Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Основы арабского языка

  Все выпуски  

Основы арабского языка корень-основа...


1 Занимательная Сарфология, Шаг Первый, Корень-Основа Или Поджеймсбондим?

1) Блок № 1 - буква ‘Айн - http://nuruliman.ru/archives/423

Не забудьте скачать шикарные тетрадки для тренировки письма, пройдя по этой ссылке: http://ynzyr.narod.ru/arabik_propis.html#propis

2) Блок № 2 - Корень-основа

Словообразование – это процесс образования новых слов, когда из корня-основы образуется другое слово с иным смысловым значением.

Причем необходимо помнить, что достаточно изменить хотя бы одну букву в арабском слове и смысл его, пусть даже незначительно, но все же изменится.

Корень-основа - это обязательная, состоящая из 3-4 букв частичка арабского слова. Иными словами, она -

ее “сердце”,

указывающая на его основной смысл (и выражающая его лексическое значение).

В арабском языке, как впрочем, и в русском, слов без корня не бывает.

Его нам и надо научиться находить в словаре Х. К. Баранова.

Для того, чтобы понять как докопаться до корня-основы, надо знать, что арабские глаголы и имена напоминают сложный, но толковый конструктор и они, даже после небольшой практики, легко поддаются точному разбору.

Источником словообразования согласно мнению ученых басрийской школы морфологии является имя действия (отглагольное имя существительное) – масдар.

Аргументируют они это тем, что он указывает лишь на определенное понятие или состояние. Он проще и элементарнее глагола, который отягощен связью со временем и лицом деятеля.

Например:

الشُّكْرُ الغُفْرَانُ

Благодарность (понятие не связанно ни с временем, ни деятелем), прощение (тоже нет даже намека на ответ к вопросам: “когда?” и “кто?”)

Для ученых Куфы основа словообразования – это глагол.

Этого мнения придерживались и те, кто заложил фундамент науки “Сарф”.

Не вдаваясь в подробности причин подобных противоречий языковедов, примем за аксиому то, что корнем-основой практически любого даже самого длинного арабского слова является трех, очень редко четырехбуквенный корень.

Он представляет собой глагол прошедшего времени, третьего лица, (то есть ОН), мужского рода, единственного числа и именно он является

корнем-основой.

Приведу пример с глаголом (хотя на его месте с таким же успехом могло быть имя):

سَيَِسْتَغْفَِرُونَهُمَا

Смотрите, как он разбирается:

سَيَِسْتَغْفِرُونَهُمَا

يَِسْتَغْفَرُونَهُمَا

يَِسْتَغْفِرُونَ

يَِسْتَغْفِرُ

اِسْتَغْفَرَ

َغْفَرَ

Что мы натворили? Из двенадцатибуквенного глагола мы шаг за шагом извлекли трехбуквенную корень-основу! И то, что самое удивительное - это не случайность.

Все абсолютно закономерно!

Ну что же, давайте разберем вышеприведенные примеры более обстоятельно.

Запомните, что в слове есть служебные, которые можно легко снять или “налепить” на ее основной “каркас”, и коренные буквы.

Служебные, приставные буквы словообразования:

ا ل ي و م ت ن س ه

обычно собирают в памято-вспомогательные связки слов (запоминалки):

الْيَومَ تَنْسَاهُ

(перевод - “сегодня ты забудешь это!”).

Или:

سَأَلْتُمُونِيهَا

(перевод - “Вы спросили меня о ней”).

Все прочие буквы – суть коренные.

Вернитесь, пожалуйста, к вышеприведенному разобранному глаголу и осознанно уберите служебные буквы… Только чур не подглядывайте!

Найдите его в словаре и запишите в словарь свою первую находку!

Повторяю, но ни в коем случае не повторяюсь, целью нашего курса является умение найти искомый корень-основу в любом, пусть даже самом длинном и мудреном слове.

Естественно, не надо обольщаться простотой этих примеров. Сразу предупреждаю, что хлеб на дереве не растет, и посему готовы будьте к редким, но все же неожиданностям.

Если к тому, что служебная буква иногда бывает коренной, быстро привыкаешь, то к метаморфозам слабых букв (так называются гласные арабского алфавита):

ا و ي

необходимо отнестись с должным терпением, так как ведут они себя не всегда корректно… Могут внезапно исчезнуть, без предупреждения превратиться в “хамзу” или в другую слабую букву.

Их “приключения” достойны отдельной главы нашего курса.

Однако, не отчаивайтесь, мы изучаем арабский язык. А в нем даже ужасные “непонятности” подчиняются достаточно строгим правилам.

Вы непременно в них разберетесь!

Приведу некоторые примеры, которые наглядно покажут Вам что практически невозможно извлечь корень из таких неадекватных форм, как:

فِ

- “соблюдай”, от трехбуквенного глагола-основы:

وَفَى

“Был верным”.

или -

رِ

“смотри”, от глагола-основы:

رَأَى

“Увидел”.

Поэтому, если вы вдруг бьетесь над каким-нибудь строптивым словом, содержащим больную букву, а оно никак не хочет находиться в словаре, то отложите его и читайте дальше. При возможности, спросите знающего.

Просто полезная, не обязательная для прочтения часть блока № 2:

“Хотя корень для сознания говорящего неделим, некоторое знакомство с разбором корня полезно для облегчения запоминания столь обширного корнеслова, каким наделен арабский язык, и для посильного истолкования незнакомых корней при чтении без словаря.

а. Состав. Арабский корень бывает чаще всего трехбуквенным, реже двух- или четырехбуквенным и еще реже пятибуквенным; но уже для четырехбуквенного корня выставляется требование, чтобы он содержал хоть один из плавных согласных (vox memoriae (запоминалка):

مُرْ بِنَفْلٍ

).

В составе корня могут участвовать не какие-угодно согласные: одни из них совместимы в том же корне (точнее, в той же ячейке; см. ниже: б), другие несовместимы. Несовместимые суть:

А. Гортанные:

غ ع خ ح

(при совместимости ع и ء).

Б. ب и ف م

ت и ث

ث и س ص ض ط ظ

ج и ف ق ك

خ и ظ ق ك

د и ذ

ذ и ص ض ط ظ

ر и ل

ز и ض ص ظ

س и ص ض

ش и ض ل

ص и ض ط ظ

ض и ط ظ

ط и ظ ك

ظ и غ ق

غ и  ق ك

ق и  ك غ

ل и ن
Эта особенность состава арабского корня несколько облегчает задачу читающему рукопись без точек; например, написание

حعفر

должно быть

جَعْفَر

Упражнения для закрепления:

1) Почему “Сарф” не изучет частицы?

2) Назовите три или четыре школы арабской морфологии?

3) Какой грамматической школы придерживался составитель арабско-русского словаря Х. К. Баранов?

4) Разберите нижеприведенные глаголы до корня-основы:

الاِعْتِرَاضُ

التَّبْرِيكُ

خَزَّانَةٌ

كَثِيرٌ

Найдите эти корни в словаре Х. К. Баранова.

5) На что похожи корни арабских имен и глаголов? Можно ли такие фокусы проделать с русскими словами?

6) Нарисуйте служебные буквы. Подсчитайте сколько их всего?

Другие статьи на эту тему:


В избранное