Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 273


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 273
4 апреля 2007 года

www.eidos.ru

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

5 апреля 2007 года чл.-корр. РАО А.В.Хуторской выступает на Международной конференции в г.Гродно (республика Беларусь» с докладом «Дидактическая эвристика – теория и технология развития одаренности учащихся».

– 20 апреля 2007 года в Москве проводится методологический семинар "Смыслы и цели образования: инновационный аспект". Регистрация участников бесплатная. - http://eidos.ru/about/news/20070404/index.htm

– 2-6 июля 2007 года ЦДО «Эйдос» и Научная школа А.В.Хуторского планируют проведение очередного очного семинара на Байкале (пос.Листвянка). Для желающих после семинара возможна организация поездки в Китай. Подробности по e-mail: info@eidos.ru
 

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ
. Расписание ближайших мероприятий.


II. ЧЕЛОВЕК КАК СМЫСЛ ОБРАЗОВАНИЯ. Педагогический инструментарий человекосообразного образования (А.В.Хуторской). Продолжение.

III. НАШЕ ОТКРЫТИЕ СЕБЯ.
Фрагменты дискуссий участников форума Научной школы - http://khutorskoy.borda.ru


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ


5 апреля – IV-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по экономике и бизнесу - http://eidos.ru/olymp/economy/index.htm

10 апреляДистанционные курсы для педагогов, школьников и др. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

12 апреля – IX-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по математике (исследования) - new! - http://eidos.ru/olymp/mathem/index.htm

17 апреляДистанционные курсы для всех - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

19 апреляЕГЭ-олимпиада - new! - http://eidos.ru/olymp/inter/index.htm

20 апреля – Очный методологический семинар "Смыслы и цели образования: инновационный аспект". - http://eidos.ru/about/news/20070404/index.htm

24 апреля
Дистанционные курсы для школьников - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

25 апреляI-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция - http://eidos.ru/project/eidos-class/2007/index.htm

26 апреля – IV-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по биологии - http://eidos.ru/olymp/bio/index.htm


===

II.
ЧЕЛОВЕК КАК СМЫСЛ ОБРАЗОВАНИЯ
. Продолжение

А.В.Хуторской

Педагогический инструментарий человекосообразного образования

Исходя из смысловых различий личностно-ориентированного и человекосообразного образования, следуют различия в целях, содержании образования, технологиях, формах, методах, системах контроля и оценки результатов данных типов образования. Разными оказываются и области применимости этих типов образования. Например, набор ключевых компетенций для личностно-ориентированного и человекосообразного типов образования будет различным. Если в первом случае компетенции выбираются такими, чтобы с их помощью обеспечивалось вхождение ученика в конкретный социум и успешность деятельности в нем; то во втором случае такой задачи как соответствие социуму не ставится, а ставится задача соответствия человеком своей миссии, реализации заложенного в нем потенциала.

Человекосообразный тип образования допускает выбор учеником соответствующего ему социума, а в качестве крайней позиции даже выход за его рамки, уход от социума. Ситуация с нахождением человека вне социума не такая уж редкость, достаточно вспомнить монахов-отшельников. Каждый человек эпизодически испытывает потребность быть отделенным от социума, и. вместо личностной самоидентификации переходит к человеческой. Подчеркнём, что в человекосообразном обучении речь не идёт о том, чтобы готовить из учеников социальных отшельников. Наоборот, умение жить и действовать в социуме - необходимое условие человека, обеспечивающее его полноту и комплексность. Но эта задача не ставится доминирующей. Особенно это значима в ситуациях изменения социальных ориентиров, что периодически случается. В таких случаях человек может опираться на более устойчивые свои представления и позиции.

Какова роль форм, методов и содержания обучения в рассматриваемых типах образования? Выполняя роль педагогического инструментария, одни и те же формы и методы могут с одинаковым успехом применяться в разных типах образования. Однако специфика содержания образования определяется в соответствии с поставленными целями. Например, в личностно-ориентированном образовании обязательными являются социально-ориентированные знания и умения: работа в группах, проектная деятельность; в человекосообразном образовании необходимым содержанием выступает гармоничное развитие всех сфер человека в соответствии с его возрастными и иными особенностями. Так, если в качестве основных сфер человека принять тело, душу и разум, то содержание его образования должно распределяться с учетом данной пропорции. А это означает, например, что на физическое движение и развитие в базисном учебном плане должно выделяться не менее трети времени. О том, насколько далека нынешняя школа от природо- и человекосообразности, говорит тот факт, что на физкультуру в действующих стандартах отводится 2 часа в неделю.

Проверке и оценке в рассматриваемых типах образования подлежат и различные продукты образовательной деятельности. В личностно-ориентированном образовании проверяются, прежде всего, личностные качества ученика; в человекосообразном – степень соответствия полученных образовательных результатов заданному образу человека. Каким будет образ человека в человекосообразном образовании – этот вопрос решается в зависимости от выбранных философских оснований. Отсюда следует существование различных подтипов человекосообразного образования. Например, если человек принимается как четырёхсферное существо (тело, душа, дух, самодух) в Вальдорфской педагогике, то и образование его проектируется и осуществляется соответственно. Если человек принимается созданным по образу и подобию Бога, в силу вступает религиозная система образования. Образ человека как отражения мира (подобие макро- и микрокосма) также предполагается свой тип человекосообразного образования.

Завершая сопоставление двух типов образования, подчеркнем исходный уровень постановки самой проблемы. Для её раскрытия необходимы дальнейшие исследования, которые дифференцируют педагогическую реальность и построят комплексную типологию типов образования. Это, в свою очередь, позволит самоопределяться по отношению к данной типологии как ученым, так и педагогам практикам, а также управленцам образования и главным адресатам – ученикам и их родителям.

Подчеркнем практико-ориентированную ценность необходимых научных исследований для образовательного пространства СНГ. Разные страны, входящие в Содружество, имеют различные культуры, в том числе и в области представлений о человеке. Поэтому данный подход, согласно которому человекосообразность понимается с учетом различных культурных и национальных особенностей стран, будет оптимальным.

Основная проблематика научных исследований в области типов образования определяется, на наш взгляд, существующей в странах СНГ многоплановой реальностью, современными процессами в образовании и науке, выявляемыми педагогическими проблемами, необходимыми и актуальными для решения.

Подчеркнём, что допуская разные типы образования, в то же время, среди гуманистически ориентированных типов наиболее реальным и действенным следует признать именно человекосообразный тип образования. Обозначим ключевые понятия и проблемы, по отношению к которым необходимо выстраивание целей и задач научных исследований в области человекосообразного типа образования по отношению к Мониторингу и проектированию образовательного пространства СНГ:

1. Человек, потенциал человека, образ человека, его миссия.
2. Мир, образ мира, по отношению к которому реализуется человек.
3. Реализация потенциала, миссии человека. Как это должно происходить и с помощью чего.
4. Смыслы и цели образования, направленные на реализацию человеческого потенциала. Образовательные модели и системы данного типа.
5. Научные основы образования, направленного на реализацию человеческого потенциала: педагогические, психологические, дидактические, методические, иные.

Таким образом, начальным ожидаемым результатом исследований, т.е. их целью, должно стать осознание и понимание представителями педагогического сообщества необходимости выявления и фиксации смыслов человекосообразного образования - образования меняющегося, инновационного, такого, которое вбирает в себя социальное и личностное, традиционное и эвристическое, компетентностное и ЗУНовское, очное и дистанционное. Результатом этого этапа мог бы стать достаточный спектр позиций, между которыми образовалась бы среда для выращивания и реализации моделей человекосообразного образования, отражающих специфику стран и регионов, составляющих образовательное пространство СНГ.

---

По материалам книги: Хуторской А.В. Образовательное пространство СНГ  проблема сравнительной педагогики: Научное издание. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2006. – 247 c.

Для обсуждения поставленных проблем приглашаю на форум - http://khutorskoy.borda.ru

===

III. НАШЕ ОТКРЫТИЕ СЕБЯ.

Фрагменты дискуссий участников форума Научной школы - http://khutorskoy.borda.ru

Рыбкина:

Если судить только по оценкам, я была весьма неуспешной ученицей, но с точки зрения формирования мышления…

Что же значит понятие "успешности ученика", так широко распространенное в обыденном сознании? И почему в данной цитате оно противопоставляется понятию "формирования мышления"? Очень явно в высказывании чувствуется, что это компоненты чужеродных систем! По-моему, это абсурд. Получается, что успешный ученик, это тот, кто в системе "успевает", т.е. на языке школьной администрации получает "четверки" и "пятерки", за УСВОЕНИЕ школьной программы = СТАНДАРТА. Можно конечно расширить стереотипное, обыденное представление о понятии "успешный ученик" = не доставляющий дополнительных забот, справляющийся САМ, не подвергающий сомнению школьные ИСТИНЫ или ДОГМЫ, исправно получающий позитивные стимулы в виде формальных или неформальных позитивных санкций (похвальных листов, грамот, фото на доске почета и т.п.) Однако, на практике я заметила одну удивительную вещь - именно БЫВШИЕ "отличники", "медалисты" гораздо реже, чем менее "успешные" ученики, приходят в гости в школу (просто так, чтобы просто увидеть, вдохнуть запах школьных стен, узнать как дела у учителя, как школа - такая же замечательная, как в детстве?), перебегут через дорогу, чтобы поздороваться, случайно встретившись на улице (а не отведут глубокомысленный взгляд - якобы не узнали), и обязательно добъются ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА, т.к, как когда-то в школе они НЕ будут бояться быть "битыми", "критикуемыми", "сомневающимися", "имеющими СВОЁ видение". А в жизни именно такие люди способны добиться успеха.

Так что, я считаю, что моя коллега Богданова, была в школе весьма успешна, как личность и Ученица жизни, раз шел процесс формирование мышления, раз умела задать вопрос, являясь еще школьницей, почему получая отметку "три", я могу стать студенткой МГУ? Неужели это Вуз, который набирает себе "троечников"?

Занимаясь уже второй год эвристическими олимпиадами, я отметила самое главное - созданы потрясающие условия для развития мышления, для творчества, для поиска самого себя, для проб самого себя, для расширения сознания до таких масштабов, которые позволяют ЛЕТЕТЬ, и именно поэтому после олимпиады у всех участников создается ощущение полета - потрясающее и оказывается вполне достижимое. И именно таких учеников, я бы назвала УСПЕШНЫМИ.

---
Nataliakab:

Хочу поддержать мнение Лаврентьева С.Л. и возразить Николаю.

Николай пишет:
И все-таки, пока еще эвристические олимпиады идут как внеклассные занятия или домашние задания, интегрировать их в учебный процесс сложновато (МОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ)...

Когда в прошлом учебном году в нашей школе появился Школьный информационный центр, мы смогли впервые принять участие в эвристических олимпиадах. Это была олимпиада по математике.
Задания, которые выполняли дети, и, особенно, детские ответы на столь неожиданные вопросы тогда поразили и самих детей и учителей. Педагоги с удивлением обнаружили огромные творческие и креативные возможности своих учеников (весьма талантливых, но не замеченных в столь колоссальных неординарных способностях). Некоторые даже сравнивали ребят с айсбергами: успешность ребенка в предмете была лишь его верхушкой, а огромный креативный, творческий потенциал был невидим, не смотря на различные конкурсы, олимпиады и другие мероприятия, проводимые в школе.

Все дело было в том, что олимпиады такого рода не проводились раньше у нас никогда. Безграничные фантазия, вымысел, выдвижение самых нестандартных идей могли использоваться на уроках рисования, музыки, литературы. Но чтобы это касалось строгой "царицы наук " - математики?! Мне кажется, что и ребята, да и учителя окончательно и бесповоротно полюбили математику всей душой, открыли ее заново, увидели ее красоту и увлекательность.

После этого открытия в школе мы периодически стали участвовать в подобных олимпиадах. Более того, для повышения качества обучения ставку стали в большей степени делать на формирование познавательной мотивации учащихся. Эвристические задания мы используем по материалам олимпиад или придумываем их сами. Во внеурочной деятельности многие педагоги используют такие задания. Но, кроме того, подобные задания стали включать и в учебные процесс урока. Правда, они должны касаться изучаемого материала и быть малозатратными по времени. Напрмер, для актуализации знаний, "вхождения" в ту или иную эпоху (по истории или литературе) или просто в качестве вознаграждения ребят за успешную работу на уроке.

Спасибо "Эйдос" за то. что помогли нам увидеть нашу работу интересной!

---
Конькова Людмила

С какого класса лучше применять дистанционные эвристические олимпиады?

---
Ольга Яицкая
Несмотря на то, что, к примеру, география изучается с 6 класса, в олимпиаде по этому предмету могут принимать участие и ученики 3-5 классов, т. к. в олимпиаде проверяется не знание предмета, а умение мыслить, мыслить творчески, используя межпредметные и надпредметные знания.

Эвристическая олимпиада «Эйдос» по географии прошла в феврале. До этого ни я, ни мои ученики не принимали участия в олимпиадах такого рода. Более того, само слово «олимпиада» вызывало священный трепет… Никто не ожидал, что это будет интересно, увлекательно, познавательно. Ведь задания так сказать, «классических» олимпиад городского, регионального и более высоких уровней направлены только на проверку знаний учащихся, в лучшем случае – на обоснование своей точки зрения. И все. Какое творчество? Какие эвристические задания? Контрольная работа высокой сложности. В отличие от традиционной олимпиады, эвристическая нацелена в первую очередь на развитие творческого потенциала детей. Когда я уговаривала детей участвовать в олимпиаде, основным моим аргументом было то, что здесь не может быть неправильных ответов. Согласитесь, в задании «Мое географическое название», где нужно было придумать название своему населенному пункту с учетом географических особенностей, не может быть правильного ответа! Также как и не может быть двух одинаковых ответов. А уж какой полет фантазии был при обсуждении вопросов на форуме! Или при ответах на задание «Переправа»!

Соглашусь с nataliakab, «успешность ребенка в предмете была лишь его верхушкой, а огромный креативный, творческий потенциал был невидим, не смотря на различные конкурсы, олимпиады и другие мероприятия, проводимые в школе».

Я «открыла» для себя и учеников, которые успевают на «отлично», и тех учеников, которые никогда не были замечены в любви к географии

Не скажу, что после проведения олимпиады резко изменила структуру и содержание проводимых мною уроков, но стала включать больше творческих заданий, акцентировать внимание на развитии того, что я называю «географическая логика». Например, детям очень нравятся задания, аналогичные заданию олимпиады, где нужно было по фотографии определить географическое место на Земле, где может проживать «человек с фотографии».
И надо ли говорить, что дети, поучаствовав в олимпиаде по географии, не пропустили после этого ни одной эвристической олимпиады по другим предметам!
Хотелось бы узнать у учителей, ученики которых не первый год участвуют в эвристических олимпиадах, изменилась ли самооценка детей, повысилась ли мотивация к учению на протяжении нескольких лет?

---
Лактанова Н.М.
Какие учащиеся принимают участие в дистанционных эвристических олимпиадах?

Е.А. Полякова пишет: Мне кажется, что одной из причин участия в олимпиадах, особенно дистанционных, является энтузиазм взрослых (администрации школ, энтузиастов учителей, активных родителей).

Безусловно, всё держится на энтузиазме взрослых. Это они составители заданий, это они пропагандисты и организаторы олимпиад на местах, это они «спонсоры» и главные консультанты... Но участвуют-то в олимпиадах дети. Это они выполняют задания, пишут рефлексии, пытаются осмысливать свою деятельность. Попробуйте провести такой эксперимент со своими учениками: спросите их, зачем они ходят в школу. Самый распространённый ответ – «учиться». При этом даётся он без особых раздумий, как нечто само собой разумеющееся. Этот ответ дают и отличники, и двоечники. Я обычно напоминаю в таких случаях, что «учиться» – это значит «учить себя». На самом деле лишь небольшой процент учащихся ходит в школу именно за этим. Участие же в дистанционных эвристических олимпиадах – дело добровольное, во всяком случае, в нашей школе. Информацию все учащиеся получают абсолютно одинаковую, и возможности имеют равные все без исключения: мы никого не выбираем и не отбираем.

Так вот на эти олимпиады дети идут действительно учиться: учиться внимательно читать задания, учиться понимать их, учиться находить уникальные способы и решения, учиться использовать уже имеющиеся знания и находить необходимую информацию, учиться создавать свой уникальный «творческий продукт», учиться верить в себя, учиться адекватно оценивать свою работу не только с точки зрения «правильно/неправильно», учиться не прибегать к общеизвестному «мы это ещё не проходили», а действовать по принципу «Я этого пока ещё не знаю, но могу предположить...» и т.д. И было бы здорово, если бы энтузиазма взрослых хватило и на составление заданий, и на организацию олимпиад, и на финансирование, и на проверку... В данном случае, по-моему, цель оправдывает средства. А дети... Ведь их очень трудно обмануть. Если они почувствовали, что эвристические олимпиады – это для них, они будут вновь и вновь в них участвовать.

 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 265, 15 января 2007 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2007
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное