Изучаем финский язык. Чередование ступеней согласных (Konsonanttien astevaihtelu)
Изучаем финский язык
Урок 8. (19.03.2006)
Здравствуйте уважаемые подписчики!
Сначала проверим домашнее задание, надеюсь у вас всё получилось:
Задание 2.
1.Onko tämä (se) kirja? 2. Onko tuo kukka? 3. Asutko (sinä) Saksassa? 4. Onko tämä(se) Ranska? 5. Ovatko he Moskovassa? 6. Oletko (sinä) venäläinen? 7. Puhuuko Tiina suomea? 8. Puhummeko (me) venäjää? 9. Puhuvatko he ruotsia? 10 Venäläinenkö hän on?
Задание 3:
1.Tämä on kirja. 2. Tuo on kukka. 3. (Minä) asun Saksassa. 4. Tämä on Ranska. 5. He ovat Moskovassa. 6. (Minä) olen venäläinen. 7. Tiina puhuu suomea. 8. (Me) puhumme venäjä. 9. He puhuvat ruotsia. 10. Hän on venäläinen.
Чередование ступеней согласных (сильная и слабая ступень)
Konsonanttien astevaihtelu (vahva aste ja heikko aste).
Это очень важный момент в изучении финского языка и на его тренировку обычно уходит много времени, поэтому будем обращать на этот момент внимание в течении всего курса. Итак, если в основе слова последний слог начинается с согласного k, p, t или имеется буквосочетания указанные в таблице ниже, то при изменении слова в основе происходит чередование согласных и сильная ступень чередуется со слабой.
На первых порах может помочь правило: слабая ступень выступает тогда, когда основа оканчивается на краткий гласный и к ней прибавляется один согласный (nuku-n) или два соглассных + гласный (lue-tte). В остальных случаях выступает сильная ступень. Это правило касается имён, оканчивающихся на краткий глассный (кроме е) и глаголов 1 типа:
kk – k
kukka – kukat цветок – цветы
nukkua – nukun спать – я сплю
pp – p
anoppi – anopit свекровь – свекрови
oppia – opin выучить – мы учим
tt – t
tyttö - tytöt девочка - девочки
ottaa – otat брать – он берёт
k - ...
ruoka – ruoassa еда – в еде
lukea – luette читать – вы читаете
p – v
leipä – leivässä хлеб – в хлебе
saapua – saavun приезжать – я приезжаю
t – d
täti - tädit тётя - тёти
tietää – tiedän знать – я знаю
nk – ng
kaupunki – kaupungissa город – в городе
onkia – ongimme удить – мы ловим рыбу
nt – nn
ranta – rannalla берег – на берегу
antaa – annat давать – ты даёшь
lt – ll
ilta – illalla вечер – вечером
kieltää – kiellän запрещать – я запрещаю
rt – rr
parta – parrassa борода – в бороде
kumartua – kumarrut наклоняться – ты наклоняешься
mp – mm
kampa – kammat расчёска - расчёски
ampua – ammutte стрелять – вы стреляете
lke – lje
– (имена, оканчивающиеся на е сконяются по особым правилам : kilke – kilkkeet)
sulkea – suljen закрывать – я закрываю
В сочетания st, sk, tk чередования ступенией не происходит
nasta – nastat кнопка - кнопки
tutkia - tutkin исследовать - исследую
Если вы хорошо изучили урок 6, то уже умеете различать к какой группе относиться глагол. Теперь в свете наших новых знаний о чередовании ступений согласных будем более подробно знакомиться со спряжениями глаголов в настоящем времени. Сегодня остановимся на глаголах 1 типа:
Глаголы 1 типа (verbityyppi 1).
Напомню, что к глаголам первой группы относятся глаголы оканчивающиеся на две гласных, последняя из которых всегда –a / -ä .
На 5 уроке мы с вами учились спрягать глаголы 1 типа, у которых не происходит чередования сильной и слабой ступеней. Теперь разберёмся что происходит в случае ее наличия в глаголах 1 типа :
Ступень
tt – t
pp - p
kk - k
nk – ng
сильная
perusmuoto
otta
oppia
nukkua
onkia
слабая
minä
otan
opin
nukun
ongin
слабая
sinä
otat
opit
nukut
ongit
сильная
hän
ottaa
oppii
nukkuu
onkii
слабая
me
otamme
opimme
nukumme
ongimme
слабая
te
otatte
opitte
nukutte
ongitte
сильная
he
ottvat
oppivat
nukkuvat
onkivat
Ступень
tt – t
p - v
k - ...
nt – nn
сильная
perusmuoto
tietää
saapua
lukea
antaa
слабая
minä
tiedän
saavun
luen
annan
слабая
sinä
tiedät
saavut
luet
annat
сильная
hän
tietää
saapuu
lukee
antaa
слабая
me
tiedämme
saavumme
luemme
annamme
слабая
te
tiedätte
saavutte
luette
annatte
сильная
he
tietävät
saapuvat
lukevat
antavat
Сначала кажется, что это очень трудно запомнить и особенно применить, но время и труд великие помощники и со временем приходит чувство, что иначе и быть не может. Старайтесь проговаривать все примеры вслух по нескольку раз. Я в свою очередь постараюсь сделать на эту тему побольше тренировочных упражнений на сайте, ведь когда учишься, хорошо всё прописывать и проговаривать.:
- Найдите неопределённую форму глаголов, определите к какому типу относиться и переведите предложения :
1. Minä puhun suomea. 2. Sinä kysyt paljon. 3. Me syömme. 4. Te juotte. 5. Minä olen venäläinen. 6. He pesevät. 7. Hän nousee kello 6. 8. Haluatteko syödä? 9. Mitä tarvitsette?
10. Mummo vanhenee. 11. Nukutteko paljon? 12. Tytöt laulavat.
Ответы на задания в следующем выпуске рассылки.
Пишите свои пожелания и вопросы по адресу : unelma@yandex.ru
На сайте www.unelma.narod.ru делайте упражнения для тренировки грамматики.
Успехов Вам!
Наталья.