Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2020. Выпуск12-18
Муниципальное
бюджетное учреждение культуры
"ПУБЛИЧНАЯ
БИБЛИОТЕКА"
Новоуральского
городского округа
Зал
универсальных фондов
ДЛЯ ВАС,
ПЕДАГОГИ!
Аннотированный
список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов
Выпуск N 12-18
[2019]
НОВОУРАЛЬСКСЕГОДНЯ
Новоуральский городской округ. Администрация. Об организации работы
муниципальных образовательных организаций, подведомственных Управлению
образования Администрации Новоуральского городского округа, в период с 6 апреля
2020 года : постановление от 05.04.2020, № 659-а // Нейва. - 2020. - 8 апр. (№ 26). - С. 19 : фот.*
Доронин Ю. Школьный корпус № 2. Как дела? // Нейва. - 2020. - 1 апр. (№ 24). - С. 6 : фот.*
Временно исполняющий обязанности
руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев в рамках ежедневного онлайн-марафона
«Домашний час», запущенного в сообществе Минпросвещения РФ в социальной сети
«ВКонтакте», рассказал, как будут проводиться экзамены и всероссийские
проверочные работы в 2020 году. По его словам ЕГЭ в этом году пройдет в более
поздние сроки, при этом процедура экзамена останется прежней.
Всероссийская акция «100 баллов для победы» проводится по инициативе
Федеральной служба по надзору в сфере образования и науки. В этом году она
состоится в шестой раз, но впервые полностью переведена в режим «онлайн».Акция традиционно проходит в течение апреля и
посвящена Году памяти и славы, стобалльники рассказывают будущим выпускникам,
как успешно сдать ЕГЭ по истории и другим предметам.
УЧИТЕЛЮМАТЕМАТИКИ
Астапов И. С. Теорема косинусов для четырёхугольника и её следствия / И. С. Астапов, Н.
С. Астапов // Математика в школе. - 2020. - № 2. - С. 34-36 : рис.
Приведено доступное ученикам девятых классов доказательство теоремы
косинусов для четырехугольника, которое является полезным упражнением на
применение формул тригонометрии.
Бунимович Е. Математическая медитация в классе и в учительской // Математика в школе. -
2020. - № 2. - 2-я с. обл. :
фот.
О "математической тревожности" среди школьников и студентов -
феномена боязни математики, когда человек испытывает дискомфорт при вычислениях
или решении задач.
Далингер В. А. Умелая работа с чертежом – основа успешного решения геометрических задач /
В. А. Далингер, Б. К. Атаев // Математика в школе. - 2020. - № 2. - С. 26-34 : 9 рис.
О формировании у учащихся необходимых умений по работе с чертежом,
указываются два ведущих способа работы с чертежом (реконструкция,
дополнительные построения), приводятся примеры решения геометрических задач,
иллюстрирующие как аналитические методы решения, так и методы, основывающиеся
на наглядно-образных представлениях.
Егупова М. В. Задачи на практические приложения геометрии как средство достижения
метапредметных образовательных результатов / М. В. Егупова, Ю. В. Мошура //
Математика в школе. - 2020. - № 2.
- С. 37-43 : 9 рис., табл.
Показаны возможности достижения метапредметных образовательных результатов
средствами практико-ориентированного обучения геометрии; выделены прикладные
математические умения, формирующиеся при решении специально составленных задач
на практические приложения геометрии; приведён пример такого набора задач для 7
класса.
Карпушина Н. М. Сквозь куб: задача принца Руперта // Математика в школе. - 2020. - № 2. - С. 80, 3-я с. обл. : 2 фот., 2
рис.
О задаче принца Руперта, которая оказалась настолько привлекательной, что
ее не оставили без внимания не только математики, но и авторы школьных
учебников геометрии, а свойство куба пропускать сквозь себя свою копию назвали
его именем.
Карпушина Н. М. "Что важнее: учить или оценивать?"(обзор интернет-ресурсов) //
Математика в школе. - 2020. - № 2.
- С. 10-13 : 4 фот.
Представлена краткая информация о наиболее интересных событиях,
происходящих в реальной и виртуальной жизни педагогов, ученых и просто
любителей математики. Каждое из событий представлено аннотацией и ссылкой на
источник, излагающий его "развернутую версию".
Кузьмичев А. И. Натуральные числа в школьном курсе математики: ч. 2 / А. И. Кузьмичев, Ю.
В. Сосновский // Математика в школе. - 2020. - № 2. - С. 43-53.
Рассматриваются теоретико-числовые вопросы: делимость на множестве
натуральных чисел, её свойства, теорема о делении с остатком, основная теорема
арифметики.
Куланин Е. Д. Ещё раз о задаче Мавло : юбилею Д. П. Мавло посвящается / Е. Д. Куланин,
И. М. Нуркаева // Математика в школе. - 2020. - № 2. - С. 76-79 : 3 рис.
В феврале 2020 года исполняется 70 лет со дня рождения замечательного
российского геометра Д. П. Мавло, одна из задач которого рассматривается в
статье.
Малышев И. Г. Межпредметность в одной задаче // Математика в школе. - 2020. - № 2. - С. 69-72 : 4 рис.
Рассмотрена одна из задач на приложение определённого интеграла в физике, а
именно, расчёт силы давления жидкости на погружённую в неё плоскую вертикальную
пластину заданной формы Задачи на подобные темы, в целом, являются интересными
и полезными, поскольку объединяют различные разделы математики и физики.
Олимпиада "Ломоносов - 2018-2019"
по математике для 10-11 классов / И. В. Асташова, Б. А. Будак, Д. В.
Горяшин [и др.] // Математика в школе. - 2020. - № 2. - С. 14-25 : 3 рис.
Приведены задания, предлагавшиеся учащимся выпускных классов на
организуемой МГУ олимпиаде "Ломоносов" по математике в 2018-2019
учебном году, с ответами и решениями. Юмашев, М. В.
Смирнов В. А. Задачи на комбинации многогранников / В. А. Смирнов, И. М. Смирнова //
Математика в школе. - 2020. - № 2.
- С. 54-61 : 27 рис.
Рассматриваются возможности использования компьютерной программы GeoGebra
для решения задач на комбинации многогранников.
Фирстова Н. И. Иррациональные уравнения: основные методы и приёмы решения // Математика в
школе. - 2020. - № 2. - С.
62-68.
Рассмотрены основные методы решения иррациональных уравнений и приёмы
решения иррациональных уравнений определённого вида.
Хэкало С. П. Об одной псевдозадаче про последовательность // Математика в школе. - 2020.
- № 2. - С. 73-75 : 2 рис.
Автор приводит примеры и разные способы решения задачи про
последовательность, которые зависят от правильной формулировки задачи.
Якубов А. В. ЕГЭ по математике: может, все-таки обойтись одним экзаменом по предмету? //
Математика в школе. - 2020. - № 2.
- С. 3-9 : 3 табл.
В статье сделана попытка проанализировать последнее решение Рособрнадзора о
сдаче выпускниками только одного из двух экзаменов по математике: профильного
или базового уровней. Приводятся аргументы о необоснованности данного решения и
предлагается вариант решения проблемы – один экзамен, включающий в себе задачи
двух уровней.
УЧИТЕЛЮХИМИИ
Амосова А. Н. Урок по теме "Химические свойства оксидов" // Химия в школе. -
2020. - № 3. - С. 34-36 : табл.
Представлен урок химии в 8 классе по теме "Химические свойства
оксидов".
Ахромушкина И. М. Предметные и метапредметные аспекты заданий химических
олимпиад / И. М. Ахромушкина, Т. Н. Валуева // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 50-56 : рис., 5 табл.
Приведены примеры заданий, разработанных для районных олимпиад по химии с
подробными решениями.
Банару А. М. Метафорическая контекстная задача как средство стимулирования познавательной
активности // Химия в школе. - 2020. - №
3. - С. 29-33.
Пример метафорической контекстной задачи для достижения метапредметных
результатов обучения химии.
Гнутова О. А. Новое задание в контрольных измерительных материалах // Химия в школе. -
2020. - № 3. - С. 19-25.
В контрольные измерительные материалы для проведения Основного
государственного экзамена по химии добавлено задание, предусматривающее
проверку умения работать с текстовой информацией. Предложена подборка заданий,
аналогичных заданию № 1 Основного государственного экзамена.
Золотавина Е. А. Интегрированный подход к изучению проблемы загрязнения воды // Химия в школе.
- 2020. - № 3. - С. 5-11 : рис.,
2 табл., 3 схем.
Конспект интегрированного урока-практикума в 11 (10) классе на углубленном
уровне. На занятии рассматривается проблема загрязнения водной среды и пути ее
решения.
Игнатьева С. Ю. Урок-исследование при изучении моносахаридов // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 16-19 : схема, табл.
Целью урока-исследования является создание условий для формирования знаний
о строении молекул моносахаридов, совершенствование умений устанавливать
формулы органических соединений на основании их физических и химических
свойств.
Исаев Д. С. О концептуальных основах инновационной внеурочной деятельности / Д. С.
Исаев, М. С. Пак // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 57-62 : 2 рис.
Теоретико-методологические основы концепции инновационной внеурочной
деятельности школьников по химии, представляющей собой по сути модернизацию
внеурочной работы по химии в условиях современного
информационно-образовательного пространства.
Колчанова Л. В. Из опыта изучения темы "Электролиз растворов" / Л. В. Колчанова,
Т. Г. Буржинская, Т. Е. Нужных // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 46-49, 3-я с. обл. : рис.
Техника и методика проведения лабораторных опытов при проблемном изучении
электролиза растворов с использованием установки для проведения испытаний
растворов электролитов на электрическую проводимость.
Королев А. В. Организация профориентационной работы с использованием предметных знаний /
А. В. Королев, С. О. Пустовит // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 63-70 : рис., 2 табл.
Пример проведения внеклассного мероприятия "Собеседование на
работу" в рамках организации профориентационной работы в 11 классе.
Кортунов Г. М. Исследование коллоидного раствора наночастиц серебра / Г. М. Кортунов, Е.
Б. Борунова // Химия в школе. - 2020. - №
3. - С. 70-72.
Описание учебного проекта по получению и исследованию коллоидного раствора
наночастиц серебра.
Лосева Н. И. Учение о периодичности и познание мира // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 2-4.
Раскрывается роль феномена периодичности в природе, а также значение учения
о периодичности для различных естественных наук и философии.
Мартынов В. И. Один из способов проведения расчетов по уравнению химической реакции //
Химия в школе. - 2020. - № 3. -
С. 26-29.
Предложены варианты решения задач на примере химических реакций в общем
виде.
Медведев Ю. Н. Опыты с иодом: анализируем и объясняем // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 40-45 : рис.
Приведены простейшие эксперименты по изучению физических свойств иода, а
также теоретическое обоснование этих опытов.
Панькина В. В. О систематизации учебного материала при изучении органических соединений /
В. В. Панькина, Н. В. Жукова, О. А. Ляпина // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 13-15, 2-я с. обл. : 5 рис.,
табл.
Рассматриваются основные виды систематизации учебного материала как
логического действия, необходимого для обучения химии. На примере обобщения
материала об углеводородах раскрывается использование различных видов
систематизации в школьном курсе органической химии.
Перевозчикова Н. В. Интеллектуально-познавательная игра "Галогены и
их соединения" // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 73-78.
Сценарий игры, направленной на закрепление и расширение у школьников
предметных знаний, а также на актуализацию межпредметных связей.
Стельмах Е. В. К методике изучения водорода // Химия в школе. - 2020. - № 3. - С. 36-39 : рис., 3 табл.
Конспект урока химии, целью которого является формирование у школьников
начальных представлений о водороде как о химическом элементе и простом
веществе.
УЧИТЕЛЮГЕОГРАФИИ
Быстрова А. В. Организация геокриологических исследований в Амгинском лицее / А. В.
Быстрова, Н. С. Захаров // География в школе. - 2020. - № 2. - С. 41-46 : 4 рис.
Авторы описывают системную работу по изучению многолетней мерзлоты в
процесс выполнения проектной и исследовательской деятельности учащихся
Амгинского лицея им. академика Л. В. Киренского.
Гнатюк Г. А. Исторические города Якутии: город Зашиверск / Г. А. Гнатюк, А. Н. Саввинова
// География в школе. - 2020. - № 2.
- С. 14-21 : 5 рис.
Статья посвящена истории города Зашиверска, которому исполнилось 380 лет.
История города связана с историей открытия реки Индигирки, с включением
Сибирской территории в состав Российского государства и с проведением
административно-территориальных преобразований конца XVII – начала XVIII в.
Иванова Р. Н. Полюсы холода Cеверного полушария // География в школе. - 2020. - № 2. - С. 21-28 : 2 табл., 3 рис.
Статья посвящена исторической ретроспективе метеорологических наблюдений в
Якутии и выявлению самых холодных регионов на Земле. Климат Верхоянского и
Оймяконского улусов Республики Саха (Якутия) признан эталоном резко
континентального типа климата с чрезвычайно суровыми и жесткими условиями.
Однако термический режим является весьма неустойчивым термодинамическим
состоянием атмосферы и меняется существенно как в пределах микроклиматических
разностей, так и внутри временных отрезков.
Лазебник О. А. Использование региональных атласов в процессе изучения географии Якутии в
школе / О. А. Лазебник, О. М. Кривошапкина, А. Н. Саввинова // География в
школе. - 2020. - № 2. - С. 29-40
: 5 рис.
Авторы статьи на примере Якутии демонстрируют возможности использования
различных региональных атласов в обучении географии в школе. Кратко
характеризуется атласное картографирование как инструмент современной
географической коммуникации. Дается обзор географических атласов Якутии, среди
которых особое место занимают учебные издания. Приводятся редкие данные об
атласах XIX – начала ХХ в., а также о тематических атласах ХХ в. и современных
справочных изданиях, которые целесообразно использовать в учебном процессе.
Освещаются основные направления работы с региональными школьными атласами в
процессе обучения географии Якутии и распространения географических знаний о
регионе. Приводится перечень атласов Якутии.
Находкин Н. А. Экспедиция РГО "Полюс холода соединяет океаны" / Н. А. Находкин,
Ф. Н. Находкина // География в школе. - 2020. - № 2. - С. 55-56 : ил.
Экспедиция РГО "Полюс холода соединяет океаны" впервые в мире на
лодках пересекла Евразийский континент и прошла речным путем из бассейна Тихого
океана в Северный Ледовитый океан.
Пахомов Н. И. 70 лет книге В. Л. Сенькина "Мой опыт по краеведческой работе в
школе" // География в школе. - 2020. - № 2. - С. 58-60 : 3 фот.
О книге заслуженного учителя школы Якутской АССР, краеведа и методиста В.
Л. Сенькина "Мой опыт по краеведческой работе в школе", в которой
автор описывает методику проведения летних походов по родному краю, особое
внимание уделяется применению карт, литературных и других источников
краеведческой информации.
Шепелев В. В. Вечная мерзлота России: к истории изучения / В. В. Шепелев, О. И.
Алексеева, Р. Н. Иванова // География в школе. - 2020. - № 2. - С. 3-13 : 4 рис.
В качестве самостоятельной отрасли знания мерзлотоведение (геокриология)
сформировалось в 30-х гг. ХХ в., когда, благодаря усилиям М. И. Сумгина и
других советских ученых началось планомерное и целенаправленное комплексное
изучение вечной мерзлоты (криолитозоны) в СССР, а затем и в других странах
мира. В предшествующий более чем 300-летний период шло неуклонное накопление сведений
об этом уникальном природном феномене. В статье приводится краткая
характеристика выделенных этапов в изучении вечной мерзлоты России.
Шепелев В. В. Памяти Октавия Несторовича Толстихина / В. В. Шепелев, Н. А. Павлова //
География в школе. - 2020. - № 2.
- С. 61-62 : фот.
1 марта 2019 г. ушел из жизни Октавий Несторович Толстихин, выдающийся
гидрогеолог и геоэколог, доктор геолого-минералогических наук, профессор.
УЧИТЕЛЮИНОСТРАННЫХЯЗЫКОВ
Арутюнова Ж. М. Nathalie Sarraute [Текст] / Ж. М. Арутюнова, М. Саньоль // Иностранные
языки в школе. - 2020. - № 2. -
С. 54-59.
Статья посвящена жизни и творчеству французской писательнице русского
происхождения Натали Саррот.
Василевич А. П. Тождественны ли понятия: лингвистическая одаренность и языковая
одаренность? / А. П. Василевич, И. М. Кудинова // Иностранные языки в школе. -
2020. - № 2. - С. 47-53.
В статье сопоставляются понятия "языковая одаренность" и
"лингвистическая одаренность", уточняются сферы их применения,
выявляются общие признаки и отличия.
Григоренко Н. Ю. Универсальный инструментарий формирования профессиональных
социально-коммуникативных и речевых компетенций будущих логопедов и учителей
иностранных языков / Н. Ю. Григоренко, И. П. Твердохлебова // Иностранные языки
в школе. - 2020. - № 2. - С.
2-9.
В статье рассматриваются коммуникативные компетенции педагогов, работающих
на разных образовательных ступенях.
Заколодежная Л. Л. Программа по чтению в дополнительном образовании //
Иностранные языки в школе. - 2020. - №
2. - С. 27-30.
С данной статье представлены основные проблемы, вызванные отсутствием
мотивации к чтению и способы их преодоления при помощи современных технологий,
таких как: Stream, Reading Circles, перевернутый класс и геймификация.
Игнатова Е. В. Межкультурное взаимодействие в процессе чтения и интерпретации текста
литературного произведения на иностранном языке // Иностранные языки в школе. -
2020. - № 2. - С. 10-13.
В статье приводятся приемы, ориентированные на установление межязыкового и
межкультурного взаимодействия в ходе чтения и интерпретации литературного
текста.
Кащук С. М. Использование лингвострановедческого материала по теме "Французские
кулинарные традиции" на уроках французского языка // Иностранные языки в
школе. - 2020. - № 2. - С.
24-30.
В статье описаны самые популярные французские десерты, которые носят имена
представительниц прекрасного пола, связанных с Францией, Великобританией и
Россией культурными или историческими узами, в честь которых были названы
любимые французские блюда.
КострубЕ. В. Geographical
features of the USA // Иностранныеязыкившколе. - 2020. - №
2. - С. 60-66.
Статья представляет собой материал по страноведению Соединенных Штатов
Америки и посвящена географическим особенностям этой страны, в частности
описанию рельефа, водоемов и национальных парков.
Красовицкая Ю. В. Тренируем лексические
навыки: развивающие материалы по немецкому языку для обучающихся V-IX классов
// Иностранные языки в школе. - 2020. - №
2. - С. 19-23.
Представлены материалы для тренировки и расширения лексики учащихся V-IX
классов.
Курьян В. В. Проектирование комплекса оценочных средств для выявления качества
формирования речевой компетенции учащихся // Иностранные языки в школе. - 2020.
- № 2. - С. 14-20.
В статье рассматривается проблема разработки комплекса оценочных средств
для контроля формирования речевой компетенции в учреждениях общего среднего
образования.
Марченкова И. С. Жюль Верн на уроке французского языка // Иностранные языки в школе. - 2020.
- № 2. - С. 8-11.
Предлагаемый материал представляет собой фрагмент романа французского
писателя Жюль Верна "Дети капитана Гранта" на французском языке и
упражнения, направленные на понимание прочитанного.
Панковская Ю. Л. Работа с баснями на уроке французского языка // Иностранные языки в школе.
- 2020. - № 2. - С. 42-46.
Статья посвящена методике работы с баснями "Le Corbeau et le
Renard" Лафантена и "Слон и Моська" И. А. Крылова.
Симонян Т. А. Задания на проверку социокультурной компетенции в рамках олимпиады по
английскому языку / Т. А. Симонян, А. Ю. Борисова // Иностранные языки в школе.
- 2020. - № 2 ; Методическая мозаика. - 2020. - № 2. - С. 2-7.
Представлены задания на проверку социокультурной компетенции для подготовки
к олимпиаде по английскому языку.
Усольцева С. В. Дополнительная общеобразовательная программа (для летних лагерей) Summer
Camp Stories // Иностранные языки в школе. - 2020. - № 2. - С. 30-33.
Статья знакомит с программой для летних лагерей и анализирует ее
возможности для решения задач образования, воспитания и развития.
Чечиль Е. А. Внеклассное мероприятие "Maslenitsa et Mardi gras: ressenblances et
differences" // Иностранные языки в школе. - 2020. - № 2. - С. 33-41.
В статье описываются этапы проведения внеклассного мероприятия,
посвященного русскому празднику Масленица и французскому празднику Марди Гра.
Чубукова Д.
А. Современный
урок английского языка в школах Швейцарии // Иностранные языки в школе. - 2020.
- № 2. - С. 21-26.
В статье исследуется швейцарский опыт проведения урока английского языка.
Составитель: вед. библиотекарь Матвеева Т. Ю.
* - документы devisu просмотрены
Наш адрес:
624130, Свердловская область, г.
Новоуральск, ул. Фрунзе, 13
МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского
городского округа