Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!

В этом выпуске нашей рассылки мы обратимся к медиации в сфере здравоохранения.

Здравоохранение — очень «деликатная» область деятельности. В силу того, что речь идет о человеческой жизни и здоровье, особое значение приобретают здесь такие личностные характеристики, как тактичность и внимательность, а ключевыми характеристиками развития являются качество и стабильность.

При этом, за последние двадцать лет отношения, связанные с охраной здоровья, сильно усложнились: все более актуальными становятся вопросы защиты прав пациентов и качественного оказания медицинских услуг, меняются финансовые основы медицинской деятельности, появляются новые участники отношений (например, страховые компании) и т. д. Такое бурное развитие подразумевает возникновение большого количества конфликтов и споров, способы разрешения которых, соответственно, также нуждаются в модернизации и большем разнообразии вариантов. Существующие возможности урегулирования разногласий в основной своей массе сильно формализованы, и это зачастую приводит к тому, что в ходе разбирательства в рамках той или иной процедуры не принимаются во внимание многие «незначительные нюансы», которые в подобного рода делах как раз нередко и становятся определяющими. Поэтому, к сожалению, следует признать тот факт, что имеющиеся способы разрешения споров в сфере здравоохранения не отвечают происходящим в ней изменениям, т. к. они не позволяют в полной мере защитить интересы не только пациентов, но и провайдеров медицинских услуг — медицинские организации, а также работающие на этом рынке страховые компании.

Медиация, хотя, безусловно, не является панацеей, тем не менее она лишена многих недостатков и обладает различными преимуществами. В частности, этот способ разрешения споров:
  • дает возможность быть услышанным и получить разъяснения по проблеме;
  • способствует установлению и сохранению доверия в отношениях между пациентом, медицинским учреждением и страховой компанией;
  • позволяет быстро и эффективно исчерпать конфликт на основе работы с реальными интересами участников ситуации;
  • сохраняет репутацию, имидж организации;
  • благоприятствует формированию корпоративной культуры, ориентированной на удовлетворение нужд пациентов, клиентов и деловых партнеров.
О значимости, сути и перспективах применения медиации в сфере здравоохранения можно прочитать, например, в статье Президента Научно-методического центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили «Когда спор идет о жизни и здоровье. Почему современная система здравоохранения остро нуждается в методе медиации?» (журнал «Медиация и право», № 2 (16) июнь 2010), а также в статье медиатора из Германии А. Вебер «Исцеление спора. АРС, медиация и переговоры в здравоохранении» (журнал «Медиация и право», № 1 (19) июнь 2011).


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский.

В избранное