Надеюсь, отрывок из детектива
Анатолия Шияна "Выбор",
опубликованный во втором выпуске
рассылки вас
заинтересовал и многие уже прочитали
роман полностью. Кто не успел, напоминаю, что
текст детектива "Выбор" в формате
Word находится на
сайте автора http://soctech.narod.ru/ .
HTML-версию можно найти на моем сайте http://delo3000.narod.ru
. Рекомендую для понимания дальнейшего
разговора в нашей рассылке. Начните с
простого, заодно получите удовольствие :-)
Сегодня в выпуске: мнение
Юрия Мороза о системе образования,
образовательных технологиях и
технологиях вообще
Юрий Мороз в одной из своих
рассылок пишет:
Любая
система, зафиксированная на бумаге, –
МЕРТВА. А мертвое не может учить живое и
вообще учить не может. Мертвое вообще
ничего не может. :)
Любые методики, технологии в
приложении к человеку омертвляют все
живое. И поэтому, там где методики и
технологии, там все умирает и тупеет. Ю.
А если говорить о том, кто может
учить предпринимателя, то этот тот, кто
ведет его к следующему шагу.
В этой связи вся система
затемнения – это система в которой
специалисты учат тому как стать
специалистом. А они просто ничему другому
и не могут научить. :( Они даже НЕ
ПОДОЗРЕВАЮТ что может быть другое.
При том, что каждый ребенок ОТ
РОЖДЕНИЯ воспринимает мир целостно (холистически),
при том, что от рождения ребенок мыслит и
воспринимает мир интегрально, взявшись
за его обучение, многочисленные педагоги
сначала расчленяют единую картину мира
на отдельные предметы, далее эти
отдельные предметы на еще разделы и так
далее, до идиотизма, когда ребенка учат
детском саде тому, как рисовать морковку
ПРАВИЛЬНО!!!!
Дайте детям карандаши не
мешайте им и они нарисует многое, что
видят вокруг себя и каждый ребенок
сделает это в его собственной
неповторимой, уникальной манере. А
однажды попросив нарисовать детей
морковку, вы получите множества морковок,
самых разных и самых неожиданных.
Это то, чему с мучительным
трудом учат студентов художественных
учебных заведений и чему большинство
студентов так и не удается научить. А
каждый ребенок делает рисунок в
неожиданной своеобразной манере ИГРАЮЧИ!
Так не учите их тому, как делать что-то
правильно. Не превращайте их в тупых
специалистов.
Моя жена преподавала рисунок и
живопись в школе. Она чуть не плакала,
когда 30 первоклашек, которые пришли в
школу из детсада, рисовали 30 копий
одинаковых морковок. Кому это нужно???
Добрая воспитательница
НАУЧИЛА детей (по правильной, специальной
и очень продвинутой методике) как
ПРАВИЛЬНО рисовать морковку.
И еще один пример на эту тему.
Опять-таки чтобы научить детей (ДЕТЕЙ!)
тому, чтобы рисовать то, что они ВИДЯТ, а
не то чему их УЧИЛИ, нужен год и больше.
Например, все дети из детского
сада рисуют небо – синей полоской в
верхней части листа, а землю - коричневой
полоской в нижней части листа. А середина
листа остается белой. И сколько им не
показывай в окно или на улице, что небо
СМЫКАЕТСЯ с землей и это называется
горизонтом и никакого белого
пространства между небом и землей нет,
они продолжают делать все по прежнему.
ПРАВИЛЬНО. Как их учили.
Вот такой же дебилизм есть
обучение предпринимателя ПРАВИЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКЕ, ПРАВИЛЬНОМУ МАРКЕТИНГУ И
ПРАВИЛЬНОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ. Какая разница,
как выглядит небо или морковка в жизни?
ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ ТАКОЙ КАК НАУЧИЛИ. А если
морковка в жизни не такая, то значит это
просто неправильная морковка или
неправильная экономика или неправильный
маркетинг.
Вам не кажется это идиотизмом?
Когда от жизни требует, чтобы она
соответствовала тому, что считается
ПРАВИЛЬНЫМ?
Для предпринимателя учиться
специальным знаниями вещь в высшей
степени вредная. Это деградация. Регресс.
Движение назад. А нужно идти вперед.
Если следующий шаг – это
переход от бизнеса к СВОЕМУ Делу, а именно
это я считаю следующим шагом, то помочь
предпринимателю в этом может тот, кто
поможет предпринимателю погрузиться в
глубины собственного Я и найти там СВОЕ.
Но между тем сознанием, которое мы
используем, например, чтобы читать этот
текст и внутренним Я, стоит барьер в виде
тех самых специальных знаний, шаблонов,
наших устойчивых стереотипов о том, как
должно быть устроено общество (и как надо
рисовать небо и морковку) и как должен
жить КАЖДЫЙ член этого общества, стоит
барьер в виде нехватки смелости мыслить
самостоятельно и идти СВОИМ путем, а не
тем путем, который предписан и причем
жестко предписан всем.
Для тех, кто не в курсе кто такой Юрий
Мороз и его Школа Своего Дела, рекомендую зайти на сайт:
http://www.moroz.onego.ru
Юрий, как всегда, категоричен, но все же
прав, называя систему образования (просвещения)
системой затемнения. Верно и то, что
главная особенность этой системы в том,
что она, как правило, не дает ЦЕЛОСТНОЙ
системы знаний и умений. Ее основная
метода заключается в сообщении вороха
мало связанных между собой фактов,
теорий и т.д и т.п. Все это, как говорится,
имеет место быть и давно уже стало общим
местом. Непонятно, зачем Юрий так
кипятится в своих 20 рассылках. Характер,
видимо, такой :-)
Дело в том, что, как известно, жизненный
путь любой саморазвивающейся системы
определяется двумя классами "механизмов":
к первому классу можно отнести "адаптационные
механизмы", поддерживающие устойчивое
развитие системы. Когда работают эти "механизмы",
система плавно адаптируется к слабым
изменениям окружающей среды. Подавляющее
количество знаний, теорий, наук посвящено
описанию именно этого класса механизмов.
Второй класс механизмов можно назвать
пороговыми, катастрофическими (умные
люди называют их еще бифуркационными).
Для понимания их сути академик Н.Н.
Моисеев предложил следующий пример:
предположим, что мы взяли палку за два
конца и начали изгибать. По мере
увеличения силы, которую мы прикладываем,
палка будет все больше и больше
изгибаться. Но в конце концов сломается. В
каком месте и на сколько частей она
сломается, заранее сказать нельзя. По
крайней мере, нельзя сказать с помощью
знаний о "механизмах" первого класса.
Здесь требуется иное знание. Это знание
по крупицам появляется в областях наук,
занимающихся изучением
саморазвивающихся систем.
Система образования, вся Россия, да и
земная цивилизация целиком, подошли к "точке
бифуркации". Дальнейшее развитие
непредсказуемо, как и при любой другой
катастрофе. В чем-то нам могут помочь
нарождающие новые области знания. К их
числу, на мой взгляд, относится и то, над
чем работает Анатолий Шиян, а именно социальные
технологии. Они и будут служить темой
для будущих выпусков этой рассылки.
Комментарий ведущего рассылки:
Для общего развития рекомендую
прочесть книгу А.И.Воеводина "Стратагемы
- стратегии войны, манипуляции, обмана".
Ее можно найти на http://www.polit.spb.ru/biblio/texts/voevodin_strato.html .
Книга содержит множество занимательных и
поучительных историй, раскрывающих
традиционные способы обмана и
манипуляций, применяемых в быту, политике,
на войне, в криминальной жизни и
рассчитана на людей честных, не очень
честных и просто обманщиков. Первые могут
получить возможность эффективно
бороться со вторыми и третьими, а те, в
свою очередь, усовершенствовать
собственное искусство.
По поводу публикации ваших писем
в рассылке: если вы специально не
оговариваете невозможность их публикации,
то я оставляю за собой право использовать
ваши сообщения в рассылке по своему
усмотрению. Ваши электронные адреса я, по
умолчанию, не публикую.