Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Химия в школе. Просто как 2 х 2

  Все выпуски  

Химическая азбука состоит из букв - химических элементов, записанных хитрыми способами в таблице Менделеева. Элементы, читай "атомы", видны только в электронный микроскоп.


7. ЭЛЕМЕНТАРНО, ВАТСОН ! ВОЗЬМИ МИКРОСКОП !

Школяр: Учебник, ты сказал про водород, кислород, азот. Я понимаю, что это разные молекулы так называются. А как тогда назвать атомы, которые им соответствуют?

Учебник: Молекула водорода состоит из двух атомов водорода. Молекула кислорода состоит из двух атомов кислорода. Молекула азота – из двух атомов азота. Эти атомы называются одним словом – элементы. От слова – элементарно («Элементарно, Ватсон!» - проговорил Шерлок Холмс). Понимай так, что проще атома для объяснения что такое вещество пока ничего не обнаружили.

Рис.14

Школяр: А почему весь этот мир мы не видим?

Учебник: Потому, что он невидим для наших глаз, но виден под электронным микроскопом, для «зрения» в нем используется поток электронов, которые встречая на своем пути скопления атомов и молекул отклоняются, эти отклонения усиливаются приборами как в телевизоре и на экране микроскопа появляется такая усиленная картинка.

     Для представления насколько мал этот мир могу привести такое сравнение. В ложке воды находится примерно 6 х 1023 молекул воды. Если бы каким-то образом увеличить размер молекулы воды до размера капли воды, то в Мировом океане Земли число капель воды соответствует только 1/ 100 ложки.

Школяр: Это что же получается, что я для атомов ужасный монстр, если за раз проглатываю 100 Мировых океанов !!!

Учебник: Успокойся. Ты для них Вселенная из атомов. Вспомни – ты сам состоишь из них.

Рис.15

                          8. ХИМИЧЕСКАЯ АЗБУКА СИСТЕМЫ МЕНДЕЛЕЕВА

Школяр: А еще какие элементы-атомы, кроме водорода, кислорода и азота известны?

Учебник: Известно 109 элементов. Они расположены в виде таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» (сокращенно ПСХЭ).

    Взгляни на таблицу ПСХЭ. В ней 109 элементов-атомов расположены в определенном порядке: есть вертикальные столбцы, пронумерованные от I до VIII (группы элементов) и горизонтальные, пронумерованные от 1 до 7 (периоды). Периоды есть малые – это 1-ый,
2-ой, 3-ий и большие – с 4 по 7-ой, которые в свою очередь делятся на верхний и нижний ряды. Периоды отличаются количеством элементов.

Рис.16

Школяр: А для чего нужна эта таблица ? И почему элементы именно так расположены?

Учебник: Эта таблица своеобразная химическая азбука. Из букв составляются слова. Из химических элементов составляются химические формулы молекул. Предложения составляются из слов. Из химических формул составляются – уравнения химических реакций.

Рис.17

 Элементы-атомы расположены по похожести (сходству) физических и химических свойств.  И об этом мы будем говорить постоянно, обращаясь за подсказкой к таблице ПСХЭ.    Обрати внимание на порядковый номер элемента. И в номере есть большой смысл. Это не дань бюрократии.                  Номер элемента равен числу электронов в атоме !!

Рис.18

Школяр: Вот так номер!! А номер группы тоже не просто так?

Учебник: И номер группы и номер периода и еще много чего не просто так.

       Номер группы соответствует (равен) наибольшему числу связей, которые может образовать атом входящий в эту группу (исключения есть, их немного и о них позже).

     Например: атомы лития, натрия, калия, рубидия и цезия в I группе и каждый из них может образовать только одну связь. Кстати, общее название их – щелочные металлы (название произошло от слова "щелок" – отвар золы, в котором вываривали белье).

     Элементы II группы называются щелочноземельными металлами (т.е. щелоки, найденные в земле). Для них наибольшее число связей равно двум.

      И т.д. по VII группу (элементы этой группы называются галогены или в переводе с греческого "солероды или рождающие соли") для которой наибольшее число связей у каждого атома группы равно семи.

Рис.19

     А вот группа VIII необычная. У элементов верхних рядов больших периодов (металлы - железо, кобальт, никель, рутений, родий, палладий, осмий, иридий, платина) наибольшее число связей равно восьми. Но, оставшиеся элементы-атомы VIII группы (благородные или инертные газы – гелий, неон, аргон, криптон, ксенон, радон) не образуют связи ни с какими атомами («инертные» переводится – бездельники).

Рис.20

Школяр: Значит бездельники есть и у атомов! А почему это они ничего не делают? Зачем такие атомы недружные нужны?

Учебник: Всё как у вас – людей. Есть инертные, ленивые, одинокие люди. А нужны инертные газы очень. Например для защиты от ожогов при плавке, сварке, резке активных металлов, защиты водолазов от кессонной болезни, для получения сверхнизких температур, для наполнения газосветных трубок, украшающих улицы вечером и др.

Рис.21

 

9. А МОЖЕТ СБЕЖАТЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА?

Школяр: А ради чего весь этот «огород городить»? Нельзя ли проще – взял, смешал два вещества, нагрел или еще как-то воздействовал и глядишь получится что-нибудь? Есть же кулинарные рецепты, должны быть химические. Опыт предков на что?

Учебник: Уже было. В средние века ученых на костер отправляли за любопытство. И опыт предков в средние века использовали в основном для переработки лекарственных растений и делания ядов. Новые материалы получали случайно и их было мало. Если знать химию, можно делать материалы с заранее заданными свойствами. Да и в повседневной жизни химические знания не помешают. Хотя бы для техники безопасности. Если воду лить в серную кислоту можно угодить в больницу, а кислоту в воду – безопасно! Об успехах химии есть очень много информации в различных энциклопедиях. Да просто зайди в строительный магазин – глаза разбегаются от разнообразия материалов!

                                                                          Рис.22

________________________________________________________________________________________________________

Буду рада вашим вопросам, отзывам и сообщениям. Мой адрес alese2009@mail.ru

________________________________________________________________________________________________________

Copyright 2009-2010 by Алеся Бармина. Все права защищены. Разрешается републикация материалов рассылки без рисунков с обязательным указанием автора и ссылки http://subscribe.ru/catalog/job.education.xumu5


В избранное