Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Химия в школе. Просто как 2 х 2

  Все выпуски  

РОЖДЕНИЕ ВЕЩЕСТВА ИЗ ПОЛЯ. АТОМЫ И МОЛЕКУЛЫ


3. ПОЛЕ – НЕДОДЕЛАННОЕ ВЕЩЕСТВО

 

Школяр: Учебник, ты говорил, что природа организует вещества из атомов. Что это такое? И почему поле это не вещество?

Учебник: Поле – не вещество. Вокруг нас очень много полей, мы их можем видеть глазами (солнечный свет) и с помощью телевизора, слышать ушами или с помощью радиоприемника, тепло чувствуем кожей, магнитное поле не видим, но видим как оно действует на железные предметы и т.д.

Рис.6

( Примечание: рисунки в рассылку не загружаются, за рисунками обращаться к автору alese2009@mail.ru )

     Попробуй налить воду в ванну на 1/3 её высоты и попеременно пошлепать по воде ладошками. У тебя получатся волны как на рисунке. Они будут колебаться на одном месте (стенки ванны не дают им уйти) и поэтому называются стоячими. Если чаще шлепать по воде, количество волн будет больше и колебаться они будут быстрее (частота волн больше). Если при сохранении ритма ударов еще добавить силу к ударам по воде, волны будут высокими и могут даже выплескиваться на пол (амплитуда волн выше).  

Рис.7  

 

4. АТОМЫ – СТОЯЧИЕ ВОЛНЫ ВЕЩЕСТВА

 

     Поля - это волны разной частоты и амплитуды. Когда в пространстве много волн разных по частоте и амплитуде колебаний, то они накладываются друг на друга и при этом в каких-то местах пространства взаимно усиливают друг друга, а где-то гасят друг-друга. Там, где волны усиливаются возникают стоячие волны, они колеблются как бы на одном месте – вот здесь то и возникают атомы. Если в ванне на поверхности воды стоячие волны выглядят как колеблющиеся горки-провалы, то атомы в пространстве выглядят как пульсирующие шарики, месторасположение которых в пространстве может быть постоянным (это твердые вещества) и переменным (жидкие и газообразные вещества). 

Рис.8 

Школяр: Если я правильно понял. Поле – это недоделанное вещество. 

Учебник: Можно выразиться и так : вещество – это поле, проявившее себя через пульсирующие стоячие волны, коротко названные - атомы. 

 

5. МОЛЕКУЛЫ – ПЕНА ИЗ СХЛОПНУВШИХСЯ АТОМОВ

 

Школяр: Если вещества разные, то атомы у них тоже разные? 

Учебник: Верно. Отличаются. Учти еще, что атомы могут объединяться друг с другом и это объединение называется молекула. Если атомы в молекуле одинаковы – образуются простые вещества. Если атомы в молекуле разные – образуются сложные вещества. 

Рис.9 

Школяр: А каким образом объединяются атомы ?

Учебник: Стоячие волны в виде пульсирующих шариков-атомов когда находятся близко друг от друга как бы схлопываются вместе. Надувал мыльные пузыри? Видел как пузыри схлопываются при столкновении?  

Школяр: Получается что-то похожее на пену из пузырей-атомов? 

Учебник: Очень похоже. 

Рис.10 

 

6. А МОЖЕТ ЭТО ЛЮБОВЬ ИЛИ ДРУЖБА АТОМОВ?

 

Школяр: А что же их заставляет схлопываться друг с другом? А может это любовь или дружба? 

Учебник: Дело в том, что атом тоже состоит из пульсирующих шариков-волн. Часть из них находится в центре – это ядро (как семечки в яблоке), часть их двигается по сложным путям-дорогам вокруг ядра – это электроны. Вот электроны то и участвуют в образовании молекул. Если каждый атом «выставит» по одному электрону (как бы руку протянет навстречу другому атому, а в руке электрон), то образуется одна связь и ей соответствует одна общая пара электронов (это например, происходит между двумя атомами водорода).  

Рис.11 

Если по два электрона используется у каждого атома для связи, то образуется две связи и две пары общих электронов (например, между двумя атомами кислорода). 

Школяр: Ну очень много то электронов наверно не надо, чтобы два атома соединить? 

Учебник: Ты прав. Наибольшее число связей и соответственно электронов для связи между двумя атомами = 3. Этими тремя связями образована молекула азота. Но схлопываться с одним центральным атомом могут и отличающиеся от него атомы и их может быть гораздо больше. Тогда и связей у центрального атома будет больше чем три. 

Рис.12 

Школяр: Наверно тоже конечное число атомов-кораблей может «пристать» к одному центральному атому – «причалу»?  

Учебник: Да. Это зависит от размера центрального атома ("причала") и числа электронов, которое он сможет выставить для связи с ними ("мест для причаливания"). На сегодняшний день изучено ограниченное число атомов (109) и наибольшее число атомов, «приставших» к центральному атому = 8. 

Рис.13 

________________________________________________________________________________________________________

 Буду рада вашим вопросам, отзывам и сообщениям. Мой адрес alese2009@mail.ru

 _________________________________________________________________________________________________________

 Copyright 2009-2010 by Алеся Бармина. Все права защищены. Разрешается републикация материалов рассылки без рисунков с обязательным указанием автора и ссылки http://subscribe.ru/catalog/job.education.xumu5


В избранное