Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея Выпуск 8. День рождения ученого как повод для праздника


Мыслю, следовательно существую. Р. Декарт...


Здравствуйте, уважаемые подписчики!
С вами снова Филимонов Михаил, автор рассылки "Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея" .

Выпуск номер 8 "Празднование дней рождения великих ученых как инновация".

1. С днем рождения!

"Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с днем рождения Майкла Ивановича Фарадея!" - такими словами я всегда начинаю уроки 22 сентября (если этот день не выпадает на воскресенье). Раньше проводил Фарадеевские чтения - в течение урока весь класс выступал с одноминутными сообщениями на научную тему.

Что дает празднование дней рождения великих ученых (необязательно физиков; это могут быть и химики, и биологи):

1. Обеспечивает хорошее настроение на весь урок (а то и на весь день).
2. Приводит к повышению мотивации к изучению предмета.
3. Позволяет плавно интегрировать вопросы истории предмета в ход урока.
4. Несмотря на то, что обычно тема урока не совпадает со сферой деятельности ученого (Фарадей раньше был всегда вовремя - в сентябре в 11-м классе изучалось явление электроманитной индукции), посвятить 5 минут ученому очень полезно. Это показывает, что у науки "человеческое лицо". Ученые - такие же, как мы, люди. Они рождались, творили, любили и умирали (кроме наших современников).
5. Эту работу можно поручить учащимся - они готовят материал с огромным удовольствием.
6. Что входит в "Дело ученого"?
- Фотография или рисунок.
- Даты жизни и смерти.
- Вклад в развитие науки.
- Факты, связывающие его с наукой России (СССР).
- Интересные факты из жизни ученого (семейная жизнь, юмористические ситуации и т.д.)
- Место ученого на "Линии жизни".

"Линия жизни" представляет собой длинный лист ватмана, вдоль которого идет линия времени, параллельно которой все выше и выше откладываются годы жизни ученого (линия жизни Фарадея начинается в 1791 и заканчивается в 1867, линия жизни Джозефа Генри - с 1797 по 1878 и т.д.). Таким образом, учащиеся наглядно видят, кто из ученых был современником Петра I, а кто мог ожидать известий с Бородинского поля. Вы уже догадались, что можно добавить линии жизни других известных людей - полководцев, королей, кардиналов и т.п.

Висящая на стене "Линия жизни" дает особый импульс в познании науки, а также является прекрасным средством сплочения класса и установления хороших отношений учащихся и учителя.

2. Некоторые именинники июля и августа (кроме Фарадея).

Июль

5 - Ранкин Уильям Джон Макуори (1820)

8 -- Тамм Игорь Евгеньевич (1895)
9 --- Капица Петр Леонидович (1894)
10 - Тесла Никола (1856)

15 - Бройль Луи де (1892),

22 - Рихман Георг Вильгельм (1711)

Август

9 --- Авогадро Амедео (1776)

12 - Шредингер Эрвин (1887)
13 - Ангстрем Андерс Йонас (1814), Бартолин Эразм (1625), Стокс Джордж Габриэль (1819)
14 - Эрстед Ханс Кристиан (1777)

20 - Берцелиус Йенс Якоб (1779)

23 - Рейнольдс Осборн (1842)

25 - СКОНЧАЛСЯ Майкл Фарадей (1867)
26 - Лавуазье Антуан Лоран (1743)

30 - Резерфорд Эрнест (1871)
31 - Гельмгольц Герман Людвиг Фердинанд (1821)

3. Сегодня предлагаю познакомиться с идеями Л.С. Выготского, заложившего фундамент педагогики развивающего обучения. Его труды произвели на меня (в свое время) неизгладимое впечатление. 

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с. - ( Психология: Классические труды ).

В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятель-ность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность [ 11, с. 51 ].

Учитель является с психологической точки зрения организатором воспиты-вающей социальной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с воспитанником. …педагог, изменяя среду, воспитывает ребенка [11, с. 52 ].

Таким образом, мы приходим к следующей форме воспитательного процесса: воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации  и регулированию среды [11, с. 53 ].

…воспитательный процесс оказывается … трехсторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда[ 11,с. 57].

Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой - либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность [ 11, с. 84 ].

…..интерес, т.е. особая нацеленность психического аппарата ребенка на тот или другой предмет [ 11, с. 84 ].

Опыт и исследования показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный. Всякий раз, как вы сообщаете что - нибудь ученику, позаботьтесь  отом, чтобы поразить его чувства. Это нужно не только как средство для лучшего запоминания и усвоения, но и как самоцель [ 11, с. 105 ].

Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика [ 11, с. 106 ].

Мораль и нравственность - стр. 214.

Ни любовь, ни уважение, ни доверие не могут быть сохранены между наказывающим педагогом и наказываемым ребенком. …Другими словами, всякое наказание с психологической точки зрения представляется вредным и в настоящей школе не должно быть никакого места для наказания [11, с. 220 ].

Очевидно, в нашей школе речь должна идти о таких формах социального воспитания, которые бы вызывали живое общение между детьми, чтобы ребе-нок дорожил удовлетворением и неудовлетворением своих товарищей [ 11, с. 223 ].    

…..первым требованием воспитания является совершенно точное знание наследственных форм поведения, на основе которых придется надстраивать личную сферу опыта. И вот здесь - то знание индивидуальных различий выступает с особой силой [ 11, с. 294].

…в каждом ребенке мы имеем известные формы индивидуализации… Тре-бование индивидуализирования воспитательных приемов тоже составляет об-щее требование педагогики и распространяется решительно на всякого ребенка. Отсюда перед педагогом встают две задачи: во - первых, индивидуального изу-чения всех особенных свойств каждого отдельного воспитанника, а во - вторых, индивидуального приноровления всех приемов воспитания и воздействия соци-альной среды на каждого из них. Стричь всех под одну гребенку - величайшее заблуждение педагогики, и основная ее предпосылка непременно требует инди-видуализации: сознательного и точного определения индивидуальных целей воспитания для каждого ученика [ 11, с. 296 ].

Ученик воспитывается сам. Лекция, преподносимая учителем в готовом виде, может многому научить, но воспитывает она только умение и желание, ни-чего не делая и не проверяя, пользоваться всем из чужих рук. Для нынешнего воспитания не так важно научить известному количеству знания, как воспитать умение приобретать эти знания и пользоваться ими [ 11, с. 307].

На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором [ 11, с. 307 ].

Пора ...педагогике ...подыскивать людей, которые бы точно знали законы и технику того, какими путями создается в детской душе собственное воодушев-ление... В будущем всякий учитель должен будет строить свою работу на пси-хологии, и научная педагогика сделается точной наукой, основанной на психо-логии... » [ 11, с. 311].

Учитель должен жить в школьном коллективе как неотъемлемая его часть, и в этом смысле отношения учителя и ученика могут достичь такой силы, про-зрачности и высоты, что они не найдут ничего равного себе во всей социальной шкале человеческих отношений [ 11, с. 312].   

…учитель должен отвечать и противоположному требованию. Он должен быть учителем до конца, и вместе с тем не только учителем или, вернее, чем-то еще, помимо учителя. …Поэтому воспитательная работа педагога должна быть непременно связана с его творческой, общественной и жизненной работой. Только тот, кто обладает творческой жилкой в жизни, может претендовать на творчество в педагогике [ 11, с. 312].    

Мы должны определить по меньшей мере два уровня развития ребенка, без знания которых не сумеем найти верное отношение между ходом детского раз-вития и возможностями его обучения в каждом конкретном случае. Назовем первый уровнем актуального развития ребенка (выделено мною - М.Р.). Мы имеем в виду тот уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов его развития [11, с. 330 ].

Расхождение между уровнями решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослых и в самостоятельной деятельности, определяет зону ближайшего развития ребенка [ 11, с. 331 ]( выделено мною - М.Р. ).

…существенным признаком обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, т. е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития….Всякое обучение является источником развития, вызывающим к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными [ 11, с. 334 ].

Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день [ 11, с. 345 ].

С огромным уважением к вам, Михаил Филимонов
mailto:Faraday215@yandex.ru       Сайт: http://faraday215.ru


В избранное