Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа


главная

образцы

консультации

библиотека

рассылки

услуги

статьи

гостевая книга

новости

контакты

ссылки

"жизнь после смерти"

"мобильник"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 04 июля 2006 года Дело N Ф03-А73/06-1/2350


(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 11.01.2006, постановление от 28.03.2006 по делу N А73-11106/2005-27 (АИ-1/250/06-8) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Администрации Солнечного района, Финансовому управлению Администрации Солнечного района о взыскании 22480,16 руб.

Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Администрации Солнечного района, Финансовому управлению Администрации Солнечного района о взыскании 22480,16 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате электроэнергии в 2004 году в соответствии с Федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1.

Решением от 11.01.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.03.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", выделялись не в полном объеме.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льготы реабилитированным лицам, так как в соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 "Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий" возмещение данных расходов производится за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Кроме того, указывает, что из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" субъекту РФ выделено достаточно средств.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания жалобы, своих представителей для участия в заседании кассационной инстанции не направили.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, ОАО "Хабаровскэнерго" в 2004 году в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" предоставляло отдельной категории граждан льготы по оплате потребленной электроэнергии.

Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 22480,16 руб. составило его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.

При рассмотрении спора арбитражный суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 16 и 17 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", устанавливающих для лиц, подвергшихся политическим репрессиям в виде лишения свободы, льготу по оплате коммунальных услуг, порядок предоставления которой и порядок выплаты денежных компенсаций устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, непосредственно из которого они финансируются, как отдельный вид расходов и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.

Согласно пункту 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419), расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 47 ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2004 год" на финансирование текущих расходов по реализации Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в Фонде компенсаций предусмотрено 1638240 тыс. руб.

Судом установлено, что размер перечисленных средств не соответствует фактическим потребностям.

Доказательств нецелевого использования полученных субъектом бюджетных средств не имеется.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Согласно статье 84 Бюджетного кодекса РФ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 22480,16 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 15, 16 Гражданского кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.01.2006 и постановление апелляционной инстанции от 28.03.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-11106/2005-27 (АИ-1/250/06-8) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.


В избранное