Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Все о таможне. Выпуск 346


Все о таможне от "Виртуальной таможни"

Выпуск # 346 от 14 февраля 2008 года


Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

Вы можете разместить наши новости на Вашем сайте

Новости таможни:

Таможни России и Беларуси начнут общаться на одном языке

На достижение качественно нового уровня в таможенном деле направлена очередная союзная программа, принятая в декабре прошлого года на заседании союзного Совета Министров, по реализации информационных технологий общих таможенных процессов.

Какие в связи с этим открываются перспективы сотрудничества? Как она может повлиять на экономическую интеграцию Беларуси и России в целом? Об этом корреспондент "СОЮЗа" беседует с заместителем председателя белорусского Государственного таможенного комитета Владимиром Гошиным.

- Таможенное пространство Союзного государства огромно, и без современных информационных технологий уже невозможно решить ни один серьезный вопрос, - говорит Владимир Анатольевич. - Таможни Беларуси и России должны общаться друг с другом на одном языке, в том числе компьютерном. В режиме реального времени нужно отслеживать транспортные потоки, соблюдение правил ввоза-вывоза товаров, множество иных нюансов. Для этого необходимо автоматизировать таможенные процессы, начинающиеся на территории одной страны и завершающиеся в другой (например, при оформлении временного ввоза транспортного средства), что и предусмотрено новой программой на ближайшие три года. Это будет второй этап развития Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства. В результате процентов на 10, а то и 20-25 сократится время таможенного оформления грузов, они быстрее будут проходить границу, увеличатся поступления в бюджет - белорусский и российский.

Приведу в качестве иллюстрации простой пример. Сегодня оформление белорусского экспортного груза занимает максимум 15 минут, потому что на границе уже есть о нем необходимая информация в электронном виде. Таможенник лишь сравнивает документы, которые предъявляет водитель грузовика, с электронным вариантом и заполняет 4-5 позиций. Но оформление российского груза пока занимает минимум 40 минут, потому что всю информацию о нем нужно занести в компьютер вручную. Когда новая союзная программа будет реализована, российские грузоперевозчики станут тратить на таможне времени втрое меньше. Соответственно сократятся и очереди на границе.

- Таможенные службы Беларуси и России начали сотрудничать по союзным программам одни из первых. Какой эффект это уже обеспечило и обещает в перспективе?

- С 1997 года совместно осуществляется обустройство внешних границ наших стран.

На это из союзного бюджета израсходовано более 1,6 миллиарда российских рублей. Модернизировано 8 пунктов пропуска, из них 4 - в 2007 году. Например, пропускная способность пункта "Каменный Лог" на белорусско-литовской границе более чем удвоилась, а в "Козловичах" на белорусско-польской - почти утроилась за счет увеличения полос движения транспорта, оснащения таможенных постов современным оборудованием, сокращения времени на оформление грузов и транспортных средств. Сегодня 75-80 процентов всех автомобилей, большинство из которых затем следует в Россию, въезжают в Беларусь через обновленные пункты пропуска. Если будут убраны пункты принятия уведомлений с российской стороны на белорусско-российской границе, то грузы пойдут еще быстрее. К сожалению, перед новым годом очереди из грузовиков там достигали 7-10 километров.

- На заседании Совета Министров Союзного государства, проходившем в Минске, белорусский премьер-министр Сергей Сидорский поднимал этот вопрос. Как решается проблема?

- С белорусской стороны нашей общей границы таможенных структур нет. Проезд свободный. С российской же в пунктах принятия уведомлений и на железнодорожных передаточных станциях осуществляются таможенный контроль и таможенное оформление товаров из третьих стран. Причем если в 1999 году там осуществлялись две функции, то в прошлом - уже 14. Но поскольку возможности пунктов пропуска на это не рассчитаны, возникают очереди. В основе лежит то, что пока не принят единый таможенный тариф. Различия в ставках пошлин указом Президента Беларуси недавно были сокращены до 5-7 процентов из примерно 14 тысяч позиций. А если где-то ставки ниже - туда товар и устремляется, отчего вторая сторона несет потери. В ближайшее время едем в Москву с рядом инициатив, чтобы найти компромисс.

- А на нашей, по сути, общей западной границе при таможенном оформлении есть ли какие-то различные условия для граждан, грузов, транспортных средств?

- Белорусские и российские субъекты хозяйствования и граждане проходят границу абсолютно одинаково. Более того, недавно мы договорились с Пограничной службой о том, чтобы на пунктах пропуска создать отдельный канал для граждан Союзного государства - как это сделано в Евросоюзе для их граждан. Такая практика нами уже отрабатывается.

- Что еще предпринимается для построения единого таможенного пространства Беларуси и России?

- В соответствии с соглашением о Таможенном союзе продолжается унификация национальных законодательств. В прошлом году, например, вступил в силу новый Таможенный кодекс Беларуси, за основу которого был взят аналогичный российский документ. У нас уже есть отдельные элементы Таможенного союза, но оформление в полном смысле единой таможенной территории должно быть завершено до 2010 года. Там будут действовать единые правила таможенного оформления, как это происходит сегодня в ЕС.

- О намерении присоединиться к белорусско-российскому таможенному пространству заявил Казахстан, возможно, этому решению последуют другие страны ЕврАзЭС. Как это скажется на таможенной сфере Союзного государства?

- "Союз трех" будет во многом повторять то, что уже прошли наши государства. Но и основные белорусско-российские договоренности предстоит несколько обновить. Они были приняты 10-12 лет назад. С тех пор появились новые задачи. Все это учтено в ряде соглашений, которые подписаны 25 января на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС. В результате возрастет взаимный товаропоток.

"Союз. Беларусь-Россия" №345 от 7 февраля 2008 г.

Bank of New York обвиняет ФТС в фальсификации документов

Вчера Bank of New York Mellon (BoNY Mellon) в ходе судебного заседания заявил о фальсификации доказательств со стороны Федеральной таможенной службы (ФТС). Речь идет о подлинности доверенности, выданной таможенниками американскому адвокату Стивену Марксу, на подачу многомиллиардного иска против BоNY Mellon. Представители банка требуют провести экспертизу документа и вызвать в суд в качестве свидетеля главу ФТС Андрея Бельянинова.

Вчера в Арбитражном суде Москвы состоялось очередное заседание по иску ФТС против американского банка Тhe Bank of New York Mellon. Напомним, весной прошлого года ФТС подала иск против BoNY на сумму 22,5 млрд долл. Таможня уверена, что России в конце 90-х был нанесен огромный экономический ущерб в результате осуществления банком незаконных схем легализации денежных средств. На одном из прошлых заседаний представитель BoNY Иван Марисин потребовал оставить иск без рассмотрения. Свое требование он мотивировал тем, что таможня не имела права подписывать с американскими адвокатами соглашение о так называемом гонораре успеха, который должен составить 29,9% от взысканной суммы. Кроме того, по мнению банка, у американского адвоката Стивена Маркса на самом деле не было полномочий на подписание иска. ФТС опровергла это утверждение, предоставив из своих архивов в качестве доказательства доверенность на имя г-на Маркса.

Однако представитель BoNY заявил вчера, что документы, предоставленные таможенным ведомством, сфальсифицированы. Как он утверждает, доверенность, датированная апрелем 2007 года, подписана на бланке, введенном в действие лишь в октябре 2007 года. В связи с этим, по его мнению, юристы, выступающие на стороне таможни, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Адвокаты ФТС явно не ожидали такого поворота событий. Представитель таможенного ведомства Екатерина Духина сообщила, что она в шоке от такого заявления и не собирается отзывать доверенность, поскольку уверена в ее подлинности. Тогда судья Людмила Пулова взяла с представителей обеих сторон расписку о том, что они уведомлены об уголовной ответственности за фальсификацию доказательств и заведомо ложный донос.

Теперь суду придется выяснять, когда на самом деле была подписана доверенность на имя американского адвоката.

Г-н Марисин потребовал назначить физико-химическую и судебно-техническую экспертизу документа и вызвать в качестве свидетеля главу ФТС Андрея Бельянинова. Следующее заседание состоится через неделю. Придется ли Андрею Бельянинову лично отстаивать честь ФТС в процессе, пока не понятно. Людмила Пулова лишь предложила адвокатам выяснить возможность появления в суде высокопоставленных чиновников от таможенного ведомства.

Как сообщила вчера РБК daily Екатерина Духина, у ФТС есть все доказательства того, что представленные документы не были сфальсифицированы. По ее мнению, суд, разбираясь в формальностях, может задержать рассмотрение дела по существу еще как минимум на месяц.

RBCDaily

О таможенном оформлении транспортных средств и порядке выдачи на них ПТС

В связи с запросами таможенных органов о таможенном оформлении транспортных средств, ввозимых юридическими и физическими лицами не для личных целей, с момента выпуска которых прошло менее 3 лет (далее - транспортные средства), и о порядке выдачи на них паспортов транспортных средств (ПТС), в целях недопущения скопления транспортных средств на складах временного хранения и в зонах таможенного контроля разъясняем следующее. 1. В соответствии со статьями 66, 149 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление может быть завершено при одновременном подтверждении:

- соответствия национальным стандартам;

- соответствия требованиям специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609.

Подтверждение соблюдения ограничений осуществляется путем представления таможенным органам одобрения типа транспортного средства (ОТТС), в котором в том числе указан соответствующий экологический класс.

ОТТС не представляется в случае эксплуатации транспортных средств до их ввоза на территорию Российской Федерации, если это отмечено декларантом в графе 31 грузовой таможенной декларации. При этом в таможенные органы должны быть представлены разъяснения организаций, уполномоченных Ростехрегулированием, о том, что в товаросопроводительных документах имеются сведения о регистрации права собственности предыдущего владельца, а также о том, что данные документы выданы регистрирующим органом иностранного государства.

В соответствии с письмом Ростехрегулирования от 18.12.2007 N ГЭ-101-26/7189 организациями, уполномоченными Ростехрегулированием, являются ОАО "ВНИИС", ФГУ "Калининградский ЦСМ" и ФГУП "ВНИИНМАШ".

В том случае, если при таможенном оформлении транспортных средств документы, подтверждающие соблюдения ограничений, не представлены, данные транспортные средства подлежат условному выпуску в соответствии со ст. 151 Таможенного кодекса Российской Федерации.

2. В соответствии с пунктом 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, таможенные органы выдают на автомобиль ПТС после завершения таможенного оформления.

В случаях, когда ОТТС не требуется, таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании информации, представленной Минпроэнерго России (размещается на сайте ФТС России), а в случае ее отсутствия рекомендуют заинтересованным лицам подтверждать экологический класс автотранспортных средств сертификатами соответствия, выдаваемыми аккредитованными органами по сертификации.

Обращаем внимание, что при условном выпуске транспортных средств оснований для их удерживания в зонах таможенного контроля не имеется.

(На основании письма ФТС от 26.12.2007 № 01-06/49862)

Пресс-служба ПТУ 07.02.08

Начался процесс объединения Калининградской, Багратионовской и Неманской таможен в единую – областную

Очереди на таможенных терминалах в ближайшее время могут стать длиннее. Начался процесс объединения Калининградской, Багратионовской и Неманской таможен в единую – областную. Означает это не только сокращение штата. Оформлять товар с 1 апреля будут только в Калининграде, а не в Багратионовске и Мамоново, как раньше. Предприниматели обратились в федеральную таможенную службу с письмом, в котором утверждают, что такая реорганизация не на пользу бизнесу.

Одного только шоколада мамоновские коммерсанты производят 100 тонн в месяц. Это 70 гружёных фур. Ещё 1,5 тысячи тонн сырья и консервов оформляют и экспортируют по железной дороге. Теперь весь этот грузопоток нужно направлять в Калининград. Доставка за 60 километров – уже лишние расходы. И если в сутки за хранение товаров в Мамоново нужно заплатить всего 10 рублей за тонну, то на калининградских коммерческих складах - уже 500-900 рублей за каждую фуру.

Алексей Фарстов, представитель завода по производству шоколада: «Процесс оформления здесь не превышает одного рабочего дня, а процесс оформления в Калининграде - только 2 часа езды до Калининграда, плюс очередь на таможенном посту, плюс оформление там. Всяко больше суток».

Михаил Попов, представитель рыбоперерабатывающего завода: «Предприятие не сможет вовремя поставлять продукцию в Федеральное агентство по государственным резервам, в Министерство обороны, Министерство внутренних дел и коммерческие организации. Это грозит заводу штрафными санкциями, вплоть до остановки предприятия». В Багратионовском районе более 50 предприятий производят стройматериалы, пушнину, консервы, рыбо- и мясопродукцию. Ещё около 20 заводов в стадии строительства. Это не только рабочие места, но и налоги. Например, мамоновский бюджет за прошлый год получил 22 миллиона рублей. Ну, а инвесторы охотно вкладывают деньги в производство только при быстром таможенном оформлении и близости границы.

Коммерсанты обратились в Москву с просьбой отменить решение о централизации таможенного оформления. Говорят, иначе придется компенсировать затраты увеличением цен на производимый товар. Руководство регионального таможенного управления официально комментировать ситуацию отказалось. Однако подтвердило, что реорганизация началась. 1 апреля будет создана областная Калининградская таможня. Тогда и станет понятно, насколько увеличится грузопоток из области и смогут ли 6 калининградских таможенных постов оформлять товары оперативно, не допуская образования очередей.

kaliningrad.rfn.ru 07.02.08

Начальника отдела тылового обеспечения Кольцовской таможни обвинили во взяточничестве

Начальника отдела тылового обеспечения Кольцовской таможни обвинили во взяточничестве. Сумма – 160 тыс руб.

Как сообщили Накануне.RU в Уральском следственном управлении на транспорте, обвиняемый якобы получил взятку (160 тыс руб.), находясь в своем кабинете, за содействие организации "Эксперт-групп" в победе в конкурсе по поставке и установке рентгенодиагностического аппарата с комплексом цифровой обработки в международном сектора аэропорта "Кольцово". Прибор был куплен на деньги из федерального бюджета. После всего представитель фирмы обратился в службу безопасности Уральского таможенного управления и "сдал" капитана. Обвиняемый заключен под стражу.

nakanune.ru 07.02.08

Сальдо торгового баланса РФ в 2007 году снизилось на 6,5%

Внешнеторговый оборот России в 2007 году, по данным таможенной статистики, составил $552,2 млрд и по сравнению с 2006 годом увеличился на 25,8%, в том числе со странами дальнего зарубежья – $469,8 млрд (рост на 25,5%), со странами СНГ – $82,4 млрд (рост на 27,4%). Такие данные приводятся в сообщении ФТС России.

Сальдо торгового баланса в 2007 году сохранило высокий уровень – $152,8 млрд ($163,4 млрд в 2006 году). Со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса составило $130,0 млрд ($143,5 млрд в 2006 году). Снижение сальдо торгового баланса на $10,6 млрд в 2007 году по сравнению с 2006 годом произошло за счет опережающего темпа роста импорта над экспортом по странам дальнего зарубежья. Со странами СНГ сальдо торгового баланса по сравнению с 2006 годом возросло и составило $22,7 млрд против $19,9 млрд в 2006 году (рост более 14,0%).

По итогам 2007 года рост стоимостного объема экспорта России составил 117,0% к уровню 2006 года. Наибольших показателей экспорт достиг в IV квартале 2007 года и по сравнению с IV кварталом 2006 года его стоимостное значение выше на 37,2%.

Экспорт России в 2007 году составил $352,5 млрд, в том числе в страны дальнего зарубежья – $299,9 млрд (рост на 15,8%), в страны СНГ – $52,6 млрд (рост на 24,3%).

Импорт России в 2007 году составил $199,7 млрд и по сравнению с 2006 годом возрос на 44,9%, в том числе из стран дальнего зарубежья – $169,9 млрд (рост на 47,2%), из стран СНГ – $29,8 млрд (рост на 33,4%). Наибольших показателей стоимостное значение импорта достигло в IV квартале отчетного периода, наименьших в I квартале, отмечается в сообщении.

В страновой структуре внешней торговли России особое место, как крупнейший экономический партнер страны, занимает Европейский Союз. На его долю в 2007 году приходилось 51,4% российского товарооборота (в 2006 году – 54,3%). На страны СНГ в отчетном периоде 2007 года приходилось 14,9% российского товарооборота (в 2006 году – 14,7%), на страны ЕврАзЭС – 8,7% (8,3%), на страны АТЭС – 19,2% (17,1%).

Основными торговыми партнерами России в 2007 году среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил $52,9 млрд (123,0% к 2006 году), Нидерланды – $46,6 млрд (120,9%), Китай – $40,3 млрд (140,6%), Италия – $36,1 млрд (117,0%), Турция – $22,5 млрд (132,1%), Япония – $20,1 млрд (164,1%), Польша – $17,9 млрд (120,4%), США – $17,5 млрд (116,2%), Соединенное королевство – $16,7 млрд (118,4%), Франция – $16,4 млрд (121,4%).

Росбалт; 07.02.08

Специализацию таможен отложат до весны

Момент, с которого предприниматели смогут ввозить на территорию страны импортное мясо и мясопродукты только через специальные таможни, перенесен с 15 февраля на 15 апреля текущего года. Соответствующие изменения внесены в приказ ФТС России от 17 октября 2007 г. № 1283 «О местах декларирования отдельных видов товаров». Об этом на днях сообщила пресс-служба госведомства.

Как утверждают сотрудники ФТС, отсрочка вызвана внесением дополнений в перечень таможенных структур, которые будут отвечать за декларирование продукции. Напомним, что в декабре эту работу планировалось осуществлять через 44 спецпункта, обеспечивающих усиленный контроль за безопасностью мяса. В них, заявляли чиновники, обустроены склады временного хранения, оборудованные в соответствии со всеми требованиями законодательства о техническом регулировании.

Федеральное агенство финансовой информации; 07.02.08

Пункты пропуска на границе оснастили современным оборудованием

В распоряжение омской таможни поступил мобильный досмотровой комплекс. Его использование позволит наполовину сократить время ожидания на границе.

Передвижная телевизионная установка, созданная на базе автомобиля "Мерседес", оснащенная рентгеновским генератором, впервые поступила в регион. Принцип ее работы похож на знакомые по аэропортам приспособления досмотра багажа. С помощью рентген-излучения можно просмотреть насквозь груженую фуру и "увидеть" любой замаскированный груз. Теперь для того, чтобы узнать, есть ли контрабанда, не надо даже открывать машину. Сканирование занимает не более пяти минут. А в целом ожидание таможенного контроля сократится по сравнению с существующим наполовину.

- Оперативный контроль грузов даст хороший экономический эффект, - комментирует начальник организационно-аналитического отдела омской таможни Игорь Масленников. - За счет сокращения времени снизятся затраты на транспортные услуги. Это положительно скажется на конечной стоимости товаров. А в летний сезон сохранит плодоовощную продукцию свежей.

Сегодня работе на новом оборудовании обучается первая группа будущих специалистов. Через две недели они приступят к работе на автомобильном пункте пропуска Одесское.

Справка "РГ"
Сегодня на границе области расположено девять крупных пунктов пропуска. Ежегодно через них проходит более двухсот тридцати миллионов тонн грузов. Товарооборот превышает два миллиарда долларов.

Российская газета; 07.02.08

Правительство РФ утвердило постоянную ставку импортной пошлины на самоклеющиеся бумагу и картон

Правительство РФ утвердило на постоянной основе ставку импортной таможенной пошлины на самоклеющиеся бумагу и картон /код ТН ВЭД 4811 41 900 0/ в размере 5 проц от таможенной стоимости. .

Как сообщает правительственная пресс-служба Постановление от 5 февраля N48 об утверждении ставки ввозной таможенной пошлины вступает в силу с 18 февраля 2008 г.

VCH.RU 08.02.08

Первый заместитель руководителя ФТС России Владимир Малинин: "Переход к прямым поставкам в итоге скажется на розничных ценах"

В 2006 году в Федеральной таможенной службе произошли крупные кадровые изменения: сменился руководитель и некоторые заместители. На службу в ФТС пришел Владимир Малинин, заняв кресло заместителя главы ведомства. Через год В.Малинин был назначен первым заместителем главы службы.
      С момента своего назначения новое руководство ФТС не принимало кардинальных шагов по изменению деятельности службы. Велась планомерная работа по совершенствованию взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, осуществлялась постепенная интеграция ФТС в международные таможенные организации. Не на последнее место в своей деятельности ФТС ставила проблему автомобильных "пробок" на северо-западе страны. Еще одним приоритетным направлением в своей деятельности ФТС называла борьбу с контрабандой и "серым" импортом.
     Об итогах деятельности ФТС за последние полтора года и о главных направлениях ее работы на будущее Владимир Малинин рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Шатской Анастасии.
- Владимир Михайлович, что сейчас главное в работе ФТС?
- Главное - решение принципиально важных вопросов. Первое - совершенствование организационно-штатной структуры. Второе - вопрос предварительного информирования, который столь же актуален, как декларирование в электронной форме. Это позволит снять напряжение на наших западных рубежах, радикально решить проблему автомобильных пробок на пунктах пропуска. Особое место занимает работа правоохранительного блока, то есть борьба с контрабандой. Также - борьба с недостоверным декларированием, в том числе - путем точного определения таможенной стоимости. То есть все проблемы "особо важные", и сложно выделить какие-то приоритеты. Каждое направление занимает особое место в работе таможенных органов, и важно для совершенствования государственного контроля внешнеторгового комплекса страны.
- Одним из способов противодействия незаконному импорту является организация прямых поставок. Многие зарубежные компании проявляют интерес к переходу на эту систему, которая, также по их мнению, делает процесс таможенного оформления более прозрачным. Каково отношение ФТС к прямым поставкам? С кем сейчас договариваетесь?
- Отношение положительное. Ведь прямой импорт - это такой порядок, при котором товары ввозятся непосредственно фирмой-производителем, без посредников. Соответственно, в эту схему труднее включиться тому лицу, которое ради дополнительной прибыли готово совершить недобросовестные действия.
Вообще, переход к прямым поставкам играет огромную роль как для производителя, так и для потребителя. Во-первых, предоставление таможенным органам достоверной ценовой информации по поставляемым товарам. Во-вторых, отказ от услуг многочисленных посредников, выстраивание оптимальных логистических цепочек приведет к снижению издержек торговых сетей, что в итоге скажется и на розничных ценах продукции. В-третьих, переход к прямым контрактам позволяет значительно снизить нарушения прав интеллектуальной собственности.
Сегодня напрямую свою продукцию в Россию поставляют компании Braun и SEB Group (торговые марки Roventa, Moulinex, Tefal). С 1 июня начала переход на прямые поставки полного ассортимента потребительской электроники на наш рынок и компания Philips. Samsung уже импортирует по этой схеме аудио- и видеотехнику, сейчас осуществляет перевод на прямой импорт и бытовой техники. То же планирует и Panasonic. Рассматривает такие вопросы также Nokia. С уверенностью можно сказать, что в ближайшее время к модели прямого импорта готовятся перейти многие европейские, корейские и японские производители электробытовой техники.
- Для чего ФТС планирует ввести новые институты - уполномоченного грузополучателя и комплексной гарантии. Расскажите, пожалуйста, подробней, что это такое? Как это будет работать? Кто сможет ими воспользоваться?
- Пока все эти вопросы в работе, и конкретные решения еще не приняты. Сейчас как раз мы прорабатываем общие подходы и изучаем возможные последствия. В части введения института уполномоченного грузополучателя ФТС России разработала концепцию проекта федерального закона. Эта концепция сейчас на стадии межведомственного согласования.
С вопросом введения и существования этих институтов тесно связан еще один актуальный аспект таможенного контроля - пост-аудит. Недавно состоялась коллегия, посвященная рассмотрению концепции развития пост-аудита, и концепция была утверждена. Теперь ФТС будет реализовывать принципы этой концепции на практике: как организовать эту работу эффективно, чтобы в случае, если наши сотрудники выходят с проверками после выпуска товара в свободное обращение, как минимум семьдесят случаев из ста имели результат. В этом году, кстати, показатель результативности таможенных ревизий превысил 86%. То есть таможенные ревизоры "выбивают" 8-9 баллов из десяти, это высокая меткость при проведении контрольных мероприятий.
В этом году начата реализация комплекса мер по внедрению системы маркировки и идентификации товаров. Так, с 20 июня уже введена идентификация отдельных товаров при их таможенном оформлении путем указания серийных номеров и иных идентификационных признаков. Это сделано для оптимизации таможенного контроля после выпуска таких товаров, как портативные компьютеры, плазменные и жидкокристаллические телевизоры, цифровые фото- и видеокамеры.
Мы продолжаем разработку подобных мер и считаем, что их внедрение позволяет эффективно бороться со схемами незаконного импорта. Я абсолютно убежден в том, что эта работа принесет свои плоды.
- Кстати, относительно борьбы с "серым" импортом - что еще делается в этом направлении?
- Этот вопрос имеет две составляющих: работу правоохранительных подразделений таможни и контроль за так называемыми "серыми" брокерами. На современном этапе таможенные органы осуществляют переход от жесткого администрирования внешнеэкономической деятельности к выборочному контролю с использованием аналитических форм и методов, в частности, системы анализа и управления рисками.
Еще одним условием эффективной работы по снижению доли "серого" импорта является международное сотрудничество. В этом плане одним из наиболее приоритетных направлений является взаимодействие с таможенными службами стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции. Остро встает вопрос о проведении совместных мероприятий с таможенными службами транзитных стран, а это, прежде всего, Прибалтийские страны, Финляндия, Казахстан и Украина, Белоруссия.
Также проводится постоянная работа по предотвращению занижения таможенной стоимости товаров.
- Участники ВЭД порой жалуются, что "попадают" на корректировку таможенной стоимости, так как ценовая информация об импорте, имеющаяся на таможенных постах, зачастую не соответствует действительной ввиду временных задержек в ее обновлении, из-за скидок и преференций оптовым покупателям. Насколько эта проблема велика, по мнению ФТС?
- Эта проблема будет актуальна всегда, и везде она существует. Не скажу, что это самая важная проблема во всем комплексе внешней торговли, но на сегодняшний день - одна из наболевших. Пытаемся предпринимать определенные шаги, пользуемся различными каталогами, запрашиваем ценовые характеристики у производителей. Но в любом случае, это очень большие объемы информации. Могу подтвердить: проблема кричащая, мы ее видим и будем решать.
Сейчас по этому направлению в семи таможенных органах (на Московской Северной, Московской Южной, Московской Восточной, Московской Западной, Шереметьевской, Внуковской и Домодедовской таможнях) проводятся опытные эксплуатационные работы по внедрению информационной технологии контроля таможенной стоимости.
- В 2006 году на базе Каширского таможенного поста Московской Южной таможни прошел эксперимент по подаче электронных деклараций через Интернет. Каковы итоги эксперимента? Будете ли его расширять?
   - Действительно, в декабре прошлого года был проведен на Каширском посту такой эксперимент. Учитывая хорошие показатели и достаточную перспективность этого направления, мы решили продолжить эксперимент, и сейчас в Центральном, Южном и Северо-Западном таможенных управлениях проводятся соответствующие мероприятия.
   25 сентября прошел первый успешный тест по предоставлению сведений в электронной форме с использованием интернета от декларанта ООО "ИКЕА ТОРГ" на Есиповском таможенном посту Зеленоградской таможни.
   После завершения тестирования и технического дооснащения центров обработки данных региональных таможенных управлений, думаю, система подачи деклараций через Интернет может быть введена в полноценную эксплуатацию в 2008 году.
- С введением в эксплуатацию системы подачи таможенных деклараций через Интернет возникает вопрос о товарах, подлежащих электронному декларированию. В прошлом году ФТС России заявляла о намерении расширить список таких товаров. Что попадет в расширенную номенклатуру в первую очередь?
   - Номенклатура товаров, подлежащих электронному декларированию, определена еще в 2004 году. Но ведь не все товары подлежат электронному декларированию, поэтому ограниченная номенклатура является одним из сдерживающих факторов расширения применения электронного декларирования. Поэтому в целях повышения заинтересованности участников ВЭД в применении такой формы декларирования в прошлом году был отменен запрет на электронное декларирование подакцизных товаров, подлежащих лицензированию при ввозе на таможенную территорию России.
Таким образом, могу сказать, что на сегодняшний день в номенклатуру товаров, подлежащих электронному декларированию, не попадают только те товары, к которым применяются меры нетарифного регулирования в виде лицензирования или квотирования.
- Каких изменений следует ожидать игрокам рынка таможенных услуг - брокерам, перевозчикам, владельцам складов временного хранения?
   - В марте этого года Госдумой в первом чтении был принят проект федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс РФ". Поправки направлены на совершенствование таможенного администрирования исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей с целью устранения технических ошибок, внутренних несоответствий, правовых пробелов. Кроме того, законопроектом предполагается установление института солидарной ответственности таможенного брокера и декларанта.
   В соответствии с поручением аппарата правительства мы совместно с другими ведомствами подготовили проект поправок к этому законопроекту. Там содержатся такие предложения, как уточнение порядка уплаты авансовых платежей и их возврата, урегулирования порядка исполнения обязанности по уплате таможенных платежей при реорганизации, ликвидации юридического лица и безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица. Также оговариваются случаи применения таможней мер по приостановлению операций по счетам плательщика таможенных платежей в банке, арест имущества, возможность признания безнадежной к взысканию и списания недоимки по таможенным платежам.
- ФТС также разрабатывала поправки в Таможенный кодекс РФ, касающиеся введения обязательного предварительного информирования, поправки, увеличивающие финансовые требования в части гарантирования уплаты таможенных платежей таможенными брокерами, перевозчиками и владельцами СВХ. Как обстоит дело в этой сфере?
   - В ФТС создана рабочая группа по совершенствованию системы предварительного информирования таможенных органов. По результатам деятельности этой группы мы будем принимать решения о необходимости и сроках разработки соответствующих проектов федеральных законов. Но вместе с тем, для дальнейшей проработки этого вопроса, в том числе и разработки концепции проекта федерального закона и проекта технического задания на его разработку, необходима оценка возможных рисков для эффективности таможенного контроля при введении института предварительного информирования.
- Еще актуальный вопрос - реорганизация таможенных органов. В конце 2006 года было принято решение о реорганизации таможен Юга России. Можно ли сказать, что на этом процесс реорганизации таможен окончен? Или что-то планируется новое?
   - Думаю, каких-то крупных событий, как в свое время, например, реорганизация акцизной таможни, сейчас вряд ли стоит ожидать. Конечно, будут решения по отдельным постам. Вообще, процесс этот очень живой, ежедневно возникают какие-то вопросы, на которые надо реагировать. Конечно, основное - это разгрузка пунктов пропуска.
Терминалы расширяются, увеличивается поток и пассажиров, и товаров. Везут все - от электроники и деталей к станкам до овощей и фруктов. Это огромные объемы, поэтому каждый раз, решая вопрос о реорганизации тех или иных пунктов пропуска, мы учитываем эти обстоятельства. Плюс ко всему - появляются особые экономические зоны. Там тоже надо обеспечивать таможенное оформление и контроль.
    Какие-то пункты пропуска надо укреплять, как, например, в Забайкалье. Там сложная ситуация, но она объективна, так как товарооборот с Китаем стремительно растет. Эту проблему мы также решаем, причем обсуждаем ее с нашими китайскими коллегами в поисках оптимального решения.
    Как видите, все это - взаимозависимые проблемы, которые так или иначе приводят к необходимости оперативно решать вопросы реорганизации таможенных органов, и выделить из этого большого комплекса какой-то один фактор очень сложно.

Интерфакс

Владивостокский автотранспортный и Владивостокский центральный таможенные посты готовятся к ликвидации

Первомайский таможенный пост Владивостокской таможни переезжает в новое здание по адресу: ул.Березовая, 25

Как сообщили агентству «Восток-Медиа» в пресс-службе ДВТУ, в новых помещениях разместятся не только отдел таможенного оформления и таможенного контроля, отдел контроля таможенной стоимости, но и досмотровый, который раньше располагался в 1,5 км от основного здания и не имел полноценной связи с другими структурными подразделениями.

Таможенный пост будет занимать целый этаж площадью около 900 кв.м в здании, принадлежащем ОАО «Рыбный порт», на условиях безвозмездной аренды. В 2008 году будет рассматриваться вопрос о выкупе этого помещения в федеральную собственность.

Произойдут изменения и на Владивостокском автотранспортном и Владивостокском центральном таможенных постах. С 1 апреля 2008 г. они будут ликвидированы, а их штатная численность и функции распределятся между Первомайским таможенным постом и т/п «Морской порт Владивосток». Такая оптимизация структуры послужит более рациональному использованию профессиональных ресурсов и, в конечном счете, - более ритмичной и эффективной работе Владивостокской таможни в целом.

ВОСТОК-МЕДИА 11.02.08

Задержанные сотрудники таможни взяли на вооружение схему, описанную Гоголем

За взятку были арестованы четверо сотрудников одного из постов Белгородской таможни. Задержание с поличным в начале этой недели стало результатом работы отдела собственной безопасности.

Детали и обстоятельства этого громкого дела до последнего времени не разглашались. Исключение было сделано корреспонденту "РГ", с которым встретился начальник отдела собственной безопасности Белгородской таможни полковник Александр Никифоров.

Российская газета: Александр Сергеевич, за что были арестованы сотрудники таможни?

Александр Никифоров: В результате оперативной работы мы обнаружили, что несколько наших коллег, для того чтобы улучшить отчетность, повысить показатели работы и как следствие, получать премии, придумали схему, в чем-то похожую на ту, что описана у Гоголя. Там, правда, оперировали мертвыми душами, а здесь - живыми. Сотрудники таможни необоснованно заводили фиктивные дела об административных правонарушениях. Все данные о ничего не совершивших, добропорядочных гражданах Украины они брали из информационной базы, где фиксируются все участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД). При этом наши местные фантазеры в погонах "проводили работу по делам", сами писали протоколы и даже сами платили за "нарушителей" штрафы. Потом в отчетах появлялись отличные показатели, а в карманах таможенников - "заслуженная" премия. Необходимо было провести официальную проверку и принять какое-то решение. Для того чтобы эта самая законная проверка не состоялась, сотруднику нашего отдела была предложена взятка в пять тысяч долларов. Конечно, об этом нам стало известно. И в момент передачи взятки один из группы "передовиков" был задержан с поличным. Особо хочу подчеркнуть, что мероприятия, связанные с задержанием и его документированием, мы осуществляли во взаимодействии с УБОП УВД по Белгородской области. Можно с большой уверенностью сказать, что такое в практике Белгородской области произошло впервые.

РГ: По факту дачи взятки сначала задержали, а потом арестовали четырех человек…

Никифоров: Да, еще трое были выявлены как причастные к этому преступному сговору. Они были задержаны, а потом по решению суда арестованы. Сейчас идет следствие, возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.291 УК РФ "Дача взятки". Максимальное наказание по этой статье - до восьми лет лишения свободы. У арестованных прошли обыски, в ходе которых у одного из таможенников были найдены боеприпасы. По факту фальсификации административных дел, с чего, собственно, все и началось, продолжается наша внутренняя проверка. Но и эти материалы мы скоро направим в прокуратуру. Скорее всего, и у этого события есть судебная перспектива.

РГ: Дайте, пожалуйста, небольшую характеристику арестованным…

Никифоров: Особо неприятно в этой истории то, что все они - не рядовые сотрудники, а занимающие достаточно высокие должности: заместитель начальника поста, два начальника отдела и один заместитель начальника отдела. Все они люди среднего возраста, от тридцати лет и старше, у всех семьи, дети. Стаж работы в таможне - от пяти до десяти лет.

РГ: Вы занимаетесь проверкой граждан, поступающих на работу в таможню?

Никифоров: Да, занимаемся. На этапе трудоустройства порой сложно определить, будет сотрудник служить честно или нет, но его прошлое изучить необходимо. Только за последние три года по нашим материалам возбуждено шесть уголовных дел в отношении кандидатов на службу и сотрудников таможни, предъявивших при устройстве поддельные дипломы о высшем профессиональном образовании. Пытаются "устроить" в таможню своих людей некоторые преступные группировки.

РГ: Вы в этой службе работаете уже двенадцать лет, пять лет ею руководите. Можете оценить, меняется ли ситуация в системе собственной безопасности?

Никифоров: Честно скажу, в плане статистики ситуация не очень меняется, но зато серьезно изменился характер правонарушений, преступлений. Преступники стали хитрее и изощреннее. Это значит, что персоналу отдела приходится постоянно учиться, постоянно, что называется, быть в тонусе и тоже быть хитрее, умнее. Надо идти хотя бы на шаг впереди нарушителя, чтобы гласно и негласно контролировать ситуацию. Считаю, что именно такой, высокопрофессиональный, коллектив у нас сложился.

РГ: А по каким качествам отбираются люди в отдел собственной безопасности?

Никифоров: Есть среди них и бывшие сотрудники милиции, ФСБ. Все они, естественно, с высшим образованием. Жестких критериев по образованию у нас нет, но, конечно, иметь юридическую подготовку весьма желательно. Не все у нас, что называется, приживаются. Но вообще сюда подбираются люди, ошибиться в которых весьма сложно. Ведь когда мы их отбираем, идет самая серьезная и жесткая проверка их личностных качеств, опыта работы. В заключение беседы хочу сказать, что Белгородская таможня никогда не скрывала фактов должностных преступлений, совершенных сотрудниками.

Справка "РГ"

В минувшем году отделом собственной безопасности совместно с кадровой службой Белгородской таможни проведено 157 служебных проверок, по результатам которых объявлено 136 дисциплинарных взысканий в отношении 123 должностных лиц. Проведена антикоррупционная экспертиза более двух тысяч проектов нормативных актов таможни. По материалам отдела СБ возбуждено шесть уголовных дел по ст.194 УК РФ ("Уклонение от уплаты таможенных платежей") на сумму более 25 миллионов рублей. Всего по материалам отдела в 2007 году возбуждено 15 уголовных дел, в том числе три - в отношении должностных лиц таможни.

"Российская газета" - Черноземье №4584 от 8 февраля 2008 г.

Первый заместитель начальника Выборгской таможни Ю. Курмыса не исключает возможности реформирования Выборгской таможни

Первый заместитель начальника Выборгской таможни Юрий Курмыса не исключает возможности реформирования Выборгской таможни в сторону повышения ее управляемости.

- В целом таможенная администрация в стране очень крупная и содержание ее в таком виде вряд ли целесообразно по разным причинам. - сказал он, выступая на последнем заседании совета директоров производственной сферы, где обсуждались предполагаемые последствия от возможного вступления России в ВТО. - Чем крупнее администрация, тем тяжелее ею управлять.

Поэтому штат Выборгской таможни, а он более 1 тысячи человек, мог быть и меньшей численности. Если такая задача будет поставлена, то решение ее вполне реально.

В то же время Юрий Курмыса особо подчеркнул, что в случае вступления страны в ВТО Выборгская таможня столкнется с существующей реальностью. А эта действительность на сегодняшний день характерна тем, что в сфере деятельности некоторых таможенных органов (в частности, Северо-Западного региона) функционируют хозяйствующие субъекты, которых в случае чего и отыскать-то невозможно. Они имеют лишь адрес, по которому не проживают. Они занимаются экспортно-импортной деятельностью и имеют в своем составе лишь директора и, в лучшем случае, главного бухгалтера. Работать с ними, основываясь на международных нормах и правилах, сложно.

- Федеральная таможенная служба, - сказал Юрий Курмыса, - уже вышла в правительство с инициативой учредить (возможно, даже в этом году) такой институт Российской Федерации, как “полномочный грузополучатель”. Это те предприятия и организации, которые будут иметь право при ввозе товаров не направлять их к месту доставки на склады временного хранения, а транспортировать непосредственно на свои предприятия с обязанностью в течение определенного срока подать в таможенные органы таможенную декларацию (может быть, даже в электронном виде) и таким образом выпустить ввезенные товары в свободное обращение.

Надо полагать, такое право будут получать лишь предприятия с безупречной “таможенной историей”. Первый зам начальника Выборгской таможни подчеркнул, что наша таможня имеет достаточно развитую инфраструктуру. В сравнении с таможнями южных окраин, например. Но, тем не менее, в Выборгской таможне планируется ее реконструкция. Сейчас идет подготовка к строительству административно-бытового здания таможни в южном поселке Выборга, где уже выделено пятно застройки. Кроме того фактически начата работа по подготовке реконструкции самого крупного на Северо-Западе пункта пропуска “Торфяновка”. Будут также предприняты меры по расширению подъездных путей к таможенному посту “Светогорск”.

Попутно на заседании совета директоров всплыл вопрос о предновогодних очередях транспорта на границе, на въезде в Россию со стороны Финляндии. Участники возникшей короткой дискуссии сошлись на том, что ситуация была неординарной. Во-первых, на финише года истекал срок контрактов и поставщики спешили доставить получателям товары до наступления нового года. Во-вторых, на грузоперевозки в Суоми влияет доставка товаров грузовыми судами в порты. Между тем портовые администрации не пытаются как-то урегулировать перевозки контейнеров с таможенными службами, и потому прохождение грузов через границу испытывает приливы и отливы. В-третьих, Финляндия по отношению ко многим грузам является транзитной, и потому такие товары требуют значительно меньше времени на досмотр и оформление документов. Россия же - страна-получатель товаров, и таможенный контроль, оформление здесь - процедуры более тщательные и потому - более длительные.

vyborg-press.ru 11.02.08

Правительство утвердило правила ввоза на территорию РФ товаров, требующих подтверждения соответствия

Правительство утвердило правила ввоза на территорию России товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия требованиям, установленным законодательством РФ.

Соответствующее постановление, подписанное премьером Виктором Зубковым, размещено в понедельник на сайте правительства.

Правила определяют порядок ввоза на территорию РФ продукции, помещаемой под определенные таможенные режимы. Также в правилах оговорены исключения, согласно которым продукция может не требовать обязательного подтверждения соответствия.

Так, соответствия не требуют, например, товары, ввозимые в РФ в качестве выставочных и рекламных материалов, товары, предназначенные для проведения испытаний, проверок и экспериментов. При таможенных режимах свободной таможенной зоны и свободного склада не требуют подтверждения соответствия российские товары и товары, предназначенные для переработки на территории РФ.

При помещении товаров под таможенный режим внутреннего потребления не потребуют подтверждения соответствия единичные экземпляры продукции (не более 5 кг одного наименования), а также товары, ввозимые в ограниченном количестве до 50 кг (масса "нетто").

"Соответствие товаров обязательным требованиям подтверждается путем представления в таможенные органы РФ одного из документов, предусмотренных техническим регламентом, которые имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и являются документами, необходимыми для таможенных целей", -говорится в документе.

Причем подтверждения соответствия требуют только те товары, которые включены в списки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Такие списки также утверждает правительство РФ на основании технических регламентов.

Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования.

Интерфакс 11.02.08

ФТС со скрипом признала значимость постов Балтийской таможни для мяса

Федеральная таможенная служба готовы пойти на уступки импортерам мяса в связи с ожидаемым ими с 15 апреля закрытием для растаможивания их товаров Балтийской таможни, через которую ведется значительная часть таких операций. Вчера источники в службе сообщили, что в список постов, которым будет разрешено растаможивание мяса, будут включены два из шести действующих постов Балтийской таможни. Впрочем, это вряд ли снимет опасения импортеров: через эту таможню проходит, по оценкам ФТС, до 80% мяса, ввозимого в Россию.

ФТС сослалась на то, что именно перечисленные посты, в отличие от постов Балтийской таможни, обладают складами временного хранения.

InfraNews: Центральный аппарат нынешней ФТС, никогда не работавший на земле, никогда похоже не сможет понять, как может существовать СВХ, типа ПКТ, когда рефконтейнеры хранятся и растамаживаются на открытой площадке.

Руководитель ФТС Андрей Бельянинов на "правительственном часе" в Совете федерации заявил о том, что служба начинает наводить порядок с ситуацией с импортом некачественного мяса в Россию через Санкт-Петербург. Источники "Коммерсанту" в местных органах власти объясняли происходящее "борьбой с коррупцией" при импорте мяса птицы через Балтийскую таможню.

InfraNews: Так закройте границу - коррупции вообще не будет.

Первая уступка была совершена ФТС в начале февраля: ввод в действие приказа, который, как заявляли представители мясоперерабатывающей отрасли, приведет к резкому росту цен на мясо и мясопродукты уже весной 2008 года, был отложен на 15 апреля. По данным "Ъ", это решение было принято в чисто антиинфляционных целях -- представители МЭРТа приводили на совещаниях в правительстве данные о возможном скачке цен на мясо. Вчера же источники в ФТС сообщили "Интерфаксу" о возможном возврате в список "профильных" таможенных органов по растаможивании мяса двух постов Балтийской таможни.

Представители ФТС вчера подтвердили "Ъ", что в аппарате службы действительно рассматривается возможность возврата части постов Балтийской таможни права растаможивать мясо. Однако о полном возврате полномочий всем шести постам речи не идет - пока промежуточное решение принято лишь относительно Турухтанного поста Балтийской таможни на третьем районе Морского порта Санкт-Петербурга.

InfraNews

За 6 месяцев службой собственной безопасности Дальневосточного таможенного управления передано в прокуратуру 47 дел по фактам нарушения закона сотрудниками ДВТУ.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта цифра выросла более чем вдвое. Об этом было заявлено на состоявшейся пресс-конференции, посвященной полугодичной итоговой работе ДВТУ, а также 10-й годовщине со дня основания Дальневосточной оперативной таможни. Руководство Дальневосточной таможни столь ощутимый прирост связывает не с увеличением нарушителей закона и мздоимцева, как пояснил и.о. начальника ДВТУ Вячеслав ГОЛОСКОКОВ: "Мы и наша служба собственной безопасности стали работать лучше". Однако в основном речь на конференции шла об итогах работы ДВТУ на внешнеэкономическом фронте работ. В первом полугодии 16 таможен ДВТУ перечислили в федеральный бюджет 50 млрд 892 млн руб., превысив прошлогодний показатель более чем на 4 млрд. Рост экспорта продукции на Дальнем Востоке вырос на 61%, а импорта - на 31%. Экспортная экспансия вызвана искусственно и связана, как уточнил Вячеслав Голоскоков, с тем, что с 1 января экспорт нефти и нефтепродуктов стал оформляться в наших портах, соответственно и на таможнях ДВТУ. На долю сырой нефти и продуктов из нее приходится 41% и 25% от общей стоимости всего экспорта.

"Золотой Рог" 12.02.08

Подержанные автомобили в Приморье опять дорожают из-за мини-каталогов

Когда Дальневосточное таможенное управление в 2005 г. впервые ввело в употребление справочники ценовой информации, ставшие более известными как мини-каталоги, это вызвало бунт и негодование среди автодилеров.

Жители Владивостока помнят многокилометровые пробки на Эгершельде, возникшие из-за перекрытия улицы 1-й Морской, где располагалось таможенное управление, когда приморский автобизнес объявил забастовку. Импортеры требовали справедливых цен.

Где перерасчет?

Сегодня офиса ДВТУ на 1-й Морской нет, нет и демонстраций. Таможня и автодилеры нашли компромиссное решение, и работа по мини-каталогам вошла в нормальное русло. Однако идиллия, похоже, закончилась. На повестке дня вновь мини-каталоги. Автоимпортеры снова недовольны таможней и обращаются к общественности за поддержкой. Что же случилось?

Если три года назад приморский автобизнес возмущался действиями ДВТУ, то сегодня коммерсантов беспокоит его бездействие. Данные в мини-каталогах, по которым таможня оценивает импортируемые автомобили и начисляет пошлину, оказывается, устарели. Последнее обновление ценовой информации на японские автомобили прошло в конце 2006 г. Сегодня автодилеры наиболее активно везут "проходные" машины 2001 - 2005 гг., однако их таможенная стоимость с прошлого года не изменилась, хотя в реальности цены в Японии на более старые машины стали ниже.

- По прошлогоднему мини-каталогу, например, Toyota Ipsum 2003 г. оценивается в $7900, - говорит Юрий ТАРАСОВ, поставщик автомобилей из Японии на приморский рынок. По этой цифре таможня начисляла пошлину в феврале 2007 г., и то же самое она делает сейчас, год спустя. Хотя на самом деле стоимость машины стала ниже, соответственно, ниже должен быть и расчет пошлины.

Автодилеры утверждают, что таким образом за каждую машину сегодня переплачивается от $50 до $1000, в зависимости от модели. Разумеется, что эти суммы впоследствии закладываются в рыночную цену автомобиля. Отсюда и вытекает рост цен на ровном месте.

Застряли в прошлом

- Да, действительно, обновление данных в справочнике ценовой информации затянулось, - комментирует ситуацию начальник отдела таможенной стоимости ДВТУ Вадим БУШУЕВ. - Свою роль в этом сыграл переезд всего управления в новое здание. Мы постараемся отрегулировать вопрос в ближайшее время. Полностью новый справочник с самой свежей информацией, скорее всего, подготовить не удастся, поэтому наше предложение - просто сдвинуть временной отсчет в ныне действующем мини-каталоге. То есть 2007 г. считать как 2006, 2005 - как 2004, и т.д. Если получится - добавить данные по 2008 г., хотя этот год далеко не самый актуальный для автодилеров. С этим предложением мы вышли на руководство Федеральной таможенной службы в Москве и ждем его реакции. Надеемся, утвердят. Тогда мы отправим по таможням приказ и проблема будет решена. Без одобрения Москвы, к сожалению, вносить изменения в справочник мы не вправе.

Один переезд, как известно, равен двум пожарам, поэтому организационные нестыковки таможни понять можно. Однако автодилеров интересует, как быть с переплаченными деньгами.

Кто кому должен?

- Странное дело, - удивляется Юрий Тарасов, - если вдруг выясняется, что автодилер по какой-либо причине недоплатил в казну хотя бы десять долларов, тут же в работу включается весь репрессивный аппарат таможни. Присылают уведомления на дом, угрожают административными санкциями... А когда импортер не по своей воле вынужден платить сверх положенного, тут тишь да гладь, и никто не виноват. Более того, оказывается, и деньги вернуть невозможно! В чем дело?

- Определение таможенной стоимости по мини-каталогу - это шестой, резервный метод, - парирует Вадим Бушуев, - мы всегда говорим импортерам - предъявляйте все документы, подтверждающие цену сделки, и инспектор рассчитает стоимость по ней, а не по мини-каталогу. Однако такое случается крайне редко. Автодилеры сами предпочитают опираться на справочник, видимо, потому, что им так проще. Поскольку в таможенную стоимость кроме цены, заплаченной за автомобиль на аукционе, входят и другие расходы: например, доставка до борта судна, погрузка, оплата портовых и аукционных сборов и т.д. Мне, к примеру, ни разу не приходилось видеть, чтобы кто-то из автодилеров предъявил полный пакет документов. Наверное, потому, что с учетом всех приведенных цифр реальная стоимость окажется выше каталожной, дилеры и не спешат декларировать свой товар по первому методу. Что ж тогда обижаться?

Искры инфляции

Этот заочный диалог автодилеров и таможни показывает, что стороны говорят на разных языках, хотя при этом прекрасно понимают друг друга. А крайним, как всегда, останется рядовой потребитель, совершенно далекий от проблем границ и переездов. Конечно, на фоне резкого подорожания продуктов и топлива незначительное повышение цен на подержанные автомобили выглядит совсем безобидным, однако причины, вызывающие этот рост, иначе как глупыми не назовешь.

Как там в анекдоте: проблемы индейцев шерифа не волнуют?

"Золотой Рог" (Владивосток) 12 февраля, выпуск 11

Лесопромышленная компания пойдет под суд за обман таможни

В Приморье возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере.

Как установило следствие, еще в 2003 году приморской фирмой в таможенных органах было задекларировано лесопильное и деревоперерабатывающее оборудование, которое ввозилось в Россию в качестве доли в уставный капитал со стороны иностранной кампании.

Спустя 3 года ввезенное оборудование было продано, о чем в соответствии с законом таможню никто не уведомил. Тем самым были нарушены требования российского налогового и таможенного законодательства, никакие сборы выплачены не были.

Государству нанесен ущерб, превышающий 1,5 миллиона рублей. Расследование уголовного дела продолжается.

Радио Лемма; 13.02.08

Приказ стал проблемой

Комитет международного сотрудничества и внешнеэкономических связей: проблемой для области стал Приказ ФТС России «О таможенных органах, правомочных принимать таможенные декларации»

Об этом говорится в Тезисах к выступлению заместителя губернатора Читинской области - председателя Комитета международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма В.И. Белозерова, которое он намерен сделать достоянием широкой публики завтра 14 февраля на отраслевом совещании по итогам 2007 года «Итоги, проблемы и перспективы международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности Читинской области».

Текст Тезисов гласит: «Еще одной проблемой для области стал Приказ ФТС России от 23.10.2007 г. № 1307 «О таможенных органах, правомочных принимать таможенные декларации». В соответствии с этим приказом пограничные таможенные посты, расположенные на ЖДПП Забайкальск, МАПП Забайкальск, ДАПП Староцурухайтуй и ДАПП Олочи, лишены права осуществлять таможенное оформление, прекратили прием, проверку и выпуск грузовых таможенных деклараций. Таким образом, экспортные и импортные товары, перемещаемые участниками ВЭД Читинской области через указанные пункты пропуска, могут быть оформлены только на внутренних таможенных постах (Борзинский, Краснокаменский, Агинский и Читинский таможенные посты).

Для участников ВЭД в районах, прилегающих к указанным пунктам пропуска, это означает увеличение транспортных расходов, времени доставки, ожидание очереди оформления и хранения товаров на СВХ. Так, например, поставлена под угрозу реализация таких проектов, как строительство микрорайона «южный» и строительство завода по сборке электробытовых приборов «Дуэт» в п. Забайкальск.

К середине января в этой связи сложилась серьезная ситуация на Забайкальской железной дороге, когда на путях от пограничной станции Забайкальск до самой Читы накопилось более 250 вагонов с импортными грузами. Вагоны простаивают от 10 до 40 дней из-за недостатка складов временного хранения и неготовности внутренних таможенных постов к оформлению такого количества грузов.

Таможни региона оказались неготовыми к выполнению ведомственного приказа, категорично подытоживает автор текста тезисов.

zabinfo.ru 13.02.08

Правительство РФ обнулило сроком на 9 месяцев импортные пошлины на отдельные виды металлообрабатывающих станков

Правительство РФ постановлением от 9 февраля N64 установило сроком на 9 месяцев дифференцированные импортные пошлины в отношении отдельных видов металлообрабатывающего оборудования – станков. Как сообщила сегодня правительственная пресс-служба, постановление вступает в силу по истечении 2-х месяцев со дня его официального опубликования.

portnews.ru 13.02.08

Зубков подписал постановление о пошлине на подержанные автомашины, ввозимые в Россию

Правительство России утвердило ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды моторных транспортных средств, бывших в эксплуатации. В соответствии с постановлением, подписанным премьер-министром РФ Виктором Зубковым, с 1 февраля ставка пошлины на автомобили, с момента выпуска которых прошло более пяти лет, но не более семи лет, составит 0,7 евро за один кубический см объема двигателя.

ИНТЕРФАКС 14.02.08


Информация в прессе

"Серый" импорт взят под контроль

В 2007 году экспорт из России вырос на 16,9%, до $355,18 млрд, импорт -- на 35,4%, до $223,06 млрд. Сравнение данных ЦБ и таможни свидетельствует о серьезных успехах этих ведомств в борьбе с "серым" импортом: впервые разница между показателями ведомств сократилась не только в относительном, но и абсолютном выражении. При этом впервые за последние годы отмечается сглаживание пика предновогоднего импорта -- возможно, это вызовет ускоренный рост импорта в январе--феврале.

В соответствии с опубликованными вчера данными ЦБ в 2007 году экспорт товаров из России вырос на 16,9% по сравнению с 2006 годом, до $355,18 млрд, импорт -- на 35,4%, до $223,06 млрд, а сальдо торгового баланса сократилось на 5,1%, до $132,12 млрд. Прогнозы и объема, и темпов роста экспорта и импорта, делавшиеся МЭРТом и ЦБ год назад, были существенно ниже. Экспорт в 2007 году опередил прогнозы из-за более высоких, чем ожидалось, цен на энергоносители, а импорт -- благодаря высоким темпам роста доходов населения и потребительского спроса, а также инвестиций в основной капитал.

Оценки ЦБ подготовлены в соответствии с методологией платежного баланса и несколько отличаются от опубликованных на днях данных Федеральной таможенной службы (ФТС). В статистике ЦБ учитывается импорт без пересечения таможенной границы (это, в частности, закупка топлива российскими судами в зарубежных портах), но главное отличие от данных таможни -- досчет на объем "серого" импорта. Соответственно, если ФТС оценивает импорт в 2007 году в $199,71 млрд, а ЦБ в $223,06 млрд, то примерная оценка "серого" импорта -- $23,4 млрд. В прошлом году именно к такой методологии прибегал глава ЦБ Сергей Игнатьев, рассуждая на съезде Ассоциации российских банков о снижении доли "серого" импорта с 21% в 2005 году до 16% в 2006-м (см. "Ъ" от 16 апреля 2007 года).

Как выясняется, ЦБ и таможня могут говорить о дальнейших успехах на этом поприще. В 2007 году объем "серого" импорта сократился не только в процентном (до 10,5% от общего), но и в абсолютном выражении -- с $27,2 млрд в 2006 году до $23,4 млрд (см. диаграмму). Если данные ЦБ не будут в дальнейшем серьезно скорректированы, то речь идет об устойчивом переломе: в 2000-2005 годах "серый" импорт оценивался в 21-24% от полного, в относительном выражении заметно снизился лишь в 2006 году, а в абсолютном -- впервые лишь в 2007 году. Елена Абрамова из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования видит в этом "очевидную тенденцию". Она связывает ее с улучшением таможенного администрирования и тем фактом, что теперь "основными импортерами являются крупные компании, которые не используют "серые" схемы". Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank говорит о комбинации "палки и пряника", напоминая, что кроме усиления работы собственно таможни произошла некоторая либерализация внешней торговли: некоторые тарифы были снижены или унифицированы.

Анализ данных ЦБ приводит к еще одному любопытному выводу: традиционный пик импорта в конце 2007 года оказался несколько ниже, чем в 2006 году. Если в 2006 году в декабре было импортировано на 44,2% больше, чем в среднем за месяц, то в 2007 году -- лишь на 34,4%. К похожим результатам приводят расчеты, основанные на отношении среднего импорта за ноябрь--декабрь и октябрь--декабрь к среднемесячному. Традиционно и пик импорта в конце года, и тенденция его обострения, прослеживавшаяся на протяжении нескольких последних лет, объяснялись пиком потребительского спроса перед Новым годом и пиком импорта инвестиционных товаров за счет бюджетных средств (их расходование непропорционально смещено на последние месяцы года).

Почему в 2007 году пик импорта несколько сгладился, экономисты пока стараются объяснять осторожно. Елена Абрамова предполагает, что это связано с тем, что "в 2007 году на фоне роста цен на продукты питания и снижения импортных пошлин очень много продовольственных товаров было ввезено в октябре--ноябре. Если в первой половине 2007 года темпы прироста импорта молока составляли 0,5-0,6%, то в октябре--ноябре увеличились до 3,8-3,9%". Ярослав Лисоволик допускает, что могло произойти некоторое ослабление потребительского спроса, тем более что Росстат недавно уже фиксировал снижение потребительской уверенности. Еще одна версия -- что относительно слабым пик импорта был благодаря тому, что задержка исполнения расходов федерального бюджета в 2007 году была сильнее, чем в прошлые годы. "В этом случае импорт должен довольно сильно вырасти в январе",-- предполагает экономист. "Ъ" будет следить за новыми данными ЦБ.

Коммерсант 12.02.08


Околотаможенный рэкет

По существующему порядку при ввозе в Россию новых автомобилей импортёр обязан предоставлять таможенникам документ под названием «Одобрение типа транспортного средства (ОТТС)». Получить такую справку трудно и весьма затратно. Однако большинства автоперегонщиков до 1 января 2008 года это не касалось – они ввозили в страну в основном подержанные автомобили.

Счастье длилось недолго – до тех пор, пока в Федеральной таможенной службе РФ не смекнули, что и при ввозе бэушных иномарок можно дополнительно заработать, требуя от граждан справку о том, что ОТТС им предоставлять не надо. То есть справку о том, что другая справка не нужна.

Естественно, что такую бумажку никто за просто так выдавать не стал. Выполнять работу поручили коммерческому предприятию под названием ВНИИС, а также государственным организациям – ВНИИНМАШу и Калининградскому центру стандартизации и метрологии. Не бесплатно, конечно, а за 1700 руб. В Калининграде на спецтехнику справки выдает ещё и «Соэкс-Балтия». Однако основной денежный поток за продажу справок, измеряемый миллионами рублей в месяц, идёт в кассу ВНИИСа – туда вынуждены обращаться со всей России. Почему и за какие «красивые глазки» ФТС предоставил такой лакомый кусок коммерческой структуре – неизвестно, но догадаться нетрудно.

Способы «ошкуривания» наших граждан границ не имеют. С недавних пор таможенники придумали ещё один способ выкачивания денег из карманов автоперегонщиков. Раньше при таможенном оформлении автомобилей данные по мощности двигателя брались из справочника «Евротакс». Теперь же таможенники направляют владельцев иномарок «на экспертизу» в фирму «Ростэк» (это околотаможенная структура), которая «всего за 1000 рублей» выдаёт необходимую справку. Не исключено, что информацию там берут всё из того же справочника «Евротакс»... А когда граждане возмущаются по поводу незаконных поборов, те удивляются: «Вам что, жалко 1000 рублей?»

Предлогов направить людей на различные экспертизы у таможенников предостаточно. Даже при ввозе двадцатилетней строительной техники, когда никаких сомнений в её старости нет, они всё равно требуют справку о том, что она бэушная.

Незаконно поступают приграничные мытари и при назначении суммы таможенных платежей за ввезённую иномарку. Дело в том, что таможенную стоимость автомобиля они берут из справочника «Евротакс», в котором цены указаны с учётом предпродажной подготовки автомобилей, причём не российской, а дорогой заграничной. Диктуемые таким образом суммы значительно превышают цены на подержанные машины, приобретаемые перегонщиками с рук у иностранцев. А с нового года таможенники стали ещё и требовать, чтобы эту завышенную цену перегонщики указывали и в купчей, что повлекло за собой уплату завышенных налогов при продаже машины.

Приходится констатировать, что наша таможня на выдумки неисчерпаема.

Дмитрий Пискунов , "Авторынок Калининграда", №6 от 12.02.2008


- ЗАО «Smart Logistic Group» – компания, обеспечивающая широкий спектр логистических операций на складских комплексах класса «А» в Московском регионе и крупных мегаполисах Российской Федерации.

Нормативные документы

13.02.08Постановление Правительства РФ от 09.02.08. N64, О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении отдельных видов металлообрабатывающего оборудования
13.02.08Приказ ФТС РФ от 29.12.07. N1665, Об утверждении Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов
13.02.08Письмо ФТС РФ от 28.12.07. N05-13/50425, Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций
13.02.08Письмо ФТС РФ от 27.12.07. N06-63/50162, О внесении изменений и дополнений в письма ФТС России от 06.07.2007 N 06-63/25121 и от 17.05.2006 N 06-63/16836
13.02.08Письмо ФТС РФ от 25.12.07. N04-14/49692, О реорганизации Брестской таможни
13.02.08Письмо ФТС РФ от 20.12.07. N01-06/49187, О санкциях в отношении Исламской Республики Иран
13.02.08Приказ ФТС РФ от 30.01.08. N64, О внесении изменений в приказ ФТС России от 27 декабря 2007 г. №1627
13.02.08Приказ ЦТУ от 25.01.08. N30, О внесении изменений в приказ Управления от 18.01.2008 № 17
13.02.08Письмо ФТС РФ от 29.01.08. N04-14/2909, О направлении информации
12.02.08Письмо ФТС РФ от 30.01.08. N05-72/3083, О внесении изменений в приложение 1 к Правилам определения страны происхождения товаров от 30.11.2000
12.02.08Письмо ФТС РФ от 21.01.08. N24-86/1802, О сертификате качества на рыбную муку
12.02.08Письмо Минфина РФ от 12.12.07. N03-07-08/355, Об отсутствии оснований для зачета сумм НДС, подлежащих возмещению налогоплательщику из федерального бюджета, в счет уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ
12.02.08Письмо ФТС РФ от 05.02.08. N15-12/3876, Об опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов ФТС России
12.02.08Письмо ФТС РФ от 05.02.08. N15-12/3875, Об опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов ФТС России
12.02.08Письмо УФНС от 09.11.07. N09-14/10874, О применении налоговой ставки 0% по НДС при экспорте товаров в Республику Беларусь
12.02.08Письмо ЦТУ от 10.01.08. N23-12/82, О компетенции Бутовского таможенного поста
12.02.08Письмо ФТС РФ от 24.01.08. N24-89/2337, О подписании меморандума между Россельхознадзором и Ветеринарной инспекции Республики Польша
12.02.08Письмо ФТС РФ от 18.01.08. N24-54/1673, Об образцах подписей и оттисков печатей
12.02.08Приказ ЦТУ от 31.01.08. N39, О создании комиссии для проведения проверок состояния технических средств в пунктах пропуска и пунктах приема уведомлений
12.02.08Распоряжение ФТС РФ от 25.01.08. N15-р, Об освобождении от НДС товаров, ввозимых ООО "Мега-Оптим"
11.02.08Постановление Правительства РФ от 07.02.08. N53, О ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
11.02.08Приказ ФТС РФ от 01.02.08. N83, О внесении изменений в приказ ФТС России от 28 апреля 2007 г. № 552
11.02.08Приказ ФТС РФ от 30.01.08. N62, О внесении изменений в приказ ГТК России от 28 июня 2004 г. № 741
11.02.08Приказ ФТС РФ от 31.01.08. N72, О внесении изменений в приказ ФТС России от 27 ноября 2007 г. № 1471
11.02.08Приказ ЦТУ от 30.01.08. N37, Об установлении размера ежемесячной премии сотрудникам и работникам аппарата Управления
11.02.08Письмо ФТС РФ от 29.01.08. N01-11/2853, О постановлении Правительства Российской Федерации
11.02.08Приказ ЦТУ от 18.01.08. N17, О создании рабочей группы по выработке мер, направленных на усиление борьбы с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсоров
11.02.08Распоряжение ФТС РФ от 25.01.08. N14-р, Об освобождении от НДС картины Андре Бразилье "Черный каре из Сомюра", передаваемой в качестве дара Государственному Эрмитажу
08.02.08Приказ ФТС РФ от 06.12.08. N1496, Об учреждении складов временного хранения таможенными органами
08.02.08Письмо ФТС РФ от 29.01.08. N05-12/2938, О ставке ввозной таможенной пошлины на сахар-сырец и сахар с вкусо-ароматическими или красящими добавками
08.02.08Приказ ФТС РФ от 31.01.08. N01-11/3376, О постановлении Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 14
08.02.08Приказ ФТС РФ от 31.01.08. N01-11/3250, О постановлении Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 13
08.02.08Приказ ФТС РФ от 01.02.08. N75, О признании недействующими некоторых правовых актов ГТК России
08.02.08Распоряжение Правительства РФ от 23.01.08. N56-р, О подписании Соглашения о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер
08.02.08Распоряжение Правительства РФ от 24.01.08. N63-р, О подписании Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе
08.02.08Постановление Правительсва РФ от 05.02.08. N48, Об утверждении ставки ввозной таможенной пошлины на бумагу и картон самоклеящиеся
08.02.08Письмо ФТС РФ от 13.12.07 N06-68/47746, О товарных знаках "РИТЕЙЛ РОЯЛТИ КОМПАНИ"
08.02.08Письмо ФТС РФ от 04.12.07 N06-68/45955, О товарных знаках "MARUSSYA", "МАРУСЯ", "ЖУРАВЛИ"
08.02.08Письмо ФТС РФ от 03.12.07 N06-68/45794, О товарном знаке "PANASONIC"
08.02.08Письмо ФТС РФ от 11.01.08 N01-11/480, О внесении изменений в письмо ФТС России от 05.03.2007 N 01-06/7933
07.02.08Письмо ФТС РФ от 23.01.08. N25-35/2197, О кормах микробиологического и химического синтеза
07.02.08Письмо ФТС РФ от 22.01.08. N05-72/1972, О сертификатах о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемых В Республике Молдова
07.02.08Приказ ФТС РФ от 30.01.08. N65, О признании утратившими силу некоторых правовых актов ГТК России и Федеральной таможенной службы
07.02.08Письмо ФТС РФ от 27.12.07. N04-25/50260, О стандартных документах перевозчика
07.02.08Распоряжение ФТС РФ от 29.12.07. N449-р, О внесении изменений в распоряжение ГТК России от 3 июля 1998 г. N 01-14/742
07.02.08Письмо ЦТУ от 14.12.07. N63-13/23899, О рабочей группе
07.02.08Письмо ЦТУ от 26.10.07. N68-17/20196, О таможенном оформлении товаров, заявленных происходящими из Китая, в сентябре 2007 г.
07.02.08Приказ Россельхознадзора РФ от 09.10.07. N198, О совершенствовании порядка оформления подконтрольных/подкарантинных грузов при экспортно-импортных операциях
07.02.08Письмо ФТС РФ от 23.01.08. N01-11/2124, О таможенном оформлении автомобилей определенных марок
07.02.08Приказ ЦТУ от 22.01.08. N28, О выполнении Плана реализации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" в таможенных органах Управления
07.02.08Распоряжение ФТС РФ от 25.01.08. N11-р, Об установлении специальной упрощенной процедуры таможенного оформления в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нива Черноземья"

Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

"Виртуальная таможня": http://www.vch.ru/
По вопросам рассылки: webmaster@emctc.ru
Тел./факс: (495) 647-27-33.

В избранное