Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Языки народов мира. Новости бюро переводов "Волшебное слово"


Языки народов мира.

Новости бюро переводов «Волшебное Слово»

 

www.volslovo.com

 

Здравствуйте, уважаемый читатель!

 

 

В сегодняшнем выпуске рассылки будет представлена информация на тему –

ЭСКИМОССКИЙ ЯЗЫК

 

Могу поспорить, что на вопрос о том, где живут эскимосы, большинство людей даст примерно такой ответ:

« Где-то ТАМ! Где очень холодно и медведи по улицам ходят!»

 

Волею судьбы я несколько лет назад приехал в Забайкалье, а конкретнее в Читу, где и проживаю в настоящее время.

(До этого жил на Южном Урале.)

 

Так вот, перед тем как приехать в этот город для меня было дико – КАК люди МОГУТ там ЖИТЬ! Ведь это где-то «на краю географии», буквально «два локтя по карте» и опять таки те самые медведи, которые ходят по улицам!

 

Скажем так, перспектива не очень…

 

Но приехав в Читу я открыл для себя….

Да я понял , что здесь не так страшно, как рисовало мое бурное воображение!

Вокруг царят нормальные человеческие отношения и люди приветливы и доброжелательны.

 

Но… К чему это я все тут рассказываю?

 

А к тому, что для того, что бы узнать какие люди живут в той или иной части планеты, вовсе не нужно ждать той счастливой минуты, когда тебя туда направят, и мучиться вопросом «А как у них ТАМ?»!

 

Хоть немного приблизить Вас к такому интересному и своеобразному народу, как эскимосы -  вот моя цель в этом выпуске рассылки.

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Эскимосы (происходит от названия, данного эскимосам индейцами-атабасками, буквально означает «едящий сырое мясо, рыбу»). Эскимосы – самый восточный народ России. Численность около 1700 человек. Самоназвание российских эскимосов – юпик «настоящий человек».

Происхождение эскимосов спорно. По-видимому, их прародиной была Северо-Восточная Азия, откуда они переселились через Берингов пролив в Америку. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова пролива.

Самая ранняя эскимосская культура – древнеберингоморская (до VIII в.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII ДО XIII – XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки – охоты на мелких ластоногих.

Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. Мясо, внутренности и жир морских животных ели, жиром обогревали и освещали жилище, из костей изготавливали орудия труда, оружие, утварь, остовы жилищ, шкурами покрывали жилище, обтягивали байдары, каяки, шили их них одежду и обувь.

До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с обоюдоострым наконечником стреловидной формы (пана), поворотный гарпун (унг’ак’) с отделявшимся наконечником из кости: при попадании в цель наконечник поворачивался поперек раны и отделялся от древка.

Чтобы добыча не утонула, к наконечнику тонким ремнем прикрепляли поплавок (аўатах’пак) из целой нерпичьей шкуры: один при охоте на моржа, три-четыре – при охоте на кита. Такой гарпун используют и современные китобои.

Сети для ловли тюленей изготавливали из тонко нарезанных пластин китового уса и из ремней лахтачьей шкуры. Добивали раненого зверя каменным молотком (нак’шун). Женскими орудиями труда были нож (уляк’) и скребок с каменным или металлическим вкладышем для выделки шкур (як’ирак’). Нож имел лезвие трапециевидной формы с закругленным режущим краем и деревянную рукоятку.

Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (ан’ьяпик) – легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов.

Каяк – мужская охотничья лодка из тонких деревянных или костяных планок, обтянутая моржовой шкурой, длиной 5,5 м для преследования морского зверя. Управлять каяком сложно. К концу XIX в. каяками почти не пользовались, в море стали выходить в основном на байдарах.


По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали в деревянные нарты «веером», а с середины XIX в. – цугом. У охотника также были бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (к’анрак). По снегу ходили на лыжах-«ракетках» (ўалгуягык).


Поселения располагались в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах так, чтобы было удобно наблюдать за передвижениями морского зверя.


До XVIII в. и позже, жили в полуподземных каркасных жилищах (нын’лю). Стены делали из костей, дерева, камня. Длинные кости китовых челюстей либо бревна плавников служили несущими опорами, на которые клали поперечные балки, также из челюстей кита.

 

На них настилали потолок из китовых ребер или деревянных брусьев. Потолок покрывали сухой травой, затем слоем дерна или песка. Пол мостили костями черепа и лопатками кита.
В XVII - XVIII вв. появились каркасные постройки (мын’тыг’ак’), похожие на чукотскую ярангу. Освещал и отапливал полог глиняный жирник (наник’).


Одежда азиатских эскимосов – глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. одежду делали также из птичьих шкурок. Мужской костюм состоял из узких натазников из нерпичьей шкуры, коротких рубах-кухлянок из оленьего меха (аткук), меховых штанов до колен и торбасов.

 

Летом для предохранения от сырости поверх нее надевали матерчатую камлею или плащ с капюшоном из моржовых кишок. На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти.


До XVIII в. эскимосы украшали себя, протыкая перегородку носа или нижнюю губу и подвешивая моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины.


Мужская татуировка – кружки в уголках рта, женская – прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Татуировкой покрывали руки, кисти, предплечья.


Традиционная пища – мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, мороженым, вареным. На зиму квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (ман’так).

 

Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценили оленину, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных. Летом и осенью в большом количестве употребляли морскую капусту и другие водоросли, ягоды, съедобные листья и корни.


Поселение эскимосов состояло из нескольких групп родственных семей. Главой селения был умилык – самый сильный и ловкий член общины. Существовали обычаи сватать детей, обычай «товарищества по браку», когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

 
Эскимосы не подверглись христианизации. Они верили в духов-хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом.


Существовали культы волка, ворона и касатки, которая покровительствовала морской охоте летом, а зимой, превратившись в волка, помогала охотнику в тундре.
В каждом селении был шаман. Шаманом мог стать тот, кто услышал голос духа-помощника.


Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита. Существовали праздники начала морской охоты или «спуск байдары на воду» и праздник «моржовых голов», посвященный итогам весенне-летнего промысла.


К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра и художественная гравировка. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода. Изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.

 

ЭСКИМОСЫ СЕГОДНЯ

Эскимосский язык распространен на юго-восточном побережье Чукотского полуострова (Чукотский автономный округ, Россия), на п-ове Аляска с прилегающими островами (США), в арктической зоне Канады, Гренландии (Дания).

 

Реальное количество эскимосов, живущих на Чукотском п-ве, составляет около 1700 человек. Их язык практически идентичен с языком эскимосов, проживающих на о.Св.Лаврентия (США).

 

На эскимосском языке говорят около 45 тыс. человек в Гренландии, 22 тыс. – в Канаде, 37 тыс. – на Аляске, 1300 человек – в США.

 

В истории этноса имели место контакты с носителями английского языка, чем и объясняется присутствие большого количества английских заимствований в эскимосском языке.

 

От Гренландии до реки Маккензи в Канаде различия между эскимосскими диалектами незначительны, но диалекты Аляски существенно отличаются от остальных. Сибирские диалекты эскимосского языка примыкают к распространенным на Аляске.

 

Запрет на промысел морского зверя в 1970-х-1980-х гг. привел к ослаблению языковой роли в жизни этноса. Кроме того, отрицательно сказался полувековой перерыв в традиционных контактах российских эскимосов с эскимосами о-ва Св. Лаврентия (США).

 

Совместно они представляют собой одну социальную, культурную и языковую общность. В период холодной войны (с 1948 г.) контакты прекратились, стали восстанавливаться с 1988 г.

 

Но большее влияние на современное состояние языка оказала государственная политика русификации системы образования, проводимая в 1950-х гг., что привело к тому, что две трети эскимосов утратили родной язык. Среднее поколение (40–45 лет) либо полностью перешло на русский язык, либо слабо владеет родным языком.

 

По данным переписи 2002 г. всего эскимосов проживает в России 1750 чел., из них 410 владеют родным языком, причем это люди в основном старшего поколения. Остальные могут лишь понимать эскимосский. Практически все нынешние российские эскимосы русскоязычны.

 

Существует мнение, что возникновение эскимосской письменности датируется 1721 г., когда Ханс  Эгеде в Гренландии произвел адаптацию латинского алфавита к эскимосскому языку.

 

В России письменность у азиатских эскимосов была разработана в 1933 г. на основе латинского алфавита. Сегодня используется кириллический алфавит. В США и Канаде письменность разработана в сер. 70-х гг. 20 в. (на основе латинской графики).

 

Эскимосский фольклор богат и разнообразен. Все виды фольклора подразделяют на сказки, мифы, предания. Музыка преимущественно — вокальная. Танцевальная музыка неразрывно связана с поэзией и танцем.

 

На сегодня почти отсутствует традиция преемственности языка в семье, что осложняет попытки сохранить эскимосский язык путем внедрения его в школьное образование. Кроме того, сами учителя, как правило, не владеют языком сво­его этноса в степени, достаточной для его преподавания.

 

Художественные произведения на эскимосском языке немногочисленны, это несколько сборников коротких рассказов, предназначенных в основном для детей школьного возраста, и несколько сборников поэзии.

 

Издания периодики на эскимосском языке ограничиваются публикациями в пределах од­ной страницы в двух окруж­ных газетах Чукотского АО – «Чукотка» и «Мургин Нутенут».

 

В настоящее время  язык азиатских эскимосов использу­ется в основном в семейном общении, людьми старшего поколения, в быту и частично – в тра­диционной хозяйственной деятельности.

 

P.S. Будущее языка азиатских эскимосов полностью зависит от его носителей, от самих эскимосов. Им и только им решать, сумеют ли они сохранить потомкам уникальность и индивидуальность своей культуры.

 

 

**************

 

 

Новости бюро переводов «Волшебное Слово»   

www.volslovo.com

Доводим до сведения наших постоянных и будущих клиентов, что на сайте Бюро открыта страница  загрузи себе БЕСПЛАТНО

, на которой Вы можете скачать дополнительную информацию по языкам.

****************

 

На сайте Бюро www.volslovo.com

 

Вы можете абсолютно БЕСПЛАТНО скачать следующие статьи:

1.      Эскимосско-Алеутская группа [Eskimo-Aleut languages]. Классификация.

2.      Эскимосско-Алеутские языки

3.      Сиреникских эскимосов язык

****************

Удачи Вам! До скорой встречи!

Алексей Николаев.                                       Бюро переводов «Волшебное Слово»

yaziknarodov@bk.ru                                                                  www.volslovo.com

 


В избранное