Как стало известно "Ъ", руководство Федеральной таможенной службы (ФТС) сменило руководителя главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования. Бориса Шкуркина, занимавшегося реформой и усилением управления в связи с созданием Таможенного союза, неожиданно сменила его заместитель Ольга Комарова. Господин Шкуркин стал советником главы ФТС Андрея Бельянинова. В ФТС называют замену таможенника, занимавшегося конфликтом с "Газпромом", реформой Северо-Западного таможенного
управления и переносом таможенного оформления на границу, "чисто технической".
Сменился руководитель одного из ключевых управлений центрального аппарата ФТС — главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (ГУФТДиТР). Приказ об уходе с этого поста Бориса Шкуркина, считающегося в ФТС личным протеже главы службы Андрея Бельянинова и руководившего управлением с марта 2007 года, ФТС России не публиковала. Тем не менее в пресс-службе ведомства "Ъ" подтвердили, что господин Шкуркин теперь является советником главы службы Андрея Бельянинова. Имя нового начальника
управления уже известно — это первый заместитель Бориса Шкуркина Ольга Комарова, ее имя указано с начала недели в качестве начальника управления на официальном сайте ФТС России.
Еще 29 июня госпожа Комарова присутствовала на семинаре ФТС, посвященном реформам службы в связи с созданием Таможенного союза, в качестве заместителя господина Шкуркина. Деятельность самого Бориса Шкуркина в ФТС также была связана с Таможенным союзом. Сам он еще 4 мая 2010 года в интервью "Российской газете" сообщал о подписанном господином Бельяниновым распоряжении о частичной реорганизации (в связи с созданием Таможенного союза) центрального аппарата ФТС России: в ГУФТДиТР вливаются пять подразделений ликвидируемого
управления таможенной инспекции. На сайте ФТС управление таможенной инспекции во главе с Олегом Грачевым указано как действующее, по словам Бориса Шкуркина, изменения должны были вступить в силу 2 июля. Но сам чиновник, который, по данным "Ъ", получил вместе с постом советника главы ФТС и новое звание — генерал-майора таможенной службы, очевидно, руководить усиленным подразделением службы, которое объединит и финансовую, и внутреннюю ревизионную структуры в самой ФТС, уже не будет. В пресс-службе ФТС кадровые
перестановки в ГУФТДиТР назвали "чисто техническими", отказавшись сообщить их причину и пояснив, что кадровое перемещение господина Шкуркина не имеет отношения к Таможенному союзу.
Борис Шкуркин с 2007 года стал одним из часто упоминаемых менеджеров ФТС. Руководитель ГУФТДиТР принимал активнейшее участие в споре с "Газпромом" о начислении таможенных платежей, который ФТС после многих лет судебных разбирательств все же проиграла (см. "Ъ" от 16 февраля) и была вынуждена вернуть газовой монополии десятки миллиардов рублей переплаченной пошлины. Господин Шкуркин руководил проверкой центрального аппарата ФТС России в начале 2009 года в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ) (см. "Ъ" от
8 апреля 2009 года), с которой начались масштабные кадровые перестановки в ключевом для таможни с точки зрения администрирования импорта регионе. Последние реформы в СЗТУ связаны с концепцией переноса таможенного оформления на границу, реализацией которой занималось ГУФТДиТР. Борис Шкуркин еще в начале 2010 года рассматривался, по данным "Ъ", как реальный кандидат на пост главы СЗТУ (им стал в итоге, сменив уволившегося из таможни Михаила Прокофьева, таможенник из Башкирии Назип Галикеев). ГУФТДиТР считается
одним из самых "политически влиятельных" подразделений ФТС, поскольку определяет системные изменения в таможенном администрировании, касающиеся всех участников околотаможенного рынка.
Формально же господин Шкуркин получил повышение в должности, каких-либо претензий к чиновнику не высказывалось. Источник в ФТС России сообщил "Ъ" о том, что, возможно, причиной смены руководства ГУФТДиТР является его причастность к деятельности холдинга "Алтын-Золото" (см. "Ъ" от 23 марта), чье руководство обвиняется в контрабанде ювелирных изделий. Тем не менее имя Бориса Шкуркина никогда не упоминалось в связи с делом "Алтына" следственными органами, по данным ЕГРЮЛ и СПАРК, он не входил в число учредителей
или совладельцев каких-либо структур, упоминавшихся в этом громком деле. Единственное, что как-то связывает господина Шкуркина с ювелирной промышленностью,— его прежний опыт работы. По сообщению "Интерфакса", в октябре 2006 года господин Шкуркин был назначен руководителем специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни, эксклюзивно занимавшегося таможенным оформлением импорта и экспорта драгоценных камней и драгоценных металлов. Проблемы ФТС на рынке драгоценных металлов господин Шкуркин комментировал
в интервью агентству "Прайм-ТАСС" 18 августа 2009 года.
По данным "Ъ", господин Шкуркин продолжает активную работу в ФТС — так, на прошлой неделе он в Санкт-Петербурге занимался проверкой ряда контрагентов пивоваренного концерна "Балтика". Круг его полномочий на новом месте работы пока неизвестен.
Газета «Коммерсантъ» № 121 (4421) от 08.07.2010
В морских портах должен быть один хозяин
«Расположение таможенных органов в портах Дальнего Востока оставляет желать лучшего». Такое заявление сделал, выступая на совещании по таможенной и миграционной проблематике в приграничных регионах, прошедшем под председательством президента РФ Дмитрия Медведева 3 июля в Благовещенске руководитель ФТС Андрей Бельянинов.
«Тема достаточно старая, проблема одна: в морских портах не с кем договариваться, там должен быть один хозяин, там слишком большое количество владельцев, причалов», – объяснил А.Бельянинов.
«Помещения оставляют желать много лучшего, и места, где находится таможня, затрудняют и таможенное оформление».
«В каждом порту есть морская администрация, которая подчиняется Министерству. Нужно, чтобы там прошли указания, чтобы они занимались этими вопросами, – сказал полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. – Они от имени государства распоряжаются основными средствами и всем остальным и не хотят заниматься тем, о чем говорит Андрей Юрьевич [Бельянинов]. Перекладывают эти вопросы на пользователей стенок, которым это сдано в аренду».
«Конечно, должна быть единая администрация, которая эти вопросы решает; я не уверен, что она везде есть», – цитирует пресс-служба главы государства Д.Медведева.
«Есть во Владивостоке и во всех портах», – подтвердил В.Ишаев.
«Надо проследить за этим, – сказал президент, – Вы сами (В.Ишаеву) займитесь этим, обратите на это внимание».
SeaNews; 08.07.10
Заградительные пошлины на ввоз иномарок станут постоянными
В начале 2009 года на территории Российской Федерации были введены заградительные пошлины на ввоз автомобилей, произведенных заграницей.
Срок введения составил 9 месяцев. Но 12 октября 2009 года срок действия пошлин решили продлить еще на 9 месяцев. Однако единый тариф Таможенного союза (Казахстан, Белоруссия и Россия) не оговаривает сроки действия пошлин и, соответственно, ставки, существующие в настоящее время, считаются постоянными.
Помимо этого, высокий уровень таможенных ставок на импорт иномарок положительно отозвался на развитии отечественного автопрома. Так сегодня 70% рынка новых машин приходится на долю автомобилей, произведенных в России. Ввоз бывших в употреблении иномарок за последнее время сократился в 30 раз.
Эксперты считают, что продление срока действия заградительных таможенных пошлин с воодушевлением приняли компании, имеющие заводы в России. Обратная ситуация сложилась в компаниях, ориентированных на импорт: они считают, что высокие тарифы наносят вред бизнесу и экономике страны.
Сибавтомаг.Ру; 09.07.10
Сотрудники Роспотребнадзора и таможенники обсудили новые требования к документам на импорт
Таможенный кодекс Таможенного союза, вступивший в силу с 1 июля, помимо послаблений к беспошлинному провозу товара, внёс изменения в требования к документам на ввозимое для коммерческих целей. Например, некоторые бумаги больше не понадобятся. Об этом сотрудники амурского управления Роспотребнадзора и таможенники говорили на информационной встрече в Благовещенской таможне.
Теперь поставщики или производители продукции должны иметь свидетельство о государственной регистрации Таможенного союза вместо санитарно-эпидемиологического заключения, как раньше. Процедура получения свидетельства почти ничем не отличается. При этом те, кто получил заключение до 1 июля этого года, могут воспользоваться им, так как документ действует до 1 января 2012 года. Свидетельство обязательно нужно иметь на такие виды товаров, как минеральная вода, тонизирующие напитки, алкогольная и слабоалкогольная
продукция, продукты для детей, беременных и кормящих женщин, бытовую химию и другие. «При поступлении таких товаров без этих документов на эту партию товаров будет поставлена печать "ввоз запрещен" и эта продукция в Россию не будет допущена», – предупредила заместитель руководителя амурского управления Роспотребнадзора Надежда Жукова.
На другие товары – остальные продукты питания и одежду – теперь никаких бумаг не потребуется. Несмотря на то, что это может подорвать качество продукции, в Роспотребнадзоре успокаивают: при их реализации всё равно придётся получать документы, подтверждающие качество и безопасность товаров.
Для туристов, везущих некоммерческие товары, ничего не изменилось. Требований к ввозимым товарам нет. Правда, вещества и предметы, которые ввозить запрещено остались.
Амур.инфо; 09.07.10
Госдума рассмотрит соглашение о взаимопомощи таможенных органов в ТС
Госдума в пятницу рассмотрит Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов Таможенного союза.
Соглашение подписали в Санкт-Петербурге 21 мая 2010 года Россия, Белоруссия и Казахстан - члены Таможенного союза, формируемого в рамках Евразийского экономического сообщества.
Соглашение направлено на оказание взаимной административной помощи на основе выполнения запросов, организации таможенного контроля и обмена информацией между таможенными органами.
Документ определяет уровни компетенции национальных таможенных органов по взаимному признанию решений. По соглашению, национальные таможенные органы вправе направлять и исполнять установленные соглашением запросы, но запрашиваемая сторона вправе отказать в предоставлении информации по запросу, если это может нанести ущерб суверенитету или национальной безопасности, противоречит законодательству Таможенного союза, национальному законодательству или международным договорам.
РИА Новости.
О реализации Соглашения таможенного союза по санитарным мерам
Калининградская областная таможня информирует участников внешнеэкономической деятельности и всех заинтересованных лиц о вступлении в силу с 1 июля 2010 года «Соглашения таможенного союза по санитарным мерам» между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 11 декабря 2009 года и Решения Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» (далее – Решение).
Решением утверждены Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) и Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (далее – Перечень), состоящий из трех разделов. В разделе I Перечня перечислена продукция, в отношении которой осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор и к которой установлены Единые требования. Представлять какие-либо
документы в пунктах пропуска через государственную границу на эту продукцию не требуется.
На продукцию, включенную в раздел II, при осуществлении санитарно-карантинного контроля на таможенной границе требуется предоставление свидетельства о государственной регистрации Таможенного союза либо санитарно-эпидемиологических заключений и свидетельств о государственной регистрации, выданных до 1 июля 2010. После проведения контроля специалистами Роспотребнадзора проставляется штамп «Ввоз разрешен».
Такой же штамп проставляется по завершении санитарно-эпидемиологического контроля продукции, включенной в раздел III, однако предоставление свидетельств о государственной регистрации на неё не требуется.
Подробную информацию о порядке ввоза товаров, включенных в Перечень, можно получить на официальных сайтах Роспротребнадзора (www.rospotrebnadzor.ru), ФТС России (www.customs.ru), а также по телефону «горячей линии» Калининградской областной таможни 609-456.
Отделение по связям с общественностью Калининградской областной таможни
ФТС: Норма вывоза наличной валюты без декларации из Таможенного союза составит 10 тыс. долл.
Через границу Таможенного союза физические лица могут провозить не более 10 тыс. долл. Это предусматривает договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, подписанный на заседании межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств, которое состоялось 5 июля 2010г. в Астане (Казахстан), сообщает пресс-служба Федеральной таможенной службы России (ФТС). Установленные
правила применяются с даты подписания.
В соответствии с договором, при единовременном ввозе на таможенную территорию Таможенного союза или вывозе с таможенной территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл., перемещаемые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат обязательному декларированию в письменной форме, однако могут быть задекларированы по желанию физического лица.
Установлена необходимость письменного декларирования (как при ввозе, так и при вывозе) наличных денежных средств и дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. Ценные бумаги, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза, подлежат письменному декларированию независимо от суммы.
Ранее сообщалось, что президиум правительства РФ предлагает президенту увеличить норму вывоза наличной валюты из РФ без декларации с 3 тыс. долл. до 10 тыс. долл. Как сообщил РБК пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков, решение о представлении главе государства соответствующего документа принято на заседании президиума 5 июля.
До настоящего времени граждане РФ при пересечении границы должны были декларировать единовременный вывоз наличных рублей или валюты в сумме свыше 3 тыс. долл. и дорожных чеков, если их стоимость превышает 10 тыс. долл. При этом разрешен ввоз рублей, иностранной валюты, дорожных чеков и ценных бумаг в сумме до 10 тыс. долл. без декларации.
rbc.ru 09.07.10
В Москве за контрабанду арестован руководитель таможни и его жена
Руководитель отдела центральной оперативной таможни и его жена задержаны в Москве за контрабанду в особо крупных размерах, сообщила «БалтИнфо» Руфина Невзорова, официальный представитель Московской Межрегиональной транспортной прокуратуры.
«Проверка, проведенная Московско-Ярославской транспортной прокуратурой и Службой экономической безопасности ФСБ выявила факт контрабанды в особо крупном размере, - заявила Руфина Невзорова. - В результате арестованы 42-летний Александр Веклич - руководитель одного из отделов Центральной оперативной таможни и его 48-летняя жена Светлана Шишманова – предприниматель».
По словам Руфины Невзоровой, установлено, что офицер, используя свое должностное положение, создал организованную преступную группу, в которую привлек свою жену - генерального директора одной из коммерческих фирм, а так же еще несколько человек. Все вместе они организовали канал контрабандной поставки в Россию из Канады крупных партий биологически активных добавок, специально разработанных для спортсменов.
«Выявлено, что группа действовала в 2009-2010 годах, - рассказала официальный представитель Московской Межрегиональной транспортной прокуратуры. - Товар при пересечении границы декларировался таким образом, чтобы суммы таможенных платежей были минимальны, А офицер, будучи должностным лицом, следил за беспрепятственным прохождением груза. К сегодняшнему дню выявлен ущерб в сумме свыше 7 миллионов рублей».
В настоящее время офицер и его жена арестованы, и находятся в одном из столичных Следственных изоляторов. Следствие ведет Северный следственный отдел Московского межрегионального следственное управление на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
БалтИнфо.ru; 09.07.10
Начал работу портал электронного предоставления сведений
Федеральная таможенная служба России ввела в опытную эксплуатацию портал электронного представления сведений. Данный портал, размещенный по адресу: http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx/, на основе WEB-технологий с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» обеспечивает возможность представления участниками ВЭД и другими заинтересованными лицами предварительной информации о товарах и транспортных средствах в электронной форме до пересечения ими таможенной границы Российской
Федерации.
Теперь участник ВЭД имеет возможность подать в таможенный орган декларацию в электронной форме в любой точке, оборудованной подключением к сети «Интернет», без помощи посредников – таможенных операторов и брокеров. После заполнения документа достаточно распечатать штрих-код и предъявить его в месте таможенного оформления товара.
Отделение по связям с общественностью Калининградской областной таможни.
Форточку Интернет-торговли расширили до окна
С 1 июля россияне могут беспошлинно получать из-за границы посылки стоимостью до 1 тыс. евро, а не до 10 тыс. рублей, как было раньше. Изменения могут способствовать росту оборота Интернет-торговли.
После вступления России в Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном в стране действует новый Таможенный кодекс. Житель РФ теперь может ежемесячно беспошлинно получать международную посылку весом не тяжелее 31 кг и стоимостью не больше 1 тыс. евро. За превышение норм придется заплатить 30% цены товара, превышающей лимит по цене или весу, но не менее 4 евро за 1 кг.
Такие нормативы можно считать послаблением. Раньше лимит беспошлинности был на уровне 10 тыс. рублей. Таким образом, из-за границы можно было без проблем заказать недорогой телефон, а выгода от покупки ноутбука представлялась сомнительной. Новые правила должны оказать благоприятное воздействие на Интернет-торговлю между Россией и другими странами.
"Международная Интернет-торговля интенсивно развивалась и без Таможенного Союза, но льготные нормы по перемещению товаров между тремя его членами, безусловно, будут ее стимулировать, — говорит Дмитрий Ширяев, ведущий консультант компании "ФинЭкспертиза". — Правда, необходимо отметить, что "Почта России" уже сейчас не справляется с объемом отправлений и сроки их доставки превышаются многократно".
Проблемы с доставкой могут нивелировать все плюсы от перехода на новые правила, добавляет Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент". Российские покупатели не обращают особого внимания на таможенные лимиты, так как привыкли их обходить, считает Виталий Долгов, директор сервиса Bay.ru в России (занимается поставкой товаров из зарубежных интернет-магазинов). Достаточно, чтобы продавец указал на посылке заниженную стоимость товара. Впрочем, стоит отметить, что идут на это далеко не все продавцы, а в марте 2010
г. российская таможня задержала более 100 тыс. посылок с заниженной стоимостью.
В прошлом году объем электронной торговли в России составил 155 млрд рублей. Одним из самых популярных зарубежных ресурсов у покупателей из РФ является интернет-аукцион eBay. По оценке ИК «Финам», продавцам eBay россияне перечислили в 2009 г. не менее $50 млн.
В развитых странах, по данным "Финама", через Интернет приобретается в 20 раз больше товаров, чем в России.
dp.ru 12.07.10
Что изменил Таможенный кодекс
"Власть" предлагает краткий обзор основных изменений, которые после вступления 6 июля в силу новых норм Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана коснутся не только субъектов внешнеэкономической деятельности, но и простых людей.
Главным новшеством Таможенного кодекса Таможенного союза станет отмена таможенных границ между тремя государствами. Контроль товаров будет осуществляться на внешних границах стран—участниц Таможенного союза, а процедуры таможенного оформления на российско-казахстанской и российско-белорусской границах будут упрощены. К 1 июля 2011 года будут ликвидированы и таможенные посты.
После окончательного формирования единой таможенной территории будет осуществляться свободное перемещение товаров и рабочей силы, ограничения во взаимной торговле будут сняты, а таможенные пошлины упразднены. Предполагается, что в отношении товаров из других стран будут применяться одинаковые пошлины и квоты, а во взаимной торговле между тремя странами не будут применяться ввозные пошлины, запреты и ограничения; ставка НДС и размер акцизов будут нулевые. Исключение составят товары, на которые в стране применяются
меньшие, чем установлено единым таможенным тарифом, ставки ввозных пошлин. В случае если такой товар необходимо доставить на территорию другого государства—члена таможенного союза, нужно будет доплатить недостающую сумму таможенных платежей. Это значит, что при ввозе в Россию автомобиля из Белоруссии или Казахстана должна быть уплачена сумма по ставке российской пошлины.
Стоит отметить, что в создаваемом Таможенном союзе унифицируется только таможенное законодательство, а иные его виды — гражданское, банковское, налоговое — остаются национальными. До принятия решения совета ЕврАзЭС на уровне глав государств—членов таможенного союза декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. Таким образом, российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, как и сейчас, будут
декларировать товары только таможенным органам России.
Также со вступлением в силу нового Таможенного кодекса срок уплаты таможенных пошлин и налогов увеличен с 15 дней до четырех месяцев. Сроки таможенного постконтроля увеличены с одного года до трех лет. Срок регистрации или отказа в регистрации декларации должен составлять не более двух часов с момента подачи декларации. При этом в новом кодексе исключены устное и конклюдентное (прохождение через "зеленый коридор") декларирование.
Вступление в силу нового Таможенного кодекса коснется и простых путешественников. Норма беспошлинного ввоза товаров увеличена с 35 до 50 кг, а общая стоимость снижена с 65 тыс. руб. до €1,5 тыс. (около 57 тыс. руб.). Также отменены ограничения на количество поездок с беспошлинными товарами: раньше можно было так ездить лишь раз в неделю. Изменились и правила ввоза алкоголя, в том числе пива. Объем алкоголя, который может провезти через границу гражданин России, снизился с 10до 5 л, но при этом объем не облагаемого
пошлиной горячительного вырос с 2 до 3 л. Каждый литр сверх этого объема будет стоить €10 пошлины.
Журнал «Власть» № 27 (880) от 12.07.2010
Таможня дает ответ
С шестого июля Россия, Белоруссия и Казахстан образовали Единую таможенную территорию.
Этому предшествовала огромная работа политиков, направленная на сближение трех государств. В перспективе речь идет о создании общей валюты, Единого экономического пространства, о вхождении в него новых стран. В результате сложатся мощная разноплановая экономика, расширятся рынки сбыта и трудовых ресурсов. Народам Евразии такое объединение принесет стабильность и развитие.
Но на пути к этим благам некоторые усилия придется прилагать всем гражданам, а не только президентам. Хотя бы для того, чтобы освоить меняющееся в связи с созданием Таможенного союза законодательство. Уже принят и вступил в действие Таможенный кодекс. Часть читателей "РГ - Недели" столкнулись с переменами на таможне или готовятся к этому. Мы публикуем ответы на их первые вопросы.
Сколько долларов
"Слышал по радио, что по правилам Таможенного союза можно будет без декларации вывозить из страны 10 тысяч долларов. Один вопрос: когда?"
Владимир Мазин, Уфа
Соответствующий документ уже существует. Но пока не ратифицирован. Поэтому пока действует прежний порядок: до трех тысяч долларов можно вывозить без декларации, до 10 тысяч долларов - с декларацией, свыше 10 тысяч долларов - с декларацией и документом, который подтверждает, что доллары были ранее ввезены в страну или перечислены на счет.
О ратификации документов, которые позволят вывозить без декларации до 10 тысяч долларов, сообщат средства массовой информации. Так что следите.
Коридоры остаются
"Правда ли, что "зеленого коридора" теперь не будет, и придется декларировать все, что везешь с собой в отпуск за границу?"
Олег Солдатов, Магадан
Это не так. Система двойных коридоров сохраняется и в Таможенном союзе. По зеленому вы проходите без декларации, по красному - с декларацией.
Где иномарки дешевле
"Правильно ли я понимаю: теперь можно поехать в Белоруссию и купить там иномарку дешевле, чем в России?"
Кирилл Данилевич, Москва
Со временем в странах Таможенного союза будут действовать единые нормы. Но пока на территориях России и Белоруссии действуют различные ставки ввозных пошлин на иностранные автомобили - у нас они пока выше. Однако сделать на этом деньги не удастся.
Въезжать на территорию России из Белоруссии и Казахстана на автомобилях смогут только граждане этих государств и только при условии, что они - собственники этих машин. Они могут даже продать или передать по доверенности свои авто в России. Но для этого им придется покрыть разницу между сравнительно низкой белорусской ввозной пошлиной и российской - сравнительно высокой.
Дело в том, что автомобили попали в перечень так называемых "изъятий" из Таможенного кодекса Таможенного союза. Товары третьих стран (скажем, ЕС), которые не попали в перечень "изъятий" и выпущенные в обращение, например, в Республике Беларусь, освобождаются от российского таможенного контроля. Так же, как те, что произведены где-нибудь в Минске или Гродно.
Вещи на пороге
"Одни говорят, что теперь из-за границы можно без пошлины ввозить больше вещей, а другие - что меньше. А как на самом деле?"
Олеся Кашаева, Московская область
Отчасти правы и те, и другие. Раньше можно было ввозить в Россию из-за границы товаров на 65 тысяч рублей и не платить пошлину. Теперь порог установлен на уровне 1,5 тысячи евро. По текущему курсу это 58,65 тысячи рублей. То есть сумма несколько снизилась. Все, что сверх того, будет облагаться пошлиной в 30 процентов стоимости, но не менее четырех евро за килограмм. Хотя курсы валют - величина переменная, со временем сумма "беспошлинного вывоза" может оказаться и больше, чем прежде.
Зато ограничение по массе стало более либеральным. Прежде без пошлины можно было ввозить всего 35 килограммов, а теперь - 50 килограммов. К тому же, и это очень важно для профессиональных "челноков", снято ограничение по количеству "беспошлинных" въездов-выездов. Раньше возможностью не платить в казну за ввоз каких-нибудь шуб или компьютеров можно было воспользоваться только раз в месяц, а теперь можно ездить туда-сюда хоть каждую неделю, соблюдая только ограничения по стоимости и массе.
Этот пункт очень важен для граждан Казахстана. Они привыкли возить товар из Китая по очень свободным правилам, и в первую очередь для них сделаны все эти уступки.
С кого спрашивать
"Я часто езжу за границу и хочу получить ответы на интересующие меня вопросы по новому Таможенному кодексу из первых уст. Как я могу это сделать?"
Наталья Ратиани, Самара
С первого июля в Федеральной таможенной службе открыта круглосуточная телефонная "горячая линия". Правда, корреспонденту "РГ" пришлось сначала 20 минут слушать музычку по этому телефону. Очевидно, вопросов у людей много. Но в конце концов терпение было вознаграждено: компетентный ответ получен, причем для его уточнения сотрудник ФТС привлек своего коллегу.
Для диалога с бизнесом на сайте ФТС России создан специальный раздел "Таможенный союз". Обратите внимание на подраздел "Вопрос-ответ", здесь, по определению, можно задать вопрос и получить квалифицированный ответ.
Помимо этого, с первого июля начинают работать в круглосуточном режиме телефоны "горячей линии" и в региональных таможенных органах. На их сайтах будут публиковать самые популярные вопросы и ответы. В региональных таможенных органах организованы и временные консультационные центры, где можно получить разъяснения по новому таможенному законодательству. На таможне сформировали мобильные группы квалифицированных должностных лиц, которые должны оперативно реагировать на проблемы, которые могут возникать
при прохождении таможенных процедур.
Кроме того, "горячие линии" по Таможенному союзу открыли минэкономразвития, Россельхознадзор и Роспотребнадзор.
Если в дальних странствиях вам очень понравилась мексиканская текила или бразильская кашаса, помните: по новым правилам без пошлины можно ввезти на территорию Таможенного союза три литра любого алкоголя, а не два, как было раньше. За каждый литр сверх того придется уплатить в казну 10 евро. Но больше 20 евро вам все равно не понадобится - максимально разрешенный объем ввоза алкоголя теперь снижен до пяти литров.
Пятьдесят сигар тоже можно ввезти без пошлины. Или столько же сигарилл, или 250 граммов табака.
А вот выезжая с территории Таможенного союза с хорошим фотоаппаратом, кинокамерой или ноутбуком, лучше заполнить декларацию. Иначе на обратной дороге вам могут предложить заплатить пошлину со всех предметов дороже1,5 тысячи евро.
"Горячая линия" Федеральной таможенной службы (круглосуточная): тел. +7(495) 740-18-18.
"Горячая линия" по Таможенному союзу минэкономразвития: тел. + 7(495) 651-77-50.
"Горячая линия" Россельхознадзора: тел. +7(915) 022-14-17.
"Горячая линия" Роспотребнадзора: тел. 8(800) 100-00-04.
Сайт ФТС России - www.customs.ru
"Российская газета" - Неделя №5228 (149) от 8 июля 2010 г.
Июль... Каким кодексом пользуемся
Вот и наступило 1 июля 2010 г. - дата вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. Еще в начале года планировалось, что к этому сроку договаривающиеся стороны завершат все формальности и союз заработает в полную силу. Но реальность, как всегда, с планами не совпала. Что мешает полноценному функционированию союза и с какими сложностями встретятся российские участники ВЭД?
Россия и Казахстан успели до 1 июля 2010 г. ратифицировать Соглашение о Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС). С Белоруссией сложнее. Официальных данных о ратификации с ней этого соглашения нет. Тем не менее президент Александр Лукашенко утверждает, что это уже сделано.
К установленному времени страны-участницы все же не смогли уладить все формальности. Свидетельство тому - письмо ФТС России от 01.07.2010 "О порядке зачисления ввозной таможенной пошлины". Оказывается, что к 30 июня 2010 г. были завершены внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу Соглашения по основному вопросу - об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие).
Поэтому ФТС России извещает, что до особого распоряжения сохраняется действующий в настоящее время порядок перечисления ввозной таможенной пошлины. Но оставим общие проблемы и сконцентрируемся на собственных.
Вступление в силу ТК ТС должно было бы означать, что наш Таможенный кодекс РФ утрачивает силу. Вместе с тем ТК ТС содержит более 200 отсылочных положений, которые отдают регулирование различных вопросов на откуп национальным законодательствам государств - участников союза. У нас все это должно было воплотиться в законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Но этот закон до сих пор не принят. 18 июня Госдума приняла его в первом чтении. И основные споры по нему только начинаются.
Страсти по законопроекту
Работу по подготовке законопроекта "О таможенном регулировании в Российской Федерации" изначально поручили Минэкономразвития. Однако ФТС России внесла на обсуждение министерств и ведомств свой вариант. Очевидно, что она написала его под свои потребности. Например, попыталась наделить таможенников правом приостанавливать ввоз любых товаров, помеченных товарными знаками. Уже много лет ей не удается добиться этого.
К счастью, скороспелый законопроект в мае отклонили. Официальная причина: он не снижает, а, наоборот, увеличивает возможности давления таможенников на участников ВЭД.
Минэкономразвития подготовило свой законопроект, в котором также не обошлось без перегибов, но уже в другую сторону. Министерство попыталось фактически вернуть себе право нормотворчества в таможенной сфере. Естественно, ФТС России это не устраивает.
Есть претензии к законопроекту и у Минфина. Его смущает, что проект слишком либерален в вопросах освобождения от обеспечения уплаты таможенных платежей. В частности, обеспечение могут не вносить лица, к которым у таможенников не было претензий в течение двух последних лет. По мнению Минфина, не нужно забывать и о финансовой устойчивости участника ВЭД. Кроме того, у него есть сомнения по поводу создания сети платежных терминалов по приему таможенных платежей, которую Минэкономразвития предложило организовать
на границе.
Окончательно законопроект будет принят в осеннюю сессию.
Пока же, по замыслу чиновников, будет действовать...Таможенный кодекс РФ, но в части, не противоречащей ТК ТС.
Как же участнику ВЭД понять, когда применять нормы одного кодекса, а когда другого? ФТС России попыталась помочь.
Письма в помощь
Письмо ФТС России от 29.06.2010 № 01-11/31847 "О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ"
В пункте 274 письма разъяснено, какие нормы Таможенного кодекса РФ не применяются и какие нормы ТК ТС действуют вместо них.
Экономика и жизнь
Судят предпринимателей, поставлявших товары на Черкизон
Направлено в суд уголовное дело в отношении двух участников преступной группы, обвиняемых в контрабанде товаров из Китайской Народной Республики и Исламской Республики Пакистан (ч. 4 ст. 188 УК РФ), сообщила пресс-служба СКП РФ.
Главным следственным управлением СКП завершено расследование уголовного дела в отношении учредителя ООО "Техсервис" Валентина Блинова и руководителя данного общества Кирилла Глушкова.
Следствием установлено, что в течение 2008 года Блинов и Глушков создали организованную преступную группу, которая путем внесения в товаросопроводительные документы недостоверных сведений о грузе осуществила ввоз на территорию Российской Федерации различных товаров народного потребления с нарушением таможенного законодательства и неуплатой в полном объеме таможенных платежей. Согласно распределению ролей, Блинов контролировал валютные операции по оплате товаров, распределял полученную прибыль и непосредственно
руководил реализацией перемещенных товаров. В свою очередь Глушков нашел доверенных лиц, не осведомленных об их преступном умысле, а также, являясь директором ООО "Техсервис", назначил бухгалтеров и иных лиц и руководил их действиями, направленными на перемещение товаров через таможенную границу.
Стоимость товара, ввезенного контрабандным путем из Китайской Народной Республики и Исламской Республики Пакистан, на территорию Российской Федерации, составила более 3 миллионов рублей, а сумма неуплаченных таможенных платежей — около 2 миллионов рублей. В отношении Блинова избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в отношении Глушкова — в виде подписки о невыезде.
После утверждения обвинительного заключения уголовное дело в отношении Блинова и Глушкова направлено в Кировский районный суд Санкт-Петербурга для рассмотрения по существу.
СКП отмечает, что данное уголовное дело было выделено в отдельное производство из уголовного дела, возбужденного Главным следственным управлением СКП 6 февраля 2009 года по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 188 УК РФ и ч. 3 ст. 285 УК РФ (контрабанда и злоупотребление должностными полномочиями) в отношении сотрудников Балтийской таможни и иных неустановленных лиц по фактам контрабандного перемещения товаров из Китайской Народной Республики через таможенную границу Российской Федерации, в зоне
ответственности Северо-Западного таможенного управления ФТС России, в адрес различных подставных грузополучателей, с последующей реализацией указанных товаров на рынках Москвы, Московской области и других регионов, в том числе и на рынках группы компаний "АСТ". Расследование уголовного дела продолжается.
pravo.ru 12.07.10
ФТС предупреждает о проблемах с оформлением автотранспорта на российско-финляндской границе
Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ предупреждает о проблемах с оформлением автомобильного транспорта на российско-финляндской государственной границе.
Как говорится в сообщении службы, причиной для возникновения такой ситуации является плановая замена весового оборудования, проводимая в международном автомобильном пункте пропуска "Торфяновка". В связи с этим, проведение инструментального транспортного контроля ведется с использованием передвижного пункта весового контроля (ППВК).
Как предупреждает ФТС, взвешивание с использованием ППВК увеличивает время проведения контроля в отношении одного транспортного средства на 5-10 минут, что приводит появлению очереди транспортных средств на территории Финляндии.
Таможня сообщает, что принимает необходимые меры по ускорению проведения всех видов государственного контроля.
Финмаркет 12.07.10
С образованием Таможенного союза у калининградского бизнеса появились новые проблемы
С просьбой освободить грузоперевозчиков от обязанности оформлять гарантийные сертификаты при транзите импорта Калининградская областная таможня обратилась к своему вышестоящему руководству - Северо-Западному таможенному управлению.
Дело в том, что с 1 июля - дня вступления в силу Таможенного кодекса - перевозчики обязаны обеспечить уплату таможенных платежей посредством банковской гарантии или внесением денежных средств на счет таможни. Этот документ, принятый тремя государствами - членами Таможенного союза, предусматривает изменение порядка таможенного регулирования. Однако по дополнительному соглашению его участниц на территории самого западного российского региона продолжает действовать прежний режим, прописанный в Федеральном законе
"Об Особой экономической зоне в Калининградской области...". По нему действующие резиденты ОЭЗ и те, кто зарегистрируется в ней до 1 января 2012 года, освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов до 2016 года (при условии соблюдения норм достаточности переработки импортного сырья). А товары, произведенные в Калининградской ОЭЗ, считаются товарами Таможенного союза.
Кроме того, у действующих в регионе предприятий осталась и льгота беспошлинного ввоза импорта на территорию эксклава. Но с условием: заявив при пересечении границы такой режим ввоза, бизнес должен гарантировать государству его соблюдение. Что можно сделать с помощью наличных денег (сумма вносится на счет таможни), банковской гарантии, поручительства или залога имущества.
Эта обязанность участников внешнеэкономической деятельности, как объяснили в пресс-службе Калининградской областной таможни, была прописана и раньше - в Таможенном кодексе РФ. Другое дело, что на основе анализа рисков таможня могла не требовать предоставления обеспечения при внутреннем транзите. Сейчас же ведомство поступать так не вправе.
Между тем для калининградских участников ВЭД, в основном имеющих небольшие предприятия, это серьезная проблема. Теперь при ввозе на территорию эксклава импортных товаров они должны изъять из своего и так небольшого оборота определенную сумму: заплатить за получение гарантийного сертификата (по оценке экспертов, его стоимость может составлять треть от стоимости груза) или внести деньги в таможенную кассу.
Как считает директор центра таможенного оформления, депутат Калининградской областной Думы Александр Каневский, предприниматели тревожатся не зря. Во-первых, увеличивается время на оформление грузов. Во-вторых, возможны ситуации, когда банки просто откажутся дать предпринимателю гарантию. По словам президента Балтийского делового клуба Юрия Федяшова, многие грузоперевозчики уже приостановили отгрузку товаров в ожидании развязки ситуации. Возникшая проблема обсуждалась с участием предпринимателей на заседании
Калининградской областной Думы. Депутаты видят выход в отмене всех этих обеспечительных мер и уже начали готовить соответствующее обращение к председателю правительства РФ. Тем временем, по информации пресс-службы Калининградской областной таможни, на границе пока действует прежний порядок.
Российская газета 13.07.10
С 1 июля 2010 года на территории Таможенного союза к товарам, подлежащим ветеринарному контролю, будут применяться Единые ветеринарные требования
Решением Комиссии таможенного союза утверждены: Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору); Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору); Единые формы ветеринарных сертификатов, а также Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе и на таможенной территории Таможенного
союза и о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору). Установлено, что ветеринарный контроль на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза с 1 июля 2010 года будет осуществляться в соответствии с утвержденными положениями.
Консультант 13.07.10
Комиссией Таможенного союза утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов
Решением Комиссиии Таможенного союза утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов.
Кроме того, утверждены: Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр, Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме, Единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии, а также Положение о Координационном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Установлено,
что в срок до 1 января 2012 года на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, по выбору заявителя будут выдаваться сертификаты соответствия и оформляться декларации о соответствии по единым формам и/или сертификаты соответствия и декларации согласно законодательствам государств - членов Таможенного союза. На продукцию зарубежных изготовителей, расположенных не на территории государств - членов Таможенного союза, оформляются сертификаты соответствия или декларации о соответствии согласно законодательству
государства - члена Таможенного союза либо сертификаты соответствия по Единой форме. Маркировка продукции, включенной в Единый перечень продукции, осуществляется в соответствии с законодательством страны назначения.
Консультант 13.07.10
Проверка ФТС на Балтийской таможне официально не окончена, но и не продлена
Проверка ФТС на Балтийской таможне, с проведением которой скорость прохождения грузов резко упала, официально не окончена, но и не продлена. Участники внешнеэкономической деятельности называют ситуацию в порту коллапсом и обращаются в суд. При этом бытует мнение, что все происходящее в конечном итоге приведет к переориентации товаропотока в центральные регионы страны.
Пока ФТС самоутверждается в концепции переноса оформления грузов к границам и привыкает к новым правилам Таможенного союза, участники внешнеэкономической деятельности теряют деньги. Однозначной ситуацию на Балтийской таможне, сложившуюся в последние две недели, когда работа постов была практически парализована из-за работы проверяющих из центрального аппарата ФТС, назвать нельзя. Первый контейнерный терминал заявляет о том, что работает на грани своих возможностей, при этом другие площадки пока не спешат подавать
сигналов SOS. Так, источники «Фонтанки» в Петролеспорте говорят о том, что с самого первого дня работы комиссии ФТС на Балтийской таможне на их направлении все было более-менее спокойно. Представители еще одной компании, владеющей крупной контейнерной площадкой, также заявили в разговоре с «Фонтанкой» о том, что не испытывают особых сложностей.
Впрочем, по их мнению, связано это со специализацией — те, кто работает с крупными поставщиками, например, с автогигантами, не страдают от дотошности проверяющих.
На площадке же Первого контейнерного терминала на момент предварительного окончания проверки, 12 июля, скопилось более 11 тысяч контейнеров — это своеобразный рекорд по количеству, — отметил в разговоре с «Фонтанкой» коммерческий директор ПКТ Андрей Богданов. Фактически компания работает на пределе мощностей из-за медлительности таможни. Как уже писала «Фонтанка», ПКТ с первых дней проверки увеличил численность персонала, занятого на растарке контейнеров, вдвое: до 45-50 человек.
За прошедшие с 1 июля дни работы комиссии ФТС несколько улучшилась ситуация с выпуском. Если поначалу участники ВЭД заявляли едва ли не о полной остановке оформления — прибывшие московские проверяющие 30 июня забрали номерные печати у инспекторов (правда, по данным участников таможенных форумов, практически сразу же и вернули) и остановили выпуск, то на 12 июля ежедневно ПКТ покидали порядка 700 контейнеров. Однако, эта цифра далека от обычных 1000-1200 штук в сутки.
Подсчитать минимальные убытки компаний, попавших в ловушку на Балтийской таможне, несложно. Участники таможенных форумов тоже активно делятся с коллегами по несчастью своими проблемами: так, простой небольшого парохода на рейде обходится в 2500 тысячи евро в сутки, а крупнотоннажного судна — на порядок больше. День хранения контейнера уже на терминале, по их данным, обходится примерно в 50 долларов. Таким образом, суммарный ущерб в сутки за находящиеся в настоящий момент на территории ПКТ 11 тысяч контейнеров
- 550 тысяч долларов. За 12 дней — 6 миллионов 600 тысяч. Математика такая весьма грубая, однако стоит учесть, что всеми правдами и неправдами контейнеры остаются на проверке не положенные по новым союзным правилам 2 суток, а зачастую более недели. При этом велика вероятность порчи товара, а соответственно, и увеличения убытков. Так, «пропавший» контейнер с рыбой можно оценить, по словам экспертов, в 60-80 тысяч долларов. Но выясняется, что товар не пригоден для реализации уже только после выпуска груза, непосредственно
на базе у получателя. К этому моменту все таможенные пошлины — более 30 тысяч долларов — уже ушли в доход государства.
По словам председателя совета директоров "Русского логистического провайдера" Руслана Кисса, его компания уже подала один иск о возмещении убытков и готовит еще несколько. Рефрижераторы, даже подключенные к электроэнергии, не могут работать в полную мощность на 40-градусной жаре при общей перегрузке терминала. Так что необходимая для хранения температура минус 18 не соблюдается.
В СЗТУ просят не винить во всем проверку: товарооборот Большого порта, по данным Управления, возрос на 30 процентов по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а новых сотрудников не добавили. Впрочем, это больше похоже на лукавство: два года назад товаропоток там упал едва ли не на 50 процентов, так что даже с учетом нынешнего роста он пока не вернулся на докризисный уровень.
Куда уводят таможню?
Самое же любопытное лежит вовсе не в плоскости товарно-денежных отношений. Официально в СЗТУ «Фонтанке» заявили, что среди прочих целей одной из основных в работе нынешней комиссии ФТС на Балтийской таможне является корректировка таможенной стоимости (КТС) — по сути, сравнение заявленной с рыночной. КТС и раньше нередко называлось основной проблемой этого подразделения СЗТУ наравне с контрабандой. Но вот незадача: как подтверждают источники «Фонтанки», с 1 июля официальные сводки по происшествиям в зоне деятельности
СЗТУ не заполонили сообщения о выявленных фактах несоответствия заявленной стоимости товара реальной, о контрабанде или несоответствии номенклатуры грузу. Хотя контейнеры проходили не просто стопроцентный досмотр, но и двойной. Сперва сотрудниками Балтийской таможни, затем проверяющими из Москвы с полной растаркой и обратной загрузкой. Все это похоже на попытку развенчания мифа о «серости» Балтийской таможни, где через морские ворота Петербурга пытаются протолкнуть чуть ли не всю контрабанду страны.
По словам Руслана Кисса, государство ничего не делает для того, чтобы работать честно было выгодно. Все по местам несколько расставил кризис, заставивший «обелиться» многие копании. Теперь же таможня тотальными проверками еще и принялась душить «куриц, несущих золотые яйца». Фактически это может привести к пределу рынка в пользу возвращения на доперестроечные позиции, когда основной товаропоток шел через иностранные балтийские порты, при этом оформляться им суждено не в Петербурге, через который морским путем
проходит более 40 процентов всего импорта, а в Брянске, Белгороде или Пскове, что, вне всякого сомнения, приведет к удорожанию товаров за счет серьезной корректировки логистических схем. По мнению Кисса, ФТС создает мощную таможенную структуру внутри страны вокруг столицы, в частности, усиливая Московскую областную таможню.
Что есть на сегодняшний день? Серьезные сомнения в действенности концепции переноса таможенного оформления к границам. Посты сухопутных таможен закрываются, новые взамен старых пока появиться не спешат. Морская таможня дискредитируется. ФТС же изо всех сил сигнализирует руководству страны о скороспелости решений по созданию Таможенного союза. Среди участников ВЭД бытует мнение, что, если бы не проверка ФТС, то Балтийская таможня все равно бы встала. Введение новых правил оформления, которые еще не успели обкатать
и которым не успели обучить, вряд ли бы прижились с первого дня, а необходимость сокращения сроков для выпуска грузов в два дня вместо трех — вряд ли бы соблюдалась. Странно другое: почему такие проблемы возникли только на отдельно взятой таможне, хотя переходить на новые рельсы пришлось всем без исключения.
Ксения Потеева, «Фонтанка.ру» 14.07.10
При ФТС создано Северо-Кавказское таможенное управление
При Федеральной таможенной службе (ФТС) России создано Северо-Кавказское таможенное управление. Такая информация содержится в материалах ведомства. Соответствующий приказ подписал 7 июля 2010г. глава ФТС Андрей Бельянинов.
Новое таможенное управление будет расположено в г.Минеральные Воды Ставропольского края. Его регионом деятельности станет Северо-Кавказский федеральный округ.
На сегодняшний день в подчинении ФТС уже действуют 6 таможенных управлений (Центральное таможенное управление, Северо-Западное таможенное управление, Южное таможенное управление, Сибирское таможенное управление, Приволжское таможенное управление, Дальневосточное таможенное управление, Уральское таможенное управление) и 5 таможен непосредственного подчинения (Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная энергетическая и Центральная акцизная).
rbc.ru 15.07.10
Информация в прессе
Союз и минус
1 июля новый Таможенный кодекс вступил в силу в России и Казахстане, спустя пять дней его приняла и Белоруссия. Изменятся не только отношения трех стран, новшества касаются и граждан. Перевозить теперь можно больше денег и более дорогие товары без уплаты пошлины. Но те, кто ждет посылок из-за рубежа, уже столкнулись с проблемами. А изменения в правилах оценки ввозимых гражданами товаров могут вызвать еще большие проблемы.
Отложенный ввоз
Единственная проблема, связанная с созданием единого таможенного пространства России, Казахстана и Белоруссии, с которой успели столкнуться россияне,— задержка получения посылок из-за рубежа. "Еще в канун Нового года из-за наплыва отправлений и реорганизации в работе таможни и "Почты России" посылки либо приходили с очень большим опозданием, от двух месяцев, либо вообще перестали приходить,— говорит Алексей Чеботарев, создатель ресурса о шопинге в зарубежных онлайн-магазинах Buyblog.ru.— У меня было потеряно
четыре посылки из семи, которые были отправлены из США обычной авиапочтой с конца ноября до середины декабря. В апреле таможня и почта начали переводить друг на друга стрелки. Курьерские службы UPS, DHL и FedEx по очереди говорили, что отказываются принимать отправления в Россию из-за новых правил таможенного оформления, из-за этого несколько крупных интернет-магазинов (например, Asos и Shopbop) отказались принимать заказы". Новые правила, в частности, требуют при пересылке группы отправлений стоимостью до €200
оформлять каждое отправление индивидуально по пассажирской декларации, то есть с указанием паспортных данных адресата. По словам Чеботарева, только с середины июня большая часть посылок стала приходить в нормальном режиме — через три недели после отправления, как и было раньше.
Представители курьерских служб существование проблем, связанных с началом работы Таможенного союза, не признают. "В процессе подготовки к введению нового таможенного законодательства все очевидные моменты, которые могли бы негативно отразиться на качестве сервиса, были предусмотрены,— уверяет Юрий Шевченко, директор по операционной деятельности DHL Express в странах СНГ и Юго-Восточной Европы.— Мы не наблюдаем внештатных ситуаций, которые могли быть вызваны введением нового таможенного законодательства". При
этом, предупреждает Шевченко, риск возникновения определенных сложностей или сбоев, особенно на начальном этапе внедрения нового кодекса, все еще остается. "Такие проблемы будут решаться в рабочем порядке и вряд ли повлекут за собой серьезные неудобства для клиентов компании",— успокаивает он.
"Создание Таможенного союза не повлекло за собой проблем при проведении таможенного оформления международных почтовых отправлений,— вторят в пресс-службе "Почты России".— "Почта России" была готова к вступлению в силу 1 июля Таможенного кодекса и продолжает конструктивное взаимодействие с таможенными органами".
Эксперт по онлайн-покупкам Алексей Чеботарев, однако, не советует заказывать товары за границей раньше зимы, он утверждает, что почти наверняка будут проблемы с таможней или курьерской службой. По его оценкам, сейчас российская аудитория зарубежных онлайн-магазинов составляет несколько сотен тысяч человек и стремительно растет, ситуация может стать критической отчасти и по этой причине.
"У нас любые изменения в государственных структурах идут с треском, а тут сама таможня! — восклицает Чеботарев.— Она не сможет перестроиться мгновенно под новые правила. Сейчас поток посылок низкий, лето же. А вот осенью и зимой опять пойдет вал, особенно учитывая то, что лимит повысили и теперь можно заказывать намного большее количество товаров, не платя дополнительно пошлины. А ведь еще частным курьерским службам добавили работы, усложнив таможенное оформление".
Возникают и спорные ситуации, каких раньше не было. "По новым правилам нельзя пересылать в посылках растения в любом виде. Таможенники решили, что чай тоже попадает под этот запрет,— рассказывает Чеботарев.— С одной стороны, они правы: под видом чая можно провезти нечто совсем другое. Вот одному незадачливому покупателю и предложили отправить его посылку на экспертизу на срок до двух месяцев. С другой стороны, уточнения по чаю в новых правилах нет. Если цепляться ко всему, что имеет растительное происхождение,
то джинсы тоже когда-то были хлопком".
После вступления кодекса в силу возможны задержки почтовых отправлений и по другим причинам.
Как поставлена оценка
4 июля ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин опубликовал в своем блоге интервью с анонимным источником, который "непосредственно имеет отношение к Федеральной таможенной службе (ФТС)". Запись вызвала резонанс. Источник отмечал плюсы новых правил для тех, кто заказывает товар за рубежом, и возможные трудности. Теперь, когда в посылке товары для личного пользования, пошлина не взимается, если их стоимость не превышает €1 тыс. Раньше планка беспошлинной покупки была иной: 5 тыс. руб. для курьерских
служб, таких как DHL, или 10 тыс. руб. для почтовых посылок через "Почту России". Однако анонимный источник Муртазина призывает не спешить с покупками: "В таможне нет сформированных структур или штатных единиц для работы с возросшим потоком отправлений. Никто не предупреждал, что это будет необходимо, никто не проводил предварительную работу". По его словам, нас ожидают два-три месяца коллапса с посылками, "затем все придет в норму, возникнут правила игры как для покупателей, так и для принимающей стороны в
лице таможни". Коллапс, предупреждает источник, может вызвать новая процедура оценки пересылаемого товара. Теперь ее можно производить по тем ценам, которые устанавливают импортеры внутри России. А поскольку смысл покупки за границей чаще всего в том, что товары там гораздо дешевле, то, если их оценят дороже и заставят платить пошлину, ввоз станет невыгодным.
В самой ФТС, куда корреспондент "Денег" обратилась за разъяснениями, утверждают, что таможенникам в обычной ситуации прибегать к оценке ввозимого по косвенным источникам не понадобится. Начальник пресс-службы ФТС Дмитрий Котиков сослался на ст. 361 нового Таможенного кодекса: "В случае отсутствия у физлица, перемещающего товары для личного пользования, необходимых документов и сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы или сведения не являются
достоверными, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров". Где будут брать каталоги, представитель ФТС не уточнил, но заверил, что этот пункт касается тех, у кого вообще нет документов о стоимости товара, либо тех, кто предоставляет на купленные товары
чеки от совершенно другой продукции или фальшивые. "Не думаю, что инспекторы будут часто и повсеместно ориентироваться на внутренние цены,— соглашается Алексей Чеботарев.— У каждой посылки есть отправитель, по нему инспектор может найти тот магазин, где куплен товар, и выяснить его настоящую стоимость. Найти этот товар, скажем, в "Яндекс.Маркете" обычно не проще, чем на сайте иностранного магазина, где он был куплен. Эта норма будет применяться, скорее всего, в отношении недобросовестных покупателей, тех, кто
закупает большое количество одинаковых товаров".
Грань между "добросовестным" и "недобросовестным" покупателем условна. Чеботарев рассказывает о случаях, когда проблемы с оптовыми покупками возникали у тех, кто совершал их для себя. Например, для того, чтобы получить скидку, люди закупают контактные линзы сразу на несколько месяцев вперед. "На месяц человеку нужно 60 линз-однодневок, а на несколько месяцев — несколько сотен. Подобные партии таможня очень не любит,— говорит Алексей.— Как правило, выясняется это, только когда человек начинает искать свою посылку,
застрявшую на таможне. Ему приходится связываться с таможенниками и объяснять, сколько линз он тратит. Таможенники тоже люди и, как правило, такие посылки отдают". С аналогичными проблемами могут столкнуться не только заказчики партий товаров в онлайн-магазинах, но и те, кто купил их в обычных магазинах за границей самостоятельно и пытается ввезти в Россию. Существование субъективных факторов в работе инспекторов в обоих случаях не отрицают и в Федеральной таможенной службе.
Границы личного
В соглашении "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза" сказано: отнесение товаров к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками, исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах, характера и количества товаров, частоты пересечения границы физическим лицом и перемещения им товаров через таможенную границу. Некоторые товары вынесены в приложение к данному соглашению
и не могут быть отнесены к товарам для личного пользования (а значит, не избавлены от уплаты пошлин) в принципе, например медицинская техника, солярии, оборудование для фотолабораторий.
"Система управления рисками — это не только набор стандартов оценки товара, зафиксированный в отдельной главе союзного Таможенного кодекса, но и компьютерная программа, существующая на базе Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС",— говорит Владимир Елин, председатель совета директоров "Смарт лоджистик групп" и руководитель проекта "Виртуальная таможня". Елин сравнивает ее с аналогичными программами страховых компаний, куда заносятся данные клиента: компьютер их обрабатывает, определяя уровень
риска и, соответственно, стоимость страховки в каждой конкретной ситуации. В случае с таможней компьютер помогает определить, насколько велик риск несоблюдения таможенного законодательства и неуплаты таможенных платежей.
По словам Дмитрия Котикова из ФТС, система служит минимизации субъективных факторов при оценке товаров, но он признает, что от этих факторов до конца не избавиться: "Уменьшение субъективизма не должно оборачиваться бюрократическим отношением к человеку. Есть случаи, когда люди провозят значительное количество товаров именно для личных нужд, например, им необходимо большое количество одинаковых упаковок фармпродукции по медицинским показаниям". Система, возможно, определит большой набор как покупку, сомнительную
с точки зрения таможенного законодательства, но таможенный инспектор, рассмотрев обстоятельства гражданина, скорее всего, отнесет ее к товарам для личного пользования и избавит человека от уплаты пошлин.
Эксперты считают, что для борьбы с наследниками "челноков" — частными лицами, которые ввозят в Россию товары беспошлинно с целью дальнейшей перепродажи, у таможенников нет ни ресурсов, ни желания. "Так существует в России бизнес по продаже "айфонов" и других технических новинок, еще не поступивших у нас в официальную продажу. Это отличная подработка для студентов: они покупают в онлайн-магазинах беспошлинно два телефона в месяц и перепродают с небольшой наценкой,— говорит Владимир Елин.— У ФТС сейчас нет человеческих
ресурсов для борьбы с такими дельцами". По словам Елина, отсутствует какая бы то ни было информационная база покупок, совершаемых людьми в заграничных онлайн-магазинах, и вычислить тех, кто заказывает по два-три "айфона" в месяц, практически нереально. Впрочем, Елин не исключает, что такая база у таможенников появится в скором времени.
"Люди всегда боятся чего-то нового,— сетует представитель комиссии Таможенного союза Александр Корсунов.— Я уверен, что, немного разобравшись, люди выяснят для себя большое количество положительных моментов, связанных с единой таможенной территорией: единообразие и упрощение в оформлении документов, увеличение количества провозимых личных вещей и наличных денежных средств физическими лицами и многое другое".
Раньше, говорит Корсунов, можно было вывозить из России без письменного декларирования денежную сумму, не превышающую в эквиваленте $3 тыс., а вывоз $3-10 тыс. подлежал обязательному таможенному декларированию. Теперь декларированию не подлежат денежные средства и дорожные чеки на общую сумму до $10 тыс. Кроме того, теперь таможенной пошлиной в размере 30% не облагаются перевозимые через границу товары (не посылки) стоимостью до €1,5 тыс. и весом до 50 кг (раньше без уплаты сборов можно было ввезти 35 кг товаров,
общая стоимость которых не превышала 65 тыс. руб.). Корсунов уверяет, что у разработчиков законодательства Таможенного союза не было цели усложнить жизнь гражданам, привыкшим закупаться за границей, и проблемы с провозом товаров и получением посылок пока могут возникать исключительно из-за недостатка правоприменительной практики.
Журнал «Деньги» № 27 (782) от 12.07.2010
Конституционный суд досмотрел таможню
Вчера Конституционный суд огласил постановление, благодаря которому российским гражданам станет полегче пересекать "красные" и "зеленые" коридоры на границе, невзирая на туго набитые покупками чемоданы.
Просто удивительно, как легко было превратиться из шопоголика в контрабандиста до вчерашнего оглашения в КС. Так, истории пятерых заявителей, побывавших за границей и воспользовавшихся случаем пройтись по магазинам, просто трогали за душу: их покупки были оценены на таможне, пересчитаны по каталогу, находящемуся в распоряжении таможенной службы (то есть без учета реально уплаченных денег), и все заявители пошли под суд обвиненными в контрабанде. Зульфия Ганиева везла в Красноярский край из Китая "меховые изделия",
москвич Валерий Баталов привез из Вьетнама "ювелирные изделия", супруги Ольга Красная и Игорь Эпов везли из Италии в Хабаровск одежду, а Людмила Валуева, летевшая из Канады с сыном в Пятигорск через Шереметьево, "товары".
"Моя заявительница везла вещи для членов своей семьи и для себя лично, - возражает представительница Валуевой, адвокат Наталия Пташкина, - которые она купила на распродаже. Она первый раз летела через Шереметьевский аэропорт, где существует двухкоридорная система, у нас в Минеральных Водах такой системы нет, там один коридор.
И она по привычке пошла туда, куда все пошли, а когда ее остановили, она сказала, что готова заплатить штраф, если что-то нарушила, но таможня посчитала по-другому. Таможня проигнорировала документы, где была указана стоимость каждой вещи, ее размер, цвет, материал, из которого изготовлена, проигнорировала тот факт, что летела она вместе с сыном, вдвоем. Была проведена экспертиза, которая завысила стоимость этих вещей в два раза по сравнению с их действительной стоимостью, по которой их приобретали". Адвокат
рассказывает, что сперва два года пришлось в суде отбиваться от обвинения в уголовном правонарушении, дело прекратили - только для того, чтобы возбудить административное дело.
- Получается, что человек, два года доказывая свою невиновность по уголовному делу, сам же доказывал свою виновность по административному правонарушению, - заметила Пташкина. - Сегодняшним постановлением все наши жалобы оказались удовлетворены, и мы, конечно, очень довольны, что выиграли процесс.
Надо сказать, что сын Валуевой за эти четыре года проникся настолько, что даже поступил в Таможенную академию, решив стать хорошим специалистом. И вот вчера Конституционный суд огласил постановление о проверке на соответствие Основному закону часть 4 статьи 4.5, часть 1 статьи 16.2 и часть 2 статьи 27.11 Кодекса об административных правонарушениях, а также часть первую статьи 188 Уголовного кодекса.
Для начала судьи КС самым решительным образом покончили с практикой привлекать к административной ответственности после того, как с уголовным обвинением в контрабанде не получалось. Оглашая постановление, судьи КС указывают: "Ставя тем самым исчисление сроков давности в зависимость от правоприменительных действий и от решений, принимаемых в рамках расследования по уголовному делу (которое может приостанавливаться, сроки которого могут продлеваться, причем неоднократно), данная норма нарушает не только установленный
общий порядок исчисления сроков давности к административной ответственности, но и увеличивает их фактически на неопределенное время". Судьи возложили на законодателя обязанность установить порядок привлечения к административной ответственности, но жестко указали, что новые нормы должны будут иметь "не зависящее от каких-либо юридических фактов календарное исчисление". Теперь считать придется со дня обнаружения правонарушения.
Также КС потребовал, вплоть до внесения изменений в законодательство федеральным законодателем, чтобы таможенники руководствовались выявленным в постановлении конституционно-правовым смыслом, когда оценивали купленные за границей товары. Как объяснял судья КС Николай Мельников, "человек приобретает за границей товары и приобретает их по соответствующей цене в стране приобретения, когда он пересекает границу - таможенные органы смотрят и определяют таможенную стоимость товара, если она превышает 65 тыс. рублей
и незадекларирована, то вступают в силу требования КоАП. К примеру, Валуева, прилетев из Канады, везла товар, у нее был подтвержден этот товар товарными накладными на 155 тыс. рублей. Но когда она пересекла границу, ей вменили уже рыночную стоимость на территории РФ, и она оказалась на 80% выше, то есть 278 тыс. рублей".
- Фактически человек, приобретая за границей товар, предвидеть, какие для него наступят последствия, при таком регулировании просто не может, либо надо за собой возить эксперта, который, в общем-то, тоже не в состоянии определить эту стоимость применительно к РФ или тому региону, где определяется эта стоимость. Вот в этом контексте, естественно, нарушается и принцип равенства, и принцип справедливости, - заявил Николай Мельников.
Впрочем, Мельников подчеркнул, что оспоренные нормы сами по себе продолжают действовать, вот только применять административную и уголовную ответственность так, как это случилось с заявителями, таможенники больше не вправе. А гражданам надо бы иметь с собой чеки и товарные накладные, если они хотят отбиться от новых таможенных правил, вступивших в силу с 1 июля.
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5232 (153) от 14 июля 2010 г.