Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Газета "ЭЖ-Юрист". Новости, комментарии законодательства.


ИД "Экономическая газета"

В этом выпуске рассылки "Газета "ЭЖ-Юрист". Новости, комментарии законодательства."

=====================================================================================

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

ПОВЫШЕНИЕ БЮДЖЕТНИКОВ
(Приказ Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 № 660 «Об утверждении Разъяснения об увеличении с 1 сентября 2007 года оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в которых не введены новые системы оплаты труда»)
Новая система оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 22.09.2007 № 605, должна быть введена в срок до 31 декабря 2008 года (подробнее об этом см. «эж-ЮРИСТ» № 40, с. 14).
Пока идет подготовка к этому процессу и разработка необходимых нормативных актов, названным категориям работников с 1 сентября 2007 года устанавливается стимулирующая надбавка в размере 15% к тарифным ставкам (окладам). Увеличение ассигнований бюджетных средств на эти цели было предусмотрено Постановлением № 605.

ПОСОБИЕ ВМЕСТО ОТЦА
(Федеральный закон от 25.10.2007 №233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»)
Вводятся новые виды государственных пособий: единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, которые «компенсируют» отмену соответствующих отсрочек для отцов-призывников.
На единовременное пособие смогут рассчитывать жены военнослужащих, срок беременности которых составляет не менее 180 дней. Его размер составит 14 000 рублей. Ежемесячное пособие на ребенка будет выплачиваться со дня рождения ребенка (но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву) и до достижения ребенком возраста трех лет (но не позднее дня окончания его отцом военной службы по призыву). Сумма пособия — 6000 рублей.
Право на вышеуказанные виды пособий возникнет у лиц только «при призыве граждан на военную службу начиная с 1 января 2008 года». Будем надеяться, что такая не совсем удачная формулировка не помешает получить пособие и женам уже призванных срочников.

=====================================================================================

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ:

 ХОЧЕШЬ СТАТЬ ЮРИСТОМ? ПРИМИ УЧАСТИЕ В ОЛИМПИАДЕ!
∙ Московское юридическое общество и Московская государственная юридическая академия при информационной поддержке издания «эж-ЮРИСТ» приглашают школьников 9—11-х классов и студентов 1-го курса принять участие в 3-й Всесоюзной Олимпиаде будущих судебных ораторов.
∙ Принимаются письменные работы в жанре вольного эссе на тему: «Значение этики в деятельности адвоката. История и современность» объемом не более 4 стр. форм. А 4.
∙ Работы присылать по e-mail: mak@taxconsult.ru c обязательным указанием темы: ОЛИМПИАДА.
∙ Также школьники 5-6-х классов могут прислать свои работы на тему: «Что ты знаешь о профессии юриста?» Условия и сроки приема работ те же.
∙ Участникам необходимо указать контактные телефоны и почтовый или электронный адрес отправителя. Срок подачи работ — до 20 декабря 2007 года.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МОСКОВСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА КОНСТАНТИН САРКИСОВ

 


Анонс российской правовой газеты “ЭЖ-Юрист” №43 от 01 ноября

к содержанию выпуска

"ЛЕТАТЬ ПО-РУССКИ", ОСТРОУМОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
В последнее время из-за участившихся случаев авиакатастроф в отечественных СМИ, Правительстве и Государственной Думе развернулась широкая дискуссия о том, чем обусловлены столь мизерная компенсация, которую получают потерпевшие и их семьи, и такой низкий уровень гражданско-правовой ответственности авиаперевозчиков за причинение вреда жизни и здоровью наших граждан. Прокомментировать создавшееся положение для наших читателей согласился доцент кафедры Международного частного и гражданского права МГИМО(У) МИД РФ, к. ю. н. Николай Николаевич ОСТРОУМОВ.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
НОВОСТИ И КОММЕНТАРИИ
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ, ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

"НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ", МОШКОВИЧ МАРИЯ, ЗАВОЙКИНА НАТАЛЬЯ, ТЕРЕШКО ЮЛИЯ
В России меняется система высшего профессионального образования - вместо трехступенчатой структуры обучения вводится двухуровневая. Указанное новшество устанавливается Федеральным законом от 24.10.2007 № 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", который вступает в силу с момента его официального опубликования.

"РЕГЛАМЕНТ ДЛЯ ФАС", МОШКОВИЧ МАРИЯ, ЗАВОЙКИНА НАТАЛЬЯ, ТЕРЕШКО ЮЛИЯ
Федеральная антимонопольная служба разработала Регламент специально по исполнению своей государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций. Настоящий Регламент был утвержден Приказом ФАС России от 20.09.2007 № 293. Регламент будет интересен и всем другим организациям, которым в ходе своей деятельности придется взаимодействовать с ФАС России.

КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ

"УЛУЧШЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ", МОШКОВИЧ МАРИЯ
С 11 декабря 2007 года вступит в силу Федеральный закон от 25.10.2007 №234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации", усиливающий ответственность изготовителей и продавцов товаров (в т.ч. импортеров), исполнителей работ и услуг и соответственно повышающий защищенность потребителей-граждан.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

"СЕМЬ "Я" ГОСУДАРСТВА", ИВАНОВА ЕЛЕНА
В Госдуму внесены два законопроекта, в той или иной степени касающиеся господдержки российских семей. Первый из них, подготовленный Советом Федерации, определяет качественно новые подходы к государственной поддержке семьи в России, а второй, разработанный Законодательным собранием Вологодской области, предлагает гарантировать получение пособия по временной нетрудоспособности на период ухода за больным ребенком без каких-либо ограничений.

"КРАСНОДАРСКОЕ СТОЛОВОЕ", ИВАНОВА ЕЛЕНА
Большой законопроект "О государственном регулировании производства и оборота столового вина и столовых виноматериалов" поступил в Госдуму из Законодательного собрания Краснодарского края. Как считают его авторы, нынешние требования федерального законодательства (в частности, о госрегулировании производства и оборота этилового спирта) не учитывают особенностей винодельческого производства, а также "социальной значимости винограда и вина как ценных пищевых продуктов, обладающих полезными диетическими и лечебными свойствами и предназначенных во многих странах мира в качестве дополнения к продуктам питания".

"РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ", ИВАНОВА ЕЛЕНА
Самостоятельно определять порядок организации розничных рынков на своей территории вскоре смогут региональные власти. Соответствующие изменения в Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", подготовленные Законодательным собранием Ленинградской области, уже внесены в Госдуму.

назад

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
СУДЕБНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

АРБИТРАЖНО-СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ИЗ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

 "НДС ПО ЖИЛЬЮ", СТАНКЕВИЧ АЛЕКСЕЙ
Услуги по предоставлению в пользование (найму) жилого помещения не включают в себя услуги по содержанию и ремонту жилого фонда, а поэтому последние не освобождаются от обложения НДС. В свою очередь, товарищества собственников жилья по операциям, связанным с обеспечением жилья коммунальными услугами, его эксплуатацией и ремонтом, не исчисляют самостоятельно НДС. Такие разъяснения арбитражным судам дал ВАС РФ.

"КАРУСЕЛЬНАЯ" ФИНАНСОВАЯ СХЕМА
(Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2007 № 4592/07)
Организация, поставляющая металл на экспорт, применила ставку НДС 0% и заявила налоговые вычеты по приобретенному товару. Налоговая инспекция решила проверить эту организацию и направила туда своих сотрудников.

"ОПОЗДАЛИ"
(Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 №4618/07)
Налоговая инспекция выставила организации требование об уплате налогов и пеней на несколько миллионов рублей, установив для нее крайний срок уплаты 27 августа 2005 года. Организация это требование не выполнила.

"РЕГИОНАЛЬНАЯ НАДБАВКА"
(Постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2007 № 16001/06)
ОАО «РЖД» ежемесячно выплачивало своим московским и питерским сотрудникам региональную надбавку к заработной плате с целью компенсации им роста потребительских цен.

"ВОЗВРАТНЫЙ ЛИЗИНГ — ЗАКОННЫЙ ЛИЗИНГ"
(Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2007 № 16609/06)
Лизинговая компания продала свои векселя, а на вырученные деньги приобрела у организации автомобиль. После этого компания оформила с организацией договор лизинга и передала ей тот же самый автомобиль обратно. НДС, который компания уплатила организации, она поставила к вычету.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

"ПОМЕНЯЛИ МЕСТАМИ", КОЛОКОЛОВ НИКИТА АЛЕКСАНДРОВИЧ
Предварительное следствие в нашей стране пережило множество трансформаций, однако перечень претензий к нему лишь увеличивался. Последняя крупномасштабная реформа в данной области произошла этим летом. Авторы принятых законопроектов уверяли, что разобрались с проблемами, возникающими при расследовании уголовных дел. Но анализ изменений нормативно-правовой базы предварительного следствия позволяет сделать обратный вывод.

ПРАКТИКА ФАС ОКРУГОВ

"ЛИЧНОСТЬ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ", КАРСЕТСКАЯ ЕЛЕНА
Статья 383 ГК РФ называет два основания, когда уступка прав не допускается. Однако эта норма не определяет исчерпывающим образом круг требований, которые не могут переуступаться. Прояснить ситуацию помогает судебная практика.

назад

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ОТРАСЛИ ПРАВА
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

"ЦЕННЫЙ" ВОПРОС", КОНДРАТЬЕВА ОЛЬГА
В процессе осуществления хозяйственной деятельности любая организация сталкивается с вопросом определения цены сделки по реализации. Проблема в данном случае заключается не в том, как получить наибольшую прибыль, а в том, как избежать возможных столкновений с налоговыми органами.

НА СТЫКЕ ОТРАСЛЕЙ

ПРАВО И РЕКЛАМА

"СКАНДАЛ - ХОРОШАЯ РЕКЛАМА?", ДВОРЕЦКИЙ ВЛАДИМИР
В октябре 2007 года Федеральная антимонопольная служба оштрафовала ОАО "Торговый дом ЦУМ" на 400 тыс. рублей за нарушение Закона о рекламе. Ранее ФАС признала эту рекламу ненадлежащей и выдала ЦУМу предписание о прекращении нарушения. Тот факт, что сумма штрафа для такого предприятия малозначительна, заставляет думать, что рекламодателю выгодно заплатить небольшой штраф и обеспечить себе при этом пусть и скандальную, но широкую известность.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

НАСЛЕДОВАНИЕ

"ДОЛГ В НАСЛЕДСТВО", МИРОНЕНКО ЮЛИЯ
Развитие банковского кредитования в нашей стране привело к распространению некоторых видов правоотношений между банками и населением, которые хотя и не являются новыми, но все-таки мало известны гражданам, не связанным по роду своей деятельности с законом и правом. Одним из таких видов правоотношений является институт наследования долгов. В данной статье речь пойдет о кредитных обязательствах населения перед банками.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

"УБЫТОЧНЫЙ ШОПИНГ", ЮЛИЯ ТЕРЕШКО
Правомерно ли поступает администрация супермаркета, заставляя покупателя оплачивать стоимость нечаянно разбитого покупателем товара? В Законе «О защите прав потребителей» данный момент не рассматривается.
А. Королев, г. Ростов

назад

 

 

 

 


 СТАТЬИ НОМЕРА

к содержанию выпуска

***
«НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ», МАРИЯ МОШКОВИЧ, НАТАЛЬЯ ЗАВОЙКИНА, ЮЛИЯ ТЕРЕШКО

В России меняется система высшего профессионального образования – вместо трехступенчатой структуры обучения вводится двухуровневая. Указанное новшество устанавливается Федеральным законом от 24.10.2007 № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», который вступает в силу с момента его официального опубликования.
Теперь система высшего профессионального образования изменится по своей структуре, по срокам обучения, по требованиям к поступающим на тот или иной уровень и по другим параметрам. Рассмотрим данные изменения подробнее.
Закон предусматривает введение следующих уровней высшего профессионального образования:
∙ первый уровень — бакалавриат;
∙ второй уровень — магистратура или подготовка специалиста.
Закон исключает институты неполного и незаконченного высшего профессионального образования. Соответственно исключается выдача диплома о неполном высшем профессиональном образовании и справки о незаконченном высшем профессиональном образовании.
Сроки обучения для получения квалификации «бакалавр» и «специалист» остались прежними (4 года и 5 лет соответственно), для получения же степени «магистр» срок обучения сократился с 6 до 2 лет. Обучение по сокращенным программам возможно только для программ бакалавриата.
Что касается приема на обучение по вышеуказанным образовательным программам, то он остался традиционным для программ «бакалавриат» и «подготовка специалиста», для поступления же в магистратуру теперь предварительно необходимо будет обязательно закончить программу бакалавриата.
Кроме того, Закон вносит некоторые изменения в систему второго высшего профессионального образования. Рассматривается как получение второго высшего образования обучение по программам:
∙ бакалавриата или подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, специалиста или магистра;
∙ магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста или магистра.
Обучение по действующей системе «степеней» продлится до истечения нормативных сроковосвоения образовательных программ, но не позднее чем до 31.08.2009. Со дня вступления Закона в силу и до 01.09.2009 возможна подготовка по двухуровневой системе по решению ученого совета вуза.
Поможет ли введение двухуровневой структуры системе российского образования подняться на уровень выше и приблизиться к общеевропейской системе многоуровнего высшего образования? Ответ на этот вопрос можно будет получить ближе к 2009—2010 гг., к концу образовательного эксперимента, который заключается в реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ на 2005—2010 гг. по специально разработанному Плану (Приказ Минобрнауки России от 15.02.2005 № 40).
По прогнозам разработчиков Закона, ожидается, что переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования позволит выравнить спрос и предложение кадров на рынке труда, повысить эффективность использования бюджетных средств, а также вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и расширить их участие в финансировании подготовки кадров.
По мнению некоторых специалистов, такой переход значительно расширит возможности российских студентов по продолжению обучения в любом вузе Европы и поможет устроиться на работу в период обучения за рубежом.
Далее, согласно Плану, образовательную систему России ожидает переход на систему зачетных единиц (когда студенту в период обучения на курсе необходимо набрать определенное количество «зачетных единиц», что дает возможность перевода на старший курс обучения), введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимом с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement) и ряд других мероприятий, которые позволят поднять престиж российского образования.

***

«РЕГЛАМЕНТ ДЛЯ ФАС», МАРИЯ МОШКОВИЧ, НАТАЛЬЯ ЗАВОЙКИНА, ЮЛИЯ ТЕРЕШКО

Федеральная антимонопольная служба разработала Регламент специально по исполнению своей государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций. Настоящий Регламент был утвержден Приказом ФАС России от 20.09.2007 № 293. Регламент будет интересен и всем другим организациям, которым в ходе своей деятельности придется взаимодействовать с ФАС России.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» организации в определенных случаях создаются и реорганизуются только с предварительного согласия антимонопольных органов. Речь конечно же идет об организациях, уставный капитал которых превышает установленную законодателем величину. Например, под соответствующий контроль антимонопольных органов автоматически подпадают организации с уставным капиталом более 3 млрд рублей.
Регламент конкретизирует саму процедуру взаимодействия с антимонопольными органами. В частности, определяются правила представления уведомления (ходатайства) в антимонопольный орган, его содержание, требования к подаче таких уведомлений, детализируется порядок действий антимонопольных органов (принятие и рассмотрение уведомлений, сроки рассмотрения), устанавливается порядок обжалования действий антимонопольного органа.
Безусловно, такая детализация действий как антимонопольных органов, так и организаций не будет лишней, ведь за нарушения порядка уведомления ФАС в таких случаях КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Например, за непредставление уведомлений, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения или за нарушение сроков подачи уведомлений с юридических лиц взимается штраф в размере от 150 тыс. до 250 тыс. рублей (ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ). Поэтому чем подробнее и понятнее будет описана вся процедура, тем проще организациям будет избежать штрафов.
Кроме того, Регламент определяет соответствующую подведомственность организаций по подаче уведомлений в антимонопольные органы в зависимости от размера уставного капитала и от действий организаций (создание или слияние и присоединение). Если у организации уставный капитал не превышает 15 млрд рублей, или доля определенного товара на рынке не превышает 35%, то ей следует идти в территориальный орган ФАС. Организациям «покрупнее» прямая дорога в ФАС России.
Следует заметить, что уведомление будет считаться направленным только тогда, когда организация предоставила все необходимые документы или со дня, когда она объяснила причины невозможности представления документов.
Само уведомление (ходатайство) составляется в произвольной форме и на русском языке. В качестве исключения иностранные организации могут составить уведомление на иностранном языке, но с заверенным русским переводом.
Антимонопольный орган рассматривает уведомления в течение 30 дней и выносит соответствующее решение: об удовлетворении ходатайства, о продлении срока рассмотрения ходатайства, об отказе удовлетворения ходатайства. Отказ может быть вынесен только в случаях, если будет установлено, что заявленные в уведомлении действия приведут к ограничению конкуренции или что организацией были представлены недостоверные сведения. Кроме того, антимонопольный орган вправе выдать заявителю предписание об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Существенно во многом облегчат действия организаций разработанные ФАС России приложения к Регламенту, среди которых:
∙ реквизиты по перечислению госпошлины;
∙ список адресов и телефонов территориальных органов ФАС России;
∙ график приема уведомлений;
∙ порядок административных действий антимонопольных органов, включая сроки их осуществления;
∙ список документов и сведений, представляемых вместе с уведомлением;
∙ образцы различных документов, включая образец жалобы на действия антимонопольного органа.
За невыполнение административных действий, предусмотренных Регламентом, руководители и заместители руководителей антимонопольных органов будут нести персональную ответственность.

***

«КАРУСЕЛЬНАЯ» ФИНАНСОВАЯ СХЕМА, НАТАЛЬЯ ФЕДОТКИНА

(Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2007 № 4592/07)
Организация, поставляющая металл на экспорт, применила ставку НДС 0% и заявила налоговые вычеты по приобретенному товару. Налоговая инспекция решила проверить эту организацию и направила туда своих сотрудников.
В ходе проверки инспекторы обнаружили среди тринадцати компаний, которые поставляли металл экспортеру, одну весьма подозрительную.
Налоговики стали выяснять, как экспортер производил у нее закупку металла. Они установили, что сначала экспортер перечислил 9 млн рублей своему поставщику, он в тот же день отправил деньги другой компании, та в свою очередь перечислила деньги третьей, далее третья отправила четвертой (но уже 11 млн рублей), затем четвертая — пятой, а пятая (выступавшая комиссионером экспортера при поставке металла на экспорт) возвратила эти 11 млн рублей обратно экспортеру. Причем все расчеты между компаниями были осуществлены в одном банке и в течение одного операционного дня.
Вышеуказанные обстоятельства позволили инспекции сделать вывод, что организация фактически создала «карусельную» финансовую схему и лишь имитировала движение денег для того, чтобы незаконно получить вычет по НДС. Признав организацию недобросовестной, налоговики отказали ей в применении нулевой ставки и в налоговых вычетах по НДС.
Возникший спор пришлось разбирать арбитражному суду. Трижды организация проигрывала — в первой инстанции, в апелляции и в кассации. Оставалась последняя попытка — обращение в ВАС РФ, и она организации удалась. Президиум ВАС РФ отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Президиум решил, что осуществление расчетов в одном банке и в течение одного дня само по себе еще не является доказательством недобросовестности организации, а иных доказательств налоговый орган не представил. При новом рассмотрении дела суду придется выяснить, реально ли осуществляет свою деятельность подозрительный поставщик, какой именно товар у него приобретался, как он передавался экспортеру, на каких условиях и т.д.

ОТ РЕДАКЦИИ
Проведение взаиморасчетов в одном банке в пределах одного операционного дня может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Но одного этого обстоятельства, как указал Пленум ВАС РФ в п. 6 Постановления от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», явно недостаточно для того, что бы обвинить налогоплательщика в получении необоснованной налоговой выгоды. Как правило, арбитражные суды отказываются признавать налогоплательщика недобросовестным только потому, что расчеты со своими поставщиками он осуществлял через один банк и в течение одного дня (см. постановления ФАС ВСО от 17.08.2007 № А19-22240/06-24-Ф02-5293/07, ФАС СЗО от 07.09.2007 № А56-764/2007, от 23.07.2007 № А56-42410/2006, от 26.04.2007 № А56-26291/2006, ФАС ЦО от 26.08.2004 № А62-5156/2003 и др.).

***

«ОПОЗДАЛИ», НАТАЛЬЯ ФЕДОТКИНА

(Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 №4618/07)
Налоговая инспекция выставила организации требование об уплате налогов и пеней на несколько миллионов рублей, установив для нее крайний срок уплаты 27 августа 2005 года. Организация это требование не выполнила.
Тогда налоговики решили списать сумму недоимки и пеней со счета организации в бесспорном порядке. Но денег на счетах у нее не оказалось, и потому инспекция приняла решение взыскать с организации налоги за счет ее имущества. В мае 2006 года с соответствующим исковым заявлением она обратилась в арбитражный суд.
Возражая против требований налоговой инспекции, организация заявила о пропуске инспекцией срока для обращения в суд.
Однако суд требования налоговой инспекции все-таки удовлетворил. Он сослался на то, что срок давности взыскания задолженности по налогам (сборам) и пеней составляет три года. Кассация вынесенное решение оставила в силе.
Президиум ВАС РФ все вынесенные судебные акты отменил и отказал налоговой инспекции в удовлетворении ее требований.
В своем решении Президиум сослался на п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», где сказано, что при взыскании недоимки по налогам и пеней действует шестимесячный, а не трехгодичный срок давности.

ОТ РЕДАКЦИИ
В последнее время только в решениях ФАС УО можно встретить утверждение о том, что срок давности взыскания задолженности по налогам (сборам), пеням равен трем годам (см. постановления от 03.07.2006 № Ф09-5760/06-С7, от 20.09.2006 № Ф09-8348/06-С7, от 29.12.2007 № Ф09-12264/06-С1 и др.). Суды остальных регионов в своей деятельности четко придерживаются позиции, изложенной ВАС РФ (см. постановления ФАС ДВО от 16.03.2007 № Ф03-А59/06-2/5605, ФАС СЗО от 14.09.2006 № А26-12286/2005-219, ФАС СКО от 30.07.2007№Ф08-2693/2007-1117А и др.).

***

«РЕГИОНАЛЬНАЯ НАДБАВКА», НАТАЛЬЯ ФЕДОТКИНА

(Постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2007 № 16001/06)
ОАО «РЖД» ежемесячно выплачивало своим московским и питерским сотрудникам региональную надбавку к заработной плате с целью компенсации им роста потребительских цен.
Основанием для подобных выплат служило указание начальника Октябрьской железной дороги. Суммы компенсаций организация не учитывала при расчете налога на прибыль и не облагала ЕСН.
Налоговый орган посчитал, что общество действовало неправильно.
По мнению налоговиков, организация обязана была начислять ЕСН на суммы компенсаций, поскольку эти начисления должны были включаться в расходы на оплату труда на основании ст. 255 НК РФ.
Решением налогового органа на организацию был наложен
штраф. Организация с таким решением не согласилась и обжаловала его в арбитражный суд. Арбитражный суд требования налогоплательщика удовлетворил, но кассация вынесенное решение отменила и признала правоту налогового органа.
Тогда организация обратилась в ВАС РФ. Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что обязанность выплат данной надбавки не предусмотрена ни действующим законодательством, ни коллективным договором, ни трудовыми договорами. Cледовательно, данную региональную надбавку нельзя включать в расходы на оплату труда, и поэтому начислять на нее ЕСН также не нужно.

ОТ РЕДАКЦИИ
Споры о необходимости начисления ЕСН на региональные надбавки удалось обнаружить только в практике ФАС СЗО (см. постановления от 27.03.2007 №А56-43332/2005, от 06.09.2006№А56-31409/2005 и др.), который в данных спорах высказывался в основном в поддержку налоговых органов. После вынесения постановления Президиумом ВАС РФ практика этого суда скорее всего изменится. Нельзя забывать: если организация делает выплаты в пользу физических лиц за счет собственных средств (т. е. не учитывает при расчете налога на прибыль), то на них начислять ЕСН не надо (ст. 236 НК РФ).

***

«ВОЗВРАТНЫЙ ЛИЗИНГ — ЗАКОННЫЙ ЛИЗИНГ», НАТАЛЬЯ ФЕДОТКИНА

(Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2007 № 16609/06)
Лизинговая компания продала свои векселя, а на вырученные деньги приобрела у организации автомобиль. После этого компания оформила с организацией договор лизинга и передала ей тот же самый автомобиль обратно. НДС, который компания уплатила организации, она поставила к вычету.
Налоговая инспекция решила, что компания создала лизинговую схему, целью которой было создание формальных условий исключительно для неправомерного возмещения НДС из бюджета. Поэтому налоговики отказали компании в вычете сумм НДС, уплаченных при приобретении авто.
Компания обратилась в арбитражный суд с требованием признать решение налогового органа незаконным. Арбитражный суд в удовлетворении требований компании отказал. Апелляция и кассация вынесенное решение оставили в силе.
Тогда компания обратилась в ВАС РФ с просьбой пересмотреть дело в порядке надзора. Президиум ВАС РФ все вынесенные судебные акты отменил и признал решение налогового органа недействительным. В своем решении Президиум ВАС указал, что в данном случае имел место возвратный лизинг. Такая операция абсолютно законна и имеет разумные хозяйственные мотивы для ее участников. Поэтому вычет по НДС компании должен быть предоставлен.

ОТ РЕДАКЦИИ
О том, что осуществление возвратного лизинга не свидетельствует о необоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды, Президиум ВАС РФ впервые сказал в Постановлении от 16.01.2007 № 9010/06. Аналогичный вывод содержится также в постановлениях ФАС МО от 19.01.2007, 23.01.2007 № КА-А40/13483-06, от 03.09.2007№КА-А40/882207, ФАС ПО от 24.04.2007 № А65-16414/2005, ФАС СЗО от 09.04.2007 № А56-10366/2006, ФАС УО от 30.01.2007№Ф09-153/07-С2 и др.

назад

 


Copyright ИД "Экономическая газета" © 1997-2007, all rights reserved.
Телефон редакции: (495)152-63-41, 151-69-17, телефон/факс: (495)151-69-17 e-mail:lawyer@ekonomika.ru

В избранное