Отвечу на письмо Игоря, опубликованное
в 14-м выпуске рассылки. Мне кажется, что
это поможет читателям составить
правильное представление о СТ.
Прежде всего, дам определение СТ:
Социальные
Технологии (СТ)
- совокупность эффективных способов
решения задач, приводящих к планируемому
результату в области управления
отдельным человеком, социальными
группами и иерархическими социальными
структурами.
Научная основа: теория 2АИА -
двухкомпонентных абстрактных
информационных автоматов.
Хочу подчеркнуть, что термин "Социальные
Технологии" я использую в "узком
смысле", то есть как прикладной аспект
теории 2АИА. По этой причине и пишу их с
заглавной буквы, отличая тем самым от
термина "социальные технологии",
который относится к социологическим
технологиям вообще. J
Что имеют СТ? Они имеют развитой
понятийный и терминологический аппарат,
построенный по принятым в науке
методологическим принципам. Наука
пользуется так называемыми "идеальными
терминами". Грубо говоря, теми словами,
аналогов которых НЕТ в природе. Я буду
пользоваться примерами из физики, но
примеры можно привести из многих других
наук. Материальная точка, инерциальная
система отсчета, абсолютно твердое (черное)
тело, и т.д. и т.п. И сила науки как раз и
состоит в том, что она позволяет "отвлечься"
от реального конкретного объекта, и
рассматривать сразу класс объектов,
схожих в задаваемом с помощью
определения плане.
При этом часто определение
подразумевает определенную процедуру
"отбрасывания лишней информации", -
что достигается, как правило, путем
сравнения конкретного реального объекта
с тем самым идеальным объектом ("которого
нет"). J Как правило,
здесь уже учитываются также задачи,
которые мы хотим решить.
Собственно, то, что я сейчас написал, в
науке называется, как правило, "постановкой
задачи". J То есть "переводом
конкретной реальности в реальность
модельную. J
Сила этой "модельной реальности" в
том, что она позволяет рассматривать целый
класс ситуаций.
Что далее? А дальше мы "играем" с
терминами, устанавливая между ними
определенные соответствия. Называется
это "теорией", и, как правило, здесь
уже выходит на сцену математика, которая
выражает некие отношения между
однородными понятиями (в определенном в
данной науке смысле).
Последнее: мы осуществляем ПЕРЕХОД от
нашей идеальной модели опять к
конкретным объектам реального мира. Это -
так называемая прогностическая часть
науки.
Сделав все это - мы можем уже переходить
к ТЕХНОЛОГИЯМ. J
Например, ВСЯ механика Ньютона
справедлива только для модели "инерциальной
системы отсчета". J
Поэтому, строго говоря, она НЕ СПОСОБНА
ОПИСАТЬ НИЧЕГО КОНКРЕТНОГО в Природе. J
Однако на ее основе построены весьма
мощные технологии.
А теперь, после такого экскурса,
вернемся к теории 2АИА и СТ.
На первом этапе я определяю понятия КС и
ИСС, опираясь на физику и другие
естественные науки. Эти идеальные
объекты достаточно хорошо исследованы (я
тоже участвовал в этом как научный
работник). Я определяю компоненты
информации - новые термины, опирающиеся
на КС и ИСС.
Затем я определяю термин "управление"
- применительно к КС и ИСС: это уже сужение
этого термина на интересующие меня
задачи.
Затем - я рассматриваю простейшую
классификацию типов управления (путей,
режимов, способов, классов родственных
алгоритмов, ...). И ввожу объект (идеальный
термин!), который осуществляет один из
возможных типов управления.
Затем - устанавливаю соответствия между
такими объектами (интертипные отношения,
построение иерархических систем для
управления - пирамид управления, модель
для нормативного управления, и т.п.).
Собственно, - это и есть "Теория 2АИА".
Вопрос следующий: имеет ли эта теория
отношение к реальности?
То есть, по сути, 2 вопроса:
Есть ли реальные объекты, которые для
определенного класса задач можно
рассматривать как 2АИА (которые
выступают как 2АИА, которые проявляют
свойства 2АИА)?
Существуют ли реальные условия и
реальные, в которых прогноз, сделанный
по теории 2АИА оказывается "правильным"
(в некотором точно зафиксированном
ЕЩЕ ПЕРЕД его выдачей и проверкой -
смысле)?
Вот для этого я и писал в своем учебнике
так много по поводу "построения
методик для типирования" - то есть,
фактически, по поводу ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
работы по "нахождению 2АИА в конкретном
человеке". Поэтому мне и пришлось
писать столь длинные методологические
опусы.
Однако тем самым, как раз и дано
определение о того, что же такое "тип 2АИА"
применительно к человеку.
То же самое относится к проверке -
тестированию и верификации модели.
Примеры и методики приведены в книге.
Также - опубликованы в журналах как
научных, так и ориентированных на
специалистов-прикладников.
Поэтому, отвечаю на вопрос Игоря - "это
все правда". J
Я не переоцениваю роль СТ. Я в учебнике
описал ситуации, в которых они работают, -
и также описал ситуации, в которых СТ не
работают. J
Насчет "проверить лично" - это
милости просим. Но с учетом всего того,
что я уже писал в этой рассылке: и
обучение теории, и практике. А также с
осознанием того, что это - не так легко и
просто, и требует определенных усилий.
Реальная задача, и решение ее с помощью
СТ - полностью аналогична реальной
задаче в физике, которая еще НЕ ПЕРЕВЕДНА
на язык терминов и понятий! Решение
задачи в рамках СТ начинается с того, что
ты ее ПЕРЕВОДИШЬ на язык СТ, то есть -
формулируешь ее в понятиях и терминах
теории 2АИА.
Игоря поразило то, что "манипулирование"
может быть произведено с помощью
человека, который ни о чем не подозревает.
Хочу сказать, что, часто, это наблюдается
по жизни. Это описано и в литературе -
например, у Мопассана в "Милом друге".
Или у Шекспира, в "Отелло". J
В рамках СТ - отличие всего лишь одно: это
ПРОГНОЗИРУЕМО, то есть - технологично.
Насчет влияния на человека и
противодействия - это ОТДЕЛЬНЫЙ вопрос.
Не читать газет и не смотреть телевизор -
отлично! Но детективы-то вы читаете? Как я
показал в одной из своих статей, уже
одного этого достаточно, чтобы у вас -
помимо вашей воли! - сформировались устойчивые
политические предубеждения!
Я начал с информации. И 2АИА - это информационные
автоматы! В отсутствие информации -
человек не выдерживает. А есть информация
- есть и воздействие на человека. Это
как закон всемирного тяготения: нам он
может не нравиться, но игнорировать его
мы не можем. Здесь даже Декрет Президента
или закон ГосДумы не поможет! J
Защита от использования СТ - это их
знание. А также - знание взаимодействия СТ
с другими существующим точками зрения на
человека. прежде всего - психологическими.
Этим я сейчас занимаюсь, - надеюсь, это
поможет многим из вас. J
Конкретные техники защиты - это уже и
конкретные разговоры. Причем разговоры
НА ЯЗЫКЕ СТ и теории 2АИА. Если вы не
будете знать этого языка, как вы поймете
то, о чем я буду говорить?!
Применение СТ основано на знании теории
2АИА. Как убедиться в том, что вы имеете
необходимый уровень вашего личного
знания? Как следует из педагогики и
теории обучения, для этого нужно пройти
определенный курс обучения и сдать
определенный экзамен (получить знания,
умения и навыки). В какой-то мере мы
получением знаний здесь и занимаемся.
***
Теперь насчет СТ и соционики. СТ и
теория 2АИА - это НЕ ЕСТЬ соционика.
Что такое соционика - я не знаю: я не
нашел в соционике НИ ОДНОГО определения
терминов и понятий, которые там
используются. Поэтому я не могу
сравнивать СТ с соционикой
Свой анализ НАУЧНОГО уровня соционики я
написал еще в 1997 году, а с 1999 выставил в
Интернете. С ним знакомы ВСЕ "ведущие
соционики". До сих пор ни один соционик
не представил НИ ОДНОГО опровержения
сделанных мной выводов. Поэтому читайте
мой анализ: ссылку на него дал Сергей
Сибиряков в рассылке 14 - пока что ничего
особо нового нет.
Я подожду. J
Кстати: в СТ модель типа - ДВУХ-компонентная
(что отражено в самом названии 2АИА! J
). Поэтому в ней НЕТ "суперэго" и т.п.
Вероятно, Игорь просто еще плохо знает СТ
и теорию 2АИА.
Но не зная теории - нельзя переходить к
решению практических задач!
***
Что же касается связи СТ и
психологических теорий и концепций, то в
настоящее время я готовлю
соответствующие тексты.
С уважением, Анатолий Шиян
***
Новыйфорум
по социальным технологиям. Добро
пожаловать!