Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Эффективные технологии поиска работы" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Рассылка юридической газеты для бизнеса "Стратегия компании"
ЕСЛИ ВЫ ТОЛЬКО НЕДАВНО ПОДПИСАЛИСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ, ТО ВЫ МОЖЕТЕ БЕСПЛАТНО ЗАКАЗАТЬ: - АРХИВ СТАТЕЙ ЗА ПРОШЛЫЙ ГОД, ВЫЗВАВШИХ НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ОТЗЫВОВ, - СОДЕРЖАНИЕ КНИГ 2006 Г. «ПРАКТИКА УВОЛЬНЕНИЙ», «ЛИЧНЫЕ КАРТОЧКИ», «ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. ВСЕ ПО КАДРАМ», «ДОГОВОРЫ-КОНСТРУКТОРЫ», - ДЕМООПИСАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА «ПАКЕТ КАДРОВИКА», - ОБСУЖДАЕМЫЙ НЫНЕ В ГОСДУМЕ ТЕКСТ ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС. ДЛЯ ЭТОГО ПРИШЛИТЕ ЗАПРОС НА НАШ ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС
1 июня вышел новый релиз программного продукта «пакет кадровика». С 1 СЕНТЯБРЯ ПОВЫШАЕТСЯ РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА НА «ПАКЕТ КАДРОВИКА» ДО 1300 РУБЛЕЙ.
читайте в этом номере статьи:
СЛУШАЕТСЯ ДЕЛО О НЕЗАКОННОМ ОТСТРАНЕНИИ ОТ РАБОТЫ И УВОЛЬНЕНИИ ЗА ПРОГУЛ СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО. СЕМИНАР НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ (продолжение, начало в выпусках от 13 июня, 8 июля 2006г.) НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: ВЕСЕННИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ (9 СТАТЕЙ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ). ВНИМАНИЕ! НОВЫЙ ЗАКОН О РЕКЛАМЕ
КНИГИ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ КОМПАНИИ
ВЫХОДИТ КНИГА «ДОГОВОРЫ-КОНСТРУКТОРЫ В ПОЛЬЗУ ВАШЕЙ СТОРОНЫ» С СD-диском. 2006 г., 310 стр. В пособие вошли: универсальные формы договоров с конструкторами условий (выбор различных вариантов условий), формы договоров с конструкторами в пользу каждой стороны (Поставщика, Покупателя, Заказчика, Исполнителя, Арендатора, Арендодтеля и др.), сопутствующие документы (акты, приложения, допсоглашения и др.), практические комментарии.
ВЫШЛА КНИГА «ПРАКТИКА УВОЛЬНЕНИЙ» (с CD-диском) 260 стр., ред. апрель 2006г. В издании в простой, доступной даже непрофессионалу форме, рассказывается, как произвести законно различные виды увольнений, даются пошаговые процедур видов увольнений, типичные ошибки, допускаемые при расторжении с работниками трудовых договоров, примеры из юридической, кадровой, судебной практики, ответы на актуальные вопросы. В приложении к изданию - на CD-диске - представляются формы документов, необходимых для оформления расторжения трудовых договоров, образцы их заполнения, нормативные акты. Автор – Ливена Снежана Валерьевна, директор Консалтинговой компании «Стратегия», практикующий юрист по трудовому праву, преподаватель, автор программы «Пакет кадровика», многих книг и монографий в области трудового права. Первый месяц реализации льготная цена – 200 руб., доставка за счет нашей компании. Вы можете бесплатно заказать содержание книги для ознакомления: urist_volgograd@bk.ru или strateg_os@rambler.ru
ВЫШЛА КНИГА «ЛИЧНЫЕ КАРТОЧКИ: ВОПРОСЫ ОФОРМЛЕНИЯ» 65 стр., ред. март 2006 г., Вопросы-ответы, образцы заполнения личной карточки и сопутствующих документов, ОКИН. Вы можете бесплатно заказать содержание книги для ознакомления: urist_volgograd@bk.ru или strateg_os@rambler.ru Стоимость 30 рублей + почтовые расходы.
"ПАКЕТ КАДРОВИКА" Программное обеспечение для службы персонала ПО "Пакет кадровика" выполнено в оболочке "1С: Базы данных", обладает удобной системой поиска, гиперссылок и возможностью создания подшивок. Программа защищена Роспатентом. Закажите бесплатно демоописание с фрагментами, направив заявку по адресу urist_volgograd@bk.ru или strateg_os@rambler.ru СОДЕРЖАНИЕ: БАЗА ПОШАГОВЫХ ПРОЦЕДУР КАДРОВЫХ ОПЕРАЦИЙ: - Пошаговая инструкция по наведению порядка в кадровой работе для организаций и для ИП (есть краткая и детальная), - Пошаговая инструкция по оперативной подготовке к проверке трудинспекции для организаций и для ИП, - Пошаговые процедуры основных кадровых операций, например, приема работника на работу, предоставления отпуска, привлечения к дисциплинарной ответственности, видов увольнений, переводов и др.; нажав мышкой на название документа или нормативного акта на страницах пошаговых процедур, по гиперссылке можно переходить к выбранному документу, заполнять его, распечатывать, и возвращаться к следующему шагу; БАЗА ФОРМ ДОКУМЕНТОВ И ОБРАЗЦОВ ЗАПОЛНЕНИЯ: - Универсальные формы договоров с работниками: трудовые договоры, договоры о полной материальной ответственности, допсоглашения, гражданско-правовые договоры, ученический договор, др.; - Универсальные формы локальных актов работодателя: коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение об аттестации, положение о коммерческой тайне, положение о защите ПДР, положение о КТС, положения об отделах, др.; - Должностные инструкции (готовые формы), шаблон должностной инструкции и свод должностных обязанностей для руководителей, служащих и работников - Унифицированные формы по учету кадров (для кадровика): приказы о приеме на работу, увольнении, отпуске, поощрении, переводе и др., личные карточки, штатное расписание, график отпусков, командировочные документы. - Унифицированные формы по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда (для бухгалтера-расчетчика): табели учета рабочего времени, ведомости, записки-расчеты, др. - Неунифицированные формы приказов: о совмещении, о замещении, дисциплинарном взыскании, об отстранении от работы, о переносе отпуска, об отзыве из отпуска, о сокращении штата, об аттестации, др. - Формы заявлений, уведомлений; - Формы актов, представлений; - Формы журналов и книг учета (регистрации); - Формы документов по архивной работе; - Образцы заполнения документов. БАЗА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ по трудовому праву и кадровой работе , разбитых по рубрикам. БАЗА ПРАКТИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ И КОММЕНТАРИЕВ: - Консультации и вопросы-ответы по самым актуальным вопросам кадровой работы, собранные за несколько лет, консультации по оформлению трудовых отношений в пользу работодателя; все консультации структурированы по темам (прием на работу, увольнения, материальная ответственность и т.д.); - Удобные сводные таблицы по срокам кадровой работы, по составу документов для разных видов увольнений, по случаям получения согласия работников и др.; - Образцы формулировок записей в трудовые книжки. Раздел «САМОУЧИТЕЛЬ по юридическим основам кадровой работы». Темы следующие. Документы, которые должен составлять специалист по кадрам. Нормативные акты, которые должен знать специалист по кадрам. Прием на работу. Увольнения. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность. Локальные нормативные акты работодателя. Первичная кадровая документация. Защита работодателя в суде и перед трудинспекцией. Оформление трудовых отношений в интересах работодателя. Актуальные вопросы практики. Стоимость при покупке у разработчиков: 911 руб. (+ в подарок брошюры о практике различных видов увольнений, о личных карточках) СКИДКИ ПОДПИСЧИКАМ БУМАЖНОЙ ВЕРСИИ НАШЕЙ ГАЗЕТЫ "СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ" - 20%. При покупке у дилеров (Москва, Ростов, Самара и др.) стоимость - до 2500 руб.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ВСЕ ПО КАДРАМ» (есть в продаже редакции: МАЙ 2005 и ЯНВАРЬ 2006) В издании все, что необходимо организации или ИП по кадровой работе, собрано воедино! В книгу вошли разделы: ВАШ КОНСУЛЬТАНТ. Подробная инструкция по подготовке к проверке трудинспекции. Пошаговые процедуры кадровых операций (наведения порядка в кадрах с «0», приема, перевода, увольнения, привлечения к ответственности и др.), Консультации юриста по самым актуальным вопросам кадровой работы, собранные за 2 года, удобные сводные таблицы (по срокам в кадровой работе, по составу документов для различных видов увольнений, по случаям получения согласий работников и др.), формулировки записей в трудовые книжки. ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ И ОБРАЗЦЫ ЗАПОЛНЕНИЯ. Формы юридических документов: трудовых договоров, договоров о полной мат.ответственности, гражданско-правовых договоров, ученического договора, колдоговора, Правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положения об оплате труда и премировании, положений об отделах, положения о защите ПДР, и др.), унифицированные формы кадровой первичной документации Госкомстата РФ по учету кадров, по учету труда, по расчету зарплаты (приказы, табели, ведомости, штатное расписание, график отпусков и др.); неунифицированные формы приказов (о совмещении, замещении, дисциплинарном взыскании, отстранении и др.); формы заявлений, уведомлений, актов, журналов, книг учета. СОБРАНИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ. Редакция май 2005: 582 стр., стоимость – 290 руб. Редакция январь 2006: 765 стр., стоимость 350 руб. Вы можете бесплатно заказать содержание энциклопедии по адресу strateg_os@rambler.ru
ПОДПИСКА НА "БУМАЖНУЮ" ВЕРСИЮ ГАЗЕТЫ "СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ": Вы можете подписаться на газету "Стратегия компании" - сборник наших статей (которые будут публиковаться в 2006 году в настоящей рассылке и российских журналах) на "бумажном" носителе. Издание выходит ежеквартально. Доставляется по почте заказным письмом с уведомлением. Стоимость годовой подписки - 300 рублей. Для подписчиков "бумажной" версии действуют скидки на наши услуги, программы, литературу от 3 до 25%. Им также бесплатно предоставляются некоторые наши книги, например: - Сборник "Должностные инструкции руководителей, специалистов, технических исполнителей" (электронная версия) - Электронную брошюру "Личные карточки: вопросы оформления" - Семинар на рабочем месте по теме "Практика увольнений". Подробнее узнать правила подписки можно по адресу urist_volgograd@bk.ru или strateg_os@rambler.ru и по телефону (8442) 98-98-99
СЛУШАЕТСЯ ДЕЛО О НЕЗАКОННОМ ОТСТРАНЕНИИ ОТ РАБОТЫ И УВОЛЬНЕНИИ ЗА ПРОГУЛ
Предыстория. Офис-менеджер Диверсантова после ссоры с руководителем начала распространять среди клиентов работодателя порочащую его недостоверную информацию. В связи с этим директор издал приказ об отстранении Диверсантовой от работы. После издания приказа офис-менеджер перестала являться на работу, в связи с чем была уволена за прогул. Диверсантова обратилась суд с иском о восстановлении на работе.
Позиция истца. Диверсантова работала в должности офис-менеджера ООО «Бытовая техника». В связи с личной ссорой, произошедшей между ею и директором, последний начал к ней предвзято относиться. Вскоре под предлогом, что якобы она распространяет порочащую компанию информацию среди клиентов, Диверсантова была отстранена от работы, при этом срок отстранения ей сообщен не был. На следующий день после отстранения были выходные, а в следующий рабочий день – в понедельник Диверсантова обратилась в трудинспекцию с жалобой на незаконное отстранение. Инспектор провел проверку и обязал руководство ООО «Бытовая техника» Диверсантову восстановить. После проверки Диверсантова вышла на работу, но директор объявил ей, что она уволена за прогул без уважительных причин.
Позиция ответчика. Ответчик иск не признал и сообщил, что Диверсантова при выполнении обязанностей последнее время стала вести себя неадекватно, беспричинно начала распространять среди клиентов работодателя порочащую его недостоверную информацию, в частности сообщала им, что продаваемая техника некачественная, что компания работодателя не зарегистрирована надлежащим образом и будет закрыта, в связи с чем гарантийное обслуживание проданной техники осуществляться не будет. В связи с этим он отстранил ее от работы сроком на один день. Однако, после этого она прекратила выходить на работу и не сообщала о причинах неявки никаких сведений. В связи с этим Диверсантова была уволена за прогул.
Позиция суда. Иск Диверсантовой о восстановлении на работе удовлетворен. Приказ об отстранении Диверсантовой от работы суд признал незаконным. Ст. 76 ТК РФ предусматривает случаи отстранения работодателем работника на период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения работы или недопущения к работе. Распространение порочащей репутацию работодателя информации не является основанием для отстранения работника. Суд установил, что ответчик не принимал мер к выявлению причин неявки истицы на работу, нарушил порядок увольнения за прогул: не отобрал у нее письменных объяснений, а в случае отказа дать их не составила об этом акта, т.е. ответчик нарушил требования, предусмотренные ст. 193 ТК РФ о порядке применения дисциплинарных взысканий. Приказ об увольнении истицы признан изданным с нарушением требований трудового законодательства. В приказе не указано, с какого числа уволена Диверсантова. При таких обстоятельствах суд счел, что Диверсантова была уволена с нарушением требований действующего трудового законодательства, а поэтому подлежит восстановлению на работе. Суд удовлетворил требования истицы о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в соответствии со ст. 395 ТК РФ, о возмещении морального вреда, причиненного неправомерными действиями работодателя (ст. 237 ТК РФ).
ОБЪЯВЛЕНИЯ
СНЯТ САЙТ. До 1 сентября на переработку снят наш сайт. Большая просьба к нашим читателям, клиентам и покупателям наших программ и литературы прислать отзывы на страницу сайта «Отзывы о наших товарах и услугах» (отзывы о газете, программных продуктах, книгах, услугах). Компаниям, приславшим отзывы, будет предоставлена возможность бесплатно разместить на нашем сайте ссылку на свой сайт (иные реквизиты по договоренности).
БЕСПЛАТНО ЗАКАЗАТЬ! Подписчики "бумажной" версии нашей газеты и пользователи "Пакета кадровика" могут бесплатно заказать по электронной почте: - Сборник "Должностные инструкции руководителей, специалистов, технических исполнителей" (электронная версия), - Электронную брошюру "Личные карточки: вопросы оформления" - Семинар на рабочем месте по теме "Практика увольнений". Подробнее узнать правила заказа можно по адресу strateg_os@rambler.ru , и по телефону (8442) 98-98-99
ОБНОВЛЕНИЕ ПП "ПАКЕТ КАДРОВИКА" 1 июня выпущен обновленный и дополненный релиз программного продукта «Пакет кадровика». В частности, добавлено более 200 новых должностных инструкций рабочих (в области производства стройматериалов, швейного производства, кондитерского и др.), новые практические консультации и др. Условия получения обновления можно узнать, прислав запрос по адресу: urist_volgograd@bk.ru или strateg_os@rambler.ru, и по телефону (8442) 98-98-99
ПРИГЛАШАЕМ ДИЛЕРОВ для продажи программы "Пакет кадровика" и энциклопедии "Все по кадрам" в регионах России. strateg_os@rambler.ru, /8442/-98-98-99
СОБИРАЕМ ВАШИ КООРДИНАТЫ Уважаемые подписчики! Свои электронные адреса, на которые направляются наши материалы, Вы оставляли на сервере Subscribe.ru, через который ведется рассылка. К сожалению, нам дважды пришлось столкнуться со сбоями на данном сервере, и мы не смогли в желаемое время отправить Вам материалы. В этой связи предлагаем Вам на всякий случай сообщить нам Ваши электронные адреса, чтобы в случае сбоя на сервере, мы могли прислать Вам материалы напрямую. Для этого пришлите свой электронный адрес на urist_volgograd@bk.ru или strateg_os@rambler.ru с темой «в базу подписчиков»
СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО. СЕМИНАР НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ (продолжение, начало в выпусках от 13 июня, 8 июля 2006г.)
ОПЛАТА ТРУДА СОВМЕСТИТЕЛЕЙ
Почти все статьи Трудового кодекса, регулирующие оплату труда распространяются и на совместителей. Традиционно для совместителей устанавливаются такие же системы оплаты труда, которые уже установлены в организации для работников, выполняющих аналогичную работу по основному трудовому договору. При этом системы оплаты труда - сдельная, повременная, повременно-премиальная, сдельно-премиальная, комиссионная и др. - для совместителей могут устанавливаться в том же порядке, что и для работающих по основному трудовому договору. Согласно ст. 285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится: - пропорционально отработанному времени, - в зависимости от выработки, - либо на других условиях, определенных трудовым договором. - При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ. Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок. Нормы труда для совместителей устанавливаются в таком же порядке, как и для остальных работников (см. ст. 159-163 ТК РФ). Типичный вопрос На практике нередко возникает вопрос: а должен ли работодатель гарантировать совместителю выплату минимальной заработной платы несмотря на то, что совместитель работает не более 16 часов в неделю, а не полные 40? Нет, не должен. Как сказано в ст. 285 ТК РФ оплата может быть пропорционально отработанному времени или по выработке. Например, совместитель работает 16 часов в неделю, что составляет 40 % от обычной нормы рабочего времени 40 часов в неделю для работников, занятых по основному договору. В таких случаях зарплата совместителя может правомерно составлять 40% от минимального размера оплаты труда. Типичный вопрос Не всегда у компании есть возможность привлечь высококвалифицированного специалиста в какой-то необходимой области. Нередки случаи, когда специалист отказывается от предложения поступить на работу в компанию, потому что работа в ней представляется ему не достаточно престижной, недостаточно развивающей профессионально, наконец, недостаточно интересной. И тогда специалист отдает предпочтение другому работодателю. Стремясь все же привлечь такого сотрудника, некоторые компании предлагают им совместительство, но за полный оклад. И такой шаг навстречу может быть вполне оправдан, ведь подчас отличный специалист может за 16 часов в неделю выполнить работу, с которой непрофессионал и за 80 часов с трудом справляется. Обычно в таких случаях руководство начинает беспокоиться, а не нарушают ли они трудовое законодательство, если за отработанные сотрудником 16 часов в неделю платят полный оклад как за 40 часов? Для частных компаний такой подход вполне допустим и законен. Согласно ст. 285 ТК РФ условия оплаты труда совместителей определяются по соглашению сторон – работника и работодателя. И напомним, что согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Документы. Размер зарплаты (порядок ее определения) и иные условия, регулирующие оплату труда совместителя, прописываются в трудовом договоре с ним. При этом условия трудового договора, регулирующие оплату труда не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашением. На совместителей, как и на обычных работников, распространяются принятые в организации положения об оплате труда и о премировании, а также другие локальные акты. Типичная ошибка! Иногда бухгалтеры начисляют совместителям общую зарплату по основной и совместительской должностям одновременно. И при этом они, как правило, исходят из расчета 1,5 оклада. Здесь-то и кроется ошибка. Определять зарплату совместителя как пол-оклада нельзя. Как мы отмечали выше, отведенные совместителю 16 часов в неделю составляют лишь 40 процентов рабочего времени. Эту часть и следует учитывать при расчете его зарплаты и налогов с нее.
ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ СОВМЕСТИТЕЛЯМ
Согласно ст. 287 ТК РФ гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с обучением, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы. Другие гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, другими законами и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме. Представим четко перечень основных гарантий и льгот, права на которые совместитель сохраняет и перечень основных гарантий и льгот, на которые совместитель права не имеет.
КОМАНДИРОВКИ И ИХ ОПЛАТА Типичный вопрос. Распространенный вопрос на практике: можно ли работника-совместителя направлять в командировку? Да. Совместитель, как и любой другой работник может быть отправлен в командировку. Если работник трудится по договору о внешнем совместительстве и отправляется в командировку, то по основной работе следует взять отпуск без сохранения заработной платы. Согласно Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (изд. на основании постановления СМ СССР от 18 марта 1988 г. N 351) при командировке лица, работающего по совместительству, средний заработок сохраняется на том объединении, предприятии, в учреждении, организации, которое его командировало. В случае направления в командировку одновременно по основной и совмещаемой работе средний заработок сохраняется по обеим должностям, а расходы по оплате командировки распределяются между командирующими организациями по соглашению между ними.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: ВЕСЕННИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ
Минувшей весной Минфин РФ дал бухгалтерам разъяснения по ряду актуальных практических вопросов, касающихся налога на прибыль.
1. Столовая для своих и чужих
Была рассмотрена одна из типичных ситуаций. «Продуктовый» завод имеет столовую, находящуюся на его территории, которая обслуживает как трудовой коллектив завода, так и сторонних лиц. Как водится в таких случаях, ведется раздельный учет затрат на производство продукции столовой, реализуемой работникам завода и сторонним лицам. Применительно к подобной практике министры рассмотрели вопрос о праве завода включать в состав расходов при исчислении налога на прибыль убытки, понесенные столовой при реализации продукции как трудовому коллективу завода, так и сторонним лицам,? Напомним, что согласно ст. 275.1 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Статья 275.1 НК РФ определяет порядок учета убытка, полученного подразделением, осуществляющим деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. Так, в случае, если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в настоящей статье объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий: - если стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных в настоящей статье объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов; - если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной; - если условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной. Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности. Статья 275.1 НК РФ также определяет, что в случае, если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в ст. 275.1 НК РФ объектов, и на территории муниципального образования по месту нахождения налогоплательщика отсутствуют специализированные организации, осуществляющие аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов, для целей налогообложения принимаются фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов в пределах нормативов, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика. Организуя раздельный учет налоговой базы по подразделению, осуществляющему деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, и по иным видам деятельности, налогоплательщик учитывает в совокупности расходы подразделения, возникшие в связи с оказанием услуг как работникам организации, так и сторонним лицам. Таким образом, по мнению министров, порядок учета убытков, полученных подразделением, распространяется на убытки, связанные с оказанием услуг как работникам организации, так и сторонним лицам (см. письмо Минфина РФ от 4 апреля 2006 г.)
2. А что понимать под подразделением при применении ст. 275.1 НК РФ?
После внесения изменений в ст. 275.1 НК РФ 06.06.2005г. какими критериями и какими статьями Налогового кодекса РФ руководствоваться для определения понятия подразделения организации в целях формирования налогооблагаемой базы от деятельности обслуживающих производств для целей исчисления налога на прибыль? Минфин разъяснил, что при применении ст. 275.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) под подразделением следует понимать любое структурное подразделение налогоплательщика, осуществляющее деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, вне зависимости от того, обособлено оно территориально от организации или нет (см. письмо Минфина РФ от 29 марта 2006 г.).
3. Подтверждение расходов на автостоянках
Во время междугородних рейсов водители организации для отдыха останавливаются на платных автостоянках. Из полученных под отчет денег ими производится оплата услуг автостоянок. Однако не все автостоянки выдают необходимые документы, подтверждающие прием наличных денег. Какие документы, подтверждающие оплату услуг автостоянок, должны быть у организации для учета указанных расходов в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли? Разъяснения по данному вопросу содержатся в письме Минфина РФ от 27 апреля 2006 г. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Согласно ст. 313 НК РФ основанием определения налоговой базы по налогу на прибыль являются данные первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным кодексом. Подтверждением данных налогового учета являются: 1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); 2) аналитические регистры налогового учета; 3) расчет налоговой базы. Согласно положениям п. 1 ст. 11 НК РФ понятие «первичные учетные документы» следует определять в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. В соответствии со ст. 9 «Первичные учетные документы» Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц. Первичные учетные документы, составленные с учетом вышеизложенных требований, являются подтверждающими документами для налогового учета прибыли организаций. Согласно Письму Госналогслужбы России от 30.08.1994 N НИ-6-14/320 квитанция за парковку автомобилей, утвержденная Письмом Минфина России от 24.02.1994 N 16-38, может использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин. В том случае, если автостоянка использует при наличных расчетах контрольно-кассовую машину, подтверждающим документом будет являться кассовый чек. Расходы по оплате услуг автостоянки, подтвержденные квитанцией за парковку либо кассовым чеком, в целях налогообложения прибыли являются подтвержденными.
4. Расходы на оплату учебного отпуска
Многие организации оплачивают учебные отпуска своих сотрудников, которые впервые обучаются по заочной форме в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию. Министры рассмотрели вопрос о том, возможно ли учитывать эти расходы для целей налогообложения прибыли в случаях, когда работник проходит обучение по специальности, не связанной с его должностными обязанностями работника. По данному вопросу министры указали следующее (см. письмо Минфина РФ от 24 апреля 2006 г.) Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. С 1 января 2006 г. в соответствии с п. 13 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, зарплата и все начисления, сохраняемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно. Согласно ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, обучающимся по заочной форме обучения в учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно. При этом вузы должны иметь государственную аккредитацию. Учитывая, что ТК РФ не предусмотрено, что работник должен обучаться по специальности, соответствующей трудовым обязанностям, расходы на оплату труда, сохраняемую на время учебных отпусков, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно организация вправе учесть в составе расходов на оплату труда.
5. Амортизация по неэксплуатируемым основным средствам
Какое-то время основные средства могут не эксплуатироваться по причине простоя на предприятии. Применительно к таким случаям Минфин РФ дал разъяснения об учете при исчислении налога на прибыль сумм амортизации по не эксплуатируемым основным средствам (см. письмо Минфина РФ от 21 апреля 2006 г.). Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270). При этом расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. Пунктом 49 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Соответственно министры разъяснили, что амортизация, начисленная по амортизируемому имуществу, не используемому налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода, не уменьшает полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом расходы в виде амортизационных отчислений неэксплуатируемого основного средства, находящегося во временном простое, признаваемом обоснованным и являющемся частью производственного цикла организации, соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организации.
6. Учет расходов комиссионера
Огромное количество участников рынка работают сегодня по договорам комиссии. Например, при передаче товара на реализацию. При этом в тексте договора комиссии часто оговаривается, что размер комиссионного вознаграждения включает все затраты комиссионера, понесенные по исполнению принятых на себя обязательств по реализации товаров. Количество же и размеры таких затрат может оказаться весьма внушительным: амортизация, содержание и обслуживание основных средств, заработная плата и налоги от заработной платы, расходы по инкассации денежных средств, расходы по страхованию торговых площадей, вывоз мусора, электроэнергия, вода, тепло, экологические платежи, аренда земли, налог на имущество, канцелярские расходы, чековые ленты, изготовление дисконтных карт, дающих право на скидку при выполнении определенных условий публичного договора (розницы), агентские и комиссионные вознаграждения за информационные услуги по договорам с организациями, которые помогают расширять сеть покупателей, приобретающих комиссионный товар. Министры дали разъяснения по вопросу учета затрат организация-комиссионер вправе учесть при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (см. письмо Минфина РФ от 21 апреля 2006 г.). Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не включаются в состав расходов комиссионера, агента и (или) поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. Вознаграждение, поступившее комиссионеру от комитента, является в целях налогообложения прибыли доходом комиссионера, который подлежит учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Согласно п. 9 ст. 270 НК РФ в состав расходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы, включаются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. Поэтому, по мнению министров, перечисленные выше расходы, если они непосредственно связаны с исполнением договора комиссии, подлежат возмещению комитентом и не должны учитываться у комиссионера.
7. Списание основного средства, вложенного в уставный капитал
Нередко в качестве вклада в уставный капитал организация получает основное средство. А вправе ли такая организация единовременно списать 10 процентов от его первоначальной стоимости, как это предусмотрено в п. 1.1 ст. 259 Налогового кодекса РФ? Не вправе. И вот почему. Согласно п. 13 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ (далее - Закон) ст. 259 НК РФ дополняется п. 1.1, согласно которому налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ. Указанное положение вступило в силу с 1 января 2006 г. Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» капитальными вложениями признаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Таким образом, для того чтобы воспользоваться амортизационной премией, налогоплательщику необходимо произвести затраты на капитальные вложения. Учитывая изложенное, организация, получившая основные средства в качестве вклада в уставный капитал, не произвела расходов на их приобретение и поэтому не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной п. 1.1 ст. 259 НК РФ (см.письмо Минфина РФ от 17 апреля 2006 г.)
8. Когда отпуск в двух периодах
Ежегодные оплачиваемые отпуска некоторых работников приходятся на два налоговых периода. Например, с 29 декабря по 27 января. Согласно п. 7 ст. 255 Налогового кодекса РФ затраты на оплату отпускных организация включает в состав расходов на оплату труда. А вот каким образом включать в состав расходов в налоговом учете сумму начисленных отпускных? По данному актуальному вопросу сегодня имеются разъяснения официальных органов – письмо Минфина РФ от 4 апреля 2006 г. Вопрос задавался организацией, применяющей метод начисления. Как отмечают министры, к расходам на оплату труда в целях гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ относятся, в частности, расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 255 Налогового кодекса РФ). Порядок признания расходов при применении метода начисления определен ст. 272 Налогового кодекса РФ. Пунктом 1 указанной статьи установлено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 Налогового кодекса РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Пунктом 4 ст. 272 Налогового кодекса РФ установлено, что расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ расходов на оплату труда. Таким образом, по мнению Минфина РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль сумма начисленных отпускных за ежегодный оплачиваемый отпуск включается в состав расходов пропорционально дням отпуска, приходящимся на каждый отчетный период (то есть в декабре - за дни отпуска, приходящиеся на декабрь, в январе - за дни отпуска за январь). Стратегия
9. Налогообложение страхового взноса
Некоммерческая организация в форме кредитного потребительского кооператива выдает займы своим пайщикам. При этом для страхования рисков невозврата займов формирует страховой фонд за счет страховых взносов в соответствии с законодательством о КПКГ. Страховой взнос берется с заемщика при получении им займа в размере 0,5% от суммы займа. Подпадает ли страховой взнос под налогообложение налогом на прибыль? Статья 251 главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ определяет перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Поименованный в статье 251 НК РФ перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения, является исчерпывающим. Страховые взносы, берущиеся с заемщиков при получении ими займа, не соответствуют ни одному из видов доходов, предусмотренных данной статьей НК РФ. Таким образом, указанные средства следует рассматривать для целей налогообложения как доходы, которые подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Отдел налогообложения прибыли (дохода) УФНС РФ по Волгоградской области
ВНИМАНИЕ! НОВЫЙ ЗАКОН О РЕКЛАМЕ
1 июля 2006 года вступит в силу Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе». Коснется он практически всех участников рынка, рекламирующих себя и своих клиентов. Поэтому мы вкратце расскажем о новеллах закон. Заинтересовавшиеся подписчики нашего издания могут заказать текст закона (бесплатно), прислав запрос на наш электронный адрес. Нововведения коснулись общих требований к рекламе, способов рекламирования, рекламы отдельных видов товаров - алкогольной продукции, пива, табачных изделий, лекарственных средств, медицинской техники, продуктов детского питания, ценных бумаг, финансовых услуг, основанных на риске игр и пари. 1. Расширяется перечень видов рекламы, признаваемой недостоверной. Так, к ней теперь будут отнесены не соответствующие действительности материалы, содержащие сведения о преимуществах рекламируемого товара перед продукцией, произведенной или реализуемой другими лицами (не соответствующие действительности сравнения), искажение сведений об ассортименте, комплектации товара, месте и сроках его продажи, о правилах и сроках проведения стимулирующих лотерей и тому подобных мероприятий, о лице, обязавшемся по ценной бумаге, об изготовителе рекламируемого товара и т.д. 2. Запрещается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции распространяется теперь и на пиво и напитки, изготавливаемые на его основе. 3. Значительно ограничивается возможность использования образов медицинских и фармацевтических работников в рекламе. Впредь таковые будут допускаться только в отношении медицинских услуг и средств личной гигиены, а также в материалах, специально ориентированных на медицинских и фармацевтических работников. 4. Запрещается размещение рекламы в учебниках для начального общего и основного общего образования, в школьных дневниках и тетрадях. Не допускается формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с внешними данными. 5. Вводится регулирование рекламы товаров при дистанционном способе их продажи. В данной рекламе должны быть указаны сведения о продавце товаров - наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. 6. Устанавливаются правила рекламирования стимулирующих мероприятий. В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в котором является приобретение определенного товара, во-первых, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия и, во-вторых, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. 7. Определяется срок действия оферты (предложения заключить договор). Установлено, что, если в рекламе не указан срок действия оферты, то она действует в течение двух месяцев. 8. В отношении рекламы в телепрограммах устанавливается, что с 1 июля 2006 года и до 1 января 2008 года общая продолжительность распространенной в телепрограмме рекламы, прерывания телепрограммы рекламой и ее совмещения с телепрограммой (например, посредством «бегущей строки») не должна превышать 20% времени вещания в течение часа и 15% в течение суток. В дальнейшем объем рекламы не будет превышать 15% времени вещания в течение часа, независимо от времени суток. Причем названные требования будут распространяться и на телемагазины и спонсорская реклама. 9. Особо оговаривается реклама во время трансляции спортивных соревнований. Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования может прерываться рекламой (в том числе спонсорской), только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок. Трансляция спортивного соревнования, в котором не предусмотрены перерывы или остановки, может прерываться рекламой только таким образом, чтобы это не привело к потере части существенной информации о спортивном соревновании. При этом общая продолжительность такой рекламы не может превышать 20% фактического времени трансляции спортивного соревнования. 10. Вводится запрет на рекламу на телевидении и в радиопрограммах в дни траура. 11. Запрещается прерывать рекламой и совмещать с ней фильмы, которые демонстрируются посредством кино- и видеообслуживания. Вместе с тем, допускается демонстрация рекламы в перерывах между сериями или частями фильма. 12. Устанавливается, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. В связи с тем, что такой документ пока отсутствует, при установке наружной рекламы следует руководствоваться предписаниями ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». 13. Определяется порядок получения разрешения органа местного самоуправления на установку рекламной конструкции на зданиях. Для получения разрешения собственник недвижимого имущества (иной законный владелец) либо владелец рекламной конструкции должен подать в указанный орган заявление. К заявлению прилагаются: 1) данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; 2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции. Орган местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий. 14. С 1 января 2007 года запрещается использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций будет запрещено. Запрет не коснется транспортных средств, на которых размещены отличительные знаки, указывающие на их принадлежность каким-либо лицам. 15. Запрещается реклама алкогольной продукции с использованием рекламных конструкций, располагаемых на элементах зданий или вне их, а с 1 января 2007 г. и табачных изделий. Запрещается реклама алкогольной продукции и табачных изделий на всех видах транспортных средств общего пользования 16. Реклама пива на радио будет разрешена с 9 до 24 часов местного времени. 17. В отношении рекламы лекарственных средств запрещается ссылаться на случаи излечения от заболеваний, на улучшение состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, на его преимущества, выявленные путем исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования. Реклама лекарственного средства также не должна содержать предположений о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья, гарантировать положительное действие объекта рекламирования. 17. Определяются требования к рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг. Такая реклама не должна содержать гарантии или обещания в будущем доходности вложений, в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая доходность не может быть определена на момент заключения договора. Такая реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут эти лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из условий. 18. Запрещается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной статьей 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ. 19. Реклама ценных бумаг должна содержать сведения о лицах, обязавшихся по рекламируемым ценным бумагам, а реклама эмиссионных ценных бумаг - наименование эмитента и источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Запрещается реклама ценных бумаг, предложение которых неограниченному кругу лиц не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также реклама имущественных прав, не удостоверенных ценными бумагами, под видом рекламы ценных бумаг.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР ВМЕСТО ТРУДОВОГО: ВЫГОДНО ИЛИ ОПАСНО?
В связи с большим количеством вопросов о заключении гражданско-правовых договоров вместо трудовых, поступающих в редакции, публикуем нашу прошлогоднюю статью на данную тему.
Возможная выгода. Многие считают, что гражданско-правовой договор (ГПД) однозначно выгоднее трудового. Не спроста работодатели стремятся заключать именно первый, как удачную альтернативу обременительному трудовому. Смотрите, трудовой договор тянет за собой удручающий хвост обязанностей для работодателя: - обеспечить работой или оплатить время простоя; - предоставить через шесть месяцев оплачиваемый отпуск или выплатить компенсацию при увольнении; - оплачивать больничные; - своевременно выплачивать заработную плату; - расторгать договор только по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, и т.д. А ГПД не влечет таких «неприятностей». Кроме того, у него есть небольшие фискальные преимущества. С вознаграждения по ГПД не платят страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (если только обязанность начислять их прямо не оговорена условиями договора). На эти вознаграждения не нужно начислять единый социальный налог в части, которая уплачивается в ФСС РФ. Возможная ответственность. Наверное, работодатели, читающие нашу статью, уже непреодолимо захотели «закамуфлировать» все трудовые договоры своих тружеников под гражданско-правовые. Рано. Вспомните о Кодексе РФ об административных правонарушениях. В нем установлена ответственность за нарушение трудового законодательства в виде штрафа. Данная санкция непременно будет применена к работодателю, если трудинспекция или суд признает все его ГПД обыкновенными трудовыми договорами. Выявив эти факты, инспекция труда потребует от работодателя восстановления нарушенных прав работников. Например, нужно будет выплатить отпускные, командировочные, оплатить больничные и т.д. Если в организации значительную часть постоянно работающих составляют "договорники", к проверке могут быть привлечены специалисты ФСС России. В таком случае могут быть проверены все ГПД за трехлетний период. При обнаружении завуалированных трудовых отношений, с организации будут взысканы недоимка и пени по страховым взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, материалы передадут в налоговую инспекцию, чтобы та взыскала недоимку и пени по ЕСН, поступающему в ФСС. Далее. Работодатель рискует и тем, что его ГПД с работником будет признан недействительным в случае если деятельность, которая поручается исполнителю, требует обязательного лицензирования или сертификации. Нередко такие трагедии приключаются со страховыми компаниями, строительными, транспортными организациями. Ответственность возможна и для работника. Например, работник заключил ГПД и из месяца в месяц, то есть систематически, получал в кассе предприятия доход от оказания определенных услуг или выполнения работ. Налицо все признаки незаконной (без государственной регистрации) предпринимательской деятельности со всеми вытекающими последствиями. В этом случае работнику грозит административная (по статьям 14.1, 15.6, 23.1, 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и даже уголовная (по ст.171 УК РФ) ответственность. Кроме того, свои претензии ему может предъявить налоговая инспекция. Статьей 11 НК РФ установлено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей, тем не менее несут все их обязанности. Они должны сдавать налоговые декларации, платить все взимаемые с предпринимателей налоги и т.д. Как заключить правильно ГПД вместо трудового договора. Не торопитесь совсем отказываться от славной мысли заключения ГПД и не спешите всех заходящих к Вам в офис с молотком или иным рабочим инструментам лихорадочно вписывать в штатное расписание. В действительности есть случаи, когда заключение ГПД возможно. Нужно только знать, чем конкретно отличаются два рассматриваемых договора. А дальше ситуация проясняется: можно или нельзя. Отличия трудовых договоров от ГПД. Похожие отношения часто закрепляются трудовым договором или такими ГПД как договоры возмездного оказания услуг, договоры подряда или агентские договоры. Как вытекает из ст. 15. Трудового кодекса РФ, трудовые отношения отличаются от гражданско-правовых тем, что для первых свойственно подчинение работника правилам трудового распорядка, выполнение внутренней трудовой функции организации (под трудовой функцией понимается любая работа по определенной специальности, квалификации, должности). Выполнение работы по ГПД предполагает получение какого-то конкретного результата (выполнение конкретной работы), а не выполнение трудовой функции. Также для трудовых отношений характерно ежемесячная оплата труда, личное выполнение работником работы. В гражданских правоотношениях личное участие не обязательно возможно, например, привлечение субподрядчика. Гражданские отношения носят, как правило, «разовый-заказной» характер, трудовые – длящийся.
Если отношения, связывающие Вашу организацию и гражданина, можно облечь в формулировки правой колонки, то скорей всего, с трудинспектором и налоговой у Вас проблем не возникнет - «обезопасывающие» формулировки. Формулировки, которые вызовут сомнения у инспектора: А вот если в Вашем ГПД прозвучат фразы вроде «Заказчик ежемесячно выплачивает Исполнителю сумму _______», «Исполнитель обязуется выполнять работу, указанную в п. ____ настоящего договора, на территории предприятия Заказчика, ежедневно с 9.00 до 18.00», «Исполнитель обязуется выполнить работу лично, без привлечения третьих лиц», «Заказчик вправе в любой момент проверить ход работы, а Исполнитель обязуется выполнять распоряжения Заказчика, касающиеся выполнения работы, в период действия настоящего договора» - такие формулировки вызовут пристальное внимание контролирующих лиц. И не дай бог назвать в ГПД Исполнителя (Подрядчика) Работником. Так что, если Вы решаете вопрос о выводе части сотрудников на гражданско-правовые отношения (допустим, они не заняты на работе ежедневно, привлекаются эпизодически на какие-то горячие работы, или по мере появления заказов), то 1) определите, можно ли отнести Ваши отношения с работником к гражданско-правовым; 2) если да, то подберите максимально безопасные формулировки договора, свидетельствующие, что он явно не трудовой и содержит все признаки, прямо противоположные названным в ст. 15 ТК РФ. Конечно, при сомнениях лучше всего обратиться к специалисту в этой области. Лучше один раз юрист разработает Вам грамотную форму договора, чем потом Вы заплатите штрафы во все инстанции. Нашим отделом в июне проводился кадровый аудит, и в большинстве организаций, использующих ГПД в работе, мы обнаружили, что те самые ГПД по сущности трудовые договоры. А в некоторых организаций присутствовали действительно ГПД, но составлены они были неверно. Из 20 организаций только у одной был правильно и законно составленный ГПД. Бдите – аккуратность защищает, знание вооружает.
ВНИМАНИЮ ПОДПИСЧИКОВ!
Вы можете заказать по почте с оплатой наложенным платежом наши последние книги, а также программное обеспечение «Пакет кадровика».
ДОГОВОРЫ- КОНСТРУКТОРЫ В ПОЛЬЗУ НАШЕЙ СТОРОНЫ (с СD-диском) С этим изданием Вы без юридической помощи организуете договорную работу грамотно, выгодно, оперативно. Мы разработали серию универсальных форм договоров с возможностью выбора многочисленных вариантов условий. Удобно составлять договоры, просто выбирая нужные варианты и удаляя неподходящие. Вам не придется рыться в бесчисленных сборниках и программах, содержащих сотни условий, но на индивидуальные случаи, не придется при отсутствии юридических знаний и времени создавать документ из фрагментов разных договоров. В книгу вошли и договоры в пользу каждой из сторон: поставщика и покупателя, подрядчика и заказчика, арендатора и арендодателя и т.д., универсальные формы сопутствующих документов (приложения, акты, допсоглашения, др.), статьи о практике заключения и исполнения договоров, написанные доступным языком, с примерами, по актуальным вопросам практики. Разобраны «по полочкам» договоры: ПОСТАВКА, МЕНА, КОМИССИЯ (передача товаров под реализацию), АРЕНДА (офисов и складов), УСЛУГИ, ПОДРЯД, ОБЩИЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИЙ КУРАТОР. Формат издания А5, 190 стр. С диском. Стоимость – 151 руб.
ТРУДИНСПЕКЦИЯ НА ПОРОГЕ... Инструкция по оперативной подготовке. 44 стр., 2005г. Вашему вниманию предлагается подробная, профессиональная, но ясная и доступная инструкция по подготовке к проверке правовых инспекторов по труду. Рассказывается, какие наиболее распространенные ошибки и нарушения законодательства обнаруживают при проверках, даются советы по их устранению, приводятся примеры из практики. С такой инструкцией Вы уверенно подготовитесь и оперативно проревизируете и подготовите участок кадровой работы в случае «угрозы» проверки ГИТ.
КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА. Инструкция для налогоплательщика. В книге в простой, доступной даже непрофессионалу форме, разъясняется содержание норм Налогового кодекса РФ, регулирующих порядок осуществления одной из форм налогового контроля – камеральной проверки. Автор книги – представитель новой профессии, независимый налоговый консультант , имеющий обширный позитивный опыт в области внесудебной и арбитражной защиты интересов налогоплательщиков от неправомерных претензий налоговых органов, предлагает Вашему вниманию системный анализ 88-й статьи НК РФ с учетом содержания внутренних документов МНС РФ, недоступных для налогоплательщика, а также арбитражной практики. В издании дается много ценных практических советов для налогоплательщиков.
МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА. Юридическое воплощение управленческих методов. Семинар на рабочем месте. С дискетой. Ред. 2005г. Интересное, в своем роде уникальное издание. В нем освещается практика юридического внедрения различных управленческих методов мотивации персонала. В книгу вошли следующие главы: вводный курс по мотивации персонала. О необходимости мотивации персонала. Выбор методов мотивации в зависимости от человеческого фактора. Выбор методов мотивации в зависимости от жизненного цикла компании. Практические советы по построению системы мотивации. Юридическое воплощение методов мотивации. Юридическая ловушка номер один – это изменение существенных условий труда. Материальная мотивация в юридическом разрезе. Особенности применения многих современных систем оплаты труда (повременно-премиальных, видов сдельных, видов комиссионных, грейдовой, КТУ, плавающих окладов и др.). Смена системы оплаты труда. Введение аттестации в целях профессиональной и карьерной мотивации. Наставничество и обучение в целях профессионального роста работников. Грамотный перевод – юридическая часть карьерной мотивации. Материал излагается простым доступным языком, иллюстрируется интересными примерами из практики волгоградских и российских компаний, собирается в четкие схемы. На дискете: формы положения об оплате труда и премировании (для различных систем оплаты труда), пакет документов для аттестации, Правила внутреннего трудового распорядка, ученический договор и другие документы по теме. 160 стр. Стоимость – 120 руб.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ КОМПАНИЙ ВОЛГОГРАДА И ОБЛАСТИ. 1. Изменились цены на услуги юристов и адвокатов. Понижена цена на регистрацию юридических лиц. 2. Вы можете разместить рекламу в нашей литературе, газете (в волгоградских тиражах). Цены доступны, действуют скидки для подписчиков. Запросите прайс: urist_volgograd@bk.ru 8442-98-98-99.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ И РАЗВИТИЯ ВАШЕМУ БИЗНЕСУ! Электронная газета "СТРАТЕГИЯ" издается Волгоградской Консалтинговой компанией "Стратегия". Вопросы по содержанию и в номер: uristy_volgograd@bk.ru. Волгоград, приемная - ул. Островского,4, тел. 98-98-99, 28-63-65, для sms - 8-917-33-400-32. Редактор: Ливена С.В. Распространение и работа с регионами - Полина Ясенева strateg_os@rambler.ru Перепечатка, использование и распространение материалов нашего издания разрешаются только с письменного согласия редактора на возмездной основе. |
В избранное | ||