Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Культура письменной речи. Помощь: русский язык и литература.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Ресурс "Культура письменной речи"
Выпуск 8 15 сентября 2001 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!


В выпуске:
1. Морфологический принцип орфографии(ч. 5). План словообразовательного анализа
2. Готовимся заранее. Экзамен по литературе (сочинение). Основная часть сочинения и заключение
3. Ликбез от GRAMMA.RU
4. Перлы из сочинений абитуриентов СПбГУ 2001 г. (продолжение)
5. Новости "Культуры письменной речи"
6. Информация

Морфологический принцип орфографии (часть 5)


         Итак, успешно воспользоваться морфологическим принципом русской орфографии можно лишь при условии понимания тех процессов словообразования, в результате которых появилось в языке конкретное слово, и значения тех морфем, при помощи которых данное слово образовалось.

План словообразовательного анализа

      Словообразовательный анализ ( разбор) имеет целью определение способа образования слова. Он проводится в следующем порядке.

  1. У анализируемого слова определяется тип основы (производная или непроизводная). Если основа непроизводная, например, лес, река, словообразовательный разбор произвести невозможно.

  2. К анализируемому слову подбирается производящее слово (сочетание слов), т.е. то, от которого данное слово образовано. Производящее слово должно быть родственным анализируемому слову, обычно проще его, самым близким по структуре и лексическому значению. Следует помнить, что от выбора производящего слова в конечном итоге зависит правильное решение данной проблемы.
          Обычно слова в русском языке имеют одно производящее слово (спортсмен < спорт, во-первых < первый и т.п.). Однако есть случаи, когда одно и то же слово может иметь разные производящие и, следовательно, образовываться различными способами, например: невесело < весело (приставочный способ образования) и невесело < невеселый (суффиксальный способ образования), перевоспитание < перевоспитать (суффиксальный способ образования) и перевоспитание < воспитание (приставочный способ образования).

  3. Устанавливается, что является производящей базой: основа слова, целое слово, части нескольких слов, несколько слов, например, весенний - весна, невесело - весело, собкор - собственный корреспондент, диван-кровать - диван, кровать.

  4. Выделяются части слов, при помощи которых образовано новое слово: подберезовик < под березой.

  5. Определяется способ образования слова.

      Указанная схема проведения словообразовательного разбора свое реальное выражение находит в графической модели, хорошо известной учащимся по школьному учебнику:
      канатоходец < ходить (по) канату (сложение основ с одновременным прибавлением суффикса);
      лесник < лесной (суффиксальный);
      переход < переходить (бессуффиксный);
      выходной < выходной (день) - (переход из одной части речи в другую).

      Словообразовательный анализ предполагает выяснение способа образования нового слова. Его необходимо отграничивать от формообразовательного разбора. Различие между новым словом и формой слова заключается в том, что с новым словом всегда связано новое лексическое значение, форма же слова по значению не отличается от исходного слова. Например, от прилагательного грубый при помощи суффикса образовано слово грубость, у которого иное значение, к тому же оно относится к другой части речи. От того же прилагательного при помощи суффикса образована форма сравнительной степени грубее, не отличающаяся от исходного слова лексическим значением.
      В некоторых случаях при словообразовательном разборе бывает удобно проводить его в два этапа. Например:
      расцветший
     1) расцветший < расцвести (формообразование). Причастие расцветший образовано от неопределенной формы глагола расцвести.
     2) расцвести < цвести (приставочный). Глагол расцвести образован от глагола цвести приставочным способом.

      Продолжение знакомства с морфологическим принципом орфографии - в следующем выпуске рассылки.

 

по материалам www.gramma.ru

Готовимся заранее. Экзамен по литературе (сочинение)


Методические рекомендации - часть 5
Основная часть сочинения и заключение


      Основная часть. Если целью введения было подвести к теме, приоткрыть некий аспект, в котором тема будет раскрыта, то в основной части (в двух и более подпунктах центральной части составляемого плана) необходимо раскрыть тему, причем сделать это логично, аргументированно и динамично.
      Если вступление в плане может быть озаглавлено по ключевому слову, выделенному в теме сочинения, то основная часть может иметь в качестве заголовка формулировку основной идеи сочинения, а ее подпунктами может стать совокупность тех аргументов (материала, фактов, эпизодов, мыслей и т. д.), из которых складывается (или на которые раскладывается) эта основная идея.
      В хорошо составленном плане, ориентированном на максимально полное и изящное раскрытие темы, подпункты основной части не могут быть свободно, без потерь для идеи сочинения, поменяны местами и заменены друг другом, так как каждый из аргументов - составляющая логической цепи развития мысли автора работы. Впрочем логика расположения аргументов (т. е. подпунктов основной части плана) может быть различной. Иногда самый сильный аргумент уместно поставить первым, тогда последующие будут как бы углублять доказательство, освещать идею с новой стороны, придавать ей иные, дополнительные оттенки. А иногда, наоборот, интереснее самый важный аргумент поставить последним с тем, чтобы доказательства шли "по нарастающей".
      Например, основная часть плана к теме ""Оружия любимейшего род" (сатира В. Маяковского)" может выглядеть следующим образом:
Сатира В. Маяковского в борьбе:
- против мещанства ("О дряни", "Маруся отравилась");
- против бюрократизма ("Прозаседавшиеся", "Бумажные ужасы");
- против подхалимажа и сплетен ("Общее руководство для начинающих подхалимов", "Подлиза", "Сплетник").

      Формулировки пунктов плана могут быть более обширными и развернутыми. В данном случае они представлены в кратком виде, во-первых, для наглядности, во-вторых, как пример того, как могут быть сформулированы пункты плана в "рабочей" экзаменационной обстановке в условиях ограниченного времени.
      Работая над основной частью, следует также помнить о красных строках, грамотном цитировании текстов произведений, способах оформления поэтических и прозаических цитат. Вводные слова "я думаю" или "мне кажется" ("Я думаю, что Л. Толстой - великий русский писатель") лучше заменить конструкциями типа "вероятно", "думается, что", "кажется", "возможно", "может быть" и другими.       Постарайтесь уже в черновике устранить речевые недочеты и грамматические ошибки.

      Заключение. Как уже говорилось, каждая часть сочинения, а следовательно, и составляемого плана выполняет особую, только ей присущую функцию. И, как явствует из названия, функция заключения - в подведении итогов, в оформлении выводов, которые родились в ходе рассуждений на заданную тему.
      Традиционно выделяется два типа заключения: заключение-вывод и заключение -следствие, хотя на практике эти "чистые" виды нередко могут сливаться и соприсутствовать в сочинении.
Что касается заключения-вывода, то уже само название демонстрирует его главную черту: основная мысль, которая превалирует в данном заключении, выводится из тех аргументов, к которым прибегал экзаменующийся. Однако не следует под заключением-выводом понимать краткое повторение того, о чем шла речь в основной части. Окончательный вывод, содержащийся в заключении, должен нести в себе некую новизну и обобщение в сравнении с тем, о чем говорилось прежде. Так, например, если тема сочинения ""В мой жестокий век восславил я свободу" (А. С. Пушкин)" и аргументы основной части заключались рассмотрении свободолюбивых мотивов пушкинской лирики, то заключение-вывод может содержать мысль об органичности этой темы поэзии Пушкина в целом.
      Заключение-следствие, как правило, выводит автора сочинения за рамки того материала, который анализировался в основной части сочинения. Заключение-следствие требует привлечения знаний экзаменующегося из сферы общественно-исторической или литературно-исторической. Например, это может быть разговор о влиянии данного произведения на общественную ситуацию, на развитие литературного процесса, на творчество отдельных представителей других видов искусств, а может быть, на последующее творчество того художника, о котором шла речь в сочинении, и т. д.

      И наконец…
      Начиная писать сочинение по уже продуманному плану, необходимо помнить о соразмерности всех частей работы.
      Продвигаясь от одной части к другой, необходимо следить за тем, логично ли связаны между собой отдельные части сочинения, удачны ли переходы от одной части к другой и есть ли в них те аргументы, совокупность которых составляет (или составит в конечном счете) основную идею сочинения. Доказывая идею сочинения и обосновывая ее слагаемые, необходимо постоянно помнить об иллюстративном (текстуальном) материале, о необходимости каждое свое наблюдение, мысль иллюстрировать цитатой или отсылкой к какому-либо эпизоду текста.
      Своеобразным украшением сочинения может быть эпиграф. Подобранный точно и к месту, он не только поможет настроиться на определенный эмоциональный лад, но подскажет стиль изложения и характер восприятия материала, укажет на идею сочинения, уточнит и углубит ее. Однако непосредственно на экзамене в условиях ограничения времени быстро найти точный и эмоционально окрашенный эпиграф очень трудно. И, учитывая то обстоятельство, что отсутствие эпиграфа на оценку не влияет, от него можно отказаться.

       Итак, черновик написан, но работа еще не закончена: сочинение должно быть отредактировано, переписано и проверено.
       Редактировать сочинение желательно исходя из точного представления о том, какие могут быть допущены речевые и грамматические ошибки. Об этом мы расскажем в следующий раз, а пока
на нашем сайте можно прочесть замечательную миниатюру М. Розовского "Школьное сочинение": "Был обычный урок литературы. Ученики должны были писать сочинение на тему "Образ бабы-яги - уходящей бабы прошедшего времени"…". Читать дальше
     

      Если в процессе работы с нашими рекомендациями и заданиями у Вас возникли вопросы - задайте их нам на сайте www.gramma.ru


по материалам www.gramma.ru.

Ликбез от GRAMMA.RU


      По просьбе той части наших подписчиков, которые не имеют возможности просмотреть материал на сайте, публикуем статью предыдущего выпуска рассылки полностью.

      Можно ли купить пять килограмм помидор?
       Можно ли купить пять килограмм помидор? "Всего и делов-то!" - скажет кто-то. Однако, с точки зрения норм современного литературного языка, большинство существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ов, -ев (килограммов, помидоров, баклажанов, апельсинов, мандаринов, бананов и т. д. ).
      Вспомним и особенно любимые народом чулки и носки. Много чулок, но мало носков. Именно так предлагает склонять эти существительные современная грамматика. В качестве мнемонического приема здесь можно предложить следующий: слово, обозначающее более короткий предмет (носок), при склонении удлиняется (носков), а называющее более короткий - укорачивается (нет чулок_).
      Откуда же взялась такая путаница? Дело в том, что много веков тому назад система склонения существительных была несколько иной. На -ов оканчивались в родительном падеже множественного числа лишь некоторые слова мужского рода, в основном, односложные (например, домов, рабов, снов, сынов и т. д.). Остальные, напротив, имели нулевое окончание. Со временем система склонений изменилась. Можно даже сказать, что экспансия окончания -ов распространилась в просторечии на существительные женского и среднего родов и существительные мужского рода, традиционно сохранявшие другие окончания (всего и делов, пять рублев). Однако в разговорной речи, где активно действует закон экономии речевых усилий, окончание -ов все чаще и чаще "съедается". Вот почему можно сказать "пять килограмм помидор". Но только сказать! Писать все-таки следует, согласуясь с нормой: килограммов, помидоров и т. д.

      На что способны конкуренты? Не только деловым людям, но и всем нам небесполезно помнить...(прочитать)

Перлы из сочинений абитуриентов СПбГУ-2001 (продолжение)

  • Катерина публично призналась в измене, озвучила свой грех.
  • Катерина - маленький тонко чувствующий зверек.
  • По-моему, причина трагической гибели Катерины в том, что она рано родилась.
  • Катерину выдали замуж за семью Кабановых.
  • И сотый раз перечитывая Блока, хочется сказать словами Твардовского: "И в смертный бой! Покой нам только снится".
  • В поэме "Облако в штанах" все порхает: автор, слова, интонации, образы, чувства. У такого поэта, как Маяковский, стихи не могут ползти.
  • Революция затронула даже животных: "Летит, летит степная кобылица".
  • Тихон был не в состоянии показать Катерине свои мужские качества.
  • Рикша - азиатский тягач повозок.
  • Фамусов, Зубоскалов, Молчалин…
Новости "Культуры письменной речи"


             Со 9 по 15 сентября:

  • Как грамотно написать заявление - в разделе "Деловые бумаги "
  • Открыта НОВАЯ РУБРИКА - "А Вы знаете, что...". Ее название говорит само за себя: здесь мы будем публиковать интересные сведения о происхождении слов и выражений, бытующих в нашей речи, рассказывать о любопытных явлениях в жизни языка. Добро пожаловать!
  • В разделе "Новые публикации" представлены книги наших авторов
  • Первые поступления в раздел "Из уст в уста"
Информация


      Внимание, вкралась ошибка! Мы благодарим нашего внимательного читателя Дарюса Урбонавичюса за обнаруженную ошибку в ответе на лингвистическую задачу (см. предыдущий выпуск рассылки):
- будланула (кого?) бокра - существительное одушевленное, м.р., 2 скл., в винительном падеже,   окончание -а;
- курдячит (кого?) бокренка - существительное одушевленное, м.р., 2 скл., в винительном падеже, т.к.   окончание -а, суффикс -енк- (-енок-, -онок-), обозначающий детеныша.
В ответе было указано: "в р.п.".

      Информация для посетителя нашего сайта Ивана, указавшего ошибочный адрес ivvi@aleksin.tula.ne - Со всеми материалами единого государственного экзамена по русскому языку (тест) Вы можете ознакомиться на сайте www.ege.ru или www.teletesting.ru.

      Дорогие подписчики и посетители www.gramma.ru!
Мы думаем, что не только школьные и вступительные сочинения могут стать неиссякаемым источником "перлов". Каждый из Вас, конечно, сталкивался с курьезными ситуациями и языковыми нелепицами в различных публикациях, в речи окружающих. Специально для подобных языковых казусов мы открываем рубрику "Из уст в уста". Эта рубрика может стать "всенародно любимой", но только в том случае, если Вы не откажете нам в помощи. Присылайте все: примеры ложной этимологии ("спинжак", "полуклиника", "мрамориальная доска"), нарушения лексической сочетаемости, грамматических норм, порядка слов и др. Словом, все, что может вызвать улыбку, смех. Ведь смех способен отчасти обезоружить пороки, в том числе и пороки нашей речи. Чем больше людей увидит, как не надо говорить и писать, тем меньше задач будет стоять перед нами и нашими коллегами. Итак, СУДЬБА РОДНОГО ЯЗЫКА В ВАШИХ РУКАХ!
Ждем Ваших писем. Обязательно подпишитесь и укажите место жительства. Ваши находки будут опубликованы на сайте за Вашей подписью. Лучшая "находка" месяца будет помещена на первой странице нашего сайта.

А пока кое-что из новых поступлений...

"Из двадцати двух мэров японских городов, прилегающих к нашей территории..." - из речи мэра (прислала Елена Рог, г.Владивосток).
"На проведенных в Гамбургере соревнованиях..." (прислал chelovek).

 
     Рабочая группа проекта готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству преподавателей-словесников. Ваши идеи, находки и наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL-2001.
Воспроизведение материалов допускается только со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное