Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Все о таможне. Выпуск 375


Все о таможне от "Виртуальной таможни"

Выпуск # 375 от 18 сентября 2008 года


Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование
ЗАО «Smart Logistic Group» - Логистика быстрого реагирования

Вы можете разместить наши новости на Вашем сайте

Новости таможни:

Премьер провел беседу с руководителем Федеральной таможенной службы России

В.В.Путин: Проблема известна. Обсуждали ли Вы растаможивание на границе - там, где товар поступает, - а не только в столичных городах и пунктах растаможки. Как идет работа в этом направлении?

А.Ю.Бельянинов: Владимир Владимирович, 26 июня Вы давали поручение о разработке ряда мероприятий по переносу таможенного оформления на внешние границы нашей страны. Вообще задача достаточно тяжелая и сложная, потому что все годы стратегия развития таможни России была направлена на внутренние регионы, и тому было объяснение. Все это было достаточно правильно и справедливо.

Мы много поработали - 29 августа состоялась Коллегия Федеральной таможенной службы, на которой мы приняли Концепцию переноса таможенного оформления на внешние границы.

Первым этапом, который мы для себя наметили, является перенос в 2008-2009 году таможенного оформления из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга. Только в Москве 58 пунктов таможенного оформления - явно избыточное количество.

В любом случае, это очень серьезное мероприятие, мы готовимся к нему и уже делаем первые шаги. Но главное, чтобы в эту работу поверил бизнес, потому что на границах нашей страны необходимо заново отстраивать транспортно-логистические центры с таможенным оформлением. Без крупного бизнеса, без участников внешне-экономической деятельности, заинтересованных в развитии такого рода деятельности, нам не обойтись.

Но мы видим, что эту работу мы выполним. Хотя мы разбили ее на два этапа - до 2011 года, но, видимо, работа будет продолжаться и после 2011 года. Первые шаги мы делаем уже сейчас.

Основная цель Концепции - обеспечить экономическую безопасность нашей страны. Наряду с механическим перемещением таможенного оформления мы видим, что сейчас мы можем формировать и транспортные товарные потоки в интересах нашей страны. До недавнего времени таможня шла за бизнесом. Тогда, когда нам всего не хватало, когда нам завозили всякого рода товары - годные и негодные, таможня приспосабливалась к бизнесу. Сейчас, мне кажется, ситуация обратная, и мы в состоянии повести бизнес за собой, но при соблюдении определенных правил, которые мы разработали и будем вырабатывать дальше, потому что поэтапность этой работы очевидно важна. Думаю, что бизнес в нас поверит.

В.В.Путин: При суперконцентрации пунктов таможенного оформления в столичных городах антикоррупционная составляющая меньше не стала.

А.Ю.Бельянинов: На границе легче контролировать эти процессы и легче бороться с коррупцией. Есть одна достаточно весомая причина, которая будет затруднять эту работу, - это отсутствие профессиональных кадров в тех регионах, куда мы будем выносить таможенное оформление. Но у нас есть и резервы: например, на южных границах развитая таможенная инфраструктура имеет достаточно серьезную недозагрузку. Вместе с заинтересованными министерствами и ведомствами мы будем направлять туда товарные потоки.

В.В.Путин: Как Вы решаете эту задачу сегодня?

А.Ю.Бельянинов: Мы думаем, что до конца года ряд таможенных постов, складов в Московском регионе будут закрыты. В Санкт-Петербурге эту работу мы достаточно успешно проводили и выносили таможенные посты за пределы города. На Дальнем Востоке сейчас мы видим, как будут перемещаться места таможенного оформления, собственно, к границе. Так что План перемещения таможенного оформления из Москвы и Московского региона существует, и мы в соответствии с этим Планом уже начали работу. Даже не дожидаясь утверждения Концепции.

В.В.Путин: Хорошо. Сейчас Вы сказали об обеспечении экономических интересов страны. Я разговаривал с некоторыми губернаторами из Сибири. Они утверждают, что несовершенство наших правил и законодательства в области таможенного дела приводит к тому, что транспортные самолеты, которые следуют транзитом в Российскую Федерацию - в частности, в столичные города и европейскую часть - не могут у нас дозаправляться в силу якобы каких-то таможенных процедур или их отсутствия. И они вынуждены совершать промежуточные посадки в сопредельных государствах, отчего наши транспортные предприятия несут убытки, или, точнее сказать, недополучают значительный объем средств. Это называется - недополученная выгода.

А.Ю.Бельянинов: Владимир Владимирович, я не соглашусь с мнением отдельных губернаторов, потому что не существует таможенных ограничений по поводу мест декларирования товаров и доставки. У нас практически в каждом субъекте Федерации существует таможенный орган. Если речь идет о сибирских губерниях, то самолеты могут совершать посадки в Новосибирске, Омске. Там может быть произведен таможенный досмотр, если существуют подозрения о каких-то противоправных действиях. Но разгрузиться там - в Новосибирске или в Омске - и заявить таможенное оформление ничто не мешает нашим транспортным компаниям, нашим перевозчикам и участникам внешне-экономической деятельности...

В.В.Путин: Не разгружаться. Вопрос-то в том, чтобы транзитный рейс следовал дальше.

А.Ю.Бельянинов: Если речь идет о транзите, то они открывают транзитный режим, дозаправляются и летят в то место назначения, в ту точку Российской Федерации, куда изначально планировали лететь. Я не вижу проблемы на самом деле.

В.В.Путин: Но они-то видят, они говорят, что есть препятствия, которые заставляют перевозчиков использовать аэропорты сопредельных государств.

А.Ю.Бельянинов: Наверное, это - от недоработки Таможенной службы с губернаторами. Даю Вам обещание, что с губернаторами Омской и Новосибирской областей я встречусь и разъясню им существующее положение. И у нас вопросов не будет никаких.

В.В.Путин: Договорились.

“Металлоснабжение и сбыт”, 11.09.08

Назначен новый начальник Новосибирской таможни

Приказом Федеральной таможенной службы России назначен начальник Новосибирской таможни. Им стал полковник таможенной службы Сергей Федоров.

Как сообщили в пресс-службе Новосибирской таможни, предыдущий начальник таможни полковник таможенной службы Сергей Петриченко ушел на пенсию.

Справка: Сергей Викторович Федоров родился 28 мая 1971 года в г. Копейск Челябинской области. Имеет два высших образования: в 1992 году закончил Ташкентское высшее общевойсковое командное училище, в 2005 году — Новосибирский государственный университет экономики и управления по специальности «Финансы и кредит».

В таможенных органах работает с 1994 года. Начал свою деятельность с должности инспектора отдела таможенной охраны Новосибирской таможни. В 1997 году перешел на должность инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Новосибирской таможни, а в 2001 году этот отдел возглавил. В 2004 году был назначен на должность начальника Калининского таможенного поста Новосибирской таможни.

VCH.RU; 11.09.08

Новый режим позволит таможенникам самостоятельно задерживать "подозрительный" товар

Поправки в Таможенный кодекс о введении для российских таможенников режима ex officio (действие по служебному долгу) согласованы со всеми ведомствами и будут рассмотрены в Госдуме в первом чтении.

Этот режим позволяет таможенникам задерживать товар на семь дней при подозрении, что его происхождение контрафактное. На второй день таможня должна сообщить владельцу товарного знака и перевозчику груза о приостановке выпуска товара в обращение. Если правообладатель попросит проверить происхождение товара, товар может быть задержан еще на три дня.

Сейчас таможенники задерживают товар только по заявлению правообладателя, чей бренд зарегистрирован в специальном таможенном реестре (на 1 июля содержал 1096 товарных знаков). Поправки разрешают таможеннику самому решать, похож ли товар на поддельный, используя базу Роспатента (по данным на август, в ней 278 292 товарных знака), пишет газета "Ведомости".

Поправки подготовила ФТС, а внесла в Госдуму группа единороссов во главе с зампредом бюджетного комитета Александром Коганом. Правительство подготовило положительное заключение, но предложило более четко прописать, на какой срок и при каких обстоятельствах можно продлить остановку выпуска товара. В новом варианте все замечания учтены, говорит Коган.

RB.ru; 11.09.08

Очереди на российско-польской границе можно сократить за счет предварительного информирования таможенных служб об идущем в страну грузе

Об этом говорилось на впервые прошедшей в Польше рабочей встрече начальника Калининградской областной таможни Александра Чебаева и директора Таможенной палаты в Ольштыне Роберта Торенца.

На совещании руководители двух ведомств обсуждали формы двустороннего приграничного сотрудничества на российско-польском участке. В частности, как рассказали в пресс-службе областной таможни, говорилось о выработке предложений по действиям в кризисных ситуациях, когда, к примеру, по каким-либо причинам происходит остановка движения в пунктах пропуска или случается авария системы обеспечения. Также поднимался вопрос о возможности обмена между таможенными постами информацией о движении пассажирского и грузового потока. Как считают обе стороны, практика предварительного информирования о поступающих товарах могла бы существенно облегчить жизнь участникам внешнеэкономической деятельности. Ведь если на границе таможенная служба будет знать заранее, какой груз к ней поступит, на досмотр уйдет гораздо меньше времени. В результате увеличится пропускная способность погранпереходов. К слову, подобная система предварительного информирования (так называемый "калининградский транзит") уже несколько лет успешно работает на российско-литов-ской границе.

В итоге Александр Чебаев и Роберт Торенц договорились о дальнейшем, более плотном сотрудничестве. Следующая встреча руководителей состоится в октябре уже в Калининграде. Планируется, что в результате такого плотного взаимодействия в ближайшем времени ускорится пропуск грузов и граждан через границу, а также наладится регулярный обмен информацией, в том числе и о нововведениях в таможенном законодательстве двух стран.

"Российская газета" - Запад России №4747 от 10 сентября 2008 г.

Таможенники урезали ОЭЗ

Согласно закону об Особой экономической области в Калининградской области, неподакцизные товары должны ввозиться в наш регион без уплаты таможенных платежей, следовательно, и без обеспечения уплаты таможенных платежей. Так было до недавнего времени. Теперь же таможенники своим решением отменили соответствующее положение закона.

Первая попытка введения обеспечения уплаты таможенных платежей для товаров, ввозимых в Калининградскую область и не подлежащих обложению таможенными пошлинами, была предпринята в начале апреля 2008 года. Тогда при ввозе неподакцизных транспортных средств (грузовиков, больших автобусов, прицепов, мотоциклов) таможенники стали требовать это самое обеспечение. В результате предприниматели стали терять до нескольких тысяч рублей при таможенном оформлении каждой единицы товара. Деньги шли либо таможенникам за конвой, либо складам временного хранения за предоставление гарантии. В первом случае таможенники выполняли финансовый план, во втором – околотаможенные бизнесмены набивали свои карманы.

По поводу этого незаконного нововведения посыпались многочисленные жалобы, и таможенники отменили своё решение. Однако с сентября этого года таможня предприняла вторую попытку навязать предпринимателям дополнительные финансовые расходы. На таможенных постах в Багратионовске и Советске были вывешены объявления, требующие обеспечения уплаты таможенных платежей при ввозе в нашу область товаров группы 87 (неподакцизных транспортных средств).

Предприниматели возмутились и попытались выяснить обстоятельства данного решения у начальника Калининградской областной таможни Александра Чебаева. Через секретаря была достигнута договорённость о времени встречи. Однако, когда люди подошли к назначенному сроку, то им сообщили, что у начальника нет времени для встречи. Секретарь посоветовал прийти в другой раз.

По слухам (официального разъяснения таможенники так и не дали), нововведение якобы продиктовано неким письмом из ФТС, ссылающимся на Таможенный кодекс. Однако закон об ОЭЗ №16-ФЗ от 10.01.2006 г. был принят позднее и является специальной нормой в отношении частного случая – Особой таможенной зоны в Калининградской области. Да и по смыслу ОЭЗ в Калининградской области отсутствие обеспечения уплаты таможенных платежей никакой угрозы и ущерба для казны не несёт, так как режим свободной таможенной зоны не требует их уплаты.

Дмитрий Пискунов , "Авторынок Калининграда", №36 от 9.09.2008

Бизнесу предложили поучаствовать в обустройстве таможен на границах

Крупному бизнесу предложат поучаствовать в обустройстве новых таможенных постов на границе. Об этом накануне в ходе беседы с премьер-министром Владимиром Путиным сообщил руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов.

Говоря о предстоящей работе по переводу таможенного оформления товаров на границы, Бельянинов отметил, что «это очень серьезное мероприятие». «Мы готовимся к нему и уже делаем первые шаги. Но главное, чтобы в эту работу поверил бизнес, потому что на границах нашей страны необходимо заново отстраивать транспортно-логистические центры с таможенным оформлением. Без крупного бизнеса, без участников внешне-экономической деятельности, заинтересованных в развитии такого рода деятельности, нам не обойтись», — цитирует главу ФТС портал metalinfo.ru

Напомним, что 29 августа состоялась коллегия ФТС, на которой была принята Концепция переноса таможенного оформления на внешние границы.

Первым этапом реализации Концепции является перенос в 2008-2009 году таможенного оформления из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга. До 2011 года планируется перенести все таможенное оформление на границы РФ. В настоящее время внутри страны работает 1,5 тыс. таможенных постов, на которых проходят оформление внешнеторговые грузы, что соответствует общемировой практике. На границе проводится лишь выборочный досмотр. Для того, чтобы перенести таможенное оформление на границы необходимо построить дороги, терминала и логистические комплексы. Кроме того, необходимо обеспечить пограничные таможни личным составом. Финансирование реализации Концепции ФТС пока не обнародовала.

Росбалт, 11/09/2008

1 октября таможня расширяет пакет «импортных» документов

С целью наделения таможенных органов полномочиями по истребованию документов, необходимых для осуществления транспортного, ветеринарного, фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля, изданы Постановления Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 480 и № 481, утверждающее правила, и определяющее порядок и случаи представления таможенным органам в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации документов, необходимых для осуществления иных видов контроля помимо таможенного контроля. Действие Правил распространяется на пункты пропуска, включенные в перечни специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации отдельных категорий грузов и товаров пунктов пропуска, сообщает Пресс-служба ФТС РФ .

При ввозе товаров, подлежащих санитарно-карантинному, ветеринарному или карантинному фитосанитарному контролю, таможенному органу необходимо представить документы, требуемые для осуществления указанных видов контроля. Такие документы представляются одновременно с документами, предусмотренными таможенным законодательством РФ. При прибытии транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, документы для транспортного контроля представляются в рамках осуществления таможенным органом действий по транспортному контролю.

В таможенные органы должны быть представлены: санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии продукции санитарным правилам (при ввозе таких товаров); свидетельство о государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, или впервые ввозимых в РФ (при ввозе таких товаров); ветеринарный сертификат (при ввозе товаров, подлежащих ветеринарному контролю); фитосанитарный сертификат (при ввозе товаров, на которые его наличие требуется в соответствии с международными договорами и законодательством РФ в области карантина растений).

При этом указано, что Правила не распространяются на случаи перемещения товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

VCH.RU ; 11.09.08

Калуге осужден столичный предприниматель, пытавшийся подкупить таможенника

Калужским районным судом вынесен приговор жителю Москвы Пинхасу Гилилову, давшему взятку таможеннику. Как сообщил 11 сентября корреспонденту ИА REGNUM помощник прокурор города Калуги, юрист 3 класса Александр Бызов, в начале апреля 2008 года, некий житель столицы по фамилии Гилилов решил предложить должностному лицу Калужской таможни, входящему в состав комиссии по таможенному досмотру, взятку за ускорение таможенного досмотра груза для общества с ограниченной ответственностью "Анжи".

Гилилов позвонил калужскому таможеннику Позднякову и предложил ему встретиться. Затем в автомашине Гилилова, предприниматель пытался дать таможеннику взятку в сумме 1тыс. долларов США. Однако тот отказался и доложил о случившемся руководству Калужской таможни, после чего в дело вмешались сотрудники криминальной милиции. 3 апреля 2008 года в результате милицейской операции, Пинхас Гилилов был задержан на месте совершения преступления с поличным.

Калужский районный суд согласился с мнением государственного обвинителя о доказанности вины Пинхаса Гилилова в даче взятки должностному лицу (ч.1 ст.291 УК РФ) и приговорил его к штрафу в размере 100 тыс. рублей. Приговор суда обжалован не был и вступил в законную силу.

ИА REGNUM; 12.09.08

Против брокера на таможне Зауралья возбуждено уголовное дело

Факт незаконного получения сотрудником брокерской фирмы 35 тысяч рублей за ускорение таможенного оформления груза на пропускном пункте «Воскресенское» Половинского района Курганской области стал основанием для возбуждения уголовного деда. Инициатором выступила прокуратура. Об этом корреспонденту «УралПолит.Ru» сообщили сегодня, 11 сентября, в пресс-службе надзорного органа.

Как уточнили в пресс-службе, по версии следствия, 2 сентября водитель-экспедитор, являющийся гражданином Республики Казахстан, на автомобиле КАМАЗ прибыл на таможенный пункт пропуска в Половинском районе. Мужчина вез для продажи на территории Российской Федерации более 15 тонн дынь, которые по категории сохранности продуктов относятся к одним из скоропортящихся товаров.

При прохождении таможенного контроля один из сотрудников брокерской фирмы закрытого акционерного общества «РОСТЭК-Екатеринбург» порекомендовал ему воспользоваться услугами своей организации в виде оказания юридической и практической помощи при оформлении документов для пересечения государственной границы. Водитель с таким выгодным, на первый взгляд, предложением согласился. В стоимость услуг брокера, кроме затрат на оформление документов, вошла неоговоренная договором сумма в размере около 35 тысяч рублей, которая предназначалась якобы для «подкупа» должностных лиц на пропускном пункте «Воскресенское» Половинского района за ускорение процесса таможенного оформления ввозимого товара.

Водитель передал сотруднику ЗАО «РОСТЭК-Екатеринбург» требуемую сумму, которую, как оказалось впоследствии, «выбивал» для себя предприимчивый брокер, не собираясь ее кому-либо отдавать.

По факту мошеннических действий возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст.159 УК РФ, санкция которой предусматривает наказание до 6 лет лишения свободы со штрафом в размере до 10 тысяч рублей. Ход следствия поставлен прокуратурой области на контроль.

«УралПолит.Ru»; 12.09.08

C 15 сентября импортное мясо в Россию будет поступать только по предварительному уведомлению

Уже со следующего понедельника распоряжением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору («Россельхознадзор») на границе будут задержаны все партии мяса, документы на которые не были оформлены за десять дней до отгрузки. Распоряжение касается поставок из США, Аргентины, Уругвая и Парагвая, стран, чьи поставки занимают заметную долю на российском рынке. Причем эти правила будут неодинаковыми для декларантов: наиболее жесткими они окажутся для американских импортеров.

В «Россельхознадзоре» по традиции новые меры по ужесточению порядка поставок мяса с политикой не связывают. Как сообщили в «Россельхознадзоре», новые меры ограничения были введены исключительно с целью усиления контроля за ввозом контрафактного некачественного мяса. Тем не менее решение о введении предварительных уведомлений было принято в августе -- как раз в разгар международного кризиса, связанного с грузинскими событиями.

Первоначально в случае отсутствия предварительного уведомления или несоответствия данных поставщика движение грузов не приостанавливалось. Нарушение лишь рассматривалось контролирующими органами в рабочем порядке. С 15 сентября грузы будут останавливаться на неопределенный срок -- до полного выяснения обстоятельств.

Предварительные уведомления в виде отсканированных сертификатов на каждую партию мяса из США должны высылаться в территориальные управления «Россельхознадзора», имеющие пограничные морские пункты пропуска. Затем по мере продвижения груза в месте прохождения таможни специалисты «Россельхознадзора» должны сверить предварительные данные с оригиналом ветеринарного сертификата, приложенного к мясной партии.

При этом для Аргентины, Уругвая и Парагвая будет действовать более упрощенный порядок, чем для США. Сканированных копий сертификатов от них не потребуют, поверив поставщикам этих стран практически на слово. Предварительные уведомления будут поступать в «Россельхознадзор» в виде обычной таблицы.

В «Россельхознадзоре» справедливо опасаются, что электронные системы могут дать сбой, как это произошло с печально известной системой контроля за оборотом алкоголя ЕГАИС, зависавшей в моменты, когда в нее одновременно заходили сотни пользователей. Поэтому своим территориальным управлениям ведомство советует распечатывать сертификаты по мере их поступления и сразу очищать электронную почту.

Ранее система предварительного уведомления о поступающем мясном сырье была введена в отношении стран Евросоюза и Канады. Поставщики мяса обязывались предоставлять российским ветеринарам уведомления в течение десяти дней после отгрузки партии мяса из морского порта страны -- члена ЕС.

Усложнение процедуры поставок не сократило число желающих ввозить мясо в Россию, но, как отмечают аналитики, в последние полгода в числе прочих факторов стало причиной роста цен на мясную продукцию. В отличие от прошлого года, когда повышение мясных цен было эпизодическим, в текущем году цены на говядину в рознице повышались по всей цепочке ежемесячно и значительно более высокими темпами, чем раньше.

Время новостей vremya.ru 12.09.08

ФТС с 1 декабря реорганизует Самарскую и Тольяттинскую таможни

Глава Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ Андрей Бельянинов подписал приказ о реорганизации с 1 декабря Самарской и Тольяттинской таможен, говорится в приказе, ФТС России.

Согласно приказу от 3 сентября (N1084) Тольяттинская таможня присоединяется к Самарской таможне. Штатная численность Самарской таможни при этом составит 868 единиц.

Самарской таможне, без изменения местонахождения, подчиняется таможенный пост "АвтоВАЗ", а также Тольяттинский и Сызранский таможенные посты.

В структуре новой таможни создается новый международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) "Маштаково" со штатной численностью 71 единица. Местонахождение поста - 194-й км автодороги М-32 (Самара-Чимкент).

Интерфакс 12.09.08

Интервью начальника Главного управления информационных технологий ФТС России Алексея Шашаева журналу «Таможенное обозрение»

Федеральная таможенная служба признана одной из самых технологичных и технически оснащенных в стране. Этот факт является результатом уже реализованных ФТС России IT- проектов и открытости ведомства к внедренческим процессам.     Использование современных информационных технологий (IT) в деятельности таможенных органов помогает совершенствовать и облегчает сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускные способности пунктов пропуска на государственной границе РФ. Своим видением процессов развития и использования IT технологий в работе таможенных органов, на страницах журнала "Таможенное обозрение", поделился Алексей Шашаев - начальника Главного управления информационных технологий ФТС России.

- Алексей Евгеньевич, использование современных IT  в работе таможенных органов - это дань моде или насущная жизненная необходимость?

- Сама жизнь заставляет использовать информационные технологии. Потребность в информации растет колоссально, и ее можно реализовать только с помощью информационных технологий.

Каким образом произвести анализ ценовой информации или объемов поставок в какой-то регион определенного вида товара, или сравнить ввоз одного и того же товара в разные регионы России через разные таможенные границы по стоимости? Это можно осуществить только сбором информации в электронном виде, ее накоплением и обработкой современными информационными методами.

Следующая задача - это автоматизация самого процесса таможенного оформления и контроля, т.к. вручную выполнить все операции невозможно. Если перелистывать "талмуды" бумажных документов, то, естественно, времени на это уйдет слишком много, не говоря о качестве контроля.

Жизнь перед нами ставит задачи, а мы их решаем с помощью информационных технологий. Хотя очень часто бытует мнение о том, что информационные технологии являются основным двигателем, который подталкивает процесс развития общества. На мой взгляд, эти процессы параллельны и дополняют друг друга. С одной стороны развитие информационных технологий является катализатором развития таможенных технологий: появляются новые математические методы и алгоритмы обработки информации для ее анализа, прогнозирования, оценки рисков недостоверного декларирования; появляются системы онлайновой (в режиме реального времени) аналитической обработки информации (OLAP-систем). Все это, естественно, способствует появлению потребностей в решении задач, которые могут быть решены с помощью современных технологий. Что называется аппетит приходит во время еды. С другой стороны изменение законодательной базы, необходимость следования тенденциям интеграции в мировую экономику требует автоматизации этих процессов. Здесь ярким примером является, например, создание системы контроля таможенного транзита, совместимой с новой европейской системой транзита (NCTS).

- Какие проблемы возникают при внедрении и использовании современных информационных технологий в таможенной сфере?

- Основные проблемы - это ресурсы: людские, финансовые, временные.

Информационная система таможенных органов - одна из крупнейших информационных систем в стране. Восемь ее отдельных компонентов включены в перечень критически важных государственных систем. Мы работаем в режиме 24 часа в сутки, 365 дней в году, мы работаем в условиях одиннадцати часовых поясов, - и это накладывает определенные трудности в поддержании этой системы в работоспособном состоянии. Хочу добавить, что общее состояние развития современных информационных технологий в некоторых отраслях и некоторых регионах России еще не достигло достаточного хорошего уровня. Стоит сказать еще и о том, что во многих пунктах пропуска, особенно на удаленных границах, не существует другой связи, кроме как спутниковой, т.е. там нет информационной инфраструктуры, а потоки информации из года в год все увеличиваются.

Помимо того, что растет само количество таможенного оформления, ощущается недостаток квалифицированных кадров в регионах, которые способны работать с такой сложной информационной системой. Поэтому с учетом не очень большой зарплаты по сравнению с зарплатой IT-специалистов в коммерческих структурах, и с учетом того, что требования к квалификации специалистов предъявляются очень серьезные и очень специфичные - эта проблема стоит очень остро.

Другая проблема - внедрение новых информационных технологий. На данный момент мы имеем достаточное количество перспективных IT разработок, которые я бы не сказал, что лежат на полке, но довольно медленно внедряются по разным причинам: масштабности внедрения, сложности, отсутствия кадров для внедрения, неподготовленностью технической инфраструктуры.

Новые автоматизированные системы и технологии такие как: электронное декларирование, предварительное информирование, система контроля таможенного транзита, система обеспечения уплаты таможенных платежей, кадры-2, система финансово-хозяйственной деятельность и другие - требуют перехода на другой уровень централизации обработки и хранения информации. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к режиму доступности информационной системы - она должна не просто работать, а должна быть доступной в режиме оn-line на уровне 97 - 99%.

- Какие выгоды от  использования  информационных технологий в деятельности таможенных органов и можно ли подсчитать экономический эффект от использования IT?

- Банальный ответ: кто владеет информацией, тот владеет миром. В нашем случае это контроль процессов, которые происходят во внешнеэкономической деятельности и возможность влиять на эти процессы. К сожалению, существует и обратная сторона медали - мы становимся заложниками информационных технологий, и состояние процесса таможенного оформления напрямую зависит от качества и доступности информационных сервисов.

Что же касается подсчета экономического эффекта, то могу сказать, что это достаточно сложная задача. Ее многие пытаются решить и подсчитать в деньгах эффект от внедрения IT технологий, в том числе и обосновать бюджет на их развитие. Однако какой-либо методики подсчета не существует, хотя в ITIL (библиотека передового опыта в использования информационных технологий), сказано, что надо описать информационные технологии в виде сервисов, которые предоставляются "бизнесу" для осуществления самого бизнеса и заключить соглашение между IT и "бизнесом" об уровне обслуживания (SLA). Тогда наверно можно соотнести экономический эффект с затратами.

Честно говоря, не знаю, как применить эту теорию в отношении государственных органов, тем более не все измеряется деньгами, например на казахстанской границе с помощью инспекционно-досмотрового комплекса, а это программно-аппаратный комплекс таможенного контроля, было обнаружено 333 килограмма героина - сколько жизней при этом было спасено.

Что касается эффекта - попытайтесь на сутки отключить информационную систему таможенных органов, и увидите "эффект" сразу же в виде пробок на дорогах, километровых очередей на таможнях и несвоевременных поступлений таможенных платежей в бюджет государства.

- В каком состоянии находится сейчас процесс внедрения системы электронного декларирования и что дает эта система участникам ВЭД?

- Я бы разделил ответ на две части - "старое" электронное декларирование и новый проект электронного декларирования с использованием сети Интернет. Что касается "старого" электронного декларирования, то в основном те участники ВЭД, которые хотели и имели возможность подключиться к Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) таможенных органов на уровне таможенного поста, уже подключились. В этом году запланировано, около сорока, новых таможенных постов по всей стране, которые будут иметь техническую оснащенность для приема деклараций в электронной форме. С учетом довольно затратного и сложного для участников ВЭД механизма подключения к ЕАИС таможенных органов, особого наплыва желающих ждать не приходится.

Что касается новой системы электронного декларирования, с использованием сети Интернет, которая дает значительные преимущества по сравнению со старой системой, т.к. реально позволяет интегрировать информационные системы участников ВЭД с информационной системой таможенных органов и дает возможность удаленного декларирования товаров участниками ВЭД в любой таможенный орган, то здесь мы предсказываем довольно интенсивное развитие этой системы.

Стоит отметить, что разработанные технические решения позволяют использовать технологию представления сведений в таможенные органы в электронной форме не только для электронного декларирования, но и для других целей, например для предварительного информирования.

В настоящее время созданы предпосылки к развитию сети информационных брокеров, которые могут оказывать услуги по электронному декларированию и предварительному информированию для не очень крупных участников ВЭД, которые не имеют возможности или не хотят самостоятельно подключиться к системе электронного декларирования, так как их затраты на подключение, приобретение оборудования, программного обеспечения, тестирование и т.д. могут перекрыть коммерческие интересы.

Поэтому здесь большое поле деятельности для брокеров, фирм, производящих программное обеспечение, крупных участников ВЭД. Среди них: автозаводы, перерабатывающие компании, металлургические комбинаты, крупные торгово-закупочные компании и т.п.. Обычно это компании, у которых есть своя развитая информационная система, и которым нужна единая система управления и контроля всего технологического процесса, включая производство продукции, ее хранение, управление запасами, экспорт и/или импорт, транспортная логистика.

- Как известно Евросоюз с 2009 года переходит на систему предварительного информирования. Как, на ваш взгляд, обстоит дело с этим вопросом у нас и готовы ли к переходу на обязательное предварительное информирование ФТС России и участники ВЭД?

- Мы практически прекратили частные и локальные эксперименты в таможенных органах по представлению предварительной информации, которые были очень широко развиты в 2004 - 2006 годах. В конце 2007 года состоялась коллегия ФТС России, на которой была поставлена задача - создать единые типовые решения для того, чтобы сделать прозрачный и единый механизм для тех, кто собирается сейчас на добровольной основе, а потом, впоследствии, на обязательной основе предоставлять предварительную информацию. На данном этапе с нами активно работают такие компании как "РОСТЭК-Псков", "РОСТЭК-Выборг", "ТЛЦ".

В Москве есть заинтересованные участники внешнеэкономической деятельности, которые хотят выстроить и автоматизировать полностью весь логистический процесс - заказ товара за рубежом, получение информации от своего контрагента, прослеживание всей цепи поставок, прохождение транспортным средством границ, прибытие товаров в таможню назначения, декларирование и выпуск в свободное обращение товара и так далее.

Что касается готовности к обязательному предварительному информированию, технически мы будем готовы к моменту вступления в действие соответствующего законодательного акта. С другой стороны, мы взаимодействуем с внешними информационными системами. Взаимные ошибки всегда могут выявляться на поздних стадиях внедрения системы, как это показала практика, когда мы запускали "пилотный проект".

Кроме того, в наших планах создание портала предварительного информирования и электронного декларирования, в котором будет более упрощенная форма подачи сведений и получения определенных результатов обработки этих сведений. Я думаю, создание такого портала позволит значительно расширить круг участников этих процессов.

- Что представляет собой Межведомственная интегрированная автоматизированная информационная система (МИАИС)? Каковы перспективы ее дальнейшего развития?

Система МИАИС - это система межведомственного информационного взаимодействия контролирующих органов, находящихся в пунктах пропуска на границе. По концепции, система представляет собой интеграционный сегмент различных ведомств на базе государственного информационного центра, который разрабатывается Министерством связи и массовых коммуникаций и сегмент пункта пропуска.

Вдобавок ко всему, МИАИС должна содержать единую базу данных разрешительных документов, которые выдаются не только федеральными службами, находящимися на границе, но также и теми, которые участвуют в системе запретов, ограничений и разрешений, например: Федеральная служба технического и экспортного контроля (ФСТЭК), Федеральная служба военно-технического сотрудничества (ФСВТС) др.

Естественно, что данная система должна значительно упростить и оптимизировать процесс прохождения транспортного средства в пункте пропуска за счет однократного ввода сведений о транспортном средстве и грузе, параллельной обработки сведений контролирующими органами, организации взаимодействия с ведомственными информационными системами и государственным информационным центром для проверки заявленных сведений на предмет соблюдения запретов и ограничений.

Минкомсвязи проводил обследования готовности органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия на государственной границе к внедрению этой системы. Готовность Федеральной таможенной службы оценена на 69%, остальные ведомства от 30 до 0%.

Например: Россельхознадзор - 0%, т. к. собственной информационной системы в этой организации не существует, каналов связи для передачи данных нет, обработка ведется в бумажном виде, регистрация ведется либо в журналах, либо на локальном персональном компьютере.

Могу сказать, что работа по созданию этой системы идет вяло. План реализации концепции до сих пор не разработан.

В 2006 - 2007 годах ФТС России организовала проведение работ по созданию Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы автомобильного пункта пропуска (аналог сегмента пункта пропуска МИАИС), но, к сожалению, мы погрязли в согласованиях с другими контролирующими органами на стадии технорабочего проекта и создания прототипа системы.

Мы вынуждены были информировать Правительство об остановке данного проекта.

Похоже, такую систему надо разрабатывать и внедрять силовыми методами под эгидой единого государственного заказчика - координатора этой работы, которым по утвержденной концепции в настоящее время является министерство связи и массовых коммуникаций.

Мы всегда готовы поделиться своими наработками и материалами и обязательно отправим полученные результаты работ в Минкомсвязи и другие заинтересованные ведомства, а также готовы активно участвовать в процессе создания и внедрения МИАИС.

Правительство РФ рассмотрит вариант переноса досмотра поездов с таможенных пунктов

Правительство РФ на заседании президиума в понедельник планирует рассмотреть законопроект, предусматривающий возможность досмотра поездов при пассажирских международных перевозках вне пунктов попуска - по пути следования к границе.

Как говорится в повестке дня заседания президиума правительства РФ, опубликованной на сайте ведомства в понедельник, соответствующие изменение планируется внести в федеральный закон "О Государственной границе Российской Федерации".

Поправками предлагается наделить правительство РФ полномочиями по принятию решений об осуществлении пограничного, таможенного и иных видов государственного контроля на железнодорожном транспорте при международных пассажирских перевозках вне пунктов пропуска через государственную границу.

Такие виды государственного контроля предполагается осуществлять непосредственно в железнодорожном подвижном составе по ходу движения пассажирских поездов к государственной границе и в обратном направлении при их прибытии в РФ.

Разработка изменений связана с необходимостью сокращения времени пограничного, таможенного и иных видов государственного контроля пассажирских поездов при международном сообщении, говорится в сообщении.

Гудок.RU; 15.09.08

Возможность функционирования в пунктах пропуска таможенных брокеров, оказывающих платные посреднические услуги, не предусмотрена

Таможня проводит эксперимент по реализации распоряжения Правительства РФ. Как сообщили в Пресс-службе Калининградской областной таможни, в период с 8.00 18 сентября по 8.00 19 сентября на семи многосторонних автомобильных пунктах пропуска Калининградской областной таможни (Морское, Пограничный, Советск, Чернышевское, Гусев, Багратионовск, Мамоново) будет проведен эксперимент, связанный с необходимостью реализации требований распоряжения Правительства РФ от 24.07.2008 года № 907-р «О перечне видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».

В соответствии с требованиями данного распоряжения, возможность функционирования в пунктах пропуска таможенных брокеров, оказывающих платные посреднические услуги по подготовке и оформлению документов и сведений, связанных с перемещением товаров через границу, и представлению их в таможенный орган, не предусмотрена. В связи с этим, в рамках эксперимента, должностные лица таможенных постов будут самостоятельно осуществлять операции по оформлению пропуска, внутреннего таможенного транзита товаров и внесению сведений в соответствующие базы данных на основании документов, предоставляемых перевозчиками. При этом, выполнение вышеуказанных функций должностными лицами в соответствии с действующим законодательством производится на безвозмездной основе.

Для ускорения прохождения таможенных процедур обращаем внимание участников ВЭД на необходимость качественной и своевременной подготовки документов, предъявляемых для таможенных целей.

VCH.RU 16.09.08

Концепцию переноса таможенных постов в РФ утвердят в ближайшее время

Концепция переноса таможенных постов к границам РФ будет утверждена в ближайшее время, заявил начальник СЗТУ Михаил Прокофьев.

Сейчас концепция изменения работы таможен обсуждается в правительстве РФ, согласовываются мероприятия и меры по созданию соответствующей инфраструктуры.

Смысл переноса заключается в том, чтобы максимально упростить оформление внешнеторговых грузов.

По его словам, таможенное оформление будет осуществляться не на самих погранпереходах, а будет максимально приближено к границе и будет проходить не далеко от пунктов пропуска. На границе же таможенные посты, как и раньше, будут осуществлять лишь функции выборочного таможенного контроля.

Создание инфраструктуры, скорее всего, будет осуществляться по принципу частно-государственного партнерства. Кроме того в настоящее время таможня прорабатывает вопрос о том, как привлечь кадры на работу в будущих таможенных терминалах, которые будут удалены от крупных городов.

VCH.RU, 17.09.2008

У компаний появилась возможность легализировать контрабанду

Сегодня вступает в силу закон, регламентирующий порядок таможенного оформления товаров, незаконно ввезённых на территорию РФ.

В документе, подписанном главой Федеральной таможенной службы (ФТС) Андреем Бельяниновым, предусмотрено, что для декларации соответствующих товаров необходимо подать письменную таможенную декларацию, а также документы, необходимые для их оформления.

Как отметил глава ФТС, легализовать товар можно будет, уплатив лишь таможенную пошлину, без каких-либо дополнительных пеней или штрафов. Кроме того, для идентификации незаконно ввезённых товаров таможенники должны будут провести досмотр. Как считают в ФТС, так называемая «таможенная амнистия» поможет отделить контрабандистов от «неосторожных предпринимателей».

Упрощённый порядок легализации предусматривает также временное хранение незаконно ввезённых товаров на складе владельца. После обнаружения контрафакта у него будет пять дней на уплату соответствующей пошлины. Если это не будет сделано, то товар, как и раньше, будет изъят, а его владелец оштрафован. При этом действие документа не распространяется на товары, запрещённые к ввозу на территорию России.

По мнению эксперта общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Бориса Фантаева, принятый документ призван заполнить пробелы в законодательстве, но на деле не решает главной задачи – снижения доли нелегального импорта на российском рынке. «Серые» схемы процветают и ежегодно прирастают по причине высоких пошлин. Более четверти импортных товаров облагаются пошлинами в размере от 15% до 25% от стоимости товара плюс 18% на НДС и накладные расходы и зачастую составляют половину стоимости товара», – отметил эксперт.

По его словам, раньше такие пошлины были продиктованы экономическими условиями. «Но сейчас денег в стране существенно больше, а пошлины остались прежними, – заметил г-н Фантаев. – Уменьшить масштабы «серых» схем можно одним путём – снизить размер ввозных пошлин. Снижение притока средств компенсируется возросшим притоком товаров. И «серые» схемы утратят свою привлекательность».

Аналитик управляющей компании «ФИНАМ Менеджмент» Максим Клягин считает, что новые нормы помогут снизить риски законопослушных компаний, которые по ошибке приобрели незаконно ввезённые товары. «В таком случае новые правила могут быть востребованы, – заявил аналитик. – Вместе с тем могут вырасти и новые «серые» и «чёрные» схемы. Потенциально подобная практика может привести к росту доли ввозимого контрафакта».

«Гудок», 17.09.2008


Информация в прессе

«Я не крысятничал и что нужно – делал»

Известный контрабандист, находясь в федеральном розыске, открыто встретился с корреспондентом «Новой» и рассказал, как купил таможню и милицию. И за сколько

В «Новой» мы рассказали о разгоне в Калининграде следственной группы, которая занималась расследованием контрабандных поставок китайского ширпотреба в Москву. Пока руководство ЗУВДТ МВД (Западное управление внутренних дел на транспорте) гнобило следователей, главный фигурант уголовного дела — «смотрящий» за таможенными брокерами Тимофей Хван подался в бега. В отличие от сотрудников правоохранительных органов нашему корреспонденту удалось его разыскать и побеседовать.

Напомним сюжет детектива: в Калининградском морском порту оперативники ЗУВДТ МВД задержали контрабандный товар из Китая на сумму около 9 млн рублей. Получателем груза являлась некая фирма «Карс», оформленная на паспорт бомжа, проживавшего в канализационном люке. Далее китайский ширпотреб под видом обычных стелек для обуви должен был отправиться на Черкизовский рынок Москвы.

В процессе расследования выяснилось, что в Москве, Питере и Калининграде действует хорошо организованная преступная группа. Заправлял всеми делами уроженец Узбекистана Тимофей Хван. Оборот составлял около 1 млрд рублей в месяц.

Но вскоре руководство ЗУВДТ стало оказывать давление на следственную группу, раскрывшую контрабандный канал. Следователю Ирине Кравченко поступали угрозы, ей мешали проводить расследование. Кроме того, службой собственной безопасности были зафиксированы неформальные контакты руководства транспортной милиции с Хваном. Сейчас следователи и оперативники, работающие по делу Хвана, либо уволены из органов, либо вынужденно ушли. А само уголовное дело передано в следственный комитет при прокуратуре Калининградской области.

Моей встрече с главным фигурантом истории предшествовала долгая переписка через интернет. Тимофей Хван несколько раз переносил сроки и устраивал мне проверки. Наконец, самолет приземлился в Калининграде. Несмотря на нелегальное положение, Хван лично приехал встречать меня в аэропорт. Поздоровавшись за руку с местными милиционерами, он поймал такси. По дороге Хван рассказал, что в Калининградской области работают сотни таможенных брокеров, занимающихся контрабандой. У каждого есть свои люди в таможне, а также крыша в МВД или ФСБ. Расходы на коррумпированных силовиков достигают 30% прибыли. А разрешение на интервью ему дали «большие люди в столице». Кроме того, он хотел бы «восстановить справедливость», поскольку виновным себя не считает.

— Не святой. Но я не крысятничал и что нужно делал. А теперь меня, как овцу, выставили. Решили из меня сделать дойную корову. Я им позвонил и говорю: «Как деньги брать — вы все молодцы, а как дело делать, то все в сторону?» Все деньги из меня высосали и еще беспредельничают. Они деньги между собой не могут поделить, а меня, значит, в подвал. Если бы они все были кристально честными, то я бы помалкивал. Мы же все в одну игру играли.

— Кому вы непосредственно давали деньги в ЗУВДТ?

— Я уже сбился со счета. Например, для Щелкунова (начальник криминальной милиции ЗУВДТ. — С.К.) я передал 100 тысяч долларов. И 30 тысяч долларов я дал для Павла Чекина (начальник уголовного розыска ЗУВДТ. — С. К.).

— За крышу или провоз контрабанды?

— Я не контрабандист, а скромный таможенный брокер.

Комментарий сотрудника МВД:

Таможенный брокер (черный брокер) — ключевая фигура в контрабандных схемах. Его задача — обеспечить беспрепятственное прохождение груза через таможенный пост и трассу. При этом он должен или вовсе не заплатить полагающиеся таможенные пошлины, или серьезно уменьшить их размер. Именно брокер отвечает за взаимодействие с крышей, с таможней и за все липовые документы. Он также решает, по какой схеме товар будет «протаскиваться» до заказчика. Уровень и цена черного брокера зависят от его личных связей в таможне, МВД и ФСБ. Обычный брокер берет за одну операцию 50 тысяч долларов. С хорошими связями — 150 —200 тысяч «зеленых». Кроме того, он снабжает заказчика всеми необходимыми документами для дальнейшей легальной реализации товара.

С сотрудниками ЗУВДТ МВД Павлом Чекиным и Александром Щелкуновым я встретился в кабинете последнего (видеозапись скрытой камерой имеется в редакции). Оба были крайне недовольны, что находящийся в федеральном розыске Хван дал пространное интервью. От официальных комментариев офицеры милиции отказались. Разговор проходил на повышенных тонах.

— Я не собираюсь оправдываться перед этим засранцем, поскольку денег никаких не брал, — заявил Чекин. — Если Хван такой смелый, то пусть приходит. Я его тут отрехтую!

— Мы ничего комментировать не будем, — добавил Щелкунов. — Нас уже проверяли.

В предыдущей статье мы опубликовали телефонные прослушки разговоров Хвана с несколькими высокопоставленными сотрудниками Калининградского УВД и следственного комитета, обещавших ему прикрытие. В частности, на одной из них слышен голос, похожий на голос заместителя начальника управления по кадрам УВД г. Калининграда полковника Ивана Поживилко («Тимофей, ничего не бойся, работай спокойно. Мы всех задушим…»). Как оказалось, полковник до сих пор на своей должности и, по нашим данным, со дня на день собирается на повышение.

Тимофей Хван утверждает, что передавал деньги в том числе и для Поживилко. По словам Хвана, когда у него начались неприятности, полковник будто бы напомнил ему про обещанный плазменный телевизор и просил про него не забывать.

Встретиться с корреспондентом «Новой» Поживилко отказался, заявив, что никакого Хвана не знает. «Чего вы тут лезете со своей коррупцией, когда в Южной Осетии война идет», — возмутился полковник.

Другой «герой» прослушек, голос которого напоминает старшего следователя следственного комитета при прокуратуре г. Калининграда Александра Старикова, тоже не нашел время для встречи, сославшись на предотпускные хлопоты. Кстати, пару лет назад Стариков уже попадал в скандальную историю. Одна из местных газет обвинила его в вымогательстве взятки в 5 тысяч долларов у другого таможенного брокера.

— Мы опубликовали диктофонную запись и думали, что его снимут с должности, — говорит главный редактор газеты «Дворникъ» Алексей Шабунин. — Но у него оказались сильные покровители в Москве. С должности рядового транспортного прокурора его перевели в следственный комитет.

Комментарий сотрудника МВД:

Есть несколько черных и серых схем, по которым 70% импортного товара ввозится в Россию. Например, занижение стоимости (инвойса). Черный брокер заранее договаривается с зарубежным продавцом об указании меньшей суммы на ввозимые товары. Те же ноутбуки стоимостью 500 долларов за штуку оформляются как за 20. «Близорукость» таможенника стоит от 5 до 50 тысяч долларов. Есть и другая схема ухода от платежей. На языке контрабандистов она называется «Убить вес». К примеру, в аэропорту садится самолет с одеждой из Китая. По договоренности с таможенниками обычно с каждого борта списывается 10 — 15 тонн. А с каждого «убитого» килограмма таможенники имеют около 10 долларов. Благодаря этой схеме казна ежемесячно недополучает более 500 млн долларов. «Мартышка» — фирма, которая регистрируется на бомжа, алкоголика или на ворованные паспорта. «Мартышка» нужна для выдачи липовых документов с целью дальнейшей легализации контрабандного товара. Существует фирма обычно 2 — 3 месяца.

— Сколько им ни дай — все мало! — говорит Хван о милиции. — Но никто не обижается. Понимаешь, в нашем государстве по черным схемам работать выгоднее и безопаснее, — на прощание сказал Хван. — Дал кому надо — и все. И никаких тебе проверок. У меня есть друг, который официально импортирует товары из Китая и Турции. И что? Каждый месяц в его офисе устраиваются маски-шоу. Вломятся и всех на пол. Он устал уже отцеплять всяким маскам и при этом честно платить налоги. Я бы до сих пор в Калининграде работал спокойно. Просто в ЗУВДТ не выстроили нормальную вертикаль, как в таможне. И поэтому они там переругались и слили вам компромат.

Комментарий сотрудника МВД:

Окном на сленге контрабандистов называется таможенный пост. Окна могут быть дорогими, где провоз контрабанды оценивается от 5 до 7 тысяч долларов за одну фуру, и дешевыми — от 2,5 до 3 тысяч баксов. Разрешение на провоз товара в РФ дает начальник таможенного поста. Он же получает информацию о «согласованных» контрабандных фурах от своего начальства в ФТС (Федеральная таможенная служба). Все движение фуры по трассе контролируются черным брокером, и «кураторами» из МВД или ФСБ. Если в дороге местные милиционеры тормознули фуру, то водитель моментально связывается с крышей, и вопрос закрывается. Главными борцами с контрабандой является Департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД РФ и ДЭБ ФСБ. Они же зачастую и курируют брокеров. «Дружественные» силовики от брокеров имеют четкую информацию обо всех фурах на трассе. С чужаками, решившими проскочить на халяву, не церемонятся. Их «глушат» прямо на трассе либо встречают при въезде в Москву: цена от 30 до 80 тысяч долларов за фуру. Если контрабанда дорогостоящая, то в качестве эскорта нанимают сотрудников ГИБДД. За эту услугу гаишники берут 3 — 5 тысяч долларов.

Побывав еще раз в Калининграде, я не мог не встретиться с уволенным следователем Ириной Кравченко. После увольнения некоторое время она скрывалась в Подмосковье. Сейчас пытается заниматься частной юридической практикой.

Как стало известно, после нашей статьи в Калининград приезжала комплексная проверка из следственного комитета. Никаких серьезных нарушений в ЗУВДТ проверяющие не выявили, и, по словам очевидцев, москвичи уехали весьма довольные. Что интересно, у нас оказалась аудиозапись разговора человека, голос которого напоминает начальника оперативно-разыскного отделения ЛОВД на ст. Черняховск (подчиняется ЗУВДТ) Паксюткина с некой Галиной Д. По оперативным данным, она занимается контрабандой красной икры в столицу.

Оперативник: Здравствуйте, Галина. У нас 16 числа приезжает проверка, целая толпа. Вот что я хотел попросить. Сколько вы можете выделить баночек икорки, чтобы не в тягость было и не било по карману?

Галина: А сколько надо?

Оперативник: А сколько не жалко. Если честно, народу до хрена будет.

Галина: А как я потом буду работать? Если честно, я переживаю. Как я дальше буду работать, спокойно отправлять? Или как? Вы-то в Черняховске, а если ко мне прицепятся в Калининграде?

Оперативник: Работайте спокойно. Начальник УБЭПа — мой друг, Саша Горский. Поэтому что касается транспортной милиции, то можете не переживать.

Галина: Хорошо, я завтра посмотрю. Только она солоноватая…

Оперативник: Да, я думаю им без разницы, москвичи все сожрут. Ха-ха! На шару-то?

Галина: В общем, можно потом будет отправлять?

Оперативник: Конечно! Тем более вы телефон мой знаете. Звоните в любое время дня и ночи. С нашей стороны проблем не будет.

Источники в Калининградском УФСБ сообщили нам, что у них имеется еще и видеозапись, на которой сотрудники ЗУВДТ на складе у Галины грузят в машину ящики с икрой. Так что, по словам чекистов, сколько бы проверок ни приезжало в Калининградскую транспортную милицию, контрабандной икры хватит на всех.

P.S. Получив «прослушки», наш корреспондент Сергей Канев написал заявление в Службу собственной безопасности УВД г. Калининграда с просьбой провести служебную проверку в отношении полковника И. Поживилко и предоставил копии аудиозаписей. В пятницу, 12 сентября, стало известно, что г-н Поживилко отстранен от занимаемой должности.

"Новая Газета" 15.09.2008 № 68


Будет очередь до Гамбурга

Новая концепция таможенного оформления и контроля, одобренная на последней коллегии ФТС, предлагает перенесение основных таможенных процедур на границу. Реализация этого проекта будет означать полное разрушение сложившейся в стране таможенной инфраструктуры

В настоящее время полное таможенное оформление и таможенный контроль товаров с уплатой пошлин и НДС осуществляется в таможнях назначения внутри страны, а в пограничных пунктах пропуска перевозчики лишь заполняют транзитную декларацию. Такова мировая практика, и российские таможенники последовательно работали над тем, чтобы максимально к ней приблизиться. Соответственно, за полтора десятилетия именно вокруг внутренних таможен сформировалась необходимая инфраструктура, включая склады временного хранения (СВХ), на территории которых, как правило, и располагаются таможенные посты. Однако теперь Федеральная таможенная служба (ФТС) предлагает развернуться в обратную сторону. «Концепция ФТС о переносе таможенного оформления и таможенного контроля в приграничные субъекты Российской Федерации, безусловно, революционна, — говорит менеджер компании “Эрнст энд Янг” Роман Парфенов, — учитывая сложившуюся в России таможенную инфраструктуру, а также мировой опыт в этой области, на который ориентировались в 1991 году создатели существующей системы».

Зная сегодняшнюю ситуацию на границе, особенно на северо-западном участке — со странами Евросоюза, с бесконечными очередями автотранспорта, — нетрудно представить последствия инициатив ФТС в случае их осуществления. «Известно, что существующая инфраструктура не соответствует задачам, поставленным в концепции, — убеждена председатель совета Гильдии логистических операторов Светлана Домнина, — поэтому перенос контроля в приграничные районы приведет к увеличению пробок на границе, увеличению времени обработки грузов, сроков доставки и затрат конечного потребителя на транспортировку». В результате неизбежно большое скопление транспортных средств не только на российской стороне границы, но и на территории соседних государств. Как выразился один из экспертов, «очереди будут до Гамбурга». Это первая и наиболее очевидная проблема.

Вторая, возможно, не столь наглядная, но не менее серьезная — резкое сужение сферы деятельности и доходности иностранных международных перевозчиков. По словам Светланы Домниной, после того как груз будет доставлен до границы международным перевозчиком и пройдет таможенное оформление, дальше до пункта назначения его смогут доставить и отечественные внутренние перевозчики, которые сейчас лишены такой возможности. Правда, при этом потребуется дополнительная перегрузка на границе. Казалось бы, нет ничего страшного в том, чтобы потеснить иностранных перевозчиков, но радикальное решение, предложенное таможенной службой, может обойтись слишком дорого: нет сомнений, что со стороны ЕС будут приняты адекватные меры к российским международным перевозчикам. Между тем, по данным АСМАП, отечественные компании сейчас осуществляют автомобильные перевозки грузов и пассажиров в 50 странах мира, их доля на мировом рынке составляет почти 40%, причем больше половины грузоперевозок приходится на Евросоюз.

Цель оправдывает средства?

Пока Международный союз автомобильного транспорта официально не комментируют планы ФТС, ссылаясь на то, что проект новой таможенной концепции не имеет силы до принятия правительством. Скорее всего, противники революционных замыслов российских таможенников постараются, не вступая в открытую полемику с таможенной службой, воздействовать непосредственно на правительственных чиновников, чтобы документ либо не дошел до рассмотрения на этом уровне, либо был провален. И то и другое представляется вполне вероятным — концепция требует значительной доработки, поскольку слишком схематична и не дает возможности оценить финансовые затраты на ее реализацию. Понятно лишь, отмечает Роман Парфенов, что ФТС предстоит очень серьезная и кропотливая работа, которая потребует больших усилий и немалых материальных затрат. Как осуществить, например, перевод складов временного хранения в приграничные регионы? Ведь большинство этих складов принадлежит частным владельцам. Туманные намеки на государственно-частное партнерство и «разъяснение преимуществ, которые владельцы могут получить в результате участия в создании транспортно-логистических схем», не слишком убедительны для бизнеса, предпочитающего конкретные цифры потенциальных доходов и убытков. Конечно, можно взвалить обустройство новых терминалов на РОСТЭК (структура при ФТС, ведущая строительно-хозяйственную деятельность), но это потребует вложения средств из федерального бюджета. Пойдет ли на это правительство, непонятно.

Единственный пункт концепции ФТС, который вызывает почти единодушное одобрение, — вывод СВХ из Москвы и Санкт-Петербурга. «Это правильная идея, — считает Светлана Домнина. — Склады временного хранения этих городов не справляются с обработкой грузов, поскольку не оборудованы должным образом, имеют недостаточные площади. В результате большегрузные автомобили десятками и сотнями стоят на проезжей части, причем часть их лишь проходит здесь таможенное оформление и следует дальше в регионы. Если СВХ будут выведены в область, нагрузка на дорожную инфраструктуру Москвы и Петербурга уменьшится». Даже владельцы столичных СВХ, похоже, смирились с предстоящей ликвидацией складов, хотя призывают все же не делать этого огульно. По мнению начальника СВХ ОАО «Московский комбинат шампанских вин» Александра Фрайштетера, если подходить к вопросу разумно, то некоторые склады должны остаться: «Одно дело промышленные грузы или техника, другое — пищевые продукты, подакцизные товары. Кроме того, есть СВХ, связанные с предприятиями технологически, имеющие железнодорожные пути и расположенные не в центре города». Прислушается ли к этим доводам ФТС, сказать трудно, во всяком случае новая концепция предполагает, что уже к середине 2009 года таможенное оформление будет выведено из столиц в Московскую и Ленинградскую области.

Но и здесь есть некое противоречие: зачем так поспешно выводить склады временного хранения в прилегающие области, если ставится задача постепенного перевода их в приграничные регионы? Ведь по крайней мере Московская область таковым не является. Не получится ли, что, едва владельцы СВХ обустроятся на новом месте, им снова предложат переместиться, уже, например, в Псковскую область?

Словом, при знакомстве с новой концепцией таможенного оформления и контроля возникает масса вопросов, остающихся без ответа. Но даже сама ФТС пока не готова дать четкие объяснения своих целей, в том числе тех, ради которых затевается столь грандиозная перестройка в таможенном деле.

По мнению Светланы Домниной, вывод всех таможенных постов в приграничную зону — крайность, но если бы удалось найти баланс, оптимальное соотношение между внутренним таможенным оформлением и оформлением на границе, то концепция могла бы оказаться жизнеспособной. Конечно, при условии достижения компромисса с бизнесом, без участия которого создать новую таможенную инфраструктуру практически невозможно.

Эксперт; 15.09.08


Нормативные документы

17.09.08Письмо ФТС РФ от 11.09.08. N15-12/37572, Об опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов ФТС России
17.09.08Письмо ФТС РФ от 08.07.08 N01-11/27183, О направлении справочной информации
17.09.08Письмо ФТС РФ от 03.09.08 N04-23/36250, Об изменении алгоритмов ФЛК в связи с вступлением в силу приказа ФТС России от 6 мая 2008 г. N 532
17.09.08Письмо ФТС РФ от 05.09.08 N01-11/36507, О применении приказа ФТС России от 6 мая 2008 г. № 532
16.09.08Письмо ФТС РФ от 05.09.08. N01-11/36505, О таможенном контроле маркированной подакцизной алкогольной продукции
16.09.08Приказ ФТС РФ от 08.09.08 N1110, Об отзыве свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков
16.09.08Приказ ФТС РФ от 08.09.08 N1109, Об опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов ФТС России
16.09.08Письмо ФТС РФ от 08.09.08 N15-12/36810, Об опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов ФТС России
16.09.08Приказ ЦТУ от О временно N438, О временном изменении состава комиссии Центрального таможенного управления по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы
16.09.08Распоряжение Правительство РФ от 10.09.08 N1286-р, О статс-секретаре - заместителе руководителя Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации
16.09.08Письмо ФТС РФ от 26.08.08. N03-313/34778, О реализации Федерального Закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ
16.09.08Приказ ЦТУ от 02.09.08. N450, Об организации работы комиссии Центрального таможенного Управления по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы
16.09.08Письмо ФТС РФ от 26.08.08 N09-85/34902, По вопросу оформления товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений
16.09.08Письмо ФТС РФ от 25.08.08 N05-59/34612, О направлении информации
16.09.08Распоряжение ФТС РФ от 26.08.08 N259-р, Об установлении специальных упрощенных процедур таможенного оформления в отношении федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных электростанциях"
16.09.08Приказ ФТС РФ от 25.08.08 N1043, Об утверждении Инструкции о порядке направления на исследование предметов и документов в рамках рассмотрения сообщения о преступлении или осуществления оперативно-розыскной деятельности
15.09.08Приказ ЦТУ от 26.08.08 N435, О внесении изменений в приказ Управления от 20.07.2007 № 323
15.09.08Распоряжение ФТС РФ от 02.09.08 N266-р, Об установлении специальных упрощенных процедур таможенного оформления в отношении общества с ограниченной ответственностью "Бау Текс"
15.09.08Приказ ЦТУ от 25.07.08 N382, О временном распределении обязанностей между начальником Управления и его заместителями
12.09.08Приказ ФТС РФ от 25.08.08. N1028, О внесении изменений в приказ ФТС России от 12 декабря 2006 г. № 1304
12.09.08Приказ ФТС РФ от 03.09.08. N1084, О реорганизации Самарской и Тольяттинской таможен
12.09.08Приказ ФТС РФ от 25.08.08. N1030, О внесении изменений в инструкцию о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденную приказом ГТК России от 4 июня 2003 Г. N 620
12.09.08Приказ ФТС РФ от 02.07.08 N805, Об утверждении Положения о Региональном таможенном управлении организации силового обеспечения
12.09.08Письмо ФТС РФ от 28.08.08 N01-11/35293, О разъяснениях о классификации товаров
12.09.08Письмо ФТС РФ от 29.08.08 N01-11/35453, О заявлении в грузовой таможенной декларации кода причины постановки на учет в налоговом органе
12.09.08Письмо ФТС РФ от 26.08.08 N25-35/34909, О разъяснениях о классификации отдельных товаров
11.09.08Распоряжение ФТС РФ от 02.09.08 N267-р, Об освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и таможенных сборов за таможенное оформление в отношении товаров, ввозимых Ассоциацией международного военно-мемориального сотрудничества "Военные мемориалы"
11.09.08Приказ ФТС РФ от 03.09.08 N1084, О реорганизации Самарской и Тольяттинской таможен
11.09.08Приказ ФТС РФ от 25.08.08 N1044, О внесении изменений в приказ ФТС России от 22 марта 2007 г. № 347
11.09.08Приказ ФТС РФ от 04.09.08 N109 6, О внесении изменений в Реестр таможенных брокеров (представителей)
11.09.08Приказ ФТС РФ от 04.09.08 N1095, О внесении изменений в Реестр таможенных брокеров (представителей)
11.09.08Приказ ФТС РФ от 04.09.08 N1094, О внесении изменений в Реестр таможенных брокеров (представителей)
11.09.08Приказ ФТС РФ от 04.09.08 N1093, О внесении изменений в Реестр таможенных брокеров (представителей)
11.09.08Приказ ФТС РФ от 04.09.08 N1092, О внесении изменений в свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков ОАО "Авиакомпания "Сибирь" и в Реестр таможенных перевозчиков
11.09.08Приказ ФТС РФ от 04.09.08 N1090, Об отмене приказа ФТС России от 5 августа 2008 г. № 969
11.09.08Приказ ФТС РФ от 04.09.08 N1089, Об отмене приказа ФТС России от 6 августа 2008 г. № 974

Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

"Виртуальная таможня": http://www.vch.ru/
По вопросам рассылки: webmaster@emctc.ru

В избранное