Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Химия в школе. Просто как 2 х 2

  Все выпуски  

Химия в школе. Просто как 2 х 2. ХИМИЯ 8 КЛАСС. Вещества.


ХИМИЯ 8 КЛАСС

 

 

1.      ВЕЩЕСТВА И СУЩЕСТВА

 

(навык №1)

 

 

Учебник :  Химия – одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в природе, по другому говоря, это естественная наука. К таким ественным наукам относятся физика, биология, геология и другие. В отличие от них химия имеет дело с веществами – их свойствами, строением, взаимными превращениями и процессами, сопровождающими эти превращения.

 

 

Школяр: – Ничего не понял ?! Вещества какие-то, строятся и превращаются в чего-то. Цирк одним словом.

 

 

Учебник: Вещество – это материя. То из чего создано всякое тело, вещь, предмет, то что можно ощутить с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

 

 

Школяр: А кем интересно создано?

 

 

Учебник: Вещества изначально существуют в природе (природные). А кем созданы? Некоторые люди считают, что Богом. Другие – что вся природа разумна и организуется сама собой. Некоторые вещества созданы вами – людьми. Это уже применение знаний по химии.

 

 

Школяр: На Бога надейся, да сам не плошай… . Природа разумна?! Да, это точно! Один муравейник чего стоит !! А из чего это природа организует вещества? Я знаю, что из кубиков можно построить игрушечный дом. А у природы какие кубики ?

 

 

Учебник: Не кубики, а шарики. Атомы называются. Но давай всё постепенно усваивать. Усвой сначала про вещества, научись их отличать от тел, предметов, вещей, существ, полей и прочего. Потренируй навык №1.

 

 

Школяр: О-о-о, черный кот ! Ты вещество ?                                                 Рис.1

 

Из тебя какую вещь можно сделать,

 

котлеты или шапку? … … А-а-а !!

 

Понял, понял – ты не вещество, а существо !

 

 

 

 

Школяр: (читает вывеску) Магазин «Ткани».                                                Рис.2

 

 (Обращается к продавцу) Какие у вас есть вещества ?

 

Продавец: Что вы имеете в виду ? У нас разные

 

ткани – искусственные и натуральные. Искусственные

 

из полиэстра на 100%. Натуральные – 100% хлопок,

 

лён, шерсть. Сколько и какой ткани отрезать?

 

Какую вещь шить будете?

 

Школяр: Брюки из шерстяной ткани. О, понял, понял !

 

Шерстяная ткань – вещество. Брюки – вещь.

 

 

 

 

Школяр (на пляже): Солнце светит, музыка играет,                                      Рис.3

 

тепло, хорошо! Наберу-ка я всего этого в баночку,

 

зимой погреюсь.

 

Что-то впрок не набирается, что это такое, а?

 

Не вещи, не тела, не существа. Может поля ?

 

 

 

Школяр (надувает резиновый шарик): О, шарик ! Классная                          Рис.4

 

вещь ! Плотный, круглый. А что внутри, вроде бы ничего?

 

Ой, проткнул и воздух вышел! И вещи конец !

 

Другой надую ! Может это не вещь? Тело, например ?

 

 

Навык №1.  Учимся различать вещества.

 

 

Ответьте на вопросы устно и с демонстрацией. Продемонстрировать ответ можно показав на что-либо окружающее вас, рисунком, сценкой, слепить из пластилина, показать с помощью канцелярских и прочих предметов.

 

1. Что такое вещество?

 

2. Чем существа отличаются от тел, предметов, вещей, полей?

 

3. Можно ли из поля (светового, звукового, теплового и других) сделать предмет, вещь, тело?

 

4. Можно из воздуха сделать тело, предмет,вещь?

 

5. Можно ли из одного и того же вещества сделать разные тела, предметы, вещи, поля?

 

 

Пометьте буквой В вещества из следующего списка :

 

 

утро   шкаф   огонь   латунь   семечко   снег   солнце   бабушка   золото   мёд   песня   перец   квас   телефон   радуга   мел опилки   спирт   мороз   тополь   духи   мясо   лестница   сахар   тесто   торт   глина   медный браслет    радионовости   железо   черепаха   йод   северный полюс   шёлк   тюльпан   гном   воздух   нефть   школа   ветер

 

 


Приведи 3 примера веществ, с которыми ты встречаешься каждое утро.

 

 


2. ПРОБУЕМ ВЕЩЕСТВА НА ВКУС И ПО СПРАВОЧНИКУ

 

(навык №2)

 

 

Школяр: Про вещества понял и чем они отличаются от тел, вещей, предметов, полей. Понял, что вещества бывают разные. Но как сами вещества отличить друг о друга ?

 

 

Учебник : По их свойствам. Например, по агрегатному состоянию – твердое, жидкое, газообразное. По цвету, запаху, вкусу, растворимости в воде, по электропроводности, теплопроводности (т.е. хорошо ли проводит тепло) и прочим.

 

 

Рис.5

 

 

 

Школяр: А если я не знаю свойств некоторых веществ ? Например, нашатырного спирта.

 

 

Учебник: Есть справочники химических веществ, там указано всё что известно обо всех изученных веществах. В том числе и в числовой форме. Например, температуры кипения, плавления, удельные тепло и электропроводности и многое другое. Потренируйся в навыке №2.

 

 

 

Навык №2.  Учимся отличать вещества друг от друга.

 

 

 

Вещество

 

Свойства веществ

 

агрегатное состояние

 

цвет

 

запах

 

растворимость в воде

 

другие (можно из справоч-ника)

 

медь

 

 

 

 

 

 

сера

 

 

 

 

 

 

вода

 

 

 

 

 

 

спирт

 

 

 

 

 

 

соль

 

 

 

 

 

 

мел

 

 

 

 

 

 

древесина

 

 

 

 

 

 

уголь

 

 

 

 

 

 

железо

 

 

 

 

 

 

масло

 

 

 

 

 

 

воздух

 

 

 

 

 

 

крахмал

 

 

 

 

 

 

уксус

 

 

 

 

 

 

бумага

 

 

 

 

 

 

воск

 

 

 

 

 

 

лёд

 

 

 

 

 

 

ртуть

 

 

 

 

 

 

пенопласт

 

 

 

 

 

 

пластилин

 

 

 

 

 

 

шерсть

 

 

 

 

 

 

сахар

 

 

 

 

 

 

углекислый газ

 

 

 

 

 

 

яичный белок

 

 

 

 

 

 

олифа

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: рисунки в рассылки не загружаются, за ними обращаться к автору alese2009@mail.ru


В избранное