Этот выпуск - продолжение разговора на тему: "Трудности разных детей. Трудности с разными детьми"
Почему психологи не рекомендуют начинать школьное обучение умного ребенка как можно раньше?
Какие трудности в начале школьной жизни испытывает «обученный» ребенок, с которым в дошкольной жизни занимались русским языком, математикой, английским и пр…?
Какие основные трудности возникают у ребенка, не посещавшего детский сад или дошкольные детские группы?
Какие основные трудности возникают у «школьных взрослых» во взаимодействии с ребенком, не посещавшим детский сад или дошкольные детские группы?
Как реагировать на жалобы о подобном поведении ребенка?
Почему психологи не рекомендуют начинать школьное обучение умного ребенка как можно раньше?
Разница в год между годовалым и двухлетним ребенком бросается в глаза даже совершенно ненаблюдательному взрослому. Разница в год между шестилеткой и семилеткой уже не так заметна, но все равно значительна. Физиолог скажет, что у шестилетнего ребенка, по сравнению с семилетним, недостаточно сформированы центральные тормозные процессы, и более высокая утомляемость. Психолог обратит ваше внимание
на низкую произвольность действий шестилетки, его желание играть и способность превращать любые взаимодействия с людьми в игру. И эти особенности шестилетки никак не связаны с его умственными способностями.
Если очень умного, но физиологически и психологически неготового к школе ребенка, начать обучать в школе, то ему придется пережить несколько очень тяжелых для него жизненных периодов, а родителям – приготовиться к возможным последствиям такого переживания. Наиболее трудными могут стать:
Период адаптации к школе (время начала школьной жизни). Возможные последствия – сильный стресс, потеря желания учиться, заболевания, нарушения эмоционального развития.
Второй-третий год обучения. – Возможные последствия: накопление хронической усталости, неуспешность, тревога, потеря интереса к учению.
Начало подросткового возраста (5-7 классы). – Возможные последствия: резкое отставание в физическом развитии от одноклассников, тяжелые переживания «на личном фронте», депрессии, нарушения личностного развития, потеря интереса к учению.
Какие трудности в начале школьной жизни испытывает «обученный» ребенок, с которым в дошкольной жизни занимались русским языком, математикой, английским и пр…?
Довольно быстро ему становится скучно, потому что все занятия ему уже знакомы, и он все умеет. Он начинает мешать другим детям учиться. Начинаются конфликты с учителем. Он стремиться блеснуть своими знаниями и умениями, но учитель не может спрашивать только его одного. Это усугубляет скуку и отвращение к учению.
Какие основные трудности возникают у ребенка, не посещавшего детский сад или дошкольные детские группы?
Такой ребенок, как правило, не умеет общаться с детьми своего возраста. При этом он либо всеми силами стремится к такому общению, либо страшится его (иногда и то, и другое одновременно). Не умеет общаться – это значит, что он не может договориться о чем-то с другими детьми; не знает, как обратить на себя внимание; как ответить на агрессию, как включиться в общую игру. Такой ребенок часто пытается
решить коммуникативные задачи самыми примитивными средствами. Неудивительно, что часто это приводит к конфликтам и очень огорчает ребенка, который искренне хотел «как лучше».
Какие основные трудности возникают у «школьных взрослых» во взаимодействии с ребенком, не посещавшим детский сад или дошкольные детские группы?
Такой ребенок часто пытается взаимодействовать со "школьными взрослыми" так же, как со взрослыми в семье. Иногда называет их «на ты», тянет за рукав, перебивает. Он не различает ситуации непосредственного общения в семье и регламентированного поведения на уроке, на перемене. Иногда это очень мешает учителю при работе в классе, где много детей.
Коля никогда не ходил в детский сад. На вопрос завуча: «А ты в каком классе учишься?», - отвечает: «Сама не знаешь, что ли?»
Как реагировать на жалобы о подобном поведении ребенка?
Прежде всего, не ругать ребенка. Он не виноват, что не знаком с другой (не домашней) ситуацией общения. Нужно разъяснить ребенку правила поведения в школе (на уроках, на перемене). Можно спросить его о том, что делают другие дети, когда учитель спрашивает их, когда звенит звонок и пр. Затем лучше устроить игру «в школу», рассадить за парты игрушечных зверюшек. При этом нужно четко различить для
ребенка два игровых поля: «школу» и «дом», противопоставляя правила поведения и общения в этих двух ситуациях и через игру показать "негативные" и "позитивные" примеры поведения ученика. Можно также предложить ребенку ролевую игру "в школу" со сменой ролей (учитель-ученик).
Следующая рассылка - по теме: "ШКОЛА – ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ"
Приглашаем посетить сайт Методического центра "Развивающее обучение (система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)"