Что произойдет с действующими соцвыплатами после введения единого пособия для беременных и семей с детьми? Меры поддержки, которые объединит единое пособие для беременных и семей с детьми, после 1 января 2023 г. назначаться не будут. Исключение составят граждане, у которых право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка либо при рождении третьего ребенка и последующих детей возникнет до 1 января 2023 г. Исключаются ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному соцстрахованию на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, и ежемесячные выплаты в связи с рождением второго ребенка. Средства маткапитала можно направить на получение ежемесячной выплаты в размере регионального прожиточного минимума для детей до достижения ребенком возраста 3 лет независимо от очередности его рождения. Размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать двукратную величину регионального прожиточного минимума на душу населения. Закон вступает в силу с 1 января 2023 г.
Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 474-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10 и 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Оплата труда врачей будет
софинансироваться за счет трансфертов из ФОМС до 2025 г. включительно. Подписан закон о продлении до 2025 г. включительно периода предоставления из ФОМС межбюджетных трансфертов для софинансирования расходов медорганизаций на оплату труда врачей и среднего медперсонала, а также на стимулирующие выплаты за выявление онкозаболеваний в ходе диспансеризации и профосмотров. Уточнен перечень договоров, получая выплаты и вознаграждения по которым физлица признаются застрахованными по ОМС. Речь идет о договорах об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и о лицензионных договорах о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности. Закон вступает в силу с 1 января 2023 г.
Размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении военной пенсии, в следующем году не изменится. С 1 января 2023 г. для военных пенсионеров, бывших сотрудников отдельных силовых ведомств и членов их семей размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, останется на уровне 85,47%. Аналогичный размер установлен с 1 октября 2022 г. Приостановление индексации довольствия продлено до 1 января 2024 г. Закон вступает в силу с 1 января
2023 г.
Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 470-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" Прожиточный минимум на 2023-2024 гг. устанавливается исходя из прогнозируемой границы бедности. Подписан закон об установлении прожиточного минимума на 2023-2024 гг. исходя из прогнозируемой границы бедности по итогам этих годов. Прожиточный минимум в целом по России на душу населения и по основным социально-демографическим группам на следующие два года устанавливается Законом о федеральном бюджете. Высокая прогнозируемая инфляция на 2022-2024 гг., а также сложившийся медианный доход за 2021 г. и его прогнозируемый уровень за 2022 г. не позволяют использовать при установлении
прожиточного минимума на 2023-2024 гг. действующее его соотношение с медианным доходом в 44,2%. Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 468-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" Бюджет ФОМС на 2023-2025 гг. будет дефицитным. В 2023 г. ожидается дефицит бюджета ФОМС в сумме 83,9 млрд руб. (это больше, чем в 2022 г. на 62,04 млрд руб.), в 2024 г. - 67,7 млрд, в 2025 г. - 20,1 млрд. Он будет покрыт переходящими остатками средств на счетах Фонда. Бюджет рассчитан исходя из численности граждан, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 января 2022 г. в количестве 144,6 млн человек, в т. ч. работающего населения - 63,7 млн, неработающего - 80,9 млн. Доходы бюджета будут формироваться в 2023 г. на 85,7% за счет поступлений страховых взносов на ОМС, в 2024 г. - 86,1%, в 2025 -
86,4%. Основную долю расходов (86%) составляют субвенции регионам на организацию ОМС. Размер субвенции покрывает подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2023 г. в размере 15 823,6 руб. (в 2022 - 14 173,9 руб.).
Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" Бюджет Социального фонда России на ближайшие годы будет профицитным. Президент РФ подписал Закон о бюджете Фонда пенсионного и социального страхования на 2023 г. и плановый период 2024 и 2025 гг. Бюджет в 2023 г. будет профицитным: - доходы - 13,711 трлн руб.; - расходы - 13,541 трлн руб.; - профицит - 0,17 трлн руб.
Определены основные характеристики бюджета на 2024 и 2025 гг. В этот период бюджет также будет профицитным. Доходы бюджета Фонда в части страховых взносов на ОПС, ОСС сформированы исходя из единых тарифов страховых взносов в размере 30% в пределах единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 15,1% с сумм выплат, превышающих эту величину, с учетом норматива 72,8% на ОПС и 8,9% на ОСС. На 2023 г. единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов на ОПС определена исходя из прогнозного размера среднемесячной начисленной зарплаты работников организаций в размере 69 452 руб. Напомним, что Фонд будет образован с 1 января 2023 г. за счет объединения ПФР и ФСС.
Установлен перечень организаций и ИП для получения налогового вычета за занятия спортом. С 2022 г. граждане могут получить социальный налоговый вычет за физкультурно-оздоровительные услуги. Для этого нужно, чтобы организации и ИП, предоставляющие такие услуги, были включены в специальный перечень, который формирует и ведет Минспорт. Условия для включения - физическая культура и спорт должны быть основным видом деятельности, в штате должны работать сотрудники, имеющие профильное образование не ниже среднего профессионального, а организации не должны находиться в реестре недобросовестных поставщиков товаров и услуг. В перечень 2023 г. вошли 4 403 физкультурно-спортивные организации и ИП. Граждане могут получить социальный налоговый вычет в том числе за оказанные физкультурно-оздоровительные услуги их детям в
возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме.
Постановление Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2022 г. N 52-П "По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 562 и 14836 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой" КС РФ: собственнику квартиры могут пересчитать плату за вывоз ТКО, даже если он живет в ней иногда и прописан по другому адресу. Собственник жилья в МКД платит за коммунальные услуги, даже если не использует помещение и не зарегистрирован в нем. Пересчитать плату могут только за отдельные услуги при временном отсутствии. Если в квартире никто не проживает, плату за
услуги по обращению с ТКО рассчитывают исходя из количества собственников помещения. Заявительница попыталась оспорить данное правило. Согласно ее доводам ей отказались пересчитать упомянутую плату за ее помещение, в котором она проживает лишь периодически. Отказ мотивировали тем, что она зарегистрирована не по этому, а по другому адресу. Тем самым ее обязали оплачивать фактически не потребленную услугу. КС РФ счел положения конституционными. Они не позволяют дифференцировано решать вопрос о перерасчете платы за услугу за вывоз мусора собственнику помещения, в котором он постоянно не проживает, в зависимости от того, зарегистрирован или нет он или иные лица по этому адресу. Как пояснил КС РФ, услугу по вывозу мусора оказывают всем собственникам и пользователям жилья в МКД независимо от общего количества граждан, проживающих в данный момент. Она необходима для поддержания дома и прилегающей к нему территории. Между тем право потребителя на
перерасчет платы за отдельные коммунальные услуги в квартире не связано с наличием либо отсутствием регистрации в ней. Наличие такой регистрации не имеет правоподтверждающего значения. Плату, исчисляемую исходя из количества проживающих, могут пересчитать при временном отсутствии незарегистрированного собственника. В то же время КС РФ воздержался от решения вопроса о том, что понимается под "временным отсутствием потребителя" в том смысле, в каком данное понятие используют на практике для перерасчета.
Приказ Рособрнадзора от 22 сентября 2022 г. N 1012 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности" Обновлен регламент по лицензированию регионами образовательной деятельности. С 1 января 2023 г. для региональных органов власти, которым переданы федеральные полномочия в области образования, будет действовать новый регламент по лицензированию образовательной деятельности. Он заменит регламент 2020 г. В частности, конкретизирован перечень заявителей. Госуслуга предоставляется в соответствии с вариантом ее предоставления, определяемым исходя из
установленных признаков заявителя, а также из результата предоставления госуслуги, за получением которого обратился заявитель. Признаки заявителя определяются путем профилирования, осуществляемого в соответствии с регламентом. Госуслуга не предоставляется в МФЦ. Максимальный срок ее предоставления - 5 рабочих дней. Сведения о размере госпошлины за госуслугу размещаются на Едином портале, Региональном портале и на сайте уполномоченного органа. Для предоставления госуслуги используется информсистема АКНДПП. Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 декабря 2022 г. Регистрационный № 71299.
Приказ Федеральной налоговой службы от 14 ноября 2022 г. N ЕД-7-19/1085@ "Об утверждении документов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2.3 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации" Урегулирован порядок предоставления согласия на разглашение налоговой тайны. Любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговыми, следственными, таможенными органами, ОВД или органом государственного внебюджетного фонда, составляют налоговую тайну. Исключение - общедоступные сведения, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя-налогоплательщика. С 1 августа 2022 г. не считается разглашением налоговой тайны предоставление налоговыми органами третьим лицам сведений о налогоплательщике при наличии его согласия на это. Установлены новые форма и формат согласия налогоплательщика на предоставление налоговым органом сведений о нем, составляющих налоговую тайну, иному лицу или на признание таких сведений общедоступными. Урегулирован порядок дачи согласия и порядок предоставления налоговым органом сведений о налогоплательщике третьим лицам. Согласие представляется в налоговые органы по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика
или через сайт ФНС. Прежний порядок дачи согласия и его форма утрачивают силу. Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 декабря 2022 г. Регистрационный № 71321.
Анонс
7 декабря 2022 года Всероссийский спутниковый онлайн-семинар "Закрываем 2022 год. Что необходимо учесть при составлении отчетности" Спикер: Шаркаева Ольга Анатольевна - к.э.н., доцент, аттестованный консультант по налогам и сборам, член ПНК России, аттестованный профессиональный бухгалтер, аттестованный преподаватель ИПБ России, ведущий специалист консалтинговой компании.