Гарант. Ежедневный мониторинг федерального законодательства
Получите Сертификат от разработчика - подтверждение Вашего профессионализма!
Дистанционное тестирование на знание системы ГАРАНТ для зарегистрированных пользователей (подробности на www.garant.ru)
В связи с образованием в составе РФ нового субъекта -
Красноярского края (в результате объединения Красноярского края, Таймырского
(Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов) упраздняются суды
Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов с передачей
вопросов их юрисдикции в ведение Красноярского краевого суда. Дудинский
городской суд и районные суды Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского
автономных округов преобразуются в районные суды Красноярского края. Решение о
дне начала деятельности преобразованных районных судов принимает президиум
Красноярского краевого суда. Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования, за исключением положений о преобразовании районных
судов, которые вступают в силу со дня назначения на должности двух третей от
установленной численности судей соответствующих районных судов.
Изменен момент допуска защитника, а также представителя
потерпевшего к участию в производстве по делу об административном
правонарушении. Защитник и представитель будут допускаться к участию в
производстве по делу об административном правонарушении не с момента составления
протокола об административном правонарушении или административного задержания
лица, а с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Таким
образом, защитник и представитель будут допускаться к участию в производстве по
делу на более ранней стадии, поскольку в соответствии с КоАП РФ дело об
административном правонарушении считается возбужденным не только с момента
составления протокола об административном правонарушении, но и с момента
составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу
об административном правонарушении (таких как, доставление, административное
задержание, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства,
изъятие вещей и документов), оформления предупреждения или наложения
административного штрафа на месте совершения административного правонарушения
без составления соответствующего протокола. Тем самым повышаются гарантии защиты
прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности,
и потерпевших.
В подследственность дознавателей Федеральной службы
судебных приставов передаются уголовные дела о преступлениях, предусмотренных
статьей 157 (Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или
нетрудоспособных родителей) и статьей 177 (Злостное уклонение от погашения
кредиторской задолженности) Уголовного кодекса РФ. Ранее данная категория дел
относилась к подследственности дознавателей органов внутренних дел. Внесение
указанных изменений позволит взыскивать задолженность более эффективно, приведет
к сокращению сроков проведения дознания, исключит дублирование мероприятий,
проводимых службой судебных приставов и органами внутренних дел.
Федеральный закон направлен на уточнение перечня
организаций, осуществляющих внешнеторговую деятельность в отношении продукции
военного назначения, а также полномочий Президента РФ в части создания
специализированных организаций - посредников при осуществлении внешнеторговой
деятельности в этой сфере. Так, установлено, что, помимо государственных
посредников, внешнеторговая деятельность в отношении продукции военного
назначения может также осуществляться созданной Государственной корпорацией по
содействию, разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной
промышленной продукции "Ростехнологии" и российскими организациями -
разработчиками и производителями продукции военного назначения, получившие право
на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении указанной
продукции. Внесенные изменения будут обеспечивать в рамках создания
Государственной корпорации "Ростехнологии" содействие разработкам, производству
и экспорту высокотехнологичной продукции, результатов интеллектуальной
деятельности, работ, услуг и информации для стимулирования экономического роста
и обеспечения развития экономики РФ путем привлечения инвестиций в промышленный
и оборонно-промышленный комплексы РФ.
Оспаривалась конституционность отдельных положений УПК
РФ, регламентирующих применение мер медицинского характера к лицам, совершившим
преступление в состоянии невменяемости. КС РФ признал не соответствующими
Конституции РФ эти нормы в той мере, в которой они не позволяют указанным лицам
лично знакомиться с материалами уголовного дела, участвовать в судебном
заседании при его рассмотрении, заявлять ходатайства, инициировать рассмотрение
вопроса об изменении мер медицинского характера и обжаловать принятые по делу
процессуальные решения. Как указал КС РФ, основные права и свободы человека
неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Следовательно, их умаление
недопустимо, в том числе в отношении лиц, страдающих психическими
расстройствами. Согласно нормам международного права, лица с психическими
расстройствами должны иметь возможность осуществлять свои гражданские и
политические права, а любые их ограничения допускаются строго в соответствии с
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и не могут основываться на
одном лишь факте наличия у лица психического заболевания. Существующая
правоприменительная практика в отношении данной категории лиц исключает для них
возможность личного участия в производстве по уголовному делу. Между тем лицо, в
отношении которого ведется производство о применении принудительных мер
медицинского характера, точно так же, как обвиняемый по уголовному делу, по
существу, уличается в совершении деяния, запрещенного уголовным законом. Поэтому
такому лицу, хотя оно и не привлекается к уголовной ответственности, должны
обеспечиваться равные с другими лицами, в отношении которых осуществляется
преследование, процессуальные права. То, что в оспариваемых положениях УПК
указанные лица не упоминаются в качестве самостоятельного субъекта
процессуальных прав, не означает, что их участие в судебном разбирательстве
исключено. Также КС РФ отметил, что в процессе совершенствования
уголовно-процессуального законодательства федеральный законодатель вправе
предусмотреть дифференцированное регулирование прав указанных лиц с учетом их
психического состояния и способности лично участвовать в уголовном
судопроизводстве.
В связи с истечением в мае 2008 года срока полномочий
действующего Президента РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ принято
решение назначить очередные выборы Президента РФ на 2 марта 2008 года. В
соответствии с Федеральным законом "О выборах Президента РФ" выборы должны были
быть назначены на второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование
на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором четыре года тому назад был
избран Президент РФ, т.е. на 9 марта 2008 года. Однако, поскольку это
воскресенье совпадает с днем, следующим за нерабочим праздничным днем (8 марта),
то выборы назначены на предшествующее воскресенье - 2 марта 2008
года. Постановление вступает в силу со дня его официального
опубликования.