Вопрос № 35731: У меня почти аналогичная ситуация как в вопросе № 35.391, только даже никакой бумажки не было. А как же «Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использова...
Вопрос № 35.731
У меня почти аналогичная ситуация как в вопросе № 35.391, только даже никакой бумажки не было. А как же «Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1) (с изменениями от 17 июля 1998 г.). Он (порядок), конечно, относится к организациям-потребителям, но даже их обязаны перед отключением предупредить.
Отвечает: before
Здравствуйте, Сергей Владимирович!
Указанный Вами Порядок к потребителям-гражданам не применяются. Более того, он применяется даже не ко всем организациям: п. 2 Порядка гласит: "Настоящий Порядок является льготным и распространяется на организации - потребители, прекращение или ограничение подачи топливно - энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно - коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива
и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен".
Что же касается граждан, то в данном случае не все так однозначно.
Во-первых, в соответствии с п. 4 ст. 37 ФЗ "Об электроэнергетике" Отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством РФ основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой ГК РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения. Не допускается принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
ГК РФ применительно к организациям высказался достаточно ясно: ПРЕКРАЩЕНИЕ или ограничение ПОДАЧИ ЭНЕРГИИ без согласования с абонентом - ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, но С соответствующим его ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ допускается в УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОМ ИЛИ ИНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по ОПЛАТЕ энергии (абз. 2 п. 2 ст. 546 ГК РФ).
Во исполнение сказанного и был принят указанный Вами Порядок.
Применительно к гражданам в ГК РФ такой отсылки нет.
Во-вторых, ранее действовали Правила пользования электрической энергии (Приказ Минэнерго СССР от 6 декабря 1981 г. N 310), п. 1.8.10 которых требовал предварительного уведомления. Однако Приказом Минтопэнерго от 10 января 2000 г. N 2 данные Правила были признаны утратившими силу.
Сегодня правового акта, который прямо требовал бы от энергоснабжающей организации предварительного уведомления гражданина о прекращении поставки энергии мне не известно.
Единственной "похожей" в данной ситуации нормой является п. 7 ст. 38 ФЗ "Об электроэнергетике". Указанная норма определяет:
"Правительством РФ утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, обслуживаемыми гарантирующими поставщиками, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает:
обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления..."
Однако сама норма является по существу бланкетной: обязательность предупреждения должен обеспечить Порядок, который утвердит Правительство РФ. Такой порядок действует в отношении огранизаций, но не принят применительно к гражданам.
Сама норма п. 7 ст. 38 Закона весьма неоднозначна, и в принципе допускает двойное толкование (с одной стороны, регулировать отношения должен утв. Правительством Порядок, в другой - сама норма содержит в себе тот минимум, который Порядок должен обеспечить). Каких-либо разъяснений Высших судебных инстанций спорной нормы мне не известно, также как и практика его применения.
Если Вы желаете оспорить действия энергоснабжающей организации в суде, Вы вправе это сделать. Однако следует учитывать, что добиться каких-то возмещений от потенциального ответчика практически невозможно (возмещается только реальный ущерб (п. 1 ст. 547 ГК РФ), доказать который очень сложно) даже, если решение будет принято в Вашу пользу.
С уважением, before.
Ответ отправил: before (статус: Профессионал)
Отправлен: 19.02.2006, 15:35