Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 263


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 263
25 декабря 2006 года

www.eidos.ru

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

Через несколько дней заканчиваются Новогодние скидки на электронные издания ЦДО «Эйдос». До 31 декабря 2006 года можно приобрести ЛЮБЫЕ издания со скидкой 10%. – http://eidos.ru/about/news/20061203/

– Получите Бесплатные Свидетельства! До конца 2006 года можно С ВЫГОДОЙ оплатить регистрацию в любых мероприятиях ЦДО «Эйдос», которые будут проводиться с 1 января по 30 июня 2007 года. – http://eidos.ru/about/news/20061204/

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ
. Расписание ближайших мероприятий.

II. ОТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО К ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ. Программа Научной школы А.В.Хуторского (продолжение).

III. С УСПЕШНЫМ ПРИЗЕМЛЕНИЕМ!
Конкурс «Дистанционный учитель года» как прыжок с парашюта. Определены лучшие сетевые педагоги России 2006 года - http://eidos.ru/dist_teacher/2006/index.htm
 


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ


30 декабря – Предпоследний день акции "Выгодное вложение" – http://eidos.ru/about/news/20061204/

31 декабря – Последний день 10-процентных скидок за электронные издания – http://eidos.ru/about/news/20061203/

16 января – Дистанционные курсы для педагогов и школьников – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

18 января – II-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по философии http://eidos.ru/olymp/philosophy/index.htm

23 января – Дистанционные курсы для педагогов и школьников http://eidos.ru/courses/schedule.htm

25 января – IX-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по английскому языку http://eidos.ru/olymp/english/index.htm

===

II. ОТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО К ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ


Программа Научной школы А.В.Хуторского (продолжение).

Основные понятия, учения, концепции, технологии Научной школы А.В.Хуторского

Инновационные понятия, введенные Научной школой:

∙ Человеко-сообразное обучение
∙ Эвристическое обучение
∙ Продуктивное обучение
∙ Образовательный продукт
∙ Образовательная ситуация
∙ Происходящий метод обучения
∙ Фундаментальный образовательный объект
∙ Культурно-исторический аналог
∙ Индивидуальная образовательная траектория
∙ Образовательное целеполагание
∙ Образовательная рефлексия

Учения и концепции, разработанные Научной школой:

∙ Концепция образования как образовывания человека
∙ Дидактическая эвристика
∙ Ситуативная педагогика
∙ Педагогика русского космизма
∙ Педагогическая инноватика (в контексте А.В.Хуторского)
∙ Философия дистанционного образования с позиций русского космизма
∙ Личностно-ориентированное дистанционное образование
∙ Креативный компонент и метапредметное содержание образовательных стандартов
∙ Компетентностный подход (проектирование и реализация ключевых и предметных компетенций)

Образовательные модели и технологии Научной школы:

∙ Модель образования как вселения человека в мир (во Вселенную)
∙ Технология инноваций в образовании
∙ Школа свободного развития (авторская школа)
∙ Студенческий педагогический клуб
∙ Оргдеятельностный семинар как форма очного и дистанционного обучения
∙ Эвристическое погружение - модель и технология очного обучения
∙ Центр дистанционного образования (действующее распределенное сетевое учреждение)
∙ Дистанционная эвристическая олимпиада
∙ Дистанционный оргдеятельностный курс
∙ Дистанционная научно-педагогическая августовская конференция
∙ Школа-конкурс «Дистанционный учитель года»
∙ Эйдос-классы (онлайн-защита учащимися творческих и исследовательских работ)
∙ Веб-семинар
∙ Чат-школа

Полученные результаты продолжают исследоваться и развиваться в ходе деятельности Научной школы.


Стартовые вопросы и темы исследований Научной школы


1. Кому и зачем необходимо образование?

Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество, Вселенная. Их роль в определении смысла и целей образования. Понятия и принципы школы русского космизма.

Роль субъектов образования в постановке целей. Зоны ответственности. Соотношение целей политиков, чиновников, управленцев, педагогов, учащихся, родителей. Смысл и цели образования в компетентностной парадигме. Факторы, способствующие и препятствующие целеобразованию.

Все ли школы одинаковы? Альтернативные типы образования в современных условиях. Смысл и цели различных образовательных систем.

2. Как определять смыслы и проектировать цели образования?

Типология целей в образовании. Специфика и закономерности целеполагания в образовании.

Уровни образовательного целеполагания: государство, регион, школа, учебный предмет, урок.

Изменения в целях образования: кому и зачем они необходимы? Проблемы проектирования модернизации образования. Роль различных институтов в обновлении образования. Общественный контроль за экспериментами в образовании.

Отражение смыслов и целей образования в стандартах, учебниках, технологиях обучения, системе контроля (ЕГЭ и др.).

Технология образовательного целеполагания на разных уровнях педагогической реальности:
∙ цели в учебном процессе,
∙ цели в учебном курсе,
∙ цели школы, гимназии, лицея
∙ цели в инновационной школе,
∙ цели системы обучения.

Рефлексия как инструмент диагностики достижения и переопределения целей образования.

3. Дидактическая эвристика – теория и технология креативного обучения

Личностная ориентация эвристического обучения. Продуктивная ориентация образования.
Соотношение своего и «чужого» в процессе обучения. Культурно-исторические аналоги образовательной продукции учащихся.
Ситуативное обучение – технология развития одарённости.
Открытое задание в учебном процессе. Рождение знаний в обучении.
Эвристические методы и формы обучения
Что проверяется и оценивается в эвристическом обучении?
Границы применимости эвристического обучения. Инновационные задачи внедрения и освоения эвристического обучения.

4. Дистанционное образование и его место в общем образовании

Изменение смысла и целей общего образования в результате введения телекоммуникаций.
Интеграция дистанционных эвристических олимпиад и очного учебного процесса: преимущества, проблемы, проекты.
Дистанционные курсы – альтернатива или дополнение?
Интернет-коммуникации учеников и педагогов: проблема постановки целей.
Электронные учебные и учебно-методические пособия: перспективы развития и применения.

5. Планирование обучения. Опыт и технологии


Образовательная программа школы: методика составления и корректировки.
Планирование экспериментального учебного процесса.
Постановка целей в учебном предмете.
Обучение целеполаганию учеников и педагогов.
Цели и задачи творческого урока.


Формы деятельности Научной школы

В Научной школе практикуются как индивидуальные формы организации НИР (аспирантура, докторантура, соискательство), так и коллективные (семинары, конференции, научные сборники, веб-форумы и др.).

В качестве форм деятельности научной школы основными являются следующие:

∙ Проведение научных конференций, методологических семинаров.
∙ Участие в проектах на основе грантов РФФИ, РГНФ и др.
∙ Издание книг, монографий, сборников научных статей.
∙ Выполнение и защита диссертаций.
∙ Руководство экспериментальными исследованиями.

Педагогика Научной школы

Как и в обычной школе в Научной школе имеются свои цели, содержание, формы и методы работы, результаты, их оценка. Но научная школа в отличие от обычной школы занимается не столько образованием людей, сколько порождением самой науки. Ради этой цели ставится задача обучения членов школы научному творчеству. Обучение научному творчеству происходит одновременно с самим научным творчеством.

Привлечение и подготовка участников Научной школы - одна из её задач.

Формы ученичества в Научной школе различны:

∙ участие в мероприятиях Научной школы: семинарах, конференциях, конкурсах,
∙ публикация своих работ в изданиях Научной школы,
∙ участие в форумах, электронных рассылках Научной школы.


Ближайшие планы Научной школы

Программа исследований Научной школы включает в себя деятельность как учёных, так и учителей-экспериментаторов, методистов, администраторов образовательных учреждений, т.е. имеет разные уровни и ракурсы:

∙ философский
∙ методологический,
∙ проектировочный,
∙ инновационный,
∙ методический,
∙ опытно-экспериментальный,
∙ массовый.


---
Объявление

Научная школа А.В.Хуторского приглашает научных сотрудников, методистов, педагогов, учителей-экспериментаторов принять участие в подготовке сборника научных трудов "Смыслы и цели образования: инновационный аспект". Срок предоставления статей в сборник - до 15 января 2007 года. -
http://eidos.ru/about/news/20061202/

===

III. С УСПЕШНЫМ ПРИЗЕМЛЕНИЕМ!


Завершен VIII-й Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года' 2006". В нем приняло участие 116 педагогов.

Из 38 финалистов, допущенных до проведения дистанционных занятий, жюри конкурса определило трёх призёров и 10 лауреатов.

Призёры конкурса:

1 место. Шулепова Татьяна Владимировна, учитель биологии, МОУ «СОШ № 1», г.Шелехов

2 место. Шмаков Алексей Леонидович, преподаватель информатики и ИКТ, Центр образования «Эврика», г. Петропавловск-Камчатский

3 место. Полищук Светлана Георгиевна, учитель информатики, ГОУ КШИ «Норильский кадетский корпус», с.Тесь, Минусинского р-на Красноярского края

Поздравляем с победой!

Публикуем фрагменты мнений участников конкурса. Полностью рефлексивные статьи призёров и лауреатов опубликованы на сайте конкурса по адресу - http://eidos.ru/dist_teacher/2006/index.htm

---

Шулепова Татьяна Владимировна, учитель биологии МОУ «СОШ «1», г. Шелехов, победитель 8-го Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года' 2006"

Конкурс «Дистанционный учитель года» как прыжок с парашюта в первый раз. То же свободное падение, все более ускоряющееся секунда от секунды. Тот же порыв потока воздуха навстречу, что распирает грудь и не дает дышать. То же чувство восторга от новых впечатлений… И опасности от боязни нераскрытия купола.

Совпадают ли цели парашютиста перед и после прыжка? Думаю, что если б совпадали, то незачем было бы прыгать ещё и ещё. Что может получить конкурсант от конкурса? Вначале я считала, что знакомства, нового опыта, общения или удовлетворения своих амбиций. Но теперь, спустя полтора месяца я ощущаю, что мои ожидания не совпали с действительностью частично или полностью… Что? Вы подумали, что я разочарована? Вовсе нет. Как парашютист, полет которого сейчас закончится, я осознаю, что мой краткий миг полета был непохож на все остальные мои действия.

Какие чувства владеют человеком, прыгающим в разверзающуюся перед ним бездну? Страх, впрыск адреналина, сердце падает в кончики пальцев ног или ещё ниже… Прыжок сделан, приходит чувство опасности и безграничной свободы. Трудность, ещё трудность. Ожидание. Купол раскрывается. Стабильность… Вот земля все ближе… Ближе… Ожидание развязки…

За время конкурса я поняла бесспорность эффективности дистанционного обучения. Поняла, что мне близки свобода ученика в выборе пути и оформлении результата, метод эвристического диалога, импонирует возможность отсроченного ответа, использование прогрессивных способов коммуникации, безусловное создание ситуации успеха, необходимость предусмотрения образовательного результата, создание четких методических рекомендаций. В унисон с моими представлениями о задачах образования стало положение Научной школы о личностной самореализации человека через эвристическую и рефлексивную деятельность. Приоритет ЦДО «Эйдос» в обеспечении возможностей самореализации человека (участника, ученика, курсанта, педагога и пр.) в разных, им самим выбранных направлениях.

---

Шмаков Алексей Леонидович, учитель информатики, методист Центра образования “Эврика”, г. Петропавловск-Камчатский, призёр 8-го Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года' 2006"


Неожиданных моментов в конкурсе было несколько. Кода составил задания для эвристической олимпиады, отправил их, подумал: “Ну ладно, что смог, то сделал”. Но, через несколько дней приходит рейтинг, вижу себя на первом месте среди математиков и информатиков, думаю – неплохо для начала. Но меня больше обрадовало не это, а то, что один из учеников, узнав об этом, захотел пожать мою руку. Вот это было действительно приятно.

Другой неожиданностью, хотя ЦДО “Эйдос” и предупреждал, что может в день быть по 40 писем, было, когда, придя на работу решил получить электронную почту. И вижу, что мой Outlook Express пытается получить более 70 писем. Я в ужасе от того, что всё это мне надо прочитать. Хотя все 70 я, конечно, не прочитал от начала и до конца. Некоторые просто бегло посмотрел. Что заинтересовало, на то ответил. Хотя, на несколько интересных писем так и не ответил. Но всё успеть невозможно.

Вообще чувства менялись по синусоиде. Когда за неделю нужно было написать три учебных модуля и три документа с заданиями, был в состоянии небольшого стресса, нужно же успеть всё сделать. Но когда оставался один день до отправки заданий, а у меня было только 2 модуля и 1 задание, и нужно было делать ещё модуль и целых два задания за одну ночь – это было что-то. Хорошо, что задания нужно было выслать в пятницу по Московскому времени. Я просидел всю ночь до 6 утра, доработал задания и отправил (в Москве была ещё пятница, 21:00). А у меня уже настало утро субботы. Какое счастье, что суббота выходной день. И под утро я, уставший, сонный, но довольный лёг, наконец-то, спать.

А вообще я доволен. Доволен и работой на конкурсе, и проведённым курсом, хотя можно кое-что усовершенствовать, и появившимся новым опытом, и общением с коллегами, и дружественной атмосферой, созданной сотрудниками ЦДО “Эйдос” и участниками конкурса.

---

Полищук Светлана Георгиевна, учитель информатики, ГОУ КШИ «Норильский кадетский корпус», село Тесь, призёр 8-го Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года' 2006"


Что же в итоге? Смею заметить, что результаты превзошли все мои ожидания! Безусловно, были взлеты и падения (падений, мне кажется, было больше), но все то, что я приобрела, прочувствовала, узнала, осознала – многократно перекрывает все те не слишком положительные моменты моего первого опыта дистанционного преподавания и участия во всех мероприятиях конкурса!

Участие в конкурсе изменило не только количественную характеристику знаний, но и качественную их сторону. Само отношение к своей профессии, к видению себя в ней перевернулось, буквально, с головы на ноги. Встало на них крепко и, надеюсь, надолго.

Первоначальное знакомство с дистанционным образованием я получила, когда училась сама на курсах повышения квалификации в одном из удаленных университетов. Но в этом случае не задумываешься о том, как организуются и разрабатываются такие курсы, все кажется простым. Однако, коснувшись ДО не со стороны потребителя знаний, а со стороны одного их составителей, разработчика курса, открываешь для себя совершенно другой вид деятельности. Но, все-таки, курс курсу рознь. Их своего опыта обучения на прошлых курсах, могу сказать, что там нет столь близкого взаимодействия ведущего и участника, нет такой направленности на успешность каждого ученика, как на нашем конкурсе. Поэтому, находясь в атмосфере конкурса и, фактически становясь соучастником творения дистанционного образовательного процесса, понимаешь огромную разницу в работе Центра «Эйдос» от других образовательных учреждений, предоставляющих подобные услуги.

---
Рямов Рустам Фаритович, директор Центра управления качеством образования, Башкирский институт развития образования, г. Уфа, лауреат 8-го Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года' 2006"


О дистанционном образовании до конкурса у меня было одно мнение – что это очень легко и просто, был бы выход в Internet. На сегодняшний день могу сказать, что я был не прав. Сколько труда, знаний и терпения надо, чтобы провести на должном уровне дистанционный курс. И то, что некоторые личности утверждают, что дистанционное образование дает только «поверхностные» знания – в корне не верно. За время проведения курса, дистанционный педагог, как и очный, по первым занятиям узнает базовый уровень дистанционного ученика и работает с ним индивидуально. Я бы даже сказал, что дистанционное образование – больше индивидуальное. Хотя и на курсе может быть много учеников, но учитель работает с каждым, а на очном занятии это не всегда удается. И не стоит гнаться за модой и лозунгом «Все за дистанционным образованием!», а надо грамотно преподносить учительству о возможности и преимуществах дистанционного образования, в этом отношении Центр дистанционного образования «Эйдос» - действительно лидер в Российском образовании.

Отрадно, что многие задания сопровождались рефлексиями. Вначале казалось, что они ни к чему, а затем осознал, что без собственных осознанных действий результата не добиться. Интересно было организована телеконференция (от потока писем вначале конкурса было немного не по себе – открываешь, читаешь и отвечаешь, а писем не убавляется, а только добавляются). Но в некоторый момент она затихла, и все участники конкурса перешли, на мой взгляд, к обсуждению тем и проблем в форумы Научной школы А.В. Хуторского и Эйдоса, так как эта форма более удобна при обсуждении тех или иных тем. На форуме Научной школы открыл тему, связанную с качеством образования, где по сегодняшний день идет обсуждение проблем.

---

Хисаметдинов Азат Анварович, учитель физики и информатики МОУ Башкирская гимназия села Учалы Учалинского района Республики Башкортостан, лауреат 8-го Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года' 2006"

Конечно, я не планировал участия, того, что работа будет столь интенсивной, не читал рефлексий победителей прошлых лет. А надо было бы! У меня участие в конкурсе получилось сродни ввязывания в бой на поле, и непонятно с кем, против кого, за что? Я подумал так, разберусь по ходу конкурса. А почему нет?! Опыт сетевых коммуникаций есть, информатику знаю, сайт правда не делал, но ведь он необязателен, научно обосновать точку зрения тоже смогу. Единственное что вносило нервозность – непонятность того, что будет происходить, как это будет, кто будут участники. Хотелось понять принципы работы в телеконференции, попробовать себя как дистанционного педагога, общения с лучшими сетевыми и просто педагогами России. И вообще следовать своему принципу по названию одной из телепередач Советского телевидения: «Хочу все знать!»

Жизнь являет собой поступательное развитие и движение личности, и данный конкурс, безусловно, явился для меня отличной школой. В дальнейшем, думаю обязательно принять участие и в очных конкурсах. На своей текущей работе я просто буду обязан внедрять дистанционное образование, как для обучения учеников, так и для учебы педагогов. Думаю что на этом конкурсе сотрудничество с ЦДО «Эйдос» не закончится.

---
Лаврентьев Сергей Леонидович, преподаватель информатики Иркутского государственного педагогического колледжа №1, г. Иркутск, лауреат 8-го Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года' 2006"


Для себя открыл, что в России много талантливых педагогов и здорово, что между нами образовалась переписка в режиме телеконференции, мы могли обмениваться своими мыслями, суждениями. Мне повезло, и я провел дистанционный курс, который прошел отлично, участники выполнили все задания и создали замечательные видеоролики. Хотя мои надежды не оправдались, я думал, что на мой курс запишется много желающих получить знания в области видеомонтажа, однако закрепленный локальный координатор записал одного человека из Челябинска, вместо трех, и буквально в день начала курса записался еще один участник из Красноярска. Счастью не было предела. Все те знания, которые я получил во время конкурса, применяю на своих занятиях, ведь это большой опыт работы.

Конкурс «Дистанционный учитель года» несет в себе изначально что-то новое, необычное. Неожиданно в конкурсе было первое задание, когда нужно было придумать 10 задач. Я сначала и не понял, что вообще нужно было сделать - задачи, не имеющие однозначного ответа. Но когда разобрался, стало интересно.

Довелось побывать локальным координатором на двух курсах. И ощущения довольно разные. Понял, что все зависит от ведущего курса: насколько четко продуман сам курс, сформулированы вопросы и задания. Быть локальным координатором намного сложнее, так как ты живешь этим курсом, переживаешь за выполненные задания, помогаешь участникам, и сам непосредственно находишься внутри процесса.

Будучи как раз ведущим и локальным координатором на дистанционных курсах, я использовал различные способы дистанционной деятельности. Своими руками был создан образовательный сайт, который помог участникам разобраться в тонкостях видеомонтажа. Электронная почта позволяла достаточно просто и эффективно обмениваться информацией между удаленными преподавателями и учениками. Достаточно эффективно использовался чат занятие, здесь решались острые вопросы, и что меня удивило, так это скорость решения тех или иных проблем, связанных с курсом. Очень интересно общаться на форуме, по тем или иным вопросам, связанным либо с дистанционным обучением, либо с курсом.

После изучения и осмысления основ дистанционного обучением, теперь я пытаюсь внедрить в свой учебный процесс такие приемы ДО как телеконференция, форум, также мы со студентами создаем образовательные сайты, участвуем в различных курсах и олимпиадах центра «Эйдос». Студентам нравится, но не обходится без трудностей, которые предстоит преодолеть не только им, но и мне.

---
Сорокина Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МОУ»СОШ №1», г. Шелехов, лауреат 8-го Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года' 2006"


Работа на форуме понравилась больше, так как, во-первых, все сообщения были систематизированы по темам, отклики получались адресными, проглядев всю страничку, ты мог увидеть разные мнения. Во-вторых, форум помог нам избежать повторений одних и тех же мыслей разными авторами, что так раздражало в телеконференции. А сколько удовольствия мы получили от личных сообщений! Появилось новое ощущение: так, наверное, чувствует себя человек, переживший жестокий шторм, когда небо наконец прояснилось и волны улеглись. Участие в работе форума подарило уверенность, что ты не один, что проблемы образования волнуют очень многих, что есть люди, которые хотят и РЕАЛЬНО МОГУТ решить многие из этих проблем.

Пожалуй, первую настоящую радость принес конкурс баннеров: я так увлеклась рисованием, подготовкой эскизов, что была похожа на ребенка, которому впервые доверили кисти и краски. И очень потом переживала за свое детище. Честно говоря, победа в этом конкурсе порадовала несказанно: ведь среди конкурсантов так много преподавателей информатики, которые выглядели гораздо увереннее нас, учителей-гуманитариев.

А дальше – задание уже из области фантастики: я должна сделать сайт! Но ведь этого мне никогда не приходилось делать! Казалось, что теперь-то я и должна пойти ко дну. В этот момент практически сдали нервы: большая нагрузка в школе, постоянное ощущение того, что знаний не хватает, недосыпание привели меня к срыву. Спасибо моей дочери, которая в этот момент сказала мне: «Мама, я никогда не поверю, что ты сейчас уйдешь из конкурса!» - и села вместе со мной за компьютер, чтобы в Интернете найти хотя бы зацепки, с чего начинать. Это была неделя, подобная бешеному горному потоку, когда мы вместе бегали по всем магазинам в поисках учебников по сайтостроению, засиживались за компьютером до утра, донимали учителей информатики своими вопросами и поминутно звонили друг другу, чтобы сообщить о достигнутом: «Я узнала, как делать ссылки на сайт!», «У меня получилось сделать фон!», «Вставила баннер!» Может, кому-то это покажется наивным, но это приносило нам такую радость и удовлетворение! И мы очень горды тем, что у нас получилось. Сейчас я очень благодарна организаторам конкурса за то, что они заставили меня научиться многому, о чем я раньше даже не мечтала. В этот момент многие из нас поняли, что конкурс – это прежде всего учеба, постижение методики дистанционного образования, овладение навыками, которые должны быть у каждого дистанционного педагога.

Но, конечно, самым ярким событием конкурса для каждого из нас стал самостоятельно проведенный дистанционный курс. Я долго (насколько это позволяли рамки конкурса) обдумывала его структуру, потом тщательно отбирала и составляла материал для модулей: ведь он должен заинтересовать моих будущих курсантов! Тщательно продумывала задания, стараясь выбрать самые яркие, необычные, проблемные. И здесь тоже мне здорово помогла дочка: все, что ей казалось скучным и неинтересным, я неумолимо вычеркивала и удаляла. И, может быть, поэтому очень огорчилась, когда пришло сообщение, что курс будет длиться не 5 дней, как планировалось вначале, а только три. Жаль было кромсать подготовленные материалы. Хотя самими материалами я осталась довольна.

Сейчас, спустя неделю, проблемы, с которыми столкнулась, уже не кажутся такими острыми, ведь все недоразумения разрешились, все курсанты успешно завершили курс. Стихотворения, написанные ими просто великолепны, искренни, очень удивили и порадовали. Ребята усвоили все теоретические понятия, которые я им предлагала. Я поняла главное: «Учить дистанционно можно! И можно это делать хорошо!»

Оргдеятельностная методика, разработанная А.В. Хуторским, позволяет сделать ученика активным участником учебного процесса, активизирует его исследовательскую деятельность, превращает в главное лицо всего занятие. Я и раньше придерживалась мнения, что ребенок должен прийти к своему знанию сам, учителю не нужно тащить его за руку. Участие в конкурсе только подкрепило мое убеждение.

===

Попова Надежда Анатольевна, учитель начальных классов МУ «Гимназия 57», г. Курган, лауреат 8-го Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года' 2006"

Цели, которые я ставила, я перевыполнила во много раз. Я и не предполагала, что так быстро овладею некоторыми компьютерными технологиями, хотя такую цель я и не ставила. Я научилась подбирать задания, которые носят эвристический характер, я познакомилась с новым эвристическим обучением, хотя я о нем и не слышала (к моему стыду, хотя, если точнее, – слышала, но это все было где-то очень далеко от меня, в другой жизни), написала много текстов. Разве я могла предположить, что это меня ждет в конкурсе?

По итогам конкурса, мне кажется, я стала чуть более умелым дистанционным педагогом. Мне кажется, что я могу поставить себя на место ученика, посмотреть его глазами на его проблему, тем самым скорректировать постановку задачи. Конечно, когда во все это ввязывалась, я не предполагала, что это так затягивает. Я пересмотрела некоторые свои взгляды в профессиональной сфере. Я твердо убеждена, что необходимо осваивать и включать в учебный процесс эвристические задания, оргдеятельностные методы, применять на практике теорию дидактической эвристики. Дистанционное образование неизбежно для нашего общества, да и для мира в целом. Причем такое образование будет разным, но большую роль будет играть эвристика.

В ходе конкурса я поняла, что многое в своей профессиональной деятельности не открыла, многое предстоит узнать, изучить, что необходимо все время находиться в движении, в поиске нового, интересного, неизведанного.

На сегодняшний день можно сказать, что я как бы заново родилась, переосмыслила все свои знания и умения, заставила себя думать и принимать нетрадиционные формы решения. Необходимо перестроить свой мозговой центр от простого восприятия к творческому поиску. Теперь необходимо изменить методы и приемы в обучении, создать на каждом уроке атмосферу творчества и поиска в решении различных задач. Я научилась составлять и проводить дистанционные эвристические уроки, которые в корне отличаются от традиционных. Может, где-то и были шероховатости, но это для меня великий прогресс.

Я внимательно познакомилась с Программой Научной Школы А.В. Хуторского. Личностно-ориентированный подход, создание учеником портфолио, участие учеников в дистанционных эвристических олимпиадах, четкая формулировка целей, прогнозирование результатов, оценка и мониторинг – это сходство моих педагогических установок с данной концепцией. Я, конечно, стараюсь развивать творческие способности через исследовательскую и проектную деятельность, через выполнение разного рода творческих заданий, но чтобы задания носили эвристический характер, такого до этого времени не было. На уроках при обучении использую проблемный или частично-поисковый методы, ни о каком репродуктивном и речи нет. На уроке стараюсь создать такую обстановку, чтобы ученики сами открывали новое знание, радовались от открытого, от успеха познания. Программа Научной Школы В.В. Хуторского – это совершенно новое, нужное и важное направление в образовании с использованием компьютерных технологий и Интернет. Ни в одной современной технологии нет таких подходов в обучении.

---

Рыженко Галина Константиновна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №24, г. Комсомольск-на-Амуре, лауреат 8-го Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года' 2006"


Самым важным результатом моей работы считаю знакомство с концепцией Научной школы А.В. Хуторского. Конечно, я и раньше была знакома и старалась придерживаться в своей практике личностно-ориентированного подхода, но, познакомившись с концепцией Научной школы реализованным на примере ЦДО «ЭЙДОС», очень захотела узнать и попробовать внедрить в свою работу такие понятия как: «Человекосообразный» тип образования который ставит целью развития заложенного в ученика потенциала, формирование ключевых компетенций, необходимых для успешной жизнедеятельности; Индивидуальной образовательной траектории – то, к чему бы хотела прийти; Эвристическое обучение – интересный путь всестороннего развития личности ребенка, раскрепощающий его для конструктивного общения; Рефлексия - важный способ подведения итога деятельности, его окончательного присвоения.

В целом, проходя через этапы конкурса неожиданным, все переворачивающим, ошеломляющим для меня оказывалось каждое вновь получаемое задание. Про каждое из них могу сказать, что они были неожиданные, непредсказуемые, заставляющие посмотреть на всю мою практическую деятельность другими глазами.

---

Прокудина Вера Михайловна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №4 г. Еманжелинска Челябинской области, лауреат 8-го Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года' 2006"


Работая в режиме конкурса, я поняла, что могу мобилизовать себя для одновременного выполнения работ, разных не только по содержанию, но и по структуре и другим критериям. И здесь могу немного похвалиться: за то время, пока участвовала в конкурсе «Дистанционный учитель года 2006», я смогла подготовить ребёнка к участию в районной краеведческой конференции, где в одной из номинаций мы заняли 1 место; подготовить учащихся к районным предметным олимпиадам по праву, обществознанию и истории, где также сумели занять призовые места (2 и 3 по праву, 2 по обществознанию, 3 по истории) и начать подготовку к дистанционным олимпиадам по основам наук по Уральскому Федеральному округу.

Выполняя конкурсные задания в очень короткие сроки, приходилось искать возможности для того, чтобы работа постоянно была конструктивной и оптимально выполненной. В этом состояла ещё одна трудность, но и моё личное достижение.

Анализируя свою деятельность в финале, я пришла к следующим аналитическим выводам:
∙ Интернет-образование только становится частью системы образования (причём неотъемлемой частью).
∙ Далеко не всегда ещё ученик - учитель - родитель видят и понимают все возможности дистанционного образования, хотя на этом пути наметился определённый сдвиг.
∙ Многие педагоги сегодня не до конца осознают необходимость активного внедрения дистанционного обучения в практику школы, как одну из форм формирования всесторонне развитой личности ученика и, тем самым, не дают возможности к развитию ни конкретного ученика, ни школы в целом.
∙ Дистанционное обучение должно быть дифференцированным, разнообразным. Дистанционный учитель должен учитывать индивидуальную траекторию ученика, а так же формы взаимодействия участников дистанционных мероприятий.

Данный конкурс действительно очень помог мне в профессиональном развитии. Его цели, на мой взгляд, были не столько выявить, кто из конкурсантов является более дистанционным учителем, сколько научить учителя стать таковым! И это Вам, уважаемые организаторы конкурса, удалось.

Мои пожелания: Коллегам по конкурсу: Ничто так не объединяет, как этот конкурс! Поэтому объединенными усилиями поздравим себя! Пусть в нашей жизни и работе будет столько хорошего, сколько у нас всех, вместе взятых! Спасибо всем за идеи, понимание, желание познавать и быть понятым!

Организаторам конкурса: Если столько человек одновременно говорят Вам, что Вы замечательные, умные, знающие, оригинальные - верьте им. Когда Вы рядом, нам кажется что нас больше не на одного, а на двадцать человек. Сколько в Вас жизненной энергии и человеческих достоинств! Поздравляем Вас всем нашим дистанционным коллективом! Уважаем Вас! Спасибо!
 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 170, 17 января 2005 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2006
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное