Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от 08.03.2013


15-я Всероссийская программа правовой поддержки бухгалтера

С 1 по 31 марта "КонсультантПлюс" при поддержке ФНС России проводит широкомасштабную некоммерческую акцию - 15-ю Всероссийскую программу правовой поддержки бухгалтера. В ходе акции будет бесплатно распространяться спецвыпуск журнала "Главная книга" с ответами на вопросы по "кадровой" тематике. Для получения обращайтесь в свой региональный центр Сети КонсультантПлюс.

Подробнее

Схемы корреспонденций счетов от 08.03.2013

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации приобретение здания производственного цеха (объекта недвижимости), если фактически оно получено и введено в эксплуатацию в марте, в этом же месяце уплачена государственная пошлина за регистрацию перехода права собственности, поданы документы на регистрацию, а регистрация права собственности на него произведена в апреле?

Стоимость здания установлена договором купли-продажи недвижимого имущества в размере 5 900 000 руб. (в том числе НДС 900 000 руб.). Срок полезного использования здания, в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, установлен в бухгалтерском и налоговом учете организации равным 400 месяцам. Амортизация начисляется линейным способом (методом). Денежные средства за здание перечислены продавцу после регистрации перехода права собственности (в апреле).

Корреспонденция счетов:

 

Гражданско-правовые отношения

Здание производственного цеха является объектом недвижимого имущества (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

В данном случае по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя здание производственного цеха (п. 1 ст. 549 ГК РФ).

Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, а также ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131, п. 1 ст. 551 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона N 122-ФЗ). Таким образом, при покупке здания в установленном порядке регистрируется переход права собственности на него. Соответственно, право собственности на объект недвижимости переходит к организации на дату регистрации (в апреле) (п. 2 ст. 223 ГК РФ).

Цена за здание и порядок ее уплаты устанавливаются договором (п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 555 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации договором предусмотрено, что организация перечисляет денежные средства продавцу здания в полном объеме после регистрации перехода права собственности на здание.

Государственная пошлина

За государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости организацией уплачивается государственная пошлина в размере 15 000 руб. (ст. 11, п. 4 ст. 16 Федерального закона N 122-ФЗ, пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).

Бухгалтерский учет

Здание производственного цеха принимается к учету в качестве объекта основных средств (ОС) организации по первоначальной стоимости (п. п. 4, 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н). В рассматриваемой ситуации первоначальную стоимость объекта ОС формируют стоимость здания, установленная договором продажи недвижимости (без учета НДС), и государственная пошлина, уплаченная за регистрацию перехода права собственности на него (абз. 3, 8 п. 8 ПБУ 6/01). Отметим, что факт государственной регистрации перехода права собственности не имеет значения для включения здания в состав объектов ОС, поскольку такое условие признания актива в качестве объекта ОС не содержится в п. 4 ПБУ 6/01.

На дату фактического получения здания от продавца (дату подписания акта приемки-передачи здания) производится бухгалтерская запись по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-4 "Приобретение объектов основных средств", и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Одновременно в целях достоверного формирования суммы задолженности организации перед продавцом здания сумму НДС, указанную в договоре продажи недвижимости, которая будет предъявлена продавцом после перехода к организации права собственности на здание (о чем будет сказано ниже), следует отразить в учете по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредиту счета 60.

Государственная пошлина является федеральным сбором, ее уплата отражается по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредиту счета 51 "Расчетные счета" (п. 10 ст. 13, п. 1 ст. 333.16 НК РФ, Инструкция по применению Плана счетов).

Как было сказано выше, государственная пошлина в данном случае формирует первоначальную стоимость объекта ОС, то есть при ее начислении делается бухгалтерская запись по дебету счета 08, субсчет 08-4, и кредиту счета 68.

Сформированная на счете 08, субсчет 08-4, первоначальная стоимость здания в сумме 5 015 000 руб. (15 000 руб. + (5 900 000 руб. - 900 000 руб.)) списывается в дебет счета 01 "Основные средства", субсчет "Объекты недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано" (п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01). Сумма ежемесячных амортизационных отчислений в данном случае рассчитывается исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта (п. п. 18, 19 ПБУ 6/01). Срок полезного использования здания устанавливается при принятии его к учету исходя из ожидаемого срока его использования (п. 20 ПБУ 6/01).

Таким образом, организация ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем принятия здания к учету, включает в состав расходов по обычным видам деятельности сумму амортизации в размере 12 537,50 руб. (5 015 000 руб. / 400 мес.) (п. п. 5, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. 21 ПБУ 6/01, п. 52 Методических указаний). При этом производятся бухгалтерские записи по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств".

На дату регистрации перехода права собственности на приобретенное здание организация списывает его стоимость в дебет счета 01, субсчет "Объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано", со счета 01, субсчет "Объекты недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано".

При перечислении денежных средств продавцу недвижимости производится бухгалтерская запись по дебету счета 60 и кредиту счета 51 (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумму НДС, предъявленную продавцом здания производственного цеха, организация вправе принять к вычету после принятия объекта ОС к учету на основании правильно оформленного счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). В рассматриваемой ситуации организация принимает здание к учету в марте.

В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях гл. 21 НК РФ приравнивается к его отгрузке (п. 3 ст. 167 НК РФ). То есть продавец здания выставляет соответствующий счет- фактуру после государственной регистрации перехода права собственности на здание (п. 3 ст. 168 НК РФ). Соответственно, право на вычет суммы НДС по приобретенному зданию возникает у организации в апреле <*>.

Налог на прибыль организаций

Здание производственного цеха включается в состав амортизируемого имущества по первоначальной стоимости (п. 1 ст. 256 НК РФ). Первоначальной стоимостью амортизируемого объекта ОС является сумма затрат на его приобретение, которую в данном случае составляет стоимость здания, установленная договором продажи недвижимости, и государственной пошлины, уплаченной за регистрацию перехода права собственности (п. 1 ст. 257 НК РФ) <**>.

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования, который определяется организацией самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта ОС с учетом Классификации основных средств (п. 1 ст. 258 НК РФ). В данном случае здание относится к десятой амортизационной группе, срок его полезного использования установлен организацией равным 400 месяцам.

Напомним, что до 01.01.2013 действовала норма о том, что ОС, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 11 ст. 258 НК РФ). Федеральным законом от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2013 указанная норма из НК РФ исключена (пп. "б" п. 5 ст. 1, п. 1 ст. 4 Федерального закона N 206-ФЗ).

Таким образом, амортизация по приобретенному объекту недвижимости начисляется в общеустановленном порядке начиная с месяца, следующего за месяцем его ввода в эксплуатацию, вне зависимости от даты государственной регистрации перехода права собственности на него (п. 4 ст. 259 НК РФ).

В случае если организация не воспользуется правом на амортизационную премию, предусмотренную п. 9 ст. 258 НК РФ, сумма амортизационных отчислений, ежемесячно включаемых в состав расходов, связанных с производством и реализацией, составит 12 537,50 руб. (5 015 000 руб. x 1 / 400 мес. x 100%) (пп. 1 п. 1 ст. 259, п. 2 ст. 259.1, пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ).

Обозначения аналитических счетов и субсчетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 01:

01-1 "Объекты недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано";

01-2 "Объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано".

К балансовому счету 68:

68-гп "Расчеты по государственной пошлине";

68-НДС "Расчеты по НДС".

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
В марте
Отражена договорная стоимость приобретенного здания (5 900 000 - 900 000) 08-4 60 5 000 000 Договор продажи недвижимости, Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
Отражена сумма НДС по полученному зданию 19 60 900 000 Договор продажи недвижимости, Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
Уплачена государственная пошлина за регистрацию перехода права собственности на здание 68-гп 51 15 000 Выписка банка по расчетному счету
Сумма государственной пошлины включена в первоначальную стоимость объекта ОС 08-4 68-гп 15 000 Расписка в принятии документов на государственную регистрацию прав
Здание принято к учету в составе объектов ОС, право собственности на которые не зарегистрировано 01-1 08-4 5 015 000 Акт о приеме-передаче здания (сооружения), Инвентарная карточка учета объекта основных средств
В апреле
Здание принято к учету в составе объектов ОС, право собственности на которые зарегистрировано 01-2 01-1 5 015 000 Свидетельство о государственной регистрации прав, Инвентарная карточка учета объекта основных средств
Принят к вычету НДС, предъявленный продавцом здания 68-НДС 19 900 000 Счет-фактура
Перечислены денежные средства продавцу здания 60 51 5 900 000 Выписка банка по расчетному счету
Начислена амортизация <***> 20 02 12 537,50 Бухгалтерская справка-расчет

 


<*> Напомним, что вопрос о том, в какой момент у организации возникает право на вычет - на дату принятия объекта к учету на счете 08 или на счете 01, является спорным. По этому вопросу см. п. 3.2.2 Энциклопедии спорных ситуаций по НДС. Однако в данном случае для организации это не имеет значения, поскольку право на вычет НДС возникает у нее уже после отражения стоимости здания на счете 01.

<**> Заметим: государственная пошлина за регистрацию перехода права собственности на здание формирует первоначальную стоимость здания в связи с тем, что ее уплата неразрывно связана с его приобретением. Такая точка зрения подтверждается разъяснениями Минфина России, приведенными, например, в Письмах от 08.06.2012 N 03-03-06/1/295, от 04.03.2010 N 03-03-06/1/113. В то же время ранее Минфин России высказывал и иную позицию, основанную на том, что сумма государственной пошлины может быть признана в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Подробно данный вопрос освещен в п. 2.1 Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

<***> Аналогичные записи производятся ежемесячно в течение срока полезного использования объекта недвижимости.

2013-02-08 Т.Е.Меликовская
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ситуация:

Как в 2013 г. отразить в учете организации продажу бывшего в употреблении объекта основных средств (ОС) (ксерокса) до истечения пяти лет после введения его в эксплуатацию? Амортизация по ксероксу начислялась линейным способом (методом), организация применила 30%-ную амортизационную премию. Организация-продавец и покупатель ксерокса не являются взаимозависимыми лицами.

В бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость ксерокса, введенного в эксплуатацию в июне 2012 г., составляет 62 304 руб., срок его полезного использования установлен равным четырем годам (48 месяцам). Ксерокс использовался для управленческих нужд.

Ксерокс продан в январе 2013 г. (через семь месяцев после ввода его в эксплуатацию) за 62 797,24 руб. (в том числе НДС 9579,24 руб.) (т.е. по договорной стоимости, которая определена как сумма остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета и начисленного на нее НДС).

Корреспонденция счетов:

 

Гражданско-правовые отношения

Правоотношения организации и покупателя ксерокса регулируются нормами гл. 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса РФ.

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 454, п. 1 ст. 456, п. 1 ст. 484, п. 1 ст. 485 ГК РФ). В данном случае покупатель оплачивает товар (ксерокс) после его получения от организации (п. 1 ст. 455, п. 1 ст. 486 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

Для ксерокса выполняются все условия, установленные в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. Поэтому он числится в бухгалтерском учете организации в составе ОС по первоначальной стоимости, составляющей 62 304 руб.

Начисление амортизации по ксероксу.

По приобретенному ксероксу организация в бухгалтерском учете ежемесячно в течение семи месяцев (с июля 2012 г. по январь 2013 г. включительно) начисляет амортизацию линейным способом (п. 17, абз. 2 п. 18, п. п. 21, 22 ПБУ 6/01). Амортизация начисляется исходя из установленного организацией срока полезного использования ксерокса, составляющего четыре года (абз. 3 п. 20 ПБУ 6/01).

Годовая сумма амортизации составляет 15 576 руб. (62 304 руб. / 4 года) (абз. 2 п. 19 ПБУ 6/01). Значит, амортизация в бухгалтерском учете начисляется ежемесячно в размере 1298 руб. (15 576 руб. / 12) (абз. 5 п. 19 ПБУ 6/01).

Суммы начисленной амортизации признаются расходами по обычным видам деятельности и в данном случае относятся к управленческим расходам (абз. 6 п. 5, абз. 5 п. 8, п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Они отражаются записями по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Управленческие расходы в качестве условно-постоянных могут полностью списываться в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 90-2 "Себестоимость продаж", в конце того месяца, в котором они признаны (абз. 2 п. 9 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов).

Продажа ксерокса.

Для целей бухгалтерского учета доход от продажи ксерокса включается в состав прочих доходов в сумме, согласованной в договоре купли-продажи между организацией и покупателем, на дату перехода права собственности на ксерокс к покупателю (п. п. 7, 10.1, абз. 2 п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, п. п. 30, 31 ПБУ 6/01). При этом производится запись по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы".

При выбытии (продаже) объекта ОС его стоимость подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01). Для этого организация может открыть к счету 01 "Основные средства" субсчет 01-2 "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта ОС, а в кредит - сумма накопленной по нему амортизации со счета 02. Остаточная стоимость объекта ОС признается прочим расходом и списывается со счета 01, субсчет 01-2, в дебет счета 91, субсчет 91-2 "Прочие расходы" (п. 11, абз. 2 п. 19 ПБУ 10/99).

В данном случае ксерокс продан по остаточной стоимости (с учетом НДС), поэтому в бухгалтерском учете сальдо прочих доходов и расходов по данной операции равняется нулю.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Реализация имущества (в частности, ксерокса) на территории РФ облагается НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база определяется организацией на дату передачи покупателю ксерокса в размере договорной стоимости ксерокса, за вычетом НДС (пп. 1 п. 1 ст. 167, п. 2 ст. 153, п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 168 НК РФ). Поскольку в данном случае организация и покупатель ксерокса не являются взаимозависимыми лицами, цена, применяемая ими в сделке, а также доход, полученный организацией, признаются рыночными (абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Налогообложение производится в данном случае по налоговой ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Организация оформляет соответствующий счет-фактуру в двух экземплярах, первый из которых выставляет покупателю, а второй регистрирует в ч. 1 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также в книге продаж (п. 6 Правил заполнения счета-фактуры, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, абз. 3 пп. "а" п. 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, п. 3 Правил ведения книги продаж).

В бухгалтерском учете начисление НДС отражается записью по дебету счета 91, субсчет 91-2, и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Налог на прибыль организаций

Ксерокс, введенный в эксплуатацию в июне 2012 г., стоимостью более 40 000 руб. предназначен для использования в деятельности, направленной на извлечение дохода, в течение срока, превышающего 12 месяцев. Поэтому в налоговом учете он является амортизируемым объектом ОС (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ).

Начисление амортизации по ксероксу.

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, ксерокс относится к третьей амортизационной группе.

Организация имеет право признавать в составе расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 30% первоначальной стоимости объекта ОС, относящегося к третьей амортизационной группе (абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ). Значит, ксерокс включен организацией в третью амортизационную группу по стоимости 43 612,80 руб. (62 304 руб. - 62 304 руб. x 30%) (абз. 3 п. 9 ст. 258 НК РФ).

Ксерокс амортизируется линейным методом (пп. 1 п. 1, абз. 2 п. 3 ст. 259 НК РФ). Начисление амортизации производится ежемесячно начиная с июля 2012 г. (п. п. 2, 4 ст. 259 НК РФ). Норма амортизации составляет 2,0833% (1 / 48 мес. x 100%) (абз. 2 п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

То есть ежемесячно с июля 2012 г. в течение семи месяцев для целей налогообложения признавалась амортизация в сумме 908,60 руб. (43 612,80 руб. x 2,0833%) (п. 2 ст. 259.1 НК РФ), при этом в июле 2012 г. в расходы была также включена амортизационная премия в сумме 18 691,20 руб. (62 304 руб. x 30%).

Амортизационные отчисления признаются расходами, связанными с производством и реализацией, в размере начисленных сумм (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 3 ст. 272 НК РФ).

Продажа ксерокса.

Выручка от продажи ксерокса в размере его договорной стоимости (за вычетом НДС) признается доходом от реализации на дату передачи его покупателю (п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 248, п. п. 1, 3 ст. 271 НК РФ, п. 1 ст. 223 ГК РФ).

Указанный доход уменьшается на остаточную стоимость выбывающего ксерокса (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). По общему правилу остаточная стоимость ОС, введенного в эксплуатацию после вступления в силу гл. 25 НК РФ, определяется как разница между его первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации (абз. 8 п. 1 ст. 257 НК РФ). Однако, в случае если в отношении объекта ОС применена амортизационная премия, при определении остаточной стоимости такого объекта ОС с 01.01.2013 вместо показателя первоначальной стоимости используется показатель стоимости, по которой этот объект включен в соответствующую амортизационную группу (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 4 ст. 1, ст. 4 Федерального закона от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

При применении линейного метода начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект ОС выбыл из состава амортизируемого имущества организации (п. 5 ст. 259.1 НК РФ).

Значит, остаточная стоимость ксерокса определяется как разница между стоимостью, по которой этот объект ОС включен в третью амортизационную группу, и суммой начисленной за семь месяцев амортизации. То есть остаточная стоимость ксерокса в налоговом учете составляет 37 252,60 руб. (43 612,80 руб. - 908,60 руб. x 7 мес.).

Напомним: объект ОС, в отношении которого была применена амортизационная премия, реализован до истечения пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию. Ранее в такой ситуации сумма амортизационной премии подлежала восстановлению и включению в состав внереализационных доходов в отчетном (налоговом) периоде реализации объекта ОС независимо от того, являются ли стороны сделки взаимозависимыми лицами (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ).

С 01.01.2013 при реализации объекта ОС после этой даты, но ранее чем по истечении пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию амортизационная премия не восстанавливается, если организация и покупатель объекта ОС не являются взаимозависимыми лицами (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ, пп. "а" п. 5 ст. 1, ст. 4 Федерального закона N 206-ФЗ). В данном случае продавец и покупатель ксерокса не являются взаимозависимыми лицами, поэтому при его реализации амортизационная премия не восстанавливается и внереализационного дохода в налоговом учете организации- продавца не возникает.

Применение ПБУ 18/02

Начисление амортизации по ксероксу.

В июле 2012 г. расходы были признаны в бухгалтерском учете в размере 1298 руб., а в налоговом учете - в сумме 19 599,80 руб. (18 691,20 руб. + 908,60 руб.). В результате этого в учете организации в указанном месяце возникли налогооблагаемая временная разница (НВР) в размере 18 301,80 руб. (19 599,80 руб. - 1298 руб.) и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО) в сумме 3660,36 руб. (18 301,80 руб. x 20%) (п. п. 12, 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н). Возникновение ОНО отражается записью по дебету счета 68 и кредиту счета 77 "Отложенные налоговые обязательства" (абз. 4 п. 15 ПБУ 18/02).

В течение последующих шести месяцев сумма расходов в виде ежемесячных амортизационных отчислений, признаваемых в бухгалтерском учете (1298 руб.), превышает соответствующую сумму, признаваемую в налоговом учете (908,60 руб.). В результате этого возникшие в июле 2012 г. НВР и ОНО уменьшаются ежемесячно в течение шести месяцев (с августа 2012 г. по январь 2013 г.) (п. 18 ПБУ 18/02). При этом в учете производятся обратные записи по указанным выше счетам на сумму 77,88 руб. ((1298 руб. - 908,60 руб.) x 20%) ежемесячно (Инструкция по применению Плана счетов).

Продажа ксерокса.

В момент выбытия ксерокса оставшаяся сумма ОНО списывается с дебета счета 77 в кредит счета 99 "Прибыли и убытки" (абз. 3 п. 18 ПБУ 18/02, Инструкция по применению Плана счетов).

При выбытии ксерокса и в бухгалтерском, и в налоговом учете признается доход от его реализации, которая уменьшается на сумму остаточной стоимости, составляющую в бухгалтерском учете 53 218 руб. (62 304 руб. - 1298 руб. x 7 мес.), а в налоговом учете - 37 252,60 руб.

Таким образом, в налоговом учете признается финансовый результат (прибыль) от реализации ксерокса в размере 15 965,40 руб. (62 797,24 руб. - 9579,24 руб. - 37 252,60 руб.), в то время как в бухгалтерском учете указанный финансовый результат равен нулю (62 797,24 руб. - 9579,24 руб. - 53 218 руб.). Таким образом, у организации возникают постоянная разница в сумме 15 965,40 руб. и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) в сумме 3193,08 руб. (15 965,40 руб. x 20%) (абз. 3 п. 4, п. 7 ПБУ 18/02).

Возникновение ПНО отражается записью по дебету счета 99, субсчет "Постоянные налоговые активы (обязательства)", и кредиту счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов).

Обозначения субсчетов и аналитических счетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 01:

01-1 "Основные средства в эксплуатации";

01-2 "Выбытие основных средств".

К балансовому счету 68:

68-НДС "Расчеты по НДС";

68-пр "Расчеты по налогу на прибыль".

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
В июле 2012 г.
Начислена амортизация по ксероксу 26 02 1 298 Бухгалтерская справка-расчет
Отражено ОНО 68-пр 77 3 660,36 Бухгалтерская справка-расчет
Ежемесячно в течение пяти месяцев
Начислена амортизация по ксероксу 26 02 1 298 Бухгалтерская справка-расчет
Уменьшено ОНО 77 68-пр 77,88 Бухгалтерская справка-расчет
В январе 2013 г.
Начислена амортизация по ксероксу 26 02 1 298 Бухгалтерская справка-расчет
Уменьшено ОНО 77 68-пр 77,88 Бухгалтерская справка-расчет
Списано ОНО (3660,36 - 77,88 x 6) 77 99 3 193,08 Бухгалтерская справка-расчет
Признан прочий доход от продажи ксерокса <*> 62 91-1 62 797,24 Договор купли-продажи, Акт о приеме-передаче объекта основных средств
Начислен НДС при продаже ксерокса (62 797,24 / 118 x 18) 91-2 68-НДС 9 579,24 Счет-фактура
Отражена первоначальная стоимость проданного ксерокса <*> 01-2 01-1 62 304 Акт о приеме-передаче объекта основных средств
Списана сумма начисленной амортизации по проданному ксероксу <*> (1298 x 7) 02 01-2 9 086 Акт о приеме-передаче объекта основных средств
Списана остаточная стоимость ксерокса <*> (62 304 - 9086) 91-2 01-2 53 218 Акт о приеме-передаче объекта основных средств
Отражено ПНО 99 68-пр 3 193,08 Бухгалтерская справка-расчет
Получены денежные средства от покупателя ксерокса 51 62 62 797,24 Выписка банка по расчетному счету

 


<*> Напомним: с 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которым формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9, ст. 32 Федерального закона N 402-ФЗ). Теперь формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Это изменение касается и унифицированной формы N ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)".

При утверждении форм первичных учетных документов необходимо учитывать требования к их обязательным реквизитам, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ.

2013-02-08 А.С.Дегтяренко
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни


В избранное