Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от 11.02.2011


КонсультантПлюс Схемы корреспонденций счетов
Выпуск от 11.02.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ"


Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации расходы на рассылку по почте поздравлений контрагентам?

Для поздравления контрагентов организация через подотчетное лицо приобрела открытки и конверты на сумму 10 000 руб. (НДС в чеке ККТ не выделен). В день утверждения авансового отчета открытки и конверты переданы в секретариат, подписаны и разосланы контрагентам на основании составленного списка контрагентов.

Корреспонденция счетов:

 

Порядок ведения кассовых операций

Расчеты с работником по денежным средствам, выданным на хозяйственные нужды, осуществляются в соответствии с абз. 1, 3 п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40. Не позднее трех рабочих дней после срока, на который выданы денежные средства под отчет, работник организации должен представить Авансовый отчет (форма N АО-1) об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Бухгалтерский учет

Выданная под отчет сумма отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и кредиту счета 50 "Касса" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

В рассматриваемой ситуации работником приобретены конверты и открытки для поздравления партнеров и контрагентов.

По нашему мнению, в данном случае приобретенные конверты и поздравительные открытки могут не отражаться в составе активов организации, а сразу учитываться на счетах учета расходов (п. п. 7.2.2, 7.6, 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997), п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Рассылка поздравлений партнерам и контрагентам производится в соответствии с обычаями делового оборота, поэтому, по нашему мнению, рассматриваемые затраты могут быть признаны коммерческими расходами. В этом случае стоимость конвертов и открыток относится на расходы на продажу (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

На основании утвержденного руководителем авансового отчета производится запись по дебету счета 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции с кредитом счета 71.

Налог на прибыль организаций

В налоговом учете затраты на приобретение конвертов и открыток учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на канцелярские товары (пп. 24 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Такой вывод сделан в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2006, 18.08.2006 по делу N А40-10124/06-90-55.

Отметим, что в другом судебном решении Арбитражного суда г. Москвы указано: расходы на поздравление контрагентов с праздниками, осуществленные в соответствии с обычаями делового оборота, удовлетворяют требованиям, предусмотренным абз. 2, 3, 4 п. 1 ст. 252 НК РФ: являются документально подтвержденными и обоснованными (экономически оправданными) (см., например, Решение от 06.07.2005 по делу N А40-15236/05-114-111). Данные расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли также на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Выданы из кассы наличные деньги на приобретение открыток и конвертов 71 50 10 000 Распоряжение руководителя, Расходный кассовый ордер
Отражены коммерческие расходы 44 71 10 000 Авансовый отчет

 

2011-01-11 Е.В.Фещенко
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ситуация:

Как отразить в учете организации перечисление предоплаты иностранному поставщику под поставку товара и частичный возврат предоплаты в связи с невозможностью поставки товара в полном объеме?

Организация (покупатель) заключила договор с иностранной компанией на поставку товара на условиях 100%-ной предоплаты. 10 февраля организация перечислила поставщику предоплату в размере 10 000 долл. США согласно условиям договора. 12 марта поставщик частично исполнил свои обязательства, поставив товар на сумму 7000 долл. США. По причине невозможности исполнения поставщиком своих обязательств в полном объеме договор был изменен. По взаимному соглашению сторон часть предоплаты в размере 3000 долл. США возвращена организации в день подписания дополнительного соглашения - 15 апреля.

Курс доллара США, установленный ЦБ РФ, составляет (условно):

10 февраля - 30,40 руб/долл. США;

12 марта - 30,00 руб/долл. США;

15 апреля - 29,00 руб/долл. США.

В целях налогообложения прибыли организация определяет доходы и расходы методом начисления.

Корреспонденция счетов:

 

Гражданско-правовые отношения

Гражданско-правовые отношения, вытекающие из договоров купли-продажи, регулируются гл. 30 Гражданского кодекса РФ.

Договором купли-продажи может быть предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар до его передачи продавцом (предварительная оплата) (п. 1 ст. 487 ГК РФ). Если продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок, то покупатель вправе потребовать возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом (п. 3 ст. 487 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

Сумма перечисленной предоплаты не признается расходом организации (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, расчеты с поставщиками отражаются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При этом авансы и предварительные оплаты учитываются обособленно.

В данном случае расчеты с поставщиком производятся в иностранной валюте. Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей (п. 24 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 34н).

В общем случае пересчет стоимости активов и обязательств в рубли должен производиться как на дату совершения операции, так и на отчетную дату (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утвержденного Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н). Однако средства выданных авансов и предварительных оплат принимаются к учету в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, и в дальнейшем в связи с изменением курса не переоцениваются.

В связи с невозможностью поставщика исполнить обязательства по поставке товара в полном объеме в первоначальный договор вносятся изменения. После подписания дополнительного соглашения обязательства поставщика по поставке товара на сумму 3000 долл. США заменяются обязательством по возврату денежных средств. По мнению Минфина России, в таком случае выданная сумма перестает являться предоплатой (Письмо Минфина России от 02.11.2010 N 03-03-06/1/683). Следовательно, производится пересчет обязательства поставщика по курсу, действовавшему на дату подписания дополнительного соглашения, а также на отчетные даты и дату возврата денежных средств. В данном случае подписание дополнительного соглашения и возврат денежных средств произведены в один день. Возникшая отрицательная курсовая разница при пересчете обязательства учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99, п. 13 ПБУ 3/2006).

Налог на прибыль организаций

В целях налогообложения прибыли суммы перечисленных предоплат расходами не признаются (п. 14 ст. 270 Налогового кодекса РФ), а предоплаты, выданные в иностранной валюте, пересчитываются по курсу иностранной валюты, действовавшему на дату перечисления денежных средств, и в дальнейшем не переоцениваются (п. 11 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).

В случае расторжения (изменения) договора купли-продажи предоплаты, перечисленные продавцу по расторгнутому (измененному) договору, должны быть переквалифицированы в денежное требование покупателя по возврату излишне перечисленных поставщику денежных средств в иностранной валюте. При этом организация на дату расторжения (изменения) договора купли-продажи в целях налогообложения прибыли включает в состав внереализационных расходов курсовую разницу (в данном случае она отрицательная), образовавшуюся с даты выдачи предоплаты до даты расторжения (изменения) договора в результате изменения официального курса иностранной валюты к рублю. Далее денежное требование по возврату предоплаты, выраженное в иностранной валюте, подлежит переоценке в налоговом учете в порядке, установленном НК РФ.

Такая точка зрения по вопросу включения в состав внереализационных расходов (доходов) курсовой разницы, возникшей в результате переоценки возвращенных продавцом валютных предоплат, выражена в вышеуказанном Письме Минфина России N 03-03-06/1/683.

Обозначения аналитических счетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 60:

60-а "Расчеты по предоплатам (авансам) выданным";

60-р "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
10 февраля (курс - 30,40 руб/долл. США)
Перечислена предоплата поставщику товаров (10 000 x 30,40) 60-а 52 304 000 Выписка банка по валютному счету
12 марта (курс - 30,00 руб/долл. США) <*>
Зачтена часть предоплаты за полученные товары (7000 x 30,40) 60-р 60-а 212 800 Бухгалтерская справка-расчет
15 апреля (курс - 29,00 руб/долл. США)
Отражена отрицательная курсовая разница (3000 x (30,40 - 29,00)) 91-2 60-а 4 200 Дополнительное соглашение, Бухгалтерская справка-расчет
Получен остаток предоплаты от поставщика (3000 x 29,00) 52 60-а 87 000 Выписка банка по валютному счету

<*> В данной схеме записи по принятию к учету товара не приводятся.

2011-01-11 В.Ю.Баринов
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению


Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни


В избранное