Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продолжаем наши консультации для тех родителей, чьи дети собираются в школу. Тема разговора: «Школа – ориентировка на местности». Данный материал будет полезен воспитателям и учителям при подготовке к родительским собраниям в 1 классе.


О чем ребенок иногда боится (стесняется) спросить учителя в классе?

Что нужно знать о школьных коридорах?

Какие проблемы могут возникнуть в столовой?

Почему важно заранее приучить ребенка к правилам поведения во время еды?

Что может приключиться в медицинском кабинете?

В чем заключается основная трудность, связанная с посещением туалета?

С какими трудностями ребенок может столкнуться в туалете?

Переступая порог школы, ребенок попадает в различные пространства, иногда оказываясь там без взрослого человека. Это:

  • классная комната;
  • школьные коридоры;
  • школьный туалет;
  • столовая;
  • медицинский кабинет;
  • кабинет психолога.

О чем ребенок иногда боится (стесняется) спросить учителя в классе?

Некоторые дети могут почувствовать себя неуютно в ситуации, когда учитель что-то сказал или объяснил, а они не поняли или не расслышали. Например, домашнее задание. Посоветуйте ребенку сразу переспрашивать, поднимая руку, если что-то непонятно или он не расслышал слов учителя.

Что нужно знать о школьных коридорах?

Школьные коридоры - «больное место» учителей и родителей первоклассников. Любой взрослый человек, попадающий на этаж начальной школы, рискует быть сбитым с ног детьми, выбравшимися на перемену. Что же говорить о самих детях? Часто дети получают довольно серьезные травмы.

Что можно сделать, чтобы снизить риск получения травм и одновременно дать им возможность полноценного восстановления работоспособности через переключение содержания занятий? Можно научить детей разным интересным совместным и не очень «бегательным» играм. Иногда дети просто не знают, чем можно себя занять, - и начинают бегать, кричать и толкать друг друга. Это могут быть «ручные игры» - в веревочку («кошкина колыбель»), в хлопуши, «камень, ножницы, бумага» и др. Могут быть игры, требующие прыжков (но не бега) – скакалка, «классики», резиночка, «Сиди, сиди, Яша».

Какие проблемы могут возникнуть в столовой?

Во-первых, это проблема специальных диет, связанных с болезнями ребенка. Если есть медицинские показания, связанные с особенностями питания ребенка – это могут быть запреты на определенные продукты, частота приема пищи, об этом стоит поговорить непосредственно с учителем (куратором). Иногда учителя, не зная о том, что можно и чего нельзя есть ребенку, уговаривают его съесть тот или иной продукт, а ребенок не решается сказать учителю о запрете.

Во-вторых, стоит регулярно напоминать ребенку о необходимости мыть руки перед едой, не использовать упавшую со стола ложку, - короче говоря, соблюдать основные правила гигиены. Иногда учитель (куратор) просто не успевает уследить за всеми детьми.

В-третьих, если ребенок принимает какие-то лекарства, по времени связанные с приемом пищи, об этом также стоит предупредить школьного врача, учителя (куратора), а ребенку сделать памятку.

Почему важно заранее приучить ребенка к правилам поведения во время еды?

Первоклассники очень любят подражать друг другу. При этом для подражания они всегда выбирают не лучшие примеры, а наиболее "экзотические". Если кому-то из-них придет в голову посолить компот или кинуть в другого куском хлеба, то такое поведение как "цепная реакция" распространится на всю столовую. Поэтому очень важно, чтобы ребенок хорошо знал о правилах поведения, о том, что еда – это результат труда самых разных людей. Тогда учитель сможет, по крайней мере, обозначить правильное и неправильное поведение, находя поддержку у детей, которые слышали о том, «что такое хорошо, и что такое плохо».

Что может приключиться в медицинском кабинете?

Ребенок может попасть в медицинский кабинет планово (для медосмотра, прививки) и непланово (например, потекла кровь из носа). Нужно, чтобы он заранее знал о такой возможности и не боялся школьного врача. О прививках школа должна сообщать родителям заранее, но реально иногда случается так, что учитель пишет в дневнике ребенка о дне прививки, а родители вовремя не заглядывают в дневник. Поэтому ребенок должен быть предупрежден о такой возможности, и если родители по какой-то причине не хотят делать ребенку прививку, он должен знать, как (какими словами) сказать об этом врачу.

В чем заключается основная трудность, связанная с посещением туалета?

Иногда бывает так, что ребенок хочет сходить в туалет во время урока, но стесняется спросить учителя. Обычно учитель уделяет внимание этому вопросу и объясняет детям правила поведения в классе, но лучше еще раз сказать ребенку, что «если ты хочешь выйти в туалет, то нужно просто поднять руку и спросить: «Можно выйти»? Этим он лишний раз продемонстрирует знание правил школьной жизни. Крайне редко встречаются учителя, которые не разрешают ученикам первого класса пойти в туалет во время урока.

Ребенок может стесняться при всех спросить разрешения выйти в туалет. Тогда он бывает вынужден долго и мучительно терпеть до перемены. Спросите ребенка о том, как он поступает в таких случаях. Если он действительно стесняется, поговорите с учителем.

Однажды наша знакомая учительница первого класса, узнав о стеснительности ребенка в этом вопросе, пригласила в класс учителя биологии с лекцией на тему: «О вреде долготерпения». Учитель биологии абсолютно серьезно и содержательно рассказал детям о том, как вредно накапливать много мочи в мочевом пузыре и как важно своевременно его опорожнять. Дети прониклись серьезностью момента. Фамилия стеснительного ребенка, конечно, не была названа, а он получил мощную поддержку и обоснование для преодоления своей стеснительности.

С какими трудностями ребенок может столкнуться в туалете?

Проблема отсутствия туалетной бумаги в школьных туалетах актуальна и по сей день. Бумага может вдруг закончиться и новый рулончик не успеют вовремя повесить. Если взрослый человек сообразит, что делать в такой ситуации, то ребенок может попасть в затруднительное положение. Стратегический запас туалетной бумаги в школьном портфеле (или даже в кармашке) выручит ребенка в трудную минуту.

P.S.

1. На всякий случай объясните ребенку, как по значкам на дверях различить мужской и женский туалеты.

2. К началу школьного обучения предполагается, что ребенок умеет пользоваться туалетной бумагой.

Тема следующей рассылки: РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Приглашаем посетить сайт Методического центра "Развивающее обучение (система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)" АПК и ППРО: www.centr-ro.ru

Вы также можете нам написать: centr-ro@mail.ru

 


В избранное