Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 368


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 368
7 октября 2009 года

www.eidos.ru

 

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

–  8 октября в 13 часов состоится открытие фотовыставки работ А.В.Хуторского на тему "Люди мира" (жанровые портреты жителей разных стран). Выставка посвящена 50-летию со дня рождения А.В.Хуторского. Адрес: Москва, ул. Погодинская, д.8, Российская академия образования, 2 этаж, кафе.

– ТОЛЬКО до 15 октября можно получить скидку 5% при регистрации на любые дистанционные курсы, конкурсы, олимпиады I-го учебного полугодия! Подробнее - http://eidos.ru/about/news/20090915/index.htm 

– Заканчивается регистрация школьных групп для поездки на каникулах в Санкт-Петербург (1-5 ноября) и Москву (2-5 ноября) Стоимость тура за 1 школьника 8950 и 6890 руб, соответственно. Сопровождающий – бесплатно! Поторопитесь прислать заявку. Подробности по e-mail: info@eidos-tour.ru, тел.: +7(495)941-61-41, +7(495)768-55-54.
 

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I. ЭЙДОС-АНОНС

II.  ДИСТАНЦИОННЫЕ УРОКИ В ШКОЛЕ. Презентация научно-методической услуги по внедрению и сопровождению новшества – http://eidos.ru/science/index.htm 
 


I. ЭЙДОС-АНОНС

Об этой олимпиаде нам звонят даже в воскресенье вечером! Осталась всего неделя! Нужно срочно регистрироваться:

15 октябряОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - http://eidos.ru/olymp/russian/index.htm

22 октябряВсероссийский конкурс "Дистанционный учитель года" проводится одиннадцатый раз - http://eidos.ru/dist_teacher/2009/index.htm

Почти каждую пятницу проводятся очные конференции по актуальным темам и проблемам. Ближайшие конференции:

16 октября – Очная конференция "Рефлексия в обучении" - http://eidos.ru/edu/themes/60281/index.htm  

30 октября – Очная конференция "Исследовательская деятельность учащихся на уроке". - http://eidos.ru/edu/schedule/index.htm  

5 – 7 ноября – Всероссийская научно-практическая конференция "Инновации в образовании: эвристическое обучение". - http://eidos.ru/edu/themes/60270/index.htm  

РАСПИСАНИЕ:

∙ Эвристические олимпиады – http://eidos.ru/olymp/schedule.htm 
∙ Дистанционные курсы – http://eidos.ru/courses/schedule.htm 
∙ Конкурсы и проекты – http://eidos.ru/project/schedule/index.htm 
∙ Предметные недели – http://eidos.ru/project/weeks/index.htm 
∙ Очные семинары и конференции в Москве – http://eidos.ru/edu/schedule/index.htm 
∙ Все планы на год – http://eidos.ru/about/plans.htm 

===

II
. ДИСТАНЦИОННЫЕ УРОКИ В ШКОЛЕ

Презентация научно-методической услуги по внедрению и сопровождению новшества.

Одним из направлений Научной школы ЦДО «Эйдос» является оказание научно-методических услуг школам и учителям по освоению инноваций.

Предлагаем вашему вниманию описание одной из таких инноваций. Условия для получения научно-методической поддержки на сайте научной школы - http://eidos.ru/science/index.htm 

Тема научно-методической услуги: «Методика проведения дистанционных уроков» (совместно с ЦДО «Эйдос»)

Название эксперимента:

Проектирование и проведение в условиях образовательных учреждений дистанционных уроков совместно с ЦДО «Эйдос».

Сроки эксперимента:

Для учителя: 3 мес., 10 мес., 1 год, 3 года
Для образовательного учреждения: 10 мес., 1 год, 3 года

Основная идея

Организовать разработку и проведение в школах Интернет-уроков разного типа. Для осуществления педагогического эксперимента использовать очные и дистанционные виды деятельности в различных сочетаниях.

Актуальность:

В современной образовательной ситуации у учителей, учащихся, школ и других образовательных учреждений имеется ряд проблем, решение которых возможно через введение в школьную практику наряду с очными дистанционные уроки. Перечислим некоторые из них:

∙ Массовое обучение зачастую противоречит персональным смыслам и миссиям учащихся.
∙ Из-за отсутствия достаточного количества очных специалистов практически не выстраивается индивидуальная образовательная траектория учащихся.
∙ Часто случается, что ученик не находит в школе специалиста, который соответствовал бы его образовательным потребностям. И наоборот, есть учителя, которые имеют большой потенциал и высокую квалификацию, но обучают лишь ограниченный круг учеников своей школы.
∙ Ограниченный круг общения учащихся порождает зависимость их уровня развития от внешнего социального окружения, изменить которое возможно раздвинув границы общения через дистанционные формы организации занятий.
∙ Школа не поспевает за интенсивно развивающейся информационной средой и технологиями телекоммуникаций. Ученики оказываются один-на-один с информационной средой и без должной образовательной поддержки со стороны школы и педагогов. Отсюда следует необходимость экспериментальной проверки возможностей использования компьютерной техники и Интернет-технологий для творческой самореализации учеников, формирования их информационных и коммуникативных компетенций.
∙ Низкая мотивация детей к обучению. Ученики часто не видят в школе отражения развития современного мира, в частности средств телекоммуникаций.
∙ Есть учителя, которые готовы включать в свою практику дистанционные формы, видят в этих формах будущее образования, но у них нет методик включения дистанционных форм обучения в очный образовательный процесс.
∙ Очная и дистанционная формы обучения существуют и реализуются в школе, однако независимо и рассогласовано относительно друг друга. Разные организаторы очного и дистанционного образовательных процессов преследуют разные цели.
∙ Содержание предлагаемых дистанционных занятий не соответствует содержанию образования очного обучения учащихся в школе
∙ Разобщённость школы, ученика, его родителей в выстраивании условий образования. Необходимы адекватные современному миру способы интеграции родителей в учебный процесс, что вполне возможно через включение родителей в дистанционные мероприятия совместно со своими детьми.
∙ Нет возможности получить высокий уровень образования учащимся, удаленным от специалистов географическим местоположением.
∙ До сих пор не развиты технологии дистанционного обучения учеников, которые лишены возможности посещать общеобразовательную школу: детей-инвалидов и др.
∙ Школьный учитель затрачивает много времени на проведение дополнительных занятий с учениками, пропустившими школу из-за болезни, так как нет технологий частичного включения в учебный процесс таких учеников.

Для решения перечисленных проблем требуется отбор, разработка методических средств и их экспериментальная проверка в практике очно-дистантного обучения, когда очные уроки интегрируются с дистанционными курсами, олимпиадами, конференциями, конкурсами. Именно в этом направлении ЦДО «Эйдос» предлагает сотрудничество школам и отдельным учителям.

Объект и предмет эксперимента

Объектом эксперимента является образовательный процесс, включающий очную и дистанционные формы обучения в образовательном учреждении. Предметом эксперимента выступает организация образовательного процесса, включающего очную и дистанционные формы занятий, способствующие повышению качества обучения школьников.

Назначение новшества


Учебным учреждениям:


- создание современной образовательной среды, опирающейся на использование новых информационно-коммуникационных технологий;
- организация системы индивидуализации обучения учащихся, где возможна их творческая самореализация;
- создание нового внешнего социального окружения;
- формирование информационных и коммуникативных компетенций как у учащихся, так и у педагогов;
- привлечение к работе высококлассных специалистов наряду с имеющимися педагогами в школе;
- повышение квалификации педагогического состава через освоение о совместную работу с другими педагогами-специалистами;
- организация системы работы с учащимися, пропускающими школу по причине болезни, находящимся на домашнем обучении;
- интегрировать родителей в учебно-воспитательный процесс путем включения в различные виды дистанционных мероприятий для учеников и родителей.

Педагогам:


- организация индивидуального подхода к ученикам в рамках своего предмета;
- повышение своего уровня квалификации через освоение новых методик, обмен опытом с привлекаемыми к проведению дистанционных уроков специалистами;
- возможность не замыкаться на обучении ограниченного количества учеников, расширение сферы взаимного обогащения между учителем и учениками;
- повышение мотивации учащихся;
- формирование информационных и коммуникативных компетенций;
- проведение занятий с детьми надомниками, заболевшими учащимися с включением их в очный процесс обучения через дистанционные формы с наименьшей затратой времени;
- подключение родителей к образовательному процессу.

Учащимся:


- увлекательное обучение;
- общение с интересными людьми;
- расширение границ выбора собственного образовательного маршрута;
- возможность обучаться по какой-либо дисциплине не у одного учителя;
- возможность творческой самореализации;
- формирование информационных и коммуникативных компетенций;
- обучение в дни болезни на дому через Интернет.

Описание новшества:

С появлением дистанционных уроков можно изменить традиционную модель взаимодействия учитель-учащийся для решения многих проблем, возникающих в традиционном обучении. В учебный процесс добавляются новые субъекты с новыми функциями: дистанционный учитель, тьютор, очный педагог (не всегда), технический инструктор, координатор или администратор дистанционного обучения, локальный координатор, авторы-разработчики учебных материалов. Перечисленные роли могут одновременно исполнять одни и те же специалисты, например дистанционный педагог может быть и разработчиком курса, а локальным координатором - сам ученик.

При организации дистанционного обучения совместно с ЦДО «Эйдос» на первый план выступает личная продуктивная деятельность учащихся. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса. Обмен и пересылка информации играют роль вспомогательной среды.

Обучение может происходить синхронно в реальном времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных учеников и педагога виртуальные доски с графикой и т. п.), а также асинхронно (телеконференции на основе электронной почты, организация взаимодействия в форуме).

Организация дистанционных уроков реализуются с помощью практически всех доступных для учебного учреждения телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции, чат, ICQ, Skype, веб-конференции и т. п.

На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможны различные формы организации уроков. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, Интернет-конференции…

Эти средства могут работать как по отдельности, так и в комплексе. Например, ученикам предлагается лекционный материал, в котором ставится та или иная проблема. Каждый ученик решает ее, а результаты рассылает всем одноклассникам. Эти решения сопоставляются и обсуждаются с помощью электронной почты; ученики обмениваются вопросами, мнениями, рецензиями. Педагог обеспечивает ученикам возможность контакта со специалистами в изучаемой области по ICQ. Результатом является формулирование возникших вопросов и коллективный отбор главных проблем по теме, которые помещаются на учебный веб-сервер.

Другие виды дистанционных занятий:

∙ Вводное обзорное занятие оформлено в виде набора веб-страниц на образовательном сервере. Индивидуальное занятие-консультация проводится в различных формах с учетом особенностей каждого ученика.
∙ Дистанционная конференция по электронной почте или на форуме.
∙ Чат-занятие в реальном времени и по расписанию.
∙ Дистанционный урок-лекция на основе веб-квестов (специально подготовленных страниц со ссылками по изучаемой теме)
∙ Семинарское занятие в виртуальной лаборатории с исследованием какого-либо объекта, представлением своих результатов. Результаты обсуждаются в форуме между учащимися и педагогами очными и удаленными.
∙ Интернет-конференция.

И множество других форм.

План освоения новшества:


1. Диагностика проблем, которые хочет решить учебное учреждение в образовательном процессе или учитель.
2. Выбор возможного направления эксперимента по внедрению инноваций для учителя. Для школы возможен выбор некоторой группы инноваций.
3. Диагностика технических возможностей и условий проведения эксперимента.
4. Диагностика компетентности педагогов школы или отдельного учителя в области применения форм и методов выбранного дистанционного обучения.
5. Диагностика компетентности учащихся школы в области применения различных форм телекоммуникаций.
6. Проведение курсов или мастер-классов по необходимому обучению учителей и учеников.
7. Входящий контроль развития качеств личности учащихся соответственно заявленной проблеме.
8. Составление плана эксперимента.
9. Разработка и проведение выбранных форм дистанционных занятий.
10. Повторный контроль развития качеств личности учащихся.
11. Анализ результатов с куратором эксперимента.
12. Подведение итогов, экспертная оценка результатов эксперимента.
13. Выступление на конференции или подготовка публикации по итогам эксперимента.

Возможные направления эксперимента по внедрению инноваций для учителя, сроки эксперимента:


p2401 - Разработка и проведение современного урока с помощью технологий и ресурсов Интернет – 10 мес.
p2431 - Развитие информационных и коммуникационных компетентностей учащихся на уроках с помощью Интернет – 10 мес.
p2701 - Как повысить мотивацию школьников с помощью Интернет – 3 мес.
p2721 - Изучение на уроках нового материала с помощью Интернет – 3 мес.
p2722 - Лекционно-семинарская система обучения с помощью технологий и ресурсов Интернет – 3 мес.
p2731 - Методика организации деятельности учащихся на уроке с помощью веб-форума – 3 мес.
p2732 - Формы применения Интернет-технологий на уроках – 10 мес.
p2733 - Организация групповой работы на уроках с помощью технологий Интернет – 6 мес.
p2734 - Возможности Интернет-технологий для организации проектной деятельности учащихся на уроках – 10 мес.

Подробнее – http://eidos.ru/science/index.htm

Мероприятия по теме новшества:


Дистанционные курсы:


23120 Как разработать и провести урок с использованием телекоммуникаций
24010 Введение в дистанционное обучение
24110 Дневник дистанционного педагога
24310 Возможности телекоммуникаций в обучении
24420 Методика разработки дистанционных курсов
24425 Дистанционный курс в ВУЗе: цели, содержание, методы обучения
24430 Методика разработки дистанционных проектов
24431 Телекоммуникационный проект: как разработать и провести
24432 Как организовать и провести дистанционный проект в школе
24510 E-letters (как организовать электронную переписку школьников)
24610 Как провести дистанционный урок
24710 Дистанционное профильное обучение в школе

Очные семинары:


60611 Как разработать и провести урок с использованием телекоммуникаций
60631 Методика использования учителем-предметником интерактивной доски
60701 Введение в дистанционное обучение
60711 Формы и методы дистанционного обучения
60712 Формы дистанционного обучения в школе
60721 Интернет-урок как средство формирования информационной и коммуникативной компетенций
60722 Методика проведения Интернет-конференции
60741 Методика разработки дистанционных курсов

Конференции:


60271 Интернет-технологии на уроке
60272 Телекоммуникации на уроке как средство самореализации ученика и учителя

Форум Научной школы: http://khutorskoy.borda.ru
Форумы Центра «Эйдос»: http://eidos.borda.ru

Издания по теме:


Книги


∙ Ведём эксперимент в школе: интернет, компетенции, эвристика: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009.–314 с.
∙ Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум дистанционного обучения. - М.: ИОСО РАО, 2000. – 304 с.
∙ На урок – в Интернет! Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года" / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000.— 299 с.
∙ Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Информатика и ИКТ в начальной школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 152 с.
∙ Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь. 3 класс и 4 класс– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Электронные издания


∙ Хуторской А.В. Основы дистанционного образования. [Электронный ресурс]. Версия 1.2. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. - 329 Кб
∙ Хуторской А.В. Технологии дистанционного обучения. [Электронный ресурс]. Версия 1.2. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. - 340 Кб
∙ Интернет-уроки. Русский язык и литература. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 /Сост. Хуторской А.В. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2004. - 565 Кб
∙ Интернет-уроки. Гуманитарный профиль. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 /Сост. Хуторской А.В. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2004. - 823 Кб
∙ Интернет-уроки. Естественно-математический профиль. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 /Сост. Хуторской А.В. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2004. - 787 Кб
∙ Интернет-занятия для педагогов. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 /Сост. Хуторской А.В. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2004. - 464 Кб

Как получить научно-методические услуги - http://eidos.ru/science/registr/index.htm 

===

Полезные ссылки:


∙ Расписание очных семинаров, курсов, конференций – http://eidos.ru/edu/schedule/index.htm 
∙ Расписание дистанционных курсов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm 
∙ Расписание дистанционных олимпиад – http://eidos.ru/olymp/schedule.htm 
∙ Расписание конкурсов и проектов – http://eidos.ru/project/schedule/index.htm 
∙ Электронные книги для учителя – http://eidos.ru/shop/index.htm 
∙ Интернет-журнал «Эйдос» – http://eidos.ru/journal/index.htm 
∙ бесплатные электронные рассылки – http://eidos.ru/list/index.htm 
∙ Как координатору получить вознаграждение – http://eidos.ru/doc/zarplata.htm 
∙ Форумы Научной школы А.В.Хуторского – http://khutorskoy.borda.ru 
∙ Форумы ЦДО «Эйдос» – http://eidos.borda.ru 
∙ Дистанционные консультации – http://eidos.ru/consultation/index.htm 
∙ Издательские услуги ЦДО «Эйдос» – http://eidos.ru/publishers/services/index.htm 
∙ Школьные туры, путешествия, отдых – http://eidos-tour.ru
 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают 29.000 подписчиков =

Ещё 17 бесплатных рассылок нашего Центра – http://eidos.ru/list/index.htm 
 

P.S. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru. В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес), Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, № 339, 11 января 2009 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998—2009
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное