Йога -это философия, то есть любовь к мудрости. В следующих нескольких выпусках мы хотим сделать цикл статей, посвященных мудрости известных философов и их жизни.
…Однажды к древнегреческому философу Сократу
прибежал взволнованный человек и попытался что-то ему рассказать:
– Сократ, я хочу тебе
рассказать, как один друг…
– Подожди, подожди! – прервал
его мудрец. – Ответь мне сначала на вопрос: просеял ли ты то, что хочешь
рассказать мне, через три сита?
– Какие ещё три сита? –
удивился мужчина.
– Позволь мне объяснить тебе:
попытайся сначала пропустить свой рассказ через три сита. Если он просеется,
тогда расскажешь мне. Первое – это сито правды. Правда ли то, что ты хочешь мне
рассказать?
– Не знаю… – с сомнением в
голосе сказал посетитель. – Я слышал это от других…
– Но тогда ты, должно быть,
просеял твой рассказ через второе сито! – продолжал Сократ. – Это сито доброты.
Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, – это нечто доброе, созидающее?
– Нет, не думаю, – честно
признался собеседник. – Но…
Мудрец снова остановил его:
– Тогда возьмём ещё третье
сито и поставим вопрос: так принесет ли пользу кому-нибудь твой рассказ?
– Пожалуй, нет… - задумался
человек .
– Значит, – улыбнулся Сократ,
– если в этом нет ни правды, ни доброты, ни пользы, то оставим это! Не говори и
не обременяй этим ни меня, ни себя.
Эту притчу я услышал на инструкторском
семинаре по йоге, как иллюстрацию к теме « Яма и нияма» (внутренний и внешний
контроль), а именно той ее части, которая на санскрите называется «сатья» -
правдивость, и подразумевает собой три уровня: слова, мысли и действия,
результатом которых становится благо живых существ. То есть, для определения
того, является какая-либо мысль, слово или действие правдивым, в полном
понимании санскритского термина «сатья», - мы должны обязательно учитывать
результат.
Есть версия о том, что человек спешил
поведать Сократу о связи, которая якобы существовала между женой мудреца и его
другом . Версия эта, конечно, не лишена остроумия , но , недоказуема и через
тривышеупомянутых сита не проходит.
Буквально на следующий день, моя
супруга, решая кроссворд, поинтересовалась именем жены Сократа. Я смог
вспомнить только, что имя этой древнегреческой дамы как-то связано с лошадьми.
Google подсказал - Ксантиппа (от греч. ξανθός (ксантос),
"желтый, золотистый" + ἵππος (хиппос), "лошадь").
Еще через несколько дней у
нас дома состоялся семейный просмотр (что в последнее время бывает нечасто в
силу постоянной занятости) фильма «Мирный воин» по книге Дэна Миллмэна, в
которой главный герой называет своего учителя Сократом, и я понял, что афинский
философ просто так меня не отпустит. Кстати, убедиться в сходстве актера из
«Мирного воина» с прототипом (как его принято изображать), я смог в Софиевском
парке в Умани, и тут уж ничего не оставалось делать как зарыться в интернет, чтобы
выяснить, что же дошло до нас из глубины веков об этом человеке.
Конечно логично опираться на
сведения очевидцев, или хотя бы людей приблизительно заставших то время. Таким
человеком стал для нас Диоген Лаэрций — историк античной философии
(предположительно конец II — начало III в. н. э), перу которого принадлежит
труд-компилляция «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
Итак, меня интересовал Сократ
а также его современник Диоген (Синопский), который, проповедуя аскетический
образ жизни, использовал винную бочку как жилище, а в средствах выражения
зачастую бывал настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и
«сумасшедший Сократ».
Какие же слова и деяния этих
людей позволяютприводить их как пример
для йогических тем, а так же ставят их на одну ступень с мастерами дзен, а
иногда учителями агхоры и тантры? Чтобы разобраться в этом вопросе приготовим
свою способность к различению – вивеку и послушаем Лаэрция а так же других, не
всегда беспристрастных жителей той эпохи.
Сократ предположительно родился около 469 г. до н.э. По словам Платона, сын скульптора
Софрониска и повивальной бабки Фенареты, афинянин, из дема Алопеки.
Он первым стал рассуждать об
образе жизни и первым из философов был казнен по суду. Аристоксен, сын
Спинфара, уверяет,
что он даже наживался на перекупках: вкладывал деньги, собирал прибыль, тратил
ее и начинал все сначала.
Сократ имел обыкновение
рассуждать о нравственной философии по рынкам и мастерским, и так как в спорах
он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а еще того чаще
осмеивали и поносили; но он принимал все это, не противясь. Однажды, даже
получив пинок, он и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил:
"Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?"
Все это сообщает Деметрий Византийский.Примеросознанности,
невовлечения.
Одним из учеников Сократа
был Симон из Афин,
кожевник. Когда Сократ приходил в его мастерскую и о чем-нибудь беседовал, то
он делал записи обо всем, что мог запомнить; поэтому диалоги его называют
"кожевничьими". Диалогов этих тридцать три, и они собраны в одну
книгу: "О богах", "О благе", "О прекрасном",
"О том, что добродетели нельзя научить", "О мужестве",
"О законе", "О предводительстве над народом", "О
чести", "О любви", "О философии", "О науке",
"О музыке","О
знании", "О бытии", "О труде", "О стяжательстве",
"О похвальбе", а также "О разуме, или О необходимом",
"О дурном поведении" и другие. Именно он, говорят, первый стал
сочинять сократические диалоги. Знаменитый стратег Перикл вызвал Симона к себе
и обещал обеспечить ему безбедное существование, но тот ответил, что речь его
вольна и не продажна.
Сократ занимался телесными
упражнениями и отличался добрым здоровьем. -Физическая практика.
Вероятно, этоне были асаны в таком виде
как мы их знаем, (хотя, все может быть, – законы физического тела одинаковы во
всех странах и во все времена), но, во всяком случае, он участвовал в походе под
Амфиполь,
а в битве при Делии спас жизнь Ксенофонту (еще одному афинскому философу),
подхватив его, когда тот упал с коня. Среди повального бегства афинян он
отступал, не смешиваясь с ними, и спокойно оборачивался, готовый отразить любое
нападение . Снова
практика махамудры в тяжелейших условиях, отсутствие страха смерти.
Воевал он и при Потидее
(поход был морской, потому что пеший путь закрыла война); это там, говорят, он
простоял, не шевельнувшись, целую ночь, и получил награду за доблесть, но
уступил ее своему ученику Алкивиаду – здесь история противоречивая,
т.к по словам Аристиппа в IV книге "О роскоши древних"с Алкивиадом он
находился в любовных отношениях, не исключен вариант, впрочем, что Аристипп
пытался объяснить непонятный для него поступок, понятным для себя образом, ведь
каждый судит по себе.