Предлагаем продолжение 1 главы: "Начало новой жизни"
Как в период адаптации не причинить вреда телесному и душевному здоровью ребенка, укрепить в нем веру в свои силы, симпатию к людям, окружающим его в школе, и интерес к содержанию школьной жизни (общие рекомендации)?
Что такое «Введение в школьную жизнь»? Как проводится этот курс?
Что такое «новая философия» оценки?
Чем плохи привычные «двойки» и «пятерки» (особенно в начале школьной жизни)?
Какова главная задача педагога (куратора, тьютора) на начальном этапе обучения?
Каких основных результатов «школьные взрослые» стараются достичь к концу периода адаптации?
Как в период адаптации не причинить вреда телесному и душевному здоровью ребенка, укрепить в нем веру в свои силы, симпатию к людям, окружающим его в школе, и интерес к содержанию школьной жизни (общие рекомендации)?
Для успешной адаптации ребенка к школе необходимо обеспечить:
·обязательное психологическое и медицинское обеспечение
и поддержку;
·проведение специального учебного курса "Введение в
школьную жизнь" (в системе Эльконина-Давыдова авторы такого курса - Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова);
·организацию образовательного пространства первоклассников
так, чтобы были возможны (и постепенно осмыслялись детьми) переходы от игры к учению и от учения к игре;
·поворот учителя к новой "философии оценки", которая
ориентирована на личные достижения каждого ученика, а не на сравнение детей между собой;
·наличие в школе постоянного «сопровождающего» взрослого,
к которому ребенок может обратиться за поддержкой (классный руководитель, куратор, тьютор);
·создание родителями первоклассников необходимых домашних
условий, обеспечивающих нормальное вхождение ребенка в школьную жизнь.
Что такое «Введение в школьную жизнь»? Как проводится этот курс?
Реализация этого курса в течение двух первых недель школьной жизни обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и новой организацией времени, с системой оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока.
Курс "Введение в школьную жизнь" в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, задуманный авторами как приглашение ребенка в новую, учебную систему отношений и своеобразный тренинг учебного общения задает стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми. Учитель показывает детям ценность самостоятельной работы, создает готовность к выработке своей точки зрения. Первоклассники учатся
запрашивать недостающую информацию; учатся договариваться, не переводя логического разногласия в конфликт между людьми. У каждого ребенка повышается доверие и интерес к себе, движущемуся от незнания к знанию.
Знакомство ребенка с новым школьным миром лучше организовывать на дошкольном материале: игры, рисования, конструирования, наблюдения, практического действия. Поэтому такой курс не слишком целесообразно совмещать с введением в учебные предметы. Однако, в некоторых школах учителя все-таки совмещают введение в учебные предметы и знакомство ребенка с новой школьной жизнью.
Что такое «новая философия» оценки?
Оценивание - это демонстрация собственных ценностей. Оценивая друг друга, мы демонстрируем друг другу свои ценности.
Оценка производится самыми разными способами. Можно сказать: "Молодец!" или "Негодяй!". Можно улыбнуться или зевнуть. Можно поставить пятерку в журнал или дневник. Можно подарить наклейку тому, кто написал хорошее сочинение. Эти разнообразные формы оценки в обычной жизни помогают выразить свое отношение к другому человеку или его действиям, либо к себе лично и своим собственным
действиям. Поэтому традиционная пятибалльная школьная отметка – это лишь один из многочисленных возможных способов оценивания.
Наиболее адекватной системой оценивания для развивающегося ребенка является безотметочное оценивание, при котором:
·ребенку предоставляется первоочередное право оценивать свою работу;
·оценка выражается, прежде всего, в качественной характеристике способа действия или результата по разным критериям (эффективно-неэффективно,
точно-неточно, красиво-некрасиво, в соответствии с правилом – не в соответствии с правилом и т.д.), а не в балльной недифференцированной оценке(три, пять, двойка, кол, сто процентов…);
·самооценка ребенка соотносится с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя,
и для ученика;
·там, где оценивается качество, не имеющее однозначных эталонов-образцов, каждый человек имеет право на собственное мнение.
Главный смысл настоящего безотметочного обучения в том, чтобы вырастить у ребенка учебную самостоятельность – умение оценить без помощи взрослого стоящую перед ним задачу:
·знакома ли она мне или нет;
·владею ли я способом ее решения или нет;
·можно ли преобразовать известный способ действия и найти способ решения задачи;
·что мне нужно, чтобы найти новый способ действия.
Чем плохи привычные «двойки» и «пятерки» (особенно в начале школьной жизни)?
Ребенок приходит в школу, не различая оценки его самого и оценки его действий. Оценивая другого человека, он оценивает его глобально (не дифференцированно), и так же истолковывает оценки, обращенные к нему. Он относит их не к своим действиям, а непосредственно к себе. Так, похвалу учителя за написание палочек ребенок может истолковать как проявление любви к себе, а отрицательную
оценку («палочки пишешь неровно») – как проявление нелюбви. Поэтому основным фактором, мешающим в начале школьной жизни становлению его умения оценивать результаты своей учебной работы, является общепринятая пятибалльная отметка и традиционная манера учителей раздавать свои оценки «направо и налево», не интересуясь собственным отношением ребенка к тому, что он делает.
Кроме того, пятибалльная отметочная система не позволяет отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он "круглый отличник" или "неуспевающий". Зато она приводит к непрерывному сравнению детей между собой, к искажению отношений ребенка с учителем и родителями, а главное - с самим собой: повышению тревожности и невротизации, деформации мотивов учения.
Какова главная задача педагога (куратора, тьютора) на начальном этапе обучения?
Главная педагогическая задача на начальном этапе обучения - обеспечить условия, при которых приход в школу будет ощущаться ребенком как переход на новую ступень взросления. А это значит, что ему не только должны быть предъявлены педагогические требования, но и предоставлена возможность обсуждения
ситуаций, когда он по каким-то причинам не хочет или не может выполнять эти требования. Тем самым педагогическое требование не превращается в педагогический произвол. Постепенность введения требований и их соотнесенность с индивидуальным опытом ребенка - непременное условие, позволяющее ученику осознать, что нормы поведения и учебной работы в школе существуют не просто благодаря желаниями отдельных взрослых, а нужны ему самому.
Каких основных результатов «школьные взрослые» стараются достичь к концу периода адаптации?
·К концу адаптационного этапа у учителя (куратора, тьютора)
должны сложиться отношения доверия с детьми и с их родителями;
·у детей в классе должны сложиться отношения сотрудничества.
Они должны пытаться решать возникшие проблемы не агрессивно, а дружелюбно и с уважением к другому;
·уже к концу адаптационного периода дети должны пытаться
строить свое действие с учетом действий и настроения партнеров;
·ученики должны стать инициативными: в поиске недостающей
информации с помощью "умных" вопросов; в предложении партнеру плана совместного действия; в организации совместного действия;
·в области контроля и оценки своих действий ученики должны
уметь оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью принятых в классе способов (например, "волшебных линеечек"); соотносить свою оценку с оценкой учителя;
·ученики должны принять и освоить правила поведения и взаимодействия
в рамках принятых в школе норм.
В следующем номере: Трудности разных детей. Трудности с разными детьми.
"То, что было упущено воспитателем до семилетнего возраста, не удастся исправить за все последующее время".