Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Новости Норвегии, Финляндии, Швеции" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Финский язык: выпуск 23. Monikko (часть 1)
Все материалы данного выпуска, а также многое другое на сайте www.suomen.ru Читайте сказку Туве Янссон Kevätlaulu (для уже продвинувшихся в изучении финского языка). А для начинающих - небольшие видео-ролики с начальной лексикой. Сегодня мы разберем довольно сложную, но очень важную тему множественного числа в различных падежах. Кроме множественных partitiivi и genetiivi, которые требуют отдельного рассмотрения. Как мы уже знаем, показателем простого множественного числа, т.е. nominatiivi monikko, является окончание -t, прибавляемое к слабой основе. В остальных падежах дело обстоит совсем не так: показателем множественного числа там служит буква i! Падежные окончания, как в единственном, так и во множественном числе одни и те же, кроме иллатива, партитива и генетива. Начнем с простого, с неизменных окончаний.
i ставится между основой слова и падежным окончанием. Если в каком-либо из падежей в единственном числе мы используем слабую основу, то и во множественном будет она же. Соответственно, если сильную (в эссиве, иллативе, партитиве), то и во множественном будет сильная. Предлагаем вам три таблицы, в которых доступно описано, что происходит с основами слов, если к ним прибавлять i.
Таблица 1
Таблица 2. Если основа слова заканчивается на –а в двусложных словах.
Таблица 3. Если основа заканчивается на –а в многосложных словах. a/ä меняются на o/ö или выпадают в зависимости от того, на что заканчивается слово.
* В финском, как и во многих других языках, переводчик письменный и устный обозначаются разными словами. Так, kääntäjä – письменный переводчик, tulkki – устный
Обратите внимание на прилагательные: ihana –> ihanilla kamala (ужасный) –> kamalissa ahkera (усердный) –> ahkerille hämärä (темный) –> hämärillä valoisa (от valo – свет, соответственно, светлый) –> valoisista
И на местоимения: tämä –> nämä –> näissä tuo –> nuo –> noilla
Теперь перейдем к падежам, окончания которых меняются во множественном числе. Сегодня посмотрим на иллатив, а генетив и партитив разберем в следующем уроке, потому как там не все просто со значениями. Значение же иллатива мы знаем, а вспомнив, как он образуется в единственном числе, легко образуем форму множественного, при этом не забываем о том, что в иллативе всегда сильная ступень. Окончания прибавляются к основе множественного числа!!! См. таблицы выше. Соответственно, если основы множественного числа заканчиваются на i, то это i удлиняется. lehmä (корова) –> lehmi + in tehtävä (задание) –> tehtävi + in
Окончание –hVn становится –hin. kirja –> kirjoi + hin tomaatti –> tomaattei + hin
Окончание –seen превращается в –siin. rakas –> rakkaa –> rakkai + siin lentokone –> lentokonee –> lentokonei + siin
Потренируемся в образовании множественного числа в разных падежах, заодно вспомним некоторые глаголы управления и познакомимся с новой лексикой.
Упражнение 1 Дополните предложение Haluan käydä… следующими словами во множественном числе: Malli: (teatteri) Haluan käydä teatereissa. 1. (museo) ____________________________________________________________________. 2.(vanha kirkko)________________________________________________________________. 3. (kirjasto)____________________________________________________________________. 4. (uimaranta)__________________________________________________________________. 5. (puisto)_____________________________________________________________________. 6. (baari)______________________________________________________________________. 7. (kahvila)____________________________________________________________________. 8. (kaukainen saari)_____________________________________________________________. 9. (tuo linna)___________________________________________________________________. 10. (tämä vuori)________________________________________________________________. uimaranta – пляж puisto – парк kaukainen - далекий linna – крепость vuori – гора
Упражнение 2 Дополните предложение Me matkustamme... аналогично предыдущему упражнению. Malli: Me matkustamme busseilla. 1. (tämä nopea juna)_____________________________________________________________. 2. (tuo uusi metro)______________________________________________________________. 3. (oma auto)__________________________________________________________________. 4. (kallis taksi) _________________________________________________________________. 5. (hävittäjä)_________________________________________________________________. 6. (raitiovaunu)_________________________________________________________________. 7. (polkupyörä)_________________________________________________________________. 8. (purjevene)__________________________________________________________________. 9. (helikopteri)_________________________________________________________________. 10. (suuri laiva)________________________________________________________________. nopea – быстрый, скорый hävittäjä – истребитель, эсминец raitiovaunu – трамвай polkupyörä – велосипед (polku – тропинка, pyörä – колесо) purjevene – парусник helikopteri – вертолет laiva – паром
Упражнение 3 Дополните предложение Minä pidän... Malli: Minä pidän lapsista. 1. (suloinen vauva)______________________________________________________________. 2. (vanha ihminen)______________________________________________________________. 3. (liukas tie)__________________________________________________________________. 4. (lämmin käsi)________________________________________________________________. 5. (kirkas väri)_________________________________________________________________. 6. (kaunis ruusu)_______________________________________________________________. 7. (suuri tumma virta)___________________________________________________________. 8. (leppäkerttu)________________________________________________________________. 9. (kilpikonna)_________________________________________________________________. 10. (puhdas vaate)______________________________________________________________. suloinen – прелестный vauva – младенец liukas – скользкий kirkas – яркий väri – цвет virta – река leppäkerttu – божья коровка kilpikonna – черепаха puhdas – чистый
Упражнение 4 Дополните предложение He osallistuvat... Malli: He osallistuvat retkiin. 1. (kurssi)____________________________________________________________________. 2. (kokous)___________________________________________________________________. 3. (juhla)_____________________________________________________________________. 4. (seminaari)_________________________________________________________________. 5. (keskustelu)_________________________________________________________________. kokous – собрание juhla – праздник keskustelu – разговор
Упражнение 5 Дополните предложение Te tutustuitte... Malli: Te tutustuitte moniin ihmisiin. 1. (moni paikka)________________________________________________________________. 2. (nähtävyys)__________________________________________________________________. 3. (majakka)___________________________________________________________________. 4. (uusi kirjailija)_______________________________________________________________. 5. (mukava rouva)______________________________________________________________. 6. (iloinen nuori)_______________________________________________________________. 7. (virkeä mummo)_____________________________________________________________. 8. (komea mies)________________________________________________________________. 9. (iäkäs vanhus)_______________________________________________________________. 10. (hauska herra)______________________________________________________________. nähtävyys – достопримечательность rouva – госпожа virkeä – бодрствующий mummo - бабушка komea – красивый (о мужчине) iäkäs – престарелый vanhus – старик herra – сэр, господин
При составлении урока были использованы материалы из: Kieli käyttöön. Suomen kielen jatko-oppikirja, Marjukka Kenttälä
Ответы на упражнение предыдущего урока: Упражнение 2 1. Suomessa on ilmasto, joka vaihtelee. 2. Ulkomailla asuu noin 330 000 henkilöä, jotka syntyivät Suomessa. 3. Paavo Nurmesta, joka voitti kolme kultamitalia Pariisin olympilaisissa 1924, tuli legenda. 4. Lumi, joka pysyy, sataa yleensä marraskuun lopulla. 5. Suomi kuluu pitkälle hyvinvointivaltioihin, joka kehittyi. 6. Informaatio, joka liittyy matkailuun, saa matkailu- ja matkatoimistoista.
Упражнение 3 1. Myyvä kalaa torilla vanha ukko on hyväntuulinen. 2. Kadonneet toissa päivänä metsään lapset löytyivät eilen illalla. 3. Osallistutko siihen huomenna alkavaan kurssiin? 4. Näetkö nuo nurmikolla jalkapalloa pelaavat pojat? 5. Odottineet satamassa laivaa taksit saivat paljon asiakkaita. 6. Ollut juonut alkoholia nuori mies yritti nousta bussiin.
Ответы на упражнения данного выпуска Вы найдете в следующем уроке. Ваши вопросы, комментарии и пожелания по содержанию рассылки направляйте по адресу: finnish-lang@yandex.ru |
В избранное | ||