Гарант. Ежедневный мониторинг федерального законодательства
Получите Сертификат от разработчика - подтверждение Вашего профессионализма!
Дистанционное тестирование на знание системы ГАРАНТ для зарегистрированных пользователей (подробности на www.garant.ru)
Федеральный закон направлен на дальнейшее развитие
системы обязательного социального страхования и повышение с 2010 г. уровня
пенсионного обеспечения граждан. В частности, предусмотрен новый механизм
начисления различных социальных выплат и пенсий. Вместо базовой части
трудовой пенсии (1 950 руб. в месяц) вводится фиксированный базовый размер
страховой части трудовой пенсии. Так, для граждан, не имеющих на иждивении
нетрудоспособных членов семьи, такой размер составит 2 562 руб. в месяц, а для
граждан, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы, - 5 124
руб. в месяц. В результате пересчета размера пенсионных прав, полученных
до 2002 г. (начало пенсионной реформы), среднегодовая прибавка к пенсии в 2010
г. составит 2 340 руб. В итоге среднегодовой размер трудовой пенсии составит 7
946 руб., в том числе: трудовой пенсии по старости - 8 602 руб.; трудовой пенсии
по инвалидности (для новых назначений) - 6 974 руб.; трудовой пенсии по случаю
потери кормильца (для новых назначений) - 7 123 руб.; трудовой пенсии для лиц,
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, - 10 570
руб. Размер социальной пенсии достигнет 4 917 руб. Для сравнения, средний размер
пенсии на 1 марта 2009 г. составлял 4845 руб. Следует отметить, что в
любом случае доход пенсионера не будет ниже прожиточного минимума в регионе его
проживания. Пенсия тех, кто вступил в систему пенсионного страхования после 2002
г. и проработает более 30 лет, составит 40% от заработка. Начиная с 1
января 2010 г., при расчёте размера трудовых пенсий величина расчётного
пенсионного капитала будет увеличиваться на 10% и сверх того на 1 процент за
каждый полный год общего трудового стажа, приобретённого до 1 января 1991 г. При наличии у пенсионеров продолжительного трудового стажа (более 30 лет у
мужчин и 25 лет у женщин) за каждый год сверх этого стажа фиксированный базовый
размер страховой части трудовой пенсии будет увеличен на 6 процентов.
Увеличен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности. Теперь он
составит при страховом стаже до 5 лет - 20 750 руб., при страховом стаже от 5 до
8 лет - 27 666 руб.; при страховом стаже 8 и более лет - 34 583 руб. (ранее
максимальный размер этого пособия независимо от стажа равнялся 18 720 руб.).
Максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц
составит 34 583 руб. (прежде - 25 390 руб.). Федеральный закон вступает в
силу с 1 января 2010 г., за исключением положений, для которых предусмотрены
иные сроки вступления в силу.
С 2010 г. ЕСН заменяется страховыми взносами на
конкретные виды социального страхования. Устанавливается порядок
исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР (на обязательное пенсионное
страхование), ФСС РФ (на обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством), ФФОМС и ТФОМС (на обязательное
медицинское страхование). Определяются плательщики страховых взносов, объект
обложения страховыми взносами, база для их начисления, тарифы, расчетный и
отчетный периоды, порядок внесения изменений в расчет по страховым взносам,
порядок взыскания недоимки в случае неуплаты или неполной уплаты страховых
взносов. С 2011 г. будут применяться следующие тарифы страховых взносов: в
ПФР - 26%, в ФСС РФ - 2,9%, в ФФОМС - 2,1%; в ТФОМС - 3%. В 2010 г. тарифы
сохранятся в размерах действующих ставок ЕСН, применяемых к первому порогу
регрессии. Таким образом, с 2011 г. фискальная нагрузка увеличится с 26% до 34%
от фонда оплаты труда. Для некоторых категорий плательщиков (с/х
товаропроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической
зоны, плательщиков ЕСХН, общественных организаций инвалидов и др.) предусмотрены
пониженные тарифы страховых взносов в 2011-2014 гг. База для начисления
страховых взносов определяется в отношении каждого работника с начала года
нарастающим итогом и не может превышать 415 тыс. руб. (эта сумма будет
индексироваться). С сумм выплат, превышающих эту величину, страховые взносы
взиматься не будут. При этом в базу для начисления страховых взносов не
включаются пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам, а также ряд других пособий. ПФР, ФСС РФ и их
территориальные органы наделены функцией по контролю за уплатой страховых
взносов. Территориальные органы должны будут совместно проводить выездные
проверки. На органы контроля возложена ответственность за убытки, причиненные
плательщикам. Предусмотрен ограниченный доступ к информации о плательщиках
страховых взносов. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.,
за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной порядок
вступления в силу.
Согласно действующему законодательству тотализаторы
нельзя располагать в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в
государственной или муниципальной собственности. Согласно изменениям в
отношении тотализаторов на государственных и муниципальных ипподромах сделано
исключение. Речь идет о тотализаторах, в которых заключаются пари на
конные скачки и конные бега. Перечень ипподромов, где можно будет размещать
тотализаторы, должно утвердить Правительство РФ. Федеральный закон
вступает в силу со дня его официального опубликования.
Введена процедура тайного голосования членов
квалификационной коллегии судей при досрочном прекращении полномочий судьи. Досрочное прекращение полномочий судьи либо его отставка возможны за
осуществление деятельности, не совместимой с должностью, или совершение
порочащих проступков. Процедура тайного голосования устанавливается
положением о порядке работы квалификационных коллегий судей.
Федеральный закон направлен на урегулирование отношений
в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Закреплены такие виды
охоты, как промысловая, любительская и спортивная. Предусмотрена охота в целях
осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности,
акклиматизации и переселения охотничьих ресурсов, обеспечения ведения
традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов. Любой из перечисленных видов охоты может
осуществляться при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов (за
исключением отдельных случаев). Определен правовой статус охотника. Ему
выдается охотничий билет. Сведения об указанных лицах и о выданных билетах
заносятся в охотхозяйственный реестр. Для получения билета необходимо
сдать охотничий минимум. Для каждого региона установлен лимит на добычу
охотничьих ресурсов (за исключением отдельных видов). Земельные, лесные
участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий можно
арендовать на основании охотхозяйственных соглашений. Они заключаются на срок от
20 до 49 лет по результатам проведения аукционов. Федеральный закон
вступает в силу с 1 апреля 2010 г., за исключением отдельных положений, для
которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.
Ратифицированные Договор и Соглашение подписаны главами
правительств стран ЕврАзЭС 9 июня 2009 г. в Москве. Антикризисный фонд
ЕврАзЭС учреждается для преодоления национальными экономиками негативных
последствий мирового финансового кризиса, обеспечения их экономической и
финансовой устойчивости. Размер первоначальных взносов государств - учредителей
в Фонд составляет 8,5 млрд. долл. США, из которых 7,5 млрд. выделяет Россия. Договором предусматривается предоставление займов и стабилизационных кредитов
государствам-участникам, финансирование межгосударственных инвестиционных
проектов. Средства Фонда выделяются на условиях платности, срочности и
возвратности. Управление средствами Фонда возлагается на Евразийский банк
развития.
Установлена солидарная ответственность таможенного
брокера и декларанта за внесение таможенных платежей (в полном размере). В
отношении товаров, перемещаемых физлицами для личного пользования, пошлины и
налоги начисляются органами, осуществляющими таможенное оформление.
Уточнен порядок исчисления и уплаты пошлин за экспорт товаров трубопроводным
транспортом. Скорректированы сроки уплаты пошлин при ввозе товаров,
предварительном и периодическом декларировании, выпуске товаров до подачи
декларации. Предусмотрен порядок исполнения обязанности по уплате
таможенных платежей в случае, когда ответственное лицо признано недееспособным
или безвестно отсутствующим. Договор страхования больше не является
способом обеспечения уплаты таможенных платежей. Введены процедуры
обращения взыскания на обеспечение уплаты таможенных платежей, порядок
приостановления операций по банковским счетам для исполнения решения о
бесспорном взыскании платежей. С 1 года до 3 лет увеличен срок нахождения
банков и иных кредитных организаций в реестре учреждений, имеющих право
выступать гарантами перед таможенными органами. Уточнен порядок
принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов с физлиц. Решение о
бесспорном взыскании принимается не позднее 60 календарных дней (ранее - 30
дней) со дня истечения срока исполнения требования об уплате. При этом
таможенном органу необходимо иметь информацию о банковских счетах
плательщика. С санкции прокурора на имущество лица, не уплатившего в срок
таможенные платежи, может налагаться арест. Уточнен порядок признания
безнадежной к взысканию и списании задолженности по уплате таможенных платежей,
пеням, процентам. Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2009 г.,
за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в
силу.
Юридический статус стандартов безопасности труда
закреплен в трудовом законодательстве. Согласно поправкам под стандартами
безопасности труда понимаются правила, процедуры, критерии и нормативы,
направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности и регламентирующие социально-экономические, организационные,
санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и реабилитационные меры в
области охраны труда. Порядок разработки, утверждения и изменения стандартов
определяется Правительством РФ с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений. Стандарты безопасности
труда включены в систему нормативно-правовых актов, содержащих государственные
нормативные требования охраны труда. Федеральный закон вступает в силу 1
января 2010 г.
Милиционеру, который при несении службы получил травмы,
исключающие дальнейшее ее прохождение, за счет средств бюджета или организаций,
заключивших договоры с милицией, выплачивается компенсация сверх назначенной
пенсии. Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью
милиционера во время службы, возмещается по правилам обязательств вследствие
причинения вреда. Это означает, что вред возмещается за счет государства, только
если в причинении вреда виновны государственные органы или их должностные
лица. МВД России, ссылаясь на отсутствие вины государства в причинении
вреда, отказывало в компенсации гражданам, получившим военные травмы во время
службы в милиции. Такая правоприменительная практика признана
неконституционной. Конституционный Суд РФ указал, что вред, причиненный
здоровью сотрудников милиции в связи с несением службы, должен возмещаться в
объеме, позволяющем максимально компенсировать последствия изменения их
материального и (или) социального статуса. Условия возмещения вреда, по крайней
мере, не могут быть хуже по сравнению с другими категориями граждан.
Соответствующая компенсация подлежит выплате ежемесячно при наличии лишь факта
наступления вреда здоровью при исполнении служебных обязанностей. Выплаты
осуществляются и при отсутствии вины государственных органов или их должностных
лиц в причинении вреда.
В соответствии с пенсионным законодательством
дополнительным основанием для индексации страховой части трудовой пенсии
является превышение годового индекса роста среднемесячной зарплаты в стране над
суммарным коэффициентом индексации страховой части пенсии в этом же году. В этом
случае дополнительная индексация производится с 1 апреля следующего года на
разницу между указанными индексом и коэффициентом. При этом такое увеличение с
учетом ранее произведенной индексации по другим основаниям не может превышать
индекс роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера,
направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий. Определены
указанные индексы роста зарплаты и роста доходов ПФР за 2008 г. Первый из них
составил 1,272 (в 2007 г. - 1,267), а второй - 1,269 (в 2007 г. - 1,204).
С 1 августа 2009 г. на 8,5% увеличиваются размеры
окладов по воинским должностям и званиям военнослужащих-контрактников.
Аналогичным образом повышаются размеры окладов по штатным должностям и
специальным званиям сотрудников отдельных правоохранительных органов. Речь идет
о сотрудниках органов внутренних дел РФ, учреждений и органов УИС,
Государственной противопожарной службы, органов наркоконтроля, таможенных
органов и лицах начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.
Установлены основные принципы определения платы за
аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности. В частности, размер арендной платы должен быть экономически
обоснован, т. е. соответствовать доходности участка с учетом категории земель и
их разрешенного использования. Порядок расчета платы (в том числе основания
пересмотра арендной платы) должен быть определен нормативно-правовым актом
соответствующего органа власти. При переоформлении прав на земельные
участки размер арендной платы не должен превышать более чем в 2 раза размер
земельного налога в отношении таких участков. Для арендаторов, осуществляющих
социально значимые виды деятельности, размер арендной платы не должен быть
больше земельного налога. Регламентирован порядок расчета и внесения
арендной платы за участки, находящиеся в собственности РФ. Размер платы за
аренду таких участков определяется Росимуществом. По общему правилу арендная
плата рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости участка. Размер
процента зависит от категории земель и их разрешенного использования. При этом
для лиц, имеющих льготы по уплате земельного налога, предусмотрен минимальный
процент (0,01). Если право на заключение договора аренды приобретено на
торгах, арендная плата определяется по результатам таких торгов. Плата за аренду
участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного
строительства, определяется по результатам аукциона. Порядок расчета арендной
платы за участки, предоставленные для размещения дорог, объектов транспортной
инфраструктуры, линейных объектов, устанавливает Минэкономразвития России. В
остальных случаях размер арендной платы определяется исходя из рыночной
стоимости участка. Предусмотрены повышенные ставки арендной платы для
случаев "жилищного долгостроя": если по истечении 3 лет со дня предоставления в
аренду участка жилой дом (кроме индивидуальных домов) не сдан в эксплуатацию,
плата устанавливается в размере не меньше 2 ставок земельного налога.
Установлены новые порядок и критерии оценки финансового
положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации. Для
оценки финансового положения лица используются финансовые показатели: автономии
собственных средств; обеспеченности собственными оборотными средствами; текущей
ликвидности; платежеспособности; деловой активности; рентабельности. Приведены
рекомендуемые методики расчета данных показателей. Финансовое положение
нерезидентов при получении ими более 20% акций (долей) кредитной организации (с
учетом приобретенных) оценивает Департамент лицензирования деятельности и
финансового оздоровления кредитных организаций Банка России. В остальных случаях
оценка финансового положения проводится, как и ранее, территориальным
учреждением Банка России либо самой кредитной организацией. Предусмотрена
возможность подачи ходатайства об оценке финансового положения для целей
приобретения акций (долей) кредитной организации. При наличии такого ходатайства
к организации не предъявляется требование об осуществлении деятельности в
течение не менее 3 лет. Не требуется проводить оценку финансового
положения при увеличении уставного капитала кредитной организации за счет
собственных средств, а также при приобретении акций (долей) кредитной
организации на вторичном рынке. Изменился перечень документов, представляемых
для оценки финансового положения. Установлен особый порядок оценки
финансового положения кредитных организаций. Расширен перечень
обстоятельств, при наличии которых финансовое положение лица признается
неудовлетворительным. Такое решение выносится, в частности, в случае
неисполнения лицом денежных обязательств по причине отсутствия средств на его
банковских счетах, признания неудовлетворительной структуры его активов.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального
опубликования в "Вестнике Банка России".
Трудовое законодательство не предусматривает особенностей в приеме на работу
бывших сотрудников работодателя, в том числе уволенных по сокращению численности
или штата работников.
Каждый, в том числе и уволенный ранее сотрудник, вправе свободно распоряжаться
своими способностями... Читать
дальше >>>