Гарант. Ежедневный мониторинг федерального законодательства
Получите Сертификат от разработчика - подтверждение Вашего профессионализма!
Дистанционное тестирование на знание системы ГАРАНТ для зарегистрированных пользователей (подробности на www.garant.ru)
Конституционный Суд РФ признал, что положение п. 8 ст. 12
Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ред. Федерального
закона от 7 июля 2003 года N 118-ФЗ) не может рассматриваться как препятствующее
признанию права на получение ежемесячной страховой выплаты в случае смерти
застрахованного лица, не состоявшего к моменту смерти в трудовых отношениях,
нетрудоспособными лицами, находившимися на его иждивении или получавшими от него
такую помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств
к существованию. Поводом для принятия такого решения послужила сложившаяся
практика, когда региональные органы Фонда социального страхования РФ отказывали
гражданам, являющимся получателями трудовых пенсий, размеры которых ниже сумм
выплачивавшихся их мужьям ежемесячных страховых выплат и трудовых пенсий, в
назначении ежемесячных страховых выплат в связи со смертью мужей со ссылкой на
то, что они не имеют права на такие выплаты. Это обстоятельство и послужило
основанием для обращения граждан в суд с соответствующей жалобой. Суд
пояснил, что возникновение у лица права на получение страховых выплат в связи со
смертью застрахованного Закон связывает с нетрудоспособностью этого лица и
нахождением на иждивении умершего. Причем нормативное содержание понятий
"нетрудоспособность" и "иждивение" этот Закон не определяет - они раскрываются в
других федеральных законах. Вместе с тем Федеральный закон об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев фактически исходит из принятого в
действующем законодательстве смысла понятия "иждивение" как нахождения лица на
полном содержании кормильца или получения от него такой помощи, которая является
для него постоянным и основным источником средств к существованию. Оспариваемое
законоположение как по месту в структуре Федерального закона, так и по своему
нормативному содержанию направлено на установление только порядка исчисления
размера ежемесячной страховой выплаты и не определяет ни событие, с которым
федеральный законодатель связывает возможность получения названными в этом
Федеральном законе лицами страховых выплат, ни круг субъектов права на их
получение. Это законоположение, устанавливая, что содержащееся в нем правовое
регулирование относится к лицам, имеющим право на получение страховых выплат в
случае смерти застрахованного, тем самым адресует правоприменителей к ст. 7
Закона, закрепляющей круг субъектов и условия приобретения данного права. При
этом круг субъектов названного права, предусмотренный в ст. 7 Закона в базовой
редакции, впоследствии не претерпевал каких-либо изменений. Положения данной
статьи остались неизменными и при принятии Федерального закона от 7 июля 2003
года N 118-ФЗ. Следовательно, исключение из положения п. 8 ст. 12 Закона слов
"получаемых им при жизни пенсии, пожизненного содержания и других подобных
выплат" само по себе не может рассматриваться как предполагающее изменение в
сравнении с прежним правовым регулированием круга субъектов права на получение
страховых выплат в случае смерти застрахованного лица, а также условий его
возникновения.
Срок введения на территории Чеченской республики суда присяжных
перенесен с ранее предусмотренного 1 января 2007 г. на 1 января 2010
г. Необходимость перенесения указанного срока обусловлена следующими
причинами. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются
исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по
каждому муниципальному образованию субъекта РФ. В то же время на территории
Чеченской Республики до настоящего времени муниципальные образования не созданы
и не сформированы их органы местного самоуправления. Для создания муниципальных
образований и формирования их органов местного самоуправления требуются
проведение организационно-правовых мероприятий и необходимый для их
осуществления период времени. В частности, нужно создать соответствующую
правовую базу на федеральном уровне и уровне Чеченской Республики, провести
выборы в органы местного самоуправления муниципальных образований Чеченской
Республики, установить сроки передачи им от государственных органов Чеченской
Республики и их должностных лиц полномочий по осуществлению вопросов местного
значения. Следует отметить, что фактическим следствием продления срока
введения суда присяжных будет продление действия моратория на смертную казнь до
2010 г., поскольку согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, изложенным в
постановлении от 2 февраля 1999 г. N 3-П, смертная казнь как мера наказания не
может применяться до тех пор, пока обвиняемым не будет представлена возможность
рассмотрения их дела судом с участием присяжных заседателей на всей территории
РФ. Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Ратифицирована Международная конвенция о борьбе с допингом в
спорте, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в г. Париже 19
октября 2005 г. До принятия указанной Конвенции единственным
международно-правовым документом в области борьбы с допингом в спорте была
Конвенция против применения допинга Совета Европы, но, будучи на сегодняшний
день ратифицированной 46, главным образом, европейскими государствами, она не
имеет всеобщего охвата. Принятая Международная конвенция о борьбе с допингом
в спорте обеспечивает государствам правовую основу для проведения на
международном уровне согласованных действий по борьбе с этим явлением, наносящим
удар по этическим и социальным ценностям в спорте и которое подвергает серьезной
опасности жизнь самих спортсменов. Принятый документ выходит за рамки проведения
антидопингового контроля и принятия санкций. Он побуждает принявшие его страны
"поддерживать, разрабатывать и осуществлять программы, направленные на борьбу с
допингом", которые разъясняют населению опасность допинга, пропагандируют
этические ценности спорта, информируют спортсменов, тренеров и врачей об
ответственности в случае применения запрещенных препаратов. В плане контроля
и санкций этот международный документ предусматривает обязательное подчинение
всех спортсменов в мире единым правилам, регулярному контролю и в случае
нарушений одинаковую для всех ответственность.
Внесены дополнения в постановление Правительства РФ от 28
декабря 2004 г. N 863, устанавливающее ставки таможенные сборы за таможенное
оформление товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через
таможенную границу РФ в качестве товаров. Согласно дополнениям,
устанавливается порядок определения ставок в отношении экспортируемых товаров,
для которых не установлены таможенные пошлины и налоги, исчисляемые исходя из их
таможенной стоимости. В отношении данных товаров для определения ставки
используется цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары,
указанная в счете-фактуре, оформленном в связи со сделкой купли-продажи,
пересчитанная в рубли. При заявлении в отношении указанных товаров таможенного
режима экспорта в связи с другими сделками используется стоимость этих товаров,
приведенная в коммерческих или иных документах, относящихся к этим товарам,
пересчитанная в рубли. Постановление вступает в силу не ранее чем по
истечении одного месяца со дня официального опубликования.
Величину единовременного денежного пособия, которое может быть
выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, устанавливается в
размере 720 руб. Постановление вступает в силу с 1 января 2007 г.
Устанавливается порядок подачи работодателем и (или) заказчиком
работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления
трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не
требующем получения визы. Работодатель и (или) заказчик работ (услуг)
обязаны в срок, не превышающий 10 дней с даты заключения договора с указанными
работниками, уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной
власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами
занятости населения по приводимой форме. Постановление вступает в силу с 15
января 2007 г.
Утверждено новое положение, определяющее порядок лицензирования
деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ,
осуществляемой российскими юридическими лицами. Полномочия по лицензированию
деятельности по трудоустройству за границей предоставлены Федеральной
миграционной службе. Лицензированию подлежат следующие виды деятельности по
трудоустройству за границей: оказание гражданам РФ услуг по содействию в поиске
оплачиваемой работы у иностранного работодателя за пределами РФ, получении
разрешения на работу в иностранном государстве, заключении трудового договора с
иностранным работодателем. Установлены лицензионные требования и условия при
осуществлении деятельности по трудоустройству за границей. Приведен новый
перечень документов для получения лицензии, направляемых соискателем лицензии в
лицензирующий орган: помимо заявления, соискатель лицензии представляет копии
трудовых книжек; копии дипломов об образовании; копии документов, подтверждающих
наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на
ином законном основании помещений для осуществления лицензируемой
деятельности. Регламентирован порядок проведения лицензирующим органом
проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в
представленных документах, а также проверки возможности выполнения соискателем
лицензии лицензионных требований и условий. В отличие от ранее действующего
положения, приведен перечень грубых нарушений лицензионных требований и условий.
Новое положение не содержит информации о порядке ведения реестра
лицензий. Постановление Правительства РФ от 14 июня 2002 г. N 424 "Об
утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с
трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации"
признается утратившим силу. Кроме того, утрачивают силу положения некоторых
изменений, касающихся государственной регистрации юридических лиц: перечень
документов, представляемых соискателем лицензии в лицензирующий орган, не будет
включать копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт
внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических
лиц, а также в реестре лицензий не будут указываться такие сведения о
лицензиате, как наименование и организационно-правовая форма, номер документа,
подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ, место
нахождения.
Определяется порядок лицензирования деятельности по обеспечению
авиационной безопасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями. Лицензирование указанной деятельности осуществляется
Ространснадзором, лицензия предоставляется сроком на 5 лет. Указываются
лицензионные требования и условия, предъявляемые при осуществлении деятельности
по обеспечению авиационной безопасности. Среди таких требований можно выделить:
соблюдение лицензиатом правил и международных стандартов авиационной
безопасности; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) утвержденной им
программы обеспечения авиационной безопасности, а также оборудования и
технических средств, необходимых для осуществления мероприятий по обеспечению
авиационной безопасности; наличие в штате должностного лица, ответственного за
обеспечение авиационной безопасности. Перечисляются документы, необходимые для
получения лицензии. Определены случаи грубого нарушения лицензионных
требований и условий, за которые лицензиат может быть привлечен к
ответственности. К ним, в частности, отнесены нарушения, повлекшие человеческие
жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, захват и угон воздушного судна,
причинение вреда окружающей среде. Информация, относящаяся к осуществлению
деятельности по обеспечению авиационной безопасности, размещается на свободной и
безвозмездной основе в официальных электронных или печатных СМИ лицензирующего
органа.
Привлечение иностранных работников осуществляется на основании
формируемых органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ квот на выдачу
иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой
деятельности и квот на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в РФ в порядке,
не требующем получения визы, разрешений на работу. Формирование квот
осуществляется на основании предложений работодателей и заказчиков работ
(услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве
индивидуальных предпринимателей, привлекающих в целях осуществления трудовой
деятельности иностранных граждан. В этих целях работодатели ежегодно, до 1 мая,
представляют в уполномоченные органы субъектов РФ заявку о потребности в рабочей
силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест
иностранными работниками по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития
России. Приводятся правила корректировки квоты на выдачу иностранным
гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой
деятельности. Постановление вступает в силу с 15 января 2007 г.
Спор возник по поводу оспаривания письма ФНС России от 13
января 2006 г. N ММ-6-03/18@, разъясняющего вопросы правомерности возмещения
НДС, уплаченного при приобретении услуг по транспортировке экспортируемого
товара. Президиум ВАС РФ признал, что нижестоящая инстанция не вправе была
рассматривать спор по существу, поскольку оспариваемый акт не является
нормативно-правовым, указав следующее. В действующей системе правового
регулирования ФНС России не вправе принимать (издавать) нормативные правовые
акты в сфере налогов и сборов. Более того, согласно п. 2 Правил подготовки
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13
августа 1997 г. N 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и
телеграмм не допускается. Направляя указанное письмо территориальным налоговым
органам, ФНС довела до их сведения свою позицию по вопросу правомерности
возмещения НДС, уплаченного при приобретении услуг по транспортировке
экспортируемого товара. Следовательно, содержащиеся в письме положения не могут
рассматриваться в качестве положений, устанавливающих обязательные для налоговых
органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при
осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые
органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов). Таким
образом, в силу ст. 4 НК РФ оспариваемое письмо не должно влечь правовые
последствия, так как не отвечает критериям, позволяющим признать его в качестве
нормативного правового акта. При таких обстоятельствах заявление о признании
недействующими отдельных положений указанного письма не подлежало рассмотрению в
ВАС РФ, к подсудности которого отнесено рассмотрение дел об оспаривании именно
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.