Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Все о таможне. выпуск #424


Все о таможне от "Виртуальной таможни"

Выпуск # 424 от 1 октября 2009 года


Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование
ЗАО «Smart Logistic Group» - Логистика быстрого реагирования

Вы можете разместить наши новости на Вашем сайте

Новости таможни:

Таможня обязана доказать невозможность применения метода по цене сделки

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 15 сентября 2009 г. N Ф04-5478/2009(19386-А03-29) пояснил, что таможня, признавая необоснованным определение таможенной стоимости товаров по основному методу, должна не просто сомневаться в достоверности заявленной стоимости, а представить безусловные доказательства данному факту.

ФАС указал, что метод по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть использован для определения таможенной стоимости товара, если существуют ограничения в отношении прав покупателя.

Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.

ИА Клерк.Ру; 24.09.09

В Читинской таможне назначен заместитель начальника таможни по экономической деятельности

Приказом ФТС России № 2347-к от 10.09.2009 г. с 11 сентября заместителем начальника Читинской таможни по экономической деятельности назначена Яковлева Екатерина Валентиновна, сообщает Пресс-служба ФТС РФ .

Е.В. Яковлева родилась в Читинской области, поселок Карымская 22 мая 1964 года. В 1986 году окончила Читинский политехнический институт, в 1994 году Иркутскую Академию народного хозяйства. Прошла путь от инспектора отдела кадров до начальника отдела таможенной инспекции.

VСH.RU; 24.09.09

Правовой отдел Нижнетагильской таможни информирует

Реализуя положения Концепции развития таможенных органов, Нижнетагильская таможня активно проводит работу по направлению информирования и консультирования по вопросам таможенного дела, как участников внешнеэкономической деятельности, так и граждан. Особую актуальность данный вопрос приобретает с массовым выездом туристов на заграничные курорты.

Правовой отдел Нижнетагильской таможни разъясняет. Все товары, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Недекларирование или недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу, является нарушением таможенных правил, а лица их допустившие несут административную (уголовную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Физические лица имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту или валюту Российской Федерации (далее – наличная валюта) в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная валюта была ранее ввезена, переведена либо приобретена в Российской Федерации. При единовременном вывозе из России наличной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная валюта подлежит декларированию путем подачи письменной декларации. При единовременном вывозе из России наличной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная валюта не подлежит декларированию.

Без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 65 тысяч рублей и общий вес которых не превышает 35 килограмм. В случае ввоза товара, с превышающими указанные выше характеристики, применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов.

Правовой отдел Нижнетагильской таможни 23.09.2009

Авиакомпании получат отсрочки по уплате таможенных платежей

Комитет Госдумы России по бюджету и налогам сегодня рекомендовал нижней палате парламента принять проект закона, которые предоставляет авиакомпаниям отсрочки по уплате таможенных платежей на срок до шести месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, сообщает газета "Ведомости".

Основной задачей законопроекта является стабилизировать ситуацию на рынке авиаперевозок и улучшить финансовое состояние авиакомпаний. Проект направлен исключительно на стимулирование деятельности авиакомпаний России и не затрагивает деятельность предприятий иных отраслей экономики.

Российский налоговый портал; 24.09.09

Определен порядок декларирования обратно ввозимых на таможенную территорию РФ транспортных средств, ранее временно вывезенных и подвергшихся операциям по ремонту и другим операциям

ФТС РФ, приказом от 07.08.2009 N 1424,определила порядок декларирования обратно ввозимых на таможенную территорию РФ транспортных средств, ранее временно вывезенных и подвергшихся операциям по ремонту и другим операциям

Установлено, что при декларировании в качестве товара указанного транспортного средства, в отношении которого применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов применительно к порядку, установленному статьей 207 Таможенного кодекса РФ в отношении взимания таможенных пошлин, налогов при ввозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, в качестве таможенной декларации может применяться въездная/выездная декларация о транспортном средстве, форма которой утверждена Приказом ГТК РФ от 21.08.2003 N 916.

VCH.RU; 24.09.09

Предприниматели, указывайте свой фактический адрес!

Отделом таможенной инспекции Находкинской таможни на регулярной основе проводятся мероприятия по категорированию субъектов внешнеэкономической деятельности, целью которых является определение возможности проведения проверочных мероприятий после выпуска товаров в отношении участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД), сообщила Пресс-служба ФТС РФ.

С начала 2009 года в данном направлении были проведены мероприятия в отношении 714 участников ВЭД. По результатам которых было выявлено 268 организаций, уклоняющихся от проведения таможенного контроля после выпуска товаров, либо таможенный контроль после выпуска которых невозможен, так как письма-запросы направленные в их адрес возвращены в таможню с отметкой почтовой службы «адресат не значится», «истек срок хранения письма», либо затребованные документы в установленный срок не представлены.

В результате при невозможности проверки после выпуска товаров заявленных о них сведений, в отношении недобросовестных организаций при таможенном оформлении усиливается таможенный контроль, который влечет за собой проведение таможенного досмотра.

Последствиями комплекса принятых мер являются не только выявленные административные и уголовные правонарушения, но и их профилактика, дополнительно взысканные таможенные платежи, изменение структуры товаропотоков, уменьшение объема товаров, перемещаемых организациями, имеющими признаки «однодневок».

Следует отметить, что действующее законодательство не запрещает указывать в учредительных документах юридического лица адрес места нахождения и почтовый адрес для корреспонденции, который может не совпадать с адресом, внесенным в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). К тому же при регистрации юридического лица можно указать адрес учредителя или руководителя организации.

При переезде офиса фирмы на новое место нахождения юридическое лицо должно внести изменения во все учредительные, банковские и другие документы, что требует определенных финансовых и временных затрат. В большинстве случаев происходит также смена налоговой инспекции и других контролирующих органов, с которыми установлены определенные связи и контакты. Поэтому многие организации продолжают указывать в документах старый юридический адрес, хотя уже работают по новому фактическому адресу, не уведомляя об этом контролирующие органы.

Как следует из ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий их государственную регистрацию, влечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 5 тысяч рублей.

В связи с этим участникам ВЭД необходимо обратить внимание на необходимость предоставления в таможню достоверной информации о местонахождении организации.

СПРАВКА:
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах. Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Устав общества должен содержать сведения о месте нахождения общества (п. 2 ст. 12 и п. 3 ст. 11 указанных Законов).

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. При этом согласно п. 1 ст. 5 Закона адрес (место нахождения) соответствующего органа должен содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного или иного органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

VCH.RU ; 24.09.09

Игорь Кожанов назначен заместителем начальника Нижегородской таможни по экономической деятельности

Игорь Кожанов назначен заместителем начальника Нижегородской таможни по экономической деятельности. Об этом НИА "Нижний Новгород" сообщили в Приволжском таможенном управлении.

Кожанов назначен приказом Федеральной таможенной службы от 2 сентября 2009 года.

Игорь Кожанов проходит службу в таможенных органах с марта 1993. Он прошел путь от инспектора грузового отдела Удмуртской таможни, начальника отдела контроля за таможенным транзитом, начальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля. С 1999 года возглавлял отдел таможенных платежей Удмуртской таможни.

Награжден медалью "За усердие", медалями "За службу в таможенных органах" II, III степени, нагрудным знаком "Отличник таможенной службы", медалью "За содружество в области химического разоружения".

НИА "Нижний Новгород"; 24.09.09.

В Санкт-Петербурге планируется создать новый таможенный пост

В Санкт-Петербурге планируется создать новый таможенный пост "Морской фасад", которому будут переданы функции по таможенному оформлению и таможенному контролю пассажиров морских судов. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, об этом сегодня, 24 сентября, в ходе конференции "За кризисной чертой. Новые векторы развития железнодорожного транспорта" заявил Андрей Гринь,временно исполняющий обязанности начальника Балтийской таможни.

"В настоящее время мы выполняем эти функции всего одним отделом. Жители Санкт-Петербурга знают, сколько судов мы принимаем. Штатная численность отдела - 40 человек. При этом мы круглосуточно закрываем все причалы и набережные по приему и оформлению данных пассажиров. Это очень сложно, поэтому необходимость отдельного таможенного поста назрела в настоящее время, его численность составит не менее 100 человек", - заявил он.

REGNUM; 25.09.09

Таможенный контроль отменяется

Таможенный контроль между Казахстаном и Россией будет отменен - Таможенный союз перестает быть абстрактным экономико-политическим термином. Механизмом его создания в рамках Евразийского экономического союза послужит единый Таможенный кодекс. Россия, Казахстан и Белоруссия обещают принять его через два года. Дата озвучена в Алматы на форуме по таможенным тарифам. В интернете уже появились тексты Таможенного кодекса. Но российская сторона утверждает, текста еще нет. Казахстанские бизнесмены в растерянности - уже было подготовили критику. Российские наблюдатели отмечают: им не хватает информации о реакции крупного казахстанского бизнеса на создание Таможенного союза.

Представители деловых кругов стран-участниц ЕврАзЭС приняли меморандум о сотрудничестве. Алгоритм Таможенного союза прост - сначала единый таможенный тариф, а затем, быть может, и единая валюта. Но до этого еще далеко. Чем быстрее участники союза создадут экономическое пространство, тем легче входить в другую не менее серьезную организацию - ВТО. Вместе все-таки веселей и безопасней.

Стан-ТВ; 25.09.09

Дополнительные места таможенного оформления мясной продукции в Центральном Федеральном округе

Центральное таможенное управление информирует участников внешнеэкономической деятельности и других заинтересованных лиц, что согласно письму ФТС России от 04 сентября 2009 года N 01-11/42158 временно определены дополнительные места таможенного оформления и таможенного контроля мясной продукции, сообщает Пресс-служба ФТС РФ.

Товары, классифицируемые в группе 02 ТН ВЭД России, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемые под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления определены в следующих таможенных органах Центрального таможенного управления:

- Московский железнодорожный таможенный пост Московской таможни;
- ОТО и ТК №2 Есиповского таможенного поста, Можайский, Двуреченский, Акуловский, таможенные посты Зеленоградской таможни;
- ОТО и ТК Электростальского таможенного поста, Каширский, Жуковский, Егорьевский таможенные посты Ногинской таможни;
- Долгопрудненский, Сергиево-Посадский, Мытищинский, Щелковский таможенные посты Щелковской таможни;
- Кондровский таможенный пост Калужской таможни;
- Александровский, Владимирский таможенные посты Владимирской таможни;
- Гагаринский, Заднепровский (специализированный) таможенные посты Смоленской таможни;
- Брянский таможенный пост Брянской таможни;
- Правобережный таможенный пост Воронежской таможни;
- Кимрский таможенный пост Тверской таможни;
- Тульский таможенный пост Тульской таможни.

VCH.RU ; 25.09.09

Таможня и бизнес проводят встречи

Одним из насущных вопросов при таможенном оформлении товаров и транспортных средств был и остается достаточность и достоверность заявленной таможенной стоимости. Этому вопросу было посвящена тема заседания Консультативного Совета при Тюменской таможне. Самые крупные и постоянные участники внешнеэкономической деятельности, их более двадцати, были приглашены на заседание Совета 22 сентября 2009 года. Начальник отдела контроля таможенной стоимости И.А. Шульц заострила внимание в своем выступлении на достаточность и достоверность сведений при подаче грузовой таможенной декларации при оформлении. Она так же обратила внимание на то, что при заключении договоров необходимо четко прописывать основные характеристики товара, чтобы сократить и упростить количество прилагаемых к таможенной декларации документов. Ирина Александровна напомнила и о том, чтобы участники ВЭД не забывали, что в течение 1 года товары и транспортные средства после выпуска подвергаются таможенному контролю, т.е. в отношении этих товаров могут проводится дополнительные проверочные мероприятия. У участников Консультативного Совета возникло ряд вопросов, на них Ирина Александровна Шульц и другие начальники подразделений, компетентные по своим направлениям ответили участникам внешнеэкономической деятельности. Были вопросы, на которые руководители отдела платежей - В.А. Колесова, таможенного оформления и таможенного контроля Е.И. Костян, и контроля таможенной стоимости И.А. Шульц индивидуально консультировали после рабочего заседания.

Борис Яськов начальник Тюменской таможни предложил всем участникам ВЭД приходить на консультирование в области таможенного дела к специалистам правового отдела до процесса таможенного оформления. Они помогут с правовой точки зрения подойти к возникающей проблеме предварительно, а не после того когда по сути изменить ситуацию довольно сложно. На повестке заседания Консультативного Совета был рассмотрен вопрос о перспективах внедрения технологии электронного декларирования товаров и транспортных средств с использованием сети «Интернет».

Татьяна Кубасова – начальник отдела технических средств и системы обеспечения средств вычислительной техники рассказала участникам заседания, о перспективе применения электронной формы декларирования товаров и транспортных средств с использованием сети «Интернет». Это значительно сокращает время таможенного оформления, но требует определенных затрат со стороны участников ВЭД по выполнению установленных требований. До участников заседания была доведена информация о возможности применения электронной формы декларирования через информационного оператора, позволяющее сократить расходы участников ВЭД до минимума. В Тюменской таможне три участника ВЭД уже используют электронную форму декларирования. Положительным примером поделился участник заседания ООО «Фанторг» и рассказал, о том, что грузовая таможенная декларация подается в таможенный орган с рабочего места организации в электронном виде и не требуется выезда на таможенный пост для ее подачи, тем самым сокращается время таможенного оформления.

В завершении заседания участники ВЭД предложили пригласить на одну из рабочих встреч Консультативного Совета представителя Федеральной таможенной службы России для ответов на многие неразрешимые вопросы.

Пресс-служба ФТС РФ ; 25.09.09

Россия, Белоруссия и Казахстан одобрили таможенный кодекс

Россия, Белоруссия и Казахстан в ближайшее время перейдут на единый таможенный тариф. Об этом, передают «Вести», заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, подводя итоги переговоров в Алма-Ате.

На заседании Таможенного союза ЕврАзЭС был одобрен проект таможенного кодекса. Единый тариф должен вступить в силу с 1 января 2010 года.

Напомним, в начале июня Россия, Белоруссия и Казахстан на 100% согласовали единый таможенный тариф.

Как ранее заявлял первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, странам еще предстоит уточнить технические вопросы и вопросы по особо чувствительным товарам, которые планируется устранить в срок до трех лет. Для этого предусмотрен переходный период, однако за пределами этого переходного периода таможенный тариф согласован полностью.

По информации вице-премьера, с 1 июля 2011 года весь таможенный контроль должен быть вынесен за внешнюю границу таможенного союза и внутреннего контроля не будет.

Росбалт 27.09.09

Рекомендации таможенников туристам

В канун Международного дня туризма (27 сентября) Кемеровская таможня напомнила гражданам правила перемещения товаров через таможенную границу России.

Граждане могут беспрепятственно и без уплаты таможенных пошлин пересечь таможенную границу РФ если:
∙ путешествуют не чаще 1 раза в месяц;
∙ вывозимые наличные денежные средства (иностранная валюта, российские рубли) не превышают в общей сумме 3 тыс. долларов США в эквиваленте;
∙ ввозимые товары в багаже не превышают по стоимости 65 тыс.рублей и по весу 35 кг (в багаже не содержится коммерческая партия товаров);
∙ количество алкогольных напитков не превышает 2-х литров;
∙ количество табачных изделий не превышает 50 сигар, 100 сигарилл, 200 сигарет и 250 гр. табака;
∙ количество икры осетровых рыб в заводской упаковке не превышает 250 гр.;
∙ в багаже нет предметов и товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу на территорию РФ, таких как оружие, наркотики, культурные ценности, экзотические животные и растения.

В случае превышения этих норм при условии, что общая стоимость и (или) общий вес ввозимых товаров не превышают 650 тыс. руб. и 200 кг, к той части товаров, которая превышает установленные нормы, применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 кг. Если же общая стоимость ввозимых товаров превышает 650 тыс. руб. и (или) их общий вес - более 200 кг, то применяются ставки таможенных пошлин, предусмотренных для участников внешнеэкономической деятельности.

По российскому законодательству вывозить денежные средства наличными можно в эквиваленте до 3 тысяч долларов при условии устного декларирования. Для вывоза большей суммы (но лишь до 10 тысяч долларов США) необходимо заполнять таможенную декларацию. Что же касается дорожных чеков, то количественных ограничений на их вывоз нет. Единственное условие - письменное задекларировать, если их сумма превышает 10 тыс. долларов (без учета суммы других вывозимых ценностей).

По существующему законодательству физическое лицо может ввезти в нашу страну любое количество наличных. Требуется соблюсти лишь одно условие: если сумма валюты превышает в эквиваленте 10 тысяч долларов США, то необходимо заполнить въездную декларацию. Она же послужит разрешением при вывозе наличных денег из России превышающим эквивалент 10 тысяч долларов.

Таможенники напоминают, что недекларирование или недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, является нарушением таможенных правил и предусматривает наказание в соответствии с действующим законодательством РФ.

"КузПресс.Ru" ; 28.09.09

Назначен начальник Приволжской оперативной таможни

Приказом Федеральной таможенной службы № 2489-к от 23.09.2009 начальником Приволжской оперативной таможни назначен полковник таможенной службы Туранов Анатолий Васильевич, сообщила пресс-служба ФТС РФ.

Анатолий Васильевич родился 10 марта 1959 года, имеет высшее образование по специальности «международные отношения», в 1985 году окончил Высшую школу КГБ СССР им. Ф.И. Дзержинского. Службу в таможенных органах начал в 1999 году с должности оперуполномоченного по ОВД ОСБ. В 2008 году назначен на должность первого заместителя начальника Приволжской оперативной таможни.

Награжден медалью КГБ СССР «За безупречную службу» III степени, медалью ГТК России «За усердие», нагрудным знаком «Отличник таможенной службы».

VCH.RU ; 28.09.09

Экспортная пошлина на нефть с 1 октября составит $240.76 за тонну.

Экспортная пошлина на нефть с 1 октября составит $240.76 за тонну. Соответствующее постановление подписал Премьер-министр РФ Владимир Путин.

Экспортная пошлина на светлые нефтепродукты установлена в размере $174.5 за тонну, на темные - $94 за тонну.

Напомним, экспортная пошлина на нефть с 1 сентября установлена в размере $238.6 за тонну, на светлые нефтепродукты - $173.1 за тонну, на темные - $93.2 за тонну.

До сентября 2008 года Правительство РФ устанавливало пошлины на нефть после проведения двухмесячного мониторинга цен на российскую Urals на мировых рынках сырья (средиземноморском и роттердамском) с целью определения средней цены за этот период, а также исходя из установленных законом "О таможенном тарифе" предельных ставок пошлин. Однако, после резкого падения мировых цен на нефть этот принцип был скорректирован.

"AK&M" от 28.09.2009

Электронное декларирование товаров удобней обычного

В тюменской таможне три участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) уже используют электронную форму декларирования товаров. Это значительно сокращает время таможенного оформления, но требует определенных затрат со стороны участников ВЭД по выполнению установленных требований. О перспективах внедрения технологии электронного декларирования товаров и транспортных средств с использованием Интернета шла речь на заседании консультативного совета при тюменской таможне на прошлой неделе. На заседании присутствовали постоянные участники ВЭД.

Положительным примером поделился представитель компании "Фанторг". Он рассказал о том, что грузовая таможенная декларация подается в таможенный орган с рабочего места организации в электронном виде. По его словам, выезда на таможенный пост для ее подачи не требуется, тем самым сокращается время таможенного оформления, сообщает департамент инвестполитики и господдержки предпринимательства Тюменской области.

Одним из актуальных вопросов при таможенном оформлении товаров и транспортных средств также остается вопрос достаточности и достоверности заявленной таможенной стоимости. Начальник отдела контроля таможенной стоимости Ирина Шульц заострила обратила внимание на то, что при заключении договоров необходимо четко прописывать основные характеристики товара, чтобы сократить и упростить количество прилагаемых к таможенной декларации документов.

Шульц напомнила о том, чтобы участники ВЭД не забывали, что в течение первого года товары и транспортные средства после выпуска подвергаются таможенному контролю, то есть в отношении этих товаров могут проводится дополнительные проверочные мероприятия.

У участников совета возникли вопросы, на которые ответили профильные специалисты. Начальник тюменской таможни Борис Яськов предложил всем участникам ВЭД обращаться за консультациями по вопросам таможенного дела к специалистам правового отдела до процесса таможенного оформления. Они помогут с правовой точки зрения подойти к возникающей проблеме предварительно, а не после того, когда по сути изменить ситуацию довольно сложно.

Вслух.Ру; 28.09.09

В Иркутске прошло совещание с участием таможенников и судей Арбитражных судов Восточно-Сибирского региона

По сообщению Пресс-службы ФТС РФ,в Иркутской таможне состоялось совещание на тему «Таможенное дело; проблемные аспекты правоприменительной практики по спорам с участием таможенных органов в арбитражных судах».

В работе семинара приняли участие представители судейского корпуса Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, Арбитражных судов Иркутской области, Красноярского края, республик Бурятия, Тыва, Хакасия, а также представители Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, Сибирского таможенного управления, руководители и должностные лица Иркутской, Братской, Бурятской, Восточно-Сибирской оперативной, Красноярской, Тывинской, Хакасской, Читинской, Забайкальской таможен, Экспертно-криминалистической службы – ЦЭКТУ г. Иркутска.

Практика проведения подобных совещаний на базе Иркутской таможни стала традиционной и ежегодной, и как отметил в своем выступлении заместитель председателя Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Андрей Орлов, имеет большое значение в деятельности как судей, так и таможенных органов, в качестве одной из мер, направленной на решение актуальных проблем судебной практики по спорам в сфере таможенных правоотношений. Подобные дискуссионные площадки предоставляют возможность в рабочем режиме обсудить сложившуюся судебную практику, поделиться теоретическими знаниями и практическим опытом в своей сфере и, что особо важно, подойти к единообразию в толковании норм таможенного права на основе закона, морали и справедливости. Продолжая выступление, в своем докладе «Практикообразующая роль арбитражных судов Российской Федерации», А.В.Орлов подробно остановился на конкретных примерах из практики Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, в частности административных дел, связанных с взысканием таможенных платежей, которые как раз и формируют единообразную судебную практику.

С большим интересом участники совещания заслушали доклад судьи Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, кандидата юридических наук, доцента Татьяны Гуменюк «Использование грамматического способа в толковании норм таможенного законодательства». Ни у кого не вызывает сомнений, что грамотное владение нормами русского языка – основа профессии юриста. Однако при этом нужно учитывать тот факт, что законодатель может закладывать в различных законодательных актах разное правовое значение одних и тех же терминов, то есть они могут иметь принципиальные расхождения в их понимании: к примеру, такое понятие как «товар», имеет принципиально различное правовое значение в Гражданском, Таможенном и Налоговом кодексах, а также в законе Российской Федерации «О защите конкуренции». Законотворческая практика на современном этапе является достаточно совершенной, при издании законодательных актов в них, как правило, даются легальные дефиниции, используемые в данном акте. Докладчиком было подчеркнуто, что в том случае, если какой-либо термин не имеет легального толкования, ему нужно придавать тот смысл, который выработан юридической практикой и наукой. Значение слов должно использоваться только на русском языке, необходимо учитывать национальные особенности. Вниманию участников совещания были предложены к рассмотрению и анализу различные примеры из сложившейся судебной практики.

Кроме того, докладчик обратила внимание, что от того, как в юридических документах сторон-участников судебных заседаний будут расставлены знаки препинания, использованы союзы, предлоги и т.д. может зависеть конечный смысл всех выдвигаемых требований или обоснование возражений. Некорректное их использование может привести к диаметрально противоположным результатам от действительно желаемых. При этом Т.А. Гуменюк в своем выступлении на конкретных примерах из практики Восточно-Сибирского Арбитражного суда показала подобные неудачные использования, связанные также с судебной практикой таможенных органов.

В выступлении заместителя начальника правовой службы - начальника правого отдела Сибирского таможенного управления (СТУ) Натальи Кокинос был дан исчерпывающий анализ судебной практики таможенных органов Восточно-Сибирского региона, применительно к общему показателю судебных дел с участием таможенных органов СТУ. По состоянию на середину сентября 2009 года в производстве таможенных органов СТУ находилось 2924 судебных дел, из которых 2350 дел рассмотрено в пользу таможенных органов, 207 дел – не в пользу таможенных органов. При этом судебная практика Восточно-Сибирского региона имеет количественный перевес по сравнению с Западно-Сибирским регионом – на долю таможенных органов Восточной Сибири приходится 69% от общего количества судебных дел: по 1726 делам судебные решения вынесены в пользу таможенных органов, 124 - проиграны. Наиболее массовыми категориями дел с участием таможенных органов Восточно-Сибирского региона являются дела о признании имущества бесхозным (здесь лидируют Забайкальская и Бурятская таможни), дела по обжалованию решений, действий (бездействий) таможенных органов и/или их должностных лиц (лидеры - Забайкальская, Иркутская, Красноярская, Братская, Читинская таможни), дела о возврате (зачете) таможенными органами сумм таможенных сборов, уплаченных при применении процедуры временного периодического декларирования (лидеры – Читинская, Красноярская, Хакасская таможни), дела об обжаловании решений и действий должностных лиц о корректировке таможенной стоимости товаров (Забайкальская таможня), дела по оспариванию постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности (наибольшее количество дел имеют Красноярская, Иркутская, Братская, Читинская, Хакасская таможни). При этом положительную практику традиционно формируют дела о признании имущества бесхозным. Категория дел по обжалованию решений, действий (бездействий) таможенных органов и/или их должностных лиц занимает лидирующие позиции по объемам отрицательной практики среди других категорий судебных дел Восточно-Сибирского региона - 62,1%. При этом данная категория дел является проблематичной не только для таможенных органов Восточной Сибири, но и всего региона деятельности СТУ.

Еще одним важным было выступление начальника отдела организации административных расследований Восточно-Сибирской оперативной таможни Ирины Вологжиной, посвященное проблемам правоприменительной практики, возникающим по делам об административных расследованиях по фактам нарушения валютного законодательства. В частности, это касается проблем, возникающих при проведении соблюдения валютного законодательства при отказе уполномоченных банков предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, а также невозможности определения даты окончания исполнения обязательства по возврату из-за границы валютной выручки в связи с отсутствием указанного срока в импортном контракте, а также и в том случае, когда на момент выявления административного правонарушения законный представитель юридического лица изменился (предоставляется решение о продаже и переназначении гендиректора), но по сведениям налоговых органов изменения в учредительных документах отсутствуют, и другие проблемы. По мнению докладчика, разрешение данных проблем возможно лишь при внесении изменений в валютное законодательство, в целях действенного обеспечения реализации государственной валютной политики и возможности привлечения к ответственности недобросовестных резидентов.

Альбина Усманова, заместитель начальника экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ (г. Иркутск) подробно рассказала присутствующим о деятельности службы и ее правом статусе. Было отмечено, что, несмотря на то, что данная служба и относится к таможенному ведомству, все экспертизы имеют объективные результаты, за качество которых эксперты несут полную ответственность. При этом судьи отметили, что экспертная оценка при вынесении того или иного судебного решения является важной, но не основополагающей, так как проблемы рассматриваются многогранно, с учетом всех фактов.

Семинар получился информационно-насыщенным, так как в рамках совещания участники, пользуясь уникальной возможностью, старались получить исчерпывающие ответы на многие вопросы. Решено было практику таких совещаний продолжить и в дальнейшем.

VCH.RU ; 29.09.09

Назначены новые руководители таможенных постов МАПП Маштаково и ДАПП Теплое

По информации из Пресс-службы ФТС РФ, в сентябре на должности начальников таможенных постов Самарской таможни – МАПП Маштаково и ДАПП Теплое - назначены новые руководители.

Начальником таможенного поста МАПП Маштаково стал старший лейтенант таможенной службы Анатолий Тимощенков.

Анатолий Тимощенков родился в 1975 году в г. Дарьинск Приуральского района Уральской области. В 2004 году закончил Оренбургский государственный университет. Службу в таможенных органах начал с 1999 года, прошел путь от младшего инспектора-стажера оперативно-боевого отделения специального отряда быстрого реагирования Оренбургской таможни до заместителя начальника таможенного поста МАПП Маштаково. 1 сентября приказом ФТС России от 21.08.09 Анатолий Тимощенков назначен начальником таможенного поста МАПП Маштаково Самарской таможни. Женат, воспитывает дочь.

На должность начальника таможенного поста ДАПП Теплое назначен майор таможенной службы Александр Пермяков.

Александр Пермяков родился в 1964 году в г. Жигулевск Куйбышевской области. В 1992 году закончил Куйбышевский политехнический институт имени В.В. Куйбышева. В таможенных органах работает с апреля 1995 года. Прошел путь о инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Самарской таможни до заместителя начальника Новокуйбышевского таможенного поста Самарской таможни. С 1 сентября приказом ФТС от 31.08.09 назначен на должность начальника таможенного поста ДАПП Теплое Самарской таможни. Женат, воспитывает двух сыновей.

VCH.RU ; 29.09.09

Марийская таможня: оформление на границе

Концепция определяет цель, основные задачи и приоритетные мероприятия организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, на перспективу до 2020 года и является составной частью Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года, говорится в сообщении Пресс-службы ФТС РФ.

Концепция основана на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, Концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы РФ, Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, Внешнеэкономической стратегии России до 2020 года и других концептуальных документов стратегического характера, определяющих развитие Федеральной таможенной службы на долгосрочную перспективу.

Завершение до 2010 года мероприятий, предусмотренных Концепцией развития таможенных органов РФ, создаст условия для осуществления основного количества операций по таможенному оформлению в приграничных субъектах РФ.

Система таможенного оформления товаров в РФ ориентирована на осуществление большинства таможенных операций таможенными органами, расположенными, как правило, в городах, являющихся транспортными узлами.

Рост внешнеторгового оборота РФ с каждым годом усиливает неравномерность инфраструктурного развития между внутренними и приграничными субъектами страны, заостряет проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Зачастую товарные потоки ввезенных и выпущенных в свободное обращение товаров направлены навстречу друг другу.

Проблема решается развитием транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах, за пределами городов с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах РФ, приближенных к государственной границе. При этом создание инфраструктуры для длительного хранения товаров, а также осуществление дополнительной промежуточной перевалки товаров при реализации Концепции не требуется. Это позволит в полной мере реализовать принцип транспортно-логистической технологии доставки грузов «от двери до двери» без увеличения срока осуществления поставки товаров.

Комплексная цель Концепции заключается :
1. в совершенствовании таможенного администрирования за счет внедрения в практику таможенного оформления новых технологий таможенного оформления, предусматривающих внедрение института предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах,
2. в использовании полнофункциональной модели системы управления рисками с актуализированной ценовой информацией о ввозимых товарах в соответствием с особенностями конъюнктуры мирового рынка на момент осуществления соответствующей процедуры контроля,
3. в возможности осуществления декларирования товаров и представления документов в электронной форме,
4. в инфраструктурном развитии приграничных субъектов РФ,
5. в снижении транспортной нагрузки на крупные города РФ, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом,
6. в обеспечении взимания в полном объеме обязательных к уплате таможенных платежей.

Поставленная цель достигается решением следующего комплекса взаимосвязанных задач:

1. Совершенствование нормативной правовой основы организации таможенного оформления в приграничных субъектах РФ.
2. Развития сотрудничества между ФТС России и таможенными администрациями иных государств в сфере применения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли. 3.
Совершенствование государственного контроля.
4. Развитие таможенно-логистической инфраструктуры в транспортных узлах, расположенных в приграничных субъектах РФ.
5. Развитие и совершенствование таможенной инфраструктуры.
6. Совершенствование системы таможенного оформления и таможенного контроля.
7. Совершенствование правоохранительной и антикоррупционной деятельности таможенной службы РФ.
8. Подготовка и переподготовка кадров (должностных лиц таможенных органов и специалистов в области таможенного дела).
9. Развитие социальной сферы в интересах обеспечения эффективной работы таможенных органов в приграничных субъектах РФ.

Так, Марийской таможней в сентябре 2009 года направлены письма с предложением рассмотреть вопрос о подготовке документов для установления специальных процедур таможенного оформления, в том числе и временного хранения товаров ввозимых на таможенную территорию РФ на складе заявителя, согласно Административному регламенту ФТС России по исполнению государственной функции установления специальных таможенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц, утвержденный приказом ФТС России от 23.12.2009 № 1656.

С учетом экспортной направленности оформления товаров в Марийской таможне, объем товаров, оформление которых согласно Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, будет перенесено в приграничные регионы составит не более 30 % от ввозимых товаров в настоящее время участниками ВЭД в Республику Марий Эл, а от общего объема оформляемых таможней товаров сокращение составит 3-4 %.

VCH.RU ; 29.09.09

За хранение изъятых товаров заплатит таможня

В письме от 17.06.2009 № 01-11/27613 «О возмещении затрат специализированным организациям» ФТС России разъяснила, как возмещать затраты организаций, принимающих на хранение товары, задержанные таможенными органами.

Выявляя нарушение порядка ввоза товаров, таможня изымает их в качестве вещественных доказательств. Где они хранятся?

По общему правилу, закрепленному в Таможенном кодексе РФ, КоАП РФ, а также в Инструкции о порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях, утвержденной приказом ФТС России от 18.12.2006 № 1339, товары должны храниться в таможенном органе.

Но как быть, когда изымается большая партия товара или товар требует особых условий хранения?

В таких случаях таможенникам разрешено передавать товар на хранение организации, оказы­вающей складские услуги в зоне деятельности таможенного органа. А вещественные доказательства, требующие особых условий хранения (например, драгоценности, животные и пр.), можно передавать в специализированные организации (учреждения) или государственные органы.

В то же время таможни не спешат расплачиваться с организациями-хранителями, ссылаясь на то, что их услуги должны оплачиваться либо правонарушителями, либо за счет вырученных средств после реализации изъятых товаров.

Жалобы организаций-­хранителей дошли до ФТС России, и она решила разъяснить своим территориальным органам, как поступать.

В письме ФТС России обращает внимание на то, что хранение обеспечивается за счет федерального бюджета, поскольку изъятие вещей связано с процессуальными действиями таможенных органов в рамках производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрения таких дел.

В некоторых случаях расходы таможен возмещаются за счет средств виновных путем возложения на них издержек по делам об административных правонарушениях (ст. 24.7 КоАП и п. 7 ст. 377 Таможенного кодекса РФ). Решение об этом отражается в постановлениях о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Несмотря на подобные исключения, таможни должны помнить, что договор хранения изъятого имущества регулирует гражданскоправовые отношения между таможней и специализированной организацией. В связи с этим оплата услуг не должна ставиться в зависимость от перечисления виновным лицом денежных средств на счет таможенного органа либо от реализации товара.

Таким образом, таможенным органам необходимо предусматривать в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год денежные средства на возмещение расходов, осуществленных в ходе административного производства, в том числе на обеспечение сохранности вещей, изъятых в качестве вещественных доказательств.

Кроме того, чтобы разграничить ответственность распорядителей бюджетных ассигнований при направлении дел об административных правонарушениях по подследственности либо в суд, ФТС России обязала таможни незамедлительно в письменной форме уведомлять об этом уполномоченную организацию, которая хранит изъятые вещи.

Экономика и жизнь 29.09.09

На следующий год план по сборам таможенных платежей снижен в 1,3 раза

На следующий год план по сбору таможенных платежей для Федеральной таможенной службы (ФТС) уменьшен в 1,3 раза - до 2,683 трлн руб. по сравнению с планом этого года - 3,5 трлн руб. Соответствующий расчет поступлений в федеральный бюджет доходов от вывозных и ввозных таможенных пошлин содержится в опубликованном Минфином проекте бюджета на 2010-2012 годы.

Поступления пошлин от импортируемой в 2010 году в РФ продукции оцениваются в размере 516,5 млрд руб., вывозных пошлин планируется собрать на сумму 2,166 трлн руб. При этом, отмечается в проекте, улучшение администрирования товаров, идущих на экспорт, может дать бюджету дополнительно 1 млрд руб.

Данные расчеты сделаны исходя из среднегодового курса 33,9 рубля за доллар.

В проекте уточняется, что от экспорта сырой нефти в 2010 году в бюджет будет перечислено таможенных пошлин на сумму $37,6 млрд , от экспорта нефти в Белоруссию - еще $1,4 млрд, от экспорта нефтепродуктов - $12,1 млрд.

Таможенные перечисления от экспорта газа в страны дальнего зарубежья в 2010 году составят $10,4 млрд, в страны СНГ - $1,39 млрд.

Всего от экспорта углеводородов ФТС в 2010 году должна получить $63 млрд. При этом таможенные поступления от остальной группы вывозимых из РФ товаров составят $950,5 млн.

30 сентября. FINMARKET.RU

ФТС и Минэнерго подготовили очередной документ для обнуления пошлин

Федеральная таможенная служба (ФТС) совместного с Минэнерго подготовила проект приказа об особенностях таможенного оформления и контроля нефти, экспортируемой с 13 месторождений Восточной Сибири. Недропользователи должны будут ежеквартально представлять документы о транспортировке нефти для проверки в Минэнерго.

После представления справки, подтвержденной Минэнерго, ФТС будет проводить таможенное оформление, сообщает портал ВСТО. Согласно документу, экспортеры нефти в Восточной Сибири ежеквартально должны будут представлять в Минэнерго справку о подтверждении соответствия сведений об экспорте нефти сырой и график транспортировки нефти не позднее 15 дней до начала квартала вывоза добытой нефти из РФ. Минэнерго должно провести проверку сведений, содержащихся в справке, в течение 5 дней со дня подачи документов. Далее ФТС будет проводить таможенное оформление при предъявлении ряда документов – справки, подтвержденной Минэнерго, ресурсной справки, акта сдачи-приемки нефти и паспортов качества.

Напомним, что для получения ресурсной справки недропользователь должен предоставить в Минэнерго копии суточных актов приема-сдачи нефти за отчетный месяц, копии паспортов качества за отчетный месяц, копии лицензионных соглашений на право пользования недрами.

Документы должны быть предоставлены в департамент добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. Документы подлежат регистрации в течение одного рабочего дня с момента поступления в департамент. Далее департамент рассматривает документы в течение 5 рабочих дней с момента их получения. По результатам рассмотрения недропользователю выдается справка о месте добычи и характеристиках этой нефти. В справке будет указано, что Минэнерго подтвердило факт добычи нефти на определенном месторождении в объеме, с плотностью и содержанием серы, указанными недропользователем. Номер ресурсной справки должен быть вписан в грузовую таможенную декларацию.

angi.ru 30.09.09

ФТС финансово и физически не готово к переносу таможенного оформления к госгранице

ФТС финансово и физически не готово к реализации концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля в места, приближенные к государственной границе РФ. Об этом ИА REGNUM Новостизаявил генеральный директор группы компаний "САННА-ЛИТЕР" Сергей Шкарупа.

"Но переносить надо, т.к. это обеспечит безопасность страны, контроль платежей и реальную управляемость таможенной системой", - прокомментировал Шкарупа, "Российский бизнес в большинстве случаев эгоистичен и думает только о себе, поэтому его надо подталкивать к реализации госпрограмм. Уговорами это сделать невозможно, а создание целенаправленных стимулирующих привилегий и поблажек приводит к коррупции и захвату проектов чиновниками, - добавил он, - традиционно одним из способов, принятых на вооружение государствами всего мира, является создание невыносимых условий предпринимателям, что бы вынудить их перейти из привычного коридора в новые направления. Добровольно - принудительное принуждение бизнеса к реализации Концепции (речь идет прежде всего об инвестировании в строительство инфраструктуры в приграничных районах) мы наблюдаем и сейчас".

Как заявил Сергей Шкарупа, в настоящее время все земельные участки вдоль границ уже раскуплены, но активного строительства логистических терминалов, за исключением отдельных робких попыток, не ведется. Для этого, по словам эксперта, есть несколько причин: Во- первых, никто не будет строить логистические объекты и СВХ, пока бизнес окончательно не убедится в гарантиях и необратимости реализации Концепции. Инвестиции в строительство одного терминала могут составлять до 5-6 млн. долларов", поэтому, если государство не ослабит темпы сокращения и ликвидации таможен на территории России, то уже в 1-2 квартале 2010г. мы увидим начало строительного бума.

Во-вторых, инвесторы боятся вкладывать деньги в границы, потому что в таможенной сфере нет нормальных законов о государственно-частном партнерстве, нет продуманных технологий и принципов взаимодействия, и нет закрепленной ответственности государства и бизнеса друг перед другом. История говорит о том, что бизнес отвечает перед государством, а государство не отвечает ни перед кем.

Как заявил Шкарупа, для реализации таможенной Концепции государство не выделит необходимой суммы ФТС и "Росгранице". Бизнес будет вынужден и пойдет на инвестирование в приграничную инфраструктуру. Однако он не сможет решить проблемы ФТС, связанные с отсутствием на местах квалифицированных кадров и социальных условий для таможенников, с низкой производственной и социальной культурой и местными менталитетами в отдаленных периферийных регионах огромной России, с отсутствием у таможни современных технологий.

Напомним, концепция таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной была разработана и одобрена решением Коллегии ФТС России. Как сообщается в ФТС РФ, концепция предусматривает с применением государственно-частного партнерства создание сети таможенно-логистических терминалов (ТЛТ), которые будут принимать на себя основные транспортные потоки. При этом данные терминалы должны находиться непосредственно вблизи от государственной границы Российской Федерации. В идеале - рядом с пунктом пропуска. Терминал должен состоять из зоны таможенного контроля, накопительной площадки, административных зданий.

ИА REGNUM; 30.09.09

Правительство РФ ввело пошлину на импорт труб для нефте- и газопроводов.

Правительство РФ постановлением N758 установило сроком на 3 года специальную пошлину на трубы из коррозионностойкой стали наружным диаметром до 426 мм включительно, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в размере 28,1% таможенной стоимости, сообщает пресс-служба правительства РФ. Всего под действие защитной пошлины попал импорт 19 видов труб, классифицированных в соответствии с кодами товарной номенклатуры (ТН ВЭД). Речь, в частности, идет о стальных трубах различного диаметра для нефте- и газопроводов и для работы с сероводородом. Ранее пошлина на данный вид труб составляла от 5% до 20% в зависимости от типа.

Действие специальной пошлины не распространяется на ввоз труб из коррозионностойкой стали, происходящих из Республики Белоруссия, а также из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, за исключением Бразилии и Китайской Народной Республики (включая Тайвань и специальные административные районы Китая Гонконг и Макао).

Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Одновременно правительство РФ постановлением N759 снизило c 20% до 15% ввозные пошлины на сварные спиральношовные стальные трубы.

Напомним, что в декабре 2008г. Минпромторг РФ объявил о завершении антидемпингового расследования в отношении импорта в РФ нержавеющих труб. По его результатам правительству РФ было рекомендовано ввести специальною пошлину сроком на 4 года.

РБК; 30.09.09


Информация в прессе

Борис Шкуркин: Сегодня ФТС дает более 50 процентов платежей в федеральный бюджет

Завтра - последний день, когда товары будут перемещаться через границу по старым правилам. С 1 октября вступают в силу поправки в Таможенный кодекс. О том, как эти новации отразятся на жизни бизнеса, мы попросили рассказать начальника главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Федеральной таможенной службы (ФТС России) Бориса Шкуркина.

- Действительно, принят блок поправок, которые вступают в силу 1 октября. Работа над данным законопроектом шла более двух лет. Была проанализирована практика применения Таможенного кодекса, вступившего в силу 1 января 2004 года, и выявлен ряд недочетов, пропущенных правовых аспектов. Подобная работа носит постоянный, плановый характер. Скажу сразу, что революционных поправок нет. Они в массе своей носят технико-юридический характер, закрывают пробелы. Исключены многие двоякие толкования положений закона с целью ухода от уплаты таможенных платежей.

- Вы имеете в виду участников внешнеэкономической деятельности?

- Желание искать пробелы в действующем законодательстве, наверное, будет всегда.

- Но правовых пробелов в связи с принятием поправок будет значительно меньше?

- Безусловно. Кстати, теперь уплата таможенных платежей будет осуществляться только в валюте РФ, в рублях. Раньше можно было платить и в иностранной валюте.

- Экономически нам это выгоднее?

- Это правильнее. Если мы говорим, что нашу валюту мы стремимся использовать при межгосударственных расчетах с зарубежными странами, то и платежи в бюджет должны поступать в нашей валюте.

Принципиальным моментом также является установление солидарной ответственности декларанта и брокера по уплате таможенных платежей. У нас таможенные брокеры осуществляют таможенное оформление в пользу третьих лиц и ставят свою печать, подают декларации. Установление солидарной ответственности с декларантом - серьезный шаг вперед. Теперь можно выставлять финансовые требования не только декларанту, но и лицу, которое осуществляло в его пользу таможенное оформление.

Был уточнен ряд моментов, связанных со сроками уплаты таможенных платежей, в частности при помещении товаров на склад временного хранения, уточнен порядок оплаты авансовых платежей, возврата платежей.

Был также окончательно закреплен порядок взимания таможенных сборов при осуществлении временного периодического декларирования. Раньше таможенные органы взимали сбор за таможенное оформление как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации. Эта практика была оспорена в суде. В результате таможню обязали брать сбор один раз. Цена вопроса - несколько миллиардов рублей. В начале 2009 года вышло постановление правительства РФ, которое однозначно сказало, что сбор нужно брать как при подаче временной, так и при подаче полной таможенной декларации. Сейчас мы эту норму закрепили в кодексе.

- Кто использует механизм временного периодического декларирования?

- В основном это нефтяники, ряд металлургических комбинатов, крупные экспортеры. Но, однако, сбор за таможенное оформление - это, по сути дела, оплата государственных услуг за производство действий по таможенному оформлению. В некоторых странах таможни живут за счет именно этого специфического платежа. Год назад специалисты Всемирной таможенной организации активно обсуждали эту тему и делали расчеты, чтобы размер сбора за таможенное оформление соответствовал качеству услуг таможни по осуществлению свой деятельности.

- Мы много не берем по сравнению с другими странами?

- Если раньше мы брали 0,1 процента от стоимости заявляемых к оформлению товаров, то сегодня порядок изменен. Минимально это 500 рублей, а максимальная ставка таможенных сборов составляет 100 тысяч рублей.

Ряд поправок связан с ведением ФТС России Реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей. Раньше в случае нарушения определенных нормативов банк имел право включиться в наш реестр только через год. Понятно, что в условиях финансово-экономического кризиса многие нормативы полетели, и ряд банков, к сожалению, был исключен из реестра, в том числе по представлению ЦБ.

- Почему "к сожалению"? Они же нарушители...

- Чем больше конкуренция, тем лучше. Чем шире рынок услуг, чем больше участники ВЭД могут пользоваться и предъявлять при таможенном оформлении реальные банковские гарантии, реальное финансовое обеспечение, тем более устойчивый механизм. Поэтому теперь этот период сокращен до шести месяцев.

- Много ли теряет государство в результате такого теневого бизнеса?

- Имеются серьезные расхождения в данных таможенной статистики между Китаем и Россией, особенно в части товаров легкой промышленности. Это во многом объясняется масштабами, которые приобрела проблема "помогаек" - людей, которые под видом туристов перемещают мелкие партии товара с китайской стороны границы на российскую, где потом это все собирается в большие товарные партии, а затем переправляется на рынки ширпотреба.

- Давайте перейдем к теме собираемости платежей.

- На мой взгляд, принципиальное место Федеральной таможенной службы в системе органов исполнительной власти сегодня изменилось. Четко вырисовалась фискальная функция таможенных органов. Сегодня Федеральная таможенная служба дает более 50 процентов платежей в федеральный бюджет.

- Это доля вклада в федеральный бюджет?

- Да, в федеральный. В прошлом году мы собрали 4 триллиона 694 миллиарда рублей. В этом году мы рассчитываем собрать более 3,3 триллиона рублей. Много это или мало в современных условиях экономического кризиса? В 2008 году пошлина на нефть составляла в августе-сентябре 495,9 доллара за тысячу килограммов, сейчас - 222-238. Это в два раза меньше. Сравним: пошлина в январе 2009 года - 119 долларов, в феврале - 100, в марте - 115, в апреле - 110. По сути дела, большую часть первой половины 2009 года пошлина составляла 100-119 долларов, а это в три раза меньше, чем за аналогичный период 2008 года - 333 - 340. Это касается экспорта.

Вторая составляющая платежей, собираемых ФТС России, - импорт. Мы анализировали 7 месяцев 2008 года и 7 месяцев 2009 года. Объем импорта в Российскую Федерацию к аналогичному периоду 2008 года составляет всего лишь 56,7 процента, То есть в 2 раза упал объем импорта в нашу страну. А объем импорта - это база, с которой мы работаем по взиманию платежей. При этом объем ввозимого продовольствия находится примерно на прежнем уровне.

Иной раз высказывается мнение, что действия таможни по усилению таможенного контроля могут привести к некоему продовольственному кризису. Это не соответствует действительности. Подчеркну, что мяса ввозится 86 процентов от уровня 2008 года, овощей - 90,5 процента, фруктов - 97 процентов, кофе и чая - 91 процент. Несмотря на финансовый кризис, объемы продовольствия, поступающие в страну, находятся примерно на прежнем уровне.

Но этого не скажешь о налогоемких товарах, с которых традиционно таможня получала большую долю платежей. Средств наземного транспорта, в том числе автомобилей, ввозится 27,6 процента к уровню прошлого года. Значит, в этом сегменте собираемость платежей снизилась в пять раз. Технологическое оборудование для промышленных предприятий составляет лишь 54,5 процента. Электроника и бытовая техника - лишь 53,3 процента, а эти группы всегда были налогоемкими. Алкогольная продукция - 58,3 процента. Черные металлы, металлургическая продукция - падение в два раза.

- Однако на конечных цифрах собираемых налогов это падение не отразился?

- На 25 сентября ФТС России собрано 2 триллиона 272 миллиарда рублей. Это превышает уровень 2006 и 2007 годов - нормальных периодов поступательного развития экономики РФ. О том, хорошо ли работает в этих условиях таможня, можно судить по администрированию импорта. Здесь идет борьба и за таможенную стоимость, и за тарифные преференции, и за обоснованность предоставления льгот. От импорта мы собрали платежей на 939,6 миллиарда. Аналогичный период прошлого года - один триллион 273 миллиарда. То есть собрали 73 процента от прошлого года. Сравните: физический объем импорта в этом году - лишь 56 процентов, а собираемость - уже 73 процента. Таким образом, видно, что в условиях финансово-экономического кризиса таможенное администрирование мы серьезно усилили.

"Российская Бизнес-газета" №721 (37) от 29 сентября 2009 г.


Российские перевозчики и ведомства предупреждают о нереализуемости Таможенного союза

Таможенный союз (ТС) должен заработать 1 января 2010 года, его участницы Россия, Белоруссия и Казахстан одобрили проект единого Таможенного кодекса. Однако документ, который должен будет вступить в силу с 1 июня 2010 года, вызывает у перевозчиков "слишком много вопросов". Так пишет сегодня центральный орган РЖД - газета "Гудок". Издание приводит мнения ведомственных экспертов и профильных ведомств.

"Отдельные положения проекта документа возлагают на участников перевозочного процесса дополнительные расходы и ответственность, превышающую установленную Таможенным кодексом РФ", - заявляет начальник отдела организации и функционирования складов временного хранения и железнодорожных пограничных переходов управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО "РЖД" Руслан Розанов. Он подчеркнул, что в компании поддерживают идею создания ТС, однако многие статьи нового кодекса требуют доработки и корректировки. Замечания к проекту кодекса есть не только у РЖД, но и у Министерства транса, Минэкономразвития и Федеральной таможенной службы. "Это свидетельствует о необходимости более детальной проработки всех положений кодекса и последующего согласования в государствах - участниках Таможенного союза, - говорит Руслан Розанов. - Принятие же "сырого" кодекса может дискредитировать саму идею союза".

Первое и самое главное замечание к проекту - положение о реестре владельцев складов временного хранения, таможенных перевозчиков или уполномоченных экономических операторов. Чтобы попасть в реестр, компания в течение предшествующего года не должна привлекаться к административной ответственности за то или иное таможенное правонарушение. "В ходе своей деятельности во внешнеэкономической сфере крупная фирма, которая осуществляет огромные объёмы перевозок, однозначно будет привлекаться к ответственности, и не всегда справедливо", - поясняет Руслан Розанов. Он отмечает, что непонятно, почему при своевременной оплате штрафов и отсутствии текущей задолженности перед таможенными органами компания может лишиться права заниматься своей деятельностью. "Допустим, завели на нас дело, мы его обжаловали. Пока оно идёт по судам, что может длиться годами, нас не будут включать в реестр? А если мы это дело выиграем?" - рассуждает Руслан Розанов. Директор по операциям холдинга STS/RLS Logistics Сергей Фалин также называет такое требование некорректным. "Это очень жёсткая мера, которая лишает крупные компании права участвовать в транспортном процессе союза", - считает он.

Возникают у железнодорожников и вопросы по поводу вводимого кодексом положения о таможенном перевозчике. Оно предусматривает дополнительную ответственность перед таможнями трёх государств. Начальник планового отдела экспедиторской компании "Рейл Сервис" Павел Чермошенцев согласен с тем, что железная дорога не может выступать таможенным перевозчиком. "К примеру, ОАО "РЖД" не сможет отвечать за доставку груза на станцию в Казахстане", - говорит он, отмечая, что железнодорожники могут нести ответственность только за те перевозки, которые проходят по территории их страны. Есть вопросы и к самому процессу работы над кодексом. "Над ним трудится рабочая группа при комиссии по созданию ТС. Мы раз в месяц получаем отредактированный документ из Минтранса и вносим туда коррективы, прямого выхода на разработчиков у нас нет", - рассказал Руслан Розанов.

"Замечания к документу есть не только у РЖД, но и у моряков, авто- и авиаперевозчиков. Мы согласовать документ в таком виде не можем", - говорит директор департамента законопроектной деятельности Минтранса РФ Алексей Дружинин.

Как уточняет газета, несмотря на это "проект документа уже существует в целостном виде, и до 10 октября в странах - участницах ТС пройдут процедуры его внутригосударственного согласования", - говорит руководитель пресс-службы Федеральной таможенной службы Дмитрий Котиков. В РЖД считают, что формирование единого таможенного законодательства на постсоветском пространстве займёт не один год. В компании ссылаются на зарубежный опыт. "В 1968 году начал функционировать Таможенный союз в Европе. Из сорока лет его существования двенадцать лет Европа потратила на унификацию пошлин и тарифов, снятие внутренних границ. Ещё двадцать лет убирали шероховатости. И только в 1993 году процесс формирования Европейского таможенного союза был в целом завершён", - пояснил Руслан Розанов.

Как сообщало ранее ИА REGNUM Новости формирование ТС уже вызвало серьёзные вопросы у экспертов. Перед перспективой того, что в ТС будет введён учет движения таможенных товаров по внешним границам союза, будут унифицированы таможенные кодексы, размеры таможенных платежей и документооборот, таможенные платежи будут поступать не в бюджеты государств, а на специальный "единый счет", средства с которого будут распределяться между таможенными союзниками по квотам. Размер этих квот будет зависеть от объема ВВП, масштабов товарооборота и др., но конкретные доли пока не известны.

Ответственный секретарь комиссии Таможенного союза, заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Сергей Глазьев заявил, что необходимо создание прозрачной информационной системы, которая позволяла бы отслеживать движение экспортируемых товаров с территории страны-производителя на территорию другой страны ТС, а затем за рубеж. Для этого таможенные службы каждой страны - участницы союза должны получить доступ к первичным документам таможен других стран.

По словам начальника аналитического управления Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимира Ивина, процесс формирования унифицированного законодательства должен пройти за полтора-два года: "С Белоруссией реализация этих планов вполне реальна, процесс уже идет в рамках Союзного государства и приобрел необратимый характер". Но режим пропуска через российско-казахстанскую границу существенно отличается, таможенная служба в Казахстане является частью минфина и касающиеся таможни нормативные акты оформляются здесь на уровне решений правительства: "Это становится большой проблемой для Таможенного кодекса Таможенного союза". Кроме того, Белоруссии и Казахстану, например, придется восстановить фитосанитарный контроль на своих внешних границах, от которого они уже давно отказались.

60% белорусского и 90% казахстанского экспорта совпадает с российским по товарным группам: поэтому для обеспечения действительно равного положения производителей придется не только согласовать таможенное законодательства и практику, но и обеспечить равные условия производства. Проблемой является и реэкспорт российских товаров с территории других стран Таможенного союза, где действует совершенно другой таможенный режим: например экспорт леса в России облагается таможенными пошлинами, а в Казахстане - нет.

Владимир Ивин высказал опасение, что таможенное законодательство союза будет многоуровневым, так как в едином Таможенном кодексе будет достаточно много отсылок на национальные законодательные и нормативные акты: "Окончательного понимания, как это будет работать, пока нет. Скорее всего, будет использоваться привычная формула: применяются нормы российского законодательства в части, не противоречащей Таможенному кодексу. Отсюда возникают проблемы администрирования, в первую очередь - на уровне непосредственных исполнителей". В национальном ведении останется также административное и уголовное законодательство, которое определяет ответственность за нарушения в сфере таможенного регулирования.

ИА REGNUM; 30.09.09


- ЗАО «Smart Logistic Group» – компания, обеспечивающая широкий спектр логистических операций на складских комплексах класса «А» в Московском регионе и крупных мегаполисах Российской Федерации.

Нормативные документы

30.09.09Постановление Правительство РФ от 28.09.09 N758, О мерах по защите российских производителей нержавеющих труб
30.09.09Постановление Правительство РФ от 28.09.09 N760, О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении некоторых видов вытяжного оборудования
30.09.09Постановление Правительство РФ от 28.09.09 N759, О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении труб из коррозионностойкой стали
30.09.09Приказ ФТС РФ от 25.09.09 N1763, О признании утратившими силу некоторых правовых актов ГТК России и внесении изменений в приказ ГТК России от 24 декабря 2001 г. № 1226
30.09.09Приказ ФТС РФ от 25.09.09 N1765, Об определении местонахождения Каширского таможенного поста Ногинской таможни и внесении изменений в приказ ФТС России от 7 августа 2009 г. № 1425
30.09.09Телетайпограмма ФТС РФ от 23.09.09 NТФ-1113, О вступлении в силу постановления 738 о ставках ввозных пошлин на воздушные суда
30.09.09Телетайпограмма ФТС РФ от 23.09.09 NТФ-1114, О вступлении в силу постановления 719 о ставках ввозных пошлин на металлообрабатывающее оборудование
30.09.09Телетайпограмма ФТС РФ от 23.09.09 NТФ-1110, О вступлении в силу постановления 727 о ставке ввозной пошлины на снегоходную технику
30.09.09Телетайпограмма ФТС РФ от 23.09.09 NТФ-1112, О вступлении в силу постановления 729 о ставке ввозной пошлины на поливинилхлорид
29.09.09Телетайпограмма ФТС РФ от 23.09.09 NТФ-1111, О вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 14.09.2009 N 730
29.09.09Телетайпограмма ФТС РФ от 23.09.09 NТФ-1109, О вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 14.09.2009 N 728
28.09.09Приказ ФТС РФ от 29.09.08 N1205, Об утверждении Порядка таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (мобильного инспекционно-досмотрового комплекса) в морском (речном) пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации
28.09.09Письмо ФТС РФ от 16.09.09 N15-12/43990, Об опубликовании и вступлении в силу нормативного правового акта ФТС России
28.09.09Приказ ФТС РФ от 26.08.09 N1572, О признании утратившим силу Приказа ГТК России от 17 октября 2000 г. N 933
28.09.09Приказ ФТС РФ от 30.04.09 N766, О компетенции таможенных органов по выдаче разрешений на переработку вне таможенной территории
28.09.09Приказ ФТС РФ от 07.05.09 N812, Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима переработки для внутреннего потребления
28.09.09Постановление Правительство РФ от 25.09.09 N756, Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе
25.09.09Приказ ФТС РФ от 29.07.09 N1361, О таможенных органах, правомочных принимать таможенные декларации
25.09.09Приказ ФТС РФ от 07.09.09 N720, Об исключении из реестра владельцев складов временного хранения ООО "ТНТ ЭКСПРЕСС УОРЛДУАЙД (СНГ)"
25.09.09Приказ Санкт-Петербургская таможня от 11.09.09 N729, Об исключении из реестра владельцев складов временного хранения ОАО "ХЕНКЕЛЬ-ЭРА"
25.09.09Приказ Санкт-Петербургская таможня от 11.09.09 N731, О включении в реестр владельцев складов временного хранения ОАО "ХЕНКЕЛЬ-ЭРА"
25.09.09Приказ ФТС РФ от 21.09.09 N1730, О внесении изменений в Приказ ГТК России от 14 октября 1996 г. N 636
25.09.09Приказ ФТС РФ от 21.09.09 N1729, Об отзыве свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) ЗАО "Энерго Логистика"
25.09.09Приказ ФТС РФ от 22.09.09 N1736, О признании утратившими силу некоторых правовых актов ГТК России
25.09.09Приказ ФТС РФ от 21.09.09 N1728, О признании утратившими силу правовых актов ГТК (ФТС) России
25.09.09Приказ ФТС РФ от 22.09.09 N1745, О признании утратившими силу правовых актов ГТК России
25.09.09Приказ ФТС РФ от 22.09.09 N1745, О признании утратившими силу правовых актов ГТК России
25.09.09Письмо ФТС РФ от 27.08.09 N14-68/40757, О перечне аккредитованных организаций
25.09.09Приказ ФТС РФ от 22.09.09 N1740, О внесении изменений в Реестр таможенных брокеров (представителей)
24.09.09Приказ ФТС РФ от 07.08.09 N1424, Об особенностях декларирования обратно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств, ранее временно вывезенных с этой территории и подвергшихся операциям по ремонту и (или) другим операциям, не подлежащих освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов
24.09.09Письмо ФТС РФ от 04.09.09 N01-11/42158, О таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, классифицируемых в товарной группе 02 ТН ВЭД России
24.09.09Письмо ФТС РФ от 16.09.09 N01-11/43947, О постановлении Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 г. № 711
24.09.09Приказ ФТС РФ от 17.09.09 N1707, О признании утратившими силу некоторых правовых актов ФТС (ГТК) России
24.09.09Приказ ФТС РФ от 17.09.09 N1701, Об определении местонахождения Кировского таможенного поста Мурманской таможни и внесении изменений в приказ ФТС России от 31 августа 2009 г. № 1591
24.09.09Приказ ФТС РФ от 17.09.09 N1700, Об определении местонахождения Гусь-Хрустального таможенного поста Владимирской таможни и внесении изменений в приказ ФТС России от 7 августа 2009 г. № 1425

Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

"Виртуальная таможня": http://www.vch.ru/
По вопросам рассылки: webmaster@emctc.ru
Тел./факс: (495) 647-27-33.

В избранное