Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Все о таможне. Выпуск 31.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Все о таможне от "Виртуальной таможни"

Выпуск # 31 от 12 марта 2001 года


Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

Новости Российской таможни:

ГТК предлагает ввести единообразие написания наименований моделей транспортных средств и их модификаций.

ГТК России в целях обеспечения единого порядка написания наименований моделей транспортных средств иностранного производства и их модификаций рекомендует следующее. При написании наименования модели и модификации транспортного средства необходимо использовать латинский алфавит; наименование модели и модификацию транспортного средства указывать в соответствии с маркировкой завода - изготовителя; в целях упорядочения баз данных наименования моделей и модификаций транспортных средств указывать в соответствии с наименованиями, приведенными в каталогах "Superschwacke". Если таможенное оформление транспортного средства производится с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей по решению судебных органов, то в поле электронной копии ТПО "Дополнительная информация" должна быть ссылка на нормативно - правовой акт, в соответствии с которым предоставляется льгота с указанием категории лица или на решение суда.

Правительство РФ намерено принять комплекс нормативных актов, упрощающих порядок сертификации товаров и услуг.

Об этом заявил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. Планируется принять новую редакцию закона о сертификации и установить "прозрачные" правила этого процесса. Кроме того, правительство планирует устранить ведомственные нормативные акты в области сертификации и стандартизации.
Главными недостатками действующей системы являются, по мнению экспертов министерства, несовершенство ГОСТов (государственных стандартов), придание стандарту роли правового документа, что приводит к манипулированию обязательными требованиями стандарта со стороны чиновников, несоответствие основной массы ГОСТов (более половины) современным требованиям науки, технологии и международным стандартам, а также "непрозрачность" российской стандартизации для российских и зарубежных предпринимателей.
В этой связи министерство предлагает законодательно утвердить обязательные стандарты безопасности, придав остальным стандартам необязательный характер. В течение ограниченного срока обязательные стандарты безопасности должны быть гармонизированы с международными. Процедура аккредитации органов по сертификации и лабораторий, равно как и регистрации систем сертификации должны быть приводится в соответствие с зарубежной практикой.
Закрытый список товаров и производств, подлежащих обязательной сертификации, должен устанавливаться федеральным законом. При этом необходимо сократить номенклатуру товаров и видов деятельности, подлежащих обязательной сертификации.
Одновременно министерство предлагает законодательно запретить взимание платы за знак соответствия и способы его защиты. Предприниматели обязаны оплачивать только за сам процесс сертификации, причем тарифы на проведения работ по обязательной сертификации будут устанавливаться государством.
Для лекарственных средств, по замыслу министерства, должны устанавливаться процедуры регистрации и отказ от обязательной сертификации. Гигиенические сертификаты, выдаваемые органами санэпиднадзора, подлежат отмене при сохранении за этими органами надзорных и контрольных функций и полномочий.
Кроме того, Минэконоразвития выступает за введение уголовной, административной или гражданской ответственности для органов по сертификации за незаконный отказ в выдаче сертификата и за выдачу сертификата на товары, не отвечающие требованиям безопасности.
Наряду с упрощением сертификационных требований и процедур министерство предлагает установить дополнительные требования к информации о производителе и организации, уполномоченной производителем представлять его на территории РФ. Товары без такой информации продавать и ввозить на территорию России будет запрещено.

/"AK&M"/

МНС, МВД, ФСНП и ГТК подписали Соглашение о координации деятельности по обеспечению безопасности государства в сфере экономики и пополнения доходной части бюджетов.

Министерство по налогам и сборам, Министерство внутренних дел, Федеральная служба налоговой полиции и Гостаможкомитет подписали Соглашение о координации деятельности по обеспечению безопасности государства в сфере экономики и пополнения доходной части бюджетов всех уровней. Соглашение подписано сегодня главами соответствующих ведомств и вступает в силу с момента подписания.
Как сообщил журналистам министр по налогам и сборам Геннадий Букаев, основной целью соглашения является координация по обмену информационным потоком между его участниками.
Согласно совместному заявлению сторон, подписавших соглашение, оно позволит избежать нестыковок и рассогласованности действий при организации проверок налогоплательщиков, расследовании дел в экономической сфере и в проведении соответствующих операций, а также при анализе эффективности работы каждого конкретного ведомства.

В Госдуму внесен законопроект, направленный на усиление валютного контроля.

Председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Сергей Глазьев (фракция КПРФ) внес в Госдуму проект Федерального закона "О внесении дополнений в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и в Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Об этом АК&М сообщили в Комитете по экономической политике и предпринимательству.
В соответствии с законопроектом, реквизиты паспорта сделок должны обязательно включать код товара согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, цену за единицу товара, его таможенную стоимость. Уполномоченные банки наделяются правом при возникновении сомнений в обоснованности внешнеторговых цен, указанных в контрактах, проводить проверки, прибегая к услугам контрольных организаций, специализирующихся на предотгрузочной инспекции товаров.
Предлагается установить солидарную ответственность резидентов и уполномоченных банков при непоступлении денежных средств по внешнеторговым сделкам и наделить Банк России правом лишать уполномоченные банки лицензии на осуществление банковской деятельности в случае неоднократного оформления ими паспортов сделки, если в паспортах будут "умышленно завышены или занижены" цены во внешнеторговых контрактах.
Государственный таможенный комитет России и ЦБ РФ наделяется правом устанавливать порядок осуществления контроля за своевременными платежами российскими участниками внешнеторговой деятельности при экспорте и импорте товаров.

/"AK&M"/

ГТК не удовлетворен качеством таможенного контроля в Москве и Московской области.

Государственный таможенный комитет России не удовлетворен качеством таможенного контроля в Москве и Московской области. "Сотрудники таможенных органов... не проводят в полном объеме предусмотренный таможенным законодательством Российской Федерации таможенный контроль, а также не исполняют свои обязанности надлежащим образом", - говорится в приказе ГТК "О повышении эффективности таможенного контроля за товарами и транспортными средствами".
Этот вывод руководство ГТК сделало на основании результатов проверок практики работы таможенных органов, подчиненных Центральному таможенному управлению. Они показали, что в течение одного рабочего дня 7 - 10 сотрудников таможенных постов или отделов таможенного оформления и таможенного контроля успевают произвести таможенное оформление "более 50 - 80 транспортных средств", причем "с полной фактической выгрузкой товаров в складские помещения". Столь высокая интенсивность работы показалась проверяющим из ГТК особенно подозрительной в связи с тем, что склады временного хранения, на которых проводится таможенный досмотр, чаще всего имеют площадь не более 1 тыс. кв. м и открытую стоянку для размещения не более 10 транспортных средств.

/"AK&M"/


Новости Таможенного союза.

Г.Селезнев: Выборы в Союзный парламент России и Белоруссии могут пройти в конце года.

Спикер Госдумы Г.Селезнев не исключает, что выборы в Союзный парламент России и Белоруссии могут состояться в конце 2001 года. Такое мнение он высказал сегодня, выступая на очередном заседании Совета соотечественников при Госдуме РФ. Г.Селезнев напомним, что законопроект о выборах в Союзный парламент уже принят российской Госдумой в первом чтении. По его мнению, при подготовке документа ко второму чтению должны быть учтены поправки, предлагаемые как российской, так и белорусской сторонами. По словам Селезнева, у российско-белорусского союза есть много недоброжелателей, которые готовы использовать любой повод для того, чтобы "опрокидывать наши перспективы". Селезнев считает, что отношения с Белоруссией должны стать примером решения интеграционных и, в том числе, межнациональных проблем.

/"РБК"/

Российские компании, владеющие НПЗ на Украине, грозятся прекратить поставки нефти в эту страну.

С прошлого понедельника на Украине вступил в силу закон, предусматривающий снятие всех налогов (включая акцизы и таможенную пошлину) на импорт дизельного топлива. Кроме того, вводится предельный уровень цен на нефтепродукты, вырабатываемые на украинских НПЗ, при продаже сельхозпроизводителям. Производители в отличие от импортеров по этому закону не имеют льгот по уплате акцизного сбора с произведенного дизельного топлива. Доля сельхозпроизводителей в общем объеме потребления нефтепродуктов, по оценкам Минтопэнерго Украины, составляет в период с марта по май и в сентябре - октябре порядка 40% , в остальные месяцы - около 20%.
Однако новые правила импорта и продажи топлива ставят в невыгодное положение украинские НПЗ, три из которых принадлежат российским компаниям (Одесским и Лисичанским владеют соответственно "ЛУКОЙЛ" и Тюменская нефтяная компания (ТНК) , а Кременчугским - СП "Укртатнафта", одним из совладельцев которого является "Татнефть").
Российские нефтяники уже заявили, что могут прекратить загружать и модернизировать принадлежащие им заводы на Украине, если правительство не пересмотрит свою налоговую политику. А на прошлой неделе руководители компаний "ЛУКОЙЛ-Украина", "ТНК-Украина" и "Укртатнафта" направили совместное письмо украинскому президенту Леониду Кучме с просьбой отменить льготы для импортеров дизтоплива либо предоставить аналогичный налоговый режим для местных НПЗ.

Банк России не может быть единым эмиссионным центром Союзного государства.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко считает, что Центробанк России не может быть единым эмиссионным центром Союзного государства. Выступая перед сотрудниками белорусского МИДа, Лукашенко сказал: "Если нам будет предложен в качестве единого эмиссионного центра Союзного государства Центробанк России в том виде, в котором он сейчас существует, то о таком центре не может быть и речи".


Информация в прессе

Переходный период российского импорта.
(ИНТЕРВЬЮ: Михаил Ванин, председатель Государственного таможенного комитета)
Глава ГТК Михаил Ванин: "Краденое всегда дешевле, чем то, что продается законно. От скупки краденого надо уходить".

      С 2001 г. начал действовать обновленный таможенный тариф. Он стал более либеральным - ставки были снижены по 3600 товарным позициям. Однако жизнь участников внешнеэкономической деятельности легче не стала. В конце января этого года председатель Государственного таможенного комитета Михаил Ванин издал моментально ставший знаменитым приказ N 67, резко ужесточивший правила оформления грузов. На московских таможнях выстроились огромные очереди, что тут же нашло отражение средствах массовой информации, принявшихся рассуждать, не исчезнут ли вообще импортные товары в России, а если нет, то насколько они подорожают.
      В начале февраля Ванин отменил свой знаменитый приказ. Кому-то показалось, что в войне ГТК с серыми дилерами последние начали брать верх. Но главный российский таможенник продолжает гнуть свою линию: новый приказ N 155 практический дублирует 67-й за исключением требования обязательного контроля груза, стоимость которого составляет менее $1 за килограмм.
      "Большая чистка" на таможне будет продолжаться до тех пор, пока, как говорит Ванин, "не перейдем от жизни по понятиям к жизни по закону, по ставкам тарифа в частности". О том, как он собирается этого добиваться, председатель ГТК рассказал "Ведомостям".
      - С 1 января начали действовать новые ставки импортного тарифа. Инициатором унификации тарифа был Таможенный комитет. В его новую редакцию вошли все предложения ГТК?
      - Мы реализовали свои инициативы примерно на 70%. Не удалось пока полностью решить то, что мы хотели сделать по компьютерной технике, по сложной электронике и бытовой технике - по тем товарам, которые у нас еще лет 10 не будут производиться. На наш взгляд, налоговые ставки на эти товары слишком высоки - совокупный платеж по импортной пошлине и НДС составляет 30 - 35%.
      Сейчас самый простой компьютер стоит примерно $1000 - 1200. Это, понятно, гораздо больше, чем получает средняя российская семья, и немногие могут себе позволить приобрести ребенку такой аппарат. Образовательная система сегодня находится в состоянии абсолютно непристойном для нашего времени. В школах, особенно сельских, компьютеров просто нет. Высшие учебные заведения тоже в большинстве своем не могут похвастаться наличием достаточного количества современных компьютеров. Мы считаем, что компьютерная техника должна быть причислена к товарам первой необходимости и иметь соответствующую ставку импортной таможенной пошлины.
      Не удалось, как нами планировалось, снизить ставку на ввоз автомобилей. ГТК предлагал определить ее в 20% , но в результате она была снижена только на 5% - до 25%. Совокупный платеж с импортных автомобилей - пошлина и НДС - составляет 40% , по дорогим машинам этот показатель еще выше.
      Мы продолжаем работать по этим вопросам и в сентябре доложим правительству наши предложения по дальнейшему совершенствованию импортного таможенного тарифа.
      - Создавалось впечатление, что противником снижения ставки пошлины на ввоз автомобилей до 20% был руководитель только одного автопроизводства - Владимир Щербаков, глава фонда "Интерприватизация", контролирующего сборку в Калининградской области автомобилей KIA и BMW. Громких заявлений от руководства "АвтоВАЗа", ГАЗа не было.
      - Это не совсем так. Баталии, которые накануне нового года развернулись по ставке ввозной таможенной пошлины на автомобили, были очень острые. Практически все российские автопроизводители так прессинговали правительство, что оно в итоге не устояло, и ставка была снижена только на 5%.
      Владимир Щербаков - опытный лоббист, он сумел найти рычаги воздействия, но я не могу сказать, что именно он вел этот процесс. Его вел весь директорский автомобильный корпус.
      - Директора считают, что ставка в 20% снизит привлекательность автопроизводства в России.
      - Существует множество механизмов, таможенных инструментов, которые стимулируют производство.
      Можно устанавливать разумные ставки на ввоз комплектующих, предназначенных для производственной деятельности, можно устанавливать льготные ставки для ввоза этого вида товара в зону производства.
      Товары будут проходить оформление только в этой зоне и ввозиться, к примеру, по специально оговоренным квотам. Все это достаточно легко регулируется технологически.
      - Но для этого потребуется пройти правительство. А это уже не так легко, как показал опыт Renault, который никак не может выбить для "Автофрамоса" снижения пошлин на ввоз кузовов.
      - Я не могу говорить за правительство. Эти вопросы должны обсуждать Министерство промышленности, науки и технологий, Минэкономразвития. Если они примут принципиальное решение, то таможенный механизм мы им подскажем.
      - Вы будете продолжать линию на унификацию таможенного тарифа - введение единой ставки на родственные группы товаров?
      - Об этом говорить пока рано. Необходимо посмотреть, как работают уже унифицированные ставки. Надо выдержать первые полгода, посмотреть, как это отразится на таможенных сборах. Сейчас уже имеются некоторые результаты, но говорить о них пока следует очень осторожно. При том что рост объемов импорта у нас приостановился, существенно возросла собираемость таможенных платежей, нарастает процент достоверно декларируемых товаров.
      - Это произошло из-за унификации таможенных пошлин или стало результатом ужесточившихся в 2001 г. правил таможенного оформления?
      - Все факторы здесь сложились. Во-первых, унификация с одновременным снижением пошлин. И разумеется, те меры, которые принимали таможенные органы в столичном регионе.
      - Участники внешнеэкономической деятельности, на которых таможня напала без объявления войны 1 января 2001 г. со своими новыми правилами, имеют сейчас к ГТК всего один вопрос: "Когда все это кончится? ".
      - Это не война, а борьба за работу по правилам, которую мы будем продолжать. Мы честно подошли к этому вопросу. В конце прошлого года все уже знали, что с 1 января начнет работать таможенный тариф, который предусматривает снижение ввозных таможенных пошлин примерно по 3600 позициям. Мы сказали, что новый тариф должен быть своего рода рубежным документом, переходом от жизни по понятиям к жизни по закону, по ставкам тарифа в частности. После этого началось то, что началось. Весь негатив, который сейчас сопровождает нашу работу, спровоцирован черными брокерами, которые становятся лишними в выстраиваемой системе. Их услуги останутся невостребованными, и сверхприбыли на черном посредничестве им больше не получить. Все знают, что краденое всегда дешевле, чем то, что продается законно. От скупки краденого надо уходить всем - магазинам, потребителям, наконец.
      Многие уже понимают, что действительно надо заканчивать с криминальным наследием прошлых лет в сфере таможенного бизнеса и переходить на здоровые и легитимные отношения с таможней.
      - В столичном регионе сейчас идет настоящая чистка всей таможенной структуры. Отзываются лицензии у крупных складских комплексов, увольняются сотрудники ГТК, ликвидируются таможенные посты и целые таможни. А виной всему черные брокеры?
      - Все взаимосвязано. У каждого СВХ [склада временного хранения] или таможенного склада есть свой брокер. В зависимости от ориентации склада работает его брокер. Последний, как правило, прикрывает весь склад. Когда начинаешь изучать черную брокерскую контору, оказывается, что эта фирма зарегистрирована на умершего гражданина, у фирмы нет никакого имущества, юридический адрес оформлен на квартиру пенсионерки, где зарегистрировано еще несколько тысяч такого же рода предприятий.
      На другой стороне находятся владельцы СВХ, которые говорят, что у нас есть свой брокер, мы являемся владельцами этого склада, инвестируем в его строительство большие деньги, создали инфраструктуру и хотим работать в этом бизнесе долго. Они сами будут оформлять товар, декларировать его так, чтобы у таможни не было к ним претензий. Радует, что таких складов становится чуть больше. Владельцы складов временного хранения приходят и говорят: пожалуйста, оградите меня от этих брокеров, оградите от сотрудников таможенных органов, которые иногда работают на складах в полном взаимодействии, согласии и любви с черными брокерами. Просят заменить сотрудников, а иногда и обеспечить физическое прикрытие, что мы в ряде случаев и вынуждены были сделать.
      - В этой связи был поднят уровень принятия решений о выпуске товаров в свободное обращение от уровня начальников постов до уровня начальников таможен?
      - Да. Некоторые таможенные посты попали под полное влияние черных и серых брокеров.
      Мы проводим огромную работу, и нас уже спрашивают: а хватит ли у таможни сил? Нас хватит ровно настолько, сколько потребуется для наведения порядка. Мы действительно закрыли очень большое количество складов, мы уволили уже порядка 40 своих сотрудников, из них примерно половина - руководители, считавшие, что с ними уже никто не сможет справиться. Для московского таможенного сообщества это был серьезный удар, после которого многие решили для себя окончательно: лучше я буду работать по закону в таможне, чем буду продавать бананы на улице. Однако есть и другие, которые думают, что переживут тяжелые времена и будут жить по старым правилам. К сожалению, это относится и к некоторым начальникам московских таможен. Мы знаем о занятой ими позиции, и нас эта позиция не устраивает. Разумеется, не нравится наша активность некоторым импортерам, в частности тем, которые владели арестованными таможней 15 автофургонами с дорогостоящей компьютерной техникой.
      - По какой причине они были задержаны? Техника шла в адрес известных компаний?
      - Компании как раз неизвестные, а вот после того, как товар должен был пройти таможенное оформление, он должен был прийти в очень известную торговую фирму.
      - Связь этих неизвестных компаний с известными в Москве сетевыми магазинами существует?
      - Безусловно. Эти компании сами организуют так называемый веерный куст посредников, на адреса этих многочисленных фирм направляются товары, на границе или чуть позже происходит замена документов, с которыми товар идет из Европы. Изменяется классификация товара, он оформляется и расходится по магазинам сети.
      - Связь существует, но таможне ни разу не удалось ее доказать.
      - Это практически невозможно. Мы идем в фирму, которая оформляла товар, и, как в случае с черным брокером, приходим в квартиру пенсионера. Начинаем искать владельца этой фирмы, и оказывается, что владелец давно умер. Поскольку истинных виновников нарушения таможенных правил или контрабанды найти невозможно, наши санкции распространяются только на товар. Но и это немало. Арест крупной партии товаров может весь бизнес убить.
      - Можно ли оценить долю серого импорта? Какова она сейчас?
      - В 1998 г. серый импорт составлял 32% от общего объема, в 1999 г. этот показатель снизился до 27%. В ходе одной из недавних встреч с делегацией МВФ прозвучала оценка серого импорта по расчетам специалистов фонда. Они считают, что его доля в 2000 г. составила 15%.
      - Автомобильные дилеры говорят, что новая форма работы ГТК с импортерами автомобилей, когда таможня не проверяет заявленную таможенную стоимость машин, ввозимых официальными дилерами заводов, привела к тому, что в этом сегменте импорт сейчас практически весь белый.
      - Эту модель работы мы намерены наладить с другими ассоциациями и сообществами импортеров. Я думаю, что следующими, с кем мы наладим работу подобным образом, станут компьютерщики. Насколько мне известно, они уже к этому готовы.
      - По каким товарам таможня будет работать наиболее плотно в ближайшем будущем?
      - С ввозом мебели. Отдельная тема - импорт ювелирных изделий, часов. Сейчас можно войти в любой крупный магазин, торгующий ювелирными изделиями, и обязательно обнаружишь импортный товар, на который нет ни одного документа о ввозе. Усиливать контроль на границе по этой категории товаров бесполезно: в каждый карман не залезешь. Начнем наводить порядок с розницы.
      - Но розницу трудно обвинить в контрабанде, даже если в магазинах выставлен контрабандный товар.
      - То, что ввезено контрабандой, должно быть конфисковано. Это и будет наказанием.
      - Усиление таможенных режимов началось в столичном регионе с распоряжений и. о. начальника Центрального таможенного управления Александра Жерихова. Говорят, что это произошло по вашему приказу. Сейчас существует приказ ГТК N 155, который, по сути, является эталоном работы таможенников по новым правилам. Может, следует отменить распоряжения региональных управлений об усиленном контроле товаров с низкой ставкой таможенной пошлины, товаров стоимостью менее $15 000 на одном транспортном средстве и т. п. ? И разумно ли устанавливать условные ставки контроля "не менее $1/кг", к примеру, как это было сделано в одном из приказов ГТК?
      - Подобные ставки позволяют вести оперативный мониторинг. Мы будем иногда использовать этот принцип контроля, но эта мера вынужденная, поскольку действительно не совсем укладывается в рамки нашей дальнейшей работы строго по таможенному тарифу. Что касается распоряжений Жерихова, то могу сказать, что он действовал по моему приказу. И прекращать работу в этом направлении в Москве мы не планируем. Сейчас все проблемы лежат на поверхности. К примеру, работают два склада временного хранения. На один склад стоит очередь, а на другом складе таких очередей нет.
      Если у вас возникли проблемы с оформлением, почему не перегнать фургон на соседний склад? Порядка 90% импортных товаров, оформляющихся в Москве, потом расходится по всей России. Почему в соседних областях товары не оформляют, а жалуются, что в Москве очереди на таможню появились?
      Причина проста. Очередь там, где склад работает по серым схемам и где импортерам предлагается "фирменная" лазейка. На соседний склад пока не спешат, хотя очереди там нет. Многие рассчитывают на то, что мы уступим. Начинаются разговоры о том, что цены по вине таможни выросли, дефицит скоро появится. Но магазины все равно не опустеют, потому что медленный и пока очень тихий процесс перехода к честному декларированию таможенной стоимости уже виден. Сейчас мы готовим серьезную операцию по крупным складам, которые хранят у себя импортные товары. Проверим, насколько достоверно прошли оформление товары, хранящиеся на оптовых складах: сверим грузовые декларации и счета-фактуры с данными страны-экспортера.
      - Но достоверное декларирование обязательно приведет к росту цен на многие товары. На те же компьютеры, к примеру.
      - Произойдет перераспределение доходов в пользу государства. Импортер сократит свою норму прибыли. У нас же считается нормальным, если получаешь астрономические 1000% прибыли. Но это ненормально. Пусть он спустится до 100% или 300% , что по западным меркам тоже неплохо.
      - Среди импортеров ходят слухи о скорой реорганизации московской таможенной системы в столичном регионе. Говорят, к примеру, что ГТК планирует оставить в столице только две таможни. Слух частично подтверждает то, что недавно была ликвидирована Жуковская таможня.
      - Пока таких мыслей в голове не держим. Жуковская таможня действительно преобразована в Раменскую и более не будет заниматься оформлением грузов, поступающих автотранспортом. Рядом с Жуковской находятся Подольская таможня, Домодедовская. Она была лишней в этом ряду.
      - Говорят, что ликвидация Жуковской таможни стала результатом борьбы с криминалом и коррупцией?
      - Без этого не обошлось, к сожалению. Частично это связано с тем, что Жуковская таможня наследовала, мягко говоря, далеко не лучший опыт Люберецкой таможни.
      - Вами недавно был подписан приказ, определивший места пропуска товаров, происходящих из стран Юго-Восточной Азии. В перечне пунктов пропуска не оказалось ни одного КПП европейской части, тем временем колониальные товары везутся в основном с европейских складов. Крупные импортеры чая, к примеру, говорят, что не смогут работать в таких условиях.
      - Нам подобных сигналов пока не поступало. Согласно примитивным принципам логистики, товары из этих стран должны ввозиться через восточные границы. Кроме того, импортеры вправе ввозить товар через морские порты европейской части России - через порт Санкт-Петербурга, к примеру.
      - Недавно ГТК предложил правительству передать ГТК функции сбора акцизов при экспорте газа. Какова причина?
      - Существует не совсем логичная ситуация, когда при экспорте нефти мы собираем и экспортную пошлину, и акциз. А при экспорте газа мы собираем только экспортную пошлину. Акциз взимает МНС. Мы считаем, что надо прийти к единой схеме. Кроме того, мы предложили увеличить экспортную пошлину на газ. Ныне действующая ставка формировалась, когда 1000 кубометров стоила примерно $70, сейчас цена находится в районе $123. Мы предлагаем увеличить нынешнюю ставку, которая составляет 2,5 евро за 1000 кубометров, до 4 евро.
      - ГТК является одним из ключевых органов валютного контроля. В этой области предполагаются какие-то изменения в ближайшем будущем?
      - ГТК, как орган валютного контроля, сейчас практически полностью контролирует все экспортные операции. Мы видим позицию министров, отвечающих за формирование экономической политики, суть которой сводится к тому, что следует сделать валютное законодательство более либеральным. На мой взгляд, 75% валютной выручки, которую продают наши экспортеры, не отвечает ситуации, когда удвоились золотовалютные резервы Центрального банка, когда нет нехватки и наличной иностранной валюты.
      - Какова должна быть ставка?
      - Трудно судить. В своей части, что касается вывоза валюты физическими лицами, мы постараемся сделать условия более либеральными: мы увеличили сумму вывоза валюты резидентами России без разрешительных документов с $500 до $1500. Сейчас подготовили вместе с Центральным банком предложения по увеличению суммы вывоза без разрешительных документов до $1500 для нерезидентов.
      - Большой проблемой для импортеров стал перевод счетов таможни в Федеральное казначейство, которое, на их взгляд, не может обеспечить должную оперативность.
      - Финансовое обслуживание сейчас действительно не так оперативно, как было при работе ГТК с коммерческими банками, которые имели современную технику, технологии и подготовленный персонал. Нынешняя проблема будет снята после того, как казначейство установит современную компьютерную технику, мощные серверы и выйдет на наш уровень. Деньги на это Минфином уже выделены.
      - Как вы оцениваете проект "Таможенная карта"?
      - Мы проект поддерживаем, но отмечу, что таможня в этом проекте не участвует. Это коммерческий проект, и мы связаны с ними только идеологически. Нам выгодно, чтобы таможенное оформление ускорилось и оплата таможенных платежей проходила более цивилизованно.
      - Когда составляется годовое задание по сборам таможенных платежей, учитывается при этом мнение ГТК?
      - Практически нет. Минэкономразвития рассчитывает примерные объемы экспорта и импорта на предстоящий год, Минфин на эти цифры накладывает соответствующие ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, плюсует акциз и НДС, и результате появляется примерная цифра, которую должны собрать таможенники. Скорее задание формируется исходя из потребностей федерального бюджета.
      - А бывает так, что правительство определяет план меньший, чем ожидает таможня?
      - Нам кажется, что план всегда больше. Более того, задание в течение года постоянно пересматривается в сторону увеличения. В прошлом году это произошло три раза. Сначала было бюджетное задание, потом было дополнительное задание Министерства финансов, а позже появилось еще одно дополнительное мобилизационное задание Министерства финансов, которое мы тоже выполнили.
      - На протяжении всей своей истории российская таможня почти всегда перевыполняла любое задание правительства. Внутренние резервы, похоже, в ГТК никогда не закончатся.
      - Все зависит от той роли, которую отводят таможне. Если таможня рассматривается как источник фискальных поступлений, как это сейчас происходит, то резервы, наверное, безграничны - закручиваешь гайки, пока резьбу не сорвет. Если таможня выполняет протекционистские задачи, регулирует внешнюю торговлю, значит, и резервы у нее ограничены. В США, к примеру, таможня дает всего 1% доходов федерального бюджета. В Молдавии - 75%. Российская таможня дает 36 - 38% поступлений бюджета, и стремиться нам нужно не к 75% , а к 1%.

Игорь Попов,
"Ведомости"
"Профиль #7, от 26 февраля 2001 г.


Нормативные документы ГТК РФ за последнюю неделю.

Зарегистрированы:
  1. Совместный Приказ ГТК России и МНС России от 12.01.2001 # 23/БГ-3-03/7
    "Об отмене Инструкции ГТК России и МНС России от 03.03.2000 # 01-100/4/57";
  2. Приказ ГТК России от 22.12.2000 # 1195
    "О местах таможенного оформления отдельных товаров, перемещаемых автомобильным транспортом";
Не нуждаются в регистрации:
  1. Приказ ГТК России от 21.11.2000 # 1056
    "О дополнительных мерах по обеспечению обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары"
Отказано в регистрации:
  1. Распоряжение ГТК России от 17.08.98 # 01-14/894
    "Об упорядочении процедуры рассмотрения обращений участников ВЭД по вопросам проведения таможенного оформления и принятия по ним решений"
Новые документы:
  1. Письмо ГТК РФ от 8 февраля 2001 г. N 01-06/4965 "О применении приказа ГТК России от 04.12.2000 N 1093"
    Таможенным органам необходимо произвести пересчет сумм задолженности по действующим соглашениям и графикам в части денежных средств, не уплаченных организациями - должниками на 01.01.2000 в соответствии с тем, что положения Приказа ГТК России от 04.12.2000 N 1093 применяются и в отношении технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), таможенное оформление которого производилось в соответствии с Приказом ГТК России от 02.11.98 N 740 , предусматривающего подписание соглашений о порядке погашения задолженности по таможенным платежам, пеням и штрафам, в части данного оборудования, подпадающего под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 806.
    При этом общую сумму задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и штрафов следует уменьшить на сумму НДС, а также пеней и штрафов, начисленных в связи с неуплатой этого налога и не уплаченных на 01.01.2000
  2. Приказ ГТК России от 17.01.2001 # 45 "О внесении изменений в приказ ГТК России от 19.09.2000 # 844".
    Вносятся изменения в порядок заполнения ГТД при перемещении товаров и транспортных средств, перемещаемых между государствами- участниками соглашений о Таможенном союзе.
  3. Распоряжение ГТК РФ от 15.01.2001 # 23-р "Об определении мест таможенного оформления транспортных средств, ввозимых в регион деятельности ЮТУ отдельной категорией физических лиц".
    Астраханская, Краснодарская, Нижневолжская, Ростовская, Сочинская и Ставропольская таможни определены как места таможенного оформления автомобилей группы 87 ТН ВЭД РФ для физических лиц, переселяющихся на ПМЖ в регион деятельности Южного таможенного управления.
  4. Письмо ГТК РФ от 19.02.2001 # 01-06/6362 "О внесении изменений в приложение к Методическим рекомендациям о порядке применения акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ"
    В раздел "Спиртосодержащая продукция" приложения к Методическим рекомендациям о порядке применения акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, внесены дополнения, согласно которым, спиртосодержащая продукция с концентрацией этилового спирта более 9 об% (коды ТН ВЭД России: из 3901, из 3902, из 3903, из 3904, из 3905, из 3906, из 3907, из 3908, из 3910 00 000 0, из 3912, из 3913) облагается ставкой акциза в размере 88 руб. 20 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
    Указанные ставки применяются с 01.01.2001 г.

Если у Вас возникли вопросы - обращайтесь к нашим консультантам.
Уважаемые подписчики!
Мы будем Вам очень признательны, если Вы примете учатие в нашем очередном опросе:
Сколько будет стоить брокерская услуга по таможенной очистке на СВХ, если их в Московском регионе останется не более 70?
Цена останется той же
Увеличится до 200-250 USD
Увеличится до 300-350 USD
Увеличится до 500 USD
Будет еще выше
Затрудняюсь ответить
Результаты

Заранее всем спасибо!
Принимайте участие в других наших опросах: http://www.vch.ru/vote/.
Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

"Виртуальная таможня": http://www.vch.ru/
По вопросам рассылки: webmaster@emctc.ru
Тел./факс: (095) 925-58-49.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное