Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Газета "ЭЖ-Юрист". Новости, комментарии законодательства.


ИД "Экономическая газета"

В этом выпуске рассылки "Газета "ЭЖ-Юрист". Новости, комментарии законодательства."

=====================================================================================

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

АККРЕДИТАЦИЯ ДЛЯ ЕСН
(Постановление Правительства РФ от 06.11.2007 № 758 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»)
Основным назначением данной аккредитации на сегодняшний день является предоставление возможности таким организациям использовать льготные ставки по ЕСН, предусмотренные п. 8 ст. 241 Налогового кодекса РФ.
Отметим, что для перехода на такие ставки организация должна соответствовать еще двум условиям: за 9 месяцев предшествующего года среднесписочная численность работников должна составлять не менее 50 человек, а доля доходов от реализации названных в п. 8 ст. 241 НК РФ товаров (работ, услуг) — не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе не менее 70% от иностранных лиц.

ПЕНСИЯ ПО НАСЛЕДСТВУ
(Постановление Правительства РФ от 03.11.2007 № 742 «Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионной части трудовой пенсии»)
Правилами определяются: порядок обращения правопреемников умершего застрахованного лица в НПФ с заявлениями о выплате средств пенсионных накоплений, порядок расчета сумм таких выплат, сроки и периодичность их осуществления и другие вопросы. Выплаты пенсионных накоплений будут производиться либо правопреемникам по договору (заявлению), если такие лица были определены застрахованным лицом, либо правопреемникам по закону (родственникам умершего застрахованного лица), если соответствующего заявления не было.

ДОРОГУ МОРСКИМ ПОРТАМ
(Федеральный закон от 08.11.2007 № 261ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
Данный документ разграничивает морской порт как имущественный комплекс и организации, осуществляющие деятельность в порту, устанавливает порядок строительства, открытия, закрытия морских портов и порядок осуществления в них деятельности, порядок использования земельных участков и водных объектов. Все морские порты отныне будут подлежать госрегистрации.

=====================================================================================

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ:

 ХОЧЕШЬ СТАТЬ ЮРИСТОМ? ПРИМИ УЧАСТИЕ В ОЛИМПИАДЕ!
∙ Московское юридическое общество и Московская государственная юридическая академия при информационной поддержке издания «эж-ЮРИСТ» приглашают школьников 9—11-х классов и студентов 1-го курса принять участие в 3-й Всесоюзной Олимпиаде будущих судебных ораторов.
∙ Принимаются письменные работы в жанре вольного эссе на тему: «Значение этики в деятельности адвоката. История и современность» объемом не более 4 стр. форм. А 4.
∙ Работы присылать по e-mail: mak@taxconsult.ru c обязательным указанием темы: ОЛИМПИАДА.
∙ Также школьники 5-6-х классов могут прислать свои работы на тему: «Что ты знаешь о профессии юриста?» Условия и сроки приема работ те же.
∙ Участникам необходимо указать контактные телефоны и почтовый или электронный адрес отправителя. Срок подачи работ — до 20 декабря 2007 года.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МОСКОВСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА КОНСТАНТИН САРКИСОВ

 


Анонс российской правовой газеты “ЭЖ-Юрист” №45 от 16 ноября

к содержанию выпуска

"ЕДИНСТВО СИСТЕМ - СТАБИЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ", БОЛЬШОВА АЛЛА КОНСТАНТИНОВНА
Обеспечение единообразного толкования и применения всеми судами действующего законодательства является одним из основных направлений судебной реформы. Решить эту задачу первостепенной важности поможет объединение арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Создание общего для обеих ветвей судебной власти административного суда может стать первым шагом в деле создания единой судебной системы. Зачем необходимы столь серьезные перемены, специально для "эж-ЮРИСТ" рассказывает председатель Арбитражного суда города Москвы в отставке, заслуженный юрист России, действительный член РАЕН, профессор Алла Константиновна БОЛЬШОВА.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
НОВОСТИ И КОММЕНТАРИИ
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ, ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

"ДОРОЖНАЯ РЕФОРМА", МОШКОВИЧ МАРИЯ, ЗАВОЙКИНА НАТАЛЬЯ, ТЕРЕШКО ЮЛИЯ
На днях Президент РФ Владимир Путин подписал два Федеральных закона: от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Принятие указанных документов кардинально изменит ситуацию в дорожной сфере.

"В ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ НАВЕЛИ ПОРЯДОК", МОШКОВИЧ МАРИЯ, ЗАВОЙКИНА НАТАЛЬЯ, ТЕРЕШКО ЮЛИЯ
Федеральным законом от 08.11.2007 № 258-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ и признаны утратившими силу отдельные положения законодательных актов РФ по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности.

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

"ЗАКОН РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГИИ", ЕЛИЗАРОВА НАТАЛЬЯ
6 ноября 2007 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 250-ФЗ "Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России". Ряд норм указанного Закона направлен на уточнение и конкретизацию отдельных норм Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике". В настоящей статье будет рассказано о наиболее существенных из них.

"ВРЕМЯ ЧУДЕС", ИВАНОВА ЕЛЕНА
Депутат Госдумы Евгений Ройзман подготовил поправки в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию". Данные поправки направлены на удовлетворение интересов родителей, воспитывающих детей, которые страдают от тяжелых заболеваний крови и различных видов рака.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

"ШТРАФЫ ЗА НАЛОГИ", ИВАНОВА ЕЛЕНА
Законодательное собрание Республики Карелия предлагает сурово наказывать организации за невыполнение своих налоговых обязательств. Соответствующие изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесены в Госдуму.

"ПЕЧАЛЬНАЯ ДОЛЯ ДОЛЬЩИКОВ", ИВАНОВА ЕЛЕНА
Тюменская областная Дума внесла на суд своих федеральных коллег законопроект с изменениями в ч. 2 ст.19 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и в ст.14.28 КоАП РФ. Данные поправки напрямую касаются интересов обманутых дольщиков.

назад

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
СУДЕБНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ИЗ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

"СРОК ВЕКСЕЛЬНОЙ ДАВНОСТИ", НАТАЛЬЯ ФЕДОТКИНА
(Постановление Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 № 6629/07)
Акционерное общество обратилось с иском к предприятию о взыскании с него вексельной суммы по простому векселю. Вексель, вокруг которого разгорелся спор, был выдан в 2003 году не ответчиком, а третьим лицом — компанией и содержал ничем не обусловленное обещание уплатить векселедержателю 1 млн рублей в ноябре 2005 года.

"ВСЕ ОСПОРЮ!!!", НАТАЛЬЯ ФЕДОТКИНА
(Определение ВАС РФ от 26.10.2007 № 13163/07)
Муниципальное унитарное предприятие в 2006 году было признано банкротом и в отношении него было открыто конкурсное производство.

«НЕХОРОШАЯ КВАРТИРА» НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ", НАТАЛЬЯ ФЕДОТКИНА
(Определение ВАС РФ от 26.10.2007 № 13119/07)
Фонд «Дома Булгакова» обратился в арбитражный суд с иском к некоммерческому партнерству «Булгаковский Дом» о выселении из нежилого помещения, расположенного в городе Москве на Большой Садовой улице в бывшей квартире № 52. Свои требования фонд мотивировал тем, что только он является законным владельцем указанного помещения, которое ему было предоставлено на основании Благотворительного соглашения о взаимодействии и сотрудничестве, заключенного между ним и управой Пресненского района города Москвы. Никаких прав на указанное помещение некоммерческого партнерства, по мнению фонда, не было.

"СПЕШИЛИ ПРОДАТЬ?", НАТАЛЬЯ ФЕДОТКИНА
(Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2007 №4640/07)
ООО по договору купли-продажи, заключенному с городским фондом имущества на торгах, приобрело нежилые помещения и обратилось в регистрационную службу с заявлением о госрегистрации перехода права собственности.

ДИСКУССИЯ

"ФИРМА И КОНСТИТУЦИЯ", КАШИРИН АЛЕКСЕЙ
Вопрос о том, распространяется ли статья 51 Конституции РФ на юридические лица, поднятый в прошлом номере газеты "эж-ЮРИСТ" (В. Удалкин. "Под маской свидетеля"), вызвал горячий спор у юридического сообщества. Большинство юристов склоняются к невозможности применения данной нормы к организациям. Публикуем мнения наиболее активных участников развернувшейся дискуссии.

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

"ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СМЕРТИ", ИСАЕНКОВА ОКСАНА, ДЕМИЧЕВ АЛЕКСЕЙ
Ученые-процессуалисты обходят своим вниманием влияние смерти как юридического факта на гражданское судопроизводство, арбитражное судопроизводство, исполнительное производство. Между тем смерть является весьма специфическим правовым явлением.

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПОИЗВОДСТВО

"КТО БУДЕТ СПОРИТЬ?", САПУНКОВА АННА
Результаты оценки имущества должника нередко становятся камнем преткновения участвующих в исполнительном производстве лиц. Однако действующее законодательство оставляет неясным порядок обжалования результатов оценки имущества и круг субъектов, уполномоченных его производить. Материалы существующей судебно-арбитражной практики не добавляют определенности в исследуемый вопрос.

назад

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ОТРАСЛИ ПРАВА
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ

"НЕДОСТАТКИ "ДАЧНОЙ АМНИСТИИ", ИВАНОВА ЕКАТЕРИНА
В свете многочисленных разговоров о плюсах "дачной амнистии" представляется целесообразным остановиться на моментах, оставшихся, на наш взгляд, без внимания законодателя. В частности, в настоящей статье будут рассмотрены возможные правовые последствия, связанные с регистрацией права в соответствии с Федеральным законом от 18.10.2007 № 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

НА СТЫКЕ ОТРАСЛЕЙ

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ

"ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ИЛИ КАК РАЗМЕР САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ ВЛИЯЕТ НА ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ ГРАЖДАН", КОВАЛЕВА НАТАЛЬЯ
Вынужденное проживание людей в эпидемиологически неблагоприятных условиях вблизи промышленных предприятий противоречит одному из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Установлены ли на законодательном уровне механизмы, реально способствующие соблюдению интересов как хозяйствующих субъектов, так и обычных граждан?

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ДОГОВОР АРЕНДЫ

"ЗАКОННАЯ "СУБСУБАРЕНДА", ГРОМАДСКАЯ С.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит такого понятия, как "субсубаренда", и прямо не указывает на возможность сдачи имущества во вторичную субаренду. В связи с этим обоснованно возникает вопрос о возможности заключения такого договора, предметом которого является предоставление субарендатором имущества в поднаем вторично.

ТРУДОВОЕ ПРАВО

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

"УВОЛЬНЕНИЕ ЗА ПРОГУЛ ОТСУТСТВУЮЩЕГО РАБОТНИКА", НЕСТОЛИЙ ВЯЧЕСЛАВ
На практике возник вопрос: может ли быть уволен за прогул работник, отсутствующий на рабочем месте по неизвестным причинам? Например, представим, работник, получивший, по слухам, значительное наследство, перестал появляться на рабочем месте, заявлений об увольнении не подавал, о причинах отсутствия на работе не сообщал.

ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС

"ЧТО ДОЗВОЛЕНО СОБСТВЕННИКУ...", КОРЯКОВЦЕВ ВАСИЛИЙ
Компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме Жилищным кодексом РФ установлена неоднозначно. Часть его статей содержит определенные указания на то, что решение тех или иных вопросов относится к компетенции общего собрания собственников помещений. Однако при организации данных собственников в сообщество (жилищный кооператив или товарищество собственников жилья) компетенция общего собрания членов сообщества будет определяться не только Жилищным кодексом, но и уставом организации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

"ДЕЛИТЬ НЕДЕЛИМОЕ...", КАБЛУКОВА ОЛЬГА
Могу ли я заложить долю в праве собственности на неделимое жилое помещение? Какие последствия обращения взыскания на такую долю? О. Панкратов, г. Саратов

назад

 

 

 

 


 СТАТЬИ НОМЕРА

к содержанию выпуска

***

"ДОРОЖНАЯ РЕФОРМА", МАРИЯ МОШКОВИЧ, НАТАЛЬЯ ЗАВОЙКИНА, ЮЛИЯ ТЕРЕШКО

На днях Президент РФ Владимир Путин подписал два Федеральных закона: от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Принятие указанных документов кардинально изменит ситуацию в дорожной сфере.
Оба документа направлены на совершенствование действующей дорожной сети России. Однако если принятие Устава направлено на замену ныне действующего устаревшего Устава 1969 года и на приведение регулируемых отношений в соответствие с ГК РФ, то Закон об автомобильных дорогах можно ознаменовать как «передел» на дорогах России.
Настоящий Закон регулирует вопросы осуществления дорожной деятельности, в том числе вопросы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог. Закон четко разграничивает компетенцию федеральных, региональных и местных органов власти в данной области. Ни одна дорога не останется «бесхозной». РФ возьмет себе на содержание лишь дороги федерального значения, остальные дороги будут обслуживать за свой счет субъекты и местные органы власти. Следовательно, теперь процедура взыскания ущерба, причиненного автовладельцу в результате плохого состояния дороги, будет проще, так как определить собственника дороги не составит труда.
Кроме того, Закон дает определения различным «дорожным» понятиям, таким как «автомобильная дорога», «дорожная деятельность» и т.д., что, безусловно, восполнит существующий пробел в отечественном законодательстве и поможет избежать многих спорных ситуаций.
Законом вводится понятие «платной автомобильной дороги». Мысль о введении данного института уже давно созрела в умах законодателей, но создать его отдельно не хватало решимости. Платные дороги будут одним из источников финансирования «дорожной» реформы и одним из способов борьбы с пробками. Такие дороги будут строиться только в том случае, если есть альтернативный бесплатный путь. Однако законодатели уточнили: протяженность альтернативного бесплатного проезда не должна превышать более чем в три раза протяженность платной дороги. Многие специалисты уже подсчитали, что с учетом цен на бензин и включая иные эксплуатационные расходы, автомобилистам в финансовом плане будет все равно, по какой дороге ехать, если бесплатный путь будет в три раза длиннее платного.
Платными дороги будут не для всех, исключение составят общественный транспорт (но не весь), различные государственные службы (милиция, МЧС, скорая помощь и другие «спецсигнальщики»). Кроме того, «льготный» контингент (в том числе полностью освобождаемых от оплаты) смогут самостоятельно определять в каждом конкретном регионе. Кто попадет в группу «избранных», можно только догадываться.
Другим источником содержания дорог станут присоединенные к ним объекты дорожного сервиса (гостиницы, кафе, автозаправки и т.д.), которые будут отныне обязаны заключать договор с собственниками дорог и «оплачивать» его заключение.
Также с 1 января 2008 года вводятся госпошлины за выдачу разрешения на опасные грузы — 400 рублей, на тяжелые и (или) крупногабаритные — 500 рублей. Устанавливается административная ответственность за нарушения некоторых положений Закона, к примеру за нарушение использования полос отвода.
Для реализации большинства положений Закона государственным органам придется разработать ряд нормативно-правовых актов.
Что касается Устава, то он будет интересен как перевозчикам, так и пассажирам. Уставом определяются общие условия перевозок пассажиров и багажа, регламентируется порядок работы такси, водители которых теперь будут обязаны выдавать пассажирам квитанцию или кассовый чек, и ряд других интересных положений.
Закон об автомобильных дорогах вступит в силу в самое ближайшее время (за исключением статей, вводящих изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, вступающих в силу с 1 января 2008 года). Автомобильный устав начнет действовать только с мая 2008 года.

***

"В ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ НАВЕЛИ ПОРЯДОК", МАРИЯ МОШКОВИЧ, НАТАЛЬЯ ЗАВОЙКИНА, ЮЛИЯ ТЕРЕШКО

Федеральным законом от 08.11.2007 № 258-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ и признаны утратившими силу отдельные положения законодательных актов РФ по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности.
Основная цель изменений, внесенных в целый ряд федеральных законов, — это упорядочение норм законодательства, касающихся вопросов лицензирования.
Например, из Воздушного кодекса, из Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и из Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» исключены практически все положения о лицензировании видов деятельности на соответствующем виде транспорта, оставлена лишь отсылка по этому вопросу к действующему законодательству, т.е. к Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом положения данного Закона откорректированы таким образом, что освобождают от лицензирования перевозки воздушным транспортом пассажиров и грузов, осуществляемые воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы; ранее действовавшие аналогичные положения Воздушного кодекса утрачивают силу.
Из Федерального закона от 24.07.98 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» исключено требование об обязательном лицензировании международных автомобильных перевозок. Это связано с тем, что отдельной лицензии на международные перевозки и не выдается (вместо нее оформляется удостоверение допуска), а сами по себе автомобильные перевозки лицензируются в соответствии с правилами Закона о лицензировании.
Из норм Федерального закона от 24.06.99 № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» исключены положения об обязательности лицензии для арбитражного управляющего (в силу того, что деятельность арбитражных управляющих уже давно не лицензируется).
По аналогичной причине исключены упоминания о лицензии на оценочную деятельность из главы Налогового кодекса РФ о госпошлине; о лицензии на деятельность по производству табачных изделий из Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»; о лицензии на деятельность удостоверяющего центра из Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», о лицензии на деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки из Федерального закона от 05.12.98 № 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки».
Из самого Закона о лицензировании исключены требования о лицензировании следующих видов деятельности:
∙ сюрвейерского обслуживания морских судов в морских портах;
∙ деятельности по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте;
∙ деятельности по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
∙ оценочной деятельности;
∙ деятельности по разведению племенных животных;
∙ деятельности по производству и использованию племенной продукции (материала);
∙ деятельности по производству элитных семян (семян элиты);
∙ осуществляемой в море деятельности по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений;
∙ туроператорской и турагентской деятельности.
Данные изменения связаны с тем, что вышеперечисленные виды деятельности некоторое время уже не лицензируются.
Также в соответствии с Законом о лицензировании приведены формулировки ряда законов, в том числе Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

***

"СРОК ВЕКСЕЛЬНОЙ ДАВНОСТИ", НАТАЛЬЯ ФЕДОТКИНА

(Постановление Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 № 6629/07)
Акционерное общество обратилось с иском к предприятию о взыскании с него вексельной суммы по простому векселю. Вексель, вокруг которого разгорелся спор, был выдан в 2003 году не ответчиком, а третьим лицом — компанией и содержал ничем не обусловленное обещание уплатить векселедержателю 1 млн рублей в ноябре 2005 года.
Общество предъявило иск к предприятию, потому что векселедатель был признан банкротом, а предприятие значилось индоссантом указанного векселя.
Отказываясь платить по векселю, предприятие заявило об истечении годичного срока давности, ведь векселедатель был признан банкротом еще в 2003 году, а иск о взыскании вексельной суммы общество предъявило только в марте 2006 года. Суды трех инстанций удовлетворили заявленные требования, так как сделали вывод о том, что срок, в течение которого должен быть предъявлен иск к индоссанту, истцом не пропущен, поскольку должен исчисляться с момента наступления срока платежа, указанного в векселе.
Однако Президиум ВАС РФ все вынесенные судебные акты отменил и в удовлетворении требований обществу отказал, указав, что, поскольку при банкротстве векселедателя по простому векселю протест для предъявления регрессного требования не требуется и заменяется судебным актом о признании векселедателя банкротом, указанный срок должен исчисляться с момента, определенного ст. 126 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Иными словами, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

ОТ РЕДАКЦИИ
Споры о том, как исчислять сроки вексельной давности, когда векселедатель признается банкротом, но при этом есть другие обязанные по векселю лица, нечасто встречаются в судебной практике. До недавнего времени вопрос об исчислении срока давности не имел однозначного ответа в судейском сообществе. Большинство судов считало, что срок предъявления иска к индоссанту исчисляется с момента наступления срока платежа, указанного в векселе (см. постановления ФАС ВСО от 09.01.2007 № А33-10779/06-Ф02-7046/06-С2, ФАС ВВО от 11.12.2006 № А11-693/2006-К1-5/56 и др.). Решений, где бы говорилось, что начало срока давности следует определять не датой платежа, указанного в векселе, а иной датой, в практике окружных судов обнаружить не удалось. Лишь недавно Президиум ВАС РФ в своих постановлениях от 19.06.2007 № 3182/07 и от 02.10.2007 № 6629/07 указал: годичный срок на взыскание задолженности в рассматриваемом случае следует исчислять с момента наступления срока платежа, который соответствует дате признания векселедателя несостоятельным (банкротом) и введения в отношении него конкурсного производства. Относительно срока вексельной давности также хотелось бы отметить, что с истечением этого срока прекращается материальное право требовать платежа от обязанных по векселю лиц. При этом суд должен применять эти сроки независимо от заявления стороны (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 04.12.2000 № 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей»).

***

"ВСЕ ОСПОРЮ!!!", НАТАЛЬЯ ФЕДОТКИНА

(Определение ВАС РФ от 26.10.2007 № 13163/07)
Муниципальное унитарное предприятие в 2006 году было признано банкротом и в отношении него было открыто конкурсное производство.
Конкурсный управляющий, назначенный на предприятие, обнаружил, что в 1999 году постановлением мэра города у предприятия было изъято принадлежавшее eму на праве хозяйственного ведения здание, и решил через семь лет обжаловать это постановление.
В суде выяснилось, что постановление об изъятии здания из хозяйственного ведения муниципального предприятия было издано на основании обращения к органу муниципального образования директора этого муниципального предприятия. Указанное имущество, от которого муниципальное предприятие отказалось, было принято в муниципальную казну по акту приема-передачи, подписанному директором предприятия.
Кроме того, суд указал заявителю, что, во-первых, им пропущен срок для обжалования и, во-вторых, Законом «О несостоятельности (банкротстве)» не предусмотрены полномочия конкурсного управляющего предприятием на оспаривание ненормативного акта, изданного в отношении имущества предприятия задолго до назначения на предприятии конкурсного управляющего.
ФАС округа вынесенное решение оставил в силе. Коллегия судей ВАС РФ не стала отправлять его на пересмотр в порядке надзора.

ОТ РЕДАКЦИИ
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев с того дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Необходимо отметить, что, в случае если процессуальный срок для оспаривания ненормативного акта заявителем пропущен, арбитражный суд откажет заявителю в удовлетворении его требований (см. Определение ВАС РФ от 02.10.2007 № 11477/07, Определение от 16.10.2007 №12811/07, Постановление ФАС СКО от 10.07.2007№Ф08-4249/2007, Постановление ФАС ЗСО от 06.06.2007 №Ф04-2127/2007(33254-А75-38) и др.

***

«НЕХОРОШАЯ КВАРТИРА» НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ, НАТАЛЬЯ ФЕДОТКИНА

(Определение ВАС РФ от 26.10.2007 № 13119/07)
Фонд «Дома Булгакова» обратился в арбитражный суд с иском к некоммерческому партнерству «Булгаковский Дом» о выселении из нежилого помещения, расположенного в городе Москве на Большой Садовой улице в бывшей квартире № 52. Свои требования фонд мотивировал тем, что только он является законным владельцем указанного помещения, которое ему было предоставлено на основании Благотворительного соглашения о взаимодействии и сотрудничестве, заключенного между ним и управой Пресненского района города Москвы. Никаких прав на указанное помещение некоммерческого партнерства, по мнению фонда, не было.
Рассмотрев спор, арбитражный суд установил, что данное нежилое помещение находится в собственности города Москвы, а город Москва никогда не передавал управе Пресненского района своих полномочий по распоряжению спорным помещением. На этом основании суд признал несостоятельным довод фонда о предоставлении ему спорного помещения в соответствии с благотворительным соглашением, так как данное соглашение не порождает правовых оснований для приобретения какого-либо права на помещение. Между тем некоммерческое партнерство представило в суд документы, свидетельствующие о том, что оно занимает помещение на законных основаниях в отличие от фонда. При таких обстоятельствах арбитражный суд в иске фонду отказал. Кассация вынесенное решение оставила в силе. Коллегия судей ВАС РФ также высказалась в поддержку некоммерческого партнерства.

ОТ РЕДАКЦИИ
По виндикационному иску лицо, владеющее помещением на законных основаниях, может истребовать свое имущество из чужого незаконного владения в силу ст. 301 ГК РФ (ст. 305 ГК РФ). В предмет доказывания входят: наличие у истца законного титула на истребуемую вещь, обладающую индивидуально-определенными признаками и сохранившуюся в натуре, утрата истцом фактического владения вещью, нахождение ее в чужом незаконном владении (постановления ФАС ВВО от 07.03.2007 № А82-198/2002-Г/1, ФАС ВСО от 12.09.2006 № А58-8021/05-Ф02-4592/06-С2, ФАС ДВО от 20.06.2006 № Ф03-А73/06-1/2148, ФАС МО от 06.09.2007 № КГ-А40/7129-07, ФАС ПО от 17.01.2006 №А06-1281/2-15/05).

***

"СПЕШИЛИ ПРОДАТЬ?", НАТАЛЬЯ ФЕДОТКИНА

(Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2007 №4640/07)
ООО по договору купли-продажи, заключенному с городским фондом имущества на торгах, приобрело нежилые помещения и обратилось в регистрационную службу с заявлением о госрегистрации перехода права собственности. Регистрационная служба регистрацию не произвела, так как в период совершения сделки за продавцом не было зарегистрировано право муниципальной собственности на данные нежилые помещения (первоначально это право было зарегистрировано только после проведения торгов и совершения сделки). Тогда ООО обратилось в арбитражный суд с иском к городскому Департаменту имущественно-земельных отношений и городскому фонду имущества о признании права собственности на спорные помещения и об обязании регистрационной службы зарегистрировать право собственности за ООО. Суд в иске отказал, признав договор ничтожной сделкой, ибо органы муниципального образования не имели права распоряжаться этими помещениями и выставлять их на торги, предварительно не зарегистрировав право муниципальной собственности на них.
Кассационная инстанция отменила вынесенное решение и удовлетворила иск ООО, поскольку торги и договор не были признаны недействительными, а ООО обладало признаками добросовестного приобретателя, у которого не может быть истребовано имущество в порядке ст. 302 ГК РФ. Президиум ВАС оставил постановление ФАС без изменения.

ОТ РЕДАКЦИИ
Признание судом торгов, проведенных с нарушением правил, недействительными, повлечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (ст. 449 ГК РФ) (см.: постановления ФАС ВСО от 15.12.2006 № А19-19650/05-19-Ф02-6597/06-С2, ФАС ДВО от 21.08.2007 № Ф03-А51/07-1/2616, от 25.12.2006 № Ф03-А51/06-1/4603, ФАС МО от 22.01.2007 №КГ-А41/12741-06, ФАС ЦО от 27.09.2007 № А08-9533/06-19 и др.). В данном случае заинтересованное лицо (департамент) не обращалось в суд с иском о признании недействительными торгов по продаже недвижимого имущества и сделки, совершенной по итогам торгов. Поэтому кассация и Президиум ВАС РФ пришли к выводу о действительности договора купли-продажи.
 

назад

 


Copyright ИД "Экономическая газета" © 1997-2007, all rights reserved.
Телефон редакции: (495)152-63-41, 151-69-17, телефон/факс: (495)151-69-17 e-mail:lawyer@ekonomika.ru

В избранное