Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Изучаем финский язык.

  Все выпуски  

Изучаем финский язык. Чередование ступеней согласных (Konsonanttien astevaihtelu)


Изучаем финский язык

Урок 8. (19.03.2006)


Здравствуйте уважаемые подписчики!

Сначала проверим домашнее задание, надеюсь у вас всё получилось:

Задание 2.
1.Onko tämä (se) kirja? 2. Onko tuo kukka? 3. Asutko (sinä) Saksassa? 4. Onko tämä(se) Ranska? 5. Ovatko he Moskovassa? 6. Oletko (sinä) venäläinen? 7. Puhuuko Tiina suomea? 8. Puhummeko (me) venäjää? 9. Puhuvatko he ruotsia? 10 Venäläinenkö hän on?

Задание 3:
1.Tämä on kirja. 2. Tuo on kukka. 3. (Minä) asun Saksassa. 4. Tämä on Ranska. 5. He ovat Moskovassa. 6. (Minä) olen venäläinen. 7. Tiina puhuu suomea. 8. (Me) puhumme venäjä. 9. He puhuvat ruotsia. 10. Hän on venäläinen.

Чередование ступеней согласных (сильная и слабая ступень)
Konsonanttien astevaihtelu (vahva aste ja heikko aste).

Это очень важный момент в изучении финского языка и на его тренировку обычно уходит много времени, поэтому будем обращать на этот момент внимание в течении всего курса. Итак, если в основе слова последний слог начинается с согласного k, p, t или имеется буквосочетания указанные в таблице ниже, то при изменении слова в основе происходит чередование согласных и сильная ступень чередуется со слабой.

На первых порах может помочь правило: слабая ступень выступает тогда, когда основа оканчивается на краткий гласный и к ней прибавляется один согласный (nuku-n) или два соглассных + гласный (lue-tte). В остальных случаях выступает сильная ступень. Это правило касается имён, оканчивающихся на краткий глассный (кроме е) и глаголов 1 типа:

kk – kkukka – kukat
цветок – цветы
nukkua – nukun
спать – я сплю
pp – panoppi – anopit
свекровь – свекрови
oppia – opin
выучить – мы учим
tt – ttyttö - tytöt
девочка - девочки
ottaa – otat
брать – он берёт
k - ...ruoka – ruoassa
еда – в еде
lukea – luette
читать – вы читаете
p – vleipä – leivässä
хлеб – в хлебе
saapua – saavun
приезжать – я приезжаю
t – dti - tädit
тётя - тёти
tietää – tiedän
знать – я знаю
nk – ngkaupunki – kaupungissa
город – в городе
onkia – ongimme
удить – мы ловим рыбу
nt – nnranta – rannalla
берег – на берегу
antaa – annat
давать – ты даёшь
lt – llilta – illalla
вечер – вечером
kieltää – kiellän
запрещать – я запрещаю
rt – rrparta – parrassa
борода – в бороде
kumartua – kumarrut
наклоняться – ты наклоняешься
mp – mmkampa – kammat
расчёска - расчёски
ampua – ammutte
стрелять – вы стреляете
lke – lje
(имена, оканчивающиеся на е сконяются по особым правилам : kilke – kilkkeet)
sulkea – suljen
закрывать – я закрываю
В сочетания st, sk, tk чередования ступенией не происходитnasta – nastat
кнопка - кнопки
tutkia - tutkin
исследовать - исследую


Если вы хорошо изучили урок 6, то уже умеете различать к какой группе относиться глагол. Теперь в свете наших новых знаний о чередовании ступений согласных будем более подробно знакомиться со спряжениями глаголов в настоящем времени. Сегодня остановимся на глаголах 1 типа:

Глаголы 1 типа (verbityyppi 1).

Напомню, что к глаголам первой группы относятся глаголы оканчивающиеся на две гласных, последняя из которых всегда –a / -ä . На 5 уроке мы с вами учились спрягать глаголы 1 типа, у которых не происходит чередования сильной и слабой ступеней. Теперь разберёмся что происходит в случае ее наличия в глаголах 1 типа :

Ступень tt – tpp - pkk - knk – ng
сильнаяperusmuotoottaoppianukkuaonkia
слабаяminäotanopinnukunongin
слабаяsinäotatopitnukutongit
сильнаяhänottaaoppiinukkuuonkii
слабаяmeotammeopimmenukummeongimme
слабаяteotatteopittenukutteongitte
сильнаяheottvatoppivatnukkuvatonkivat


Ступень tt – tp - vk - ...nt – nn
сильнаяperusmuototietääsaapualukeaantaa
слабаяminätiedänsaavunluenannan
слабаяsinätiedätsaavutluetannat
сильнаяhäntietääsaapuulukeeantaa
слабаяmetiedämmesaavummeluemmeannamme
слабаяtetiedättesaavutteluetteannatte
сильнаяhetietävätsaapuvatlukevatantavat


Сначала кажется, что это очень трудно запомнить и особенно применить, но время и труд великие помощники и со временем приходит чувство, что иначе и быть не может. Старайтесь проговаривать все примеры вслух по нескольку раз. Я в свою очередь постараюсь сделать на эту тему побольше тренировочных упражнений на сайте, ведь когда учишься, хорошо всё прописывать и проговаривать.:

Задание:

141. nukkua – спать
142. oppia – выучить, учить
143. ottaa – брать
144. lukea – читать
145. saapua – приезжать, прибывать
146. tietää – знать
147. onkia – удить рыбу
148. antaa – давать
149. kieltää – запрещать
150. kumartua – наклоняться
151. ampua – стрелять
152. sulkea – закрывать
153. tutkia – исследовать, изучать
154. ruoka – еда, пища
155. leipä – хлеб
156. ranta – берег
157. ilta – вечер
158. parta – борода
159. kampa – расчёска
160. nasta – кнопка
 
- Проспрягайте по лицам глаголы :
 
onkia, antaa, kieltää, kumartua, ampua, puhua, sulkea, tutkia, itkeä, oppia, nukkua, lukea, kieltää, saapua, otta, kysyä
 
- Найдите неопределённую форму глаголов, определите к какому типу относиться и переведите предложения :
 
1. Minä puhun suomea. 2. Sinä kysyt paljon. 3. Me syömme. 4. Te juotte. 5. Minä olen venäläinen. 6. He pesevät. 7. Hän nousee kello 6. 8. Haluatteko syödä? 9. Mitä tarvitsette? 10. Mummo vanhenee. 11. Nukutteko paljon? 12. Tytöt laulavat.
 
Ответы на задания в следующем выпуске рассылки.


Пишите свои пожелания и вопросы по адресу :
unelma@yandex.ru

На сайте www.unelma.narod.ru делайте упражнения для тренировки грамматики. Успехов Вам! Наталья.


В избранное