Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Культура письменной речи. Помощь: русский язык и литература.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Ресурс "Культура письменной речи"
Выпуск 9 23 сентября 2001 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!


1. Морфологический принцип орфографии (окончание)
2. Готовимся заранее. Экзамен по литературе (сочинение). Типичные ошибки
3. Ликбез от GRAMMA.RU
4. Перлы из сочинений абитуриентов СПбГУ 2001 г. (продолжение)
5. Новости "Культуры письменной речи"
6. Информация

Морфологический принцип орфографии (окончание)


         Еще один пример действия морфологического принципа. Почему на конце наречий справа и направо пишутся разные гласные, хотя при морфемном анализе выясняется, что как в первом слове, так и во втором являются суффиксами наречий? Из формулировки правила следует, что гласные а, о, у пишутся на конце наречий в зависимости от приставок, при помощи которых они образованы:
     1. пишется, если наречия имеют приставки с-(со-), из-(ис-), до;
     2. пишется, если наречия имеют приставки в-(во-), на-, за-;
     3. пишется, если наречия имеют приставку по-.

          Дело в том, что эти наречия возникли из предложно-падежных форм кратких прилагательных мужского и среднего рода. При этом бывшие падежные окончания прилагательных превращались в суффиксы наречий, а предлоги - в приставки. В русском языке предлоги с-(со-), из-(ис-), до- и по сей день управляют родительным падежом, то есть и окончанием этого падежа: с (кого? чего?) дом-а, с (кого? чего?) прав-а; предлоги в-(во-), на-, за- - винительным падежом: на (кого? что?) стол, на (кого? что?) лево; предлог по- - дательным падежом: по (кому? чему?) селу, по (кому? чему?) долгу.

Подведем итог.

      Чтобы сознательно применять морфологический принцип орфографии, необходимо в первую очередь понять ту внутреннюю логику, на "стержень" которой нанизаны все частные орфографические и пунктуационные правила и рекомендации по написанию. Для этого крайне важно:
  1. Уметь членить слово на морфемы.
  2. Понимать те процессы словообразования, в результате которых появилось в языке конкретное слово, и значения тех морфем, при помощи которых данное слово образовалось.
  3.
Иметь представление о грамматическом значении как слова в целом, так и его отдельных частей в частности.

Овладение этими принципами поможет справиться с большинством трудных случаев правописания.

      В следующем выпуске рассылки мы приведем примеры правил орфографии, в основе которых лежит морфологический принцип.

 

по материалам www.gramma.ru

Готовимся заранее. Экзамен по литературе (сочинение)


Типичные ошибки


       Для начала предлагаем вам прочесть миниатюру М. Розовского "Школьное сочинение", замечательный образец того, как не надо писать сочинение. Воспользовавшись нашими материалами, вы без труда обнаружите здесь множество речевых и грамматических ошибок.


Итак,

М. Розовский. Школьное сочинение

Образ бабы-яги - уходящей бабы прошедшего времени

      План.
I. Вступление. Историческая обстановка в те ещё годы.
II. Главная часть Показ бабы-яги — яркой представительницы тёмных сил.
Черты бабы-яги.
1. Положительные: а) смелость; б) связь с народом; в) вера в будущее.
2. Отрицательные: а) трусость; б) эгоизм; в) пессимизм; г) костяная нога.
III. Заключение: бабизм-ягизм в наши дни.


      Замечательное произведение - сказка о бабе-яге является замечательным образцом нашей замечательной литературы.
      Тяжёлое положение крестьянства в мрачную, беспросветную эпоху, которая характеризовалась беспощадным, страшным, мрачным, беспросветным угнетением, было невыносимо беспросветно, мрачно, страшно и беспощадно.
      "Товарищ, верь! Взойдёт оно!" - писал великий русский поэт Пушкин. И в это время особенно звонко прозвучал светлый голос неизвестного автора сказки о бабе-яге, которая навсегда вошла в сокровищницу литературы, у которой всегда были произведения замечательного жанра, который всегда был любим народом, которого никогда не остановить на пути, по которому он всегда идет навстречу будущему, которое всегда обязательно приходит на смену прошлому, которое никогда не смогло задушить его голос, который всегда был светлый и звонкий.
      "Кому на Руси жить хорошо?" - спрашивал знаменитый русский поэт Некрасов и сам же отвечал: "Кто досмерти работает, // До полусмерти пьёт".
       В образе бабы-яги - типичной представительницы загнивающего старшего поколения - воплощены лучшие черты отрицательного героя в начале первой половины конца ...надцатого века.
       Бабе-яге противопоставлен светлый образ Иванушки-дурачка, в котором сделана яркая попытка показа нового, молодого в борьбе со старым, отжившим, одряхлевшим. Нет, Иванушка-дурачок - это не Онегин. Он не лишний человек! Он любит труд и родную землю. Если присмотреться, он совсем не дурачок, а умный. "В человеке всё должно быть прекрасно", - писал известный русский писатель Чехов. Задолго до него эти же слова повторил способный английский поэт Шекспир. Создавая незабываемый образ злодея Яго в одноименной трагедии "Отелло", он, несомненно, испытал благотворное влияние со стороны неизвестного автора сказки о бабе-яге. Иванушка-дурачок только строит из себя дурачка. На самом деле оказывается в дурачках не он, а баба-яга.
      "Чуден Днепр при тихой погоде". - писала сквозь смех и слезы гордость нашей литературы - Гоголь. В галерее светлых женских образов баба-яга занимает особое место. Вспомним хотя бы Анну Каренину. "Всё смешалось в доме Облонских", - писало светило разума Лев Толстой.
      Язык бабы-яги - простой, чистый, короткий, могучий, не шершавый.
      В наше время бабизм-ягизм играет большое значение и имеет большую роль. Сказка стала былью, Иванушка-дурачок нарицательным, а баба-яга безвозвратно ушла в далёкое прошлое.

А теперь непосредственно об ошибках.

Среди типичных ошибок можно выделить следующие группы:

1. Речевые ошибки
2. Нарушение правильности передачи фактического материала
3. Логические ошибки
4. Грамматические ошибки
5. Синтаксические ошибки

Речевые ошибки

      Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.
Основные причины речевых ошибок: н
епонимание значения слова , нарушение лексической сочетаемости, неверное употребление синонимов, омонимов и многозначных слов, многословие, лексическая неполнота высказывания, неуместное использование новых и устаревших слов, а также слов иноязычного происхождения, диалектизмов, разговорных и просторечных слов, профессиональных жаргонизмов и фразеологизмов, использование клише и штампов.

1. Непонимание значения слова:

а) употребление слова в несвойственном ему значении.
Пример: Костер все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается в неверном выборе слова. Распалиться (несов. распаляться) - нагреться до очень высокой температуры, раскалиться; (перен.) прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством. Разгораться - начинать сильно или хорошо, ровно гореть.

б) употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики.
Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
В современном русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. Ошибка возникает в связи со смысловым отвлечением предлога от исходного глагола благодарить. В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.

в) выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика).
Пример: Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний.
Если речь идет о заболеваниях, то слово алкоголики следовало бы заменить на алкоголизм. Алкоголик - тот, кто страдает алкоголизмом. Алкоголизм - болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков.

г) неправильное употребление паронимов.
Пример: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.
Праздный и праздничный - очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный - прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); праздный - не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь). Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами.
Подробнее о паронимах можно узнать здесь...


Продолжение - в следующем выпуске.

      Если в процессе работы с нашими рекомендациями и заданиями у вас возникли вопросы - задайте их нам на сайте www.gramma.ru


по материалам www.gramma.ru.

Ликбез от GRAMMA.RU


      По просьбе той части наших подписчиков, которые не имеют возможности просмотреть материал на сайте, публикуем статью предыдущего выпуска рассылки полностью.

      На что способны конкуренты?
       Не только деловым людям, но и всем нам небесполезно помнить о том, что слово конкурировать (от латинского "concurrere" - "сбегаться", "сталкиваться") означает соперничать, бороться. Второе значение слова - участвовать в конкуренции, в конкурентной борьбе. Вот здесь-то собака и зарыта.
      Вероятно, именно прилагательное "конкурентный", образованное при помощи суффикса -н-, стало причиной неграмотного употребления однокоренных слов "конкурентоспособный" и "конкурентоспособность". Слова эти образованы способом сложения при помощи соединительной гласной -о-, как, например, краснодеревщик или водоснабжение, т. е. "конкурент" плюс "о" плюс "способность". Однако чаще всего мы слышим "конкурентноспособный". Такое употребление столь же неверно, как и давно осмеянные инциндент, беспрецендентный, компроментировать и константировать (ни в одном из этих слов нет буквы "н", как бы некоторым ни хотелось ее вставить).
      Поэтому, если соперники заявляют о своей "конкурентноспособности" (способности выдержать борьбу за более выгодные условия производства и сбыта товаров), в действительности они вряд ли могут составить серьезную конкуренцию в силу безграмотности.


      "Ты меня уважаешь?" (прочитать)

Перлы из сочинений абитуриентов СПбГУ-2001 (продолжение)
  • Чацкий - патриот душой и телом.
  • Чацкий, без сомнения любит Софью и хочет на ней жениться. Но Софья, в свою очередь любит (или думает, что любит) Молчалина. Который , видимо, был не способен на это высокое чувство. Но из-за боязни к отцу девушки не мог отказывать ей.
  • Бытовая обстановка характерна для тюрем, военных действий и вообще условий, угрожающих жизни.
  • Он (Солженицын) боролся против беспредела. Государственная машина давила его, а он пытался давить эту машину. Если бы он оказался слаб, то толпа понесла бы его с собой или, уронив, растоптала.
  • "Проснись, пророк, явися волею моей… "
  • Из скотины Матрена имеет только кошку и однорогую козу.
  • Максим Максимыч был в истерике.
  • Все было нестандартно, все делалось через "зад", хотя и это было понятно, потому что Россия всегда шла по своему индивидуальному пути развития.
  • Его образ изжил себя.
Новости "Культуры письменной речи"


             С 16 по 22 сентября:

Информация


            Дорогие подписчики и посетители www.gramma.ru!

      Мы начали публиковать материалы, связанные с предстоящей реформой русской орфографии. Открывает рубрику письмо филолога В. Семенихина "А НАШЭМ ПИСЬМЕ" и экскурс в историю проблемы. Приглашаем посетить страницу "Реформа орфографии". Ждем ваших мнений и откликов.


       Каждый из вас, конечно, сталкивался с курьезными ситуациями и языковыми нелепицами в различных публикациях, в речи окружающих. Специально для подобных языковых казусов мы открыли рубрику "Из уст в уста". Благодарая вам эта рубрика регулярно пополняется новыми материалами. Присылайте все, что может вызвать улыбку, смех. Ведь смех способен отчасти обезоружить пороки, в том числе и пороки нашей речи. Чем больше людей увидит, как не надо говорить и писать, тем меньше задач будет стоять перед нами и нашими коллегами.

Ждем Ваших писем. Обязательно подпишитесь и укажите место жительства. Ваши находки будут опубликованы на сайте за Вашей подписью. Лучшая "находка" месяца будет помещена на первой странице нашего сайта.

Из новых поступлений...

"В СССР рожает в основном женское население" (прислал Герман Тепляков, г.Белокуриха).
""Я это доказал не эмпирически, а практически!" (из ответа оппоненту на защите диссертации) " (прислал Юрий Курочкин, г. Москва).

 
     Рабочая группа проекта готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству преподавателей-словесников. Ваши идеи, находки и наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL-2001.
Воспроизведение материалов допускается только со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное