Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Изучаем финский язык.

  Все выпуски  

Изучаем финский язык. Спряжение глаголов в настоящем времени (продолжение).


Изучаем финский язык

Урок 9. (26.03.2006)


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Ещё раз хочу заострить ваше внимание на том, что я не филолог, а программист и изучаю финский язык всего два года. Эта рассылка является моей попыткой сиcтематизировать свои знания, полученные на финских курсах от биржи труда, поработать с различными учебниками (изданными как в России, так и в Финляндии для иностранцев). Поэтому в рассылке могут встречаться ошибки и неточности как орфографические, так и стилистические. Но ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает!

Большое спасибо тем подписчикам, которые стараются мне помочь! Все ваши замечания и исправления я вношу в уроки, расположенные на сайте, так как в архив рассылки внести изменения уже нельзя (исправленный Урок 8.). Я, конечно, могу бросить это дело, но, потратив полдня на поиски в интернете, я сделала вывод, что в русском интернете нет ни одной живой рассылки по изучению финского языка, хотя попытки тоже были. Если ваше представление об изучении финского языка отличается от моего, было бы здорово сделать свою рассылку или сайт, чтобы была возможность посмотреть на одни и те же вещи с разных сторон.

На первых своих курсах я училась по книге SupiSuomea, по этой книге есть большой сайт http://www.yle.fi/opinportti/supisuomea/, где можно изучать финский язык , слушать тексты на финском языке, делать упражнения. Там же есть небольшой финско-русский словарь. Вторая книга, по которой тоже сделан сайт в интернете – это ”Suomea, ole hyvä! ” http://cc.oulu.fi/~mkarjala/soh2/ . Это тоже сайт для взрослых иностранцев, изучающих финский язык. Хорошо учить язык, пользуясь несколькими источниками. Так что дерзайте!


Теперь проверим домашнее задание, надеюсь, у вас всё получилось:

Задание 2.
Cпряжение глаголов можно проверить, делая Упражнение 6.

Задание 3:
1. puhua(1) 2. kysyä(1) 3. syödä(2) 4. juoda(2) 5. olla(3) 6. pestä(3) 7. nousta(3) 8. haluta(4) 9. tarvita(5) 10. vanheta(6) 11. nukkua(1) 12. laulaa(1)


Продолжим с чередованием согласных в глаголах.

Глаголы 2 типа (verbityyppi 2).

Глаголы, оканчивающиеся на –da / -dä. Основу получаем, отбросив окончание –da / -dä. В глаголах этого типа чередования согласных не происходит:

perusmuototupakoidaluennoidapysäköi
minätupakoinluennoinpysäköin
sinätupakoitluennoitpysäköit
häntupakoiluennoipysäköi
metupakoimmeluennoimmepysäköimme
tetupakoitteluennoittepysäköitte
hetupakoivatluennoivatpysäköivät


Исключения!Запомните! Спрягаются особенным образом:

perusmuototehnäh
minäteennäen
sinäteetnäet
häntekeenäkee
meteemmenäemme
teteettenäette
hetekevätnäkevät


Глаголы 3 типа (verbityyppi 3).

Глаголы, оканчивающиеся на –la / -lä, –na / -nä, –ra / -rä, –(s)ta / -(s)tä. В глаголах этого типа чередование согласных происходит только в глаголах оканчивающихся на –la / -lä и только p – pp, t – tt, d – t, rr – rt, nn – nt, mm – mp и происходит по схеме :

Ступень p – ppt – ttd - trr - rtnn – ntmm - mp
слабаяperusmuotohypelläajatellariidelläkierrelläkuunnellaommella
сильнаяminähyppelenajattelenriitelenkiertelenkuuntelenompelen
сильнаяsinähyppeletajatteletriiteletkierteletkuunteletompelet
сильнаяhänhyppeleeajatteleeriiteleekierteleekuunteleeompelee
сильнаяmehyppelemmeajattelemmeriitelemmekiertelemmekuuntelemmeompelemme
сильнаяtehyppeletteajatteletteriitelettekiertelettekuunteletteompelette
сильнаяhehyppelevätajattelevatriitelevätkiertelevätkuuntelevatompelevat


Но обратите внимание: kävellä – kävelen, kävelet..., kokeilla – kokeilen, kokeilet ...

Исключения!Запомните! Спрягаются особенным образом:

perusmuotoollajuosta
minäolenjuoksen
sinäoletjuokset
hänonjuoksee
meolemmejuoksemme
teolettejuoksette
heovatjuoksevat


Глаголы 4 типа (verbityyppi 4).

Глаголы, оканчивающиеся на –ta / -tä, кроме оканчивающихся на –(s)ta / -(s)tä , –(i)ta / -(i)tä (хотя иногда они тоже относятся к 4 группе, например, hävitä) и некоторых глаголов, оканчивающихся на –(e)ta / -(e)tä. Основу получаем, отбросив окончание –ta / -tä и прибавив а / ä. В 3 лице единственного числа личного окончания нет, если основа инфинитива оканчивается на а / ä, в других глаголах этого типа окончание 3 лица ед. числа а / ä .

В глаголах 4 типа происходит чередование согласных по той же схеме, что и у глаголов 3 типа, то есть инфинитив глагола стоит в слабой форме, а при спряжении глаголов по лицам в настоящем времени, основа глагола стоит в сильной форме :

 инфитивосноваminähänhe
... – kmaatamakaa-makaanmakaamakaavat
k – kkpakatapakkaa-pakkaanpakkaapakkaavat
v – ptavatatapaa-tapaantapaatapaavat
p – pphypätähyppää-hyppäänhyppäähyppäävät
d – tpudotaputoa-putoanputoaaputoavat
t – ttniitataniittaa-niittaanniittaaniittaavat
ng – nkhangatahankaa-hankaanhankaahankaavat
mm –mpkammatakampaa-kampaankampaakampaavat
ll –ltvallatavaltaa-valtaanvaltaavaltaavat
rr – rtkerratakertaa-kertaankertaakertaavat
lje – lkehaljetahalkea-halkeanhalkeaahalkeavat
hje – hkepuhjetapuhkea-puhkeanpuhkeaapuhkeavat


К сожалению не все глаголы спрягаются по этим правилам, бывают и исключения ( avata – avaan, hävitä – häviän, kuivata – kuivaan), поэтому желательно иметь словарь, в котором указываются ключевые формы наиболее трудных в словоизменительном отношении финских глаголов и существительных, то есть у вас должен быть большой словарь, если вы хотите серьёзно заниматься.

Приведу ещё один пример глаголов этой группы. Два близких по звучанию, но совершенно разных по значению и склонению глагола:

pelata – pelaan, pelaat, pelaa, pelaamme, pelaatte, pelaavat
играть

pelätä – pelkään, pelkäät, pelkää, pelkäämme, pelkäätte, pelkäävät (Исключение!Запомните!)
бояться

Глаголы 5 типа (verbityyppi 5).

Глаголы, оканчивающиеся на –ita / -itä. Основу получаем, отбросив окончание –ta / -tä и прибавив tse. В 3 лице единственного числа окончание e. В этих глаголах чередования гласных не происходит:

punnita – punnitsen, punnitset, punnitsee, punnitsemme, punnitsette, punnitsevat
взвешивать

Глаголы 6 типа (verbityyppi 6).

Глаголы, оканчивающиеся на –eta / -etä , но не все, а только обозначающие изменение состояния. Основу получаем, отбросив окончание –ta / -tä и прибавив ne. В 3 лице единственного числа окончание e. Этих глаголов очень мало и они обычно заменяются глаголами других типов, но для полноты изложения их тоже следует упомянуть :

 инфитивminähänhe
... – kpaetapakenenpakeneepakenevat
d – tedetäeteneneteneeetenevät
mm – mpmmetämpenenmpeneempenevät


Но обратите внимание: koveta - kovenee, kovenevat.

Запомним! Чередования согласных не происходит в :
 
глаголах 2 типа (-da/dä)
глаголах 5 типа (-ita/-itä)
глаголах 3 типа (-na/-nä, -ra/-rä, -sta/-stä)


Задание:

161. tupakoida - курить
162. luennoida – читать лекцию
163. pysäköidä – стоять (на стоянке)
164. tehdä - делать
165. nähdä - видеть
166. hypellä – прыгать, скакать
167. ajatella - думать
168. riidellä – спорить, ссориться
169. kierrellä – крутить, крутиться
170. kuunnella - слушать
171. ommella - шить
172. juosta - бежать
173. maata - лежать
174. pakata - упаковывать
175. tavata - встречать
176. hypätä - прыгать
177. pudota – падать, свалиться
178. niitata - клепать
179. hangata – тереть, натирать
180. kammata - причесывать
 
- Проспрягайте по лицам глаголы, которые вы учите.
 
- Напишите в правильной форме
 
1. Minä _________(puhua) suomea. 2. Missä sinä ___________(asua)? 3. Tyttö ________ (syödä) paljon suklaata. 4. Te ________(oppia) venäjää. 5. Trang _____(olla) vietnamilainen. 6. Me __________(haluta) syödä jogurttia. 7. Minä _______(olla) ulkomaalainen.8. Sinä ________(lukea) kirjaa. 9. Ilalla he __________(kuunnella) musiikkia ja _________ (tanssia). 10. Isä ja äiti ______(olla) Helsingissa.
 
Ответы на задания в следующем выпуске рассылки.


Пишите свои пожелания и вопросы по адресу :
unelma@yandex.ru

На сайте www.unelma.narod.ru делайте упражнения для тренировки грамматики. Успехов Вам! Наталья.


В избранное