силу Указ Президента РФ от 06.06.2003 N 624 "Вопросы Государственного
комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ".
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
ПРИКАЗ МВД РФ от 17.07.2004 N 443
"О ПРИМЕНЕНИИ РАЙОННЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.2004 N 5951.
Руководителям территориальных органов, образовательных и научно-исследовательских
учреждений системы МВД РФ, а также командующим (командирам) внутренних войск
предоставлено право применять к заработной плате работников органов внутренних
дел и гражданского персонала внутренних войск МВД РФ районные коэффициенты в
пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
ПРИКАЗ МНС РФ от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443@
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И СВОДНЫХ КАРТОЧЕК
УЧЕТА СУММ НАЧИСЛЕННЫХ ВЫПЛАТ И ИНЫХ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ, СУММ
НАЧИСЛЕННОГО ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ (НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА)
И ПОРЯДКА ИХ ЗАПОЛНЕНИЯ"
В связи с утверждением новых форм расчетов по авансовым платежам по единому социальному
налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование утверждены
новые формы индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и
иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) и Порядок
их заполнения.
Признан утратившим силу Приказ МНС РФ от 21.02.2002 N БГ-3-05/91, которым утверждалась
ранее применявшаяся форма индивидуальной карточки учета, а также Приказ МНС РФ
от 05.06.2003 N БГ-3-05/300, вносивший в него изменения.
<ПИСЬМО> МНС РФ от 04.06.2004 N 03-2-06/6/1303/23
"О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПИСЬМА МНС РОССИИ
ОТ 29.04.2002 N ВГ-6-03/638@"
В связи с отменой главы 27 "Налог с продаж" Налогового кодекса РФ с 1 января
2004 года признано утратившим силу Письмо МНС РФ от 29.04.2002 N ВГ-6-03/638@
"О налоге с продаж".
<ПИСЬМО> МНС РФ от 04.06.2004 N 03-2-06/1304/23
"О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПИСЬМА МНС РОССИИ ОТ
10.09.2002 N ВГ-6-03/1385@"
Признано утратившим силу Письмо МНС РФ от 10.09.2002 N ВГ-6-03/1385@ "О налоге
на пользователей автомобильных дорог", которым разъяснялся порядок применения
статьи 2 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений
в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации", в частности, порядок уплаты налогоплательщиками
налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 23.07.2004 N 1480-У
"О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО УТРАТИВШЕЙ СИЛУ ИНСТРУКЦИИ БАНКА
РОССИИ ОТ 31 МАРТА 1997 ГОДА N 59 "О ПРИМЕНЕНИИ К КРЕДИТНЫМ
ОРГАНИЗАЦИЯМ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРУДЕНЦИАЛЬНЫХ
НОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального
опубликования в "Вестнике Банка России".
Признано утратившим силу положение Инструкции ЦБ РФ от 31.03.1997 N 59, утвержденной
Приказом ЦБ РФ от 31.03.1997 N 02-139, исключавшее применение принудительных
мер воздействия за нарушение требований банковского надзора к кредитным организациям,
находящимся под управлением Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации
кредитных организаций".
Изменено название Инструкции и признаны утратившими силу положения, раскрывавшие
понятие пруденциальных норм деятельности.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
ПРИКАЗ ГТК РФ от 28.07.2004 N 804
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕЕСТРА БАНКОВ И ИНЫХ КРЕДИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ"
Утвержден новый Реестр банков и иных кредитных организаций, которые могут выступать
в качестве гаранта перед таможенными органами.
Признан утратившим силу Приказ ГТК РФ от 31.05.2004 N 626 "Об утверждении реестра
банков и иных кредитных организаций" с изменениями и дополнениями, внесенными
Приказом ГТК РФ от 21.06.2004 N 702.
РАСПОРЯЖЕНИЕ ГТК РФ от 28.07.2004 N 355-р
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ
ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПОЛОЖЕНИЙ ТАМОЖЕННОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ТАМОЖЕННЫМ
ПЛАТЕЖАМ, УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ГТК РОССИИ
ОТ 27.11.2003 N 647-Р"
В связи со вступлением в силу с 10 июля 2004 года Приказа ГТК РФ от 25.05.2004
N 607, утвердившего Перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате
(зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей, и форму заявления
о возврате (зачете) денежных средств, внесены соответствующие изменения в Методические
указания, утвержденные Распоряжением ГТК РФ от 27.11.2003 N 647-Р, предписывающие
применять вышеуказанный Приказ.
Кроме того, право подписи требования об уплате таможенных платежей и право вынесения
решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке предоставлено заместителю
начальника таможенного органа (по экономике).
<ПИСЬМО> ГТК РФ от 05.07.2004 N 01-06/24642
"О ЗАПОЛНЕНИИ ГРАФЫ 27 ГТД ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ ТОВАРОВ,
ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ТРУБОПРОВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ПО ЛИНИЯМ
ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ"
Разъяснено, что при декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом
и по линиям электропередачи, сведения о месте погрузки товаров на транспортное
средство с целью их вывоза с таможенной территории Российской Федерации (которые
должны заявляться в графе 27 ГТД) не являются сведениями, необходимыми для принятия
решения о помещении товаров под таможенный режим, предусматривающий их вывоз
с таможенной территории Российской Федерации.
До внесения изменений в Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации,
утвержденную Приказом ГТК РФ от 21.08.2003 N 915, таможенным органам допускается
не требовать заявления сведений в графе 27 ГТД при декларировании товаров, вывозимых
трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
<ПИСЬМО> ГТК РФ от 13.07.2004 N 01-06/25601
"О ПРИМЕНЕНИИ ПРИКАЗА ГТК РОССИИ ОТ 26.03.2004 N 370"
Разъяснены отдельные положения Приказа ГТК РФ от 26.03.2004 N 370 "Об утверждении
Инструкции об особенностях действий должностных лиц таможенных органов при таможенном
оформлении российских товаров, перемещаемых по суше между Калининградской областью
и остальной частью территории Российской Федерации транзитом через территорию
Литовской Республики с использованием автоматизированной системы "Калининградский
транзит".
В частности, указано, что непредставление заинтересованным лицом документов и
сведений в соответствии с вышеуказанной Инструкцией, неполучение по автоматизированной
системе "Калининградский транзит" ответа литовской таможенной службы о возможности
транзита через территорию Литовской республики либо получение отрицательного
ответа не может служить основанием для отказа в оформлении товаров в соответствии
с общеустановленным порядком.
<ПИСЬМО> ГТК РФ от 28.07.2004 N 01-06/27454
"О ПРИМЕНЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В
ОТНОШЕНИИ ВРЕМЕННО ВВОЗИМЫХ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ И ОБОРУДОВАНИЯ"
Разъяснено, что обеспечение уплаты таможенных платежей при таможенном оформлении
запасных частей, предназначенных для использования при ремонте, техническом обслуживании
транспортных средств, и оборудования для погрузки, разгрузки, обработки и защиты
грузов, не требуется, если указанные запасные части следуют одновременно с транспортным
средством, для которого они предназначены.
Разъяснен порядок решения таможенными органами вопроса о предоставлении обеспечения
уплаты таможенных платежей в остальных случаях.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
ПРИКАЗ МВД РФ от 01.06.2004 N 338
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТАХ СОТРУДНИКАМ, ПРОХОДЯЩИМ СЛУЖБУ
В МОСКОВСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ МИЛИЦИИ МИНИСТЕРСТВА
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.2004 N 5952.
Сотрудникам, проходящим службу в Московской специальной средней школе милиции
МВД РФ на должностях руководящего, командно-преподавательского состава, учебно-вспомогательного,
административно-хозяйственного и инженерно-технического персонала, с 1 апреля
2004 года установлена ежемесячная надбавка в размере до 75 процентов должностного
оклада.
Конкретный размер надбавки определяется приказом начальника Школы дифференцированно,
в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
ПРИКАЗ Минюста РФ от 26.07.2004 N 131
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ,
СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕВОЗКОЙ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ СО СЛУЖБЫ, ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ,
А ТАКЖЕ ИХ ЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.2004 N 5950.
Определен порядок возмещения расходов сотрудникам уголовно-исполнительной системы,
гражданам, уволенным со службы, и членам их семей, связанных с проездом железнодорожным,
воздушным, водным и междугородным автомобильным транспортом, а также расходов,
связанных с провозом личного имущества весом до 20 тонн в универсальных контейнерах
железнодорожным транспортом, а при отсутствии железнодорожного транспорта - другими
видами транспорта (за исключением воздушного), при переезде сотрудников на новое
место жительства.
Возмещение указанных расходов осуществляется финансовым подразделением учреждения
и органа уголовно-исполнительной системы, где сотрудники состоят (состояли) на
денежном довольствии, либо по месту их пенсионного обеспечения.
ПРАВОСУДИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 08.06.2004 N 214-О
"ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА ВЕРХОВНОГО
СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 1
СТАТЬИ 4 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда
РФ как не отвечающего установленным законом "О Конституционном Суде Российской
Федерации" требованиям о допустимости обращения. В обоснование отказа Конституционный
Суд РФ указал, что в вопросе о конституционности предписания пункта 1 статьи
4 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации",
согласно которому в стаж работы по юридической профессии, необходимый для занятия
должности судьи, включается время работы на требующих юридического образования
должностях государственной или муниципальной службы, отсутствует неопределенность,
поскольку статьей 119 Конституции РФ (помимо перечисленных в ней требований к
кандидатам на должность судьи) установлено, что федеральным законом могут быть
установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации, что
и было реализовано в Законе Российской Федерации "О статусе cудей в Российской
Федерации".
--------------------------------------------------------------------
Тексты документов, представленных в обзоре -
http://www.consultant.ru/review/fd2004-08-02.html
--------------------------------------------------------------------
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком
одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения
правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных
центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации
пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru
можно получить бесплатный доступ к большому массиву
актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о
программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и
деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.