Слово דבַר (двар) – это сопряжённая форма существительного мужского рода
единственного числа דָבָר (давАр) - «вещь, предмет; нечто, что-то».
Здесь огласовка «камАц» заменилась непроизносимой огласовкой «шва».
Местоимение מָה (ма) является вторым определяющим словом в сочетании и создаёт значение неопределённости.
זמַן-מָה (зман-мА) – «какое-то время, некоторое время».
Слово זמַן (зман) – «время (физическая категория, промежуток) срок;
времена (период)» - это существительное мужского рода единственного
числа.
Слово הַשפָּעַת (hашпаАт) – это сопряжённая форма существительного
женского рода единственного числа הַשפָּעָה (hашпаА) – «влияние». Здесь
огласовка «камАц» под буквой ע (Айин) заменилась огласовкой «патАх», а
буква ה (hэй) заменилась буквой ת (тав).
בְּמִידַת-מָה (бэ-мидат-мА) – «в некоторой степени, в меру чего-то».
Слово בְּמִידַת (бэ-мидАт) – «в меру …» состоит из предлога בְּ (бэ-)
–«в» и сопряжённой формы существительного женского рода единственного
числа מִידָה (мидА) – «мера (граница), степень; размер (величина)».
Здесь огласовка «камАц» под буквой ד (дАлэт) заменилась огласовкой
«патАх», а буква ה (hэй) заменилась буквой ת (тав).
מִשוּם-מָה (ми-шум-мА) – «что-то (неясно почему), почему-либо, почему-нибудь, почему -то».
Слово מִשוּם (ми-шум) – «своего рода» состоит из предлога מִ (ми-) – «из
(откуда, о составе или материале), от (откуда, с какого времени), с
(откуда-либо); чем (нежели), более чем» и слова שוּם (шум) – «никакой
(вовсе не, вообще не)».
А вот пример сопряжённого сочетания существительного с предлогом:
מַעֲצֶמֶת-עַל (маацЭмэт-ал) – «сверхдержава»;
Слово מַעֲצֶמֶת (маацЭмэт) – это сопряжённая форма существительного
женского рода единственного числа מַעֲצָמָה (маацамА) – «держава
(страна)». Здесь две огласовки «камАц» под буквами צ (щАди) и מ (мэм)
заменились огласовками «сэгОл», а буква ה (hэй) заменилась буквой ת
(тав).
Предлог עַל (ал) в данном сочетании имеет значения «над, сверх».
И совсем редкий случай сопряжённого сочетания наречия с прилагательным:
דֵי-טוֹב (дэй тОв) – «достаточно хорош».
Слово דֵי (дэй) – это сопряжённая форма наречия דַי (дай) – «достаточно,
довольно (имеется), хватит». Здесь огласовка «патАх» заменилась
огласовкой «цэрЭ».
Итак, на данном уроке вы познакомились с сопряжёнными сочетаниями
существительного или прилагательного с местоимением, наречием или
предлогом.
Таким образом, мы завершили тему о сопряжённых сочетаниях слов в иврите.
Все тонкости употребления в языке данных конструкций будут изучаться и
совершенствоваться вами по мере вхождения в язык иврит.
Просмотреть и прослушать данный урок можно в моём блоге-сайте, пройдя по
следующей ссылке:
http://alfred-griber.com/ivrit/uroki-prakticheskij-ivrit-shag-za-shagom/urok-39-sopryazhyonnye-sochetaniya-s-mestoimeniem-narechiem-ili-predlogom