← Январь 2004 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
16
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
21
|
23
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 6 выпусков (2-3 раза в месяц)
Сайт рассылки:
http://www.vch.ru/
Открыта:
16-06-2000
Статистика
0 за неделю
Все о таможне. Выпуск 152.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Все о таможне от "Виртуальной таможни" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Выпуск # 152 от 15 января 2003 года | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С 1-го декабря 2003 года на "Запад Терминале" начинает работу таможенный пост первой категории "Сетуньский". Код 10122130. Приглашаем участников ВЭД! г.Москва, ул.Рябиновая д.37 т.440-1000, 440-1001, ф.440-0585 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новости таможни:05.05.03. Михаил Касьянов подтвердил новость о повышении пошлин на ввоз подержанных иномарок. Председатель правительства Михаил Касьянов 30 апреля подтвердил, что специальная комиссия готовит рекомендации правительству о повышении пошлин на ввоз подержанных машин иностранного производства. "Речь идет прежде всего о выравнивании условий для юридических и физических лиц в том, что касается ввоза из-за рубежа в Россию подержанных автомобилей", - пояснил он. По словам Касьянова на сегодняшний день подавляющее большинство подержанных машин ввозится в Россию частными лицами, имеющими более льготный пошлинный режим. "А это неправильно", - убежден российский премьер, по словам которого "период повышенной бедности" в России уже позади, обстановка нормализуется и условия для всех должны постепенно выравниваться. Прайм-ТАСС. 05.05.03. 06.05.03. Российская таможня стала приносить казне больше денег За апрель 2003 года таможенными органами России в федеральный бюджет перечислено 63,58 млрд рублей, что больше прошлогодней суммы на 20,08 млрд рублей. Установленное Правительством Российской Федерации плановое задание выполнено на 122 процента, что лучше показателей 2002 года - тогда плановое задание было исполнено на 100,59 процента. Таким образом, за четыре месяца текущего года таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 219,97 млрд рублей, это составило 109,5 процента от планового задания. По сообщению пресс-службы ГТК России, в прошлом году плановое задание за январь-апрель было выполнено на 100,38 процента, а в бюджет мобилизовано на 47,8 млрд рублей меньше. Вслух.ру 06.05.03. 13.05.03 Глава ГТК: "Новый закон - это Таможенный кодекс развитых демократий" Председатель ГТК Михаил Ванин выразил уверенность, что с новой редакцией кодекса мы приблизились или вошли в первую десятку государств, имеющих наиболее продвинутое, наиболее цивилизованное, прозрачное и обращенное к интересам внешней торговли таможенное законодательство. "Новый закон - это Таможенный кодекс развитых демократий", заявил глава ГТК Михаил Ванин, выступая накануне на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по бюджету, на котором была одобрена новая редакция Таможенного кодекса. Он пояснил, что в документе заложена концепция, которую реализуют таможенные законодательства развитых государств. Это концепция управления рисками. "Новый кодекс позволит нам войти в систему государств, которые реализуют на практике принципы Всемирной торговой организации", - приводит слова Ванина пресс-служба ГТК. Он отметил целый ряд направлений, по которым новый Таможенный кодекс значительно улучшает положение в сфере таможенно-тарифного регулирования, предоставляя участникам внешнеэкономической деятельности четкие и ясные права в этой области. Прежде всего, сказал председатель ГТК, это то, что таможенное законодательство представлено только законами. Нормативные акты ГТК России могут приниматься только в случаях, прямо предусмотренных законами, указами президента и постановлениями правительства РФ. Проект кодекса содержит закрытый и исчерпывающий перечень сведений и документов, необходимых для таможенного оформления, отметил он. По словам Ванина, положения кодекса, касающиеся вопросов таможенной стоимости, исключают возможность произвольных и фиктивных таможенных оценок. Изменена концепция таможенной очистки товаров. "Таможенный орган обязан выпустить товар в свободное обращение через три дня с момента его предъявления и предоставления необходимых документов. Это значительный шаг вперед по дебюрократизации таможенных процедур", - считает Ванин. Он также отметил, что в нормах кодекса четко определен порядок обжалования решений, действий (или бездействия) таможенных органов как внутри таможенной системы, так и в судебном порядке. БПИ 13.05.03 05.05.03. В Казахстане вступил в силу Таможенный кодекс. В отличие от действовавшего ранее документа он - нормативный правовой акт прямого действия. Это предполагает сокращение количества подзаконных нормативных актов центрального таможенного органа. По оценкам международных экспертов, это позволит оградить участников внешнеэкономической деятельности от неправомерного вмешательства должностных лиц таможенных органов в регламентированные таможенные процедуры. Принятие нового Таможенного кодекса также направлено на создание благоприятного инвестиционного климата в республике. В Казахстане в настоящее время треть активов и ресурсов экономики находятся в нелегальном обороте. Новый Таможенный кодекс предполагает упрощение таможенных процедур и, соответственно, легализацию теневой экономики. ИТАР-ТАСС 04.05.03. 05.05.03. Ввоз подержанных иномарок подорожает для всех импортеров. Несмотря на обещание премьера Михаила Касьянова не повышать в предвыборный год пошлины на ввоз иномарок, импортные автомобили в возрасте от трех до семи лет в ближайшее время могут подорожать на 25 - 40%. В правительстве подумывают над тем, чтобы повысить таможенные сборы на ввоз иномарок для всех импортеров, а не только для физлиц, сообщает РИА "Восток-Медиа". По официальным оценкам, физическим лицам растаможивание иномарок в возрасте от трех до семи лет обходится на 30% дешевле, чем юридическим. Физлица уплачивают единый таможенный сбор в 0,88 евро за 1 куб. см при объеме двигателя до 2,5 л и 1,4 евро за 1 куб. см для более мощных двигателей. Юрлица осуществляют все выплаты, исходя из декларируемой на таможне стоимости автомобиля. Это таможенная пошлина (25% от стоимости, но не менее 0,45 - 1 евро за 1 куб. см в зависимости от объема двигателя) , таможенный сбор (0,15% от стоимости) , акциз (13 - 129 руб. за 1 л. с. мощности двигателя) и НДС (20% ). С 1 июня для частников будут действовать не две, а шесть ставок единого сбора: 0,85 евро за 1 куб. см при объеме двигателя до 1 л, 1 евро - при объеме двигателя 1 - 1,5 л, 1,5 евро - при 1,5 - 1,8-литровом моторе, 1,8 евро за 1 куб. см для двигателей с объемом 1,8 - 2,3 л, 2 евро - для 2,3 - 3-литровых двигателей и 2,3 евро для более мощных моторов. Затем чиновники поднимут и издержки юрлиц, ввозящих иномарки в возрасте от трех до семи лет. По данным источника, юрлица будут платить столько же, сколько частники, за вычетом фискальной составляющей. REGIONS.RU 04.05.03. 07.05.03. Разрешения на международные перевозки получат только экологически безопасные автопоезда Начиная с 2004 г. Минтранс будет выдавать разрешения на международные перевозки только экологически безопасным автопоездам, которые подходят под нормативы Euro-3 и Euro-4. Об этом АБН заявил на днях глава департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ Анатолий Пинсон.. Свой взгляд на экологическую проблему продемонстрировали также московские ученые в содружестве с тюменскими нефтяниками. Пятна разлившейся нефти они намерены собирать с помощью... гречневой крупы и шелухи от риса. Если эти, в прямом смысле слова, продукты пропитать специальным составом, они сразу превращаются в высокоэффективный сорбент, который отлично борется разливами нефтепродуктов. Интересно, что полученный материал можно использовать в хозяйственных целях, например, при производстве асфальтобетона. АвтоТрансИнфо, 7 мая 2003 07.05.03. Россия вводит пошлину на украинский прокат Комиссия правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно- тарифной политике вводит антидемпинговую пошлину в размере 24,3% на украинский оцинкованный прокат сроком на 2,5 года. Россия, по данным Минэкономразвития, инициировала пока лишь одно антидемпинговое расследование. Оно касается оцинкованных труб из Украины и Казахстана. Расследование было начато еще в 2001 году, а меры в отношении Украины приняты только в апреле 2003 года. Защитные же меры в отношении казахстанского проката еще обсуждаются. В настоящее время против российских товаров во всем мире действует 86 ограничительных мер, в том числе: 42 антидемпинговые пошлины, 28 квотных ограничений, 7 ограничений по ценам, 4 специальных защитных пошлины, 3 запрета на ввоз, 2 специальных сбора. ЕС применяет антидемпинговые меры в отношении импорта 12 видов продукции из России, в том числе по стали, алюминию, удобрениям, некоторым видам химической продукции, а это касается всего 1,3% экспорта России в страны ЕС. Деловая неделя 07.05.03. 08.05.03. Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле рекомендует кабинету министров снизить экспортные пошлины на нефть Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле рекомендует кабинету министров снизить с 1 июня экспортные пошлины на нефть до 26,8 долларов за тонну и на нефтепродукты до 24,1 доллара за тонну. Об этом сообщил РИА "Новости" источник в комиссии, которую возглавляет вице-премьер Алексей Кудрин. В настоящее время ставка экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты составляет соответственно 40,3 доллара и 36,3 доллара за тонну. По словам собеседника агентства, комиссия подвела итоги мониторинга нефтяных рынков за март- апрель, где средняя цена нефти марки "уралс" составила 25,4 доллара за баррель или 185,76 доллара за одну тонну. РИА "Новости" 08.05.03. 08.05.03 Правительственная комиссия рекомендовала продлить на постоянной основе импортные пошлины на легковые иномарки старше семи лет, установленные в августе прошлого года. Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рекомендовала продлить на постоянной основе импортные пошлины на легковые иномарки старше семи лет, установленные постановлением кабинета министров от 30 августа 2002 года. Как сообщил АК&М источник в комиссии, соответствующее решение было принято методом заочного опроса членов комиссии. Напомним, что в августе прошлого года новые пошлины на иномарки старше семи лет были установлены на временной основе сроком на 9 месяцев. Действие этого срока истекает 1 июля 2003 года. Проект постановления Правительства, продляющего действие пошлин, должен быть подписан премьер-министром Михаилом Касьяновым до 1 июня. Согласно действующему на временной основе порядку, автомобили, срок службы которых превысил 7 лет, облагаются таможенной пошлиной в размере 2 евро за 1 куб. см объема двигателя при общем его объеме менее 2.5 тыс. куб. м и 3 евро за 1 куб. см при общем объеме более 2.5 тыс. куб. м. "AK&M" от 08.05.2003 12.05.03 Италия временно вышла из Шенгенской зоны Правительство Италии приняло решение выйти из Шенгенского соглашения из-за угрозы распространения атипичной пневмонии. Соответственно на всех въездах в страну восстанавливается паспортный контроль. Это первая страна Шенгенской зоны, которая приняла подобное решение. Срок действия правительственного постановления не ограничен, и Италия вернется в Шенген только после нормализации положения. Во всех международных аэропортах будут созданы оперативные санитарные бригады для проверки пассажиров, прибывающих из зон риска. В первую очередь, это страны Юго-Восточной Азии. "Деловая неделя" Информация в прессеРусскую таможню сделают лучшей в миреНовый Таможенный кодекс, принятый в конце апреля, позиционируется как превращающий таможню в службу для торговли (а не против нее). Как сие будет воплощено в жизнь и чем вообще новый документ отличается от старого, комментирует "Yтру" источник в Государственном таможенном комитете. - Каковы главные отличия нового кодекса от прежнего закона? - В первую очередь, таможенное законодательство Российской Федерации приведено в соответствие с общепринятыми международными нормами, прежде всего с новой редакцией Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а также в соответствие со значительно изменившимся с 1993 года отечественным законодательством, в том числе налоговым. Такая унификация законодательства будет способствовать вступлению России во Всемирную торговую организацию и в целом - развитию внешней торговли. В качестве важного новшества стоит также отметить предельно возможное прямое регулирование правоотношений в таможенной сфере самим Кодексом (из-за несовершенства Кодекса 1993 года в настоящее время действует около трех тысяч различных подзаконных актов, писем, разъяснений и т.д.). Кроме того, произошло законодательное закрепление интересов развития отечественной экономики, предпринимательства в сфере торговли, транспорта, таможенной инфраструктуры. Упрощены и облегчены многие таможенные процедуры. - Каковы плюсы и минусы нового ТК? - Законодательные нормы преимущественно прямого действия обеспечивают стабильность и предсказуемость таможенных правил, а также единообразную практику их применения на всей территории Российской Федерации. Это, несомненно, является большим плюсом нового законодательного акта. Таможенный кодекс отныне предусматривает упрощенные и ускоренные процедуры таможенного оформления. Теперь таможенники идут в ногу со временем. Предусмотрена возможность предварительного декларирования грузов, использования новейших информационных технологий, в частности, предоставления документов в электронном виде. Срок передачи товаров импортерам сократится с десяти дней, как это предусмотрено ныне действующим кодексом, до максимум трех дней. Ожидаемый результат - снижение издержек участников внешнеэкономической деятельности, связанных с хранением товаров на таможенных терминалах и простоем транспортных средств. Правила доступа лиц на рынок околотаможенных услуг (таможенные терминалы, таможенные перевозчики, таможенные брокеры) устанавливает теперь непосредственно закон. Соответственно, исчезла возможность произвола чиновников. Увеличивается с трех до пяти лет срок действия разрешений на осуществление видов деятельности в этой сфере, что тоже позволяет преодолеть некоторые административные барьеры. Преимущество нового законодательства и в том, что Таможенный кодекс предполагает изменение статуса таможенного брокера, который должен стать своеобразным "буфером" в отношениях между участниками ВЭД и таможенными органами, не заинтересованным в нарушениях законодательства. Расширяется круг лиц, которые могут самостоятельно заявлять отдельные режимы и процедуры. Например, в вопросах перевозки товаров такое право предоставляется российским экспедиторам, что позволит оптимизировать логистические схемы и избежать вынужденных расходов на оплату услуг таможенных брокеров. Предполагается снижение размеров сборов за таможенное оформление, а также отмена сборов, связанных с выдачей лицензий и разрешений. Раньше требовалось оплачивать платежи в момент подачи декларации - так это предусмотрено действующим Таможенном кодексом. А после введения в действие нового положения контролирующие органы будут следить за выплатами таможенных сборов непосредственно при выпуске товаров в некоторых случаях и после выпуска при представлении необходимых гарантий. Вследствие этого будет исключено существующее в настоящее время кредитование бюджета за счет участников ВЭД. Предполагается сократить сроки давности взыскания неуплаченных сумм таможенных платежей, а также сроки проверки товаров после их выпуска до одного года. Это будет способствовать устойчивости экономического оборота и являться определенной гарантией легитимности сделок для лиц, приобретших иностранные товары на внутреннем рынке. Кроме того, как уже отмечалось, предусматривается широкое использование информационных технологий для передачи таможенным органам необходимых сведений электронным способом. Это позволит ускорить документооборот, упростить таможенные формальности, сократить издержки, связанные со сбором и представлением необходимых документов. Председатель Государственного таможенного комитета Михаил Ванин отметил, что для реализации Таможенного кодекса предстоит непростая перестройка всей таможенной службы, которая ведется уже сегодня. Активно развивается инфраструктура, внедряются новейшие информационные технологии, ведется переподготовка персонала. Таможенная служба переходит с пятиступенчатой на одноступенчатую технологию контроля, пересматриваются ведомственные нормативные акты. Статс-секретарь, заместитель председателя ГТК России Юрий Азаров подчеркнул, что одна из самых важных задач, стоявших перед разработчиками новой редакции Таможенного кодекса, заключается в том, чтобы найти решение, как документу быть жестким по отношению к недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности и либеральным к законопослушным импортерам и экспортерам. - Не станет ли сокращение срока прохождения грузов через таможню (3 дня вместо 10) обременительным для таможенников? Каким образом ГТК России планирует ускорить работу на таможнях? - Таможенная служба работает в 11 часовых поясах. Экономические границы России охраняют 7 региональных таможенных управлений, 3 специализированных управления, 140 таможен, 576 таможенных постов. Граница с Казахстаном (7500 километров) не обустроена, многие пограничные переходы нуждаются в модернизации. В связи с этим мы считаем одним из главных своих достижений создание единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, которая позволяет контролировать начисление и взимание таможенных платежей, вести таможенную статистику внешней торговли и осуществлять информационную поддержку борьбы с нарушителями таможенного законодательства. К тому же таким образом мы уже автоматизировали финансово-хозяйственную деятельность таможенных органов. В новом Кодексе срок прохождения товаров составляет 3 дня - это максимальный срок. Но на деле таможни должны будут 90% товаров оформлять день в день. Для этих товаров должен быть установлен режим "Yтром - документы, вечером - товар". Решить эту задачу позволит введение простых, понятных таможенных процедур и внедрение информационных технологий. Новое программное обеспечение позволит видеть движение товара и реализовывать технологию поступления таможенных платежей в режиме одного дня. ГТК России должен обеспечить внедрение самых современных программных продуктов, используемых в таможенном деле. Для этой цели взят кредит $140 млн. во Всемирном банке. Таможенные органы также намерены содействовать расширению применения специальных пластиковых карт, которые упростят расчеты с таможней. Ускоряет работу и электронное декларирование, которое уже работает. Смысл его в том, что таможня будет видеть поступление платежа в режиме on line. То есть участник ВЭД, оплатив товар до его поступления на таможенную территорию, без задержки пересекает границу, имея при себе грузовую таможенную декларацию, по которой товар остается только доставить во внутренний таможенный орган и выпустить в свободное обращение. Таким образом, исключается задержка товара на складе в ожидании подтверждения таможенного платежа. Первый заместитель председателя ГТК России Леонид Лозбенко подчеркнул, что руководство ГТК России поставило перед собой очень амбициозную задачу - к 2008 году иметь такую таможенную администрацию Российской Федерации, чтобы ее можно было назвать одной из лучших таможенных администраций в мире. - Объясните, по каким критериям фирмы, проходящие таможню, будут распределяться по коридорам ("зеленый" и "красный" для добросовестных и недобросовестных плательщиков)? - В ГТК России используется понятие "прозрачный" и "непрозрачный" участник ВЭД. Критерии для отнесения участника внешней торговли к "прозрачному" четко определены и документально оформлены. Это организации, имеющие таможенную и налоговую историю, стабильно работающие в сфере ВЭД в течение нескольких лет. На проверку грузов таких организаций не имеет смысла тратить усилия, они могут быть включены в "белый список" и проходить по "зеленому коридору". Упрощенная схема не предполагает фактического контроля. Будучи уверены в чистоплотности организации, таможенные органы не будут проверять фуры, вагоны, суда, отслеживать качество документов. Это позволит сосредоточить максимальные усилия на недобросовестных участниках внешней торговли. К таковым относятся фирмы, уже замеченные в нарушении налогового или таможенного законодательства. Нельзя назвать "прозрачными" и фирмы, которые не представляют в налоговые органы налоговую отчетность, фирмы- однодневки или компании, зарегистрированные на утерянные документы или паспорта умерших лиц. - Какой режим будет применяться к тем, кто попадает в "красный" коридор? - Таможенное оформление и таможенный контроль товара компаний, которые нарушали таможенное и налоговое законодательство, фирм- однодневок и прочих сомнительных участников ВЭД будут проводиться тщательно, с соблюдением всех регламентных норм. По новому ТК таможенная служба имеет право разрешать получателю товаров помещать их на собственные склады, а не на лицензированные склады временного хранения или таможенные, как это было раньше. Но это будет касаться только добросовестных участников ВЭД. - Не станет ли, с Вашей точки зрения, распределение импортеров по "коридорам" способом давления на них? - С принятием новой редакции ТК таможенная служба России переходит к качественно новому этапу: "таможня для участников внешней торговли". Идеология Таможенного кодекса выстроена таким образом, чтобы участникам внешнеторговой деятельности было более выгодно работать открыто, по закону. И выгоду искать не в уклонении от уплаты таможенных пошлин, а в ускорении оборота товара. Мария МОЛИНА Утро.ру 07.05.03. 12.05.03. Таможенники часто сами виноваты, что судебная практика против них А. Наумов заместитель начальника правового управления ГТК РФ. - Много ли судебно-арбитражных споров связано с деятельностью ГТК и таможенных органов? -Да, таких споров много, и с каждым годом их число возрастает. Если сравнить показатели 2000 года (около 2000 дел) и 2002 года, то количество дел возросло в два раза. - Какие категории дел можно выделить? - Споры, возникающие в связи с корректировкой таможенной стоимости и довзысканном таможенных платежей. Таможенные органы обычно ставят под сомнение цену ввозимого товара, указанную в контракте, и последовательно применяются другие методы определения таможенной стоимости. В большинстве случаев споры возникают при применении шестого, резервного метода, основанного на сравнении с мировыми ценами на аналогичный товар. С этим связаны наибольшие проблемы в суде. Судебная практика чаще складывается так: если участник ВЭД достаточно обосновал реальность цены товара, указанной в контракте, то суд признает требования таможенных органов неправомерными. Если при этом заявитель уже уплатил таможенные платежи (чтобы не задерживать оформление товара), то излишне уплаченная сумма подлежит возврату. Налоговый кодекс РФ предусматривает также возможность начисления Процентов на указанную сумму. - Какой счет по этой категории дел? - Более половины дел данной категории решается не в пользу таможенных органов. Причина: либо суды не готовы воспринимать некоторые аспекты, в том числе международные правила, касающиеся данного вопроса, либо таможенные органы недостаточно доказывают правомерность своих действий. - Часто ли участниками ВЭД предъявляются требования о возмещении убытков? Откуда они проистекают? - С возмещением убытков связано большинство арбитражных споров, в которых участвует ГТК РФ. Аубытки могут возникнуть, если постановление таможенного органа о наложении взыскания за нарушение таможенных правил признается судом недействительным. Возникает вопрос о возврате уплаченного штрафа или стоимости конфискованного товара. Бывают и такие случаи: таможенные органы сами прекращают дело, не найдя оснований для привлечения лица к ответственности. Но за период рассмотрения дела происходит, например, реализация скоропортящегося товара, причем по цене ниже его реальной стоимости. Естественно, возникает вопрос о возмещении убытков, причиненных владельцу товара. Некоторые дела связаны с действиями, а чаще с бездействием должностных лиц при проведении таможенного оформления и таможенного контроля. Например, товар без особой необходимости может быть помещен на склад временного хранения. Отправка товара задерживается, это ведет к простою транспорта и, возможно, к срыву контракта. В результате участник ВЭД вынужден компенсировать своему контрагенту определенные потери, которые тоже относятся к убыткам - реальному ущербу и упущенной выгоде. - Как возмещаются убытки? - Организация сначала добивается признания решений таможенных органов неправомерными (в судебном либо досудеб-ном порядке), после чего обращается в суд с требованием о возмещении убытков. Можно также предъявить в суд оба требования одновременно. Убытки должны возмещаться Российской Федерацией. В 2000 году вступил в силу Бюджетный кодекс РФ, который определил понятие главного распорядителя бюджетных средств. Арбитражные суды пришли к выводу, что главным распорядителем в таможенной сфере является ГТК РФ, который и должен отвечать за незаконные действия (бездействие) таможенных органов и ихдолжностныхлиц. Правда, вчасти возмещения убытков значительную часть требований нам удается отбить, даже несмотря на то что суды признавали решения и действия таможенных органов недействительными. Чтобы арбитражный суд принял решение о взыскании определенных сумм за счет казны РФ, необходимо установить целую совокупность признаков: наличие незаконного решения либо действия (бездействия), причинение убытков, причинно-следственную связь между указанным решением и имеющимися убытками. - Какой элемент труднее всего доказать? - Размер причиненных убытков. Со штрафом проще: если он уплачен, то сумма известна, спора нет. Проблема, однако, в том, что в законе не предусмотрен механизм возврата штрафа: можно в административном (судебном) порядке признать недействительным постановление по делу о нарушении таможенных правил, но автоматического возврата денег при этом не будет, так как они уже перечислены в федеральный бюджет: В возврате денежных средств ГTK ПОЛНОМОЧИЯМИ не наделен, поэтому необходимо решение суда, закрывающее эту правовую брешь. - Острая проблема - возмещение НДС экспортерам. Часто ли в таких делах участвуют таможенные органы? - В основном эти споры касаются налоговых органов, хотя есть случаи, связанные с действиями таможни. Бывает, что стоимость товара, заявленная в таможенной декларации, оказывается сильно завышенной (для завышения суммы НДС, подлежащей возврату). Тогда таможенные органы запрашивают дополнительные документы и могут не выпустить товар за пределы России. Эти действия могут стать предметом судебного разбирательства, хотя подобных случаев немного. - Таможенным органам завышенная стоимость товара выгодна: выше сумма таможенных платежей... - Да, но требования о возмещении НДС с учетом такой стоимости предъявляются потом в налоговые органы. Что заставляет нас выявлять подобные случаи, тем более что завышение стоимости - известная схема. Впрочем, недобросовестные участники ВЭД не всегда нацеливаются на возмещение НДС - недавно мы столкнулись со схемой получения бюджетных средств иным путем. - Каким именно? - Это схема компенсации искусственно созданных потерь, связанных с экспортом. Участник ВЭД намеренно провоцирует таможенные органы на совершение тех или иных действий (либо их несовершение), а затем в судебном порядке оспаривает их правомерность и требует возмещения убытков. Схема разработана досконально, рассчитаны все потери, возникающие в результате определенных действий таможенных органов. Цена товара намеренно завышается в сотни и более раз. Естественно, у таможни возникает подозрение, начинается проверка, требующая времени. А экспортный контракт предусматривает предельно сжатые сроки поставки товара и жесткие санкции за просрочку для российской стороны. Дальше участники контракта между собой эти санкции документально оформляют и доказательства представляют в суд. Было дело, когда мы могли лишь констатировать, что благодаря такой схеме из казны РФ была получена определенная сумма. Сейчас мы работаем с другими аналогичными случаями. - Принятие нового Таможенного кодекса (ТК) поставит преграды на пути подобных схем? -Указанные схемы появляются в основном из-за несовершенства налогового, а не таможенного законодательства. Поэтому принятие ТК создаст определенные преграды для таких схем, но не ликвидирует их. ТК урегулировал, например, порядок уплаты таможенных платежей при изменении таможенного режима товара. Но количество споров будет зависеть от толкования норм ТК и их применения на практике. Придется, в частности, перестраивать работу таможенных органов, чтобы успевать проводить таможенное оформление в трехдневный срок (малейшая задержка может привести к возникновению спора и убытков). Часто ведь! сами таможенные органы виноваты, что судебная практика складывается против них. Интервью взяла ОЛЬГА ПЛЕШАНОВА «Коммерсант»
Уважаемые подписчики!
Мы будем Вам очень признательны, если Вы примете участие в нашем очередном опросе: Заранее всем спасибо! Принимайте участие в других наших опросах: http://www.vch.ru/vote/. Нормативные документы
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"Виртуальная таможня": http://www.vch.ru/ По вопросам рассылки: webmaster@emctc.ru Тел./факс: (095) 503-67-17. |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||