Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2024. Выпуск24-25


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 24-25

[2024]

 НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

 

Новоселова Е. На службе Родине! // Наша городская газета. - 2024. - 5 июня (№ 22). - С. 3 : фот.*

 

В оздоровительном лагере "Самоцветы" в Новоуральске состоялись учебные сборы десятиклассников школ Новоуральского городского округа.

 

ЕГЭ

 

Более 107 тысяч человек сдадут ЕГЭ в резервные дни. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/bolee-107-tysyach-chelovek-sdadut-ege-v-rezervnye-dni/ (дата обращения: 09.09.2024).*

 

Основной период ЕГЭ 2024 года с 13 по 21 июня продолжат резервные дни для сдачи экзаменов. Сдать экзамен в резервные сроки могут выпускники прошлых лет, а также выпускники текущего года, которые по уважительной причине не смогли сдать ЕГЭ в основной день или получившие неудовлетворительный результат по одному из двух обязательных учебных предметов (русскому языку или математике). На участие в экзаменах в резервные дни зарегистрировано более 107 тысяч человек. Для выпускников, которые не смогут получить удовлетворительный результат по одному или двум обязательным учебным предметам, либо не смогут принять участие в экзаменах по уважительным причинам, подтвержденным документально, либо не завершат их, расписанием ЕГЭ-2024 предусмотрен также дополнительный период: с 4 по 23 сентября для них пройдут экзамены по русскому языку и базовой математике.

 

Подведены предварительные итоги первых экзаменов основного периода ЕГЭ-2024. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/podvedeny-predvaritelnye-itogi-pervyh-ekzamenov-osnovnogo-perioda-ege-2024/ (дата обращения: 09.09.2024).*

 

Предварительные итоги экзаменов по географии, литературе и химии, с которых 23 мая начался основной период ЕГЭ 2024 года, не демонстрируют значительных отклонений от показателей прошлого года и свидетельствуют о стабильности результатов. В экзаменационную работу 2024 года по сравнению с 2023 годом структурных и содержательных изменений не вносилось.

 

УЧИТЕЛЮ  ХИМИИ

 

Алехина Е. А. Организация работы с видеоопытами // Химия в школе. - 2024. - № 5. - С. 39-44.

 

Обоснована актуальность включения видеоопытов в образовательный процесс на современном этапе. Представлены задания с ответами к видеоопытам по темам "Предельные углеводороды" и "Ароматические углеводороды".

 

Асанова Л. И. Междисциплинарное задание для формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2024. - № 5. - С. 29-32 : табл., 4 рис.

 

О проблеме формирования у школьников объективных представлений о водороде как альтернативном источнике энергии. Представлен пример комплексного задания, направленного на развитие естественно-научной грамотности, содержание которого связано с рассматриваемой проблемой.

 

Афанасьева М. Н. Использование кейсов при обучении решению задач // Химия в школе. - 2024. - № 5. - С. 45-47.

 

Разработка урока изучения нового материала по теме "Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в соединении" для 8 класса. Приведено несколько заданий с использованием кейс-метода.

 

Волков В. Н. Интеллектуальные материалы с эффектом памяти формы / В. Н. Волков, В. Н. Филиппов // Химия в школе. - 2024. - № 5. - С. 8-14 : ил., 3 рис.

 

Информация о материалах с эффектом памяти формы. Описаны свойства, производство и применение никелида титана и ряда полимеров в промышленности, медицине и космической отрасли.

 

Ганьковская А. В. Об использовании закрытых и открытых задач // Химия в школе. - 2024. - № 5. - С. 63-67.

 

Описана методика решения задач открытого типа, основанная на поэтапной стратегии. Предложена разработка урока по определению концентрации лимонной кислоты в напитке "Байкал" с помощью классических методов химического анализа.

 

Григорьева Н. С. Формирование естественно-научной грамотности: задания для учащихся 8-9 классов // Химия в школе. - 2024. - № 5. - С. 33-35 : 2 табл., 3 рис.

 

Предложены задания, которые можно успешно использовать на уроках химии в 8-9 классах для формирования естественно-научной грамотности.

 

Демидова О. Э. О развитии мотивации и положительного отношения к химии // Химия в школе. - 2024. - № 5. - С. 20-23 : 3 рис., 2 табл.

 

Серия занятий на активацию внутренней позиции личности "Имя", которые можно использовать на уроках химии в 7-11 классах.

 

Иващенко Л. Н. Внеурочное занятие "Посвящение в юные химики" // Химия в школе. - 2024. - № 5. - С. 72-77.

 

Конспект внеурочного занятия "Посвящение в юные химики" для 8 класса с использованием демонстрационного эксперимента.

 

Коротаева А. Н. Популяризация науки: развитие коммуникативных навыков // Химия в школе. - 2024. - № 5. - С. 52-55 : ил.

 

Рассмотрены некоторые формы и приемы развития коммуникативных навыков учащихся через участие в мероприятиях по популяризации науки.

 

Кузнецова Л. М. О формировании образного мышления в процессе обучения химии // Химия в школе. - 2024. - № 5. - С. 15-20 : 5 рис., ил.

 

Основную трудность в изучении химии составляет переход от видимого к невидимому, от конкретного к абстрактному, поэтому так важно формирование у учащихся образного мышления на микроуровне. С применением материальных и знаковых моделей в обучении усвоение учебного материала происходит более осознанно и легче.

 

Лобанова Ю. О. Использование онлайн-сервиса в учебном процессе // Химия в школе. - 2024. - № 5. - 2-я с. обл., С. 24-28. : 8 рис., цв. ил.

 

Опыт работы с онлайн-сервисом Genial.ly, который помогает организовать и разнообразить учебную деятельность. Данный опыт может быть полезен учителям для повышения мотивации и формирования устойчивого интереса учеников к обучению. Работа с сервисом дает возможность создавать различные интерактивные элементы, делая обучение увлекательным занятием.

 

Маркина И. В. Внеклассное мероприятие "Очевидное — невероятное в химии" // Химия в школе. - 2024. - № 5. - С. 55-62, 3-я с. обл. : 2 табл., рис., цв. ил.

 

Сценарий внеклассного мероприятия "Очевидное — невероятное в химии".

 

О Менделееве из Тобольска: вести с научно-практической конференции // Химия в школе. - 2024. - № 5. - С. 77-78.

 

Краткая информация о конференции, посвященной 190-летию со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева, которая состоялась в апреле 2024 года в Тобольске.

 

Памяти Сергея Серафимовича Бердоносова // Химия в школе. - 2024. - № 5. - С. 51.

 

3 апреля 2024 года на 85-м году ушел из жизни доктор химических наук, советский и российский радиохимик, ученый и преподаватель химии Сергей Серафимович Бердоносов.

 

Ромашов Л. В. Неудобные вопросы школьного курса неорганической химии // Химия в школе. - 2024. - № 5. - С. 48-51 : ил.

 

Обсуждаются некоторые вопросы школьного курса неорганической химии, которые обычно остаются без объяснения.

 

Смирнова В. Н. Создание сборника задач на основе истории блокады Ленинграда // Химия в школе. - 2024. - № 5. - С. 68-72.

 

Результаты работы над метапредметным проектом "Создание сборника химических задач на основе материала об истории Ленинградской блокады". В реализации проекта принимали участие обучающиеся 8 и 11 классов.

 

Трапезникова Н. Н. Практико-ориентированное обучение курсантов: исследование нефтепродуктов / Н. Н. Трапезникова, В. В. Армяншин // Химия в школе. - 2024. - № 5. - С. 36-39 : рис.

 

Применение химического эксперимента на занятии по теме "Углеводы" для курсантов военного института, изучающих химию и ее прикладные аспекты.

 

Фоменко И. А. "Спешите, дети, будем вместе учиться летать" // Химия в школе. - 2024. - № 5. - С. 2-7.

 

Рассматриваются педагогические подходы, которые сформируют не просто познавательную активность, а единение учителя и ученика.

 

УЧИТЕЛЮ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

 

Волынец Т. Н. К юбилею Ирины Энгелевны Ратниковой / Т. Н. Волынец, И. С. Ровдо // Русский язык и литература. - 2024. - № 4. - С. 49-50.

 

Публикация к юбилею известного белорусского филолога Ирины Энгелевны Ратниковой.

 

Гапанович-Кайдалова Е. В. Самостоятельная управляемая работа школьников по повторению и закреплению пройденного на уроках русского языка материала // Русский язык и литература. - 2024. - № 4. - С. 11-13.

 

Представлены новые аспекты, которые необходимо учитывать при повторении и закреплении материала на уроке русского языка.

 

Лексина Е. В. Система заданий для проведения факультативных занятий по русскому языку в старших классах // Русский язык и литература. - 2024. - № 4. - С. 60-64 : 1 рис., 2 табл.

 

Факультативные занятия по русскому языку для старших классов в общеобразовательной школе.

 

Леонович В. Л. Словообразовательная норма как компонент речевой культуры // Русский язык и литература. - 2024. - № 4. - С. 3-11.

 

Речевая предметная компетенция как составляющая при обучении русскому языку.

 

Матюнова А. А. Из истории слов и выражений // Русский язык и литература. - 2024. - № 4. - С. 51-54.

 

История некоторых слов и выражений, характерных для русского языка.

 

Норман Б. Ю. Лингвистика для любознательных : задачи по рус. яз. Вып. 45 // Русский язык и литература. - 2024. - № 4. - С. 34-36.

 

Дополнительные материалы по русскому языку для школьников.

 

Попко Г. А. Материалы для подготовки к ЦЭ по теме "Служебные части речи" // Русский язык и литература. - 2024. - № 4. - С. 14-16.

 

Материалы для подготовки к централизованному экзамену по русскому языку.

 

Северов С. А. Тестовая работа по теме "Союз. Частица. Междометие" : VII кл. // Русский язык и литература. - 2024. - № 4. - С. 23-26 : 3 табл.

 

Изучение служебных частей речи на уроке русского языка.

 

Судник Д. М. Лингвистические задания, основанные на понимании фактов языка повествователями и героями произведений художественной литературы // Русский язык и литература. - 2024. - № 4. - С. 36-40.

 

Лингвистические задачи по русскому языку и литературе.

 

Шикуло О. С. Эффективные приемы анализа текста как необходимое условие успешной сдачи экзамена за курс базовой школы // Русский язык и литература. - 2024. - № 4. - С. 17-22 : 2 табл.

 

Лингвистический анализ текста как важная составляющая в процессе обучения русскому языку и последующей сдачей экзаменов.

 

УЧИТЕЛЮ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

Белоголова Т. В. Материалы для подготовки к олимпиаде по русской литературе : IX кл. // Русский язык и литература. - 2024. - № 4. - С. 40-44.

 

Представлены материалы для подготовки к олимпиаде по русской литературе для 9 класса.

 

Винник И. Р. Клиффорд Саймак. "Когда в доме одиноко" : VIII кл. // Русский язык и литература. - 2024. - № 4. - С. 26-29.

 

Изучение биографии и творчества американского писателя-фантаста Клиффорда Саймака на уроке литературы.

 

Казарцева О. И. "Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!". Литературно-музыкальная гостиная // Русский язык и литература. - 2024. - № 4. - С. 32-34.

 

Представлено внеучебное мероприятие, направленное на патриотическое воспитание учащихся.

 

Оскирко И. М. Квизбук по повести Б. Васильева "А зори здесь тихие..." : IX кл. // Русский язык и литература. - 2024. - № 4. - С. 45-48 : 1 рис.

 

Литературная викторина по повести русского писателя Бориса Васильева "А зори здесь тихие...".

 

Покало М. И. Повторение и систематизация изученного по учебному предмету "Русская литература" в IX классе // Русский язык и литература. - 2024. - № 4. - С. 29-31 : 6 рис., 1 табл.

 

Представлена систематизация материалов, изучаемых на уроке русской литературы в 9 классе.

 

Судник Д. М. Лингвистические задания, основанные на понимании фактов языка повествователями и героями произведений художественной литературы // Русский язык и литература. - 2024. - № 4. - С. 36-40.

 

Лингвистические задачи по русскому языку и литературе.

 

Церковская А. Л. Рецепция евангельской притчи о блудном сыне в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель" // Русский язык и литература. - 2024. - № 4. - С. 55-60.

 

Евангельские мотивы в повести русского поэта Александра Сергеевича Пушкина "Станционный смотритель".

 

УЧИТЕЛЮ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

В Твери открылся новый школьный "Кванториум" : [заметка] // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 6.

 

В Твери на базе средней школы № 15 открылся детский технопарк "Кванториум".

 

В якутском селе создано пространство для креативного развития детей : [заметка] // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 61.

 

В селе Богоронцы Республики Саха в Центре дополнительного образования детей создано современное образовательное пространство для школьников благодаря победе в конкурсе "Среда возможностей".

 

Водяной А. Ю. Организация образовательной деятельности в условиях дистанционного обучения / Водяной А. Ю., Черных С. А., Водяная Е. В. // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 38-40.

 

Рассматривается опыт работы ГБУ ДО "Белгородский областной Дворец детского творчества" в условиях дистанционного обучения.

 

Выскребенцева О. Н. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культурному наследию // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 21-26 : фот.

 

Представлен опыт работы Центра детского творчества "Радуга" г. Бузулук Оренбургской области. Подчеркивается необходимость формирования у детей понимания культурного наследия и воспитания бережного отношения к нему уже с дошкольного возраста. Автор акцентирует внимание на значимости роли педагогов в формировании духовно-нравственных качеств у детей.

 

Гудин В. Н. Механика. Разводные мосты : творч. проект по проектированию и созданию разводных мостов для обучающихся 9-10 лет // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 27 : фот.

 

Описаны задачи и этапы модуля "Механика", нацеленного на разработку механизированных моделей разводных мостов.

 

XIX региональный этнокультурный конкурс "Через прошлое к будущему" : [заметка] // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 40.

 

В Новосибирске завершился XIX региональный этнокультурный конкурс детей и взрослых "Через прошлое к будущему". Краткая информация об этом конкурсе.

 

Зиновченкова Ю. В. Матрешка в гости к нам пришла : план-конспект занятия для детей мл. дошк. возраста // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 56-57.

 

Описан ход занятия, цель которого - приобщить детей к истории русского прикладного творчества, способствовать развитию творчества через ознакомление с народной игрушкой - матрешкой.

 

Ивлева Е. Н. Пленэр как способ развития познавательного интереса // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 46-49 : фот., табл.

 

Автор пишет о том, какие трудности встречаются у учащихся на пленэре и какие пути их решения существуют.

 

Ищук А. Н. Георгиевская лента // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 59-61.

 

План-конспект занятия "Георгиевская лента", направленного не только на изготовление изделия, но и формирование патриотического отношения к стране, истории, народу. Целевая аудитория: учащиеся 10-14 лет.

 

Караваева Е. В. Традиционные и инновационные практики наставничества / Караваева Е. В., Сусарова В. М. // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 41-45 : фот., табл.

 

Представлен опыт работы Центра детского творчества "Хибины" г. Кировска Мурманской области.

 

Колесникова Л. И. Плоскость - объем - пространство : разработка тренажера развития речевых навыков // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 11-14 : рис.

 

Описана авторская разработка тренажера "Плоскость - объем - пространство", используемого на учебных занятиях по дополнительной общеразвивающей программе "Мастерская речевых навыков" для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Конкурс скворечников "Пернатый квартал" : [заметка] // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 33.

 

Несколько лет подряд в столице Мордовии г. Саранск проходит республиканский конкурс скворечников "Пернатый квартал". Главная цель данного конкурса - привлечение внимания детей и их родителей к проблеме защиты и сохранения видового разнообразия птиц.

 

Коновалова О. В. Воспитательный потенциал учебных занятий в хоре : эссе // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 54-55 : фот.

 

Музыка оказывает огромное влияние на человека. Через музыку дети учатся передавать чувства и эмоции, развивать творческое самовыражение.

 

Кононова Н. В. Мир, который меня окружает : игровое занятие с элементами тренинга // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 62-64, 3-я с. обл. : фот.

 

Описан ход игрового занятия. Его цели: создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия в группе; воспитание у детей чувства ответственности за мир как системообразующего качества экологически культурного человека; развитие навыков общения.

 

Лашина О. В. Бабушкин двор : план-конспект открытого занятия для сред. дошк. возраста // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 57-58.

 

Описан ход занятия, цель которого - создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.

 

Ляшко Т. В. Космический вызов // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 34-37 : фот.

 

С 9 по 12 апреля 2024 года недалеко от Обнинска прошел фестиваль "Космический вызов". Состоялся он в рамках проекта "Космическая лига: стартовая площадка для юных исследователей". В статье речь идет об этом фестивале.

 

Мехтиева В. Н. Построение графика квадратичной функции : математ. проект // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 31-33 : рис.

 

Графиком квадратичной функции является парабола. Многие свойства графика квадратичной функции так или иначе связаны с вершиной параболы, которая определяет положение и внешний вид графика функции. Математический проект нацелен на формирование умений у обучающихся 9-х классов навыков построения графика квадратичной функции при применении заданного алгоритма.

 

Программы правового просвещения как инструмент вовлечения детей с девиантным поведением в систему допобразования / Ульянова В. П., Салямуллина Г. Д., Афанасьева В. Г., Липовецкая Е. М. // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 17-20.

 

Одним из инструментов коррекции девиантного поведения у подростков являются программы правового просвещения через систему дополнительного образования. В статье представлен подобный опыт работы МБУ ДО "Дворец детского и юношеского творчества" г. Октябрьский Республики Башкортостан.

 

Рогачева Т. Н. Основы деятельности педагога-наставника в условиях учреждения допобразования / Рогачева Т. Н., Юрчишина Е. Н. // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 7-10 : табл.

 

Рассмотрены задачи и содержание деятельности педагога-наставника. Приведена анкета для самодиагностики профессиональных дефицитов.

 

Складнева Е. В. Применение кейс-методов в работе с детьми образцового ансамбля "Русская песня" // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 14-16.

 

Применение кейс-технологии с целью приобщения подрастающего поколения к народному музыкально-песенному творчеству.

 

Сухушина М. Г. Постижер - дело тонкое : постижерное дело в рамках реализации доп. Общеобразоват. программы "Очарование" // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 49-51 : рис.

 

Рассматриваются некоторые аспекты изготовления постижерных изделий (из волос).

 

Титова Г. О. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях естественно-научной направленности : из опыта работы шк. лесничества "Бурундучок" МАУДО г. Нижневартовска "ЦДТ" // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 28-30 : фот.

 

Представлен опыт работы учреждения дополнительного образования детей. Рассмотрены отдельные виды групповой работы.

 

Трунова В. В. Важнейшие изобретения и открытия первобытных людей : исследовательско-поисковый проект для обучающихся 3-5 классов // Дополнительное образование и воспитание. - 2024. - № 5. - С. 51-53 : рис.

 

Дано краткое описание проекта, нацеленного на изучение открытий и изобретений первобытных людей, их влияния на жизнь и развитие современных людей.

 

УЧИТЕЛЮ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

 

Алехина Л. В. Методические приемы смыслового чтения в контексте литературного образования младших школьников / Л. В. Алехина, Е. В. Бровкина // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 37-43.

 

В статье кратко представлены история термина "смысловое чтение", умения и навыки, которыми овладевают обучающиеся в процессе формирования смыслового чтения, проанализированы методические технологии и приемы смыслового чтения в контексте урока литературного чтения по рассказу В. В. Бианки "Музыкант" (II класс).

 

Васильева О. Н. Учителями славится Россия // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 3-4 : фот.

 

О педагоге, директоре Мосальской средней школы № 2 (в 1962-1980 гг. ) в Калужской области Владимире Федоровиче Рубцове.

 

Воропаева Т. В. Формирование цифровых компетенций будущих педагогов : на примере преподавания предмета "окружающий мир" // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 62-65.

 

Представлен краткий обзор моделей цифровых компетенций, описанных в зарубежных и отечественных исследованиях, а также опыт интеграции цифровых и традиционных технологий в рамках изучения дисциплины "Методика преподавания предмета "окружающий мир" на примере технологии веб-квеста.

 

Грищенко С. В. Преподавание родного языка: проблемы, методические поиски / С. В. Грищенко, Т. А. Чупахина, А. С. Щеглова // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 26-31.

 

Представлен опыт использования в начальной школе методических приемов, направленных на воспитание патриотизма и гражданственности, формирования у младших школьников традиционных ценностей народной культуры посредством углубленного изучения русского языка как родного.

 

Домырева Е. А. Мотивация профессиональной деятельности педагогов : доп. образование / Е. А. Домырева, Е. А. Черкашина // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 66-70 : рис.

 

Рассматриваются теоретические аспекты и практика развития мотивации педагогов в условиях организации дополнительного образования детей. Представлены различные подходы к понятию "мотивация", раскрыты структура, формы и методы развития мотивации профессиональной деятельности педагогов и психолого-педагогические условия ее развития.

 

Ильина Ю. А. [О новом издании: первый всероссийский журнал для детей с ОВЗ] // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 79-80 : фот.

 

Автор представляет первый всероссийский журнал для детей с ограниченными возможностями здоровья "Учимся вместе с Радугой".

 

Ильинская И. П. Феноменология поликультурной образовательной среды современной начальной школы : от теорет. концепции к опыту формирования // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 11-15.

 

Статья посвящена проблемам поликультурного воспитания современного младшего школьника в образовательной среде школы. Автор предлагает собственный подход к обозначению проблем, основных понятий, сущностных характеристик, моделирования поликультурного образования и образовательной среды ребенка и возможные пути эффективного воспитания подрастающего поколения в поликультурном мире.

 

Лашина Л. А. Модернизация содержания и методики начального образования : цифровые вызовы современности / Л. А. Лашина, Т. В. Воропаева // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 8-10.

 

В статье описана система организации образования с применением цифровых образовательных ресурсов, направленная на развитие практических навыков использования современных информационно-коммуникационных средств учителями и обучающимися. Делается акцент на педагогических условиях развития творческой активности учащихся на уроках с использованием цифровой образовательной среды.

 

Лукина М. А. Лингвистический анализ текста как средство формирования функциональной грамотности // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 32-34.

 

В статье представлены возможные способы организации работы с художественным текстом в начальной школе на базе его лингвистического анализа.

 

Медведева Н. Г. Методическое обеспечение краеведческого образования в начальной школе : курский опыт // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 52-55 : фот.

 

Представлен краткий обзор методических пособий по краеведению для младших школьников, разработанных коллективом кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Курского государственного университета.

 

Минкина А. В. К вопросу о преодолении интерференции в процессе начального обучения : на примере рус. и армян. языков // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 34-36.

 

В общеобразовательных школах многие классы отличает поликультурный состав, что делает вопрос обучения детей-инофонов русскому языку все более актуальным. Автор сравнивает некоторые особенности систем русского и армянского языков, выделяет интерферентные ошибки, которые могут возникнуть у ребенка-инофона при изучении русского языка как неродного.

 

Пашков А. Г. Вопросы современной теории и практики образования // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 5-8 : фот.

 

Автор размышляет о ситуации, складывающейся в системе современного образования, ее сопряженности с социокультурной ситуацией в российском обществе. Подчеркивается сущность и миссия образования в условиях социокультурной неопределенности, необходимость ориентироваться на личностное развитие школьников. По мнению автора, вертикальная линия личностного роста ребенка, задающая вектор его духовного развития, должна стать важной составляющей психолого-педагогического сопровождения начального образования, а также профессиональной подготовки педагогов.

 

Прокопова Д. И. Проектные задачи в обучении младших школьников математике / Д. И. Прокопова, Т. И. Толдонова // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 43-47 : табл., рис.

 

Авторы рассматривают проектные задачи как средство формирования предметных и метапредметных результатов начального математического образования и приводят пример организации деятельности обучающихся в ходе выполнения проектной задачи.

 

Рышкова Л. М. Психолого-педагогическая работа с младшими школьниками группы риска : агрессив. дети // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 20-23 : табл.

 

Рассматриваются направления, формы, методы психолого-педагогической работы с младшими школьниками группы риска, в том числе с учениками, проявляющими агрессивное поведение. Охарактеризованы особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте, описаны направления психолого-педагогического обследования учеников с проявлениями агрессии.

 

Сеина С. А. Ресурсный подход к формированию метакогнитивной регуляции младших школьников // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 18-20.

 

Рассматриваются предпосылки метакогнитивной регуляции с точки зрения ресурсного подхода, ориентированного на динамический и многоуровневый контекст проблемы; дается определение ресурсного развития младшего школьника, которое предполагает наличие динамичных и сбалансированных регуляционных возможностей личности, направленных на оптимизацию поведения и деятельности в настоящем и будущем.

 

Сергеева Г. П. Изучение модуля "Народная музыка России" // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 48-51.

 

Статья посвящена описанию содержания инвариантного модуля "Народная музыка России", его реализации в учебниках "Музыка" для 1-4-х классов. Автор предлагает рекомендации по организации внеурочной, а также проектной деятельности учащихся.

 

Стручаева Т. М. Региональный интегрированный курс для младших школьников : белгород. опыт // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 55-57.

 

Автором охарактеризовано содержание методического комплекса по белгородоведению, созданного творческой группой педагогов Белгорода. Применение его с младшими школьниками рассчитано на усиление патриотического воспитания обучающихся и на развитие их функциональной грамотности.

 

Супряга С. В. Использование квест-технологий при изучении краеведческого материала / С. В. Супряга, Е. Е. Сафронова, В. С. Головина // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 58-61 : рис.

 

В статье раскрывается сущность квест-технологий, их цели, виды и условия реализации на уровне начального общего образования. Описан фотоквест краеведческой направленности, проводимый студенческим волонтерским педагогическим отрядом в рамках внеурочной деятельности младших школьников с использованием средств дополненной реальности.

 

Тлюстен С. Р. Педагогические условия развития коммуникативных навыков // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 15-17.

 

Статья посвящена проблемам развития коммуникативных навыков младших школьников. Описана практико-ориентированная работа, направленная на развитие их коммуникативных навыков в ходе применения активных методов обучения.

 

Юрченко И. В. Психологическая служба начальной школы: работа с родителями // Начальная школа. - 2024. - № 5. - С. 24-26.

 

В статье характеризуются задачи современной психологической службы образования, рассматриваются формы организации взаимодействия с родителями в ходе работы психологической службы для построения индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.

 

ШКОЛЬНОМУ  БИБЛИОТЕКАРЮ

 

Анискович И. В. Тактика успеха: как педагогу-библиотекарю организовать проектную деятельность школьников? // Школьная библиотека. - 2024. - № 1. - С. 19-22 : 4 фот.

 

Об опыте проектно-исследовательской деятельности, организованной педагогом-библиотекарем в гимназии.

 

Борисенко Н. А. Цифровое чтение как новая читательская практика // Школьная библиотека. - 2024. - № 1. - С. 4-7 : 5 фот.

 

Об особенностях цифрового чтения.

 

Борисова С. Р. Методический аспект определения русского языка как ценности российского государства / С. Р. Борисова, Д. С. Панферова // Школьная библиотека. - 2024. - № 1. - С. 15-18 : 2 фот.

 

О положении русского языка как ценности российского государства и его месте в мировой культурной системе.

 

Котова О. Б. Только вместе, только рядом // Школьная библиотека. - 2024. - № 1. - С. 34-36 : 14 фот.

 

О важности сотрудничества школьных библиотекарей и учителей начальных классов в развитии младших школьников.

 

Куринова О. В. Особенные дети: поддержка и развитие // Школьная библиотека. - 2024. - № 1. - С. 37-42 : 14 фот.

 

О библиотечных проектах, ориентированных на поддержку детей с ОВЗ.

 

Малярова В. Ф. Литературная гостиная - эффективная практика развития творческих способностей учащихся // Школьная библиотека. - 2024. - № 1. - С. 43-51 : 10 фот.

 

Сценарий литературной гостиной, посвященной Эдуарду Асадову.

 

Плахова Ю. В. Лэпбук - эффективное средство для повышения познавательной активности читателей // Школьная библиотека. - 2024. - № 1. - С. 55-56 : 4 фот.

 

О замечательном способе повышения познавательной активности детей - изготовлении лэпбука.

 

Субботина Л. В. Роль школьной библиотеки в формировании личности подрастающего поколения // Школьная библиотека. - 2024. - № 1. - С. 62-64 : 5 фот.

 

О важной роли современной школьной библиотеки в формировании личности с высоким уровнем информационных потребностей.

 

Филатова Н. М. Формирование читательского интереса младших школьников посредством создания пространственно-обособленной игровой зоны в библиотечно-информационном центре МБОУ "Центр образования № 15" // Школьная библиотека. - 2024. - № 1. - С. 23-30 : 17 фот.

 

О важной роли игровых элементов в формировании читательского интереса младших школьников.

 

Хорава Р. Б. Игра "Я - личность" для учащихся 7-х классов // Школьная библиотека. - 2024. - № 1. - С. 57-61 : 13 фот.

 

Сценарий проведения игры "Я - личность", направленной на самопознание и саморазвитие учащихся седьмых классов.

 

Чудакова В. В. Рассказ о себе, профессии и творчестве // Школьная библиотека. - 2024. - № 1. - С. 52-54 : 1 фот.

 

О становлении и работе школьного библиотекаря и важности этой профессии.

 

Шестакова Н. А. Интеграция интеллектуально-развивающей и научно-просветительской деятельности в работу отраслевой библиотеки // Школьная библиотека. - 2024. - № 1. - С. 8-14 : 11 фот.

 

О возможностях интеллектуально-развивающей и научно-просветительской деятельности в отраслевой библиотеке.

 

Якубова О. В. Читательская грамотность как залог развития интеллектуального формирования подрастающего поколения // Школьная библиотека. - 2024. - № 1. - С. 31-33 : 6 фот.

 

О важной роли читательской грамотности в интеллектуальном развитии детей и подростков.

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы de visu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 


В избранное