Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Культура письменной речи. Помощь: русский язык и литература.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Ресурс "Культура письменной речи"
Выпуск 7 8 сентября 2001 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!


В выпуске:
1. Морфологический принцип орфографии (ответ к заданию и продолжение - часть 4)
2. Готовимся заранее. Экзамен по литературе (сочинение). Составление плана сочинения
3. Ликбез от GRAMMA.RU
4. Перлы из сочинений абитуриентов СПбГУ 2001 г. (продолжение)
5. Новости "Культуры письменной речи"
6. Информация

Морфологический принцип орфографии (часть 4)
      Прежде всего ответ к заданию, которое мы предлагали в предыдущем выпуске:

"Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка"


  - куздра (кто? что?) - существительное ж.р., 1 скл., в им.п., окончание ;
  - куздра (какая?) глокая - прилагательное ж.р., т.к. окончание -ая;
  - будланула (что сделала?) - глагол пр.вр., т.к. суффикс -л-, ж.р., т.к. окончание , совершенного вида;
  - будланула (как?) штеко - наречие, не изменяется, нет окончания, суффикс ;
  - будланула (кого?) бокра - существительное м.р., 2 скл., в р.п., окончание;
  - курдячит (что делает?) - глагол н.вр., т.к. окончание -ит, несовершенного вида;
  - курдячит (кого?) бокренка - существительное м.р., 2 скл., в р.п., т.к. окончание, суффикс -енк- (-енок-,     -онок-), обозначающий детеныша.


         Вернемся к морфологическому принципу орфографии.
Напомним первый вывод, сделанный на основе предыдущего материала: непременным условием овладения нормами современной русской орфографии является умение членить слово на морфемы.

      Применяя морфологический принцип, необходимо учитывать и словообразовательные процессы, благодаря которым возникло в системе языка конкретное слово. Скажем, существительные ночевка и ножовка имеют разные суффиксы и соответственно пишутся по-разному именно вследствие различий в словообразовании. Ночевка образовано при помощи суффикса -к- от глагола ночевать, в котором присутствует суффикс -ева- - формообразовательная единица, образующая формы несовершенного вида глаголов первого спряжения от соответствующих глаголов совершенного вида (застрять - застревать). Разумеется, именно наличие -ева- в основе мотивирующего слова определяет написание существительного ночевка через букву ё. Слово ножовка образовано тоже при помощи суффикса -к-, но производящая основа имеет здесь принципиально иную грамматическую природу: предыдущим звеном в этой словообразовательной цепочке является прилагательное ножовый, которое содержит суффикс -ов- - регулярную и очень продуктивную словообразовательную единицу, производящую относительные имена прилагательные с общим значением свойственности кому-либо, отношения к кому-либо или чему-либо, названному мотивирующим словом (березовый, классовый, фруктовый). Этим обстоятельством и объясняется написание существительного ножовка через букву о.

Вывод второй:
успешно воспользоваться морфологическим принципом русской орфографии можно лишь при условии понимания тех процессов словообразования, в результате которых появилось в языке конкретное слово, и значения тех морфем, при помощи которых данное слово образовалось.

      Задание:
1. Сделайте словообразовательный анализ следующих слов и определите значение морфем, из которых состоят эти слова: решетка - трещотка, городом Пушкином - поэтом Пушкиным, приклонить к земле - преклонить колена, вы пишете грамотно - пишите грамотно.
2. Объясните, как различия в правописании этих слов связаны с различиями в их словообразовании и морфемном составе.

       План словообразовательного анализа можно посмотреть здесь или дождаться выхода следующего выпуска рассылки, в котором он будет опубликован.

 

по материалам www.gramma.ru

Готовимся заранее. Экзамен по литературе (сочинение)


Методические рекомендации - часть 4
Введение (вступление)


       Вступление - это тезис сочинения. Поэтому оно должно содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем информации, должно быть написано "выпукло", ярко. Для "надежности" можно повторить (несколько видоизменив) формулировку темы. Начинать, что называется, "ab ovo" - например, с излюбленной всеми школьниками и абитуриентами фразы о том, что великий (гениальный, замечательный) русский (современный) писатель (поэт) родился (написал), - категорически нельзя. Это равносильно тому, чтобы исследование, скажем, почвы Нечерноземья начиналось с описания того, как "сначала Земля была огненным шаром"… Началу сочинения следует быть не просто точным и емким, но и нетривиальным.
       Вариантами начала вступления могут быть
  - цитата из анализируемого текста;
  - высказывание критика, суждение которого автор сочинения "с текстом в руках" решил подтвердить или     опровергнуть;
  - вопрос, требующий разрешения;
  - рассуждение о том главном (ключевом) понятии, которое вынесено в заглавие темы;
  - наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.

       Так, например, во введении к сочинению "Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" " "вводные" рассуждения могут быть связаны с осмыслением понятия "главный герой", "образ главного героя" в литературном произведении, с определением художественно эстетической функции ведущего персонажа, осознанием его роли и места в литературном произведении, о его значении для воплощения авторского замысла и реализации основной идеи произведения.
       Аналитическое введение может быть дополнено литературным контекстом, именами авторов или названиями произведений, в которых затрагивается та же тема, в которых ставятся сходные проблемы. Как один из возможных вариантов, литературной ряд может заключаться именем того писателя, творчеству которого будет посвящено данное сочинение.
       Приведем примеры вступлений к двум сочинениям..
1. Судьба представителя русской интеллигенции в литературе 60-90-х годов

"Интеллигент - это представитель профессии, связанной с умственным трудом, и обладающий умственной порядочностью", - писал Д.С. Лихачев, отмечая, что "основной принцип интеллигенции - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория". Изображение в русской литературе "особой прослойки" общества имеет весьма давние традиции. Ее представителям присуще чувство ответственности за то, что происходит вокруг. Достаточно вспомнить Пьера Безухова, Андрея Болконского, Федора Лаврецкого… В литературе ХХ века воплощением образа истинного интеллигента для меня стал доктор Живаго, герой одноименного романа Б. Пастернака".

2. Мои современники на страницах литературы последнего десятилетия

"Не рассчитывай на потомков. Предки тоже на нас рассчитывали". Совсем недавно я прочитала эти слова, небрежно написанные маркером, на стене дома около автобусной остановки. Позже я узнала, что они принадлежат Хенрику Ягодзиньскому. И задумалась: зачем надо было разрисовывать стены и говорить, что нам следует рассчитывать лишь на самих себя, на свое поколение? Поколение "П"? "Человеков разумных", оставляющих везде свои "наскальные" надписи? "Новых русских", о которых пишут в криминальной хронике? Или молодых людей, приносящих себя в жертву наркотикам? К сожалению, сейчас большинство именно так и представляет себе современную молодежь. Хотя всего пятнадцать-двадцать лет назад многое выглядело иначе: с течением времени изображение молодых людей в художественной литературе изменилось. Мои родители с гордостью считали себя современниками Жени Столетова, героя повести В. Липатова "И это всё о нем…". А какими рисуют молодых людей, представителей моего поколения нынешние писатели? Ответ можно найти в "Дорогой Елене Сергеевне" Л. Разумовской, "Кавказском пленном" В. Маканина, "Лохе" А. Варламова, "Цепном щенке" А. Бородыни, "Сыне дерева" Д. Бакина, "Герое рабочего класса" А. Цветкова-младшего… Каков же он, мой современник, на страницах литературы последнего десятилетия?"
.
       В следующей рассылке речь пойдет об основной части и заключении сочинения.       

      Если в процессе работы с нашими рекомендациями и заданиями у Вас возникли вопросы - задайте их нам на сайте www.gramma.ru


по материалам www.gramma.ru.

Ликбез от GRAMMA.RU


      По просьбе той части наших подписчиков, которые не имеют возможности просмотреть материал на сайте, публикуем статью предыдущего выпуска рассылки полностью.

"Инциндент" с "власть предержащими"
       Свидетелями подобного "инциндента" мы становимся едва ли не каждый день: ошибки кочуют по страницам периодики и регулярно возникают в теле- и радиопередачах. "Инциндент" (вместо "инцидент" - лат. incidens - случающийся), так же, как и "прецендент" (вместо "прецедент" - лат. praecedens - предшествующий), - типичные случаи искажения заимствованных слов. По частоте появления в речи с ними может соперничать, пожалуй, только глагол "компроментировать" (франц. compromettre - вредить репутации), от которого, видимо, следует образовывать существительное "компромант" вместо "компромат".
С "власть предержащими" случай более сложный. Фразеологизмы "власти предержащие" и "власть имущие" часто встречаются не только в устной речи, но и в газетных и журнальных публикациях. В выражении "власть имущие" склоняется только второе слово, являющееся главным: власть имущие, власть имущих, власть имущим и т.д.
      Сочетание "власти предержащие" - из Послания Апостола Павла к римлянам (13:1-5). Речь здесь идет о повиновении властям, т.е. …начальству: "Всяка душа властем предержащим да повинуется" ("Всякая душа да будет покорна высшим властям"). По-церковнославянски "предержащий" - главный, высший. В современном русском языке фразеологизм "власти предержащие" употребляется (часто иронически) именно в значении "начальство". По падежам изменяются оба слова: власти (какие?) предержащие, властей (каких?) предержащих, властям (каким?) предержащим и т.д.
Так что, стремясь избежать инцидента с властями предержащими или власть имущими и не желая себя комрометировать, обращайте внимание на то, как вы пишете и произносите эти слова и выражения.


      Можно ли купить пять килограмм помидор? "Всего и делов-то!" - скажет кто-то. Однако...(прочитать)

Перлы из сочинений абитуриентов СПбГУ-2001 (продолжение)
  • Открытые кровоточащие болячки…
  • С тех пор Шелохов слился с судьбой России второй раз навсегда.
  • Базаров занимается не только разрезанием лягушек, но и точными науками.
  • История Шинеля встревает в душу.
  • Гоголь проник в самую глубинку человеческой души.
  • Шинель для него будто "луч света в темном царстве".
  • Поэма "12"- насмехание над революцией.
  • Рыбак ("Сотников") чувствует силу и красоту его (старосты) души и решает не убивать его: "Когда-нибудь другие убьют".
  • Когда я первый раз прочитала эту пьесу, то сначала мне стало ее жаль, но потом я поняла, что она это заслужила. Катерина пыталась полюбить своего жениха, но, видимо, это не удалось. Вечный страх перед ним погубил ее расцветающую душу. Катерина из таких людей, которые не могут отказать, она не может сказать "нет". Многие ею пользуются, а она даже не замечает этого. Мне кажется, что Катерина все равно умерла бы. Если не сама, то все равно кто-нибудь сделал бы это за нее. Большое спасибо людям, окружающим ее: не ее это было место, и она ушла.
Новости "Культуры письменной речи"


             Со 2 по 8 сентября:

  • По просьбе наших подписчиков добавлен новый материал в раздел "Деловые бумаги " - Общие положения по оформлению документов (на основе ГОСТа)
  • Добавлен материал в раздел "Жанры сочинений" - эссе
  • В разделе "Морфология" добавлены статьи об употреблении форм имен существительных и склонении числительных. Здесь можно найти ответ на многие вопросы о нормах словоупотребления
  • Новая серия "Перлов"
  • В разделе "Литература" анонсированы новые книги.
Информация


      На сегодняшний день рассылка насчитывает более 3000 подписчиков. Мы благодарим тех, кто откликнулся на нашу просьбу и высказал свое мнение о содержании рассылки и сайта. Постараемся учесть ваши пожелания.
      Пишите. Нам очень важно конкретно Ваше мнение. Ждем Ваших предложений. Рабочая группа проекта       "Культура письменной речи"


     НОВАЯ РУБРИКА!


Дорогие подписчики и посетители www.gramma.ru!
Мы думаем, что не только школьные и вступительные сочинения могут стать неиссякаемым источником "перлов". Каждый из Вас, конечно, сталкивался с курьезными ситуациями и языковыми нелепицами в различных публикациях, в речи окружающих. Специально для подобных языковых казусов мы открываем рубрику "ИЗ УСТ В УСТА". Эта рубрика может стать "всенародно любимой", но только в том случае, если Вы не откажете нам в помощи. Присылайте все: примеры ложной этимологии ("спинжак", "полуклиника", "мрамориальная доска"), нарушения лексической сочетаемости, грамматических норм, порядка слов и др. Словом, все, что может вызвать улыбку, смех. Ведь смех способен отчасти обезоружить пороки, в том числе и пороки нашей речи. Чем больше людей увидит, как не надо говорить и писать, тем меньше задач будет стоять перед нами и нашими коллегами. Итак, СУДЬБА РОДНОГО ЯЗЫКА В ВАШИХ РУКАХ!
Ждем Ваших писем. Обязательно подпишитесь и укажите место жительства. Ваши находки будут размещены на сайте за Вашей подписью.
А пока сайт "GRAMMA.RU" дарит Вам свою находку: "Ресторан "Рыжий Чуб" приглашает на работу профессиональных артистов, музыкантов, танцоров. Не имея ни малейшего таланта и обаяния, просим не беспокоить наши нежные уши нежелательными звонками" (рекламное объявление).

 
     Рабочая группа проекта готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству преподавателей-словесников. Ваши идеи, находки и наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL-2001.
Воспроизведение материалов допускается только со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное