Часто бывает так: у вас появляется прекрасная идея, может быть, даже весьма оригинальная. Затем эта идея материализуется, и вы приступаете к производству. Ваша идея может быть связана с каким-нибудь существующим товаром или же новой технологией его производства. Речь может идти и о совершенно новом товаре, пользующемся большим спросом.
Допустим, ваша идея сводится к производству существующего товара "обычным" способом в рамках данного района, что позволяет снизить издержки производства. В любом случае главным вопросом, на который вам предстоит найти правильный ответ, будет не "Как это сделать? ", а "Как это продать? ". Иными словами, вы столкнетесь с проблемой, относящейся к сфере маркетинга.
В данной главе будут рассмотрены некоторые возможные способы реализации производимых вами товаров. Вы узнаете, как сделать так, чтобы товары на вашем складе нашли своего потребителя.
17. 2. Товар и рынок
Быть может, в начале своей деятельности вы будете располагать только определенными способностями и знанием технологии производства каких-нибудь товаров. Тогда вы могли бы заниматься обслуживанием какого-нибудь товара или товаров.
Может быть, ваш товар и его производство связано с использованием высоких технологий. Такой товар практически "сам себя продает" на рынке соответствующей продукции технического назначения. Главное, чтобы этот товар появился на рынке. В таком случае у вас не будет проблем в сфере маркетинга. Скорее всего, возникнут производственные проблемы, связанные с удовлетворением быстро растущего спроса.
Несколько позднее проблемы, связанные с маркетингом, у вас все же появятся, поскольку ваши конкуренты начнут производить аналогичные товары. Они могут воспользоваться вашими научно-исследовательскими разработками и плодами усовершенствования вашего товара и сбить уже установленные вами цены на него. В результате вам придется ломать голову над тем, как отвоевать обратно свою долю рынка. Можно привести массу подобных примеров из области микроэлектроники.
Если вы хотите начать с малых форм бизнеса, можно открыть свою мини-пекарню. Этим видом бизнеса в настоящее время активно занимаются во всех частях России. Вы скорее всего будете обслуживать потребности местного рынка, и вашими клиентами будут в первую очередь местные жители.
Предположим, вы будете выпекать высококачественный хлеб. Ваше конкурентное преимущество будет заключаться в вашей способности выпекать разнообразные виды хлеба и хлебопродуктов. Вы можете также организовать доставку своей продукции покупателям.
И вновь главная проблема будет заключаться в выявлении особенностей вашего рынка и определении круга ваших потенциальных покупателей. Вы должны быть на сто процентов уверены в том, что потенциальные клиенты знают о существовании вашего предприятия и производимых вами товарах.
17. 3. Выявление особенностей вашего рынка
Итак, прежде всего вам необходимо выявить особенности своего рынка. Кто будет потребителем производимой вами продукции: предприятия, частные лица, или же и те, и другие?
Предприятия или организации могут использовать ваши товары в процессе собственной хозяйственной деятельности (для производства товаров или же для оборудования офисов). Может быть, вашим первичным рынком будут частные лица, однако следует иметь в виду, что многие виды товаров используются как предприятиями, так и частными лицами. В качестве примера можно привести самые обычные электрические розетки.
Может быть, главный вопрос - это масштаб вашей хозяйственной деятельности. Окончательное решение данного вопроса будет во многом зависеть от имеющихся в вашем распоряжении производственных мощностей. Однако далеко не последнюю роль будут играть особенности вашего рынка.
Существуют различные виды рынков: местный, региональный, национальный и международный. Особенности всех этих видов рынков будут рассмотрены в следующих разделах.
Какой товар или товары вы собираетесь производить?
Чем они отличаются от других видов товаров?
Ваши потенциальные потребители:
предприятия (организации)
частные лица
и те, и другие
Ваш основной рынок:
местный
региональный
национальный
международный
17. 4. Местный маркетинг
Маркетинг в местном масштабе даст вам немало преимуществ. Вы все сможете сделать самостоятельно. Выясните, что происходит в данном районе в радиусе примерно 20-30 км. В этом районе могут быть уникальные условия для сбыта вашей продукции. В случае необходимости вы можете обойти всех своих клиентов. Кроме того, относительно несложно наладить обслуживание своих покупателей с точки зрения доставки товаров на дом, технического обслуживания ваших товаров и т.д. Однако необходимо решить ряд вопросов, связанных с организацией процесса продажи.
Собираетесь ли вы продавать напрямую, т.е. использовать с этой целью ваше хозяйственное помещение?
Планируете ли вы установить контакты с местными розничными торговыми предприятиями, которые будут продавать производимые вами товары?
Предполагаете ли вы договориться с одним-двумя местными торговцами, которые продают похожие, но не аналогичные вашим товары?
Попытайтесь найти какое-нибудь небольшое предприятие, которому нужны необычные или новые виды товаров для проведения мероприятий, направленных на стимулирование сбыта. Это пошло бы на пользу и вам, и другому предприятию.
Не следует думать, что маркетинг в местном масштабе - это несерьезное занятие. Достаточно вспомнить ряд крупных всемирно известных фирм, которые начинали с малого.
Если вы собираетесь продавать напрямую, в этом случае необходимо решить, как вы будете представлять свои товары. Вам потребуются соответствующие упаковочные материалы, а также специальная рекламная литература.
Необходимо подумать о рекламе. Вы определили круг своих потенциальных покупателей. Что бы вы хотели им сообщить?
Вы должны сообщить им то, что интересует в первую очередь их, а отнюдь не то, что интересно вам лично. И каким образом вы предполагаете проинформировать своих потенциальных покупателей?
Лучше всего для этой цели использовать:
местные газеты;
рассылку рекламных печатных материалов по почте.
Причем в данном случае неважно, кто является вашим клиентом - предприятия или частные лица. Если вы производите совершенно новый товар, местная газета может опубликовать специальный материал, посвященный деятельности вашего предприятия и производимым вами товарам.
Хорошенько подумайте над этим. Постарайтесь ответить на приведенные ниже вопросы. Это поможет вам лучше сориентироваться в ситуации.
Что должны знать покупатели о производимых вами товарах?
Каким образом вы сообщите им об этом?
Что вы думаете по поводу презентации своих товаров?
Какая нужна упаковка и специальные рекламные печатные материалы?
Может быть, для ответа на эти вопросы вам потребуется помощь профессионального бизнес-консультанта. Иначе можно потратить впустую много денег, времени и сил.
Следующий выпуск рассылки с материалами пособия "Маркетинг" выйдет 5 июля.
Напоминаем, что публикуемые в рассылке и многие другие учебные
материалы располагаются на сайте "Дистанционный
консалтинг". В разделе "Вопросы и ответы" сайта вы также можете задать интересующий вас вопрос специалистам Московского агентства по развитию предпринимательства, а на Конференции обсудить
актуальные для вас темы и поделиться своими замечаниями и пожеланиями по
данной рассылке.