Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Предлагаем продолжение 1 главы: "Начало новой жизни"


Как в период адаптации не причинить вреда телесному и душевному здоровью ребенка, укрепить в нем веру в свои силы, симпатию к людям, окружающим его в школе, и интерес к содержанию школьной жизни (общие рекомендации)?

Что такое «Введение в школьную жизнь»? Как проводится этот курс?

Что такое «новая философия» оценки?

Чем плохи привычные «двойки» и «пятерки» (особенно в начале школьной жизни)?

Какова главная задача педагога (куратора, тьютора) на начальном этапе обучения?

Каких основных результатов «школьные взрослые» стараются достичь к концу периода адаптации?

Как в период адаптации не причинить вреда телесному и душевному здоровью ребенка, укрепить в нем веру в свои силы, симпатию к людям, окружающим его в школе, и интерес к содержанию школьной жизни (общие рекомендации)?

Для успешной адаптации ребенка к школе необходимо обеспечить:

·                                 обязательное психологическое и медицинское обеспечение и поддержку;

·                                 проведение специального учебного курса "Введение в школьную жизнь" (в системе Эльконина-Давыдова авторы такого курса - Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова);

·                                 организацию образовательного пространства первоклассников так, чтобы были возможны (и постепенно осмыслялись детьми) переходы от игры к учению и от учения к игре;

·                                 поворот учителя к новой "философии оценки", которая ориентирована на личные достижения каждого ученика, а не на сравнение детей между собой;

·                                 наличие в школе постоянного «сопровождающего» взрослого, к которому ребенок может обратиться за поддержкой (классный руководитель, куратор, тьютор);

·                                 создание родителями первоклассников необходимых домашних условий, обеспечивающих нормальное вхождение ребенка в школьную жизнь.

Что такое «Введение в школьную жизнь»? Как проводится этот курс?

Реализация этого курса в течение двух первых недель школьной жизни  обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и новой организацией времени, с системой оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока.

 Курс "Введение в школьную жизнь" в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, задуманный авторами как приглашение ребенка в новую, учебную систему отношений и своеобразный тренинг учебного общения задает стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми.  Учитель показывает детям ценность самостоятельной работы, создает готовность к выработке своей точки зрения. Первоклассники учатся запрашивать недостающую информацию; учатся договариваться, не переводя логического разногласия в конфликт между людьми. У каждого ребенка повышается доверие и интерес к себе, движущемуся от незнания к знанию.

Знакомство ребенка с новым школьным миром лучше организовывать на дошкольном материале: игры, рисования, конструирования, наблюдения, практического действия. Поэтому такой курс не слишком целесообразно совмещать с введением в учебные предметы. Однако, в некоторых школах учителя все-таки совмещают введение в учебные предметы и знакомство ребенка с новой школьной жизнью.

Что такое «новая философия» оценки?

Оценивание - это демонстрация собственных ценностей. Оценивая друг друга, мы демонстрируем друг другу свои ценности.

Оценка производится самыми разными способами. Можно сказать: "Молодец!" или "Негодяй!". Можно улыбнуться или зевнуть. Можно поставить пятерку в журнал или дневник. Можно подарить наклейку тому, кто написал хорошее сочинение. Эти разнообразные формы оценки в обычной жизни помогают выразить свое отношение к другому человеку или его действиям, либо к себе лично и своим собственным действиям. Поэтому традиционная пятибалльная школьная отметка – это лишь один из многочисленных возможных способов оценивания.

Наиболее адекватной системой оценивания для развивающегося ребенка является безотметочное оценивание, при котором:

·                     ребенку предоставляется первоочередное право оценивать свою работу;

·                     оценка выражается, прежде всего, в качественной характеристике способа действия или результата по разным критериям (эффективно-неэффективно, точно-неточно, красиво-некрасиво, в соответствии с правилом – не в соответствии с правилом и т.д.), а не в балльной недифференцированной оценке(три, пять, двойка, кол, сто процентов…);

·                     самооценка ребенка соотносится с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика;

·                     там, где оценивается качество, не имеющее однозначных эталонов-образцов, каждый человек имеет право на собственное мнение.

Главный смысл настоящего безотметочного обучения в том, чтобы вырастить у ребенка учебную самостоятельность – умение оценить без помощи взрослого стоящую перед ним задачу:

·                     знакома ли она мне или нет;

·                     владею ли я способом ее решения или нет;

·                     можно ли преобразовать известный способ действия и найти способ решения задачи;

·                     что мне нужно, чтобы найти новый способ действия.

Чем плохи привычные «двойки» и «пятерки» (особенно в начале школьной жизни)?

Ребенок приходит в школу, не различая оценки его самого и оценки его действий. Оценивая другого человека, он оценивает его глобально (не дифференцированно), и так же истолковывает оценки, обращенные к нему.  Он относит их не к своим действиям, а непосредственно к себе.  Так, похвалу учителя за написание палочек ребенок может истолковать как проявление любви к себе, а отрицательную оценку («палочки пишешь неровно») – как проявление нелюбви. Поэтому основным фактором, мешающим в начале школьной жизни становлению его умения оценивать результаты своей учебной работы, является общепринятая пятибалльная отметка и традиционная манера учителей раздавать свои оценки «направо и налево», не интересуясь собственным отношением ребенка к тому, что он делает.

Кроме того, пятибалльная отметочная система не позволяет отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он "круглый отличник" или "неуспевающий". Зато она приводит к непрерывному сравнению детей между собой, к искажению отношений ребенка с учителем и родителями, а главное - с самим собой: повышению тревожности  и невротизации, деформации мотивов учения.

Какова главная задача педагога (куратора, тьютора) на начальном этапе обучения?

Главная педагогическая задача на начальном этапе обучения - обеспечить условия, при которых приход в школу будет ощущаться ребенком как переход на новую ступень взросления. А это значит, что ему не только должны быть предъявлены педагогические требования, но и предоставлена возможность обсуждения ситуаций, когда он по каким-то причинам не хочет или не может выполнять эти требования. Тем самым педагогическое требование не превращается в педагогический произвол. Постепенность введения требований и их соотнесенность с индивидуальным опытом ребенка - непременное условие, позволяющее ученику осознать, что нормы поведения и учебной работы в школе существуют не просто благодаря желаниями отдельных взрослых, а нужны ему самому.

Каких основных результатов «школьные взрослые» стараются достичь к концу периода адаптации?

·                                 К концу адаптационного этапа у учителя (куратора, тьютора) должны сложиться отношения доверия с детьми и с их родителями;

·                                 у детей в классе должны сложиться отношения сотрудничества. Они должны пытаться решать возникшие проблемы не агрессивно, а дружелюбно и с уважением к другому;

·                                 уже к концу адаптационного периода дети должны пытаться строить свое действие с учетом действий и настроения партнеров;

·                                 ученики должны стать инициативными: в поиске недостающей информации с помощью "умных" вопросов; в предложении партнеру плана совместного действия; в организации совместного действия;

·                                 в области контроля и оценки своих действий ученики должны уметь оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью принятых в классе способов (например, "волшебных линеечек"); соотносить свою оценку с оценкой учителя;

·                                 ученики должны принять и освоить правила поведения и взаимодействия в рамках принятых в школе норм.

 

В следующем номере: Трудности разных детей. Трудности с разными детьми.

"То, что было упущено воспитателем до семилетнего возраста, не удастся исправить за все последующее время".

Э.М. Грюнелиус

 

 


В избранное